Женитба
Женитба | |
---|---|
Опера Модеста Мусоргского | |
Родное название | Russian : Женитьба |
Либреттист | Мусоргский |
Язык | Русский |
На основе | Свадьба по Гоголю |
Премьера | 12 декабря 1908 г. Большой Дворянский зал, Москва |
Женитба ( рус . Женитьба , Женитьба , Женитьба ) — неоконченная опера, начатая в 1868 году Модестом Мусоргским на его собственное либретто по мотивам Николая Гоголя « комедии Женитьба» . Эта пьеса 1842 года представляет собой сатиру на ухаживания и трусость, в центре которой находится молодая женщина Агафья, за которой ухаживают четыре холостяка, каждый со своими особенностями.
История
[ редактировать ]История состава
[ редактировать ]Идея положить « Женитьбу» Гоголя на музыку возникла по совету и под влиянием Александра Даргомыжского , который всего двумя годами ранее (в 1866 году) начал сочинять собственную экспериментальную оперу «Каменный гость » на Александра Пушкина трагедию . Даргомыжский заявил, что текст будет изложен «в том виде, в каком он есть, чтобы не искажать внутреннюю истину текста». [ нужна ссылка ] и таким образом, что было отменено «нереалистичное» разделение между арией и речитативом в пользу непрерывного режима слоговой, но лирически усиленной декламации где-то между ними.
В 1868 году Мусоргский быстро поставил первые одиннадцать сцен «Женитбы» , приоритетом которого было передать в музыке естественные акценты и закономерности натуралистических и нарочито банальных диалогов пьесы. Целью Мусоргского было создать индивидуальные музыкальные подписи для каждого персонажа, используя естественные ритмы текста. Композитор отметил:
- Мне бы очень хотелось, чтобы мои персонажи на сцене говорили, как живые люди, и так, чтобы характер и сила интонации, поддерживаемой оркестром и составляющей фон их речи, достигали своей цели, т. е. моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех ее тонких нюансах. [ нужна ссылка ]
в 1868 году Первый акт был завершен вокальной партитурой , и тем летом композитор заметил:
- Я завершил первый акт. Дождь шел не переставая три дня подряд, и я работал, не переставая, в соответствии с погодой. «Женитьба» не дала мне ни минуты спокойствия – вот я и написал ее. [ нужна ссылка ]
На партитуре вписаны следующие реквизиты: «Работа началась во вторник, 11 июня 1868 года, в Петрограде ( Санкт-Петербурге ), и окончена во вторник, 8 июля 1868 года, в деревне Шилово Тульской области ». [ нужна ссылка ]
«Женитьба» была одним из первых музыкальных шедевров Мусоргского. По мнению одного критика, это был эксперимент в русской опере с использованием «сатирического, гротескного музыкального языка со всеми его потрясающими контрастами и преувеличениями, когда композитор, в лучших русско-петербургских традициях, издевается над своими персонажами, но в то же время» плачет над ними». [1]
История выступлений
[ редактировать ]- 1868, Санкт-Петербург – Частное выступление.
Ранний спектакль с участием Мусоргского состоялся в 1868 году в доме Сезара Кюи . Надежда Пургольд На фортепиано аккомпанировала . В актерский состав вошли Модест Мусоргский (Подколесин), Александр Даргомыжский (Кочкарев), Александра Пургольд (Фекла Ивановна) и Константин Вельяминов (Степан). Александра Пургольд (позже Молас) была сестрой Надежды Пургольд (позже Римской-Корсаковой).
- 1906, Санкт-Петербург – Частное выступление.
Позднее частное выступление состоялось в доме Николая Римского-Корсакова . Надежда Пургольд теперь была Надеждой Римской-Корсаковой , через брак с композитором; она снова аккомпанировала на фортепиано. В актерский состав вошли Сигизмунд Блюменфельд (Подколесин), А. П. Сандуленко (Кочкарев), Соня Римская-Корсакова (Фекла Ивановна), Гурий Стравинский (Степан). Сигизмунд Блюменфельд был братом дирижера Феликса Блюменфельда , Соня Римская-Корсакова была дочерью Николая и Надежды Римских-Корсаковых, а Гурий Стравинский был братом композитора Игоря Стравинского .
- 1908, Москва – Мировая премьера.
Первое профессиональное публичное выступление состоялось 12 декабря 1908 года в Большом дворянском зале в Москве. Была исполнена редакция Римского-Корсакова (1908 г.). В состав производственного персонала входил Аркадий Керзин (продюсер). Д. Вейсс (Вайс) аккомпанировал на фортепиано. В актерский состав вошли Владимир Лосский (Подколесин), Федор Эрнст (Кочкарев), Серафима Селюк-Рознатовская (Фекла Ивановна) и Христофор Толкачев (Степан).
В апреле 1973 года в Барнс-холле Корнеллского университета в классе был представлен спектакль «Читательский театр» в английском переводе Леонарда Лермана с Джорджем Гибианом в роли Подколесина, Уильямом Остином в роли Кочкарева, Лорел Фэй в роли Фёклы Ивановны и Джерри Амальдевом в роли Степана, с Леонардом Лерманом в роли Кочкарева. фортепиано. Александр Черепнин впоследствии попросил Лермана перевести на английский его завершение оперы. Работа все еще продолжается.
История публикаций
[ редактировать ]- 1908, редакция партитуры Николая Римского-Корсакова, В. Бесселя и К° , Санкт-Петербург
- 1933, партитура, оригинальная авторская версия во втором номере IV тома Полного собрания сочинений М. П. Мусоргского , Музгиз совместно с Universal Edition , Москва
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера Актерский состав (Дирижер: – ) |
---|---|---|
Подколёсин, придворный советник | баритон | |
Кочкарев, его друг | тенор | |
Fyokla Ivanovna, a matchmaker | меццо-сопрано | |
Степан, камердинер Подколёсина | бас |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время:
- Место:
- сцена 1
Праздный холостяк Подколёсин пытается найти жену: «Ну, если хорошенько подумать, то видно, что брак может быть очень полезен». В настоящее время он ведет хаотичную жизнь, а его бедный слуга Степан постоянно находится у него на побегушках.
- сцена 2
Приезжает брачная посредника Фекла Ивановна, чтобы сообщить Подколёсину подробности о девушке, которую она для него выбрала. Однако его больше интересует ее приданое: «А какое приданое я получу? Давайте начнем с начала и обсудим приданое...» Его беспокоит и то, что она недостаточно для него воспитана: «Я не неужели она дочь офицера?.. Так неужели это лучшая сделка?» Фекла предполагает, что ему нельзя суетиться из-за своей бедной внешности и седых волос!
- сцена 3
Неожиданно появляется Кочкарев, лучший друг Подколёсина, и злится, увидев брачного посредника. Он жалуется, что она выдала его замуж за проблемную и властную женщину. Он отсылает ее и решает взять на себя обязанности по сватовству.
- сцена 4
Он рисует своему другу идеалистическую и беспроблемную картину супружеской жизни: «Там будет птичка в клетке и какая-нибудь вышивка. Просто представьте себя в своем кресле, тихого и безмятежного, а рядом с вами маленькая ласкающая женщина, повсюду и хорошенькая. Рука ее погладит тебя... вот так...» Неохотный Подколесин сопротивляется требованию Кочкарева, чтобы он хотя бы навестил девушку: «Оставьте пока... пойдем, завтра поедем». А Кочкарев отвечает: "Ты идиот и трус! Ты еще хуже... ты баба и осел!" А Кочкарев буквально выталкивает Подколесина из двери своей квартиры. Здесь заканчивается 1-й акт.
Версии других рук
[ редактировать ]Год | Редактор | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
1908 | Николай Римский-Корсаков | Редакция | Издание: 1908, Санкт-Петербург , В. Бессель и К° (клавир) Премьера: 12 декабря 1908 года, Москва , Большой Дворянский зал. |
1917 | Александр Гаук | оркестровка | Премьера: 13 октября 1917 года, Петроград , Театр музыкальной драмы. |
1930 | Маргарита Беклар д'Аркур | оркестровка | |
1931 | Михаил Ипполитов-Иванов | Завершение | Премьера: 1931, Москва , Радиотеатр. |
1935 | Александр Черепнин | Завершение | Премьера: 14 сентября 1937, Эссен , в партии «Женитьба» (немецкий перевод Генриха Буркарда) Публикация: 1938, Вена , Universal Edition (вокальная партитура) |
1954 | Антуан Дюамель | оркестровка | |
1982 | Геннадий Рождественский | оркестровка | |
1991 | Вячеслав Наговицын | оркестровка |
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать: (Подколёсин, Кочкарев, Fyokla Ivanovna, Степан) | Дирижер и оркестр | Версия | Этикетка [2] |
---|---|---|---|---|
1950? | Daniel Demyanov, Павел Понтрягин, Anna Matyushina, Georgiy Abramov | Aleksey Kovalev Оркестр Государственного радио СССР | Ипполитов-Иванов | LP: Melodiya, Кот: Д 011919–22, Вестминстер, Кот: OPW 1202 |
1953 | Николай Агров, Жан Моллен, Шарлотта Демазюрес, Александр Поповицкий | Рене Лейбовиц Симфонический оркестр Парижского радио | Дюамель | ЛП: Океанический, Кот: ОКС 36, Олимпийский, Кот: ОЛ 9105 |
1982 | Владимир Хрулев, Aleksandr Podbolotor, Lyudmila Kolmakova, Владимир Рыбасенко | Геннадий Рождественский Симфонический оркестр Министерства культуры СССР. | Рождественский | LP: Melodiya, Кат.: A10 00039 007, компакт-диск: Олимпия, ОКР 145 |
2009 | Юрий Воробьев, Andrey Zorin, Анна Кикнадзе, Павел Шмулевич | Михаил Агрест Оркестр Мариинского театра | Наговицин | ВХ : YouTube, JGlnuOAbMGQ [3] |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Волков, Соломон (1995). Санкт-Петербург: История культуры . Перевод Антонины В. Буи. Нью-Йорк: Свободная пресса в мягкой обложке. п. 80. ISBN 9781451603156 .
- ^ Источник записи: Operadis-opera-discography.org.uk.
- ^ «Женитьба (Неоконченная опера М. Мусоргского)» . Ютуб .