«Картинки с выставки» (оркестровка Стоковского)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |

Леопольда Стоковского « Оркестровка Картинок с выставки» Модеста Мусоргского была завершена в 1939 году, а премьера состоялась позже в том же году, 17 ноября, Филадельфийским оркестром . [ 1 ]
Мусоргского Оригинальное сочинение 1874 года представляло собой сюиту для фортепиано, однако большую часть своей известности это произведение приобрело благодаря многочисленным созданным к нему оркестровкам. Самая популярная из этих аранжировок была завершена в 1922 году французским композитором Морисом Равелем . Стоковский представил публике Филадельфии оркестровку «Картин » Равеля в 1929 году, но не был полностью удовлетворен аранжировкой, считая, что ей нужно более славянское звучание. Его версия была закончена 10 лет спустя, без особого французского влияния, которое он видел в книге Равеля.
Стоковский опускает две части, «Тюильри» и «Лимож», потому что он чувствовал, что они демонстрируют слишком большое французское влияние, и подозревал, что они могли быть написаны Николаем Римским-Корсаковым , чье издание 1886 года было первой опубликованной версией произведения Мусоргского.
Инструментарий
[ редактировать ]Стоковский переписал «Картинки с выставки» для большого оркестра, состоящего из следующих инструментов.
Деревянные духовые инструменты
|
|
|
Движения
[ редактировать ]
I. Променад
[ редактировать ]Вступительная часть «Променада» Стоковского менее эффектна, чем медные фанфары Равеля; вместо этого в основном он отдается низким струнным и деревянным духовым инструментам, создавая глубокие хоральные текстуры. Медь не входит до самого конца.
II. Гном
[ редактировать ]Калейдоскопическая оркестровка этого гротескного движения напоминает версию «Ночи на Лысой горе» Стоковского. Приглушенные духовые инструменты занимают довольно заметное место, как и ксилофон. Полотно Стоковского больше зависит от странных звуков деревянных и медных духовых инструментов, чем от перкуссии Равеля (в том числе кнута).
III. Променад
[ редактировать ]Фагот заменяет в этой части валторну Равеля и чередуется с загадочными струнными тремоло. Конец плавно переходит в следующий раздел.
IV. Старый Замок
[ редактировать ]После унылого вступления фагота и низких струн вступает английский рожок с песней трубадора. Приглушенные струны создают мечтательную текстуру, как и неумолимый пульс литавр.
В. Крупный рогатый скот
[ редактировать ]Низкие струны несут тяжелую ношу телеги, запряженной волами, а мелодию несут валторны и туба. Кульминация начинается ошеломляющим крещендо перкуссии, мелодией скрипок, труб, валторн и телеги, запряженной волами, в литаврах. Стоковский здесь следует оригинальной партитуре Мусоргского, начиная часть фортиссимо вместо пианиссимо Равеля .
МЫ. Променад
[ редактировать ]В этом разделе снова появляются загадочные струнные тремоло, составляющие основную часть мелодии. Флейты входят в конце, предвосхищая следующее движение.
VII. Балет невылупившихся цыплят
[ редактировать ]Стоковский, как и Равель, использует здесь в основном текстуры деревянных духовых инструментов; однако обе оркестровки звучат совершенно по-разному. Аранжировка Стоковского не сглаживает диссонансы, как у Равеля, а подчеркивает их. В средней части снова появляются струнные тремоло, чередующиеся со скрипом гобоя.
VIII. Сэмюэль Гольденберг и Шмюле
[ редактировать ]Это единственное движение Стоковского, которое во многом обязано Равелю. Однако у него есть свои собственные краски: флейта чередуется с приглушенным звуком трубы в мольбе бедняка, а возвращение напыщенной темы «богатого человека» с большим эффектом использует зловещие тромбонные глиссандо.
IX. Катакомбы
[ редактировать ]Наследие Стоковского как органиста очень очевидно в этом разделе: духовые хоры нагромождены друг на друга гигантскими аккордами. Этот раздел содержит ряд жутких эффектов, таких как глиссандо скрипок и присутствие большого барабана и гонга.
X. Со смертью на мертвом языке
[ редактировать ]Струнные тремоло возвращаются в этой части более зловеще, чем когда-либо, хотя оркестровка не такая мрачная, как у Равеля. Сентиментальная вторая часть включает в себя соло скрипки с частым использованием портаменто .
XI. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
[ редактировать ]Эта часть снова показывает сознательное отличие от Равеля: партия француза — это мощная, брутальная, ударная пьеса, тогда как часть Стоковского — это скорее гротескное скерцо — танец смерти . Пьеса начинается с того, что основные седьмые доли звучат рычанием приглушенных медных духовых инструментов. Как и в «Гномусе», фантасмагорические эффекты оркестровки мелькают в кошмарном калейдоскопе — хрюканье струн, рычание духовых инструментов, визг деревянных духовых инструментов. Средняя часть демонстрирует самое блестящее оркестровое прикосновение Стоковского в произведении — трепетные трели и тремоло валторн и приглушенные трубы; позже нисходящая хроматическая гамма звучит на приглушенных тромбонах. После этого танец смерти возвращается только для того, чтобы улететь вдаль, когда начинается следующая часть.
XII. Великие ворота Киева
[ редактировать ]Эта часть суммирует две важные характеристики оркестровки Стоковского: его гигантские органоподобные аккорды (на самом деле в ней используется орган) и его склонность к звукам гонга и колокольчика. Влияние органа очевидно по вступительному медному хоралу. В хоральных частях Стоковский игнорирует обозначение Мусоргского senza espressivo (без выражения) и отдает их сочному струнному хору. Звуки колокола вступают с гаммами, сопровождающими второе появление темы «Врата», и звуки гонга с диссонирующими перезвонами средней части. В отличие от Равеля, тройки четвертных нот Стоковского в предпоследней песне «Gate» слышны, играются как фанфары на медных духовых инструментах и литаврах. Пьеса заканчивается гигантскими аккордами для органа и оркестра и мощным ударом по гонгу.
Записи
[ редактировать ]Леопольд Стоковский сделал три коммерческих записи своей аранжировки: (1) с Филадельфийским оркестром для RCA Victor (1939); (2) с Всеамериканским молодежным оркестром Колумбии США (1941); и (3) с Новой филармонией Decca (1965). Два «живых» выступления Стоковского также были выпущены на компакт-диске: (а) с Филадельфийским оркестром в 1962 году на Pristine Audio; и (б) с Симфоническим оркестром BBC 1963 года (премьера в Великобритании) на канале «Музыка и искусство».
Другие записи были сделаны Матиасом Бамертом и Филармоническим оркестром BBC (Чандос); Хосе Серебриер и Симфонический оркестр Борнмута (Наксос); Оливер Нассен и Кливлендский оркестр (DG); Геннадий Рождественский и Государственный симфонический оркестр СССР («Откровение»); Джеймс Седарес и Симфонический оркестр Новой Зеландии (Koch International); Кадзуки Ямада и Японский филармонический оркестр (Экстон). Эрих Кунцель и Cincinnati Pops записали для Telarc только «The Great Gate» с «необязательной» органной партией в конце.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Записи 1939–1940 годов - Леопольд Стоковский и Филадельфийский оркестр» . Леопольд Стоковский и Филадельфийский оркестр: их история и записи с 1917 по 1940 год . Проверено 30 декабря 2011 г.