Соната для фортепиано № 23 (Бетховен)
Людвига ван Бетховена , Соната для фортепиано № 23 фа минор соч . 57 (в просторечии известная как « Аппассионата », что по-итальянски означает «страстный») входит в число трех знаменитых фортепианных сонат его среднего периода (остальные — « Вальдштейн» , соч. 53 и «Les Adieux» , соч. 81а ); он был написан в 1804 и 1805 годах, а возможно, и в 1806 году, и Бетховен посвятил его виолончелисту и его другу графу Францу Брауншвейгу . Первое издание вышло в феврале 1807 года в Вене.
В отличие от ранней сонаты № 8 «Патетическая» , [ 1 ] «Аппассионата » не называлась при жизни композитора, но была названа так в 1838 году издателем в четыре руки аранжировки произведения . Вместо этого на обложке рукописи сонаты Бетховена с автографом написано «La Pasionata», написанное рукой Бетховена. [ 2 ]
Одна из его величайших и наиболее технически сложных сонат для фортепиано , Аппассионата считалась Бетховеном его самой бурной сонатой для фортепиано до двадцать девятой сонаты для фортепиано (известной как Хаммерклавир ). [ 3 ] 1803 год стал годом, когда Бетховен столкнулся с необратимостью прогрессирующей потери слуха.
В среднем исполнение всей сонаты «Аппассионата» длится примерно двадцать пять-двадцать семь минут.
Форма
[ редактировать ]Соната состоит из трёх частей :
- веселый Очень
- Едем на мотоцикле
- Веселый, но не слишком – Скоро
Очень веселый
[ редактировать ]
Форма сонаты -аллегро в 12
В восьмом разе первая часть быстро развивается благодаря поразительным изменениям тона и динамики и характеризуется экономным использованием тем.
Основная тема в октавах тихая и зловещая. вниз-вверх Он состоит из арпеджио в пунктирном ритме, которое каденируется на тонизированной доминанте, сразу же повторяющейся на полтона выше (в G ♭ ). Такое использование неаполитанского аккорда (т. е. уплощенного супертоника ) является важным структурным элементом произведения, а также лежит в основе основной темы финала.
Бетховена Как и в Вальдштейновой сонате , кода необычайно длинная и содержит квазиимпровизационные арпеджио, охватывающие большую часть диапазона фортепиано начала XIX века. Выбор фа минора становится очень ясным, когда понимаешь, что в этой части часто используется глубокий, темный тон самой нижней фа минор на фортепиано, которая была самой низкой нотой, доступной Бетховену в то время.
Общее время выполнения этого движения обычно составляет от 8 + 1 ⁄ 2 и 11 минут.
Едем на мотоцикле
[ редактировать ]
Набор вариаций ре ♭ на тему, замечательную своей мелодической простотой в мажор сочетании с использованием необычайно густой звучности и своеобразной контрмелодии в басу. Его шестнадцать тактов (повторяющихся) состоят только из обычных аккордов, составленных из серии четырех- и двухтактных фраз, все заканчивающихся тоникой. (см. изображение) Далее следуют четыре варианта:
- Похож на оригинальную тему, левая рука играет нестандартные доли.
- Украшение темы в шестнадцатых нотах.
- Быстрое украшение тридцатисекундными нотами. Двойной вариант , в котором руки меняют части.
- Реприза оригинальной темы без повторов и со смещением по регистру фраз.
Четвертая вариация заканчивается обманчивой каденцией, содержащей доминантный аккорд, который переходит в мягкую уменьшенную септиму , за которой следует гораздо более громкая уменьшенная септаккорда, служащая переходом (без паузы) к финалу.
Общее время выполнения этого движения составляет около 6-8 минут.
Веселый, но не слишком – Скоро
[ редактировать ]
Соната-аллегро в почти вечном движении, в которой, что очень необычно, повторяется вторая часть, а не первая. Он имеет много общего с первой частью, включая широкое использование неаполитанского шестого аккорда и нескольких записанных каденций . Кульминацией движения является более быстрая кода (на скорости престо, как показано выше и во многих изданиях), представляющая новую тему, которая, в свою очередь, приводит к расширенной финальной каденции фа минор. По словам Дональда Тови, это одно из немногих произведений Бетховена в форме сонаты, которое заканчивается трагедией (остальные - Фортепианное трио до минор , Соната для фортепиано соч. 27 № 2 («Лунный свет») и Соната для скрипки соч. . 30 нет. 2 .). [ 4 ]
Общее время выполнения этого движения составляет около 7–8 минут с повторами и около 5 + 1 ⁄ 2–6 минут без них.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шиндлер, А. (1970). Биография Людвига ван Бетховена . Факсимиле-перепечатка мюнстерского издания 1871 года. Георг Олмс Верлаг. п. 66
- ^ Соната для фортепиано № 23 (PDF) (рукопись). п. 4 – через Международный проект библиотеки музыкальных партитур .
- ^ Питер Гутманн. «Соната для фортепиано № 23. Соч. 57 'Аппассионата' » . classicnotes.net . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Тови, Дональд Фрэнсис (1998). Компаньон к фортепианным сонатам Бетховена . Лондон, Великобритания: Ассоциированный совет Королевских музыкальных школ ( ABRSM ). п. 177. ИСБН 1-86096-086-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Соната для фортепиано № 23 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Партитура и миди-файл 2-й части Мутопии являются общественным достоянием .
- «Программные заметки» , Артур Писарро - Цикл сонат Бетховена, BBC Radio 3
Цитаты, связанные с Сонатой для фортепиано № 23 (Бетховен) в Wikiquote