Соната для фортепиано № 8 (Бетховен)
Соната для фортепиано № 8 | |
---|---|
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Портрет Бетховена 1801 года; картина Карла Трауготта Риделя | |
Ключ | До минор |
Опус | 13 |
Составленный | 1798–1799 |
Преданность | Prince Karl von Lichnowsky |
Продолжительность | 17-20 минут |
Движения | 3 |
Людвига ван Бетховена , Соната для фортепиано № 8 до минор соч. 13, широко известная как «Патетическая соната» , была написана в 1798 году , когда композитору было 27 лет, и опубликована в 1799 году . Это осталось одним из его самых знаменитых произведений. [ 1 ] Бетховен посвятил произведение своему другу князю Карлу фон Лихновскому . [ 2 ] Хотя обычно считается, что это одно из немногих произведений, названных самим композитором, на самом деле оно было названо Grande sonate pathétique (по вкусу Бетховена) издателем, который был впечатлен трагическим звучанием сонаты. [ 3 ]
Выдающиеся музыковеды спорят о том, была ли « Патетическая» вдохновлена сонатой Моцарта фортепианной К. 457 , поскольку обе композиции написаны до минор и имеют три очень похожие части . Во второй части, «Adagio cantabile», особенно используется тема, удивительно похожая на тему просторной второй части сонаты Моцарта. [ 4 ] Также было отмечено близкое сходство с Баха Партитой № 1 . 2 до минор . [ 5 ] Обе работы открываются декламационной фанфарой с пометкой Grave , характеризующейся отчетливым сочетанием пунктирных ритмов, мелодического контура и текстуры. Партиты Более того, первые четыре ноты Анданте (G–C–D–E ♭ , заметно повторяющиеся на протяжении всего произведения) встречаются в «Патетике» как первые ноты важных тем – сначала в перекрещивании второй темы ее первой части. движение (первоначально транспонированное), затем в основной теме Рондо . Известно, что Бетховен был знаком с произведениями Баха, изучая в юности «Хорошо темперированный клавир» и позднее вернувшись к композиционным стилям своего предшественника.
Движения
[ редактировать ]В целом, охватывая все три движения , произведение занимает примерно 18-20 минут. [ 6 ]
Соната состоит из трех частей:
Серьезно – Allegro di tanto e con brio
[ редактировать ]Первая часть имеет сонатную форму . Он начинается с медленной вступительной темы, помеченной как Grave . Экспозиция Allegro под названием di molto con brio находится в 2
2 раза ( alla breve ) в домашней тональности до минор и включает три темы. Тема 1 представляет собой агрессивную тему ракеты , охватывающую две октавы , сопровождаемую постоянными октавами тремоло в левой руке. Затем Бетховен использует неортодоксальную смесь ладов, представляя тему 2 в ми ♭ минор, а не в ее обычном параллельном мажоре . Эта тема более лирична, чем первая, и использует форшлаги и скрещенные руки. Тема 3 модулируется средней нотой ♭ ми фигуру мажор и включает в себя баса с тремоло в стиле Альберти. Кодетта с идеями из вступительного аллегро завершает раздел. Некоторые исполнители сонаты включают вступление в повтор экспозиции ( Рудольф Серкин и Андраш Шифф , например), но большинство возвращается к началу раздела аллегро. [ нужна ссылка ] Эта часть — одна из немногих композиций, содержащих сто двадцать восьмые ноты .
Раздел развития начинается в тональности соль минор , но быстро переходит в ми минор . В этом разделе Бетховен расширяет композиционную практику Гайдна, возвращаясь ко вступительному разделу. После этого повторного появления Могилы композитор создает напряжение с расширенной доминантной подготовкой .
Репризирование но возвращает темы изложения в разных тональностях: темы 1 и 3 исполняются в тонической тональности до минор, затем тема 2 исполняется в неожиданной тональности фа минор, затем возвращается к тонике. Кода очень драматична и включает краткое напоминание о Могиле , а затем заканчивается быстрой каденцией .
Дебют был использован в бесчисленных произведениях; например, Леди Гага использовала эту тему во вступлении к клипу на свою песню 2011 года « Marry the Night ».
MIDI- исполнение, 6:57 минут, 30 Кб
Адажио кантабиле
[ редактировать ]Эта часть является примером выразительного стиля Адажио многих медленных частей классического периода. Знаменитая кантабильная мелодия исполняется трижды, всегда в ля мажоре , разделенных двумя модулирующими эпизодами; Таким образом, эта часть представляет собой простое рондо, а не сонатную форму, более обычную для частей такой серьезности. Действие первого эпизода происходит в фа миноре (относительный минор ля ♭ мажор), с дальнейшей модуляцией до ми ♭ мажор, прежде чем вернуться к основной теме. Второй эпизод начинается в ля миноре и переходит в ми мажор . С окончательным возвращением основной темы аккомпанемент становится богаче и принимает тройной ритм второго эпизода. Есть краткая кодировка .
MIDI-исполнение, 5:03 минуты, 12 Кб
Основная тема этой части открывается почти идентично эпизоду медленной части 457 Моцарта Сонаты для фортепиано № 14 , К. .
Кантабильная для самой популярной тема из этой части использовалась в качестве музыкальной темы радиопрограммы классической музыки. [ 7 ] [ 8 ] «Приключения в хорошей музыке» , который транслировался на национальном уровне в США и во многих других странах с 1970 по 2007 год. Тему исполнил Карл Хаас , ведущий программы.
Полная вторая часть изображена в исполнении Шредера в фильме « Мальчик по имени Чарли Браун» . (Настоящий спектакль поставил Ингольф Даль .)
Кроме того, Билли Джоэл использовал эту тему в припеве своей песни 1983 года « This Night »; [ 9 ] как и Луиза Такер в своем фильме «Midnight Blue» 1982 года, который стал хитом №1 во Франции.
Рондо: Аллегро
[ редактировать ]Соната завершается сокращенной частью до минор. Основная тема очень похожа на вторую тему Аллегро первой части: ее мелодический рисунок идентичен для первых четырех нот, а ритмический рисунок - для первых восьми. Существует также модифицированная версия мелодии второй части, соединяющая все три части вместе. Форма сонаты-рондо движения включает краткую коду . Три эпизода рондо написаны в ми ♭ мажоре, ля ♭ мажоре и до мажоре . Обычное использование сфорцандо создает мощный эффект.
MIDI-исполнение, 4:25 минут, 17 Кб
Реакция современников Бетховена
[ редактировать ]соната» «Патетическая имела большой успех для Бетховена и хорошо продавалась. [ 10 ] и помогая создать ему репутацию композитора, [ 11 ] не только как выдающийся пианист. Оно не только мгновенно стало популярным, но и открыло миру черты, которые Бетховен будет продолжать развивать в ближайшие годы. [ 1 ]
Когда пианист и композитор Игнац Мошелес обнаружил это произведение в 1804 году, ему было десять лет; не имея возможности купить музыку, он скопировал ее из библиотеки. Его учитель музыки, когда ему рассказали о его открытии, «предостерег меня от игры или изучения эксцентричных произведений, пока я не выработал стиль, основанный на более респектабельных образцах. Однако, не обращая внимания на его наставления, я положил на фортепиано произведения Бетховена, порядок их появления и нашел в них такое утешение и удовольствие, какого никогда не удостаивал меня ни один другой композитор». [ 12 ]
Антон Шиндлер , музыкант, который был другом Бетховена в последние годы композитора, писал: «То, что «Патетическая соната» находилась в руках Бетховена (хотя он и оставлял желать лучшего в отношении чистой игры), было чем-то, что нужно было иметь слышал и слышал еще раз, чтобы быть совершенно уверенным, что это то же самое, уже известное произведение. Прежде всего, каждая вещь становилась в его руках новым творением, в котором его всегда игра легато была одной из особенностей. его казни составили важную часть». [ 12 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Кантабильная для самой популярной тема из этой части использовалась в качестве музыкальной темы радиопрограммы классической музыки. [ 13 ] [ 14 ] «Приключения в хорошей музыке» , который транслировался на национальном уровне в США и во многих других странах с 1970 по 2007 год. Тему исполнил Карл Хаас , ведущий программы.
Полная вторая часть изображена в исполнении Шредера в фильме « Мальчик по имени Чарли Браун» . (Настоящий спектакль поставил Ингольф Даль .)
Кроме того, Билли Джоэл использовал эту тему в припеве своей песни 1983 года « This Night »; [ 15 ] как и Луиза Такер в своем фильме «Midnight Blue» 1982 года, который стал хитом №1 во Франции.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Крейг Райт , Прослушивание западной музыки , стр. 209–212. Cengage Обучение.
- ^ Патетическая соната Бетховена, соч. 13 Все о Бетховене. Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ Беркхарт, Чарльз : Антология музыкального анализа , с. 233. Ширмер 2004.
- ^ Маркс, Ф. Хелена. Соната: ее форма и значение на примере фортепианных сонат Моцарта . У. Ривз, Лондон, 1921 г.
- ^ Сисман, Элейн Р. Пафос и патетика: риторическая позиция в до-минорной сонате Бетховена, соч. 13 . Бетховенский форум, том. 3, стр. 81–106. Университет Небраски Пресс, 1994.
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=WRqTEOTOyj4 [ только URL ]
- ^ Энн Миджетт (8 февраля 2005 г.). «Карл Хаас, посол классической музыки на радио, умер в 9 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Холли, Джо (8 февраля 2005 г.). «Умер классический радиоведущий Карл Хаас, 91 год» . Вашингтон Пост . п. В06 . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Знаете ли вы, что в «Эта ночь» Билли Джоэла используется та же мелодия, что и в «Патетической сонате» Бетховена?» .
- ^ Мейнард Соломон , Бетховен , с. 80. Пересмотренное издание, Schirmer Trade Books.
- ^ Ян Сваффорд , Бетховен: Мука и триумф , с. 219. Хоутон Миффлин Харкорт
- ^ Jump up to: а б Х. К. Роббинс Лэндон , Бетховен: документальное исследование , стр. 61–62. Темза и Гудзон 1970.
- ^ Энн Миджетт (8 февраля 2005 г.). «Карл Хаас, посол классической музыки на радио, умер в 9 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Холли, Джо (8 февраля 2005 г.). «Умер классический радиоведущий Карл Хаас, 91 год» . Вашингтон Пост . п. В06 . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Знаете ли вы, что в «Эта ночь» Билли Джоэла используется та же мелодия, что и в «Патетической сонате» Бетховена?» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Соната для фортепиано № 8 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Партитура из издания Рикорди , Музыкальная библиотека Уильяма и Гейл Кук . Музыкальной школы Университета Индианы
- Публичная запись этой сонаты в Мусопене.
- Лекция Андраша Шиффа о фортепианной сонате Бетховена соч. 13, через The Guardian
- Запись Даниэля Баренбойма