Бетховен и до минор
Относительный ключ | Ми ♭ мажор |
---|---|
Параллельный ключ | До мажор |
Доминирующий ключ | соль минор |
Субдоминант | Фа минор |
Шаг компонентов | |
В, Д, Е ♭ , Ж, Г, А ♭ , Б ♭ |
Произведения Людвига ван Бетховена в тональности до минор имеют особое значение для многих слушателей. Его работы в этом ключе считаются мощными и эмоциональными, вызывающими мрачные и бурные чувства. [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]В эпоху Классики до минор использовался нечасто и часто для произведений особенно бурного состава. [ нужна ссылка ] Моцарт , например, написал лишь очень немногие произведения в этой тональности, но они относятся к числу его самых драматичных (Двадцать четвертый фортепианный концерт , Четырнадцатая фортепианная соната , Масонская похоронная музыка , Адажио и фуга до минор и Великая фортепианная соната). Месса до минор , например). Бетховен предпочитал писать в этом ключе гораздо большую часть своих произведений, особенно традиционно «салонные» (то есть легкие и развлекательные) жанры, такие как сонаты и трио, как своего рода сознательный отказ от старой эстетики, ценя «возвышенное» и «возвышенное». «сложно» выше музыки, которая «просто» приятна для слуха. [1] Пол Скьяво писал, что до минор — это тональность, «которую Бетховен ассоциировал с пафосом, борьбой и экспрессивной настойчивостью». [2]
Говорят, что тональность представляет для Бетховена «бурную, героическую тональность»; [3] он использует его для «работ необычайной интенсивности»; [4] и это «зарезервировано для его самой драматичной музыки». [5]
Пианист и ученый Чарльз Розен пишет: [6]
Бетховен до минор стал символом его артистического характера. В любом случае это раскрывает Бетховена как героя. До минор не показывает Бетховена в его самой утонченной форме, но дает нам его самую экстравертную форму, в которой он, кажется, наиболее нетерпелив к любому компромиссу.
Характерной точкой зрения XIX века является точка зрения музыковеда Джорджа Гроува , который писал в 1898 году: [7]
Тональность до минор занимает особое место в сочинениях Бетховена. Произведения, для которых он использовал его, за очень немногими исключениями, замечательны своей красотой и важностью.
Взгляд Гроува можно сказать [ нужна ссылка ] чтобы отразить взгляды многих участников эпохи романтизма в музыке, которые ценили музыку Бетховена прежде всего за ее эмоциональную силу.
Не все критики положительно отнеслись к привычному возвращению Бетховена к тональности до минор. Музыковед Джозеф Керман считает, что Бетховен полагался на тональность, особенно в его ранних произведениях, как пустую манеру:
[T] «до-минорное настроение» раннего Бетховена... это то, которое с годами устарело наиболее решительно и разочаровывающе... В этой знакомой эмоциональной позе Бетховен кажется невольным пленником какого-то традиционного образа страсти. , а не хозяин своей страсти. [8]
Из произведений, которые, как говорят, воплощают бетховенское «настроение до минор», вероятно, каноническим примером является Пятая симфония . произведения Бетховена Многочастные как правило, имели медленную часть в контрастирующей мажорной тональности, почти всегда субдоминанту относительной тональности до минор ( ми мажор до минор , ): ля мажор , обеспечивающую «утешительно прохладную тень или кратковременную передышку». ", [9] но и относительная тональность ( ми ♭ мажор , соч. 1/3), тоника-мажор ( до мажор , соч. 9/3, 18/4, 111) и заостренный средний мажор ( ми мажор , соч. 37), последний создал прецедент для третьего фортепианного квартета Брамса , фортепианного концерта Грига и второго фортепианного концерта Рахманинова .
В своем эссе «Меньшинство Бетховена» [10] Керман отмечает, что Бетховен ассоциировал до минор как с его относительным (E ♭ ), так и с параллельным (до) мажором, и его постоянно преследовало видение перехода до минора в до мажор. частях Бетховена В то время как во многих сонатных в других минорных тональностях, особенно в финалах, использовалась минорная доминанта (v) в качестве второй ключевой области, что предсказывало повторение этого материала в минорной тональности. [9] - использование им относительного мажора E ♭ (III) в качестве второй ключевой области для всех его движений в форме сонаты до минор, кроме двух, во многих случаях способствовало повторению части или всей второй темы в до мажор в перепросмотр. Одно исключение, первая часть Сонаты для фортепиано № 32 , использует A ♭ мажор (VI) в качестве второй ключевой области, что также позволяет повторить мажорный лад при перепросмотре, а другое исключение, Кориоланская увертюра , используется лишь в общих чертах. в сонатной форме и все еще проходит через III в экспозиции и мажорный I в репризе . Кроме того, из заключительных частей многочастных произведений Бетховена до минор три полностью написаны до мажор (соч. 67, 80, 111), одна заканчивается до мажор (соч. 37) и еще четыре (вместе с одна первая часть) заканчиваются пикардийской терцией (соч. 1/3, 9/3, 10/1, 18/4, 111 i).
Список работ
[ редактировать ]Вот список произведений Бетховена до минор, которые, по мнению Джорджа Гроува, характерны для того, как Бетховен использовал эту тональность: [7]
- Кантата на смерть императора Иосифа II , WoO 87 (1791)
- Фортепианное трио, соч. 1, № 3 (1793)
- Престо для фортепиано, WoO 52 (1795)
- Аллегретто для фортепиано, WoO 53 (1796-7)
- Соната для фортепиано, соч. 10, № 1 (1795-8)
- Соната для фортепиано, соч. 13, «Патетическая» (1798)
- Струнное трио, соч. 9, № 3 (1798)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3, соч. 37 (1800)
- Струнный квартет, соч. 18, № 4 (1800)
- Соната для фортепиано № 13, соч. 27 , 2-я часть (1800)
- Соната для скрипки, соч. 30, № 2 (1802 г.)
- Симфония № 3, соч. 55 , вторая часть, «Траурный марш» (1803)
- 32 вариации до минор , WoO 80 (1806)
- Увертюра «Кориолан» , соч. 62 (1807)
- Пятая симфония, соч. 67 (1808)
- Хоровая фантазия , соч. 80 (1808)
- Струнный квартет № 10, соч. 74 , скерцо (1809)
- Соната для фортепиано No. 26, соч. 81а , вторая часть, «Абвезенхайт» (1810 г.)
- Соната для фортепиано № 32, соч. 111 (его последняя соната для фортепиано, 1822 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тарускин, Ричард (2005). Оксфордская история западной музыки . США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516979-9 . Главы 30 («Первые романтики») и 31 («Настроения до минор»)
- ^ Коллекция Рубинштейна , Том. 36, примечания к компакт-диску
- ^ Вятт, Генри. «Примечания к программе: 14 июня 2003 г. - Вольфганг Амадей Моцарт (Зальцбург, 1756 г. - Вена, 1791 г.): Увертюра к опере «Свадьба Фигаро » . Университет Рутгерса ( Школа искусств Мейсона Гросса ). Архивировано из оригинала 27 августа 2003 года.
- ^ Бромбергер, Эрик (23 октября 2005 г.). «Примечания к программе: Соната до минор для скрипки и фортепиано, соч. 30, № 2» (PDF) . Вашингтонское общество исполнительских искусств. Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2006 года . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ Натали Нг (8–10 декабря 2023 г.). «Рудольф Бухбиндер – декабрь 2023 г.» (программа). Сингапурский симфонический оркестр . п. 13 . Проверено 23 июня 2024 г. - через issuu . со ссылкой на Пола Скьяво
- ^ Розен, Чарльз (2002). Фортепианные сонаты Бетховена: краткий компаньон . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 134.
- ^ Jump up to: а б Гроув, Джордж (1962) [1898]. Бетховен и его девять симфоний . Нью-Йорк: Dover Publications (первоначально Novello, Ewer and Company ). п. 181 .
- ^ Керман, Джозеф (1966). Квартеты Бетховена . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 70.
- ^ Jump up to: а б Хепокоски, Джеймс ; Дарси, Уоррен (2006) [2006]. Элементы теории сонаты : нормы, типы и деформации в сонате конца восемнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 328.
- ^ Керман, Джозеф (1994) [1994]. Запишите все это: очерки о музыке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.