Памятник Бетховену
Памятник Бетховену — большая бронзовая статуя Людвига ван Бетховена , стоящая на Мюнстерплац в Бонне , месте рождения Бетховена. Он был открыт 12 августа 1845 года. [1] в честь 75-летия со дня рождения композитора. [2]
Фон
[ редактировать ]Генрих Карл Брайденштайн (1796–1876) был первым профессором музыковедения в Германии. С 1823 года он занимал должность в Боннском университете. В 1828 году он впервые высказал идею о памятнике Бетховену в его родном городе. В 1832 году он написал статью, в которой предлагал идею «или, еще лучше, живого памятника, посвященного искусству, Bildung , образованию и т. д.».
До того времени в Германии и Австрии не было практики возведения статуй великих деятелей культуры. Фридриху Шиллеру пришлось ждать до 1839 года; первая работа Моцарта (в Зальцбурге , Австрия ) не была открыта до 1842 года; а первое произведение Бетховена в Вене , городе, в котором он провел большую часть времени, с которым больше всего был связан и в котором умер, было создано только в 1880 году. [3]
17 декабря 1835 года «Боннская ассоциация памятников Бетховену», возглавляемая знаменитым переводчиком Шекспира Августом Вильгельмом Шлегелем , издала призыв к созданию постоянного памятника Бетховену, который был разослан всем основным музыкальным изданиям в Германии, Франции. и Англия. Король Баварии Людвиг I был полон энтузиазма, но в остальном реакция была не очень многообещающей: в Париже Луиджи Керубини пообещал провести специальный концерт для сбора средств, но позже передумал; в Лондоне друг Бетховена сэр Джордж Смарт и Игнац Мошелес дали благотворительный концерт в театре Друри-Лейн , включая Оду к радости из Девятой симфонии , но он был мало посещаем. [4]
Ференц Лист включился в проект в октябре 1839 года, когда стало ясно, что ему грозит провал из-за отсутствия финансовой поддержки. До этого общий вклад Франции составлял менее 425 франков; Личное пожертвование Листа превысило 10 000 франков. [3] Он вложил свою пропагандистскую деятельность, а также свою личную энергию в концерты и сольные концерты, доходы от которых пошли в строительный фонд. Одним из таких концертов было его последнее публичное выступление с Фредериком Шопеном — пара концертов фортепианного дуэта, состоявшаяся в Зале Плейеля и Парижской консерватории 25 и 26 апреля 1841 года. [5]
Единственным условием участия Листа было то, что скульптором статуи Бетховена должен быть итальянец Лоренцо Бартолини . [3] В итоге контракт был присужден немцу Эрнсту Юлиусу Хэнелю (1811–1891). [6] Кастинг проводил Якоб Даниэль Бургшмит из Нюрнберга. [1]
С этой целью Лист вернулся на концертную сцену; Ранее он ушел на пенсию, чтобы сочинять музыку и проводить время со своей семьей. По случаю открытия он также написал специальное произведение « Фестивальная кантата по случаю открытия памятника Бетховену в Бонне» , S.67 ( Festkantate zur Enthüllung des Beethoven-Denkmals in Bonn ). [1] [3]
Ранее были привлечены и другие музыканты: Роберт Шуман предложил написать «Большую сонату», опубликовать ее с золотой отделкой и черным переплетом и использовать доходы от продажи для строительного фонда. Его Obolen auf Beethovens Monument: Ruinen, Trophäen, Palmen: Grosse Sonate für das Pianoforte für Beethovens Denkmal, von Florestan und Eusebius ( Небольшой вклад в памятник Бетховену: Руины, трофеи, пальмы: Большая соната для фортепиано для мемориала Бетховена, Флорестан и Евсевий ) претерпел некоторые изменения имени. Его издатели не приняли ее в 1836 году, поэтому он отредактировал ее и опубликовал в 1839 году как свою «Фантазию до мажор» , соч. 17, с посвящением Листу. В первой части Шуман, возможно, отсылает к теме из песенного цикла Бетховена An die Ferne Geliebte ( Дальнейшей возлюбленной ). [7] что, если это правда, было также намеком на его собственную «дальнюю возлюбленную», Клару Вик , которая затем была разлучена с ним в Париже по приказу ее отца Фридриха Вика . [8] В 1841 году Феликс Мендельсон написал для этого проекта свои «Серийные вариации» ре минор. [9]
Первоначально открытие было запланировано на 6 августа 1843 года, но было перенесено на 12 августа 1845 года. [3]
12 мая 1845 года Шлегель умер. Его место на посту главы оргкомитета занял идейный вдохновитель Генрих Брайденштайн. [3]
Поспешное строительство Бетховенского зала
[ редактировать ]Официальное открытие памятника Бетховену должно было стать кульминацией трехдневного Бетховенского фестиваля. За месяц до начала фестиваля не нашлось подходящего места для размещения ожидаемых 3000 посетителей. По настоянию Листа и только после того, как он предложил взять на себя все расходы, комитет нанял архитектора и строителей для строительства Бетховенского зала. К тому времени, когда они наконец приступили к работе, у них было на это меньше двух недель, и им приходилось работать круглосуточно, чтобы закончить работу вовремя. [3]
К счастью, музыкантам, которые должны были исполнять музыку, было уделено немного больше внимания. В состав оркестра вошли музыканты провинциальных оркестров области. [10] Среди контрабасов был всемирно известный Доменико Драгонетти , который знал Бетховена и которому тогда было 82 года, но все еще был способным исполнителем. [3] Он умер менее чем через год.
Открытие торжеств
[ редактировать ]Бетховенфест ( Бетховенский фестиваль) начался в воскресенье, 10 августа 1845 года. Луи Шпор , знавший Бетховена, дирижировал в тот вечер «Торжественной месой» и 9-й симфонией .
Утром в день открытия, во вторник, 12 августа, месса до мажор была совершена в соборе . Затем состоялось официальное открытие. На нем присутствовало большое количество выдающихся деятелей: король Пруссии Фридрих Вильгельм IV и его супруга; Королева Виктория (в рамках своего первого континентального визита с момента вступления на престол 8 лет назад) [3] и принц Альберт ; Эрцгерцог Австрии Фридрих ; [3] композиторы Гектор Берлиоз , Джакомо Мейербер , Игнац Мошелес и Фелисьен Давид ; дирижеры Шарль Халле и сэр Джордж Смарт ; баритоны Йозеф Штаудигль и Иоганн Баптист Пишек (1814–1873); сопрано Дженни Линд и Полин Виардо ; [10] и Лола Монтес . [3] [11] Роберт Шуман и Феликс Мендельсон , которые оба написали крупные произведения для фортепиано, чтобы собрать средства на памятник, не смогли присутствовать. [10] Фредерик Шопен отказался присутствовать, так как ненавидел напыщенные публичные церемонии. [12] Рихард Вагнер не присутствовал, но он наверняка знал об этом событии, поскольку за неделю до открытия он написал Листу, предлагая установить подобную статую Карлу Марии фон Веберу в Дрездене. [3] Пергамент, подписанный всеми присутствовавшими высокопоставленными лицами, был запечатан в свинцовом гробу внутри памятника. [3]
Затем последовал дневной концерт: Лист исполнил « Императорский концерт» и дирижировал Пятой симфонией , а Шпор возглавил « Кориоланскую увертюру» , арию из оратории «Христос на Елеонской горе» , а также квартет и финал из «Фиделио» . Первоначально предполагалось, что «Реквием» будет исполнен Берлиоза; Берлиоз настаивал на том, чтобы он, и только он, руководил произведением, если оно вообще будет разыграно, но это не понравилось Боннскому комитету, поэтому от плана отказались. [10] В тот вечер состоялся впечатляющий фейерверк. [3]
На следующий день, в среду, 13 августа, состоялся четырехчасовой концерт: в него вошли Фестивальная кантата Листа к открытию памятника Бетховену в Бонне (данная дважды, один раз без королевских гостей и второй раз после их прибытия), Бетховена «Эгмонт» увертюра . , фортепианный концерт Вебера, ария Леоноры из «Фиделио» , ария Мендельсона и песня «Аделаида» . Затем последовал банкет на 550 гостей в отеле Der Stern. [11] Банкет был сорван из-за поведения Лолы Монтес , которая танцевала на столе и смутила Листа, настаивая на том, что она была его гостем на торжестве, и требовала места, соответствующего ее заявленному статусу, тем самым нарушая заранее организованную рассадку. Это возмутило боннские власти и настолько помогло самому Листу, что, когда в 1870 году в Бонне отмечалось столетие Бетховена, его не пригласили присутствовать. [3] [13]
Сам памятник
[ редактировать ]Сэр Джордж Смарт, как и Игнац Мошелес, заявил, что черты лица статуи очень похожи на Бетховена. Но ассистент Бетховена Антон Шиндлер отнесся к этому с пренебрежением.
Реставрация
[ редактировать ]В январе 2022 года статую сняли с постамента для реставрации и чистки. Работы заняли шесть месяцев. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ханна Солтер. «Встреча с Бетховеном в Бонне» . Доминик Прево . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ Ханна Солтер (24 января 2008 г.). «Город Бонн – памятник Бетховену» . Город Бонн . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Алессандра Комини (2008). Меняющийся образ Бетховена: исследование мифотворчества . Санстоун Пресс. ISBN 9780865346611 . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ «Девятая симфония Бетховена: Политическая история Эстебана Буха, отрывок» . Издательство Чикагского университета. 2003 . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ Холл-Свадли, Джанита Р. (15 июля 2011 г.). Собрание сочинений Ференца Листа: Ф. Шопен . Пугало Пресс. ISBN 978-1-4616-6409-3 . , с. 32.
- ^ «Достопримечательности: статуя Бетховена» . Tourismus & Congress GmbH Бонн/Рейн-Зиг/регион Арвайлер. 2002. Архивировано из оригинала 21 августа 2010 года . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ «Стратмор - События и билеты - Календарь - Примечания к программе» . Стратмор. 2010 . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ «Брамс и Шуман - Джон Лилль - Фортепиано - Примечания к программе» . Сигнум Классика. Март 2006 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ «Нью-Йоркский филармонический оркестр: Сольный концерт на фортепиано: Андраш Шифф играет Мендельсона и Шумана» . Нью-Йоркская филармония. 6 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 г. . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Д. Керн Холоман (1989). Берлиоз . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674067783 . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Берлиоз в Бонне (1 августа 2005 г.). «Веб-сайт Гектора Берлиоза - Берлиоз в Германии - Бонн» . Сайт Гектора Берлиоза. Архивировано из оригинала 18 сентября 2010 года . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ Рассел Мартин, Волосы Бетховена , 2000, с. 40
- ^ Георг Предота (12 октября 2012 г.). «Немецкие приключения II: Лола и ее «Монтез» » . Интерлюдия . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Памятник Бетховену будет восстановлен