Бетховен (Мэлер)

Сохранилось как минимум два портрета, созданных немецким художником Виллибрордом Мелером маслом Йозефом композитора Людвига ван Бетховена .
Один из них, написанный примерно в 1804 или 1805 году , является первым из четырех безымянных портретов композитора, написанных художником. Сегодня он висит в Музее Бетховена на Пробюсгассе в Вене, являясь частью Венского музея .
Копия этой картины, когда-то принадлежавшая биографу Бетховена Александру Уилоку Тайеру , сейчас принадлежит Нью-Йоркской публичной библиотеке .
Бетховена, написанный Мелером Портрет в 1814 году , существует в двух версиях и является частью серии портретов венских композиторов, сделанных им в то время.
Портрет 1804–1805 гг.
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Йозефа Виллиброрда Мелера с Бетховеном познакомил писатель Штефан фон Бройнинг (1774–1827). Хотя в конечном итоге Мелер стал секретарем суда, он интересовался музыкой, был хорошим певцом и немного сочинял музыку. Бетховен взял его на одну из репетиций «Леоноры» в 1805 году. [ 1 ]
Все, что известно о картине, основано на Александра Уилока Тэйера биографии . Впервые он наткнулся на оригинальную картину Мелера во время исследовательского визита (для изучения его биографии Бетховена) к Каролине Барбаре ван Бетховен (урожденной Наске), вдове Карла ван Бетховена , племянника композитора. Поскольку у Тайера была копия (см. ниже), ему было особенно интересно узнать об обстоятельствах, при которых она была написана. Эту картину он считал самым интересным и увлекательным из встречавшихся ему портретов. [ 2 ] Позже он взял интервью у Мелера 24 мая 1860 года. [ 3 ] [ 2 ] Тайер охарактеризовал дружбу между Бетховеном и Мелером как дружбу, в которой Мелер ответил на доброту композитора теплой привязанностью и восхищением композиторским гением. [ 3 ] Вспоминая Бетховена, Мелер рассказал о его портрете 1804 года и задался вопросом, где он находится. На его вопрос Тайер ответил, что оно принадлежит вдове Карла ван Бетховена. Затем Мелер сообщил, что у него есть его копия. [ 4 ]
Мелер написал четыре портрета Бетховена. Только первое изображение, датированное Тайером 1804–05 годами, содержит почти полное изображение композитора. Бетховен, видимо, очень любил этот портрет и владел им до самой смерти. [ 5 ]
В современных источниках Бетховена есть только три упоминания об этом портрете:
- В бумагах, оставленных Бетховеном, была недатированная записка к Мелеру: «Прошу вас вернуть мне мой портрет, как только вы достаточно воспользуетесь им; если он вам понадобится дольше, я прошу вас по крайней мере поспешить». — Я обещал незнакомке, даме, которая видела его здесь, чтобы она могла повесить его в своей комнате на несколько недель своего пребывания, которая сможет выдержать такие очаровательные назойливости, как само собой разумеющееся часть милых услуг. который я такой урожай перейдет и к тебе»; [ 4 ]
- Краткая ссылка на Антона Шиндлера , отмечающая ее «незначительность»; биографию [ 6 ]
- В своей книге «Из черного испанского дома » [ 7 ] Герхард фон Бройнинг (сын Стефана) предоставил описание квартиры Бетховена. Портрет дедушки Бетховена занимал видное место в вестибюле, а портрет Мелера висел на задней стене складского помещения, куда никогда не допускались посетители. [ 8 ]
В настоящее время портрет висит в Музее Бетховена на Пробусгассе, Хайлигенштадт, Вена , в отделении Венского музея . [ 9 ]
Символизм
[ редактировать ]Историк Оуэн Джандер обсуждает символизм, заложенный в пятой симфонии композитора Бетховена и портрете, выдвигая гипотезу, что оба произведения были «ритуализированной конфронтацией» - публичным, но завуалированным заявлением о растущей глухоте как средством научиться ее принимать. [ 10 ] Джандер предполагает, что большую часть портретной живописи XVIII–XIX веков можно считать автопортретами, созданными в важные моменты жизни человека, когда детали портрета были изложены субъектом. [ 11 ] Такие элементы, как поза объекта, выражение лица, одежда, сопутствующие объекты и жесты, являются частью условностей портретной живописи. Точно так же, если какой-либо из этих элементов изображен таким образом, который отличается от типичных изображений, это усиливает сообщение, которое они намереваются передать, привлекая внимание зрителя. [ 12 ] Контрастные жесты между правой и левой рукой типичны и служат для того, чтобы побудить зрителя вызвать интерпретацию. [ 13 ] или, по словам критика Филипа Конисби, «повествовательный портрет с дидактической целью». [ 14 ]
Яндер предполагает, что источником вдохновения для портрета Мелера послужил портрет дедушки Бетховена, написанный Леопольдом Раду 1773 года, которого также звали Людвиг ван Бетховен (1712–1773), который композитор выставил на видном месте в своей квартире. [ 15 ] Примечательно, что одной из особенностей этого портрета (написанного в том же году, когда умер персонаж) была накидка, спадающая со спины персонажа. Для Яндера это символизирует преодоление горя, постигшего деда Бетховена после смерти его жены от алкоголизма, при сохранении семейной жизни (его сын Иоганн - младший отец Людвига ван Бетховена - также страдал и в конце концов умер от алкоголизма). Чтобы понять возможное влияние на композитора, Яндер цитирует математика и теоретика искусства XVIII века Иоганна Георга Зульцера , который в своей «Всеобщей теории щенков искусства» дал понимание того, как портрет предка может оказывать исцеляющее воздействие на потомков. «Узы восхищения и любви между нами и нашими предками сохраняются и, таким образом, оказывают целебное влияние на дух, как если бы иногда покойный все еще сидел среди нас… Портрет может произвести на нас, людей, почти такое же сильное впечатление, как и портрет. сам человек». [ 15 ]
Завод
[ редактировать ]Яндер отмечает, что изучение растений было частью учебной программы Дрезденской художественной академии, где учился Мелер, поэтому вполне естественно ожидать растений в его графических работах. Растение в левом нижнем углу портрета Джандер идентифицировал как Polygonum bistorta , широко известное как спорыш. [ 16 ] Природа этого растения — соцветие (скопление цветов на ветке). На портрете представлены группы спорыша в разных стадиях: от начального цветения с розовым оттенком до зрелых соцветий с потускневшей окраской. (Яндер характеризует Бетховена как «природолюбивого» и вспоминает Гейлигенштадтское завещание , где композитор писал «как осенние листья опадают и засыхают…», аллюзия, очень похожая на изображенную на портрете.) [ 16 ] Джандер предполагает, что тускнеющий цвет растения является метафорой потери слуха композитора. [ 17 ]
Лира-гитара
[ редактировать ]Хотя Мелер описал этот инструмент как лиру , [ 4 ] Джандер идентифицировал ее конкретно как лиру-гитару , инструмент, популярный в начале 19 века. [ 18 ] Интерпретация такова: Бетховен, держа в руке инструмент, извлекает музыку. Но у гитары-лиры обычно шесть струн, а у Бетховена — только пять. Расположив колышки струн в два ряда, Джандер идентифицировал недостающую струну как одну из струн с более высоким тоном, что наводит на мысль о визуальной метафоре неспособности Бетховена слышать высокие частоты. [ 19 ]
Мыс
[ редактировать ]

Джандер цитирует Зульцера, который описал расположение одежды в графическом искусстве, которое могло изобразить «душу, взволнованную страстью». [ 19 ] Ниже спины Бетховена спавшая с плеч темно-синяя накидка. Большая часть плаща свалена в кучу в правом нижнем углу изображения, что «усиливает послание о продаже активов». [ 19 ] Частично это отсылка к картине деда композитора, чья ниспадающая накидка олицетворяла преодоление горя. [ 19 ]
Правая рука
[ редактировать ]Зульцер (по словам Джандера) сказал, что жесты никогда не должны привлекать столько внимания, сколько отвлекать зрителя от лица. [ 20 ] Загадочная природа изображения правой руки Бетховена, похоже, озадачила и Тайера, и Джандера. Тайер вспоминает, как Мелер давал описание: «...правая рука вытянута, как будто в момент музыкального энтузиазма он отбивает такт...» [ 4 ] Тайер высказал свои мысли: [ 21 ]
Вытянутая правая рука, хотя, как и вся картина, не очень художественно исполненная, была написана, видимо, старательно. Она довольно широкая по длине, мускулистая и нервная, так как рука великого пианиста обязательно растет в результате долгих тренировок; но в целом он аккуратно сложен и пропорционален. Анатомически он настолько точно соответствует всем достоверным описаниям личности Бетховена, что уже одно это доказывает, что он был скопирован с натуры, а не нарисован по фантазии художника. Кто-нибудь видел длинную тонкую руку с изящно суженными пальцами, как у Мендельсона, соединенную с короткой, толстой мускулистой фигурой Бетховена или Шуберта?
Как и Тайер, Яндер говорит, что неоднозначное значение правой руки связано с несовершенством Мелера как художника. [ 20 ] Алессандра Комини заметила, что, в отличие от портрета его деда, где рука его предка указывает на уже написанную музыку, у Бетховена «рука поднимается ладонью наружу в ответ на услышанную музыку, которую нужно записать на будущее». [ 22 ]
Действие
[ редактировать ]В интерпретации Джандера «композитор представляет себя повернутым спиной (в буквальном смысле) к тьме, суматохе и полумертвому дереву, которые доминируют над пространством слева от него. С музыкальным инструментом в руке он проецирует себя начинающим двигаться к спокойствию. , залитое солнцем поле [и храм Аполлона] справа от него». Подобно тому, как музыка спасла его дедушку от непреодолимого горя, так и музыка дает направление жизни Бетховену и утешает его от глухоты. [ 23 ]
Портрет 1814–1815 гг.
[ редактировать ]Около 1815 года Мелер создал серию портретов, на которых изображены современные венские композиторы, в том числе, помимо Бетховена, Иоганн Непомук Гуммель , Антонио Сальери , Игнац фон Зейфрид и Михаэль Рунде . [ 24 ] Большая часть этих портретов вошла в коллекцию Венского музыкального общества Gesellschaft der Musikfreunde . Как было написано в музыкальном журнале Allgemeine Musikzeitung в августе 1815 года, «все они самым достойным образом отличаются эффектным мазком, описательным сходством и своеобразным выражением своей души». [ 25 ] В серию вошел поясной портрет Бетховена. Художник создал несколько вариантов этого портрета.
Копия портрета 1804–1805 годов Тэйера.
[ редактировать ]
Эта картина, предположительно написанная примерно в 1808 году, представляет собой копию портрета Бетховена работы Мелера, выполненную неизвестным художником. Этот экземпляр в течение многих лет принадлежал Александру Уилоку Тайеру , автору первой научной биографии композитора, который считал его одним из своих самых ценных вещей. [ 2 ] Сегодня картина принадлежит Нью-Йоркской публичной библиотеке . [ 26 ]
По оценкам Тайера, копия портрета Мелера была написана примерно в 1808 году неизвестным художником (известно, что Мелер сам не писал копию). [ 27 ] Дата взята из каталога выставки 1890 года, посвященного фестивалю Бетховена, проходившему в Бонне . [ 28 ] Поскольку в 1890 году Тайер еще жил, музыковеды Луиджи Беллофатто и Оуэн Джандер предполагают, что он, должно быть, лично предоставил портрет для выставки и, скорее всего, указал дату. [ 27 ]
Первым известным владельцем портрета был Фердинанд Луиб , редактор известного музыкального журнала Allgemeine musikalische Zeitung . Беллофатто и Яндер предполагают, что Люб, безуспешно собрав материалы для биографии Франца Шуберта , распознал в Тайере тот же исследовательский порыв и подарил ему портрет. [ 27 ] США Когда Тайер был назначен консулом в Италии , портрет висел в американском консульстве в Триесте . (Тайер занимал эту должность с 1865 по 1882 год). [ 29 ] После смерти Тэйера в 1897 году его унаследовала его племянница Сьюзен Элизабет Фокс. Она пожертвовала его Ассоциации Бетховена, нью-йоркской группе, которая возникла с целью перевода биографии Тэйера на английский язык путем организации концертов камерной музыки. (Перевод Генри Эдварда Кребиля был впервые опубликован Ассоциацией Бетховена для ее членов в 1921 году). [ 30 ]
В 1940 году Ассоциация Бетховена распалась и передала свои активы (включая картину) в дар Нью-Йоркской публичной библиотеке. На открытии в 1965 году картина висела в читальном зале Специальных коллекций музыкального отдела Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств . После ремонта 2001 года картина висела в читальном зале специальных коллекций, названном в честь Кэтрин Корнелл и Гатри МакКлинтика . [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джандер 2000 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Беллофатто и Джандер 2006 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Тайер 1967 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б с д Тайер 1967 , с. 337.
- ^ «Виллиброрд Йозеф Мелер (1778–1860), Людвиг ван Бетховен, 1804 - фотография Рудольфа Штепанека по картине Виллиброрда Йозефа Мелера». Архивировано 9 апреля 2016 года в Wayback Machine , Цифровой архив Дома Бетховена в Бонне.
- ^ Джандер 2000 , с. 60–61.
- ^ фон Бройнинг 1874 .
- ^ Джандер 2000 , с. 61.
- ^ «Музей Бетховена» , веб-сайт Венского музея, по состоянию на 20 сентября 2020 г.
- ^ Джандер 2000 , с. 44.
- ^ Джандер 2000 , с. 45.
- ^ Джандер 2000 , с. 46.
- ^ Джандер 2000 , с. 48.
- ^ Джандер 2000 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Джандер 2000 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Джандер 2000 , с. 63.
- ^ Джандер 2000 , с. 64.
- ^ Джандер 2000 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д Джандер 2000 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Джандер 2000 , с. 68.
- ^ Тайер 1967 , с. 337–338.
- ^ Комини 2008 , с. 35.
- ^ Джандер 2000 , с. 69.
- ^ Листы мира. Журнал жизни, литературы и искусства , Вена, год 2, вып. 63, 27 мая 1815 г., с. 252 (оцифрованный)
- ^ «Заметки» в Allgemeine Musikzeitung , 1815/34, 23 августа 1815 г., стр. 570
- ^ Jump up to: а б Боб Косовский, «С 240-летием, Бетховен! И спасибо, Ассоциация Бетховена!» Нью-Йоркской публичной библиотеки , Блог , 16 декабря 2010 г., по состоянию на 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Беллофатто и Джандер 2006 , с. 15.
- ^ Каталог празднования Бетховена в Бонне 11-15 числа. Сопутствующая выставка, май 1890 г. (Бонн: Verlag des Vereins Beethoven-Haus, 1890).
- ^ Клэман и Беллофатто 2007 .
- ^ Тайер 1921 .
Библиография
[ редактировать ]- Беллофатто, Луиджи; Джандер, Оуэн (2006), «Копия Мэлера портрета Бетховена, сделанная Тайером, около 1804 года», Beethoven Journal , 21 (2): 13–15
- Клейман, Генри Д.; Беллофатто, Луиджи Д. (2007), «Александр Уилок Тайер: Краткая жизнь биографа Бетховена: 1817–1897» , журнал Harvard Magazine
- Комини, Алессандра (2008), Меняющийся образ Бетховена: исследование мифотворчества (пересмотрено с новым предисловием автора), Санта-Фе, Нью-Мексико: Sunstone Press, ISBN 978-0-86534-661-1
- Джандер, Оуэн (2000), « Пусть ваша глухота больше не будет секретом - даже в искусстве»: автопортрет и третья часть симфонии до минор», Beethoven Forum , 8 (1): 25–70
- Тайер, Александр Уилок (1921), Жизнь Людвига ван Бетховена , Нью-Йорк: Ассоциация Бетховена
- Тайер, Александр Уилок (1967), Форбс, Эллиот (редактор), Жизнь Бетховена Тэйером , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 978-0-691-02702-9
- фон Бройнинг, Герхард (1874), Из Черного испанского дома: Воспоминания о Л. ван Бетховене из моей юности , Вена: Л. Рознер