Струнный квартет № 10 (Бетховен)
{{краткое описание|нет}
Струнный квартет | |
---|---|
№ 10 | |
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Людвиг ван Бетховен, портрет 1803 года. | |
Ключ | Ми-бемоль мажор |
Опус | 74 |
Составленный | 1809 |
Движения | Четыре |
Людвига ван Бетховена , Струнный квартет № 10 ми -бемоль мажор соч . 74, был написан в 1809 году и получил прозвище «Арфовый квартет».
Прозвище «Арфа» относится к характерным участкам пиццикато в аллегро первой части , где пары участников квартета чередуют ноты в арпеджио , напоминающем игру на арфе . Как и многие прозвища произведений Бетховена, это придумал издатель.
Движения
[ редактировать ]1. Поко адажио – Аллегро
[ редактировать ]Первая часть имеет сонатную форму .
- Медленное вступление – Poco adagio (мм. 1–24).
- Экспозиция – Аллегро (мм. 25–77)
- 1-я тональная область, E ♭ мажор (мм. 25–51)
- Пиццикати ведет переход к тональной зоне 2
- 2-я тональная область, B ♭ мажор (мм. 52–69)
- Закрытие (70–77 мм)
- Развитие (мм. 78–139)
Перепросмотр (мм. 140–205)
- Кода (мм. 206–262)
Первая часть начинается со спокойного вступления, отмеченного Poco Adagio. Далее следует решительная основная тема, сопровождаемая мотивами пиццикато , давшими квартету название. За довольно сплоченной экспозицией следует пятичастное развитие до мажор, характеризующееся основной темой и пиццикати, воздерживающееся от вариаций. В репризе также отсутствует развитие тематического материала, хотя он на 12 тактов длиннее экспозиции. Часть заканчивается кодой, в которой преобладают первые скрипичные полукваверы и пиццикати, которая, также без развития темы, содержит виртуозную 25-тактовую скрипичную каденцию и с 59 тактами является самой длинной кодой в первых десяти квартетах Бетховена.
Первая часть — единственная часть этого квартета, выполненная в сонатной форме. Единственный подобный квартет Бетховена - это Струнный квартет № 14 до-диез минор , соч. 131 (там, в последней части). [ 1 ]
По мнению музыковеда Петера Шлейнинга, соло скрипки в коде с разорванными аккордами вдохновлено финальной частью Бранденбургского концерта № 4 Иоганна Себастьяна Баха . [ 2 ]
2. Медленно, но не слишком сильно
[ редактировать ]Вторая часть имеет форму рондо и характеризуется мягкими модуляциями и неожиданными поворотами аккордов. Механизм состоит из трех разделов по 23 такта, каждый из которых посвящен основной теме; эти разделы чередуются с двумя интермедиями.
Кантилена . пронизывает движение, которое меняется трижды В последней вариации звучат пиццикати первой части.
3. Скоро
[ редактировать ]Третья часть — скерцо .
- Скерцо, до минор (мм. 1–76)
- Трио до мажор (мм. 77–169)
- Скерцо (мм. 170–245)
- Трио (мм. 246–338)
- Скерцо (мм. 339–467)
Третья пятичастная часть имеет форму скерцо, но по настроению она скорее мрачная, чем шутливая, и открывается оживленной, беспокойной темой. Его ритмический мотив вдохновлен Пятой симфонией Бетховена , премьера которой состоялась несколькими месяцами ранее. Длинная кода в основном пианиссимо.
В трио до мажор Бетховен пародирует жесткие упражнения на контрапункте. Незадолго до этого он составил для своего ученика эрцгерцога Рудольфа две тетради , незадолго до его бегства от войск Наполеона, «Materialien zum Thoroughbass» и «Materialien zum Counterpunkt».
4. Аллегретто с вариациями
[ редактировать ]Скерцо переходит непосредственно в четвертую часть, набор из шести орнаментальных вариаций на тему Аллегретто ми ♭ мажор. Хотя в первой и четвертой вариациях задействованы все инструменты, вторая вариация определяется альтом, третья — второй скрипкой и виолончелью, пятая — первой скрипкой и, наконец, шестая вариация — виолончелью. В коде преобладают триоли педалей. Кода заканчивается аллегро-стреттой, в которой все инструменты участвуют в унисон- акселерандо .
Анализ
[ редактировать ]Первая часть продолжительностью около десяти минут является одним из лучших примеров того, как Бетховен справляется с музыкальным напряжением. Короткое вступление адажио (длиной 24 такта) не тесно тематически интегрировано с остальной частью части; он выполняет ту же функцию, что и вступление к первой части Op 59, No 3 . Основными мотивами аллегро являются лирическая мелодия, появляющаяся через несколько тактов от начала, и пиццикато арпеджио , исполняемые двумя инструментами, в сопровождении повторяющихся дрожаний, исполняемых двумя другими. На первый взгляд эти две темы кажутся тематически и ритмически несвязанными. Лишь в последних пятидесяти тактах слушатель обнаруживает, что истинная цель Бетховена состоит в том, чтобы они исполнялись одновременно, под неистовую партию скрипки, чтобы создать кульминацию движения.
Квартет арф во многих аспектах напоминает Пятую симфонию . Бетховена, Героическое качество, пронизывающее средний период широко слышно в первой части. И Пятая симфония, и Квартет арф имеют интенсивные скерци . Тем не менее парадный вход в начало финала Пятой в соч. заметно отсутствует. 74. Четвертая часть Квартета арфы следует весьма традиционной теме и форме вариаций. Классический стиль четвертой части в сочетании с героической природой первой части расстраивает исследователей Бетховена, которые стремятся контекстуализировать это произведение в стилистической траектории Бетховена. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герд Индорф: Струнные квартеты Бетховена: культурно-исторические аспекты и интерпретация произведения . 2-е издание. Ромбах, 2007, стр. 472.
- ^ Питер Шлейнинг: Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургские концерты . Бэренрайтер, Кассель, 2003 г., стр. 119 f.
- ^ Герд Индорф: Струнные квартеты Бетховена: культурно-исторические аспекты и интерпретация произведения . 2-е изд. Ромбах, 2007, стр. 309 ф.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Керман, Йозеф , Квартеты Бетховена . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1966, стр. 155–168. ISBN 0-393-00909-2
- Марлиав, Жозеф де., пер. Хильда Эндрюс. Квартеты Бетховена Нью-Йорк: Дувр, 1961, стр. 146–173.
- Марстон, Николас. «Анализ вариаций: финал струнного квартета Бетховена, соч. 74», Музыкальный анализ 8, вып. 3 (октябрь 1989 г.): стр. 303–324.
- Рэдклифф, Филип . Струнные квартеты Бетховена Нью-Йорк: EP Dutton, 1968, стр. 82–89.
- Шепард, Артур . Струнные квартеты Людвига Ван Бетховена. Кливленд: Типография, 1935, стр. 37–39.
- Такар, Марканд . В поисках квартета «Арфа»: исследование музыкальной красоты . Университет Рочестера Пресс, 2011.
- Вернон, Дэвид. Бетховен: Струнные квартеты. Эдинбург, Шотландия: Candle Row Press, 2023, стр. 147–172.
- Винтер, Роберт, и Мартин, Роберт, ред. Компаньон квартета Бетховена. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1994, стр. 196–203.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет № 10 (Бетховен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Струнного квартета № 10 из Струнного квартета Борромео Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате