Jump to content

Струнный квартет № 10 (Бетховен)

{{краткое описание|нет}

Струнный квартет
№ 10
Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен, портрет 1803 года.
Ключ Ми-бемоль мажор
Опус 74
Составленный 1809
Движения Четыре

Людвига ван Бетховена , Струнный квартет № 10 ми -бемоль мажор соч . 74, был написан в 1809 году и получил прозвище «Арфовый квартет».

Прозвище «Арфа» относится к характерным участкам пиццикато в аллегро первой части , где пары участников квартета чередуют ноты в арпеджио , напоминающем игру на арфе . Как и многие прозвища произведений Бетховена, это придумал издатель.

Движения

[ редактировать ]

1. Поко адажио – Аллегро

[ редактировать ]

Первая часть имеет сонатную форму .

Медленное вступление – Poco adagio (мм. 1–24).
Экспозиция – Аллегро (мм. 25–77)
1-я тональная область, E мажор (мм. 25–51)
Пиццикати ведет переход к тональной зоне 2
2-я тональная область, B мажор (мм. 52–69)
Закрытие (70–77 мм)
Развитие (мм. 78–139)

Перепросмотр (мм. 140–205)

Кода (мм. 206–262)

Первая часть начинается со спокойного вступления, отмеченного Poco Adagio. Далее следует решительная основная тема, сопровождаемая мотивами пиццикато , давшими квартету название. За довольно сплоченной экспозицией следует пятичастное развитие до мажор, характеризующееся основной темой и пиццикати, воздерживающееся от вариаций. В репризе также отсутствует развитие тематического материала, хотя он на 12 тактов длиннее экспозиции. Часть заканчивается кодой, в которой преобладают первые скрипичные полукваверы и пиццикати, которая, также без развития темы, содержит виртуозную 25-тактовую скрипичную каденцию и с 59 тактами является самой длинной кодой в первых десяти квартетах Бетховена.

Первая часть — единственная часть этого квартета, выполненная в сонатной форме. Единственный подобный квартет Бетховена - это Струнный квартет № 14 до-диез минор , соч. 131 (там, в последней части). [ 1 ]

По мнению музыковеда Петера Шлейнинга, соло скрипки в коде с разорванными аккордами вдохновлено финальной частью Бранденбургского концерта № 4 Иоганна Себастьяна Баха . [ 2 ]

2. Медленно, но не слишком сильно

[ редактировать ]

Вторая часть имеет форму рондо и характеризуется мягкими модуляциями и неожиданными поворотами аккордов. Механизм состоит из трех разделов по 23 такта, каждый из которых посвящен основной теме; эти разделы чередуются с двумя интермедиями.

Кантилена . пронизывает движение, которое меняется трижды В последней вариации звучат пиццикати первой части.

Третья часть — скерцо .

Скерцо, до минор (мм. 1–76)
Трио до мажор (мм. 77–169)
Скерцо (мм. 170–245)
Трио (мм. 246–338)
Скерцо (мм. 339–467)

Третья пятичастная часть имеет форму скерцо, но по настроению она скорее мрачная, чем шутливая, и открывается оживленной, беспокойной темой. Его ритмический мотив вдохновлен Пятой симфонией Бетховена , премьера которой состоялась несколькими месяцами ранее. Длинная кода в основном пианиссимо.

В трио до мажор Бетховен пародирует жесткие упражнения на контрапункте. Незадолго до этого он составил для своего ученика эрцгерцога Рудольфа две тетради , незадолго до его бегства от войск Наполеона, «Materialien zum Thoroughbass» и «Materialien zum Counterpunkt».

4. Аллегретто с вариациями

[ редактировать ]

Скерцо переходит непосредственно в четвертую часть, набор из шести орнаментальных вариаций на тему Аллегретто ми мажор. Хотя в первой и четвертой вариациях задействованы все инструменты, вторая вариация определяется альтом, третья — второй скрипкой и виолончелью, пятая — первой скрипкой и, наконец, шестая вариация — виолончелью. В коде преобладают триоли педалей. Кода заканчивается аллегро-стреттой, в которой все инструменты участвуют в унисон- акселерандо .

Первая часть продолжительностью около десяти минут является одним из лучших примеров того, как Бетховен справляется с музыкальным напряжением. Короткое вступление адажио (длиной 24 такта) не тесно тематически интегрировано с остальной частью части; он выполняет ту же функцию, что и вступление к первой части Op 59, No 3 . Основными мотивами аллегро являются лирическая мелодия, появляющаяся через несколько тактов от начала, и пиццикато арпеджио , исполняемые двумя инструментами, в сопровождении повторяющихся дрожаний, исполняемых двумя другими. На первый взгляд эти две темы кажутся тематически и ритмически несвязанными. Лишь в последних пятидесяти тактах слушатель обнаруживает, что истинная цель Бетховена состоит в том, чтобы они исполнялись одновременно, под неистовую партию скрипки, чтобы создать кульминацию движения.

Квартет арф во многих аспектах напоминает Пятую симфонию . Бетховена, Героическое качество, пронизывающее средний период широко слышно в первой части. И Пятая симфония, и Квартет арф имеют интенсивные скерци . Тем не менее парадный вход в начало финала Пятой в соч. заметно отсутствует. 74. Четвертая часть Квартета арфы следует весьма традиционной теме и форме вариаций. Классический стиль четвертой части в сочетании с героической природой первой части расстраивает исследователей Бетховена, которые стремятся контекстуализировать это произведение в стилистической траектории Бетховена. [ 3 ]

  1. ^ Герд Индорф: Струнные квартеты Бетховена: культурно-исторические аспекты и интерпретация произведения . 2-е издание. Ромбах, 2007, стр. 472.
  2. ^ Питер Шлейнинг: Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургские концерты . Бэренрайтер, Кассель, 2003 г., стр. 119 f.
  3. ^ Герд Индорф: Струнные квартеты Бетховена: культурно-исторические аспекты и интерпретация произведения . 2-е изд. Ромбах, 2007, стр. 309 ф.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Керман, Йозеф , Квартеты Бетховена . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1966, стр. 155–168. ISBN   0-393-00909-2
  • Марлиав, Жозеф де., пер. Хильда Эндрюс. Квартеты Бетховена Нью-Йорк: Дувр, 1961, стр. 146–173.
  • Марстон, Николас. «Анализ вариаций: финал струнного квартета Бетховена, соч. 74», Музыкальный анализ 8, вып. 3 (октябрь 1989 г.): стр. 303–324.
  • Рэдклифф, Филип . Струнные квартеты Бетховена Нью-Йорк: EP Dutton, 1968, стр. 82–89.
  • Шепард, Артур . Струнные квартеты Людвига Ван Бетховена. Кливленд: Типография, 1935, стр. 37–39.
  • Такар, Марканд . В поисках квартета «Арфа»: исследование музыкальной красоты . Университет Рочестера Пресс, 2011.
  • Вернон, Дэвид. Бетховен: Струнные квартеты. Эдинбург, Шотландия: Candle Row Press, 2023, стр. 147–172.
  • Винтер, Роберт, и Мартин, Роберт, ред. Компаньон квартета Бетховена. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1994, стр. 196–203.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9eb593e2206911b9a41924ffc0335a84__1694061960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/84/9eb593e2206911b9a41924ffc0335a84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartet No. 10 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)