Соната для фортепиано № 22 (Бетховен)

Людвига ван Бетховена , Соната для фортепиано № 22 фа мажор соч . 54, было написано в 1804 году . Она современна первым наброскам Симфонии № 5 до минор . Это одна из менее известных сонат Бетховена, затмеваемая ее широко известными соседями, Вальдштейном и Аппассионатой . [ нужна ссылка ]
Анализ
[ редактировать ]Соната состоит всего из двух частей:
I. время меню Пришло
[ редактировать ]
Бетховен пропускает вступление и медленные части и переходит к менуэту. 3
4 раза, с модулирующим трио. Антон Куэрти называет это произведение пародией на нетворческих композиторов, а Андраш Шифф называет его изображением «Красавицы и чудовища». Первая тема написана в строго классическом стиле с повторяющимися фразами, представляющими собой карикатуру на элегантность, а вторая представляет собой напыщенный октавный канон. Активность движения постепенно возрастает, когда появляются вариации на его основную тему. Эта первая часть выполнена в форме ABABA, где A и B представляют собой сильно контрастирующие темы. Тема А представляет собой фа танцевальный менуэт мажор , который можно найти у Йозефа Гайдна . Напротив, тема B, трио, представляет собой последовательность триолей форте до мажор , которые исполняются стаккато или легато обеими руками ; триоли находятся в октавах (а позже и в шестых), с диалогом между левой и правой руками и множеством сфорцанди , прерывающих размер. Раздел А повторяется целиком, с небольшими вариациями. Затем снова появляется си, часть трио, на этот раз в тонической тональности Фа мажор и значительно меньшей длины. Вступительная тема A появляется снова с большим количеством украшений. После расширенной группы трелей следует короткая кода.
II. Аллегретто — веселее
[ редактировать ]
Финал, опять же фа мажор , представляет собой веселую часть в форме сонаты moto perpetuo в 2
4 раза с монотематической экспозицией . «Если первое движение было запором, то второе движение страдает противоположным недугом». (Антон Куэрти) Это показано в пьесе, поскольку основная мелодия имеет безостановочный паттерн из шестнадцатых нот, который в этой пьесе не останавливается ни на секунду. Экспозиция содержит только одну краткую тему , как написано выше, . Он начинается с фа мажора и переходит в до мажор , который является нотой, завершающей экспозицию. Разработка . долгая и масштабная Он начинается с ля мажора и модулируется множеством различных тональностей, проходит через великую кульминацию и заканчивается в тонической тональности, когда слышен повторный переход и заканчивается развивающая часть. Перепросмотр начинается с тоники , как и экспозиция. Однако вместо того, чтобы быть в фа мажоре и до мажоре , на этот раз тема модулируется с помощью большего количества тональностей и более расширена. Перепросмотр заканчивается фа минором , параллельным минором тоники, в котором обеими руками слышатся энергичные, но тревожные синкопированные ноты. Произведение становится более волнующим в более быстрой коде фа мажор, сохраняя движение вперед до конца.
Общий анализ
[ редактировать ]Соната примечательна своей краткостью и в некотором смысле предшествует Сонате ми мажор, Opus 109 . Эти два движения представляют противоположные лица на многих уровнях: [ нужна ссылка ]
- По темпу : первая часть расслабленная, вторая взволнованная.
- В метре: первая часть в тройном размере , вторая в двойном .
- В риторике: первая часть импровизационная и блуждающая в своем развертывании, вторая — неумолимый moto perpetuo .
- По тематическому материалу: первая часть развивает две отдельные темы, вторая — одну тематическую идею.
- В гармоническом развитии: первая часть следует классической тонико-доминантной схеме, вторая включает резкие гармонические сдвиги.
Дональд Тови пишет:
... все произведение глубоко юмористично, и юмор принадлежит скорее композитору, чем детскому характеру, изображенному в музыке. Никаких биографических подробностей относительно того, думал ли Бетховен о каком-либо человеке или домашнем божестве в связи с этой сонатой, не известно; но ее материал подобен детскому или даже собачьему, и те, кто лучше всех понимает детей и собак, имеют больше шансов получить адекватное удовольствие от прочтения этой музыки; смеяться над его животным духом, но не над ним; с напряженным усердием следил за своей неутомимой охотой за своей дичью, будь то собственный хвост или что-то более отдаленное и неуловимое; и достойно отплатить за задумчивую привязанность, которая так настойчиво проявляется в первой части и даже в одном длинном взгляде назад во время вечного двигателя финала.
- Дональд Тови , Заметки об издании Ассоциированного совета Королевских музыкальных школ. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрелих, Марта (зима 2001 г.). «Соната для фортепиано Бетховена фа мажор, соч. 54, вторая часть: окончательная версия и наброски». Журнал музыковедения , вып. 18, нет. 1, стр. 98-128.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лекция Андраша Шиффа по фортепианной сонате Бетховена соч. 54
- Чтобы найти общедоступную запись этой сонаты, посетите Musopen.
- Соната для фортепиано № 22 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Запись Паавали Юмппанена, фортепиано из музея Изабеллы Стюарт Гарднер.
- Бетховен – Соната для фортепиано соч. 54, вторая часть (Аллегретто) - предромантическая реконструкция Жоржа Кана .