Соната для фортепиано № 11 (Бетховен)
Бетховена Соната для фортепиано № 11 си бемоль - мажор , соч. 22, был написан в 1800 году и опубликован двумя годами позже. Бетховен считал ее лучшей из своих ранних сонат, хотя некоторые из ее компаньонов в цикле пользовались не меньшей популярностью у публики. [ 1 ]
Выдающийся музыковед Дональд Фрэнсис Тови Бетховена назвал это произведение высшим достижением и кульминацией ранних «больших» фортепианных сонат . (Модификатор «гранд» был применен Бетховеном к сонатам с четырьмя частями вместо трех.) В последующих сонатах Бетховен больше экспериментирует с формой и концепцией. [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]Соната состоит из четырех частей: [ 2 ]
- Аллегро с брио
- Адажио с большой экспрессией
- Менуэтто
- Рондо: Аллегретто
Обычное выступление длится 25–30 минут.
I. Аллегро с брио
[ редактировать ]
Первая часть выполнена в типичной сонатной форме . Экспозиция начинается в тонической тональности и переходит в доминантную с началом второй темы. Разработка прежде обыгрывает заключительные такты экспозиции , чем заставить правую руку играть арпеджио, пока басовая партия медленно хроматически спускается. Тема последних октав экспозиции снова возвращается в басу, переходя в хроматическую гамму, разрешающуюся в доминирующем септаккорде F (доминантная функция сонаты), который устанавливает перепросмотр . Реприз поначалу такой же, как и экспозиция, но имеет некоторые изменения, с отклонением, которое заставляет остальную часть движения оставаться в тонической тональности. [ 2 ]
II. Адажио с большой экспрессией
[ редактировать ]
Вторая часть написана ми ♭ мажор и также в сонатной форме. Его вступительную мелодию часто сравнивают с более поздней музыкой Шопена . [ 2 ] Экспозиция начинается в тонической тональности и заканчивается в доминантной тональности. Развитие обыгрывает первую тему экспозиции, постепенно наращивая интенсивность, пока обе руки не начнут играть постоянные шестнадцатые ноты. Правая рука играет второй голос выше 16-й ноты, а чуть позже левая рука играет басовую партию, состоящую всего лишь из B ♭ s. Затем левая рука останавливается, а правая переходит прямо к перепросмотру. Перепросмотр остается в тонической тональности до конца движения.
III. Менуэтто.
[ редактировать ]
Третья часть представлена в форме менуэта и трио , но вместо этого трио представляет собой очень контрастный «Минор». Первые 30 тактов Менуэта написаны си ♭ мажор, минор — соль минор ( относительная тональность си-бемоль). Конец Минора отмечен репликой Menuetto DC senza , что означает повторное воспроизведение Менуэта, на этот раз без повторов. Это самое короткое движение. [ 2 ]
IV. Рондо: Аллегретто
[ редактировать ]
Четвертая часть имеет форму рондо : A–B–A–C–A–B–A–Coda. [ 2 ] Первая тема «А» начинается с тоники, а тема «В» переходит в доминантную тональность с большими большими арпеджио в правой руке с использованием значительной части клавиатуры. После арпеджио обе руки играют с мелодией темы «А», прежде чем вернуться к тонической тональности второй темы «А» (с очень небольшим отклонением от первой темы «А»). Внезапно тема «C» начинается с изменения тональности на B ♭ минор (хотя это не отмечено в ключевой подписи). Резкие аккорды форте, хотя и резко контрастируют с остальной частью рондо, имеют некоторое сходство с первыми аккордами темы «B». Затем правая рука играет срочные тридцать секундные ноты, а левая рука поддерживает стаккато шестнадцатые ноты. Это достигает кульминации, игры призыва и ответа в начале темы «до» и снова тридцатисекундного отрывка с кульминацией.
В отличие от конца темы «B», мелодия темы «A» предлагается несколько раз, прежде чем вернуться к тонике и третьей части «A». Однако мелодия этой части «А» находится в левой руке до тех пор, пока в правой руке не появится двухтактная серия по тридцать секунд, которая перетекает в остальную часть мелодии, на этот раз октавы правой руки нарушены. Следующая часть (вторая часть «B») очень похожа на первую часть «B», за исключением того, что она все время остается в тонической тональности. Фальшивая часть «А» играется в субдоминантной тональности , а затем превращается в финальную часть «А», где мелодия состоит из триоли шестнадцатых вместо обычных шестнадцатых. Самый конец заключительной части «А» переходит прямо в коду, которая переходит в захватывающую финальную кульминацию, а затем расслабляется до динамического уровня фортепиано и двух больших аккордов ( доминантной седьмой до тоники), завершающих сонату.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Артур Писарро — Цикл сонат Бетховена» , BBC Radio 3 (по состоянию на 3 августа 2015 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и Каммингс, Роберт. «Соната для фортепиано № 11 си-бемоль мажор, соч. 22 (1800)» в « Всем музыкальном справочнике по классической музыке: Полное руководство по классической музыке» , стр. 108 (Крис Вудстра, Джеральд Бреннан, ред. Аллена Шротта, Hal Leonard Corporation, 2005).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лекция Андраша Шиффа о фортепианной сонате Бетховена соч. 22
- Соната для фортепиано № 11 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур