Рассвет смешного

Alborada del gracioso (Обада Шута ) — четвертая из пяти частей Мориса Равеля фортепианной сюиты «Мируары» , написанной в 1905 году. Она длится около семи минут и, как часть сюиты, всегда регулярно исполнялась и записывалась пианистами. Альборада была оркестрована Равелем четырнадцать лет спустя для использования в качестве балета. В этой форме, как отдельное оркестровое произведение, его часто исполняют на концертах.
Заголовок
[ редактировать ]Испанское название не имеет точного перевода. Альборада , или рассвет по-английски, имеет различные музыкальные значения: песня для дня свадьбы; [ 1 ] народный танец; [ 1 ] галицкая народная мелодия; [ 2 ] и разновидность ритмически свободной музыки, исполняемой на волынке и барабане. [ 3 ] Но, как обычно истолковывают произведение Равеля, это возвещение рассвета, песня восхода солнца, обада. [ 4 ] [ 5 ] Грасиозо имеет корни в традициях трубадура и трувера : он был фигурой испанской комедии, [ 1 ] гениальный шут, [ 6 ] гротескный любовник, [ 7 ] занимательный человек, [ 8 ] слуга, комментирующий действия своего начальства. [ 9 ] Соответственно, все название переводится по-разному: « Утренняя песня клоуна» , [ 10 ] Утренняя песня шута [ 11 ] или «Обаду шута» . [ 12 ]
Фон
[ редактировать ]В 1904–05 годах, заканчивая свой струнный квартет , Равель сочинил «Мируары» («Зеркала») — сюиту из пяти коротких фортепианных пьес. [ 13 ] Позже он оркестровал два из них: оркестровая версия «Une Barque sur l'océan» («Барк в океане») вышла в 1906 году; [ 14 ] Прошло более десяти лет, прежде чем Равель организовал другой, «Альборадо дель грациозо». [ 14 ]
Оркестровка возникла по приглашению Сергея Дягилева , импресарио « Русского балета» . Он был хорошо знаком с Равелем, заказав ему музыку для «Дафниса и Хлои» в 1909 году. Дягилев впервые посетил Испанию в 1916 году и был настолько увлечен этой страной, что заказал несколько балетов на испанские темы. Первая появилась в том же году: Леонида Мясина » « Менины , вдохновленные Веласкеса картиной одноименной . Он был исполнен под сложную партитуру, включавшую «Alborada del gracioso» (в фортепианной версии), Габриэля Форе » « Павану и пьесы Луи Обера и Эммануэля Шабрие . [ 15 ] Дягилев поручил Равелю оркестровать «Альбораду» (и пьесу Шабрие, «Менуэт помпе» ) для постановки балета под новым названием « Жары д'Аранхуэса » в театре Альгамбра в Лондоне в 1919 году. [ 16 ] Перед открытием балета в Лондоне оркестровой «Альборады» 17 мая 1919 года в Париже состоялась премьера оркестром Пасделупа под управлением Рене-Батона . [ 17 ]
Музыка
[ редактировать ]
Музыка состоит из двух частей живой танцевальной музыки, разделенных рапсодической расширенной песней. [ 18 ] Начало отмечено assez vif (довольно быстрое), ♩ = 92. [ 19 ] Как и фортепианный оригинал, пьеса начинается с имитации гитарной музыки. В оркестровой версии они воспроизводятся первой арфой, на которой играют близко к деке , а также точно аранжированными скрипками- пиццикато и альтами. [ 20 ] Базовый метр открывающейся секции составляет 6
8, но Равель время от времени меняет его тактами 3
8 и 9
8 . [ 1 ]
Музыка в основном тихая в течение первых 28 тактов, поскольку темы установлены. Затем они объединяются в то, что комментатор Эрик Бромбергер описывает как «великий взрыв звука, слегка окрашенный использованием Равелем кастаньет, бубна, тарелок и арфы». [ 1 ] а затем аккорд фортиссимо вводит центральный эпизод, жалобный 3
4 мелодия для фагота соло – клоунская песня – чередующаяся с мерцающими струнными звучаниями. [ 1 ] [ 21 ] Чтобы передать звуки самых высоких частот фортепианного оригинала, аккомпанемент к мелодии фагота рассчитан на 24-частные струны, некоторые инструменты смычковые, другие щипковые, с использованием ряда гармоник , нескольких остановок и суль тасто . эффектов [ 20 ]
Музыка постепенно возвращается к исходному темпу; Здесь Равель добавил к исходной партитуре четыре такта, используя тремоло деревянных духовых инструментов. [ 12 ] Произведение завершается тем, что критики по-разному называют «сиянием оркестрового цвета». [ 21 ] «волнующая кульминация», [ 22 ] и «великий и славный рэкет». [ 7 ]
Записи
[ редактировать ]Первая запись оркестровой «Alborada del gracioso» была сделана оркестром Берлинской государственной оперы под управлением Отто Клемперера в 1926 году. [ 17 ] С тех пор было зарегистрировано множество версий. В сравнительном обзоре записей для BBC Radio 3 Роб Коуэн включил в шорт-лист следующее: [ 23 ]
Оркестр | Дирижер | Год |
---|---|---|
Франкоязычная Швейцария | Эрнест Ансерме | 1951 |
Национальный оркестр французского радиовещания | Андре Клютенс | 1953 |
Парижская консерватория | Альберт Вольф | 1959 |
Франкоязычная Швейцария | Ценится | 1960 |
Филармония | Карло Мария Джулини | 1960 |
Парижская консерватория | Клюйтенс | 1962 |
Детройтский симфонический оркестр | Пол Пэрей | 1963 |
Парижский оркестр | Герберт фон Караян | 1971 |
Бостонский симфонический оркестр | Сейджи Одзава | 1974 |
Парижский оркестр | Жан Мартинон | 1975 |
Монреальский симфонический оркестр | Шарль Дютуа | 1983 |
Национальный оркестр Франции | Элиаху Инбал | 1987 |
Лондонский симфонический оркестр | Клаудио Аббадо | 1989 |
Берлинская филармония | Пьер Булез | 1994 |
Парижский оркестр | Кристоф Эшенбах | 2004 |
Записи, рекомендованные другими критиками, включают:
Оркестр | Дирижер | Год | Ссылка |
---|---|---|---|
Чикагский симфонический оркестр | Фриц Райнер | 1958 | [ 24 ] |
Филадельфийский оркестр | Юджин Орманди | 1960 | [ 25 ] |
Королевская филармония | Андре Превен | 1986 | [ 26 ] |
Далласский симфонический оркестр | Эдуардо Мата | 1988 | [ 25 ] |
Ольстерский оркестр | Ян Паскаль Тортелье | 1993 | [ 27 ] |
В 2015 году дирижер Франсуа-Ксавье Рот и оркестр Les Siècles , специализирующийся на исторически обоснованном исполнении , выпустили запись Альборады с использованием оригинальных или репродукций инструментов того периода. [ 28 ]
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бромбергер, Эрик. Программная записка. Архивировано 2 апреля 2016 г. в Wayback Machine , Симфонический оркестр Сан-Диего, 15–17 мая 2015 г., стр. 4–6.
- ^ Чейз, с. 232
- ^ «альборада». Архивировано 5 марта 2021 года в Wayback Machine , The Oxford Companion to Music , Элисон Лэтэм (редактор), Oxford University Press, 2011. Проверено 4 марта 2021 года (требуется подписка).
- ^ "обаде" . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Чейз, с. 232; и Ли, с. 318
- ^ Ли, с. 318
- ^ Jump up to: а б Хашер, Филипп. Программная заметка. Архивировано 10 августа 2017 года в Wayback Machine Чикагского симфонического оркестра. Проверено 3 марта 2021 г.
- ↑ Келлер, Джеймс М. Программная заметка. Архивировано 4 марта 2020 года в Wayback Machine , Нью-Йоркский филармонический оркестр. Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Андерсон, Роберт. Примечания к компакт-диску Naxos 8.572887
- ^ Николс, с. 93
- ^ Бейкер, с. 22
- ^ Jump up to: а б Оренштейн, с. 159
- ^ Николс, с. 400
- ^ Jump up to: а б Николс, с. 399
- ^ «Las meninas» . Архивировано 27 марта 2019 года в Wayback Machine , Национальная библиотека Франции. Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Николс, стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б Николс, с. 203
- ^ Мэйкок, Роберт. "Alborada del gracioso". Архивировано 25 февраля 2019 года на Wayback Machine , BBC, 2014. Проверено 5 марта 2021 года.
- ^ Равель, с. 3
- ^ Jump up to: а б Расс, с. 135–136
- ^ Jump up to: а б Скьяво, Пол. Примечания к компакт-диску Seattle Symphony Media SSM 1002
- ^ Гудвин, Ноэль . Примечания к компакт-диску Chandos CHAN 8850
- ^ "Ravel: Alborada del gracioso". Архивировано 5 марта 2021 года в Wayback Machine , обзор компакт-диска, BBC Radio 3, 2014. Проверено 5 марта 2021 года.
- ^ Швейда, г-н. 152
- ^ Jump up to: а б Марч и др. , с. 1502
- ^ Марч и др. , с. 1503
- ^ Марч и др. , с. 1050
- ^ Клементс, Эндрю. «Шабрие; Массне; Равель; Обзор компакт-диска Дебюсси – радостный и удивительно яркий». Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine , The Guardian , 11 июня 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Бейкер, Ричард (1979). Музыкальный гид Ричарда Бейкера . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз. ISBN 978-0-71-537782-6 .
- Чейз, Гилберт (1942). Музыка Испании . Лондон: Дент. OCLC 12178522 .
- Ли, Дуглас (2002). Современный репертуар симфонического оркестра . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-41-593846-4 .
- Марш, Иван; Эдвард Гринфилд; Роберт Лейтон; Пол Чайковски (2008). Путеводитель Penguin по записанной классической музыке . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-141-03336-5 .
- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-30-010882-8 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Равель, Морис (1920). Alborada del gracioso: оркестровая партитура (PDF) . Париж: Э. Демец. OCLC 993665100 .
- Расс, Майкл (2000). «Равель и оркестр». В Деборе Мауэр (ред.). Кембриджский компаньон Равеля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64026-8 .
- Швейда, Джим (1995). Справочник по классическим компакт-дискам . Роклин: Прима. OCLC 103681656 .