Кормовой звук
Sternklang (Звездный звук) - это «парковая музыка для пяти групп», написанная в 1971 году Карлхайнцом Штокхаузеном и имеющая номер 34 в его каталоге композиций. Партитура посвящена его супруге Мэри Бауэрмейстер , а исполнение произведения длится от двух с половиной до трёх часов.
История и концепция
[ редактировать ]Штернкланг - это «парковая музыка», которую исполняют ночью на открытом воздухе 21 певец и/или инструменталист, разделенные на пять групп в далеко отстоящих друг от друга местах. Звуки каждого исполнителя отдельно усиливаются и проецируются через громкоговорители. «Звуковые бегуны» транспортируют музыкальные «модели» от одной группы к другой, а перкуссионист, находящийся в центре, помогает синхронизировать группы с общим темпом в десяти точках пьесы. [1] Произведение было описано как «сумеречная фантазия… продолжительное Stimmung на открытом воздухе ». [2] С технической точки зрения он решает проблему координации независимых гармонических групп. [3]
Хотя Sternklang был впервые задуман в 1969 году, он был написан только два года спустя по заказу Sender Freies Berlin . Первое представление состоялось с 20:30 до 23:30 5 июня 1971 года в Английском саду Тиргартена в Берлине, недалеко от Академии искусств . [4] Исполнителями были Collegium Vocale Köln , расширенная версия гастролирующего ансамбля Штокхаузена, Хью Дэвис и его группа The Gentle Fire из Лондона, а также Роджера Смолли и Тима Сустера ансамбль Intermodulation из Кембриджа. На спектакле присутствовало около четырех тысяч человек. [5] Несмотря на необычайно сложные требования к выступлениям, впоследствии было проведено несколько выступлений: [6] [7] [8] [9] [10] [11]
- 29 и 31 августа 1972 года, в Английском саду в Мюнхене во время летних Олимпийских игр 1972 года.
- 8 сентября 1972 года, в парке Дельгоша в рамках фестиваля искусств Шираз в Иране.
- 2 июля 1974 года, в парке Франк-Дельмас на в Ла-Рошели. фестивале
- 20 и 22 июня 1975 года, в парке Сен-Клу в Париже-Сен. Облако
- 26 и 27 июля 1980 года, Бетховенхалле , Бонн.
- 18 и 19 июня 1984 года в рамках Олимпийского фестиваля современной музыки, Лос-Анджелес.
- 23 ноября 1988 года в рамках Фестиваля современной музыки в Хаддерсфилде . Исполнители из пяти британских университетов, подготовленные Питером Бриттоном и под руководством композитора.
- 14 июля 1992 года в Кэннон-Хилл-парке , Бирмингем (Великобритания), исполнители из Бирмингемской консерватории , Центра искусств Мидлендса , Политехнического института Англии , колледжа шестого класса Джозефа Чемберлена и Бирмингемского университета , с университетской электроакустической звуковой системой BEAST под управлением направление композитора
- 7 сентября 2010 года, в Киллесбергпарке , Штутгарт, ансамбли Netzwerk Süd: ascolta , Gelberklang, Neue Vocalsolisten Stuttgart и Suono Mobile под эгидой Sounding D—Neue Musik в Германии.
- 16 сентября 2016 года, Экебергпаркен , Осло. Часть фестиваля Ultima , исполнители Nordic Voices и Норвежской музыкальной академии .
- 27 августа 2022 года, в замке Брюль, Брюль (Германия). Часть фестиваля Acht Brücken , исполнители Nordic Voices, Birmingham Contemporary Music Group и Das Neue Ensemble под музыкальным руководством Стефана Мейера.
Два выступления в Бонне в 1980 году были запланированы для выступления на открытом воздухе в Райнауенпарке . Башни громкоговорителей планировалось установить в парке 21 июля, за пять дней до первого выступления, но к тому времени уже неделю шел непрерывный дождь, а улучшения не предвиделось, поэтому было принято решение перенести выступление. в помещении, в большом зале Бетховенхолла . Штокхаузен обнаружил, что помещение в помещении имеет определенные преимущества (лучший слуховой контакт между исполнителями, улучшенный контроль за точной настройкой гармоний и т. д.), и поэтому решил впредь разрешать такие выступления и составил специальные инструкции для этих условий. В связи с этим расширением исполнительской практики Штокхаузен решил также, что даже одна группа из пяти, указанных в партитуре, или любая комбинация из двух-пяти групп может исполнять свободно выбранные отрывки из Штернкланга . на концерте [12]
Анализ
[ редактировать ]Стернкланг создает ощущение «непрогрессивного или замкнутого времени, размывая сложные отношения между высотой звука и ритмом, основанные на серии обертонов, так что структура воспринимается как неисчерпаемая и, таким образом, кажется статичной». [13] Вся композиция основана на пяти только что произносимых гармонических звуках, каждый из которых содержит восемь тонов, соответствующих второй-девятой части обертонов . Одним из этих тонов в каждом аккорде является нота E выше средней C, настроенная на 330 Гц. В первом аккорде он действует как девятый частичный, во втором аккорде как восьмой частичный и так далее до пятого аккорда, где он является пятым частичным. Композиционно гармоническая структура колеблется между крайней ситуацией, в которой все пять групп имеют один и тот же аккорд, и противоположной крайностью, когда аккорд каждой группы различен. [14]
Ритмы, цвета тонов и интервалы высоты тона в «моделях» напрямую заимствованы из наблюдаемых на небе звездных созвездий и объединены в музыкальные фигуры. [14]
Самоподобие тактовой и тональной структуры напоминает Gruppen того же композитора . [15]
Прием
[ редактировать ]На выступлении в Бирмингеме в 1992 году композитор заметил зрителей:
Они постояли некоторое время на одном месте, чтобы послушать группу, а затем отошли в парке в сторону другой группы. Переходя от группы к группе… я начал встречать одних и тех же людей. Те, кто находился в центральной зоне прослушивания, оставались там недолго, максимум пять минут, а затем направились к группе — кто знает, что побудило их предпочесть именно эту группу другой? [16]
Общую реакцию присутствующей аудитории описал другой наблюдатель:
для многих в парке во вторник вечером этот опыт был уникальным и достойным уважения: ни одной душе, с которой я разговаривал, это не понравилось. То, что произошло той ночью на Земле в результате усилий этого сообщества, должно быть вопросом личного опыта. По крайней мере, те, кто осуществил это удивительное событие, могут быть уверены в том, что они подарили Бирмингему ночь, не похожую ни на одну другую. [10]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен: Штернкланг . Группа 1 (Интермодуляция): Питер Бриттон (синтезатор), Тим Соустер (электрический альт с синтезатором), Робин Томпсон (фагот с синтезатором), Роджер Смолли (синтезатор); Группа 2: Аннетт Меривезер (сопрано); Вольфганг Кениг (тромбон с синтезатором), Ханс-Альдерих Биллиг (бас), Харальд Бойе (электрониум); Группа 3: Хельга Хамм-Альбрехт (меццо-сопрано), Вольфганг Фромме (тенор), Хельмут Клеменс (тенор), Петер Зоммер (тромбон с синтезатором); Группа 4 (Gentle Fire): Стюарт Джонс (скрипка с синтезатором), Хью Дэвис (кларнет с синтезатором), Грэм Хирн (синтезатор), Майкл Робинсон (виолончель с синтезатором); Группа 5: Маркус Штокхаузен (труба с синтезатором), Сюзанна Стивенс (кларнет с синтезатором), Ацуко Ивами (альт и блокфлейта), Майкл Веттер (бас и блокфлейта); Ричард Бернас (ударные, из Gentle Fire). 2-LP запись. Записано в Studio des Dames, Париж, 24–26 июня 1975 г. Polydor 2612 031 (2335 116 и 2335 117). [Германия]: Polydor International; Deutsche Grammophon 2707 123 (2531 281 и 2531 282). [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1976. Переиздано на двух компакт-дисках Stockhausen Complete Edition CD 18A – B. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1992.
Фильмография
[ редактировать ]- 1980. Омнибус: Настройка со Штокхаузеном и Sing Circle . Телевидение Би-Би-Си. [Включает выдержки из Штернкланга .]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 174–175.
- ^ Гриффитс 1974 .
- ^ Макони 2005 , с. 335.
- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 170, 174.
- ^ Курц 1992 , с. 185.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 176.
- ^ Штокхаузен 1989 , с. 60.
- ^ Штокхаузен 1998 , с. 185.
- ^ Гилберт 1983–84 , с. 478.
- ^ Jump up to: а б Вкусно 1998 год .
- ^ Анон. 2010 .
- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 60, 62, 70.
- ^ Гилберт 1983–84 , с. 479.
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1978 , с. 175.
- ^ Макони 2005 , с. 337.
- ^ Дирмейкис 1999 , с. 51.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. 2010. «Музыка и парк». Штутгартер Цайтунг , № 191 (20 августа): 15.
- Дирмейкис, Пол . 1999. Дыхание времени: quodlibet для Карлхайнца Штокхаузена . Сент-Этьен: Éditions Telo Martius (доступно на сайте www.dirmeikis.org) ISBN 2-905023-37-6 .
- Гилберт, Джанет. 1983–84. «Новая музыка и миф: Олимпийский фестиваль современной музыки: Лос-Анджелес, 18–24 июня 1984 г.», Перспективы новой музыки 22, №№. 1 и 2 (осень – зима/весна – лето): 478–482.
- Гриффитс, Пол . 1974а. «Штокхаузен осенью». «Таймс» (25 июля): 13.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Смачный, январь 1998 г. «Однажды в голубую луну: Ян Смачный о лунном представлении Штернкланга ». «Индепендент» (16 июля).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Штернкланг , парковая музыка для 5 групп (1971)». В своих текстах о музыке 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 170–180. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. « Штернкланг , парковая музыка для 5 групп (1971): выступления в одном зале». В его «Текстах о музыке» 5 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 60–70. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998. « Штернкланг — исправления премьеры США на Олимпийском фестивале искусств 1984 года». В его текстах 7 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 185–193. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-002131-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бриттон, Питер. 1989а. « Штернкланга Модели : по каким критериям они составляются?» Идеи и производство , нет. 11:24–43 ISSN 0264-4940 .
- Бриттон, Питер. 1989b « Штернкланг : Тембральная организация». Идеи и производство , нет. 11:19–22. ISSN 0264-4940 .
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Гриффитс, Пол . 1974. «ЛаРошель». Музыкальные Таймс 115, вып. 1579 (сентябрь): 777–778.
- Лучани, Мария Тереза. 2004. Musica mundi: Пути прослушивания , введение Джулио Сфорца. Страна: Каппа Рома. ISBN 88-7890-619-0 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , составлено Робином Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань); ISBN 0-7145-2918-4 (пбк).
- Ульрих, Томас. 2001. « Штернкланг : астрономическая музыка Карлхайнца Штокхаузена». Позиции: Вклад в новую музыку , № 46 (февраль): 25–28.
- Топ, Ричард . 2000. «От« Звездной музыки »к музыке космоса: Музыкальный космос Карлхайнца Штокхаузена». Новый музыкальный журнал 161, № 6 (ноябрь – декабрь): 38–43.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нордин, Ингвар Локо. и « Штокхаузен Издание № 18 ( Штернкланг ) ». Обзоры Sonoloco (по состоянию на 14 февраля 2012 г.).
- В., А. 1980. « Карлхайнц Штокхаузен: Штернкланг ». Граммофон (август): 44 (по состоянию на 14 февраля 2012 г.).