Jump to content

Кормовой звук

Фредерик де Вит : Небесная планисфера (1670)

Sternklang (Звездный звук) - это «парковая музыка для пяти групп», написанная в 1971 году Карлхайнцом Штокхаузеном и имеющая номер 34 в его каталоге композиций. Партитура посвящена его супруге Мэри Бауэрмейстер , а исполнение произведения длится от двух с половиной до трёх часов.

История и концепция

[ редактировать ]
Sternklang был исполнен в парке Сен-Клу в Париже в 1975 году.

Штернкланг - это «парковая музыка», которую исполняют ночью на открытом воздухе 21 певец и/или инструменталист, разделенные на пять групп в далеко отстоящих друг от друга местах. Звуки каждого исполнителя отдельно усиливаются и проецируются через громкоговорители. «Звуковые бегуны» транспортируют музыкальные «модели» от одной группы к другой, а перкуссионист, находящийся в центре, помогает синхронизировать группы с общим темпом в десяти точках пьесы. [1] Произведение было описано как «сумеречная фантазия… продолжительное Stimmung на открытом воздухе ». [2] С технической точки зрения он решает проблему координации независимых гармонических групп. [3]

Хотя Sternklang был впервые задуман в 1969 году, он был написан только два года спустя по заказу Sender Freies Berlin . Первое представление состоялось с 20:30 до 23:30 5 июня 1971 года в Английском саду Тиргартена в Берлине, недалеко от Академии искусств . [4] Исполнителями были Collegium Vocale Köln , расширенная версия гастролирующего ансамбля Штокхаузена, Хью Дэвис и его группа The Gentle Fire из Лондона, а также Роджера Смолли и Тима Сустера ансамбль Intermodulation из Кембриджа. На спектакле присутствовало около четырех тысяч человек. [5] Несмотря на необычайно сложные требования к выступлениям, впоследствии было проведено несколько выступлений: [6] [7] [8] [9] [10] [11]

Два выступления в Бонне в 1980 году были запланированы для выступления на открытом воздухе в Райнауенпарке [ де ] . Башни громкоговорителей планировалось установить в парке 21 июля, за пять дней до первого выступления, но к тому времени уже неделю шел непрерывный дождь, а улучшения не предвиделось, поэтому было принято решение перенести выступление. в помещении, в большом зале Бетховенхолла . Штокхаузен обнаружил, что помещение в помещении имеет определенные преимущества (лучший слуховой контакт между исполнителями, улучшенный контроль за точной настройкой гармоний и т. д.), и поэтому решил впредь разрешать такие выступления и составил специальные инструкции для этих условий. В связи с этим расширением исполнительской практики Штокхаузен решил также, что даже одна группа из пяти, указанных в партитуре, или любая комбинация из двух-пяти групп может исполнять свободно выбранные отрывки из Штернкланга . на концерте [12]

Созвездия Ботеса и Комы Вероники , оба используются для определения пропорций в Штернкланге.

Стернкланг создает ощущение «непрогрессивного или замкнутого времени, размывая сложные отношения между высотой звука и ритмом, основанные на серии обертонов, так что структура воспринимается как неисчерпаемая и, таким образом, кажется статичной». [13] Вся композиция основана на пяти только что произносимых гармонических звуках, каждый из которых содержит восемь тонов, соответствующих второй-девятой части обертонов . Одним из этих тонов в каждом аккорде является нота E выше средней C, настроенная на 330 Гц. В первом аккорде он действует как девятый частичный, во втором аккорде как восьмой частичный и так далее до пятого аккорда, где он является пятым частичным. Композиционно гармоническая структура колеблется между крайней ситуацией, в которой все пять групп имеют один и тот же аккорд, и противоположной крайностью, когда аккорд каждой группы различен. [14]

Ритмы, цвета тонов и интервалы высоты тона в «моделях» напрямую заимствованы из наблюдаемых на небе звездных созвездий и объединены в музыкальные фигуры. [14]

Самоподобие тактовой и тональной структуры напоминает Gruppen того же композитора . [15]

На выступлении в Бирмингеме в 1992 году композитор заметил зрителей:

Они постояли некоторое время на одном месте, чтобы послушать группу, а затем отошли в парке в сторону другой группы. Переходя от группы к группе… я начал встречать одних и тех же людей. Те, кто находился в центральной зоне прослушивания, оставались там недолго, максимум пять минут, а затем направились к группе — кто знает, что побудило их предпочесть именно эту группу другой? [16]

Общую реакцию присутствующей аудитории описал другой наблюдатель:

для многих в парке во вторник вечером этот опыт был уникальным и достойным уважения: ни одной душе, с которой я разговаривал, это не понравилось. То, что произошло той ночью на Земле в результате усилий этого сообщества, должно быть вопросом личного опыта. По крайней мере, те, кто осуществил это удивительное событие, могут быть уверены в том, что они подарили Бирмингему ночь, не похожую ни на одну другую. [10]

Дискография

[ редактировать ]
  • Карлхайнц Штокхаузен: Штернкланг . Группа 1 (Интермодуляция): Питер Бриттон (синтезатор), Тим Соустер (электрический альт с синтезатором), Робин Томпсон (фагот с синтезатором), Роджер Смолли (синтезатор); Группа 2: Аннетт Меривезер (сопрано); Вольфганг Кениг (тромбон с синтезатором), Ханс-Альдерих Биллиг (бас), Харальд Бойе [ де ] (электрониум); Группа 3: Хельга Хамм-Альбрехт (меццо-сопрано), Вольфганг Фромме (тенор), Хельмут Клеменс (тенор), Петер Зоммер (тромбон с синтезатором); Группа 4 (Gentle Fire): Стюарт Джонс (скрипка с синтезатором), Хью Дэвис (кларнет с синтезатором), Грэм Хирн (синтезатор), Майкл Робинсон (виолончель с синтезатором); Группа 5: Маркус Штокхаузен (труба с синтезатором), Сюзанна Стивенс (кларнет с синтезатором), Ацуко Ивами (альт и блокфлейта), Майкл Веттер (бас и блокфлейта); Ричард Бернас (ударные, из Gentle Fire). 2-LP запись. Записано в Studio des Dames, Париж, 24–26 июня 1975 г. Polydor 2612 031 (2335 116 и 2335 117). [Германия]: Polydor International; Deutsche Grammophon 2707 123 (2531 281 и 2531 282). [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1976. Переиздано на двух компакт-дисках Stockhausen Complete Edition CD 18A – B. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1992.

Фильмография

[ редактировать ]
  • 1980. Омнибус: Настройка со Штокхаузеном и Sing Circle . Телевидение Би-Би-Си. [Включает выдержки из Штернкланга .]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Анон. 2010. «Музыка и парк». Штутгартер Цайтунг , № 191 (20 августа): 15.
  • Дирмейкис, Пол . 1999. Дыхание времени: quodlibet для Карлхайнца Штокхаузена . Сент-Этьен: Éditions Telo Martius (доступно на сайте www.dirmeikis.org) ISBN   2-905023-37-6 .
  • Гилберт, Джанет. 1983–84. «Новая музыка и миф: Олимпийский фестиваль современной музыки: Лос-Анджелес, 18–24 июня 1984 г.», Перспективы новой музыки 22, №№. 1 и 2 (осень – зима/весна – лето): 478–482.
  • Гриффитс, Пол . 1974а. «Штокхаузен осенью». «Таймс» (25 июля): 13.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань) ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Смачный, январь 1998 г. «Однажды в голубую луну: Ян Смачный о лунном представлении Штернкланга ». «Индепендент» (16 июля).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Штернкланг , парковая музыка для 5 групп (1971)». В своих текстах о музыке 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 170–180. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. « Штернкланг , парковая музыка для 5 групп (1971): выступления в одном зале». В его «Текстах о музыке» 5 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 60–70. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998. « Штернкланг — исправления премьеры США на Олимпийском фестивале искусств 1984 года». В его текстах 7 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 185–193. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN   3-00-002131-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бриттон, Питер. 1989а. « Штернкланга Модели : по каким критериям они составляются?» Идеи и производство , нет. 11:24–43 ISSN   0264-4940 .
  • Бриттон, Питер. 1989b « Штернкланг : Тембральная организация». Идеи и производство , нет. 11:19–22. ISSN   0264-4940 .
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Гриффитс, Пол . 1974. «ЛаРошель». Музыкальные Таймс 115, вып. 1579 (сентябрь): 777–778.
  • Лучани, Мария Тереза. 2004. Musica mundi: Пути прослушивания , введение Джулио Сфорца. Страна: Каппа Рома. ISBN   88-7890-619-0 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , составлено Робином Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN   0-7145-2887-0 (ткань); ISBN   0-7145-2918-4 (пбк).
  • Ульрих, Томас. 2001. « Штернкланг : астрономическая музыка Карлхайнца Штокхаузена». Позиции: Вклад в новую музыку , № 46 (февраль): 25–28.
  • Топ, Ричард . 2000. «От« Звездной музыки »к музыке космоса: Музыкальный космос Карлхайнца Штокхаузена». Новый музыкальный журнал 161, № 6 (ноябрь – декабрь): 38–43.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57ed489255f167715254a389f18763fa__1661696160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/fa/57ed489255f167715254a389f18763fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sternklang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)