Невидимые хоры
Unsichtbare Chöre (Невидимые хоры) — восьмиканальная электронно-музыкальная композиция Карлхайнца Штокхаузена . Составная часть оперы Donnerstag aus Licht , она также может исполняться как самостоятельное произведение, в таком виде в каталоге произведений композитора она обозначается «ex 49» (где № 49 — Michaels Jugend , акт 1 оперы). ).
Функция в четверг
[ редактировать ]Опера Donnerstag aus Licht касается развития земной жизни юного Михаила . Он олицетворяет божественный дух, способный достичь бессмертия и абсолютного знания, открывающий за пределами смерти сверхсознание, защищающее его от антизнания Люцифера . Невидимые хоры представляют собой божественную имманентность, бестелесную и за пределами логики, активируемую как мантра, которая заставляет Михаила достичь трансцендентности. [ 1 ] Он воспроизводится на пленке через восемь групп громкоговорителей, установленных по кругу вокруг аудитории. Он звучит тихо на заднем плане на протяжении всей первой сцены «Детство» акта 1 (« Юность Майкла ») и довольно громко во время «Фестиваля», первой сцены акта 3 (« Возвращение Майкла домой »).
Текст
[ редактировать ]В работе собраны три текста на иврите («Судный день» из «Восхождения Моисея» , «Конец времени» из Апокалипсиса Варуха и Гимн хвалы «Небеса радуются» из книги Левит ) и другой отрывок из «Конца времени», исполненный на немецком языке. [ 2 ] намеренно выбирая «позитивные, творческие и воодушевляющие» отрывки [ 3 ] и избегать «ужасных» фрагментов, «описывающих радикальные вещи, говорящих о крови и разрушениях». [ 4 ]
Материалы и техника
[ редактировать ]Клик -трек был записан на шестнадцатую дорожку шестнадцатидорожечного магнитофона. Это использовалось для синхронизации хора, который записывался отдельно по секциям, при этом каждая голосовая группа (сопрано, альты, теноры и басы) накладывалась на себя до четырех раз. Из этой пятнадцатетрековой версии Штокхаузен затем смикшировал восьмидорожечную версию, при этом меняя положения хоровых групп в пространстве. Результат никогда не мог быть исполнен хором вживую, поскольку в некоторых моментах синхронизировалось до 180 отдельных вокальных партий. [ 5 ]
Дискография
[ редактировать ]- Штокхаузен: Невидимые хоры / Chœurs invisibles . WDR Rundfunkchor Köln , Герберт Шернус , Готфрид Риттер и Карлхайнц Штокхаузен (подготовка); Сюзанна Стивенс (кларнет); Карлхайнц Штокхаузен (музыкальное руководство и звуковая проекция). Deutsche Grammophon LP 419-432-1; CD 419 432–2. Гамбург: Polydor International, 1986. Переизданный компакт-диск Stockhausen Complete Edition 31. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992. Переиздан отрывок из книги «Сотворение и истощение» . Музыка в Германии 1950–2000: Музыкальный театр: Портрет. BMG Classics RCA Red Seal CD 74321 73635 2. [Германия]: BMG Ariola Classics; Немецкий музыкальный совет ; [Np]: Красная печать RCA, 2003.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бруно 1999 , 134–135.
- ^ Штокхаузен 1989a , 206–207.
- ^ Стоянова 1999б , 196.
- ^ Штокхаузен 1989b , 162.
- ^ Штокхаузен 1994 , 76–77.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Бруно, Паскаль. 1999. « Donnerstag aus Licht : новый миф или просто обновление знаний?» Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (зима): 133–156.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989а. « Невидимые хоры ». В своих текстах о музыке 5 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 204–237. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989б. «Семь дней недели» в его «Текстах о музыке» 6 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 152–171. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1994. «Практика электроакустического исполнения», перевод Джерома Коля . Перспективы новой музыки 34, № 1 (Лето): 74–105. Оригинальный текст на немецком языке как «Практика электроакустического исполнения». Штокхаузена В «Текстах о музыке» 8 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 549–585. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1998. ISBN 3-00-002131-0 .
- Стоянова, Иванка. 1999а. «И существование становится музыкой – некоторые взгляды на СВЕТ: Карлхайнц Штокхаузен к своему 70-летию». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г.: Институт музыковедения Кельнского университета, 11–14 ноября 1998 г.: Отчет конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера , 265–285. Сигналы из Кельна 4. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. 3-89727-050-1.
- Стоянова, Иванка. 1999б. «И Dasein становится музыкой: некоторые проблески света » в переводе Джерома Коля . Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (зима): 179–212. [Несколько другая версия текста, опубликованная на немецком языке под названием Stoianova 1999a ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Просняков Михаил. 1999. «Тенденции развития гласных в СВЕТЕ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998 г.: Институт музыковедения Кельнского университета, 11–14 ноября 1998 г.: Отчет конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера , 216–224. Сигналы из Кельна 4. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. 3-89727-050-1.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998. "Электронная музыка с 1952 года". В своих текстах о музыке 8 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 399–504. Кюртен: Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-002131-0 .
- Туп, Ричард (2002). « Donnerstag aus Licht («Четверг от света»)». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O006067 .
- Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кельн, Веймар и Вена: Бёлау Верлаг. ISBN 978-3-412-50577-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аудио на YouTube , Сюзанна Стивенс , кларнет, WDR Rundfunkchor Köln