Успение Моисея
«Успение Моисея» , также известное как « Завет Моисея» ( ивр. עליית משה Алия Моше произведением I века ), является еврейским апокрифическим . Предполагается, что он содержит тайные пророчества, которые Моисей открыл Иисусу Навину руководство израильтянами . перед тем, как передать ему Его характеризуют как «завещание», означающее последнюю речь умирающего человека Моисея. [1]
Считается, что текст первоначально был написан на иврите или другом семитском языке, а затем переведен на греческий койне . Единственная сохранившаяся рукопись представляет собой латинский перевод греческого текста VI века. Рукопись была неполной, а остальной текст утерян. Судя по ссылкам в древних произведениях, предполагается, что недостающий текст мог изображать спор из-за тела Моисея между архангелом Михаилом и сатаной.
История рукописи
[ редактировать ]«Успение Моисея» известно из единственной неполной рукописи шестого века на латыни , которая была обнаружена Антонио Чериани в Амброзианской библиотеке в Милане в середине девятнадцатого века и опубликована им в 1861 году. [2]
Идентификация
[ редактировать ]Два названия этой рукописи обусловлены разными отождествлениями с утраченными текстами. В Стихометрии Никифора и некоторых других древних списках упоминаются как Завет Моисея , так и Успение Моисея , по-видимому, как отдельные тексты.
- Чериани , а позже и Тромп вместе с ним, отождествили рукопись с Успением Моисея (которое также называют Вознесением Моисея ) из-за совпадения стиха 1:14 с цитатой, включенной в Historia Ecclesiastica Геласия Кизика . [3] Этот апокрифический труд, озаглавленный פטירת משה на иврите и ᾽Ανάληψις или ᾽Ανάβασις Μωυσέως на греческом, упоминается и другими древними авторами, в том числе Афанасием (в его Synopsis Sacræ Scripturæ ) и Оригеном ;
- Чарльз , в своем издании 1897 года. [4] предполагает, что рукопись следует отождествлять с Заветом Моисея , поскольку дошедший до нас текст не описывает какого-либо вознесения Моисея на небо, а просто содержит последние увещевания Моисея (таким образом, его завещание ). Кроме того, Чарльз предполагает, что эти два отдельных текста позже были объединены в одно произведение.
Связь с посланием Иуды
[ редактировать ]Некоторые древние писатели, в том числе Геласий Кизикский (2,21,7) и Ориген в De principiis III:2,1, цитируют Успение Моисея относительно спора о теле Моисея, упомянутого в Послании Иуды 1:9 : между архангелом Михаилом и дьяволом .
Этот спор не появляется в рукописи Чериани, что может служить подтверждением отождествления рукописи с Заветом Моисея , но также может быть объяснено неполнотой текста (считается, что около трети текста отсутствует).
Альтернативное объяснение состоит в том, что Джуд объединяет материал из трех источников:
- общие еврейские предания о Михаиле как могильщике, как и в Апокалипсисе Моисея
- контрастирует с обвинением Михаила Азазеля в Книге Еноха.
- контраст с ангелом Господним, не упрекающим сатану над телом Иисуса Навина Первосвященника в Захарии 3 .
В пользу этого объяснения есть три аргумента: (1) Иуда цитирует как 1 Еноха 1:9, так и Захарию 3. (2) Иешуа в Захарии 3 мертв – его внук служит первосвященником. Замена «тела Иисуса» на «тело Моисея» потребуется, чтобы избежать путаницы и отразить исторический контекст 3-й главы Захарии в Неемии, касающийся смешанных браков и развращения в «теле» священства. (3) Пример Захарии 3 дает аргумент против «клеветы на небесных существ», поскольку Ангел Господень не делает в Зах. 3, что, по сообщениям, делает Майкл в 1En1. [5] [6]
Содержание
[ редактировать ]Текст состоит из двенадцати глав:
- В главе 1 Моисей перед смертью выбирает Иисуса Навина в качестве преемника и оставляет ему книги, которые он должен сохранить до конца дней, когда Господь посетит свой народ. Подчеркивается роль Моисея как посредника.
- Главы 2–5 содержат краткий очерк еврейской истории вплоть до эллинизации при Антиохе IV . Об этом рассказывается в форме предсказания.
- В главе 6 предсказываются легко узнаваемые фигуры, в том числе Хасмоней и Ирод Великий с его сыновьями. История следует за частичным разрушением Храма . [7]
- Глава 7 рассказывает о конце дней, но рукопись слишком фрагментирована, чтобы полностью понять текст.
- Глава 8 повествует о великих гонениях на евреев со стороны лицемеров. Некоторые учёные читают это как эсхатологическое пророчество, другие же, как Карл , интерпретируют это как события, произошедшие до восстания Маккавеев . Чарльз также предполагает, что главы 8 и 9 изначально располагались между главами 5 и 6.
- В главе 9 повествование следует за описанием левита по имени Таксон и его семи сыновей, которые, вместо того чтобы поддаться эллинистическому влиянию, запечатались в пещере.
- Глава 10 содержит эсхатологический гимн: «В конце времен восстанет Бог, накажет язычников и возвысит Израиль». Перед пришествием божьего посланника (лат. nuntius ) [8] с священническими задачами предсказано, кто отомстит за Израиль.
- Главы 11 и 12 завершают текст Моисеем, увещевающим Иисуса Навина не бояться, поскольку история полностью обеспечивает Божий завет и план.
Дата, язык оригинала и темы
[ редактировать ]Из-за vaticinia ex eventu большинство ученых датируют эту работу началом I века нашей эры, современником новейших исторических личностей, которые она описывает. Эти разделы, по-видимому, связаны со смертью Ирода Великого , что позволяет предположить, что, по крайней мере, эти разделы датируются периодом с 4 г. до н.э. по 30 г. н.э. [9] Другие ученые [10] датируйте работу предыдущим веком и предполагайте, что ссылки I века в главах 6 и 10 были более поздними вставками.
Основываясь на буквальном переводе идиом в тексте, общепринято считать, что дошедшая до нас латинская версия представляет собой перевод с греческого койне , а сам греческий язык, вероятно, является переводом с иврита или, по крайней мере, текстом со значительным семитским влиянием.
Нет никаких богословских особенностей, которые позволили бы нам отнести текст к какой-либо конкретной еврейской группе. [ нужна ссылка ]
- Основная тема — апокалиптический детерминизм истории, которая разворачивается только по замыслу Бога, независимо от действий израильтян или язычников . Другая тема – фигура Моисея, который показан как посредник и заступник между Богом и человечеством.
- Упомянутый спор между архангелом Михаилом и Дьяволом не соответствует вероучительным воззрениям саддукеев, поскольку они отрицали существование ангелов. ( Деяния 23:8 ясно говорят об этом.) Фарисеи или какая-либо другая еврейская группа могли иметь отношение к этому документу. [ нужна ссылка ]
- Чарльз (1911) считает, что самой поразительной особенностью этого произведения является резкое осуждение писателем священства до, во время и после периода Маккавеев, а также беспощадное осуждение храмовых служб. [11]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Красноватый, Митчелл Гленн (1995). Апокалиптическая литература: читатель . Хендриксон Паб. ISBN 1565632109 . OCLC 34877180 .
- ^ Рукопись «C. 73 inf», опубликованная А. Чериани под названием Fragmenta Assumptionis Mosis in Monumenta Sacra et Profana 1,1, Милан, 1861 г., стр. 55-66.
- ^ стихи 2,17,17 критическое издание: GC Hansen, Gelasius Anonymous Church History (hansen) Gcs Nf 9 ISBN 3-11-017437-5 стр. 58
- ^ Р. Х. Чарльз. Успение Моисея, перевод с латыни рукописи шестого века, неизмененный текст которого публикуется вместе с текстом в его восстановленной и критически исправленной форме , Лондон, 1897 г.
- ^ 2 Питер, Джуд - Нейри, Джером Х. - Издательство Йельского университета, 1995 г.
- ^ Кэрол Л. Мейерс, Аггей, Захария 1–8. Серия якорных библейских книг, Том. 2:5Б 1987 г.
- ^ Вероятно, это относится к событию, описанному в «Колокола 2,5,1», произошедшему в 4 г. до н.э., но среди ученых нет единого мнения.
- ^ Нунциус . обычно отождествляется с Михаилом , с интересной параллелью в 11QMelch
- ^ Граббе, Лестер Л. (2020). История евреев и иудаизма в период Второго Храма: восстание Маккавеев, правление Хасмонеев и Ирод Великий (174–4 гг. До н. Э.) . Библиотека исследований Второго Храма. Том. 95. Т&Т Кларк. стр. 102–103. ISBN 978-0-5676-9294-8 .
- ^ например, Дж. Лихт Таксо, или Апокалиптическая доктрина мести JJS 12 стр. 95-103 (1961) или Г. Никельсбург
- ^ свободном доступе : Чарльз, Роберт Генри (1911). « Моисей, Успение ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 896–897. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
Источники
[ редактировать ]- Тромп, Йоханнес (1997) Успение Моисея: критическое издание с комментариями Brill Academic Publishers. ISBN 90-04-09779-1
- Дж. Священное Завещание Моисея, новый перевод и введение в изд. Джеймс Чарльзворт Псевдоэпиграфы Ветхого Завета, Том 1 ISBN 0-385-09630-5 (1983)
- Д. Маджиотти «Завещание Моисея» в изд. П.Сакки Апокрифы Ветхого Завета Том 4 ISBN 88-394-0587-9 (2000)