Jump to content

Музыка в твоем животе

Мирон висит над сценой перед выступлением Musik im Bauch в Нью-Йоркском университете (7 мая 2011 г.)

Musik im Bauch (Музыка в животе) — это произведение сценической музыки для шести перкуссионистов и музыкальных шкатулок, написанное Карлхайнцем Штокхаузеном в 1975 году и занимающее 41-е место в каталоге его произведений. Мировая премьера состоялась 28 марта 1975 года в рамках Руайанского фестиваля . Выступление было дано Les Percussions de Strasbourg в харасе (конюшне) в городе Сент , недалеко от Руаяна. Его продолжительность составляет примерно 38 минут.

Штокхаузен мечтал о Musik im Bauch в 1974 году, через семь лет после того, как придумал эту фразу во время памятного вечера со своей дочерью Юликой, когда ей было два года. Внезапно у нее внутри зашумело, и он пошутил с ней: «У тебя в животе музыка!» Эта фраза заставила малышку разразиться смехом, вскинуть руки вверх и бесконечно повторять «Музыка в животе!» Ее приступ смеха длился так долго, что Штокхаузен забеспокоился о ней. Она постепенно перестала смеяться только после того, как он уложил ее в постель, где она продолжала повторять эту фразу и хихикала, засыпая. [1] Первый очерк представляет собой единственный лист, датированный 28 февраля 1974 года, с краткими и отрывочными письменными заметками об общем музыкально-театральном курсе. В опубликованной партитуре Штокхаузен утверждает, что это в точности записанная версия того, что ему приснилось. [2] Однако некоторые важные детали из первого эскиза позже были отброшены. Первые три мелодии, позже использованные в этом произведении, «Водолей», «Лев» и «Козерог», были написаны в предварительной форме позже, в 1974 году, во время одного или нескольких семинаров Штокхаузена по композиции в Высшей школе музыки в Кёльне . Эти мелодии позже были изменены. [3]

Чтобы представить произведение, Штокхаузен сочинил двенадцать мелодий для знаков зодиака , которые можно исполнять самостоятельно как Tierkreis . Он нашел швейцарского производителя музыкальных шкатулок Reuge и нанял его для изготовления шкатулок, полагая, что ранее не существовало оригинальных композиций для музыкальных шкатулок. [4]

В каталоге композиций Штокхаузена Musik im Bauch занимает 41-е место. Он породил как минимум десять подзаголовков, включая Tierkreis , который имеет номер 41½. Musik im Bauch охарактеризовали как «сказку для детей, [5] «видение ритуальной дикости», [6] «смесь сказки с племенным мифом американских индейцев», [7] или еще как «ритуал, разыгрываемый в пейзажах мексиканских индейцев». [8]

Штокхаузен привел Musik im Bauch как пример широкого использования полифонии в своей музыке. По сравнению с ранними работами, такими как Gruppen и Zeitmaße , где инструменты часто играют с разной скоростью, Musik im Bauch представляет собой значительное расширение таких временных масштабов. Два игрока на маримбе исполняют только одну мелодию Tierkreis за все произведение. Штокхаузен комментирует: «Если вы хотите это услышать, вам нужны уши гиганта и память гиганта, иначе вы не сможете определить, сыграна ли не та нота или в неподходящее время они раздаются». так далеко друг от друга. Будущим поколениям действительно придется расширить свое восприятие, чтобы осознать мелодию, которая разворачивается на протяжении столь длительного времени». [9]

Инструментарий

[ редактировать ]

Инструменты, используемые шестью игроками:

В дополнение к этим инструментам необходимы подвесная кукла-человек-птица размером больше натуральной величины (по имени Мирон), большие ножницы и три небольших столика для музыкальных шкатулок, а также микрофоны, усилители и т. д. и громкоговорители.

Краткое содержание

[ редактировать ]
Раздел II: «Свист, постукивание и шипение выключателей очищают воздух от злых духов» (Iktus Percussion в Naumburg Bandshell , Центральный парк , Нью-Йорк, четверг, 21 июня 2012 г.) [10]

На сцене доминирует тканевая кукла человека-птицы размером больше натуральной величины (около 220 см) (голова птицы с большими глазами и тело с человеческими руками и ногами). Его зовут Мирон, и на шее у него висит бубенчик. Двигаясь, как механическая кукла или автомат , перкуссионист входит справа и идет через сцену к станции Клангплаттен , слева от Мирона. Входят еще три игрока, таким же механическим способом, как и первый. Они занимают позиции на трёх станциях позади Мирона. По обе стороны от него расположены старинные тарелки, а прямо за ним - глокеншпиль. Два последних игрока, двигаясь очень медленно и механически, как и остальные, входят и занимают позицию за маримбой справа от Мирона.

В первом разделе артисты играют на своих инструментах в той же кукольной манере. Трое исполнителей сзади быстро играют на старинных тарелках и глокеншпилях, смешивая высокие обертоны. Служители маримбы играют независимо от всех, словно находясь в своем отдельном мире. Исполнитель Клангплаттена тоже играет самостоятельно, но в конце концов ударяет в трубчатый колокол.

Раздел IV: «Три игрока начинают причудливое движение, кружась вокруг Мирона, сначала бегут очень медленно, а затем постепенно ускоряются… пока не создают густой грохот и звон колокольчиков и топот по полу, в экстатическом танце с дикими скачки».

Во второй части пьесы трое исполнителей, стоящих сзади, постепенно меняют свое поведение при звуке удара трубчатого колокола. Они отказываются от своих старинных тарелок и глокеншпилей вместо переключателей , которыми взмахивают в воздухе во всех направлениях. Свист, шипение и постукивание выключателей очищают воздух от нечисти. [11] Услышав еще два удара трубчатого колокола, они подходят к Мирону, продолжая при этом хлестать. Они исследуют Мирона, время от времени слегка хлестая его по телу. Медленно они начинают кружить над Мироном, все чаще ударяя его, заставляя его колокольчики звенеть. Они доводят себя до безумия, бьют Мирона и в экстазе танцуют, окружая его.

В заключительной части пьесы трубчатый колокол звучит еще три раза, заставляя игроков, бьющих кнутом, замирать. Один из них убегает за сцену и возвращается с ножницами. Ножницами он разрезает рубашку Мирона и залезает ему в живот. Он достает музыкальную шкатулку. Он ставит музыкальную шкатулку на один из трех маленьких столиков перед сценой и открывает ее. Услышав мелодию, он подходит ко второму глокеншпилю, расположенному перед Мироном, и подыгрывает мелодии музыкальной шкатулки. Артист Клангплаттена прерывает его, и он убегает со сцены. Двое других кнутов по очереди следуют его примеру, доставая музыкальную шкатулку из живота Мирона, кладя ее на один из столов и играя под свою мелодию на глокеншпиле.

Клангплаттен в конце концов перестает звучать, и игрок покидает сцену. Два исполнителя маримбы заканчивают игру и тоже уходят. После того, как третий хлыст подыграет своей музыкальной шкатулке, он заводит все три шкатулки и запускает их. Он кланяется Мирону и уходит со сцены, оставив музыкальные шкатулки играть свои мелодии, пока они не утихнут.

Практика исполнения

[ редактировать ]
Раздел V: «Игрок 1 смотрит на выход, выбегает, возвращается с большими ножницами и вспарывает Мирону живот…»

Исполнители выбирают любые три из двенадцати мелодий Tierkreis , чтобы определить форму произведения. Поскольку эти три мелодии можно комбинировать в самых разных иерархиях, возможности безграничны. [12] Например, если выбраны мелодии Льва, Водолея и Козерога, в первом разделе исполнитель Клангплаттена сыграет ослабленную версию мелодии Льва, которая длится семь минут. Маримбаисты будут исполнять «Козерога» в течение 28 минут. Античные цимбалы и исполнители на глокеншпилях повторяют фрагменты трех мелодий в разном темпе. Мелодии растянуты и искажены до неразборчивости, и только появление музыкальных шкатулок в конце проясняет исходный материал произведения.

«Он роется рукой в ​​желудке, вытаскивает небольшую деревянную шкатулку,... ставит шкатулку на стол,... открывает ее, и начинается мелодия музыкальной шкатулки...».

Клангплаттен (звуковые пластинки) — это изготовленный на заказ инструмент, который Штокхаузен приобрел у производителя по имени М. Грабманн в Бокуме . Они похожи на колокольные пластины , за исключением того, что сделаны из бронзы, имитирующей звук низких церковных колоколов. Если Klangplatten недоступны, исполнитель может использовать настроенные гонги. [13]

Игрок Klangplatten также имеет возможность подать сигнал другим игрокам с помощью трубчатого колокольчика или волчка, который играет обертоновый аккорд.

Штокхаузен указывает, что центральное трио исполнителей должно играть либо на трёх комплектах старинных тарелок ( кроталах ), либо на двух комплектах старинных тарелок и одном глокеншпиле.

Играющие на маримбе настолько независимы от других, что Штокхаузен указывает, что их смягченные версии мелодий Tierkreis могут быть представлены как отдельные пьесы, при условии, что они также исполняются таким же механическим способом. Однако эти версии не указаны отдельно в каталоге работ Штокхаузена.

Музыкальные шкатулки с мелодиями зодиака можно заказать в магазине Stockhausen-Verlag.

Дискография

[ редактировать ]
  • Штокхаузен: Музыка в животе / Музыка в животе / Musique dans le ventre . «Ударные инструменты Страсбурга» . Со зодиаком на 12 музыкальных шкатулок . Запись LP. DG 2530 913. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1977. Переиздано на компакт-диске, Stockhausen Complete Edition CD 24. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992. [14]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Конен, Герман. 1991. Формула композиции: О музыке семидесятых годов Карлхайнца Штокхаузена . Кёльнские сочинения о новой музыке 1 под редакцией Йоханнеса Фрича и Дитриха Кемпера . Майнц: Сыновья Шотта. ISBN   3-7957-1890-2 .
  • Карлхайнц Штокхаузен, Les Percussions de Strasbourg – музыка в животе (1977) на Discogs (список релизов)
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон: Фабер и Фабер, ISBN   0-571-17146-X .
  • Макони, Робин . 1976. Работы Карлхайнца Штокхаузена . Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-315429-3 .
  • Макони, Робин. 1989. Штокхаузен о музыке . Лондон, Нью-Йорк: Издательство Marion Boyars. ISBN   0-7145-2887-0 (ткань); ISBN   0-7145-2918-4 (пбк).
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Острайх, Джеймс Р. (22 января 2012 г.). " Музик им Баух (рецензия)". Нью-Йорк Таймс .
  • Шиффер, Бриджит. 1975. «Английский фестиваль Баха: Ксенакис и Штокхаузен». Темп , новая серия, нет. 114 (сентябрь): 47–49.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Музыка в животе , для 6 барабанщиков и музыкальных шкатулок (1975)». В своих текстах о музыке 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 248–274. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-1078-1 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1980. Музыка в животе / Musique dans le ventre, для 6 барабанщиков и музыкальных шкатулок (партитура). Кюртен: Издательство Штокхаузен.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андрашке, Питер. 1990. «От Веберна до Шенберга: Штокхаузен и Венская школа». Вклад в музыковедение 32, вып.
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Гриффитс, Пол . 1975. «Штокхаузен: Круглый дом». «Таймс» (30 апреля): 11.
  • Херборт, Хайнц Йозеф. 1976. «Метеоризм». Время (12 марта).
  • Кеньон, Николас . 1980. «Музыкальные события: чудо семи дней». Житель Нью-Йорка (25 августа): 78–81.
  • Оберхольцер, Галлус. 1988. «Карлхайнц Штокхаузен сочинил 12 мелодий специально для музыкальных шкатулок». Механический музыкальный инструмент: Журнал Общества самоиграющих музыкальных инструментов 12, вып. 46:49.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989а. «Советы барабанщикам». В его «Текстах о музыке» 6 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 10–95. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989б. «Барабаны — Шумы — Диалекты». В его «Текстах о музыке» 6 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 96–111. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .
  • Виль, Массимилиано. 1988–89. « Formeltecknick [ так в оригинале ] — Мост между рациональностью, интуицией и памятью: Встреча с Карлхайнцем Штокхаузеном ». Sonus: Материалы для современной музыки 2, вып. 1 и 2 (декабрь и февраль): 50–68 (по состоянию на 14 августа 2017 г.).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2c79741e5f2dede0467a94379105520__1713289380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/20/a2c79741e5f2dede0467a94379105520.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Musik im Bauch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)