Лауди
Лауди | |
---|---|
Святого Франциска Ассизского (Песнь существ) | |
Оратория Германа Сутера | |
![]() Святой Франциск Ассизский работы итальянского художника Чимабуэ (1240–1302). | |
Английский | Похвалы |
Полное название | Лауди Святого Франциска Ассизского |
Опус | 25 |
Повод | столетие Базельского хорового общества |
Текст | Песнь Солнца Франциска Ассизского |
Язык | итальянский |
Составленный | 1924 Базель : |
Преданность | в память о родителях композитора |
Выполненный | 13 июня 1924 г .: Базель : |
Движения | 9 |
Подсчет очков |
|
Ле Лауди ( Похвалы ), соч . 25) — оратория швейцарского композитора Германа Сутера . Полное название - Le Laudi di San Francesco d'Assisi (Cantico delle Creature) ( Похвала святого Франциска Ассизского (Песнь существ)) . Текст — Франциска Ассизского » «Песнь Солнца на итальянском языке в оригинале. Сутер написал произведения для солистов, хора, детского хора, органа и большого оркестра. Премьера состоялась в 1924 году, когда композитор дирижировал Basler Gesangverein по случаю его столетнего юбилея. Оратория продолжительностью около 70 минут является одним из самых важных произведений Сутера, и ее поддерживали такие дирижеры, как Вильгельм Фуртвенглер , который дирижировал первым спектаклем в Вене в 1926 году и дальнейшими выступлениями в Европе. Хотя сейчас в других местах он исполняется сравнительно редко, в Швейцарии он проводится регулярно. Он также был записан в 1991 и 2007 годах.
История
[ редактировать ]Сутер сочинил ораторию в честь 100-летия Basler Gesangverein (Базельского хорового общества). [ 1 ] Он был центральной фигурой в музыкальной жизни Базеля, будучи директором симфонических концертов Allgemeine Musikgesellschaft и директором Liedertafel, муниципальной музыкальной школы и консерватории. С 1902 года был директором хора. [ 2 ] [ 3 ] Композиция возникла летом 1923 года в Силсе в Энгадине, где Сутер проводил каникулы. [ 1 ] Итальянский текст — Cantico del Sole Франциска Ассизского. [ 4 ]
Подсчет очков
[ редактировать ]Оратория написана для четырех сольных голосов ( сопрано , альта , тенора и баса ), хора, детского хора, органа и оркестра. Сутер написал в качестве подзаголовка Cantico delle Creature (Песнь творения) и придал хору первостепенное значение в озвучке: per Coro, Soli, Voci di ragazzi, Organo ed Orchestra . Он посвятил его памяти своих родителей («Dem Andenken meiner Eltern geweiht»). [ 5 ] Спектакль длится около 70 минут. [ 1 ]
Структура и музыка
[ редактировать ]Сутер составил девять частей , согласно похвалам песнопения:
- Altissimo onnipotente, bon Signore , (тенор, хор и детский хор)
- Laudato be, милорд, per sora luna e le stelle , ( In modo dorico , солисты и хор)
- Laudate sia, my Lord, per frate vento ( Фуга , солисты и хор)
- Хвала, милорд, за sor'acqua , ( Квартет , солистка)
- Слава, Господи, за брата огня , ( Пассакалья , хор)
- Слава, мой Господь, за нашу мать-землю , (только высоко)
- Хвала, Господи, прощающим (тенор и женский хор, сопрано соло и а капелла ) хор
- Слава, Господи, за нашу телесную смерть , (бас, хор и детский хор)
- Хвалите и благословляйте Господа моего (детский хор, хор и солисты)
Работа выполнена в позднеромантической традиции, в частности Новой немецкой школы , не затронутой появляющейся додекафонией . Сутер использовал различные музыкальные ресурсы, в том числе григорианское пение , импрессионизм , полифонию и контрапункт , например, в четверной фуге третьей части и пассакалье в пятой части. Сутер использовал «живописные и драматические элементы: первая часть напоминает солнце». [ 6 ] сверкание звезд изображено во второй части, рев ветра в третьей, журчание воды в четвертой, сияние и искры огня в пятой. Нежная альтовая ария сосредоточена на Земле в шестой части. После восхваления природы, обращения к солнцу, луне, звездам и четырем элементам как к братьям и сестрам, в седьмой части появляется человек, показанный как всепрощающий и страдающий. Смерть тела, обращенного к сестре, является темой восьмой части, и всеобщая похвала завершает произведение. [ 3 ]
Сутер включил архаичные элементы, такие как пение без сопровождения, похожее на григорианское пение, в теноровом соло в самом начале и пение а капелла . Он противопоставляет музыкальные краски, такие как смешанный хор с ярким звучанием «рагацци», тенор с женским хором, сопрано с хором а капелла. Последняя часть достигает драматической кульминации, но заканчивается мягко и задумчиво. [ 3 ]
Движения
[ редактировать ]
1
[ редактировать ]В первой части начальное Altissimo onnipotente, bon Signore поется только тенором, подобно григорианскому пению . [ 7 ] Он помечен как «Введение» и «В широком смысле». [ 5 ] Хор, разделенный на шесть частей, гомофонно повторяет одну и ту же мелодию в сопровождении оркестра. В тексте говорится о восхвалении Всемогущего Творца. [ 5 ] Тенор, поддержанный мужскими голосами, продолжает говорить, что эти существа недостойны называть своего создателя. [ 5 ]
Интерлюдия переходит к разделу Аллегро, в котором детские голоса (ragazzi) начинают петь Laudate sia, mio Signore, con tutte le tue Creation (Хвала тебе, Господи, всеми твоими созданиями). Остальные голоса, теперь четырехчастные, имитируют полифонию . Первое существо, frate Sole (Брат Солнце), упоминается первым соло-тенором. [ 7 ] Часть завершается воспоминанием о первой мелодии гимнической гомофонии. [ 5 ]
2
[ редактировать ]Вторая часть, Laudato sia, mio Signore, per sora luna e le stelle, посвящена сестре Луне и звездам. Отмечено Анданте спокойствие, [ 5 ] оркестр создает мерцающую и блестящую основу [ 7 ] для всех четырех солисток, которые поют друг за другом, начиная с сопрано, и им отвечает четырехголосный женский хор. [ 5 ]
3
[ редактировать ]Третья часть, Laudato sia, mia Signore, per frate vento , восхваляет Брата Ветра. Отмечено фуга (фуга) и «Энергичная, но не слишком веселая», [ 5 ] он рассчитан в основном на четырехчастный хор с оркестром. [ 5 ] Духовые начинаются с сильных аккордов, за которыми следуют бурные переходы по струнным, к которым голоса добавляют все более сложные фуги. Только средняя часть посвящена спокойной погоде. [ 7 ] сначала изображается сольными голосами. В этом настроении движение заканчивается после очередного раунда фугального пения. [ 5 ]
4
[ редактировать ]Четвертая часть, Laudato sia, mio Signore, per sor' acqua , получила похвалу от сестры Уотер. Это квартет солистов с пометкой «Amabile, quietlo». [ 5 ] Вода изображена непрерывным потоком в деревянных духовых инструментах. [ 7 ]
5
[ редактировать ]Пятая часть, Laudato sia, mio Signore, per frate foco , посвящена Брату Огню. Он отмечен пассакальей и энергичностью. [ 5 ] Огонь изображается арпеджио на струнных, над басом из восьми тактов и 24 вариаций, исполняемым четырехголосным хором. [ 7 ]
6
[ редактировать ]Шестая часть, Laudato sia, mio Signore, per sora nostra matre terra , фокусируется на Земле, называемой не только сестрой, но и нашей матерью. Это соло для альта с пометкой «Adagio, ma non troppo». [ 5 ] Вначале голос повышается от низкого регистра до изящного восхваления цветов и плодов, которые производит земля. [ 7 ]
7
[ редактировать ]В седьмой части Laudato sia, mio Signore, per quelli, che perdonano, per lo tuo amore после солнца, луны, звезд и четырех элементов появляются мужчины и женщины. Часть начинается, отмеченная Andante soave, с сольного тенора, которому вторит женский хор. [ 5 ] В тексте сначала говорится о прощении и любви, а затем, более подробно, о стойкости болезней и скорбей. [ 7 ] Соло сопрано призывает блаженных тех, кто ждет с миром (Beati quelli, che sosterrano in темпе), вторит хору.
8
[ редактировать ]Восьмая часть, Laudato sia, mio Signore, per sora nostra morte corporale , посвящена сестре Смерти. Это соло для баса с участием мужского и детского хора с пометкой «Tempo di marcia funebre». [ 5 ] После небольшого вступления бас начинается в темпе траурного марша . Хор звучит гармоничной гомофонией. [ 5 ] После взволнованной средней части движение завершается еще одним благословением «Беати». [ 7 ]
9
[ редактировать ]В заключительной части Laudate e benedite mi Signore все силы объединяются в восхвалении. Дети начинают и ведут к основному разделу с надписью Maestoso con allegria. [ 5 ] Интенсивность и темп музыки нарастают, но с последним «Аминь» снова замедляются и заканчиваются продолжительным последним аккордом, состоящим из многих голосов. [ 5 ] [ 7 ]
Оценка
[ редактировать ]Интенсивность выражения и звука произведения сравнивают с «Немецким реквиемом» Брамса, «Христом» Листа, «Блаженствами» Верди Франка и «Месса да Реквием» . [ 3 ]
Выступления и записи
[ редактировать ]
Премьера «Лауди» состоялась 13 июня 1924 года в Базеле под управлением композитора [ 1 ] с солистами Евой Брюн, Марией Филиппы, Карлом Эрбом и Генрихом Рекемпером . [ 7 ]
Он был опубликован в том же году, что и Opus 25, издательством Musik Hug . Эта работа сделала Сутера известным за пределами Швейцарии. Вильгельм Фуртвенглер дирижировал им 20 января 1926 года в Вене и руководил дальнейшими спектаклями в 1920-х годах. [ 3 ] [ 8 ] В 1934 году Карл Штраубе исполнил ее в Лейпциге. Его до сих пор исполняют, особенно в Швейцарии, где он имеет непрерывную традицию исполнения. [ 1 ] [ 3 ] [ 9 ]
Оратория была записана в 1991 году Андрасом Лигети под управлением солистов Алиды Феррарини , Весселины Касаровой Эдуардо Вильи и Марселя , Рошки на лейбле MGB. [ 10 ]
В 2006 году произведение было снято на видео на фестивале Coréades в Ла-Рошели , Франция, под музыкальным руководством Жана-Ива Годена, а в следующем году транслировалось. [ 11 ] [ 12 ]
В 2007 году Тео Лусли дирижировал Бернским хором Баха и Бернским симфоническим оркестром в записи для лейбла Ars Musici . [ 13 ]
Произведение было впервые исполнено в Великобритании хором 2000 21 июня 2009 года в концертном зале West Road в Кембридже . [ 14 ] Хор 2000 снова исполнил ораторию 23 июня 2018 года в Саффрон-холле, Саффрон-Уолден и в концертном зале Вест-Роуд в Кембридже 24 июня 2018 года. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хелблинг, Гвидо (2013). «Ле Лауди – одна из самых больших и красивых ораторий в швейцарской хоровой литературе» (PDF) . концертчор-ш.ч (на немецком языке). Концертный хор Шаффхаузена . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Карни, Тимоти Фрэнсис (1995). Оратория Германа Сутера «Лауди Сан-Франческо д'Ассизи»: отражение швейцарской музыкальной жизни начала ХХ века . Ideals.illinois.edu (Диссертация) . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гизе, Детлеф (18 апреля 2012 г.). Ле Лауди ди Сан-Франческо д'Ассизи, соч. 25 / Солнечная песнь святого Франциска Ассизского (на немецком языке). Берлинская академия пения .
- ^ Обзор органистов . Объединенная ассоциация органистов. 1994. с. 363 . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Герман Сутер / Opus 25 / Le Laudi (на немецком языке). Обнимаю музыкальных издателей. 1924 год.
- ^ Флеглер, Джоэл Брюс (1995). «Ле Лауди» . Фанфары . Том. 18. Дж. Флеглер. п. 337 . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Герман Сутер: Лауди Сан-Франческо д'Ассизи» (PDF) . концертчор-ш.ч (на немецком языке). Концертчор Шаффхаузен. 2001 . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Дубинс, Джерри. «Герман Сутер: Симфония ре минор, соч. 17; Вернер Верли: Чильбизит / Босток, Симфонический оркестр Ааргау» . arkivmusic.com . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Неф, Карл (1947). Очерк истории музыки . Издательство Колумбийского университета. п. 284 . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ «Сутер, Х.: Лауди ди Сан-Франческо д'Ассизи (Ле) [Оратория] (Феррарини, Касарова, Вилла, Рошка, Вираг, Будапештский симфонический оркестр, А. Лигети)» . naxos.com . Наксос Рекордс . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ «Жан-Ив Годен в Кореаде: «Я повторяю свое счастье…» » . lanouvellerepublique.fr/ . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Лауди Х. Сутера (I), Coréades 2006 в Ла-Рошели на YouTube
- ^ «Представления» . muziekweb.nl (на голландском языке). 2007 . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ "О нас" . choir2000.org . Архивировано из оригинала 2 марта 2024 года . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ «Хор 2000 и оркестр Сэмпсона / Герман Сутер: Ле Лауди» . www.westroad.org . 2018 . Проверено 6 октября 2012 года . [ мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йенс Марковски: аннотации к опере «Лауди Сан-Франческо д'Ассизи» , хору Бернского Баха , Бернскому симфоническому оркестру, Тео Лоосли
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Le Laudi di San Francesco d'Assisi (Герман Сутер) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Мария Филиппы» (контральто в премьере) greatsingersofthepast.wordpress.com