Jump to content

Кристус (Мука)

«Кристус» ( S.3 , сочинено 1862—1866) — оратория венгерского композитора и пианиста Ференца Листа . Оратория берет традиционный сюжет жизни Иисуса Христа от его рождения до его страстей и воскресения, используя библейские тексты, и таким образом чем-то напоминает другое известное религиозное произведение Мессия» « Георга Фридриха Генделя .

Составление

[ редактировать ]

Когда Лист после плодотворных лет в Веймаре переехал в Рим в 1861 году, большинство его произведений в течение следующих десяти лет представляли собой религиозную музыку для хора. Сочинение его самой известной оратории «Христус » занимало Листа с 1862 по 1866 год, с более короткими или более длинными паузами. Он закончил партитуру к концу сентября 1866 года, но хотел внести некоторые изменения и исправления, и поэтому работа не была завершена до декабря того же года. «Христус» был опубликован в 1872 году, премьера состоялась в протестантской церкви Веймара. [ который? ] 29 мая 1873 г.

Структура работы

[ редактировать ]

Продолжительность оратории составляет около трех часов и требует значительных оркестровых и вокальных сил, что делает ее довольно редкой в ​​современных концертных залах, и, несмотря на это, большая часть произведения носит почти камерный характер и весьма личный по настроению.Для текста Лист использует Библию, католическую литургию и некоторые древние латинские гимны; в этом смысле он не хотел экспериментировать. Примечательно, что роль оркестра в оратории действительно значительнее, чем хора, поскольку оркестр является движущей силой роста и развития (как в . операх Вагнера) В отличие от более ранних, барочных и классических ораторий, где преобладает хор, а оркестр просто выступает в качестве комментария, обеспечивая гармоническую фактуру. В оратории отсутствуют речитативные разделы, хотя партитура периодически сопровождается латинскими отрывками, как бы объясняющими, что изображает музыка, или лежащую в ее основе эмоциональную или религиозную значимость. Неясно, предназначены ли эти отрывки для рассказчика во время музыки. В некоторых спектаклях это имело большой эффект, хотя большинство их опускает.

Работа состоит из трех частей:

  • Часть первая: Рождественская оратория (из пяти частей)
  • Часть вторая: После Крещения (из пяти частей)
  • Часть третья: Страсти и воскресение (из четырех частей)

Частей так мало (в отличие от «Мессии») из-за их продолжительности и структурного размаха, единственным исключением из которых является «O filii et filiae» из третьей части, продолжающаяся всего две минуты. В своих ранних работах Лист часто использовал идею трансформации и модификации музыкальных мотивов и тем для достижения большей связности и взаимосвязи: в этом отношении «Христус» не является исключением. Также узнаваемы многие мотивы григорианских песнопений, что значительно повышает единство произведения. Наиболее очевидным мотивом, лежащим в основе всей оратории, является мотив простого идеального квинты, который звучит как начало простого пения «Пришествия Rorate coeli» в самом начале оратории, так или иначе встречающегося в большинстве частей, иногда как мелодичный жест, иногда с гармоническим подтекстом, который в конечном итоге становится главной темой великой фуги, завершающей всю ораторию.

Часть первая: Рождественская оратория

[ редактировать ]

I. Мотив – Введение
II. Пастораль и Благовещение
III. Stabat Mater speciosa («Стояла прекрасная Мать»)
IV. Песня пастухов на яслях
V. Три короля

Рассказчик (см. выше) приводит «мотив» произведения в самом начале, говоря на латыни, а затем следует вступление оркестра, еще раз акцентированное голосом рассказчика, приводящим слова из Исайи , 45: 8. Вступление в основном наполнено легкой пасторальной атмосферой, его продолжительность составляет около 18 минут. Это своего рода свободная полифоническая фантазия на тему простого песнопения Адвента «Rorate coeli», плавно развивающаяся от тихого начала до кульминации.
В «Пасторали и Благовещении» мы впервые слышим солистов сопрано и тенора, а также хор. Поддержанные и окрашенные оркестром, они поют об ангелах, пришедших среди пастухов, возвещая рождение Иисуса Христа ( Лк. , 2:10-14). Музыка Ангелуса основана на идеальной квинте, полученной из «Rorate coeli».
«Stabat Mater speciosa» — длинная, почти а капелла часть для припева и некоторых органных отрывков. Латинский гимн, который исполняется, является «сестринским гимном» «Stabat Mater dolorosa», и его следует петь на довольно похожую мелодию, но в более ярком и спокойном настроении, и слова другие, описывающие Марию, наблюдающую за маленьким Иисусом в его колыбель и игра.
В «Песне о пастухах на яслях» пасторальная атмосфера достигает своего апогея в нежных и веселых мелодиях гобоев, кларнетов и фаготов, опять же основанных на идеальном квинтовом интервале. Музыка постоянно нарастает и к концу движения достигает своего радостного и танцевального пика. Важно добавить, что это движение носит исключительно инструментальный характер.
Заключительная часть этой части, «Три короля», на самом деле представляет собой масштабный марш, который начинается с тихой, но устойчивой и пружинистой поступь и неумолимо переходит к завершающему фортиссимо с полным оркестром. В движение включен рассказчик (см. выше) со словами о путешествии Трех царей ( Мф. 2:9,11). Есть три основные темы этого движения. Хотя все темы независимы, все они начинаются с одной и той же зародышевой идеи. Первый начинается с восходящей чистой квинты, изображающей марш. Другой, изображающий звезду, на нисходящем арпеджио трезвучия, очерчивающем квинту (так что это квинта в инверсии и трансформации). А третья более извилистая: ее вступительная восходящая фраза описывает интервальный подъем к пятой, а затем спуск к пятой обратно к тонике как арпеджио (и, таким образом, также является мотивационной комбинацией двух других). Все три темы развиты, и первая часть заканчивается великолепно и оптимистично.

Часть вторая: После Крещения

[ редактировать ]

VI. Блаженства
VII. Pater noster: Молитва Господня
VIII. Основание Церкви
IX. Чудо
X. Вход в Иерусалим

Вторая часть открывается «Блаженствами», написанными для баритона, хора и органа. Она задумчивая, спокойная и медитативная, звучание не такое насыщенное, как в первой части, поскольку эта часть представляет собой образец сдержанности и экономии средств. На самом деле она была написана раньше, в 1855 году, и Лист просто решил использовать ее как часть оратории.
Следующая часть представляет собой постановку Молитвы Господней для хора и органа. Бормотание латинского текста и задумчивость настроения очень похожи на первую часть.
Однако «Основание Церкви» «будит» хор, и слова Христа «Tu es Petrus, et super hanc petram...» (Мф. 16,18) звучат твердо и решительно. Этому противопоставляется другая часть движения, более мягкая, со словами Иоанна 21:15-17.
«Чудо» описывает сцену хождения Христа по водам Галилейского моря . Он рассчитан на баритон рассказчика, хор и оркестр, но вокальные ресурсы ограничены в их использовании, и основную роль изображения играет оркестр. Музыка поначалу драматична, поскольку шторм поднимает огромные волны, а апостолы взывают к Иисусу со своими мольбами: «Доминируй, сальва нос, перимус!» («Спаси нас, Господи, ибо мы погибнем!»). Затем Иисус останавливает бурю и ветры, и остальная часть движения проходит в великом спокойствии.
В «Входе в Иерусалим » участвуют солисты, хор и оркестр, празднующие прибытие сына Давида и царя Израиля, и завершается славное завершение второй части «Христа» под возгласы « Осанна !».

Часть третья: Страсти и воскресение

[ редактировать ]

XI. Грустна моя душа («Грустна моя душа»)
XII. Stabat Mater dolorosa («Стояла скорбящая Мать»)
XIII О сыновья и дочери
XIV. Он воскрес! («Он воскрес!»)

Заключительная часть оратории начинается мрачной и болезненной частью «Tristis est anima mea». Здесь Иисус беседует со своим Отцом, размышляет над всеми ужасами, которые его ожидают, однако «sed non quod ego volo, sed quod tu». Скромное использование солиста-баритона делает слова еще более эффективными и значимыми. Оркестр снова играет важную роль.
После этого следует «Stabat Mater dolorosa», древний латинский гимн, печальный и мрачный. Это самая длинная отдельная часть всего произведения (около 30 минут), в которой задействован весь оркестр и вокальные силы, но по настроению, совершенно противоположному многим обычным ораториям, где использование всего вокала предвещает славу и радость. На самом деле это движение представляет собой долгое и болезненное оплакивание судьбы Марии – увидеть смерть ее сына. Однако к концу музыка набирает силу, местами становится яростной, страстной и победоносной по тону. Это, конечно, предвосхищает воскресение Христа, победу жизни над смертью.
Короткий пасхальный гимн «O filii et filiae» контрастирует с «Stabat Mater», поскольку он очень короткий (2 минуты), использует только женский хор с фисгармонией и имеет гораздо более светлое, выжидательное настроение. Эти слова повествуют нам о том, как Мария Магдалина обнаружила могилу Христа открытой, а комнату пустой.
Заключительная часть оратории — «Resurrexit!» — радостный, ликующий хор, поддерживаемый всем оркестром, празднующий воскресение Христа. Фактически, это параллель со знаменитой песней Генделя «Аллилуйя!» и весьма схожая по общему настроению. Итак, величайшая оратория Листа завершается, используя все вокальные и оркестровые силы, провозглашением: «Христос воскрес!». Мотив восходящей квинты символизирует «воскресение Христа» как фугальный сюжет, без прикрас, и это главный сюжет. Пятый произносится один раз, затем повторяется на тон выше, затем снова на тон еще выше. Всего шесть нот, и все они взяты из того же места, что и самое начало оратории. Таким образом, Лист, как и Бах , использует свою трактовку музыки для изложения богословских посланий.

Полные записи

[ редактировать ]
  • Райх, Труда: Музыкальная книга для юных любителей музыки (издание № 10), Школьное пособие, издано в Загребе в 1970 году.
  • Рэймонд МакГилл, в предисловии к изданию «Christus» Warner Classics «Apex Titles», номер компакт-диска 2564 61167-2, концепция сериала Мэтью Косгроув
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8053a0ddad5ae4c20e644d8c9d730c6a__1693848120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/6a/8053a0ddad5ae4c20e644d8c9d730c6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christus (Liszt) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)