Лили Чукасян
Лили Чукасян | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Чикаго, Иллинойс , США | 1 августа 1921 г.
Умер | 9 апреля 2012 г. Бранфорд, Коннектикут . НАС | ( 90 лет 2012 )
Род занятий | Певица ( контральто ), Метрополитен-опера (1962–1986); Профессор университета Северо- Западного Йельской музыкальной школы |
Супруг | Георгий Гаведжян (женат 1941-1987) |
Дети | 3 |
Лили Чукасян (1 августа 1921 г. - 9 апреля 2012 г.) [ 1 ] ) — американское контральто армянского происхождения мира , выступавшее со многими крупнейшими симфоническими оркестрами и оперными театрами . Она начала свою карьеру в 1940-х годах как концертная певица, но не получила широкого признания, пока не начала петь оперу, когда ей было под тридцать. Она возникла как одна из ведущих контральто мира в 1960-х и 1970-х годах и, в частности, имела долгую и знаменитую карьеру в Метрополитен-опера в Нью-Йорке с 1962 по 1986 год. Ею восхищались за ее звучный, сосредоточенный тон, а также за ее превосходное исполнение. музыкальность. Она часто, вопреки традиции, пела оратории по памяти.
Молодость и концертная карьера: 1921–1958 гг.
[ редактировать ]Чукасян родился в Чикаго и был младшим из троих детей в семье иммигрантов из Армении . Ее семья иммигрировала в Соединенные Штаты вскоре после геноцида армян 1915 года, унесшего жизни двух бабушек и дедушек Чукасян и нескольких членов ее большой семьи. Первым языком Чукасян был армянский, так как на этом языке говорили ее родители дома. Она научилась говорить по-английски только благодаря посещению школы в детстве. [ 2 ]
Чукасян впервые увлеклась музыкой, исполняя песни в местных церквях и в музыкальных программах в своей средней школе, в частности, сыграв роль Лютика в школьной постановке HMS Pinafore . После школы она начала серьезно заниматься пением у Филипа Мануэля и Гэвина Уильямсона, у которых она брала уроки почти двадцать лет. В подростковом возрасте она начала зарабатывать пением для церквей и на радио. В 1941 году в возрасте двадцати лет она вышла замуж за Джорджа Гаведжяна, друга ее старшего брата. У них был очень счастливый брак, который продлился сорок шесть лет и закончился, когда Гаведжян умер в 1987 году. У них было несколько детей и одиннадцать внуков. [ 2 ]
Чукасян начал профессионально выступать как певец ораторий и концертов в 1940-х годах, в основном в Чикаго, но иногда и за пределами города. выбрал ее Самый большой триумф ее ранней концертной карьеры произошел в январе 1955 года, когда Бруно Вальтер солисткой контральто для Второй симфонии Малера «Воскресение» с Чикагским симфоническим оркестром . В это время она также работала на факультете вокала в Северо-Западном университете . [ 2 ]
В 1956 году у Чукасян диагностировали рак груди , и врачи дали ей шесть месяцев жизни. При поддержке близких она решила бороться с раком. Она перенесла радикальную мастэктомию , которая осложнилась широко распространенной инфекцией, потребовавшей трех дополнительных операций. Благодаря постоянной медицинской помощи и поддержке семьи она победила, и ее жизнь постепенно вернулась в нормальное русло. [ 2 ]
Начало оперной карьеры: 1959–1961 гг.
[ редактировать ]Лишь в 1959 году, в возрасте 38 лет, Чукасян впервые выступила в опере , дебютировав в роли Адальжизы в Беллини опере «Норма» в Опере штата Арканзас (ASO). Эдвард Макгуайр, основатель и режиссер ASO, предложил ей роль после того, как сопрано Барбара Стивенсон , которая пела Норму, порекомендовала ее. Стивенсон дал Макгуайру запись Мессии , которую она спела с Чукасяном в Солт-Лейк-Сити, и, прослушав запись, Макгуайр понял, что хочет, чтобы Чукасян спел эту партию. [ 2 ]
Дебютное выступление Чукасяна имело оглушительный успех, и подарил дирижеру Томасу Шипперсу МакГуайр запись этого выступления на Фестивале двух миров следующим летом . МакГуайр вспоминает: «Он был поражен голосом Лили, но в тот момент у него не было никаких намерений относительно нее». Однако два года спустя Шипперс захотел «эту необыкновенную Адальджису из Арканзаса» для концертного исполнения « Прокофьева Александра Невского» с Нью-Йоркским филармоническим оркестром . Однако он не мог вспомнить ее имени и не мог ее выследить, пока случайная встреча с Шелдоном Соффером не подсказала ему, что она работает с Балтиморской оперной труппой под руководством Розы Понсель . Чукасян провела последний год, учась у Понселя, и вместе с труппой сыграла свою вторую оперную роль на сцене, Азучену в Верди опере «Трубадур» в 1960 году. Шипперс связалась с Чукасян, чтобы прийти на прослушивание, и, услышав ее, она сразу же была приглашена. помолвлен петь музыку Амельфы Тимоферевны (в Александре Невском ) для ее дебюта в Нью-Йоркской филармонии в начале 1961 года. [ 2 ]
Чукасян контракт с Метрополитен-опера, предложил Вскоре после ее дебюта в Нью-Йорке Рудольф Бинг но она отказалась от него, потому что боялась, что это отнимет слишком много времени вдали от ее семьи. Летом 1961 года она повторила музыку Амельфы Тимоферевны для европейского дебюта на Festival dei Due Mondi , снова под управлением Шипперса. На фестивале под управлением Шипперса она также дебютировала в европейской опере в роли Иродиады в «Саломее» . Всего месяц спустя она снова спела Иродиаду в Театре Лирико Джузеппе Верди Малера дала хвалебное исполнение «Детской песни» в сопровождении Чарльза Уодсворта в Театре Кайо Мелиссо . , а также тем летом [ 2 ] В ноябре следующего года она вернулась в Балтимор, чтобы спеть свою первую Амнерис в « Аиде » Верди . [ 3 ]
В разгар успешного сезона 1961 года Чукасян обнаружила еще одну опухоль в другой груди. Она никому ничего не сказала, выполнила свои обязательства в Нью-Йорке, Балтиморе и Европе, а затем, наконец, обратилась за помощью к врачу в ноябре 1961 года после завершения исполнения « Аиды» . Ей сделали еще одну мастэктомию, после которой прогноз был благоприятным; рак не распространился, и она быстро выздоровела. [ 2 ]
Годы Метрополитен-опера: 1962–1986.
[ редактировать ]После возвращения в Соединенные Штаты Рудольф Бинг снова обратился к Чукасяну с предложением присоединиться к составу Метрополитен-опера. На этот раз она смягчилась и дебютировала в труппе 9 марта 1962 года в роли Ла Сиеки в Понкьелли опере «Джоконда» с Зинкой Милановой в главной роли, Франко Корелли в роли Энцо, Нелл Ранкин в роли Лауры, Робертом Меррилом в роли Барнабы, Джорджио Тоцци. в роли Альвизе и дирижера Фаусто Клева . Во время выступления Фрэнсис Робинсон , тогдашний помощник генерального директора Метрополитена, подключил домашние телефоны, чтобы Роза Понсель могла слышать вход Чукасяна по телефону у себя дома. Понсель, у которой сложилась крепкая личная дружба с Чукасян, а также она была ее наставником в опере, вспоминала: «Это не только вернуло такие замечательные воспоминания, но и стало еще одной Силой Судьбы». Зрители и критики восторженно отреагировали на ее выступление. Пол Генри Лэнг написал в своем обзоре: «Из того, что мы услышали вчера вечером, мы можем предсказать блестящую карьеру молодой леди из Чикаго». Это было началом более чем двадцатилетней карьеры в Метрополитене, в течение которой Чукасян тренировался частным образом с Армен Бояджян . [ 2 ]
За свою 24-летнюю карьеру в труппе Чукасян исполнила множество основных партий контральто и ряд второстепенных партий. Среди ее ролей были Адальгиза, Амнерис в «Аиде» , Тетушка в «Питер Граймс» , Азучена, Смерть в «Россиньоле» , Эрда в «Золоте Рейна и Зигфриде» , Филиппьевна в «Евгении Онегине» , Первая Норн в «Готтердаммерунге » , Фругола в «Табарро », Женевьева в «Пеллеасе и Мелизанде» , Гертруда в Гензеле и Гретель , Бабушка в «Енуфе» , Леокадия Бегбик в «Взлете и падении города Махагони» , Мадлон в «Андре Шенье» , мама Люсия в «Сельской чести» , Марта в «Фаусте» , Мария в «Летучем голландце» , Госпожа Квикли в «Фальстафе» , Кормилица в «Борисе Годунове» , принцесса в «Сестре Анжелике» , Тереза в Сомнамбула , Ульрика в «Бале-маскараде» , Ведьма в «Гензеле и Гретель» , Зита в «Джанни Скикки» и другие. Она также особенно исполнила роль Махарани на американской премьере фильма Джана Карло Менотти « Последний дикарь » в актерском составе, в который входили Джордж Лондон , Николай Гедда. , Роберта Питерс и Тереза Стратас . [ 4 ]
За свою карьеру в Метрополитене Чукасян пела со многими великими певцами, такими как Карло Бергонци , Ричард Кассилли , Франко Корелли , Филлис Кертин , Маттивильда Доббс , Уильям Дули , Пласидо Доминго , Рери Грист , Анна Моффо , Биргит Нильссон , Леонтайн Прайс , Гейл Робинсон , Леони Рысанек , Джоан Сазерленд , Рената Тебальди и Ричард Такер среди других. В 1984 году во время выступления « Взлет и падение города Махагонни» у нее на сцене случился небольшой сердечный приступ , и она не смогла продолжить выступление. После этого ее карьера несколько замедлилась, и ее последнее выступление в Метрополитене состоялось 17 февраля 1986 года в роли Гертруды в Гуно опере «Ромео и Джульетта» с Нилом Шикоффом в роли Ромео и Кэтрин Мальфитано в роли Джульетты. Ее 290-е выступление с труппой также стало ее прощанием с оперной сценой. [ 4 ]
Хотя Метрополитен был ее основным домом, Чукасян также продолжала активно выступать на концертах и пела в оперных театрах как в Соединенных Штатах, так и в Европе. Она быстро стала одной из ведущих контральто, выступавших на международной сцене в 1960-х и 1970-х годах, пела под управлением Георга Шолти , Леонарда Бернштейна , Джеймса Левина , Зубина Меты , Сейджи Одзавы , Фрица Райнера , Карла Бема , Герберта фон Караяна , Лорина Маазеля и многие другие великие дирижеры, среди которых такие ансамбли, как Филадельфийский оркестр , Кливлендский оркестр , Лондонский симфонический оркестр и Венский филармонический оркестр . Во всем мире ею особенно восхищались за ее исполнение в Бетховена Симфонии № 9 Малера , «Песни о дерде» , Шенберга » «Гурре-Песне » Верди и, прежде всего, «Реквиеме . О последнем произведении Чукасян заявил: «Каждая нота Реквиема, казалось, была написана для моего горла». Под руководством Юджина Орманди она записала Das Lied von der Erde для Columbia Masterworks и в августе 1966 года открыла Центр исполнительских искусств Саратоги, снова вместе с Орманди. Вместе с Леонардом Бернстайном она была одной из многих солисток в его записи оперы Малера. Симфония №8 . Среди ее многочисленных других записей - Симфония № 9 Бетховена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Бернштейна, Первая Норн в Götterdämmerung с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Герберта фон Караяна и Реквием Верди с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Эриха Лейнсдорфа . [ 2 ]
Прокофьева На оперную сцену Чукасян вернулся на фестиваль в Сполето в 1962 году, чтобы спеть Клариссу в «Любви к трем апельсинам» . В 1963 году она впервые из нескольких выступлений в Нью-Йоркской опере сыграла главную роль в «Медиуме » Менотти . Она впервые появилась на фестивале в Байройте в 1965 году, исполнив три свои роли в Вагнере: Мэри, Первую Норн и Эрду. В 1966 году она впервые выступила в Опере Монреаля и Американском оперном обществе . В 1970 году она дебютировала в Опере Сан-Франциско в роли госпожи Квикли. В 1973 году она пела Амнерис во Дворце изящных искусств в Мехико и пела Эрду в «Зигфриде» для своего дебюта в Лирической опере Чикаго . В 1976 году она особенно пела на мировой премьере оперы Томаса Пасатьери « Инес де Кастро» и пела Ульрику с Филадельфийской лирической оперной труппой . Она также выступала с Цюрихской оперой , Зальцбургским фестивалем , Оперой Нового Орлеана , Гранд-опера Хьюстона и другими труппами в США и Европе. Чукасян часто брала с собой мужа, когда путешествовала, поскольку его работа в сфере недвижимости была достаточно гибкой, чтобы он мог путешествовать. Чукасян с любовью вспоминала одну из своих самых запоминающихся поездок в Ереван, Армения, в интервью Opera News 1997 года . Чукасян была приглашена в город для участия в двух постановках, поставленных в ее честь: «Амнерис» в «Аиде» армянского композитора Тиграна Чухаджяна и опере «Аршак II» . [ 2 ]
После ухода со сцены в 1986 году Чукасян поступил на факультет вокала Йельского университета Музыкальной школы . Она преподавала в Йельском университете и жила в Брэнфорде, штат Коннектикут . [ 2 ] В 2002 году она была награждена Йельской медалью Сэнфорда . [ 5 ]
Она умерла в своем доме в Брэнфорде в возрасте 90 лет в 2012 году. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маргалит Фокс (12 апреля 2012 г.). «Лили Чукасян, 90 лет, контральто хвалят за бархатный голос» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Соня Хаддад (22 марта 1997 г.). «Соня Хаддад ведет хронику необычной – почти случайной – карьеры контральто Лили Чукасян» . Оперные новости . Проверено 11 мая 2009 г.
- ^ Джон Бриггс (12 ноября 1961 г.). «PONSELLE ПОМОГАЕТ ЕГИПТУ ПРИБЫТЬ В БАЛТИМОР» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Архив Метрополитен-опера
- ↑ Бюллетень Йельского университета. Архивировано 25 июля 2008 г. в Wayback Machine.