Jump to content

Христос топчет зверей

Мозаика в капелле архиепископа, Равенна , VI век.
Монета Константина (ок. 337 г.) с изображением его лабарума, пронзающего змею.
Слоновая кость из Генуэля-Элдерена с четырьмя зверями; василиска . иногда изображали в виде птицы с длинным гладким хвостом [ 1 ]

Христос, топчущий зверей, — это сюжет, встречающийся в искусстве поздней античности и раннего средневековья , хотя он никогда не был обычным явлением. Это вариант темы воскресшего Христа «Христос в торжестве» . [ 2 ] и изображает стоящего Христа ногами на животных, часто держащего крест-посох, который может иметь наконечник копья в нижней части древка, или посох или копье с крестообразным узором на вымпеле . Некоторые историки искусства утверждают, что этот сюжет существует в еще более редкой миролюбивой форме как «Христос, признанный зверями».

Иконография

[ редактировать ]

Иконография Псалма заимствована из библейских текстов, в частности 91 (90):13: [ 3 ] «super aspidem et basiliscum Calcabis conculcabis leonem et draconem » в латинской Вульгате , буквально «Жерех и василиск вы растопчете ногой / вы наступите на льва и дракона», переведено в версии короля Иакова как: «Ты будешь наступать на льва и гадюку: молодого льва и дракона ты будешь топтать ногами». [ 4 ] Это было истолковано как указание на победу Христа и победу над сатаной . Иногда изображаются два зверя, обычно лев и змея или дракон, а иногда и четыре, обычно это лев, дракон, аспид (змея) и василиск (который изображался с различными характеристиками) из Вульгаты. Все они представляли дьявола, как объяснили Кассиодор и Беда в своих комментариях к 91-му псалму. [ 5 ] Стих был частью ежедневного монашеского повечерия , а также исполнялся в римской литургии в Страстную пятницу Христа , день Распятия . [ 6 ]

Самым ранним появлением этого предмета в крупной работе является мозаика VI века , изображающая Христа, одетого как генерал или император, в военную форму, чисто выбритого и с крестообразным нимбом , в часовне архиепископа в Равенне . Одна рука держит раскрытую книгу с текстом Иоанна 14:6: «Я есмь путь, и истина и жизнь», а другая держит нижнюю часть креста, лежащего на плече Христа. Здесь предполагается, что речь идет о современной борьбе Церкви против арианской ереси , отрицавшей божественную природу Христа; изображение утверждает ортодоксальную доктрину. [ 7 ] Показаны лев и змея.

На первых изображениях Христос изображен стоящим фронтально, по-видимому, в покое, стоящим на поверженных зверях. С позднего Каролингского периода крест начинает заканчиваться наконечником копья, которым Христос может быть изображен низвергающим зверя (часто в пасть змея) в энергичной позе, чаще используя композиционный тип (и раньше ) встречается на изображениях архангела Михаила, сражающегося с сатаной. [ 8 ] На всех упомянутых выше и ниже изображениях, вплоть до рельефа Эррондо, Христос безбород. Еще позже звери чаще появляются под ногами сидящего в величии Христа , становясь случайным элементом этого сюжета. В качестве альтернативы звери заменены одинокой змеей, по которой топчет Христос.

Более «воинственные» изображения особенно характерны для англосаксонского искусства , которое Мейер Шапиро приписывает «примитивному вкусу англосаксонских племен к изображениям героических сражений с дикими зверями и чудовищами, как в «Беовульфе» и языческих легендах. " [ 9 ]

Яркие примеры

[ редактировать ]

Этот мотив появляется в нескольких других произведениях периода Каролингов, в том числе: [ 10 ]

  • рельеф слоновой кости из из «Придворной школы» Карла Великого на отдельной задней обложке Лоршского Евангелия , иллюминированного рукописного Евангелия около 810 года ( Музеи Ватикана , с четырьмя зверями). [ 11 ]
  • центральная панель обложки книги Каролингов из слоновой кости Бодлианской библиотеки , MS Douce 176, часто известная как «обложка книги Оксфорда»; четыре зверя. [ 12 ]
  • еще один каролингский рельеф из слоновой кости, также, вероятно, изначально являвшийся обложкой книги, из Генуэля-Эльдерена, ныне находящегося в Бельгии, либо гораздо более провинциальная версия каролингского стиля, либо нортумбрийского стиля ; [ 13 ] Есть четыре зверя.
  • англосаксонский с двумя одинаковыми животными , каменный крест Рутвелла которые были описаны как «похожие на выдр». [ 14 ] У Христа нет креста, и он стоит, сложив перед собой руки. Изображение здесь, которое наиболее обсуждается учеными, отчасти потому, что оно сильно потерто и его трудно читать, вообще отрицается как относящееся к теме – см. ниже. [ 15 ] Здесь изображение представляет божественную природу Христа и соответствует изображению немного меньшего размера на другой главной стороне древка, представляющему его человеческую природу, с Марией Магдалиной, вытирающей ему ноги. [ 16 ]
  • Англосаксонский , крест Бьюкасла очень похожее на крест Рутвелла. [ 17 ]
  • Поздняя каролингская иллюстрация к 90-му псалму Утрехтской Псалтири показывает, как Христос использует древко своего креста, но еще не копье, как оружие против змея. [ 18 ]
  • В Штутгартской Псалтири того же времени под «Искушением » крест Христа, кажется, заканчивается острием копья, которое вонзается в змея. [ 19 ]
  • голова тау-креста начала XI века из слоновой кости в Британском музее. [ 20 ]
  • Псалтирь Кроуленда (Бодлиан, MS Douce 296), англосаксонская середина 11 века, с копьем и двумя зверями, что должно было стать обычным образцом для псалтырей. [ 21 ]
  • Конец храма Святого Хаделина , ок. 1075, церковь Св. Мартина, Визе ; безбородый Христос имеет ногою на каждой из шей по два удара. [ 22 ]
  • рельеф «Эррондо Тимпанум» мастера Кабестани (1150–1175), ныне находящийся в Клойстерс, штат Нью-Йорк , изображающий три фигуры Христа (теперь бородатого), каждая из которых стоит на звере, в объединенной сцене «Искушения » . [ 23 ]
  • рельеф барабанной полости c. 1216 г. в церкви в Стшельно , Польша ; два зверя под сидящим Христом. [ 24 ]
  • Готическая скульптура на портале Амьенского собора, изображающая стоящего благословляющего Христа и двух зверей. [ 25 ]

Христа узнали животные?

[ редактировать ]
Англосаксонская голова тау-креста , 11 век.

Альтернативный взгляд на иконографию крестов Рутвелла и Бьюкасла рассматривает панели с Христом как другое изображение, даже более редкое, чем Христос, наступающий на зверей , которое было названо «Христос как судья, признанный зверями в пустыне». [ 26 ] Эта до сих пор непризнанная тема была впервые предложена Фрицем Сакслем , а затем Мейером Шапиро . [ 27 ] Решающее различие состоит в том, что в этой интерпретации животные представляют не дьявола, а настоящую дикую природу, с которой Иисус столкнулся, особенно за сорок дней, проведенных в «пустыне» или пустыне между его крещением и искушением. Шапиро собрал большое количество текстового материала, демонстрирующего образы диких зверей, подчиняющихся Христу и другим христианским деятелям, особенно в контексте раннего монашества в пустыне, где отношение к ним сложной местной фауны было актуальным вопросом. Легенда о святом Иерониме и льве является ярким примером, а позже святой Франциск Ассизский возобновил эту тему.

Эта интерпретация нашла широкое признание, хотя вопрос нельзя считать решенным. [ 28 ] Было выдвинуто небольшое количество других примеров новой темы, большинство из которых датированы примерно 1200 годом, хотя наиболее ярким из них является каталонская полностраничная миниатюра XIV века ( BnF , Ms. Lat. 8846), которая показывает, искушение Христа. как последовало сцена, которая, кажется, безошибочно изображает львов, медведей и оленей, мирно сидящих парами, благословляемых Христом. Надпись вокруг изображения на Кресте Рутвелла, прямой источник которой неизвестен, гласит: «IHS XPS iudex aequitatis; bestiae et dracones cognoverunt in Deserto salvatorem mundi» – «Иисус Христос: судья праведности: признанные звери и драконы». в пустыне спаситель мира». [ 29 ] Новая интерпретация применима только к двум англосаксонским крестам из упомянутых здесь примеров; такие работы, как мозаика из Равенны и обложки книг Каролингов, как утверждается, не демонстрируют это. Это могут представлять и другие англосаксонские произведения, например, по мнению Лесли Вебстера в , брошь музее Ладлоу второй четверти VII века с двумя головами зверей у подножия креста «должна также представлять поклонение творения воскресшему Христу». [ 30 ] Шапиро рассматривал «мирный» образ как первоначальный вариант, его композиция позже превратилась в «воинственный» вариант, вероятно, после обращения Константина, но сохранившийся в небольшом струйке примеров, особенно тех, которые созданы в контексте монашеского аскетизма . [ 31 ] показывая «Христа как идеального монаха». [ 32 ]

[ редактировать ]
Иллюстрация Давида в образе Виктора из Даремского Кассиодора .
Виницкая икона святых Христофора и Георгия.

К VIII веку мотив «наступления» на дьявольских зверей был перенесен и на святых . На одной из терракотовых икон, найденных недалеко от Виницы в Северной Македонии, изображен кинокефальный святой Христофор. и святой-воин Георгий, наступающий на двух змей с человеческими головами, причем оба святых направляют копья на головы змей. Это самая ранняя известная форма мотива убийства дракона , который к 10 или 11 веку прочно ассоциировался с военными святыми Теодором и Георгием. Известная фигура Давида в Даремском Кассиодоре (8 век) изображена держащей копье и стоящей на змее с головами на каждом конце, составной фигурой зверей. Книга, которую иллюстрирует миниатюра, — это «Комментарий к псалмам» Кассиодора , в котором объясняется, что Псалом 90:13 относится к Христу, а в других местах Давид, изображенный на двух единственных сохранившихся миниатюрах, является прообразом Христа . В более поздних англосаксонских рукописях, таких как Псалтырь Тиберия К. VI ( Британская библиотека ), фигура, стоящая на подобном звере, — это Христос. [ 33 ]

Вариант изображения может также относиться к другому тексту, Псалму 74:13: «Ты силою Твоей разделил море: Ты сокрушил головы драконов в водах» (KJV). Комментаторы связывали это с крещением , а на деревянных дверях церкви Санкт-Мария-им-Капитоль в Кёльне (1049 г.) можно упомянуть в сцене Крещения Христа , где Христос стоит на каком-то морском чудовище . [ 34 ] Другая возможность, согласно комментарию Евсевия, состоит в том, что Крещение спровоцировало дьявольских зверей напасть на Христа, эпизод, который часто считают связанным с Искушением Христа , которое следует сразу за Крещением в синоптических Евангелиях . [ 35 ]

В романском тимпане Поклонения волхвов в Нейи-ан-Донжоне ок. 1130 г., Христос не появляется, но Три Волхва пробираются к Богородице с Младенцем по спине быкоподобного дракона, а престол Богородицы восседает на льве; оба животных лежат в профиль, лицом в сторону, а одна нога Мэри опирается на задние конечности каждого животного. Следуя образам 12-й главы Книги Откровения , Бернар Клервоский назвал Марию «победительницей драконов», и долгое время ее изображали сокрушающей змею ногами, что также является отсылкой к ее титулу «Новая Ева». [ 36 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Более четкое изображение этого изображения Вацлава Холлара находится здесь.
  2. ^ Шиллер, I, 29
  3. ^ Псалом 91 в еврейской/протестантской нумерации, 90 в греческой/католической литургической последовательности - см. Псалмы#Нумерация.
  4. ^ В других современных версиях, таких как Новая международная версия, василиск обозначается словом «кобра», что, возможно, ближе всего к еврейскому «петен». Библейский лексикон
  5. ^ Хильмо, 37 лет.
  6. ^ Ó Каррагаайн, экран 2, где есть другие подробности литургического использования соответствующих текстов. См. также Шазель, 77 лет.
  7. ^ Хильмо, 37 лет, Синдикус, 98 лет; ван дер Меер, 121 год, который говорит: «Странная мозаика… осталась уникальной в своем роде».
  8. ^ Хильмо, 49 лет.
  9. ^ Шапиро, 153
  10. ^ Некоторые дополнительные примеры см. Шапиро, 153–160.
  11. ^ Шиллер, I, 29
  12. ^ Шапиро, 74 года, говорит, что это «... около 800 ... произведение школы Ады, несомненно, скопированное с раннехристианской модели». См. также Шиллер, I, 29 и рис. 427
  13. ^ Каролинги с островным влиянием, а также сходство с работами из Трира и северной Франции, по мнению Ласко, 13; Нортумбрийец, согласно Хилмо, 42 года, по книге Джона Беквита «Резьба по слоновой кости в раннесредневековой Англии » (1972), о которой Ласко знал из других источников – см. его примечание 32 на стр. 260. См. также Шапиро, 128.
  14. ^ Хейни, 216 лет, для выдр.
  15. ^ Основная направленность Шапиро. Глава Хейни дает совершенно иную интерпретацию образа. Во второй главе она и Хилмо обсуждают основную литературу. В частности, Хильмо утверждает, что Фриц Саксль неправильно прочитал отрывок из Евсевия , увидев «adoratae» (поклоняемых) вместо редких «adortae» (нападавших) в отношении зверей — Хильмо, 40 и 45.
  16. ^ Хильмо, 45 лет.
  17. ^ Шапиро, с. 152, они показаны рядом друг с другом.
  18. ^ Хильмо, 49 лет.
  19. ^ Хильмо, 49 лет.
  20. ^ Крест Тау Британского музея .
  21. ^ Шапиро, 155 иллюстрирует два других примера.
  22. ^ Ласко, 181–183 и пластина 196.
  23. ^ Шапиро, 156-57 (иллюстрировано)
  24. ^ Аннотация польской статьи
  25. ^ Изображение скульптуры Амьена
  26. ^ Имя, использованное Херреном, 236.
  27. ^ Статья Саксла находится в разделе «Дальнейшее чтение», статья Шапиро « Религиозное значение креста Рутвелла» , первоначально «Художественный бюллетень» , декабрь 1944 года, перепечатана в его цитируемой работе, как и его более поздняя статья о кресте.
  28. ^ Херрен и О Каррагайн принимают это; Хильмо придерживается традиционной интерпретации.
  29. ^ Шапиро, 154–160; каталонская сцена — рис. 8
  30. ^ Вебстер, рисунок 12, обсуждается на стр. 31–32; см. также рисунок 197, с. 226, скульптура Воскресшего Христа конца XI века с декором в стиле Урнес , в церкви в Джевингтоне , Сассекс.
  31. ^ Шапиро, 158.
  32. Название раздела Херрена, посвященного крестам, со стр. 236
  33. ^ Хильмо, 37–38.
  34. ^ Шиллер, I, 136 и рис. 380, который действительно сомневается в Псалме 74.
  35. ^ Хильмо, 40–42.
  36. ^ Шиллер, I, 108 и рис. 280

Общая тема

[ редактировать ]
  • Шазель, Селия Мартин. Распятый Бог в эпоху Каролингов: теология и искусство страстей Христовых , Cambridge University Press, 2001, ISBN   0-521-80103-6 , ISBN   978-0-521-80103-4 , книги Google
  • Ласко, Питер , Ars Sacra, 800–1200 , издательство Йельского университета, 1995 (2-е изд.) ISBN   978-0300060485
  • Ван дер Меер, Ф., Раннехристианское искусство , 1967, Фабер и Фабер
  • Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN   0-85331-270-2
  • Эдуард Синдикус; Раннехристианское искусство , Бернс и Оутс, Лондон, 1962 г.
  • Вебстер, Лесли , англосаксонское искусство , 2012, British Museum Press, ISBN   978-0-7141-2809-2

В основном на кроссах Рутвелла и Бьюкасла.

[ редактировать ]
  • Хейни, Кристин Эдмонсон, Панель «Христос и звери на Кресте Рутвелла» , в англосаксонской Англии, том 14 , редакторы Питер Клемос, Саймон Кейнс, Майкл Лапидж, Cambridge University Press, 2008 г., ISBN   0-521-03838-3 , ISBN   978-0-521-03838-6 , книги Google
  • Херрен, Майкл В., и Браун, Ширли Энн, Христос в кельтском христианстве: Британия и Ирландия с пятого по десятый век , Том 20 исследований по кельтской истории, Boydell Press, 2002, ISBN   0-85115-889-7 , ISBN   978-0-85115-889-1 , книги Google
  • Хилмо, Мейди. Средневековые изображения, иконы и иллюстрированные английские литературные тексты: от Рутвелла Кросса до Элсмира Чосера , Ashgate Publishing, Ltd., 2004, ISBN   0-7546-3178-8 , книги Google
  • О Каррагайн, Имонн, Христианская культура в Нортумбрии восьмого века: кресты Бьюкасла и Рутвелла , журнал Colloquium , том 4, осень 2007 г., Йельский институт духовной музыки, онлайн-текст, со множеством фотографий
  • Шапиро, Мейер , Избранные статьи, том 3, Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство , 1980, Chatto & Windus, Лондон, ISBN   0-7011-2514-4 (включает «Религиозное значение креста Рутвелла» (1944) и т. д.)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73f5050324357716a158b5f96b8bc4e9__1716647340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/e9/73f5050324357716a158b5f96b8bc4e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christ treading on the beasts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)