Христос топчет зверей


Христос, топчущий зверей, — это сюжет, встречающийся в искусстве поздней античности и раннего средневековья , хотя он никогда не был обычным явлением. Это вариант темы воскресшего Христа «Христос в торжестве» . [ 2 ] и изображает стоящего Христа ногами на животных, часто держащего крест-посох, который может иметь наконечник копья в нижней части древка, или посох или копье с крестообразным узором на вымпеле . Некоторые историки искусства утверждают, что этот сюжет существует в еще более редкой миролюбивой форме как «Христос, признанный зверями».
Иконография
[ редактировать ]Иконография Псалма заимствована из библейских текстов, в частности 91 (90):13: [ 3 ] «super aspidem et basiliscum Calcabis conculcabis leonem et draconem » в латинской Вульгате , буквально «Жерех и василиск вы растопчете ногой / вы наступите на льва и дракона», переведено в версии короля Иакова как: «Ты будешь наступать на льва и гадюку: молодого льва и дракона ты будешь топтать ногами». [ 4 ] Это было истолковано как указание на победу Христа и победу над сатаной . Иногда изображаются два зверя, обычно лев и змея или дракон, а иногда и четыре, обычно это лев, дракон, аспид (змея) и василиск (который изображался с различными характеристиками) из Вульгаты. Все они представляли дьявола, как объяснили Кассиодор и Беда в своих комментариях к 91-му псалму. [ 5 ] Стих был частью ежедневного монашеского повечерия , а также исполнялся в римской литургии в Страстную пятницу Христа , день Распятия . [ 6 ]
Самым ранним появлением этого предмета в крупной работе является мозаика VI века , изображающая Христа, одетого как генерал или император, в военную форму, чисто выбритого и с крестообразным нимбом , в часовне архиепископа в Равенне . Одна рука держит раскрытую книгу с текстом Иоанна 14:6: «Я есмь путь, и истина и жизнь», а другая держит нижнюю часть креста, лежащего на плече Христа. Здесь предполагается, что речь идет о современной борьбе Церкви против арианской ереси , отрицавшей божественную природу Христа; изображение утверждает ортодоксальную доктрину. [ 7 ] Показаны лев и змея.
На первых изображениях Христос изображен стоящим фронтально, по-видимому, в покое, стоящим на поверженных зверях. С позднего Каролингского периода крест начинает заканчиваться наконечником копья, которым Христос может быть изображен низвергающим зверя (часто в пасть змея) в энергичной позе, чаще используя композиционный тип (и раньше ) встречается на изображениях архангела Михаила, сражающегося с сатаной. [ 8 ] На всех упомянутых выше и ниже изображениях, вплоть до рельефа Эррондо, Христос безбород. Еще позже звери чаще появляются под ногами сидящего в величии Христа , становясь случайным элементом этого сюжета. В качестве альтернативы звери заменены одинокой змеей, по которой топчет Христос.
Более «воинственные» изображения особенно характерны для англосаксонского искусства , которое Мейер Шапиро приписывает «примитивному вкусу англосаксонских племен к изображениям героических сражений с дикими зверями и чудовищами, как в «Беовульфе» и языческих легендах. " [ 9 ]
Яркие примеры
[ редактировать ]Этот мотив появляется в нескольких других произведениях периода Каролингов, в том числе: [ 10 ]
- рельеф слоновой кости из из «Придворной школы» Карла Великого на отдельной задней обложке Лоршского Евангелия , иллюминированного рукописного Евангелия около 810 года ( Музеи Ватикана , с четырьмя зверями). [ 11 ]
- центральная панель обложки книги Каролингов из слоновой кости Бодлианской библиотеки , MS Douce 176, часто известная как «обложка книги Оксфорда»; четыре зверя. [ 12 ]
- еще один каролингский рельеф из слоновой кости, также, вероятно, изначально являвшийся обложкой книги, из Генуэля-Эльдерена, ныне находящегося в Бельгии, либо гораздо более провинциальная версия каролингского стиля, либо нортумбрийского стиля ; [ 13 ] Есть четыре зверя.
- англосаксонский с двумя одинаковыми животными , каменный крест Рутвелла которые были описаны как «похожие на выдр». [ 14 ] У Христа нет креста, и он стоит, сложив перед собой руки. Изображение здесь, которое наиболее обсуждается учеными, отчасти потому, что оно сильно потерто и его трудно читать, вообще отрицается как относящееся к теме – см. ниже. [ 15 ] Здесь изображение представляет божественную природу Христа и соответствует изображению немного меньшего размера на другой главной стороне древка, представляющему его человеческую природу, с Марией Магдалиной, вытирающей ему ноги. [ 16 ]
- Англосаксонский , крест Бьюкасла очень похожее на крест Рутвелла. [ 17 ]
- Поздняя каролингская иллюстрация к 90-му псалму Утрехтской Псалтири показывает, как Христос использует древко своего креста, но еще не копье, как оружие против змея. [ 18 ]
- В Штутгартской Псалтири того же времени под «Искушением » крест Христа, кажется, заканчивается острием копья, которое вонзается в змея. [ 19 ]
- голова тау-креста начала XI века из слоновой кости в Британском музее. [ 20 ]
- Псалтирь Кроуленда (Бодлиан, MS Douce 296), англосаксонская середина 11 века, с копьем и двумя зверями, что должно было стать обычным образцом для псалтырей. [ 21 ]
- Конец храма Святого Хаделина , ок. 1075, церковь Св. Мартина, Визе ; безбородый Христос имеет ногою на каждой из шей по два удара. [ 22 ]
- рельеф «Эррондо Тимпанум» мастера Кабестани (1150–1175), ныне находящийся в Клойстерс, штат Нью-Йорк , изображающий три фигуры Христа (теперь бородатого), каждая из которых стоит на звере, в объединенной сцене «Искушения » . [ 23 ]
- рельеф барабанной полости c. 1216 г. в церкви в Стшельно , Польша ; два зверя под сидящим Христом. [ 24 ]
- Готическая скульптура на портале Амьенского собора, изображающая стоящего благословляющего Христа и двух зверей. [ 25 ]
-
Обложка из слоновой кости Евангелия Лорша , ок. 810
-
«Обложка оксфордской книги» Бодлианского М.С. Дус 176.
-
Крест Рутвелла
-
Крест Бьюкасла , Западная стена, Иоанн Креститель, Христос, попирающий зверей, и руны
Христа узнали животные?
[ редактировать ]
Альтернативный взгляд на иконографию крестов Рутвелла и Бьюкасла рассматривает панели с Христом как другое изображение, даже более редкое, чем Христос, наступающий на зверей , которое было названо «Христос как судья, признанный зверями в пустыне». [ 26 ] Эта до сих пор непризнанная тема была впервые предложена Фрицем Сакслем , а затем Мейером Шапиро . [ 27 ] Решающее различие состоит в том, что в этой интерпретации животные представляют не дьявола, а настоящую дикую природу, с которой Иисус столкнулся, особенно за сорок дней, проведенных в «пустыне» или пустыне между его крещением и искушением. Шапиро собрал большое количество текстового материала, демонстрирующего образы диких зверей, подчиняющихся Христу и другим христианским деятелям, особенно в контексте раннего монашества в пустыне, где отношение к ним сложной местной фауны было актуальным вопросом. Легенда о святом Иерониме и льве является ярким примером, а позже святой Франциск Ассизский возобновил эту тему.
Эта интерпретация нашла широкое признание, хотя вопрос нельзя считать решенным. [ 28 ] Было выдвинуто небольшое количество других примеров новой темы, большинство из которых датированы примерно 1200 годом, хотя наиболее ярким из них является каталонская полностраничная миниатюра XIV века ( BnF , Ms. Lat. 8846), которая показывает, искушение Христа. как последовало сцена, которая, кажется, безошибочно изображает львов, медведей и оленей, мирно сидящих парами, благословляемых Христом. Надпись вокруг изображения на Кресте Рутвелла, прямой источник которой неизвестен, гласит: «IHS XPS iudex aequitatis; bestiae et dracones cognoverunt in Deserto salvatorem mundi» – «Иисус Христос: судья праведности: признанные звери и драконы». в пустыне спаситель мира». [ 29 ] Новая интерпретация применима только к двум англосаксонским крестам из упомянутых здесь примеров; такие работы, как мозаика из Равенны и обложки книг Каролингов, как утверждается, не демонстрируют это. Это могут представлять и другие англосаксонские произведения, например, по мнению Лесли Вебстера в , брошь музее Ладлоу второй четверти VII века с двумя головами зверей у подножия креста «должна также представлять поклонение творения воскресшему Христу». [ 30 ] Шапиро рассматривал «мирный» образ как первоначальный вариант, его композиция позже превратилась в «воинственный» вариант, вероятно, после обращения Константина, но сохранившийся в небольшом струйке примеров, особенно тех, которые созданы в контексте монашеского аскетизма . [ 31 ] показывая «Христа как идеального монаха». [ 32 ]
Варианты и связанные изображения
[ редактировать ]
К VIII веку мотив «наступления» на дьявольских зверей был перенесен и на святых . На одной из терракотовых икон, найденных недалеко от Виницы в Северной Македонии, изображен кинокефальный святой Христофор. и святой-воин Георгий, наступающий на двух змей с человеческими головами, причем оба святых направляют копья на головы змей. Это самая ранняя известная форма мотива убийства дракона , который к 10 или 11 веку прочно ассоциировался с военными святыми Теодором и Георгием. Известная фигура Давида в Даремском Кассиодоре (8 век) изображена держащей копье и стоящей на змее с головами на каждом конце, составной фигурой зверей. Книга, которую иллюстрирует миниатюра, — это «Комментарий к псалмам» Кассиодора , в котором объясняется, что Псалом 90:13 относится к Христу, а в других местах Давид, изображенный на двух единственных сохранившихся миниатюрах, является прообразом Христа . В более поздних англосаксонских рукописях, таких как Псалтырь Тиберия К. VI ( Британская библиотека ), фигура, стоящая на подобном звере, — это Христос. [ 33 ]
Вариант изображения может также относиться к другому тексту, Псалму 74:13: «Ты силою Твоей разделил море: Ты сокрушил головы драконов в водах» (KJV). Комментаторы связывали это с крещением , а на деревянных дверях церкви Санкт-Мария-им-Капитоль в Кёльне (1049 г.) можно упомянуть в сцене Крещения Христа , где Христос стоит на каком-то морском чудовище . [ 34 ] Другая возможность, согласно комментарию Евсевия, состоит в том, что Крещение спровоцировало дьявольских зверей напасть на Христа, эпизод, который часто считают связанным с Искушением Христа , которое следует сразу за Крещением в синоптических Евангелиях . [ 35 ]
В романском тимпане Поклонения волхвов в Нейи-ан-Донжоне ок. 1130 г., Христос не появляется, но Три Волхва пробираются к Богородице с Младенцем по спине быкоподобного дракона, а престол Богородицы восседает на льве; оба животных лежат в профиль, лицом в сторону, а одна нога Мэри опирается на задние конечности каждого животного. Следуя образам 12-й главы Книги Откровения , Бернар Клервоский назвал Марию «победительницей драконов», и долгое время ее изображали сокрушающей змею ногами, что также является отсылкой к ее титулу «Новая Ева». [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Более четкое изображение этого изображения Вацлава Холлара находится здесь.
- ^ Шиллер, I, 29
- ^ Псалом 91 в еврейской/протестантской нумерации, 90 в греческой/католической литургической последовательности - см. Псалмы#Нумерация.
- ^ В других современных версиях, таких как Новая международная версия, василиск обозначается словом «кобра», что, возможно, ближе всего к еврейскому «петен». Библейский лексикон
- ^ Хильмо, 37 лет.
- ^ Ó Каррагаайн, экран 2, где есть другие подробности литургического использования соответствующих текстов. См. также Шазель, 77 лет.
- ^ Хильмо, 37 лет, Синдикус, 98 лет; ван дер Меер, 121 год, который говорит: «Странная мозаика… осталась уникальной в своем роде».
- ^ Хильмо, 49 лет.
- ^ Шапиро, 153
- ^ Некоторые дополнительные примеры см. Шапиро, 153–160.
- ^ Шиллер, I, 29
- ^ Шапиро, 74 года, говорит, что это «... около 800 ... произведение школы Ады, несомненно, скопированное с раннехристианской модели». См. также Шиллер, I, 29 и рис. 427
- ^ Каролинги с островным влиянием, а также сходство с работами из Трира и северной Франции, по мнению Ласко, 13; Нортумбрийец, согласно Хилмо, 42 года, по книге Джона Беквита «Резьба по слоновой кости в раннесредневековой Англии » (1972), о которой Ласко знал из других источников – см. его примечание 32 на стр. 260. См. также Шапиро, 128.
- ^ Хейни, 216 лет, для выдр.
- ^ Основная направленность Шапиро. Глава Хейни дает совершенно иную интерпретацию образа. Во второй главе она и Хилмо обсуждают основную литературу. В частности, Хильмо утверждает, что Фриц Саксль неправильно прочитал отрывок из Евсевия , увидев «adoratae» (поклоняемых) вместо редких «adortae» (нападавших) в отношении зверей — Хильмо, 40 и 45.
- ^ Хильмо, 45 лет.
- ^ Шапиро, с. 152, они показаны рядом друг с другом.
- ^ Хильмо, 49 лет.
- ^ Хильмо, 49 лет.
- ^ Крест Тау Британского музея .
- ^ Шапиро, 155 иллюстрирует два других примера.
- ^ Ласко, 181–183 и пластина 196.
- ^ Шапиро, 156-57 (иллюстрировано)
- ^ Аннотация польской статьи
- ^ Изображение скульптуры Амьена
- ^ Имя, использованное Херреном, 236.
- ^ Статья Саксла находится в разделе «Дальнейшее чтение», статья Шапиро « Религиозное значение креста Рутвелла» , первоначально «Художественный бюллетень» , декабрь 1944 года, перепечатана в его цитируемой работе, как и его более поздняя статья о кресте.
- ^ Херрен и О Каррагайн принимают это; Хильмо придерживается традиционной интерпретации.
- ^ Шапиро, 154–160; каталонская сцена — рис. 8
- ^ Вебстер, рисунок 12, обсуждается на стр. 31–32; см. также рисунок 197, с. 226, скульптура Воскресшего Христа конца XI века с декором в стиле Урнес , в церкви в Джевингтоне , Сассекс.
- ^ Шапиро, 158.
- ↑ Название раздела Херрена, посвященного крестам, со стр. 236
- ^ Хильмо, 37–38.
- ^ Шиллер, I, 136 и рис. 380, который действительно сомневается в Псалме 74.
- ^ Хильмо, 40–42.
- ^ Шиллер, I, 108 и рис. 280
Ссылки
[ редактировать ]Общая тема
[ редактировать ]- Шазель, Селия Мартин. Распятый Бог в эпоху Каролингов: теология и искусство страстей Христовых , Cambridge University Press, 2001, ISBN 0-521-80103-6 , ISBN 978-0-521-80103-4 , книги Google
- Ласко, Питер , Ars Sacra, 800–1200 , издательство Йельского университета, 1995 (2-е изд.) ISBN 978-0300060485
- Ван дер Меер, Ф., Раннехристианское искусство , 1967, Фабер и Фабер
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-270-2
- Эдуард Синдикус; Раннехристианское искусство , Бернс и Оутс, Лондон, 1962 г.
- Вебстер, Лесли , англосаксонское искусство , 2012, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2809-2
В основном на кроссах Рутвелла и Бьюкасла.
[ редактировать ]- Хейни, Кристин Эдмонсон, Панель «Христос и звери на Кресте Рутвелла» , в англосаксонской Англии, том 14 , редакторы Питер Клемос, Саймон Кейнс, Майкл Лапидж, Cambridge University Press, 2008 г., ISBN 0-521-03838-3 , ISBN 978-0-521-03838-6 , книги Google
- Херрен, Майкл В., и Браун, Ширли Энн, Христос в кельтском христианстве: Британия и Ирландия с пятого по десятый век , Том 20 исследований по кельтской истории, Boydell Press, 2002, ISBN 0-85115-889-7 , ISBN 978-0-85115-889-1 , книги Google
- Хилмо, Мейди. Средневековые изображения, иконы и иллюстрированные английские литературные тексты: от Рутвелла Кросса до Элсмира Чосера , Ashgate Publishing, Ltd., 2004, ISBN 0-7546-3178-8 , книги Google
- О Каррагайн, Имонн, Христианская культура в Нортумбрии восьмого века: кресты Бьюкасла и Рутвелла , журнал Colloquium , том 4, осень 2007 г., Йельский институт духовной музыки, онлайн-текст, со множеством фотографий
- Шапиро, Мейер , Избранные статьи, том 3, Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство , 1980, Chatto & Windus, Лондон, ISBN 0-7011-2514-4 (включает «Религиозное значение креста Рутвелла» (1944) и т. д.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саксль, Фриц , Крест Рутвелла , Журнал институтов Варбурга и Курто, Vol. 6, (1943), стр. 1–19, Институт Варбурга, JSTOR – по словам Хилмо, неправильно истолковывается важнейший источник изображения.
- Вайцманн, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , вып. 471, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 978-0-87099-179-0