Конный тюлень
Конная печать — тип печати, использовавшийся в европейском Средневековье , характеризующийся изображением владельца в виде конного воина в полном вооружении . Этот тип, возникший в период высокого средневековья (конец 11 - начало 12 веков), часто использовался на протяжении 13-14 веков. Продолжение использования в 15 и 16 веках в основном ограничивалось высшей знатью , особенно королевской семьей , в то время как низшая знать перешла на использование простых геральдических печатей.
Ранние примеры (до 1170 г.)
[ редактировать ]Ранние образцы конных тюленей известны со второй половины XI века. Самый старый образец, который можно назвать «конной печатью», - это печать Вильгельма I Английского (ок. 1067 г.). [1] Среди старейших сохранившихся образцов в Германии - печать Генриха Лаахского (ок. 1090 г.). Для всадника характерен змеиный щит и конический шлем, часто со знаменем. Этот тип сохраняется до середины 12 века, а поздние образцы воздушных змеев встречаются в 1160-х годах.
- Вильгельм I Англии (ок. 1067 г.)
- Ральф I, граф Вермандуа (1116 г.)
- Тибо Блуа (1138 г.)
- Фульк, король Иерусалима (годы правления 1131–1143)
- Жильбер де Клер (до 1148 г.)
- Жильбер де Клер, 1-й граф Пембрук (ум. 1148)
- Ангерран (Ингельрам), граф Сен-Поль (до 1150 г.)
- Рамон Беренгер IV из Барселоны (1150 г.)
- Оттокар III Штирийский (1157 г.)
- Оттокар III Штирийский (1160 г.)
- Дэвид, граф Хантингдон (1160)
- Робер III де Витре (ум. 1161)
- Галеран IV Меулана (1165 г.)
Высокие средневековые печати (1170–1300 гг.)
[ редактировать ]традиций Пик использования приходится на развитие рыцарских в период высокого средневековья, в течение ок. последней четверти XII века и на протяжении всего XIII века. На печатях 1170–1190-х годов изображены формы щитов, переходные между типом «воздушного змея» и типом « нагревателя ». Формы шлемов становятся менее коническими и более округлыми. Всадник теперь показан как прототип « рыцаря » с геральдическим щитом . Примерно с 1230-х годов лошадь все чаще изображается в геральдическом облачении , а всадник — в большом шлеме .
Примерно в середине XIII века появилась мода изображать на печати также женщин и священнослужителей верхом на лошадях, не в доспехах, а, как в случае с Жанной, графиней Фландрской (ок. 1240 г.), Марией Брабантской, Герцогиня Баварская (ок. 1250 г.) и Аделаида Бургундская, герцогиня Брабантская (ок. 1260 г.) занимаются соколиной охотой .
- Филипп I, граф Фландрии (1170 г.)
- Бертольд V, герцог Церинген (1187 г.)
- Раймон VI, граф Тулузы (годы правления 1194–1222)
- Ричард I Англии (1195 г.)
- Теобальд III, граф Шампанский (1198 г.)
- Джеффри III, граф Перш (ум. 1202)
- Казимир I Ополе (1226 г.)
- Джеймс I Арагонский (годы правления 1213–1276)
- Матфей II Монморанси (умер в 1230 г.).
- Гилберт де Клер, граф Глостер и Хартфорд, ок. 1218–1230 гг.
- Готье III Немурский (ум. 1239)
- Вальтер II Авенский (ум. 1244)
- Альфонс, граф Пуатье (ум. 1271)
- Оттокар II Пржемысл (1273 г.)
- Генрих I Наваррский (годы правления 1270–1274)
- Альфонсо X Кастильский (ум. 1284)
- Амадей V, граф Савойский (ок. 1285 г.)
- Фридрих III, герцог Лотарингии (1286 г.)
Позднесредневековые печати (1300–1550 гг.)
[ редактировать ]После 1300 года конные печати почти исключительно использовались высшей знатью , носителями звания герцога или выше. Изображения на печатях XIV века изображают дворянина с полными геральдическими достижениями, часто несущего геральдический флаг или с копьем в полных рыцарских доспехах .
- Тройден I, герцог Мазовецкий (1341 г.) [2]
- Альберт I Габсбург (ум. 1308)
- Альберт II, герцог Австрии (ум. 1358)
- Роберт II Шотландии (годы правления 1371–1390)
- Альберт III, герцог Австрии (ум. 1395)
- Франциск II, герцог Бретани (годы правления 1458–1488)
- Альберт III, герцог Саксонский (ум. 1500)
- Антуан, герцог Лотарингии (1508 г.)
Поздние формы (после 1550 г.)
[ редактировать ]Поздние формы использовались и в ранний современный период во Франции и Германии. Изображения монархов в полном вооружении, шлемах с гребнями, с копьями или геральдическими флагами и т. д. вышли из употребления с окончанием рыцарского турнира в начале 17 века. Фридрих Великий Прусский использовал Majestätssiegel , на котором он был изображен верхом на лошади в 1772 году (хотя он больше не изображался как рыцарь в доспехах, а как военачальник). [3]
На реверсе Большой печати английского короля Карла I (1627 г.) изображен монарх на полном скаку в причудливых классических доспехах в сопровождении охотничьей собаки. Британские монархи , начиная с 1707 года, продолжали изображать сидящего и коронованного монарха на аверсе и монарха верхом на лошади на реверсе. То же самое относится и к царствующим королевам ( Большая печать королевы Анны , королевы Виктории , Елизаветы II ), которые изображены в боковом седле .
В 1976 году Австрия отчеканила памятную золотую монету (13,5 г 90% золота) по случаю тысячелетнего юбилея династии Бабенбергов ( Леопольда I, маркграфа Австрии ), известную как Babenberger-Bundesgoldmünze . Аверс этой монеты выполнен в стиле средневековой конной печати (с добавлением альпийской панорамы).
Современные геральдические формы
[ редактировать ]В геральдическом искусстве, находящемся под влиянием конных печатей, всадники являются довольно распространенным символом. Две широко популярные формы, которые принимает всадник, — это образ Погони и Святого Георгия, сражающегося с драконом . Хотя эти символы используются в различных гербах, наиболее известны они, пожалуй, как герб Литвы и герб Москвы соответственно.
- Современный герб Литвы.
- Современный альтернативный государственный герб Беларуси.
- Святой Георгий на коне на гербе Москвы.
- Саинг Георгий на коне на гербе России.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Самая первая зарегистрированная конная печать - это печать Вильгельма Завоевателя. Штамп двусторонней печати, принятый Завоевателем после Гастингса, является знаменитым, хотя и не до конца изученным артефактом. [...] Великой новинкой является конный аверс, на котором Вильгельм изображен как герцог Нормандии [...]. На нем изображен мужчина в шлеме или короне, сидящий на скачущей лошади и держащий щит и знамя с тремя вымпелами. Это изображение может показаться банальным, но это не так. поскольку в 1060-х годах это было совершенно новое явление. Действительно, я думаю, что Уильям был изобретателем конной княжеской печати». Жан-Франсуа Ньёс, «Ранние аристократические печати: история англо-нормандского успеха» в: Ван Хаутс (редактор), Anglo-Norman Studies XXXVIII: Proceedings of the Battle Conference 2015 (2016), стр. 101
- ^ Нетипичная форма «конной печати», изображающая конного воина в восточном или азиатском стиле. Дэвид Николле, Витольд Сарнецкий, Средневековые польские армии 966–1500 (2012), с. 34 .
- ^ «Секретный государственный архив прусского культурного наследия (gsta.spk-berlin.de)» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2018 г. Проверено 29 ноября 2018 г.
- Сандра Хиндман, Запечатано в пергаменте: Перечитывание рыцарства в иллюминированных рукописях Кретьена де Труа (1994), 118 и далее.
- Филипп Р. Шофилд, Тюлени и их контекст в средние века (2015)
- «Печати Средневековья», в: Мемуары Национального общества антикваров Франции XXXVII.
- Джон Макьюэн, «Конные тюлени в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков», Очерки средневековых исследований 22 (2005), 77–93, дои : 10.1353/ems.2006.0011 .
- Жан-Франсуа Нье, «Ранние аристократические печати» в: Э. Ван Хаутс (ред.), Англо-нормандские исследования XXXVIII: Материалы боевой конференции 2015 (2016).
- Филипп Р. Шофилд , Тюлени и их контекст в средние века (2015), 38 и далее .