Крест Лотаря
Крест Лотаря или Крест Лотаря ( нем . Lotharkreuz ) — это crux gemmata (крест, украшенный драгоценностями), процессионный крест датируемый примерно 1000 годом нашей эры, хотя его основание датируется 14 веком. Он был сделан в Германии, вероятно, в Кёльне . [1] Это выдающийся образец работы средневекового ювелира и «важный памятник имперской идеологии». [2] входящая в состав сокровищницы Аахенского собора , в которую входит несколько других шедевров сакрального оттоновского искусства . Размеры исходной части: высота 50 см, ширина 38,5 см, глубина 2,3 см.
Крест происходит из периода, когда оттоновское искусство развивалось в романское искусство , а выгравированное распятие на реверсе указывает на более поздний период.
История
[ редактировать ]Крест получил свое название от большой выгравированной зеленоватой печати из горного хрусталя возле его основания с портретом и именем Каролингского правителя Лотаря II , короля Лотарингии (835–869), и племянника Карла Лысого . На самом деле крест был изготовлен более чем через столетие после смерти Лотаря для одного из представителей династии Оттонов , наследников династии Каролингов; возможно, для Оттона III, императора Священной Римской империи . [3] Судя по всему, он был подарен собору сразу после постройки.
Крест до сих пор используется в процессиях. ставят рядом с главным алтарем В дни больших праздников его приносят в Аахенский собор, где во время мессы . В остальное время он экспонируется в Соборном музее-сокровищнице.
Описание и интерпретация
[ редактировать ]Дубовая сердцевина Креста Лотаря заключена в золото и серебро и инкрустирована драгоценными камнями и гравированными драгоценными камнями – всего 102 драгоценных камня и 35 жемчужин . Лицевая часть креста (в используемых здесь терминах) выполнена из золотой и серебряной пластины и богато украшена драгоценными камнями, жемчугом, золотой сканью и перегородчатой эмалью . [4] Есть основания описать это как обратную сторону, как это делают некоторые источники, поскольку его, возможно, несли таким образом в процессиях, с простым выгравированным распятием, обращенным вперед, и инкрустированным драгоценными камнями лицом, обращенным к императору, который следовал за крестом. Эмаль находится на полосах клемм, прерываемых остриями треугольных участков. Драгоценные камни в центральных рядах установлены на приподнятых барабанообразных платформах, их боковые стороны украшены филигранными аркадами. Плоская поверхность рук по всей поверхности украшена филигранными завитками . [5] На стыке гербов находится из сардоникса трехслойная камея первого века нашей эры, изображающая римского императора Августа, держащего орлиный скипетр . [6] также установлен на приподнятом барабане. [7]
Если предположить, что оттонианцы знали, что камея была портретом Августа (на некоторых монетах той эпохи Карл Великий и его преемники были изображены как римские императоры с короткими волосами и лавровыми венками), это служило для связи династии Оттонов с первоначальными римскими императорами. и утверждать их как представителей Бога на Земле. [8] С другой стороны, выгравированный на драгоценном камне портрет дочери Августа Юлии (или Юлии Флавии , дочери императора Тита ) на вершине «Эскрена Карла Великого », тщательно продуманного сокровища, подаренного аббатству Сен-Дени Карлом Лысым. трактовался как образ Девы Марии . На другом драгоценном портрете римского императора Каракаллы был добавлен крест и имя Святого Петра перед использованием в металлоконструкциях для Сент-Шапель в Париже. Сейчас невозможно узнать степень осознанности этой иконографической переработки среди разных категорий людей, создающих и видящих эти объекты. [9]
Второй по величине драгоценный камень, после Августа, вероятно, был печатью Лотаря и имеет его портрет с надписью «+XPE ADIVVA HLOTARIVM REG» («О Христос, помоги королю Лотарю»). [10] Это выполняло аналогичную функцию, связывая оттонианцев с династией Каролингов , которая утвердила положение императора Священной Римской империи . Другие драгоценные камни на кресте имеют классическую резьбу, в том числе аметист с Тремя грациями и лев из оникса , оба из которых установлены с изображениями, расположенными сбоку. [11]
Обратная сторона Креста представляет собой простую золотую пластину, на которой выгравировано Распятие Иисуса , а над ней - Рука Божья, держащая венок победителя с голубем Святого Духа ; здесь это символизирует принятие Богом-Отцом жертвы Христа. Это самое раннее известное появление голубя в этом мотиве, который представляет всю Троицу в распятии, иконографии, которая имела долгое будущее. [12] Змей, олицетворяющий сатану , обвивается вокруг нижней части креста. В медальонах на концах гербов изображены персонификации Солнца и Луны со склоненными головами, увенчанными их символами. [13] Рука с венком была распространенным мотивом в мозаиках в Риме, а также использовалась в искусстве, связанном с ранними императорами Священной Римской империи , в том числе в иллюминированных рукописных их портретах, чтобы подчеркнуть их власть от Бога.
Крест представляет собой выдающийся и трогательный пример Распятия Иисуса , тесно связанный с чуть более ранним деревянным Геро-крестом в натуральную величину в Кельне, который стал решающей работой в развитии западного образа мертвого распятого Христа, чья голова склонилась к земле. его плечо, и чье обвисшее тело образует букву S, показывая следы его страданий, здесь кровь хлещет из раны от копья на его боку. [14] Гравированные обороты встречаются на многих крестах того периода, украшенных драгоценными камнями. [15] Крест теперь установлен на готической подставке XIV века, украшенной двумя небольшими распятиями и другими фигурами.
Этот стиль золотого украшения, усыпанного драгоценными камнями, с использованием материалов древности был обычным для самых богатых предметов того времени. [16] В частности, мотив прославленного украшенного драгоценными камнями креста, «преобразования грубой виселицы, на которой умер Христос», восходит к поздней античности , когда языческие противники христианства часто высмеивали подлую природу основного христианского символа. [17] Примерно до VI века на крестах редко изображалась фигура Христа , но к 1000 году другие большие кресты, украшенные драгоценными камнями, уже перенесли распятие, обычно из позолоченной литой бронзы, на лицевую сторону креста, чтобы сделать их распятиями , которые остались бы распятиями. Самая распространенная католическая форма креста. Некоторыми примерами являются кресты Бернварда Хильдесхаймского ( ок. 1000 г. , Хильдесхаймский собор ), Гизелы Венгерской ( Регенсбург , 1006 г., ныне Мюнхенская резиденция) . [18] ), и Матильда Эссенская (973, Эссенский собор , см. слева), [19] в котором используется практически идентичная конструкция концов рычагов, что и у Креста Лотаря. [20]
Крест Лотаря в этом отношении является несколько консервативным объектом, оставляющим переднюю часть свободной для имперской символики, а также, возможно, как намеренное возрождение Каролингского стиля ; например, в большинстве богатых крестов той же даты чаще использовалась эмаль. Обе стороны могут представлять собой церковь и государство, что вполне соответствует императорскому пожертвованию, которое несли перед императорами Священной Римской империи, когда они проходили в церковь. [21] Широкая форма рисунка соответствует форме маленького креста на передней части Императорской Короны Священной Римской Империи ( ок. 973/83 ?), который также имеет украшенную драгоценными камнями лицевую сторону и выгравированное распятие на задней стороне. [22]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Калкинс, с. 115; Согласие на примерную дату единогласно среди цитируемых работ, за исключением Ласко с. 101, который не видит необходимости датировать его позднее 980-х годов, а также описывает его как «престольный крест».
- ^ Бараш, с. 30
- ↑ Калкинс, 115 лет, и большинство учёных, за исключением Ласко 101, который не видит необходимости датировать его позднее 980-х годов.
- ^ Хендерсон, с. 261, н. 135.
- ^ См. фото крупным планом во внешних ссылках.
- ^ Калкинс, 115
- ^ «Фото крупным планом» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 29 декабря 2009 г.
- ^ Калкинс, с. 115. Он делает такое предположение.
- ^ Хендерсон, стр. 110–111 для «Эскрина» или Ласко 24-6 и инжир. 23 и 24 — рисунок 1790-х годов — он использует «Escrain». Драгоценный камень Юлия здесь , и драгоценный камень Каракалла здесь . Оба сейчас сохранились во Французской национальной библиотеке, Национальной библиотеке Франции (BnF), отделенной от своего первоначального помещения, разрушенного во время Французской революции. БНФ теперь идентифицирует Юлию как дочь императора Тита .
- ^ Ласко, 49 указывает, что надпись не перевернута и поэтому не будет правильно читаться на восковом оттиске, что делает маловероятным, что она действительно использовалась в качестве печати.
- ↑ Три грации — это центральный фиолетовый драгоценный камень, расположенный двумя ниже Августа, и черный лев, расположенный слева от верхней части главной шахты. Смотрите крупные планы в разделе внешних ссылок.
- ^ Шиллер, стр. 108, 122.
- ^ Сварценски, с. 42 и рис. Наиболее яркая фотоиллюстрация у Шиллера, II, рис. 395 и Ласко, с. У 100 есть рисунок.
- ^ Шиллер, с. 142. См. также Ричарда Херриса здесь.
- ^ См., например, иллюстрации в Legner, III, H28, H29 и H31.
- ^ Калкинс, 115, Ласко 99–106 и пассим
- ^ Хендерсон, 202–209, цитата, стр. 208
- ↑ Фотография Креста Гизелы Венгерского на сайте Commons и статья в немецкой Википедии.
- ^ Все описано и проиллюстрировано в Lasko или см. Beckwith, стр. 138–143, и Swartzenski, p. 42 и рис.
- ^ Ласко, 100
- ↑ Хонор и Флеминг, 273.
- ↑ Обе стороны показаны в Ласко, фото 81 и 82.
Ссылки
[ редактировать ]- Бараш, Моше, Язык искусства: исследования интерпретации , NYU Press, 1997, ISBN 0-8147-1255-X , ISBN 978-0-8147-1255-9 , книги Google (см. также здесь )
- Беквит, Джон. Искусство раннего средневековья: Каролинги, Оттон, романский стиль , Темза и Гудзон, 1964 (ред. 1969), ISBN 0-500-20019-X
- Калкинс, Роберт Г.; Памятники средневекового искусства , Даттон, 1979 г., ISBN 0-525-47561-3 Книги Google
- Хендерсон, Джордж. Искусство раннего средневековья , 1972, ред. 1977, Пингвин.
- Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства, 1-е изд. Издания 1982 года и более поздние, Macmillan, Лондон, ссылки на страницы Macmillan 1984 года, 1-е изд. мягкая обложка. ISBN 0-333-37185-2
- Ласко, Питер , Ars Sacra, 800–1200 , издательство Йельского университета, 1995 (2-е изд.) ISBN 978-0300060485
- Легнер, Антон (ред.). Ornamenta Ecclesiae, искусство и художники романского периода. Каталог выставки в Шнютгенском музее, Кёльн, 1985. В 3 т.
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Том. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-324-5
- Сварценски, Ханнс. Памятники романского искусства; Искусство церковных сокровищ в Северо-Западной Европе , Фабер и Фабер , 1974, ISBN 0-571-10588-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Крест Лотаря на сайте сокровищницы Ахенского собора
- Общий вид и крупный план центральной части. Архивировано 3 августа 2018 г. на Wayback Machine (в нижней части).
- Центральная часть задней стороны
- Камень печати Лотаря
- Три грации