Джованни Антонио Дозио
Джованни Антонио Дозио (1533–1611) — итальянский архитектор и скульптор.
Биография
[ редактировать ]Досио родился в Сан-Джиминьяно . Ученик Амманати , вместе с которым он реализовал Виллу дель Амброджиана , Дозио работал в основном в Риме (1548–75) и Флоренции (1575–89), выполняя некоторые заказы, которые привели его в Неаполь.
В первые годы своего пребывания в Риме, куда он прибыл в возрасте пятнадцати лет, Дозио создал множество рисунков древнего и современного города и заработал репутацию антиквара еще в молодости . Он работал в мастерской Рафаэля да Монтелупо до 1551 года. Его первым важным римским заказом была гробница его друга, поэта-гуманиста Аннибале Каро , в 1567 году; тем временем он влачил жалкую жизнь [ 1 ] занимаюсь реставрацией фрагментов римской скульптуры . В 1562 году он проводил раскопки по поручению папского кондотьера Торквато Конти, имевшего обширные связи в гуманистических и антикварных кругах Рима и знавшего хорошего друга Дозио Аннибале Каро. Дозио обнаружил фрагменты мраморной карты Рима, сделанной для Септимия Севера , Forma Urbis Romae , на месте недалеко от церкви Святых Космы и Дамиана. Торквато Конти арендовал место раскопок у каноников церкви. Конти подарил драгоценные фрагменты своему родственнику кардиналу Алессандро Фарнезе . Затем Конти отправил Дозио в свой замок в Поли , где Дозио выполнил лепные фризы, которые до сих пор можно увидеть там в квартирах первого этажа. [ 2 ]
В 1564 году папский курьер нашел Дозио в умбрийском городке Амелия , работающем над надгробием местного епископа Бартоломео Фарраттино. [ 3 ] Сразу после этого Дозио уехал, чтобы наблюдать за восстановлением укреплений в Ананьи , своей первой работой в качестве архитектора, которая была прервана в 1565 году со смертью Папы Пия IV ; От этой работы сохранились два рустованных портала: Порта С. Мария и Порта С. Франческо. Общий проект укреплений, несомненно, был создан двоюродным братом Пия Габрио Сербеллони и военным губернатором Торквато Конти, которому Дозио был обязан выполнить заказ. [ 4 ]
Его годы во Флоренции наиболее известны отчасти потому, что его единственный современный биограф, Рафаэлло Боргини , сам был флорентийцем и наиболее полно описал работу Дозио во Флоренции. Его флорентийские годы совпали с его полной зрелостью как архитектора, и заказы предназначались для проектов, которые были более грандиозными, чем его римские работы.
Он был автором книги Urbis edificorum illustrium quae sursunt reliciae (1569 г.). Джованни Баттиста Каччини был его учеником.
Его место в истории того периода, по мнению исследователя современного искусства Кэролин Валоне (1976), занимает «второе место». [ 5 ]
С 1590 года он почти двадцать лет работал в Неаполе, где вице-король пожаловал ему престижное звание «королевского архитектора». В Неаполе он реализовал монастырь Чартерхауса Сан-Мартино, работал над проектом церкви Джироламини , а в Неаполитанском соборе реализовал капеллу Бранкаччо (1598 г.). С 1600 года он работал в Казерте у принца Казерты Андреа Маттео Аквавива Д'Арагона. [ 6 ] Он умер в Казерте .
Основные работы
[ редактировать ]- Фигура Надежды на гробнице Джулио дель Веккьо, Рим, ок. 1556 г. (снесен) [ 7 ]
- Настенный памятник Бартоломео Фарраттино, Амелия, ок. 1559/62–64.
- Порталы и городские стены, Ананьи, 1564–1566 гг.
- Палаццо Конти (ныне Палаццо Публико), Пула, для Торквато Конти; лепные фризы
- Гробницы Аннибале Каро (1567 г.) и Джованни Пачини в церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамасо , Рим;
- Могила Антонио Масса да Галлезе в Сан-Пьетро-ин-Монторио , Рим.
- Могила маркиза Салуццо в Санта-Мария-ин-Арачели , Рим.
- Церковь Джироламини, Неаполь
- Интерьеры Чертоза -ди-Сан-Мартино , Неаполь.
- Часовня Гадди в Санта-Мария-Новелла , Флоренция (1575–77); Микеланджелеск
- Вилла ди Беллосгуардо , Флоренция
- Палаццо Джакомини Лардерель, на улице Торнабуони, Флоренция;
- Часовня Никколини в Санта-Кроче , Флоренция (начата в 1582 году), с облицовкой из полихромного мрамора.
- Дворец архиепископа, Флоренция; он был изменен в 19 веке.
- Палаццо дель Боскетто, Казерта [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «зарабатывать на жизнь, будучи очень бедным», - отметил Боргини, Остальные (Valone 1976: 528).
- ^ Валоне 1976: 537 и далее.
- ^ Валоне 1976: 528 и далее
- ^ Валоне 1976: 531f.
- ^ «Хотя мы можем поместить Дозио во второй ряд художников того периода» Кэролин Валоне, «Джованни Антонио Дозио: Римские годы» The Art Bulletin 58.4 (декабрь 1976, стр. 528–541), стр. 528–541. 528
- ^ А. Марчиано, Джованни Антонио Дозио между древним рисунком и проектом , la scuola di Pitagora editrice 2008
- ^ Это отмечает Боргини.
- ^ А.Марчиано, Джованни Антонио Дозио и клиенты Acquaviva D'Aragona, докторская диссертация IUAV 2001 г.