Филарете
Антонио ди Пьетро Авер(у)лино (англ.) Итальянское произношение: [anˈtɔːnjo di ˈpjɛːtro aver(u)ˈliːno] ; в. 1400 – ок. 1469 ), известный как Филарет ( Итальянский: [filaˈrɛːte] ; от древнегреческого : φιλάρετος , что означает «любитель совершенства»), был эпохи Возрождения флорентийским архитектором , скульптором , медалистом и теоретиком архитектуры. Его, пожалуй, больше всего помнят за проект идеального города Сфорзинда , первого идеального плана города эпохи Возрождения.
Биография
[ редактировать ]Антонио ди Пьетро Аверлино родился ок. 1400 г. во Флоренции , где он, вероятно, учился на ремесленника. Источники предполагают, что он работал во Флоренции под руководством итальянского художника, архитектора и биографа Лоренцо Гиберти , который дал ему более известное имя «Филарет», что означает «любитель добродетели». В середине 15 века Филарет был изгнан из Рима по обвинению в попытке украсть голову Иоанна Крестителя , и он переехал в Венецию , а затем, в конечном итоге, в Милан . Там он стал герцогским инженером и в течение следующих пятнадцати лет работал над множеством архитектурных проектов. По словам его биографа Вазари , Филарет умер в Риме ок. 1469. [1]
Работает
[ редактировать ]Бронзовые двери старой базилики Святого Петра
[ редактировать ]По поручению папы Евгения IV Филарет в течение двенадцати лет отлил бронзовые центральные двери для старой базилики Святого Петра в Риме , строительство которых было завершено в 1445 году. [3] Хотя они были созданы в эпоху Возрождения, двери имеют явное византийское влияние и кажутся связанными со средневековой эпохой. Некоторые критики отмечают, что двери позволяют заглянуть в сознание Филарета, утверждая, что они показывают его «ум средневековой сложности, наполненный захватывающими, но не совсем усвоенными классическими знаниями». [4]
Архитектурные работы
[ редактировать ]В Милане Филарете построил больницу Маджоре (ок. 1456 г.), общая форма которой была рационально спланирована как крест внутри квадрата с больничной церковью в центре плана. Некоторые из сохранившихся частей сильно перестроенного сооружения демонстрируют готические детали миланских ремесленных традиций кватроченто , которые противоречат дизайну Филарета all'antica или «после античности». [5] Филарете также работал над Кастелло Сфорцеско или замком Сфорца, а также над Миланским Дуомо или Миланским собором.
Трактат Филарета об архитектуре и идеальном городе Сфорзинда
[ редактировать ]Филарете завершил свою обширную книгу по архитектуре где-то около 1464 года, которую он назвал своей Libro Architettonico («Архитектурная книга»). Ни он, ни его непосредственные современники никогда не называли его Trattato («Трактат»), хотя сейчас его обычно называют так. « Libro » , состоящая из двадцати пяти томов, в эпоху Возрождения пользовалась довольно широким распространением в рукописной форме. Самая известная и лучше всего сохранившаяся копия Libro — это богато иллюстрированная рукопись, известная как Codex Magliabechiano (вероятно, составленная около 1465 года; сейчас хранится в архивах «Национальная центральная библиотека Флоренции» . ). Тот факт, что Кодекс Мальябекьяно посвящен Пьеро Медичи и хранился во Флоренции, позволяет предположить, что Филарете пользовался большим уважением в его родной Флоренции, несмотря на его лояльность Милану.
Книга, написанная как художественное повествование, состоит главным образом из подробного описания технических аспектов архитектуры (например, выбора места и материалов, рисунков, методов строительства и т. д.) и продолжительной полемики против готического стиля Северной Америки . Италия, которую Филарете называет «варварским модерном». Вместо этого Филарете выступает за использование классических римских моделей.Самая известная часть его книги — это план Сфорзинды, идеального города, названного в честь Франческо Сфорца , тогдашнего герцога Миланского. Хотя Сфорзинда так и не была построена, некоторые аспекты ее конструкции описаны весьма подробно.
Базовая планировка города представляет собой восьмиконечную звезду, созданную путем наложения двух квадратов так, чтобы все углы были равноудаленными. Затем эта форма вписывается в идеальный круглый ров. Эта форма является иконографической и, вероятно, связана с интересом Филарета к магии и астрологии. [6] В соответствии с представлениями Кватроченто или пятнадцатого века о талисманной силе геометрии и решающей важности астрологии, Филарете, в дополнение к прагматическим советам по материалам, конструкции и укреплениям, дает заметки о том, как умилостивить небесную гармонию внутри Сфорзинды. Своими архитектурными рисунками и, более того, аллегорическими рисунками, начерченными на полях Кодекса Маглиабечиана, такими как «Аллегория Вертуи» и «Аллегория разума и воли», Филарет демонстрирует замечательное владение классическими источниками, возможно, известное также по советам его друг Франческо Филельфо да Толентино, главный гуманист тогда при миланском дворе. [7] [8]
В планировочном плане каждая из внешних точек звезды имела башни, а внутренние углы — ворота. Каждые из ворот представляли собой выход из радиальных проспектов, каждый из которых проходил через рыночную площадь, посвященную определенным товарам. Все проспекты наконец сошлись на большой площади, расположенной в центре города. В городе было три площади: одна для княжеского дворца, одна для собора и одна для рынка. Поскольку эпоха Возрождения была очень увлечена идеей города-канала, в Сфорзинде Филарета на каждой второй улице был канал для грузового транспорта. [6] Система каналов также связана с рекой и, следовательно, с внешним миром для импорта и экспорта товаров. В городе также было множество зданий, в том числе приходы и отдельные школы для мальчиков и девочек. Примером здания, фигурирующего в трактате, является Дом порока и добродетели Филарета, десятиэтажное строение с борделем внизу и академией обучения на верхних уровнях. Филарете много исследовал изображение пороков и добродетелей, и есть предположения, что его радиальный дизайн города был вдохновлен Земным городом святого Августина , чья круглая форма была разделена на части, каждая из которых имела свои собственные пороки и добродетели. . [9]
Дизайн Сфорзинды, возможно, был отчасти прямым ответом на итальянские города средневекового периода, рост которых не обязательно зависел от городского планирования как такового, а это означало, что по ним было трудно ориентироваться. [10] Частично гуманистический интерес эпохи Возрождения к классическим текстам, возможно, стимулировал озабоченность геометрией в планировках городов, как, например, в Платоном описании Атлантиды . Идеальный план Филарета был призван отразить общество: идеальная форма города была бы образом идеального общества, идея, которая была типичной для гуманистических взглядов, преобладавших в эпоху Высокого Возрождения. [6] Идеальный город эпохи Возрождения подразумевал централизованную власть князя в своей организации — идея, близко следовавшая за дантовской идеей о том, что «человеческая раса достигает своих лучших результатов при монархе». [11] Таким образом, можно утверждать, что идеальная форма города эпохи Возрождения находилась в противоречии между осознанной потребностью в централизованной власти и потенциальной реальностью тирании.
Влияние на архитектуру и урбанизм
[ редактировать ]План Сфорзинды Филарета был первым идеальным планом города эпохи Возрождения, и его тщательная организация его планировки олицетворяла более высокий уровень сознательного городского планирования, чем кто-либо до него. Несмотря на многочисленные отсылки к средневековому символизму, включенные в дизайн Сфорзинды, принципы города стали архетипом гуманистического города в эпоху Высокого Возрождения. Трактат вызвал интерес у многих важных лидеров, таких как Джангалеаццо Сфорца и Пьеро де Медичи , а позже, когда Франческо ди Джорджио и Леонардо да Винчи начали планировать свои идеальные города, они позаимствовали идеи у Филарета. [12]
Хотя он так и не был построен, Сфорзинда послужил источником вдохновения для многих будущих городских планов. Например, в XVI веке военные инженеры и архитекторы эпохи Возрождения объединили идеальные городские схемы Филарета с оборонительными укреплениями, вытекающими из более социально-политических задач. Эта идея объединения идеального и укрепленного города получила широкое распространение по всей Европе и за ее пределами. [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Филарет". Международный словарь архитекторов и архитектуры. St. James Press, 1993. Воспроизведено в Биографическом ресурсном центре. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл, 2009. http://0-galenet.galegroup.com.ilsprod.lib.neu.edu/servlet/BioRC [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Л. Форрер, Филарете (1923). Биографический словарь медалистов . Том. VII. Лондон: Spink & Son Ltd., стр. 302–304.
- ↑ Этому предшествовали большие бронзовые двери Гиберти для баптистерия Флоренции . В следующем столетии двери Филарета были сохранены, когда старый собор Святого Петра был снесен, и позже они были переустановлены в новой базилике Святого Петра .
- ^ Редер, Хелен. «Границы бронзовых дверей Филарета в собор Святого Петра». Журнал Институтов Варбурга и Курто , Vol. 10, (1947), стр. 150–153.
- ^ Мюррей 1963.
- ^ Jump up to: а б с Костоф, Спиро (1991). В форме города: городские модели и значения . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон.
- ^ Коэн, П. (1994). «Аллегория Добродетели Антонио Аверлино, известного как Филарете». Ин Росси, С.; Валери, С. (ред.). Два Рима пятнадцатого века . Рим, ИТ.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Коэн, П. (2000). «Проблема разума и воли: вклад аллегории Антонио Аверлино, известного как Филарете». Ломбардское искусство .
- ^ Ланг, С. (август 1952 г.). «Идеальный город от Платона до Говарда». Архитектурный обзор . Том. 112. С. 95–96.
- ^ Маданипур, Али (2007). Проектирование города разума: фундамент и основы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Алигьери, Данте (ок. 1312). Де Монархия .
- ^ "Иль Филарете". Международный словарь архитекторов и архитектуры. St. James Press, 1993. Воспроизведено в Биографическом ресурсном центре. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл, 2009. http://0-galenet.galegroup.com.ilsprod.lib.neu.edu/servlet/BioRC [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Костофф, 1991.
Ссылки
[ редактировать ]- Мамфорд, Льюис. 1961. Город в истории: его истоки, трансформации и перспективы . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и мир.
- Филарете, (1965). Трактат Филарета об архитектуре: трактат Антонио ди Пьеро Аверлино, известного как Филарете. Первоначально составлено в Милане ок. 1460 – ок. 1464. Перевод Джона Р. Спенсера. Факсимиле изд. 2 тома. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1965.
- Краткая биография .
- Очерк и архитектуры Филарета и да Винчи теорий градостроительства .
- Описание . центральной двери
- Питер Дж. Мюррей, 1963. Архитектура итальянского Возрождения (Лондон: Бэтсфорд), стр. 100 и далее.
- План Сфорцинды
- Фред Луминосо, 2000. «Идеальный город: тогда и сейчас»
- «Сфорзинда: проект идеального города» (на итальянском языке)
- Дверь Филарета на сайте stpetersbasilica.info
- Алигьери, Данте. Де Монархия. в. 1312
- «Иль Филарете». Международный словарь архитекторов и архитектуры. St. James Press, 1993. Воспроизведено в Биографическом ресурсном центре. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл, 2009. http://0-galenet.galegroup.com.ilsprod.lib.neu.edu/servlet/BioRC [ постоянная мертвая ссылка ]
- Костоф, Спиро. Город в сборе: элементы городской формы в истории. Лондон: Thames and Hudson Ltd., 1991.
- Костоф, Спиро. В форме города: городские модели и значения. Лондон: Thames and Hudson Ltd., 1991.
- Андреас Байер: «Друзья художников - враги художников. Заметки о топосе художника и истории искусства», (на Портале Филарета в соборе Святого Петра в Риме), в Андреас Байер: Искусство - воспитанное, Verlag Klaus Wagenbach, Берлин, 2017, стр. 64-82. ISBN 978-3-8031-2784-6
- Ланг, С. Идеальный город от Платона до Говарда. Архитектурное обозрение 112. Август 1952 г., стр. 95–96.
- Маданипур, Али. Проектирование города разума: фундамент и основы. Нью-Йорк: Рутледж, 2007.
- Редер, Хелен. «Границы бронзовых дверей Филарета в собор Святого Петра». Журнал Институтов Варбурга и Курто , Vol. 10, (1947), стр. 150–153.
- Гласс, Роберт. Филарета « Хиларитас : утверждение авторства и статуса на дверях собора Святого Петра». Художественный бюллетень 94, вып. 4 (2012): 548–71.
- Теоретики архитектуры
- Итальянские писатели эпохи Возрождения
- Итальянские писатели-архитекторы
- Итальянские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Итальянские архитекторы эпохи Возрождения
- Итальянские архитекторы XV века.
- Итальянские скульпторы
- Итальянские скульпторы-мужчины
- Архитекторы из Флоренции
- 1400-е рождения
- Смерти 1460-х годов