Римские дороги в Британии

Римские дороги в Британии изначально были предназначены для использования в военных целях и создавались римской армией в течение почти четырех столетий (43–410 гг. н. э.), когда Британия была провинцией Римской империи .
По оценкам, по всей провинции было построено и обслуживается около 2000 миль (3200 км) магистральных дорог с твердым покрытием (дороги с твердым покрытием, проходящие между двумя городами). [1] Большая часть известной сети была завершена к 180 годам. Основная функция сети заключалась в обеспечении быстрого перемещения войск и военных грузов, но впоследствии она обеспечивала жизненно важную инфраструктуру для торговли, торговли и транспортировки товаров.
Значительное количество римских дорог продолжало ежедневно использоваться в качестве основных магистральных дорог на протяжении веков после окончания римского правления в Британии в 410 году. Некоторые маршруты в настоящее время являются частью национальной дорожной сети Великобритании . Другие утеряны или представляют лишь археологический и исторический интерес.
После ухода римлян систематическое строительство дорог с твердым покрытием в Соединенном Королевстве возобновилось только в начале 18 века. Римская дорожная сеть оставалась единственной системой автомагистралей в Британии, управляемой государством, до создания Министерства транспорта в начале 20 века. [2]
Обзор
[ редактировать ]До римского завоевания Британии доримские британцы в основном использовали грунтовые дороги для путешествий . Эти маршруты, многие из которых имели доисторическое происхождение , проходили по возвышенным хребтам через холмы, например, по пути Саут-Даунс . Хотя большинство маршрутов представляли собой грунтовые дороги, некоторые британские племена начали строительство дорог еще в первом веке до нашей эры. [3]
Начиная с 43 года нашей эры, римляне быстро создали национальную дорожную сеть. Инженеры римской армии в большинстве случаев обследовали и строили их с нуля. Ключевые точки, как стратегические, так и административные, были соединены самыми прямыми маршрутами. Главные дороги были гравийными или мощеными , с мостами, построенными из камня или дерева, и оборудованными путевыми точками , где путешественники или военные части могли остановиться и отдохнуть.
дорог Водонепроницаемая конструкция позволяла путешествовать в любое время года и в любую погоду. После вывода римских легионов в 410 году дорожная система вскоре пришла в упадок . Большие участки были заброшены и потеряны. Части сети были сохранены англосаксами , со временем став неотъемлемыми маршрутами в англосаксонской Британии .
Историческое развитие
[ редактировать ]

Самые ранние дороги, построенные на первом этапе римской оккупации ( период Юлиев-Клавдиев , 43–68 гг. н. э.), связывали Лондон с портами, использовавшимися во время вторжения ( Чичестер и Ричборо ), а также с более ранними базами легионеров в Колчестере , Линкольне . ( Линдум ), Роксетер ( Вироконий ), Глостер и Эксетер . Дорога Фосс , от Эксетера до Линкольна, также была построена в это время, чтобы соединить эти базы друг с другом, обозначая эффективную границу раннеримской провинции.
В период Флавиев (69–96 гг. н.э.) дороги в Линкольн, Роксетер и Глостер были продлены (к 80 г. н. э.) до баз легионеров в Эборакуме ( Йорк ), Дева Виктрикс ( Честер ) и Иске Августе ( Кэрлеон ). К 96 году были завершены дальнейшие расширения от Йорка до Корбриджа и от Честера до Лугувалиума ( Карлайл ) и Сегонция ( Кернарфон ), поскольку римское правление было распространено на Камбрию ( Уэльс ) и северную Англию ( Бригантия ). Станегейт , военная дорога от Карлайла до Корбриджа, была построена при императоре Траяне (правил в 98–117 годах) вдоль линии будущей Адриановой стены , которую построил его преемник Адриан в 122–132 годах.
Шотландия ( Каледония ), включая Англию к северу от вала Адриана, оставалась большей частью за пределами провинции Британия , поскольку римлянам так и не удалось подчинить себе весь остров, несмотря на серьезные усилия сделать это со стороны губернатора Гнея Юлия Агриколы в 82–84. Римляне поддерживали систему фортов в низменности c. 80–220 для контроля над коренным населением за Адриановой стеной и на короткое время аннексировали низменности со строительством Стены Антонина в 164 году. Этот барьер на «перешейке» Шотландии, от залива Ферт-оф-Клайд до залива Ферт-оф-Форт , удерживался. в течение двадцати лет.
Основные маршруты римлян от вала Адриана до стены Антонина, построенные ок. 120 , были:
- Корбридж к римскому форту в Крамонде , Эдинбурге (определенно) и (вероятно) к Карридену ( Велуниату ) на восточном конце стены Антонина, через Хай-Рочестер ( Бремениум ) и Мелроуз ( Тримонтиум );
- Карлайл Ботвеллхау (вероятно) и (вероятно) Антонину.
Была также некая дорога за Стеной Антонина в Перт ( Берту ) из форта Антонина в Фолкерке . Действительно, считалось, что римская дорога к северу от Форта , в Стерлинг и Перт, восходит к экспедиции Севера за Ди в 209 году; Можно сомневаться, что в этой кампании было время для таких работ, и дорога вполне может относиться к периоду, предшествовавшему строительству стены Антонина в 140 году. [4]
Базовая сеть была дополнена рядом маршрутов, построенных в первую очередь для коммерческих, а не военных целей.
Примеры включают: в Кенте и Сассексе три определенные дороги, ведущие из Лондона в важный район добычи железа Уилд ; а в Восточной Англии — дорога из Колчестера в Норидж, Педдарс-Уэй и Фен-Козуэй . Эти восточные и южные маршруты приобрели военное значение начиная с III века, когда саксонские морские набеги стали серьезной и постоянной угрозой безопасности Британии . Эти дороги соединялись с береговой оборонительной линией саксонских береговых фортов, таких как Бранкастер ( Бранодунум ), Замок Бург ( Гариннонум ) возле Грейт-Ярмута , Лимпне ( Портус Леманис ) и Певенси ( Андеритум ).
Строительство и обслуживание
[ редактировать ]стандартные римские методы строительства дорог, давно разработанные на континенте Были использованы . Дорога занимала широкую полосу земли, ограниченную неглубокими канавами, ширина которой варьировалась от 86 педов (25,5 м или 84 футов) на Эрмин-Уэй в Беркшире до 338 педов (100 м или 330 футов) на Акеман-стрит в Оксфордшире . Магистральная дорога в Великобритании обычно имеет ширину 5–8 м (16–26 футов), наиболее распространенной является ширина колеи 7 м (23 фута). [5] Уотлинг-стрит имела ширину 10,1 м (33 фута), а Фосс-Уэй была чуть больше половины этой ширины. Несколько безымянных дорог были шире Уотлинг-стрит, например, дорога от Силчестера до Чичестера на высоте 11,2 м (37 футов). [6]
В центре проезжая часть была построена на возвышении после снятия рыхлого верхнего слоя почвы с использованием лучших местных материалов, часто песка или песчаного гравия. Две полосы земли между аггером и пограничными рвами использовались пешеходами и животными и иногда были слегка металлизированы . Иногда, но не всегда, аггер граничил с глубокими рвами , чтобы собирать дождевую воду и сохранять дорожную конструкцию как можно более сухой.
Металлизация . выполнялась в два слоя: основа из камней среднего и большого размера, покрытая беговой поверхностью, часто представляла собой уплотненную смесь более мелкого кремня и гравия Около четверти дорожных покрытий было «выложено» крупными камнями, в основном на севере и западе, где камень был более доступен. Некоторые престижные дороги в Италии были связаны между собой вулканическим раствором , а на небольшом количестве раскопок в Великобритании обнаружен бетонный или известняковый раствор. Дорожные покрытия в районах Уилда , производящих железо, были сделаны из железного шлака . Средняя глубина металлизации на 213 зарегистрированных дорогах составляет около 51 см (20 дюймов), с большими вариациями от 10 см (4 дюйма) до 4 м (13 футов) в некоторых местах, вероятно, застроенных на протяжении веков.
Основные магистральные дороги изначально были построены римской армией. Ответственность за их регулярный ремонт и техническое обслуживание несли назначенные имперские чиновники ( curatores viarum ), хотя расходы, вероятно, несли местные власти civitas (округа), чью территорию пересекала дорога. Время от времени дороги полностью обновлялись и, возможно, даже полностью перестраивались, например, полная реконструкция и расширение Виа Эмилия в северной Италии императором Августом (годы правления 37 г. до н. э. – 14 г. н. э.), через два столетия после того, как она была впервые построена. построен.
После окончательного вывода римского правительства и войск из Британии в 410 году регулярное техническое обслуживание дорожной сети прекратилось. Ремонт стал прерывистым и основывался на разовых работах. Несмотря на отсутствие какого-либо национального управления автомагистралями, римские дороги оставались основными транспортными маршрутами в Англии на протяжении раннего , высокого и позднего средневековья . Систематическое строительство дорог с твердым покрытием возобновилось только после строительства первых шлагбаумов в начале 18 века.
Археологические свидетельства
[ редактировать ]
Сохранившиеся остатки римских дорог часто сильно разрушены или загрязнены в результате более позднего покрытия. Хорошо сохранившиеся участки сооружений, которые иногда идентифицируются как римские дороги, включают Дорогу Уэйда в Йоркшире и Блэкпульский мост в лесу Дин , хотя их целостность как оригинальных римских поверхностей не определена. Во многих местах римские дороги были застроены в 18 веке для создания шлагбаумов . Там, где они не были застроены, многие участки были вспаханы фермерами, а с некоторых снят камень для строительства автомагистралей. [7]
Сохранилось множество участков римской дороги, хотя и заросших растительностью, в видимой форме пешеходных тропинок через лесные массивы или общинные земли, например, участок Стейн-стрит, пересекающий Эртем-Вуд в Саут-Даунс недалеко от Бигнора (Суссекс). Этот и другие подобные ему объекты отмечены на картах Артиллерийской службы пунктирными линиями. Педдарс-Уэй в Норфолке — это римская дорога, превращенная в пешеходную дорожку дальнего следования.
В Великобритании обнаружены придорожные станции. Римские дороги имели регулярно расположенные станции по всей длине – римский эквивалент зон обслуживания автомагистралей . Примерно каждые 4 мили (6,4 км) - максимум, на чем можно было безопасно ездить на лошади - происходила mutatio ( буквально: «смена»), по сути, конюшни, где конные посыльные могли менять лошадей, и таверна, чтобы подкрепиться. Кавалеристы из вспомогательных смешанных пехотных и кавалерийских полков ( cohortes equitatae ) составляли большую часть армейских всадников ( dispositi ). Эстафеты из новичков и лошадей, мчащихся на полном галопе, могли поддерживать среднюю скорость около 20 миль в час (32 км/ч). Таким образом, срочная посылка с военной базы в Йорке в Лондон — 200 миль (320 км), поездка продолжительностью более недели для обычного конного путешественника — могла быть доставлена всего за 10 часов. Поскольку мутации были относительно небольшими учреждениями и их остается неоднозначным, трудно с уверенностью идентифицировать их места.
Примерно каждые 12 миль (19 км) - типичный дневной путь повозки, запряженной волами, - находился мансио (буквально: «пребывание», от которого происходит английское слово «особняк» и французское maison или «дом»). Это был полноценный придорожный постоялый двор с большими конюшнями, таверной, комнатами для путешественников и даже банями в более крупных заведениях. В особняках также размещались отряды войск, в первую очередь вспомогательных войск, которые регулярно размещали гарнизоны и патрулировали дороги на всем их протяжении. Они будут проверять личности, разрешения на проезд и грузы участников дорожного движения. [8]
В особняках, возможно, размещались агенты имперского прокурора , главного финансового директора провинции, которые собирали порториум , имперский сбор за транзит товаров по дорогам общего пользования, который взимался в размере 2 до 2 + 1 ⁄ 2 процента от стоимости. Налог взимался, когда товары пересекали фиксированные пункты платной дороги вдоль дорог, которые, вероятно, располагались в особняках или рядом с ними . [8] По крайней мере, полдюжины объектов были идентифицированы как особняки в Великобритании, например, раскопанный особняк в Годманчестере ( Дуровигутум ) на Эрмин-стрит (недалеко от Хантингдона , Кембриджшир ). [9]

Mutationes и mansiones были ключевой инфраструктурой cursus publicus (имперской почтовой и транспортной системы), которая действовала во многих провинциях Римской империи. Курсус . в первую очередь касался перевозки правительственных или военных офицеров, правительственной полезной нагрузки, такой как деньги от сбора налогов и заработная плата военных, а также официальных отправлений, но он мог быть доступен частным лицам по специальному разрешению и за определенную плату В Британии таблички Виндоланда , серия писем, написанных на деревянных табличках членам гарнизона Адриановой стены, показывают действие курсуса на острове.
Вехи , из которых 95 записаны в римских надписях Британии . [10] Большинство из них датируются поздним периодом римского периода (250 г. н. э.), поскольку существовала практика замены вех дороги при проведении капитального ремонта. Вехи обычно были цилиндрическими и имели высоту 2–4 м (6 футов 7 дюймов – 13 футов 1 дюйм). Большинство содержат лишь привычное посвящение действующему императору и количество миль до определенного пункта назначения. Только три предоставляют дополнительную информацию: два посвящены департаментам общественных работ civitas ( округа) ( Добунни ). [11] и город (Линкольн), [12] демонстрация участия местных властей в обслуживании дорог; и третий [13] записано, что император Каракалла (годы правления 211–217 гг.) «восстановил дороги, которые пришли в упадок и вышли из употребления из-за старости».
Карты и маршруты римской эпохи, созданные в помощь путешественникам, содержат полезные сведения о географических названиях, маршрутах и расстояниях в Британии. Самым важным является маршрут Антонина . [14] датируемый концом III века, который содержит 14 маршрутов по острову.
Названия дорог в постримской Британии
[ редактировать ]
Оригинальные названия римских дорог в Британии неизвестны из-за отсутствия письменных и письменных источников. Это контрастирует с сохранившимися маршрутами в Италии и других римских провинциях Западной Европы. В Великобритании большинство основных таких маршрутов носят валлийские , ранние англосаксонские или более поздние среднеанглийские названия, приписываемые после окончания римского правления в Британии (в период, известный как раннее средневековье ). Это означает, что топоним дороги не основан на оригинальной римской номенклатуре для обозначения шоссе в пределах Британии Верхней или Нижней Британии .
Например, англосаксы использовали название Ватлингестрат для всего маршрута от Дувра / Портуса Ритуписа до Роксетера , через Лондиниум (Лондон) ; это одна из четырех бывших римских дорог ( лат . cammini ), названных общественными дорогами в соответствии с законами Эдуарда Исповедника в начале 11 века. [15] [16]
Официальные названия дорог обычно брались у императора, во время правления которого они были завершены, например, Виа Траяна от Рима до Бриндизи на юге Италии, названная в честь императора Траяна (98–117). Поскольку участок Уотлинг-стрит от Дувра до Лондона был открыт через несколько лет после римского вторжения в Британию в 43 г., [17] она, возможно, была известна Романо-британцам как Виа Клавдия в честь императора Клавдия (41–54), который возглавил военную кампанию.
Единственное хорошо задокументированное имя, которое может быть этимологически связано с оригинальным римским названием, - это « Путь Фосс» между Эксетером и Линкольном , которое может происходить от fossa , латинского слова, означающего «ров». Но это, скорее всего, связано с популярным, а не официальным римским названием маршрута. Обычно названные римские дороги в Британии напоминают англосаксонских гигантов и божеств . Например, Дорога Уэйда в Северном Йоркшире взята из Уэйда из германской и скандинавской мифологии .
Английские топонимы продолжают отражать заселение Британии англосаксами. Продвигаясь на запад через Британские острова, эти германские языческие народы столкнулись с приходящей в упадок инфраструктурой бывшей Римской империи. Многие поселения были основаны на римских дорогах или рядом с ними (суффикс -улица , например, Уотлинг-стрит). Приставка «страт-, пролив-, улица-» использовалась для обозначения поселений вблизи этих бывших имперских дорог. Стретэм означает «усадьба или деревня на римской дороге», а Стретфорд означает « брод на римской дороге».
Основные маршруты
[ редактировать ]Первоначальная дорожная сеть была построена армией для облегчения военного сообщения. Поэтому акцент был сделан на объединении армейских баз, а не на обслуживании экономических потоков. [18] Таким образом, к 80 году нашей эры по мере продвижения границы оккупированной римлянами зоны были установлены три важных перекрестных маршрута, соединяющих основные базы легионеров:
- Эксетер ( Иска ) – Линкольн ( Линдум )
- Глостер - EboracumЙорк
- Карлеон ( Иска ) – Йорк через Роксетер ( Вирокониум ) и Честер ( Дева )
Позже к этой базовой сети было присоединено большое количество других перекрестков и ответвлений.
После Боудики восстания Лондон ( Лондиниум ) командовал главным мостом через Темзу, соединяющим последние северные и западные базы легионеров с кентскими портами, сообщавшимися с Булонью ( Гезориакум ) и остальной частью Империи . Было построено шесть основных дорог, связывающих новую столицу с существующей сетью. Не обращая внимания на их более поздние английские названия , они выглядят следующим образом:
- Лондон – Кентербери ( Дювернум ). В Кентербери этот маршрут разделился на 4 основных ответвления к основным римским портам:
- Лондон — Чичестер ( Новиомагус ), порт
- Лондон – Сильчестер ( Calleva Atrebatum ). В Силчестере этот маршрут разделился на 3 основных ответвления:
- Сильчестер — Портчестер ( Portus Adurni ), порт, через Винчестер ( Вента ) и Саутгемптон ( Клаузентум )
- Сильчестер – Старый Сарум ( Сорвиодунум ), откуда можно добраться до Эксетера и Дорчестера ( Дурновария ).
- Сильчестер — Карлеон, база 2-го легиона , через Глостер.
- Лондон — Честер , база 20-го легиона , через Сент-Олбанс ( Веруламиум ), Личфилд ( Летоцетум ) и Роксетер и с продолжением до Карлайла ( Лугувалиум ) на Стене Адриана.
- Лондон – Йорк , база 9-го и 6-го легионов , через Линкольн и с продолжением до Корбриджа ( Кориа ) на Адриановой стене.
- Лондон – Колчестер ( Камулодунум ) с продолжением до Кайстора-Сент-Эдмунда ( Вента ).
Список римских дорог и современные нумерации
[ редактировать ]- А. ^ Участки современной дороги, лежащие прямо над римской дорогой. Такие участки обозначены на картах артиллерийского вооружения как «РИМСКАЯ ДОРОГА».
- Б. ^ Не путать с Икнилд-Уэй , доримской дорогой из Бакингемшира в Норфолк. Хотя известная дорога заканчивается в Темплборо , она почти наверняка продолжается до Донкастера ( Данум ), чтобы присоединиться к ответвлению Эрмин-стрит к Йорку.
- С. ↑ Это не саксонское , а латинское название, придуманное антикварами XVIII века для определения предполагаемого маршрута. Это всего лишь серия перекрестных маршрутов, ведущих на Уотлинг-стрит из Колчестера.
- Д. ^ Это извилистый линейный памятник, возраст которого может достигать 6000 лет, в национальном парке Норт-Йорк-Мурс . Его каменная трасса имеет длину всего 1 милю (1,6 км) на Уилдейл-Мур, но включение других участков образует участок длиной 25 миль (40 км). Ее происхождение как римской дороги является предметом продолжающегося академического исследования. [22] [23] [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Карта Римской Британии , Обзор боеприпасов
- ^ Д.С. Бланд (1957). «Содержание дорог в средневековой Англии» . Журнал экологического планирования и управления . 1. 4 (2): 5–15.
- ^ Моррис, Стивен (15 марта 2011 г.). «Британия Супериор: Почему римские дороги могут быть не такими римскими, как мы думаем» . Хранитель . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ «LacusCurtius - Римские дороги Кодрингтона в Британии - Глава 11» . penelope.uchicago.edu .
- ^ Л. В. Гринселл, Археология Уэссекса (1958), стр. 255
- ^ Jump up to: а б Хью Дэвис, (2002) Дороги в римской Британии Tempus Publishing ISBN 978-0-7524-2503-0
- ^ [1] Маршрут римской дороги из Лондона в Брайтон к югу от Берджесс-Хилл, автор Глен Шилдс, стр. 86.
- ^ Jump up to: а б Дж. Вахер (редактор), Римский мир (1987), Том. I. 428. Таблички Виндоланда 154, ренунция (ежедневный отчет о дислокации) когор вспомогательного полка I Tungrorum , фиксируют отсутствие на полковой базе трех небольших отрядов численностью от шести до одиннадцати человек, каждый под командованием центуриона , в неразборчивых местах, возможно, особняки
- ^ «Грин, М., «Римская история Годманчестера - Мансио», Current Archeology , номер 16, сентябрь 1969 г.» . п. 133-138. Архивировано из оригинала 10 июля 2006 года.
- ^ «Римская Британия – Организация» .
- ^ РИБ 2250
- ^ РИБ 2240
- ^ РИБ 2228
- ^ « Маршрут Антонина , roman-britain.co.uk» .
- ^ Jump up to: а б «Leges Edwardi Confessoris (ECf1), §12» , Ранние английские законы , Лондон: Лондонский университет, 2015 г. , получено 20 февраля 2015 г. (на латыни).
- ^ Остальные три были « Фосс », « Хикенилдестрат » (Икнилд-стрит) и « Хернингестрат » (Горностай-стрит). [15]
- ^ «Уотлинг-стрит» . www.roman-britain.co.uk . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Кембриджская древняя история, Том, Империя Августа
- ^ Jump up to: а б Collectanea Archaeologica: Сообщения Британской археологической ассоциации . Том. 2. Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс. 1871. с. 232.
- ^ «Камвольная улица (Виа Девана) Римская дорога» . Ворота наследия . Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ «Камвольная улица, Римская дорога» . Друзья Римской дороги и Флим Дайк. 11 апреля 2012 года . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Селкирк, Раймонд (1995). По следам легионов . Издательство Англия. ISBN 1-897874-08-1 .
- ^ Смит, Уильям (1890). Словарь греческих и римских древностей . Дж. Мюррей.
- ^ Поултер, Джон (2010). Планирование римских дорог и стен в Северной Британии . Эмберли. ISBN 978-1-84868-548-2 .
Ссылки
[ редактировать ]Маргари, Иван Д. (1973), Римские дороги в Британии (третье изд.), Лондон: Джон Бейкер, ISBN 0-212-97001-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кодрингтон, Томас (1918), Римские дороги в Великобритании (Третье изд.), Лондон: Общество распространения христианских знаний (опубликовано в 1919 г.)
- Парти, Густав; Пиндер, Мориц, ред. (1848), Маршрут Антонина Августа и иерусалимцев , Берлин
- Рейнольдс, Томас (1799), Iter Britanniarum , Кембридж
- Римские дороги Кодрингтона в Великобритании
- Большие римские раскопки Channel 4
- Карты римских дорог Британии: 1 , 2
- Планировщик маршрутов римских дорог, британская часть, на основе Itinerarium Antonini.
- «Затерянные» дороги Древнего Рима обнаружены с помощью 3D-лазерных сканеров
- Очень современная карта древнеримских дорог Британии