Jump to content

Эффект Бубы/Кики

Остроконечная геометрическая форма (слева) и округлая геометрическая форма (справа)
Эта картинка используется в качестве теста, чтобы продемонстрировать, что люди не могут произвольно присоединять звуки к формам. Когда им дают имена «кики» и «буба», многие культурные и языковые сообщества во всем мире решительно склонны называть форму слева «кики», а форму справа — «буба».

Эффект буба/кики , или эффект кики/буба , представляет собой непроизвольную мысленную ассоциацию между определенными звуками речи и определенными визуальными формами. В более узком смысле, это тенденция людей, когда им знакомят бессмысленные слова bouba / ˈ b b ə / и kiki / ˈ k k / , ассоциировать бубу с округлой формой, а кики — с остроконечной формой. Его открытие относится к 1920-м годам, когда психологи зафиксировали, что участники эксперимента последовательно соединяли бессмысленные слова с формами. Во всем мире существует сильная общая тенденция к этому эффекту; это было надежно подтверждено в большинстве культур и языков, на которых оно исследовалось, [1] например, среди англоговорящих американских студентов университетов, говорящих на тамильском языке в Индии, носителей некоторых языков без письменности, маленьких детей, младенцев и (хотя и в гораздо меньшей степени) слепых от рождения . [1] Также было показано, что это происходит со знакомыми именами. Эффект был исследован с помощью фМРТ в 2018 году. [2] Эффект буба/кики — это одна из форм звукового символизма . [3]

Исследовать

[ редактировать ]

Открытие

[ редактировать ]

Этот эффект впервые наблюдал грузинский психолог Дмитрий Узнадзе в статье 1924 года. [4] [ нужен неосновной источник ] Он провел эксперимент с 10 участниками, которым дали список бессмысленных слов, показали шесть рисунков по пять секунд каждому, а затем попросили выбрать название рисунка из списка заданных слов. Он описывает различные «стратегии», разработанные участниками для сопоставления слов с рисунками, и цитирует их доводы. Он также описывает ситуации, когда участники описывали совершенно конкретные формы, которые у них ассоциировались с бессмысленным словом, без ссылки на показанные рисунки. Он развивает теорию четырех факторов, влияющих на выбор названий объектов.

Всего было 42 слова. Для одного конкретного рисунка 45% выбрали одно и то же слово. Для трех других этот процент составил 40%. Узнадзе отмечает, что это значительно большее совпадение, чем можно было ожидать, учитывая большое количество возможных слов. Он предполагает, что поэтому должны существовать определенные закономерности, «которым следует человеческая душа в процессе присвоения имени».

Немецко-американский психолог Вольфганг Кёлер упомянул об эксперименте Узнадзе в книге 1929 года. [5] в котором были показаны две формы и задан вопрос читателям, какая форма называется «такете», а какая — «малума». Хотя он и не говорит об этом прямо, Кёлер подразумевает, что существует сильное предпочтение сочетать зубчатую форму с «такете», а округлую форму с «малума». [6]

Расширение на другие контексты

[ редактировать ]

В 2001 году В.С. Рамачандран и Эдвард Хаббард повторили эксперимент Келера, используя слова «кики» и «буба», и спросили студентов американских колледжей и говорящих на тамильском языке в Индии: «Какая из этих форм является бубой, а какая — кики?» В обеих группах от 95% до 98% выбрали изогнутую форму как «буба», а зазубренную — как «кики», что позволяет предположить, что человеческий мозг каким-то образом последовательно придает абстрактное значение формам и звукам. [7] [ не удалось пройти проверку см. обсуждение ]

Дафна Маурер и ее коллеги показали, что даже дети в возрасте 2 лет 1 лет . Такое предпочтение может проявляться в возрасте [8] Более поздняя работа Озге Озтюрка и его коллег в 2013 году показала, что даже у 4-месячных младенцев наблюдаются такие же искажения в картировании звука и формы, как у взрослых и малышей. [9] Младенцы способны различать конгруэнтные пробы (сочетание угловатой формы с «кики» или изогнутой формы с «бубу») и неконгруэнтные пробы (сочетание изогнутой формы с «кики» или угловатой формы с «бубу»). Младенцы дольше смотрели на неконгруэнтные пары, чем на конгруэнтные пары. Картирование младенцев основывалось на сочетании согласных и гласных в словах, и для картирования не было достаточно ни согласных, ни гласных. Эти результаты показывают, что некоторые сопоставления звуков и форм предшествуют изучению языка и могут фактически помочь в изучении языка, создавая основу для сопоставления ярлыков с референтами и сужая пространство гипотез для маленьких детей. Взрослые в этом исследовании, как и младенцы, использовали комбинацию согласных и гласных, чтобы сопоставить услышанные ими ярлыки с формами, которые они видели. Однако это была не единственная доступная им стратегия. Взрослые, в отличие от младенцев, также могли использовать только информацию о согласных и только информацию о гласных, чтобы сопоставить надписи с формами, хотя и реже, чем комбинацию согласных и гласных. Когда гласные и согласные конфликтовали, взрослые использовали согласные чаще, чем гласные.

Также было показано, что этот эффект проявляется и в других контекстах, например, когда слова сочетаются с оценочными значениями (со словами «буба», связанными с положительными концепциями, и словами «кики», связанными с отрицательными концепциями). [10] или когда слова, которые нужно объединить в пару, представляют собой существующие имена, что позволяет предположить, что некоторое знакомство с лингвистическими стимулами не устраняет эффекта. Исследование показало, что люди будут сочетать такие имена, как «Молли», с круглыми силуэтами, а такие имена, как «Кейт», с резкими силуэтами. Более того, люди будут ассоциировать разные черты личности с любой группой имен (например, добродушие с «круглыми именами»; решительность с «острыми именами»). Это может указывать на роль абстрактных концепций в этом эффекте. [11]

Контексты, в которых эффект меньше или отсутствует

[ редактировать ]

Другие исследования показывают, что этот эффект наблюдается не во всех сообществах. [12] и оказывается, что эффект нарушается, если звуки не образуют допустимых слов в языке. [13] Эффект буба/кики, по-видимому, зависит от длительного сенситивного периода , при этом для его типичного развития необходимы высокие зрительные способности в детстве. Хотя сообщается, что у слепых от рождения наблюдается эффект буба/кики, он у них гораздо меньший для форм, к которым прикасаются, чем для зрячих людей для визуальных форм. [14] [15]

Языки, на которых эффект меньше или отсутствует

[ редактировать ]

, явно не смогли добиться такого эффекта Исследования показывают, что говорящие на некоторых языках, в частности, на китайском , турецком и румынском . [1]

Нейронаука

[ редактировать ]

В 2019 году Натан Пайффер-Смаджа и Лоран Коэн опубликовали первое исследование с использованием фМРТ для изучения эффекта буба/кики. [2] Они обнаружили, что префронтальная активация сильнее при несовпадающих (буба остроконечной формы), чем при совпадающих стимулах (буба округлой формы). Последующее исследование Келли МакКормик и его коллег выявило аналогичную картину большей активации стимулов несовпадающей формы слов, но с наибольшей активностью в теменных областях, включая внутритеменную борозду и надмаргинальную извилину , областях, которые, как известно, играют роль в сенсорных ассоциациях и перцептивно-моторной активности. обработка. [16] Пайффер-Смаджа и Коэн также обнаружили, что соответствие звуковой формы также влияет на активацию слуховой и зрительной коры головного мозга, что указывает на эффект совпадения на ранней стадии сенсорной обработки . [2]

Последствия для понимания языка

[ редактировать ]

Рамачандран и Хаббард предполагают, что эффект кики/буба имеет значение для эволюции языка, поскольку предполагает, что наименование объектов не является полностью произвольным. [7] : 17  Округленную форму чаще всего называют «буба», потому что рот имеет более округлую форму для воспроизведения этого звука, в то время как для произнесения звуков «кики» требуется более тугая и угловатая форма рта. [17] Альтернативно, различие может быть между корональными или спинными согласными, такими как /k/, и губными согласными, такими как /b/ . [18] Кроме того, было показано, что не только разные согласные (например, глухие и звонкие) и разные качества гласных (например, /a/ по сравнению с /i/) играют роль в эффекте, но и количество гласных (длинные или короткие). гласные). В одном исследовании участники оценили слова, содержащие длинные гласные, как относящиеся к более длинным объектам, а короткие гласные — к коротким объектам, по крайней мере, для языков, в которых существует различие по длине гласных . [19] Наличие этих « синестетических отображений» предполагает, что этот эффект может быть неврологической основой звуковой символики , в которой звуки непроизвольно сопоставляются с объектами и событиями в мире. [ нужна ссылка ] Исследования также показали, что эффектом может быть идеастезия . [20] явление, при котором активации понятий (индукторы) вызывают переживания, подобные восприятию (конкуренты). Название происходит от греческого idea и aisthesis , что означает «чувствующие концепции» или «ощущающие идеи», и было введено Данко Николичем. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Свик, Александра; Фукс, Сюзанна; Дракслер, Кристоф; Асу, Ева Лийна; Дедиу, Дэн; Хиовайн, Катри; Кавахара, Сигэто; Куталидис, София; Крифка, Манфред; Липпус, Пяртель; Лупьян, Гэри; О, Грейс Э.; Пол, Цзин; Петроне, Катерина; Ридуан, Рашид; Райтер, Сабина; Шумхен, Натали; Салонтай, Адам; Юнал-Логацев, Озлем; Целлер, Йохен; Перлман, Маркус; Зима, Бодо (2022). « Эффект бубы/Кики выражен в разных культурах и системах письменности» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 377 (1841). дои : 10.1098/rstb.2020.0390 . ПМЦ   8591387 . ПМИД   34775818 .
  2. ^ Jump up to: а б с Пайффер-Смаджа, Натан; Коэн, Лоран (01 февраля 2019 г.). «Мозговые основы эффекта буба-кики» . НейроИмидж . 186 : 679–689. doi : 10.1016/j.neuroimage.2018.11.033 . ISSN   1053-8119 . ПМИД   30503933 . S2CID   54164828 .
  3. ^ Марджиотуди Константина и Пульвермюллер Фридеманн (2020). «Соответствие звука и формы действия объясняет звуковую символику» . Научные отчеты . 10 (1): 12706. Бибкод : 2020НатСР..1012706М . дои : 10.1038/s41598-020-69528-4 . ПМЦ   7392762 . ПМИД   32728096 . ПроКвест   2428279185 .
  4. ^ Дмитрий Уснадзе. «Экспериментальный вклад в проблему психологических основ именования» (PDF) . bard.edu (на немецком языке) . Проверено 18 апреля 2023 г.
  5. ^ Кёлер, Вольфганг (1929). Гештальт-психология . Нью-Йорк: Ливерит.
  6. ^ Кёлер, Вольфганг (1947). Гештальт-психология (2-е изд.). Нью-Йорк: Ливерит. п. 133 .
  7. ^ Jump up to: а б Рамачандран, В.С. и Хаббард, Э.М. (2001). «Синестезия: окно в восприятие, мышление и язык» (PDF) . Журнал исследований сознания . 8 (12): 3–34. Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2011 г. Проверено 20 октября 2011 г.
  8. ^ Маурер, Дафна; Патман, Танужени и Мондлох, Кэтрин Дж. (2006). «Форма бубы: соответствия звука и формы у малышей и взрослых» (PDF) . Наука развития . 9 (3): 316–322. дои : 10.1111/j.1467-7687.2006.00495.x . ПМИД   16669803 . S2CID   7297731 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2011 г. Проверено 19 июня 2011 г.
  9. ^ Озтюрк, Озге; Крем, Мадлен; Вулуманос, Афина (2013). «Звуковая символика в младенчестве: доказательства кросс-модальных соответствий между звуком и формой у 4-месячных детей» (PDF) . Журнал экспериментальной детской психологии . 114 (2): 173–186. дои : 10.1016/j.jecp.2012.05.004 . ПМИД   22960203 . S2CID   7274252 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2020 г. Проверено 24 сентября 2019 г.
  10. ^ Бросс, Фабиан (2018). «Хороший, плохой, Буба и Кики. Межмодальные соответствия между оценочными значениями, звуками речи и формами объектов». 14-я конференция «Фонетика и фонология в немецкоязычном мире» . Венский университет. дои : 10.13140/RG.2.2.11463.14240 .
  11. ^ Сидху, Дэвид М.; Пексман, Пенни М. (27 мая 2015 г.). «Что в имени? Звуковая символика и пол в именах» . ПЛОС ОДИН . 10 (5): e0126809. Бибкод : 2015PLoSO..1026809S . дои : 10.1371/journal.pone.0126809 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   4446333 . ПМИД   26016856 .
  12. ^ Роджерс, Сьюзен К.; Росс, Авраам С. (1975). «Межкультурный тест феномена малума-такете». Восприятие . 4 (1): 105–106. дои : 10.1068/p040105 . ПМИД   1161435 . S2CID   30045028 .
  13. ^ Стайлз, Сьюзи; Гоун, Лорен (2017). «Когда Малума/Такете терпят неудачу? Две ключевые ошибки и метаанализ показывают, что фонология и фонотактика имеют значение» . я-Восприятие . 8 (4): 204166951772480. дои : 10.1177/2041669517724807 . ПМЦ   5574486 . ПМИД   28890777 .
  14. ^ Фрайер, Луиза; Фриман, Джонатан и Принг, Линда (2014). «Прикасаться к словам недостаточно: как визуальный опыт влияет на тактильно-слуховые ассоциации в эффекте «Буба-Кики»» (PDF) . Познание . 132 (2): 164–173. дои : 10.1016/j.cognition.2014.03.015 . ПМИД   24809744 . S2CID   29605784 .
  15. ^ Гамильтон-Флетчер, Джайлз; Писанский, Катажина; Реби, Дэвид; Стефаньчик, Михал; Уорд, Джейми и Сороковска, Агнешка (2018). «Роль визуального опыта в возникновении кросс-модальных соответствий» (PDF) . Познание . 175 : 114–121. дои : 10.1016/j.cognition.2018.02.023 . ПМИД   29502009 . S2CID   3688492 .
  16. ^ Маккормик, Келли; Лейси, Саймон; Стилла, Рэндалл; Найгаард, Линн С.; Сатиан, К. (11 августа 2021 г.). «Нейронная основа звукосимволического кроссмодального соответствия между слуховыми псевдословами и визуальными формами» . Мультисенсорные исследования . -1 (аоп): 29–78. дои : 10.1163/22134808-bja10060 . ISSN   2213-4794 . ПМЦ   9196751 . ПМИД   34384048 . S2CID   236998825 .
  17. ^ Д'Онофрио, Аннет (2013). «Фонетическая деталь и размерность в соответствиях звуковой формы: уточнение парадигмы Буба-Кики ». Язык и речь . 57 (3): 367–393. CiteSeerX   10.1.1.1020.1352 . дои : 10.1177/0023830913507694 . S2CID   51937587 .
  18. ^ Маккормик, Келли; Ким, Джи Янг; Лист, Сара; Найгаард, Линн К. (2015). «Отображение звука и значения в эффекте Бубы-Кики» (PDF) . Материалы 37-й ежегодной конференции Общества когнитивных наук: разум, технологии и общество: Пасадена, Калифорния, 23–25 июля 2015 г. Остин, Техас: Общество когнитивных наук. стр. 1565–1570. ISBN  978-0-9911967-2-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2019 г. Проверено 8 февраля 2019 г.
  19. ^ Бросс, Фабиан (2018). «Когнитивные ассоциации между длиной гласной и размером объекта: новая функция, способствующая эффекту буба/кики» . В Белзе, М.; Мушаммер, К.; Фукс, С.; Джаннеди, С.; Рассказова О.; Зигис, М. (ред.). Материалы конференции по фонетике и фонологии в немецкоязычных странах . Том. 13. Берлин: Университет Гумбольда. стр. 17–20.
  20. ^ Гомес Милан, Э.; Иборра, О.; де Кордова, MJ; Хуарес-Рамос, В.; Родригес Артачо, Массачусетс; Рубио, JL (2013). «Эффект Кики-Бубы: случай персонификации и идейэстезии» . Журнал исследований сознания . 20 (1–2): 84–102.
  21. ^ Николич, Данко (2009). «Является ли синестезия на самом деле идеестезией? Исследование природы этого явления» (PDF) . Материалы Третьего международного конгресса по синестезии, науке и искусству .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d044a8d1fda84f21bdf1fa8e06399cc__1722633180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/cc/2d044a8d1fda84f21bdf1fa8e06399cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bouba/kiki effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)