Эффект Бубы/Кики

Эффект буба/кики , или эффект кики/буба , представляет собой непроизвольную мысленную ассоциацию между определенными звуками речи и определенными визуальными формами. В более узком смысле, это тенденция людей, когда им знакомят бессмысленные слова bouba / ˈ b uː b ə / и kiki / ˈ k iː k iː / , ассоциировать бубу с округлой формой, а кики — с остроконечной формой. Его открытие относится к 1920-м годам, когда психологи зафиксировали, что участники эксперимента последовательно соединяли бессмысленные слова с формами. Во всем мире существует сильная общая тенденция к этому эффекту; это было надежно подтверждено в большинстве культур и языков, на которых оно исследовалось, [1] например, среди англоговорящих американских студентов университетов, говорящих на тамильском языке в Индии, носителей некоторых языков без письменности, маленьких детей, младенцев и (хотя и в гораздо меньшей степени) слепых от рождения . [1] Также было показано, что это происходит со знакомыми именами. Эффект был исследован с помощью фМРТ в 2018 году. [2] Эффект буба/кики — это одна из форм звукового символизма . [3]
Исследовать
[ редактировать ]Открытие
[ редактировать ]Этот эффект впервые наблюдал грузинский психолог Дмитрий Узнадзе в статье 1924 года. [4] [ нужен неосновной источник ] Он провел эксперимент с 10 участниками, которым дали список бессмысленных слов, показали шесть рисунков по пять секунд каждому, а затем попросили выбрать название рисунка из списка заданных слов. Он описывает различные «стратегии», разработанные участниками для сопоставления слов с рисунками, и цитирует их доводы. Он также описывает ситуации, когда участники описывали совершенно конкретные формы, которые у них ассоциировались с бессмысленным словом, без ссылки на показанные рисунки. Он развивает теорию четырех факторов, влияющих на выбор названий объектов.
Всего было 42 слова. Для одного конкретного рисунка 45% выбрали одно и то же слово. Для трех других этот процент составил 40%. Узнадзе отмечает, что это значительно большее совпадение, чем можно было ожидать, учитывая большое количество возможных слов. Он предполагает, что поэтому должны существовать определенные закономерности, «которым следует человеческая душа в процессе присвоения имени».
Немецко-американский психолог Вольфганг Кёлер упомянул об эксперименте Узнадзе в книге 1929 года. [5] в котором были показаны две формы и задан вопрос читателям, какая форма называется «такете», а какая — «малума». Хотя он и не говорит об этом прямо, Кёлер подразумевает, что существует сильное предпочтение сочетать зубчатую форму с «такете», а округлую форму с «малума». [6]
Расширение на другие контексты
[ редактировать ]В 2001 году В.С. Рамачандран и Эдвард Хаббард повторили эксперимент Келера, используя слова «кики» и «буба», и спросили студентов американских колледжей и говорящих на тамильском языке в Индии: «Какая из этих форм является бубой, а какая — кики?» В обеих группах от 95% до 98% выбрали изогнутую форму как «буба», а зазубренную — как «кики», что позволяет предположить, что человеческий мозг каким-то образом последовательно придает абстрактное значение формам и звукам. [7] [ не удалось пройти проверку – см. обсуждение ]
Дафна Маурер и ее коллеги показали, что даже дети в возрасте 2 лет 1 ⁄ лет . Такое предпочтение может проявляться в возрасте [8] Более поздняя работа Озге Озтюрка и его коллег в 2013 году показала, что даже у 4-месячных младенцев наблюдаются такие же искажения в картировании звука и формы, как у взрослых и малышей. [9] Младенцы способны различать конгруэнтные пробы (сочетание угловатой формы с «кики» или изогнутой формы с «бубу») и неконгруэнтные пробы (сочетание изогнутой формы с «кики» или угловатой формы с «бубу»). Младенцы дольше смотрели на неконгруэнтные пары, чем на конгруэнтные пары. Картирование младенцев основывалось на сочетании согласных и гласных в словах, и для картирования не было достаточно ни согласных, ни гласных. Эти результаты показывают, что некоторые сопоставления звуков и форм предшествуют изучению языка и могут фактически помочь в изучении языка, создавая основу для сопоставления ярлыков с референтами и сужая пространство гипотез для маленьких детей. Взрослые в этом исследовании, как и младенцы, использовали комбинацию согласных и гласных, чтобы сопоставить услышанные ими ярлыки с формами, которые они видели. Однако это была не единственная доступная им стратегия. Взрослые, в отличие от младенцев, также могли использовать только информацию о согласных и только информацию о гласных, чтобы сопоставить надписи с формами, хотя и реже, чем комбинацию согласных и гласных. Когда гласные и согласные конфликтовали, взрослые использовали согласные чаще, чем гласные.
Также было показано, что этот эффект проявляется и в других контекстах, например, когда слова сочетаются с оценочными значениями (со словами «буба», связанными с положительными концепциями, и словами «кики», связанными с отрицательными концепциями). [10] или когда слова, которые нужно объединить в пару, представляют собой существующие имена, что позволяет предположить, что некоторое знакомство с лингвистическими стимулами не устраняет эффекта. Исследование показало, что люди будут сочетать такие имена, как «Молли», с круглыми силуэтами, а такие имена, как «Кейт», с резкими силуэтами. Более того, люди будут ассоциировать разные черты личности с любой группой имен (например, добродушие с «круглыми именами»; решительность с «острыми именами»). Это может указывать на роль абстрактных концепций в этом эффекте. [11]
Контексты, в которых эффект меньше или отсутствует
[ редактировать ]Другие исследования показывают, что этот эффект наблюдается не во всех сообществах. [12] и оказывается, что эффект нарушается, если звуки не образуют допустимых слов в языке. [13] Эффект буба/кики, по-видимому, зависит от длительного сенситивного периода , при этом для его типичного развития необходимы высокие зрительные способности в детстве. Хотя сообщается, что у слепых от рождения наблюдается эффект буба/кики, он у них гораздо меньший для форм, к которым прикасаются, чем для зрячих людей для визуальных форм. [14] [15]
Языки, на которых эффект меньше или отсутствует
[ редактировать ], явно не смогли добиться такого эффекта Исследования показывают, что говорящие на некоторых языках, в частности, на китайском , турецком и румынском . [1]
Нейронаука
[ редактировать ]В 2019 году Натан Пайффер-Смаджа и Лоран Коэн опубликовали первое исследование с использованием фМРТ для изучения эффекта буба/кики. [2] Они обнаружили, что префронтальная активация сильнее при несовпадающих (буба остроконечной формы), чем при совпадающих стимулах (буба округлой формы). Последующее исследование Келли МакКормик и его коллег выявило аналогичную картину большей активации стимулов несовпадающей формы слов, но с наибольшей активностью в теменных областях, включая внутритеменную борозду и надмаргинальную извилину , областях, которые, как известно, играют роль в сенсорных ассоциациях и перцептивно-моторной активности. обработка. [16] Пайффер-Смаджа и Коэн также обнаружили, что соответствие звуковой формы также влияет на активацию слуховой и зрительной коры головного мозга, что указывает на эффект совпадения на ранней стадии сенсорной обработки . [2]
Последствия для понимания языка
[ редактировать ]Рамачандран и Хаббард предполагают, что эффект кики/буба имеет значение для эволюции языка, поскольку предполагает, что наименование объектов не является полностью произвольным. [7] : 17 Округленную форму чаще всего называют «буба», потому что рот имеет более округлую форму для воспроизведения этого звука, в то время как для произнесения звуков «кики» требуется более тугая и угловатая форма рта. [17] Альтернативно, различие может быть между корональными или спинными согласными, такими как /k/, и губными согласными, такими как /b/ . [18] Кроме того, было показано, что не только разные согласные (например, глухие и звонкие) и разные качества гласных (например, /a/ по сравнению с /i/) играют роль в эффекте, но и количество гласных (длинные или короткие). гласные). В одном исследовании участники оценили слова, содержащие длинные гласные, как относящиеся к более длинным объектам, а короткие гласные — к коротким объектам, по крайней мере, для языков, в которых существует различие по длине гласных . [19] Наличие этих « синестетических отображений» предполагает, что этот эффект может быть неврологической основой звуковой символики , в которой звуки непроизвольно сопоставляются с объектами и событиями в мире. [ нужна ссылка ] Исследования также показали, что эффектом может быть идеастезия . [20] явление, при котором активации понятий (индукторы) вызывают переживания, подобные восприятию (конкуренты). Название происходит от греческого idea и aisthesis , что означает «чувствующие концепции» или «ощущающие идеи», и было введено Данко Николичем. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Свик, Александра; Фукс, Сюзанна; Дракслер, Кристоф; Асу, Ева Лийна; Дедиу, Дэн; Хиовайн, Катри; Кавахара, Сигэто; Куталидис, София; Крифка, Манфред; Липпус, Пяртель; Лупьян, Гэри; О, Грейс Э.; Пол, Цзин; Петроне, Катерина; Ридуан, Рашид; Райтер, Сабина; Шумхен, Натали; Салонтай, Адам; Юнал-Логацев, Озлем; Целлер, Йохен; Перлман, Маркус; Зима, Бодо (2022). « Эффект бубы/Кики выражен в разных культурах и системах письменности» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 377 (1841). дои : 10.1098/rstb.2020.0390 . ПМЦ 8591387 . ПМИД 34775818 .
- ^ Jump up to: а б с Пайффер-Смаджа, Натан; Коэн, Лоран (01 февраля 2019 г.). «Мозговые основы эффекта буба-кики» . НейроИмидж . 186 : 679–689. doi : 10.1016/j.neuroimage.2018.11.033 . ISSN 1053-8119 . ПМИД 30503933 . S2CID 54164828 .
- ^ Марджиотуди Константина и Пульвермюллер Фридеманн (2020). «Соответствие звука и формы действия объясняет звуковую символику» . Научные отчеты . 10 (1): 12706. Бибкод : 2020НатСР..1012706М . дои : 10.1038/s41598-020-69528-4 . ПМЦ 7392762 . ПМИД 32728096 . ПроКвест 2428279185 .
- ^ Дмитрий Уснадзе. «Экспериментальный вклад в проблему психологических основ именования» (PDF) . bard.edu (на немецком языке) . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Кёлер, Вольфганг (1929). Гештальт-психология . Нью-Йорк: Ливерит.
- ^ Кёлер, Вольфганг (1947). Гештальт-психология (2-е изд.). Нью-Йорк: Ливерит. п. 133 .
- ^ Jump up to: а б Рамачандран, В.С. и Хаббард, Э.М. (2001). «Синестезия: окно в восприятие, мышление и язык» (PDF) . Журнал исследований сознания . 8 (12): 3–34. Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2011 г. Проверено 20 октября 2011 г.
- ^ Маурер, Дафна; Патман, Танужени и Мондлох, Кэтрин Дж. (2006). «Форма бубы: соответствия звука и формы у малышей и взрослых» (PDF) . Наука развития . 9 (3): 316–322. дои : 10.1111/j.1467-7687.2006.00495.x . ПМИД 16669803 . S2CID 7297731 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2011 г. Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Озтюрк, Озге; Крем, Мадлен; Вулуманос, Афина (2013). «Звуковая символика в младенчестве: доказательства кросс-модальных соответствий между звуком и формой у 4-месячных детей» (PDF) . Журнал экспериментальной детской психологии . 114 (2): 173–186. дои : 10.1016/j.jecp.2012.05.004 . ПМИД 22960203 . S2CID 7274252 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2020 г. Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Бросс, Фабиан (2018). «Хороший, плохой, Буба и Кики. Межмодальные соответствия между оценочными значениями, звуками речи и формами объектов». 14-я конференция «Фонетика и фонология в немецкоязычном мире» . Венский университет. дои : 10.13140/RG.2.2.11463.14240 .
- ^ Сидху, Дэвид М.; Пексман, Пенни М. (27 мая 2015 г.). «Что в имени? Звуковая символика и пол в именах» . ПЛОС ОДИН . 10 (5): e0126809. Бибкод : 2015PLoSO..1026809S . дои : 10.1371/journal.pone.0126809 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4446333 . ПМИД 26016856 .
- ^ Роджерс, Сьюзен К.; Росс, Авраам С. (1975). «Межкультурный тест феномена малума-такете». Восприятие . 4 (1): 105–106. дои : 10.1068/p040105 . ПМИД 1161435 . S2CID 30045028 .
- ^ Стайлз, Сьюзи; Гоун, Лорен (2017). «Когда Малума/Такете терпят неудачу? Две ключевые ошибки и метаанализ показывают, что фонология и фонотактика имеют значение» . я-Восприятие . 8 (4): 204166951772480. дои : 10.1177/2041669517724807 . ПМЦ 5574486 . ПМИД 28890777 .
- ^ Фрайер, Луиза; Фриман, Джонатан и Принг, Линда (2014). «Прикасаться к словам недостаточно: как визуальный опыт влияет на тактильно-слуховые ассоциации в эффекте «Буба-Кики»» (PDF) . Познание . 132 (2): 164–173. дои : 10.1016/j.cognition.2014.03.015 . ПМИД 24809744 . S2CID 29605784 .
- ^ Гамильтон-Флетчер, Джайлз; Писанский, Катажина; Реби, Дэвид; Стефаньчик, Михал; Уорд, Джейми и Сороковска, Агнешка (2018). «Роль визуального опыта в возникновении кросс-модальных соответствий» (PDF) . Познание . 175 : 114–121. дои : 10.1016/j.cognition.2018.02.023 . ПМИД 29502009 . S2CID 3688492 .
- ^ Маккормик, Келли; Лейси, Саймон; Стилла, Рэндалл; Найгаард, Линн С.; Сатиан, К. (11 августа 2021 г.). «Нейронная основа звукосимволического кроссмодального соответствия между слуховыми псевдословами и визуальными формами» . Мультисенсорные исследования . -1 (аоп): 29–78. дои : 10.1163/22134808-bja10060 . ISSN 2213-4794 . ПМЦ 9196751 . ПМИД 34384048 . S2CID 236998825 .
- ^ Д'Онофрио, Аннет (2013). «Фонетическая деталь и размерность в соответствиях звуковой формы: уточнение парадигмы Буба-Кики ». Язык и речь . 57 (3): 367–393. CiteSeerX 10.1.1.1020.1352 . дои : 10.1177/0023830913507694 . S2CID 51937587 .
- ^ Маккормик, Келли; Ким, Джи Янг; Лист, Сара; Найгаард, Линн К. (2015). «Отображение звука и значения в эффекте Бубы-Кики» (PDF) . Материалы 37-й ежегодной конференции Общества когнитивных наук: разум, технологии и общество: Пасадена, Калифорния, 23–25 июля 2015 г. Остин, Техас: Общество когнитивных наук. стр. 1565–1570. ISBN 978-0-9911967-2-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2019 г. Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Бросс, Фабиан (2018). «Когнитивные ассоциации между длиной гласной и размером объекта: новая функция, способствующая эффекту буба/кики» . В Белзе, М.; Мушаммер, К.; Фукс, С.; Джаннеди, С.; Рассказова О.; Зигис, М. (ред.). Материалы конференции по фонетике и фонологии в немецкоязычных странах . Том. 13. Берлин: Университет Гумбольда. стр. 17–20.
- ^ Гомес Милан, Э.; Иборра, О.; де Кордова, MJ; Хуарес-Рамос, В.; Родригес Артачо, Массачусетс; Рубио, JL (2013). «Эффект Кики-Бубы: случай персонификации и идейэстезии» . Журнал исследований сознания . 20 (1–2): 84–102.
- ^ Николич, Данко (2009). «Является ли синестезия на самом деле идеестезией? Исследование природы этого явления» (PDF) . Материалы Третьего международного конгресса по синестезии, науке и искусству .