Хроместезия

Хроместезия или синестезия звука и цвета — это тип синестезии , при котором звук непроизвольно вызывает ощущение цвета, формы и движения. [1] [2] Люди со звуково-цветовой синестезией сознательно осознают свои синестетические цветовые ассоциации/ восприятия в повседневной жизни. [3] Синестеты, которые воспринимают цвет во время прослушивания музыки, испытывают цвета в дополнение к обычным слуховым ощущениям. Синестетический цветовой опыт дополняет, но не затмевает реальное, специфичное для модальности восприятие. [3] Как и в случае с другими формами синестезии, люди со звукоцветовой синестезией воспринимают ее спонтанно, без усилий и как свою нормальную сферу опыта. [3] Хроместезия может быть вызвана различными слуховыми ощущениями, такими как музыка, фонемы , речь и/или повседневные звуки. [1]
Индивидуальная дисперсия
[ редактировать ]Цветовые ассоциации, то есть какой цвет с каким звуком, тоном, высотой или тембром связан, весьма своеобразны , но в большинстве случаев постоянны с течением времени. [2] [4] Люди с синестезией обладают уникальными цветовыми сочетаниями. Однако исследования, проведенные на сегодняшний день, показали, что как синестеты, так и несинестеты одинаково связывают высокие звуки с более светлыми или яркими цветами, а низкие звуки с более темными цветами, что указывает на то, что в основе этих ассоциаций в нормальном мозге взрослого человека может лежать общий механизм. [5] Существуют формы псевдохроместезии, которые можно объяснить ассоциациями, которые синестеты создали и забыли с детства. [6]
Как и другие виды синестезии, звуково-цветовую синестезию можно разделить на группы в зависимости от способа восприятия цветов. Тех, кто «видит» или воспринимает цвет во внешнем пространстве, называют проекторами, а тех, кто воспринимает цвет мысленным взором, часто называют ассоциаторами, но эти термины могут вводить в заблуждение при понимании природы опыта. [2] [3] Для большинства синестетов это состояние не является полностью сенсорным/перцептивным. [3]
У некоторых людей хроместезия вызывается только звуками речи, тогда как у других хроместезия может быть вызвана любыми слуховыми раздражителями. [7] В исследовании, изучавшем изменчивость внутри категорий синестезии, 40% субъектов с хроместезией произносимых слов сообщили, что высота голоса, акцент и просодия влияют на синестетический цвет, тогда как лишь немногие субъекты сообщили, что громкость или скорость речи имели какое-либо влияние. [8] Среди этих испытуемых многие сообщили, что эмоциональные оттенки говорящего могут влиять на синестетический цвет, но только двое сообщили, что такое влияние имело их собственное настроение. [8] Из участников, отнесенных к категории обладателей музыкальной синестезии в этом исследовании, 75% сообщили о совпадениях исключительно при прослушивании играемых нот. [8] Когда их спросили, можно ли добровольно контролировать переживание одновременного события, только 33% участников указали на способность подавлять, игнорировать или умышленно вызывать свои ощущения без особых усилий. [8] Сообщалось, что внимание к стимулирующему стимулу оказало влияние на 59% участников. [8] Другие способствующие факторы включали уровень концентрации , усталость, привычки сна, лихорадку , эмоции и вещества, такие как кофеин или алкоголь . [8]
Звуко-цветовая синестезия встречается гораздо чаще, чем цвето-звуковая синестезия, хотя известны случаи, когда звуки и цвета активируются в двух направлениях. Один человек видит цвета, когда слышит звуки, а также слышит звуки, когда видит цвета. [7] Этот тип синестезии сильно мешает повседневной жизни. Ассоциации этого человека были весьма последовательны с течением времени, но ассоциации не обязательно были одинаковыми в любом направлении. [7] Другой человек, у которого был абсолютный слух, а также хроместезия, утверждал, что ее абсолютный слух был менее стабильным, чем ее хроместезия. [9]
У некоторых людей со звукоцветовой синестезией может наблюдаться эффект семантического опосредования. Один испытуемый самостоятельно воспроизводил ноты на синтезаторе и отмечал цветовые ассоциации. Когда синтезатор был транспонирован без ее ведома, она сообщала об идентичных цветовых ассоциациях с нотами, которые, по ее мнению, она слышала, а не об абсолютной высоте тонов. [4]
История
[ редактировать ]К истории синестезии: История исследований синестезии
Термины «синестезия» и «хроместезия» значительно развивались и развивались на протяжении всей истории. Первым зарегистрированным синестетом был Георг Тобиас Людвиг Сакс в 1812 году. [10] Хотя он не дал конкретного названия своему опыту, в медицинской диссертации о своем альбинизме (написанной на латыни) он упомянул неясные идеи и описал, как ему представлялись цветные идеи. [11] Однако еще раньше Сакса Иоганн Готфрид Гердер подобные идеи обсуждал в своем «Трактате о происхождении языка» в 1772 году. [10] Он говорил о том, как люди «из-за внезапного возникновения сразу ассоциируют с этим звуком этот цвет». [12]
Первый конкретный термин, связанный с хроместезией, был дан Шарлем-Огюстом-Эдуаром Корнасом в диссертации по глазным заболеваниям в 1848 году. Цветная слепота была распространенным состоянием, известным как хроматодисопсия , и, поскольку Корна рассматривал хроместезию как противоположность, он назвал ее гиперхроматопсией или восприятием цвета. слишком много цветов. [10]
В 1881 году Ойген Блейлер и Карл Бернхард Леманн первыми установили шесть различных типов того, что они назвали вторичными ощущениями или вторичным воображением. [10] Первым, который был наиболее распространенным, были звуковые фотизмы. Они описали это как «ощущения света, цвета и формы, вызываемые слухом». [13] Их книга была рецензирована австрийской газетой, где впервые появился термин «цветной слух», который до сих пор широко используется для описания хроместезии. [10]
Исследования синестезии в Соединенных Штатах начались в 1892 году. А с 1895 года этот термин, наконец, расширился от чистого опыта взаимодействия звука с цветом (хроместезия) до широкого спектра явлений, включая графемно-цветовую синестезию , синестезию зеркального прикосновения и синестезию. лексико-вкусовая синестезия . [10] Подъем бихевиоризма между 1920 и 1940 годами привел к значительному снижению интереса к синестезии . [1] поскольку это рассматривалось как «немногим больше, чем научная ассоциация». [14] Количество научных статей по этой теме резко возросло примерно в 1980 году. [1] и экспоненциально возрос в 21 веке, когда был достигнут существенный прогресс в его эмпирическом изучении и понимании действующих механизмов. [14]
Механизмы
[ редактировать ]Синестезия формируется в раннем детстве, когда мозг наиболее пластичен. Существует генетическая предрасположенность к этому состоянию, но конкретный тип определяется окружающей средой и обучением, что объясняет, почему «картографии различаются у разных людей, но не являются строго случайными». [1] Более того, он проявляется как доминирующий процесс в распределенных системах или нейронных сетях , которые являются динамичными, автоматически собираются и самокалибруются. [1] Это то, что понятно до сих пор, но конкретные механизмы возникновения синестезии до сих пор неясны, и общий консенсус еще не достигнут. Существует две основные гипотезы: теория перекрестной активации и модель расторможенной обратной связи. [15]
Теория перекрестной активации
[ редактировать ]Теория синестезии перекрестной активации была сформулирована В.С. Рамачандраном и Э.М. Хабардом на основе совпадающих данных исследований синестезии о том, что сенсорные области для обработки реальной и синестетической информации, как правило, находятся в соседних областях мозга. [16] Это наиболее очевидно при синестезии графемы и цвета, поскольку области мозга, отвечающие за обработку цвета и визуальную обработку слов, расположены рядом. [17] У людей с хроместезией наблюдается активация областей мозга, участвующих в визуальной обработке, таких как V4, сразу после слухового восприятия, что указывает на автоматическое связывание звуков и цветов. [16]
У новорожденных наблюдается повышенная связь между различными областями мозга, но эти гиперсвязи сокращаются во время развития. [1] Причина этой перекрестной активации неясна, но одна из гипотез заключается в том, что усиление связей между соседними областями мозга происходит из-за уменьшения сокращения нейронных сетей в детстве. [16] Другая гипотеза состоит в том, что необычное ветвление нейронов вызывает более многочисленные синаптические связи и перекрестную активацию. Эти гипотезы согласуются с неонатальной гипотезой Дафны Маурер , которая утверждает, что все новорожденные являются синестетами, но это состояние исчезает примерно в возрасте трех месяцев. [1]
Перекрестная активация может происходить в веретенообразной извилине у проекторных синестетов (которые воспринимают фотомы во внешнем пространстве) и в угловой извилине у ассоциаторных синестетов (которые воспринимают в уме фотомы, возникающие в результате заученных ассоциаций). [15]
Одна из проблем теории перекрестной активации заключается в том, что синестезия должна присутствовать с рождения, но очевидна только с середины детства. [1]
Модель расторможенной обратной связи
[ редактировать ]Модель расторможенной обратной связи является альтернативой теории перекрестной активации. [16] Модель расторможенной обратной связи отвергает предположение о повышении связности у синестетов и предполагает, что перекрестная активация происходит из-за уменьшения торможения в сетях, присутствующих в нормальном взрослом мозге. [16] Расторможенная обратная связь может объяснить тот факт, что хроместезия может быть приобретена в результате повреждения ретинокортикального пути. [5] или временно вызванное химическими агентами, сенсорной депривацией, медитацией и т. д. [1]
Во всех мозгах существуют анатомические перекрестные связи, в которых торможение и возбуждение уравновешиваются. [1] Однако у синестетов преобладает возбуждение, и это растормаживает другие структуры, «вызывающие сенсорные ощущения во второй сенсорной области». [15] Одна из теорий, объясняющая, как это происходит, — это торможение, опосредованное нейротрансмиттерами. Предполагается, что локальные тормозные сети ограничивают кортикальную активацию определенной областью, но это приводит к распространению кортикальной активации, когда эти сети блокируются бикукуллином . [1]
Прямые питающие связи в мозге, которые получают сходящиеся сигналы от нескольких путей, взаимодействуют с обратными связями. [18] У большинства людей обратные связи достаточно заторможены, чтобы избежать синестетической индукции одновременного восприятия. Предполагается, что у синестетов передача сигналов прямой связи по индукторному пути может активировать нейроны, к которым сходятся как индукторный, так и параллельные пути, и что передача сигналов обратной связи способна распространяться вниз по параллельному пути, чтобы активировать одновременное представительство. [18] В этом механизме активность прямой связи со стороны индуктора приводит к активации параллельного представления по обратной связи. [18]
Исследовать
[ редактировать ]Механизм возникновения синестезии еще не идентифицирован. Учитывая, что как синестеты, так и несинестеты непроизвольно сопоставляют звуки с цветами и что прием галлюциногенных препаратов может вызвать синестезию менее чем за час, некоторые исследователи предполагают, что синестетический опыт использует существующие пути в нормальном мозге. [5] Причина синестезии также неясна, хотя данные указывают на генетическую предрасположенность . Синестезия передается по наследству, хотя это состояние может проявляться идиосинкразически внутри семьи. [16] Синестезия может пропустить поколение. [16] Однако бывают случаи, когда синестезия наблюдается только у одного из монозиготных близнецов , что указывает на наличие дополнительных факторов. [16]
Различия между синестетическим и несинестетическим мозгом могут отражать прямые проводные связи между унимодальными слуховыми и зрительными областями мозга или отражать пути обратной связи от мультимодальных аудиовизуальных областей к унимодальным зрительным областям, присутствующим во всех мозгах. [5]
Вовлечение определенных областей мозга
[ редактировать ]Помимо высокой взаимосвязанности синестезии, во время синестетических переживаний наблюдается очевидный вклад нижней теменной коры , которая, возможно, служит механизмом объединения реального и синестетического восприятий в одно переживание. [16] [19] Активация теменных долей наиболее очевидна, когда синестет направляет фокус внимания на синестетический опыт. [16]
Исследования функциональной магнитно-резонансной томографии показывают, что левая верхняя височная борозда участвует в интеграции слуховой и зрительной информации. Эта область мозга наиболее сильно реагирует на совпадающие пары зрительной и слуховой информации, такие как совпадающие движения губ и речь. [5]
Предвзятость определений
[ редактировать ]В литературе содержатся противоречивые критерии определения синестезии, которые могут повлиять на выбор предметов исследования и интерпретацию результатов. Синестезию уже давно описывают как «слияние чувств» или своего рода «перекрестный сенсорный» опыт; однако не у всех людей это состояние является чисто сенсорным/перцептивным. Хотя это описание синестезии полезно для описания состояния, его не следует интерпретировать буквально и использовать в качестве критерия отбора для научных исследований. [3]
Другой общей определяющей характеристикой синестезии является то, что синестетические ассоциации остаются постоянными с течением времени. Обычно это определяется путем того, что люди дважды сообщают о сочетаниях цветов, с интервалом в несколько месяцев между тестом и повторным тестом. Последовательность считается настолько фундаментальной для синестезии, что тест на последовательность стал поведенческим « золотым стандартом » для выявления подлинного состояния и выбора субъектов для исследования. [3] Это создает циклическую предвзятость, при которой практически все объекты исследования демонстрируют последовательность с течением времени, потому что они были выбраны для этого. [3] Хотя последовательность в некоторой степени может быть характерной чертой синестезии, есть люди, которые соответствуют всем остальным критериям синестезии, но сообщают, что их синестетические ассоциации не являются постоянными с течением времени. [3]
Другая вводящая в заблуждение определяющая характеристика синестезии заключалась в том, что синестетические одновременные события пространственно расширены, и люди должны быть в состоянии указать пространственное местоположение, в котором происходит одновременный опыт. В случае звукоцветовой синестезии те, кто испытывает цветные фотизмы при прослушивании музыки, часто могут описать направление движения этих фотизмов. [3] Хотя большинство синестетов ощущают пространственное качество синестетического опыта, многие все еще сообщают об отсутствии такого качества. [3]
В дополнение к включения / критериям исключения определений для исследований синестезии, для многих исследований, вероятно, также имеет значение предвзятость самоотчетов. Эта предвзятость самоотчета, если она существует, сохранится, потому что состояние будет определяться теми случаями, которые становятся известными, а не теми, которые остаются скрытыми. [3] Это важно, потому что многие синестетики могут исключить себя из-за несоответствия предписанным критериям определения. Это также важно в той степени, в которой синестетики имеют ограниченную способность отличать свой опыт от опыта несинестетиков.
Возможное решение этих проблем могло бы включать определение синестезии на неврологической основе. [3] Такую объединяющую нейробиологическую причину еще предстоит найти, но если она существует, это углубит понимание этого феномена, чего не удалось сделать с помощью поведенческого определения. [3]
Лекарственная хроместезия
[ редактировать ]
Хроместезию можно временно вызвать с помощью химических агентов путем манипуляции нейротрансмиттерами . Эти вещества также могут модулировать существующую синестезию. [1] Психоактивные препараты, включая ЛСД , мескалин , псилоцибин и аяуаску, являются неселективными агонистами серотонина , которые вызывают спонтанную синестезию, особенно звук-цвет. [20]
Первым, кто сообщил о хроместезии, вызванной лекарствами, был Теофиль Готье в 1845 году. [1] Под воздействием гашиша он описывал: «Мой слух развился необычайно; я слышал шум цветов. Зеленые, красные, синие, желтые звуки доносились до меня совершенно различимыми волнами». [21] Готье сделал набросок Гюстава Моро, играющего на фортепиано, где изобразил свои хроместетические переживания в виде цветных линий над инструментом. [21]
Недавние научные исследования с использованием усовершенствованных методологий показывают, что синестезия, вызванная лекарствами, существенно отличается от врожденной синестезии. Психоактивные вещества «влияют на текущие потоки передачи, а не вызывают активацию, вызванную стимулом». [1] Наиболее распространенным типом синестезии, вызываемой химическими агентами, является хроместезия. Тем не менее, частыми индукторами являются слуховые и зрительные стимулы, особенно музыка, что может объяснить преобладание синестезии звука и цвета над другими типами синестезии. [20]

Генрих Клювер классифицировал повторяющиеся геометрические фигуры под влиянием пейота в 1920-х годах. [1] Он назвал их константами формы : туннелями, спиралями, сотовыми решетками и паутиной. Это касается также как медикаментозных, так и естественных галлюцинаций, которые появляются при околосмертных переживаниях, сенсорной депривации , пробуждении или засыпании, а также во время мигрени . [22] По мнению Клювера, все галлюцинации состоят из форм одной из этих категорий, а «атипичные» галлюцинации — это просто вариации. Константы формы часто встречаются в хроместетическом опыте. [1]
Психоделики значительно усиливают внушаемость, поэтому довольно часто галлюцинации путают с хроместезией; [20] особенно учитывая, что химические вещества влияют на все показатели восприятия цвета, включая яркость, насыщенность, яркость, контрастность и оттенок. Хроместезия, вызванная лекарственными средствами, в отличие от врожденной хроместезии, не является постоянной или автоматической. Более того, восходящая обработка , поэтому внешние стимулы и контекст не так важны. за переживания под воздействием наркотиков отвечает [1]
Несколько исследований, как прямых (намеренно пытаясь вызвать синестезию), так и косвенных (участники отвечают на ряд вопросов, в том числе о синестетических переживаниях), предполагают, что индукция синестезии с помощью химических агентов возможна. Тем не менее, большинство исследований «страдают от большого количества ограничений, включая отсутствие плацебо-контроля , двойного слепого исследования и рандомизированного распределения». [20]
Музыка и хроместезия
[ редактировать ]Люди с хроместезией более склонны играть на музыкальных инструментах и проявлять художественные наклонности. Более того, «и хобби, и занятия синестетов тяготеют к творческим индустриям». [14] Люди с синестетическими склонностями более метафоричны, поскольку одни и те же гены заставляют их связывать концепции и идеи и, таким образом, быть более творческими. Это могло бы объяснить более высокую заболеваемость музыкантов, страдающих синестезией. [23]
Однако музыкальный опыт не способствует умению последовательно сочетать цвета с тонами. Исследования показали, что, вопреки естественным ожиданиям, обладание абсолютным слухом увеличивает локальные различия в способности сопоставления. [4] Одно из возможных объяснений этого состоит в том, что, поскольку абсолютный слух подвержен случайным ошибкам, иногда неправильно определенные названия нот могут конкурировать с цветом, вызванным высотой звука в определенных испытаниях. [4] Другая возможность заключается в том, что люди с абсолютным слухом могут маркировать более узкие категории распознавания высоты звука, чем обычно, вводя большее количество границ категорий для пересечения различных тонов. [4]
Композиторы с хроместезией
[ редактировать ]Ференц Лист был композитором, который был известен тем, что просил исполнителей поиграть с цветом. Было отмечено, что он посоветовал своему оркестру играть музыку в «синей моде». [24] поскольку именно этого требовал тон. Синестезия не была распространенным термином во времена Листа; люди думали, что он разыгрывает их, когда он говорил о цвете, а не о музыкальном термине.
Леонард Бернстайн открыто обсуждал свою хроместезию, которую он описывал как «тембр цвета». [24] Хотя он не называет конкретные песни определенным цветом, он объясняет, как они должны звучать для выступающего артиста. Есть записи, как он останавливает оркестры и певцов, когда они меняют « тембр ». [25] Если кто-то меняет «тембр» или тон в произведении, это не обязательно меняет звук для слушателя, но композитор с Chromesthesia автоматически узнает об этом.
Эми Бич была еще одним композитором, страдавшим синестезией. По ее мнению, каждая ключевая подпись была связана с определенным цветом. Если бы артист изменил тональность в соответствии со своим голосом, он бы расстроился, потому что это изменило бы предполагаемое звучание, изображение и эмоции произведения. [24]
Тори Амос описала, как с раннего детства видела музыку как структуру света, что соответствует хроместезии. [26]
Оливье Мессиан находился под влиянием цвета музыкальных клавиш своих композиций. [14]

Александр Скрябин
[ редактировать ]
Александр Скрябин — русский композитор и пианист. Его широко считают синестетом, но существует много споров вокруг того, была ли у него хроместезия или нет. [27] Скрябин был крупным сторонником теософии , в которой существовала система, связывающая цвета с чувствами и эмоциями. [28] Это повлияло на музыканта, который отличал «духовные» тональности (вроде фа-диез мажор) от «земных, материальных» (до мажор, фа мажор). [27] Кроме того, Александр Скрябин разработал «клавиатуру с подсветкой» или clavier à lumières , в которой музыкальные ноты напрямую соответствовали цветам. [27]
«Скрябин считал, что интеграция цветного света в симфоническое произведение послужит «мощным психологическим резонатором для слушателя»». [29] Именно поэтому он создал клавир à lumières для своей цветовой симфонии «Прометей: Поэма огня» . Он состоял из цветового органа , который проецировал цвета на экран. [29] Музыковед Сабанеев впервые опубликовал таблицу отображения звука в цвет Скрябина в 1911 году: [27]
Примечание | Цвет |
---|---|
С | Красный |
Г | Оранжево-розовый |
Д | Желтый |
А | Зеленый |
И | беловато-голубой |
Б | Похоже на: Е |
F♯ | Синий, яркий |
D♭ | Фиолетовый |
A♭ | Пурпурно-фиолетовый |
E♭ | Стальной цвет с металлическим блеском. |
B♭ | Похоже на: Ми-бемоль |
Ф | Красный, темный |
Скрябин дружил с композитором Николаем Римским-Корсаковым , который был синестетом, и их звуково-цветовые ассоциации были неодинаковы. В частности, Римский-Корсаков различал мажорные и минорные гаммы, и его ассоциации носили «более нейтральный, спонтанный характер». [27] Тем не менее, разные люди реагируют на одни звуки, а не на другие, и ассоциации звука и цвета у них сильно различаются. [1]

Когда ноты упорядочены по квинтовому кругу , цвета располагаются в порядке спектра , что ставит под сомнение, испытывал ли Скрябин хроместезию: [30]
Примечание | Цвет |
---|---|
С | Красный |
Г | Апельсин |
Д | Желтый |
А | Зеленый |
И | Небесно-голубой |
Б | Синий |
F♯/ G♭ | Ярко-синий или фиолетовый |
D♭ | Фиолетовый или фиолетовый |
A♭ | Фиолетовый или сиреневый |
E♭ | Плоть или сталь |
B♭ | Роза |
Ф | Темно-красный |
Была ли у Скрябина хроместезия или нет, на его творчество большое влияние оказали особенности этого явления. Он создал систему, которая связывала цвета с тонами, и стремился создать целостные сенсорные впечатления с помощью своих композиций. Он экспериментировал не только с цветами, но и с «созданием ароматов, ощущением осязания и вкуса». [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Цитович Р.Э. (2018). Синестезия . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-53509-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Цитович Р.Э., Иглман Д.М. (2009). Среда — «Синий индиго: открытие синестезии мозга» (с послесловием Дмитрия Набокова) . Кембридж: MIT Press. п. 309. ИСБН 978-0-262-01279-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Симнер Дж. (февраль 2012 г.). «Определение синестезии» (PDF) . Британский журнал психологии . 103 (1). Лондон, Англия: 1–15. дои : 10.1348/000712610X528305 . ПМИД 22229768 . S2CID 9038571 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и де Торнли Хед П. (февраль 2006 г.). «Синестезия: изоморфизм основного цвета в RGB-пространстве?». Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения . 42 (2): 164–74. дои : 10.1016/s0010-9452(08)70341-1 . ПМИД 16683490 . S2CID 53179317 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Уорд Дж., Хакстеп Б., Цаканикос Э. (февраль 2006 г.). «Звуково-цветовая синестезия: в какой степени она использует общие для всех нас кросс-модальные механизмы?». Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения . 42 (2): 264–80. дои : 10.1016/s0010-9452(08)70352-6 . ПМИД 16683501 . S2CID 4481009 .
- ^ Калкинс М.В. (1 июля 1893 г.). «Статистическое исследование псевдохроместезии и психических форм». Американский журнал психологии . 5 (4): 439–464. дои : 10.2307/1411912 . JSTOR 1411912 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Голлер А.И., Оттен Л.Дж., Уорд Дж. (октябрь 2009 г.). «Видеть звуки и слышать цвета: потенциальное исследование слухо-зрительной синестезии, связанное с событиями» . Журнал когнитивной нейронауки . 21 (10): 1869–81. дои : 10.1162/jocn.2009.21134 . ПМИД 18823243 . S2CID 17434150 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Николаи В., Дженнес Дж., Стоериг П., Ван Леувен Т.М. (2012). «Модальность и изменчивость синестетического опыта». Американский журнал психологии . 125 (1): 81–94. дои : 10.5406/amerjpsyc.125.1.0081 . ПМИД 22428428 .
- ^ Хаак, Пол А.; Радоци, Рудольф Э. (1 июля 1981 г.). «Пример хромстетика». Журнал исследований в области музыкального образования . 29 (2): 85–90. дои : 10.2307/3345016 . ISSN 0022-4294 . JSTOR 3345016 . S2CID 144842634 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джевански Дж., Симнер Дж., Дэй С.А., Ротен Н., Уорд Дж. (ноябрь 2019 г.). «Эволюция концепции синестезии в девятнадцатом веке, как видно из истории ее названия» . Журнал истории нейронаук . 29 (3): 259–285. дои : 10.1080/0964704X.2019.1675422 . ПМЦ 7446036 . ПМИД 31702956 .
- ^ Джевански Дж., Дэй С.А., Уорд Дж. (июль 2009 г.). «Красочный альбинос: первый задокументированный случай синестезии, описанный Георгом Тобиасом Людвигом Саксом в 1812 году». Журнал истории нейронаук . 18 (3): 293–303. дои : 10.1080/09647040802431946 . ПМИД 20183209 . S2CID 8641750 .
- ^ Форстер М.Н., изд. (5 сентября 2002 г.). «Трактат о происхождении языка (1772 г.)» . Гердер: Философские сочинения (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 65–164. дои : 10.1017/cbo9781139164634.007 . ISBN 978-0-521-79088-8 . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «Принудительные световые ощущения через звук и связанные с ними явления в области других сенсорных ощущений». Природа . 24 (603): 51–52. Май 1881 г. Бибкод : 1881Природа..24...51. . дои : 10.1038/024051a0 . ISSN 0028-0836 . S2CID 43201081 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Уорд Дж. (3 января 2013 г.). «Синестезия». Ежегодный обзор психологии . 64 (1): 49–75. doi : 10.1146/annurev-psych-113011-143840 . ПМИД 22747246 . S2CID 241155101 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Здзински С.Ф., Ирландия С.Дж., Вуттке Б.К., Белен К.Е., Олесен Б.К., Дойл Дж.Л., Рассел Б.Е. (февраль 2019 г.). «Исследовательский нейропсихологический пример двух хромстетических музыкантов» . Перспективы исследований в музыкальном образовании . 20 (1): 65–82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шпехт К. (март 2012 г.). «Синестезия: перекрестная активация, высокая взаимосвязанность и теменной центр» . Трансляционная нейронаука . 3 (1): 15–21. дои : 10.2478/s13380-012-0007-z . S2CID 143228367 .
- ^ Бранг Д., Уильямс Л.Е., Рамачандран В.С. (май 2012 г.). «Синестеты с графемным цветом демонстрируют улучшенную кроссмодальную обработку между слуховыми и зрительными модальностями». Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения . 48 (5): 630–7. дои : 10.1016/j.cortex.2011.06.008 . ПМИД 21763646 . S2CID 10497638 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гроссенбахер П.Г., Лавлейс Коннектикут (январь 2001 г.). «Механизмы синестезии: когнитивные и физиологические ограничения». Тенденции в когнитивных науках . 5 (1): 36–41. дои : 10.1016/s1364-6613(00)01571-0 . ПМИД 11164734 . S2CID 15092606 .
- ^ Доверн А., Финк Г.Р., Фромм А.С., Вольшлегер А.М., Вайс П.Х., Ридль В. (май 2012 г.). «Внутренняя сетевая связь отражает последовательность синестетических переживаний» . Журнал неврологии . 32 (22): 7614–21. doi : 10.1523/JNEUROSCI.5401-11.2012 . ПМК 6703581 . ПМИД 22649240 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Люк Д.П., Терхьюн Д.Б. (октябрь 2013 г.). «Индукция синестезии химическими агентами: систематический обзор» . Границы в психологии . 4 : 753. doi : 10.3389/fpsyg.2013.00753 . ПМЦ 3797969 . ПМИД 24146659 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ван Кампен С (9 сентября 2019 г.). «Изучение синестезии, вызванной лекарственными средствами» . Читатель прессы MIT . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Бресслофф ПК , Коуэн Дж.Д., Голубицкий М., Томас П.Дж., Винер М.С. (март 2002 г.). «Что геометрические зрительные галлюцинации говорят нам о зрительной коре». Нейронные вычисления . 14 (3): 473–91. дои : 10.1162/089976602317250861 . hdl : 10044/1/107924 . ПМИД 11860679 . S2CID 207683037 .
- ^ Робертсон Л.К., Сагив Н. (14 октября 2004 г.). Синестезия: перспективы когнитивной нейронауки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-029028-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Синестеты-композиторы-музыканты» . www.daysyn.com . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ «Тенор продолжает облажаться, пока дирижирует Бернштейн - неловкая последовательность» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. – на сайте www.youtube.com.
- ^ Амос и Пауэрс 2005 , с. 123.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Галеев Б.М., Ванечкина И.Л. (2001). «Был ли Скрябин синестетом?». Леонардо . 34 (4): 357–361. дои : 10.1162/00240940152549357 . ISSN 0024-094X . JSTOR 1577166 . S2CID 57564192 .
- ^ Альтман М.Дж. (24 августа 2017 г.). «Теософские поиски оккультной силы». Оксфордская стипендия онлайн . doi : 10.1093/acprof:oso/9780190654924.003.0005 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Павлин К. (1985). «Синестетическое восприятие: цветовой слух Александра Скрябина». Музыкальное восприятие . 2 (4): 483–505. дои : 10.2307/40285315 . ISSN 0730-7829 . JSTOR 40285315 .
- ^ Харрисон Дж. Э. (2001). Синестезия: самая странная вещь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-263245-0 . OCLC 45446164 .
- ^ Альтенмюллер Э (2015). «Александр Скрябин» . Музыка, неврология и неврология: исторические связи и перспективы . Прогресс в исследованиях мозга. Том. 216. стр. 197–215. дои : 10.1016/bs.pbr.2014.11.031 . ISBN 978-0-444-63410-8 . ПМИД 25684291 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Амос, Тори; Пауэрс, Энн (2005). Тори Эймос: Часть за частью . Бродвейские книги. ISBN 978-0-7679-1677-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с хроместезией, на Викискладе?