Жерар Гризи
Жерар Анри Гризи ( / ˈ ɡ r ɪ z i / ; Французский: [ɡʁizɛ] ; 17 июня 1946 — 11 ноября 1998) — французский композитор современной классической музыки ХХ века . Его творчество часто ассоциируется с музыкальным движением спектралистов , главным пионером которого он был.
Биография
[ редактировать ]Гризи родилась в Белфорте 17 июня 1946 года. [ 1 ] С самого раннего возраста Гризи демонстрировал огромный интерес и талант к сочинению музыки и учебе, написав свое первое эссе о музыке, когда ему было 9 лет. [ 2 ] Он учился в консерватории в Троссингене в Германии с 1963 по 1965 год. [ 3 ] прежде чем поступить в Высшую национальную консерваторию музыки , где он учился у Оливье Мессиана с 1965 по 1967 год и снова с 1968 по 1972 год, а также работал с Анри Дютийе в Школе нормальной музыки в 1968 году. [ 4 ] Он выиграл призы за фортепианный аккомпанемент, гармонию, контрапункт, фугу и композицию в Консерватории под руководством Мессиана. [ 3 ] Он также изучал электроакустику у Жана-Этьена Мари в 1969 году, композицию у Карлхайнца Штокхаузена , Янниса Ксенакиса и Дьёрдя Лигети в Дармштадтерской Ференкурсе в 1972 году и акустику у Эмиля Лейппа на факультете наук в 1974 году. [ нужна ссылка ] Другие исследования были предприняты летом 1969 года в Академии Киджиана в Сиене . [ 3 ]
Гризи выиграл Римскую премию , что позволило ему остаться на вилле Медичи в Риме с 1972 по 1974 год. [ 1 ] Там он подружился с Тристаном Мюралем , с которым он основал группу L'Itinéraire в 1973 году вместе с Роже Тессье и Мишаэлем Левинасом , к которым позже присоединился Хьюг Дюфур . В 1974–75 годах он изучал акустику у Эмиля Лейппа в Университете Париж VI . [ 4 ] [ 3 ] а в 1980 году стал стажером в IRCAM (Институт исследований и координации акустики/музыки) на курсе компьютерной музыки, организованном Дэвидом Весселем и Марком Баттье . В том же году Гризи поехала в Берлин в качестве гостя программы DAAD ( Berliner Künstlerprogramm des DAAD ). Впоследствии он уехал в Калифорнийский университет в Беркли , где с 1982 по 1985 год был назначен профессором теории и композиции. [ 1 ] или до 1986 года. [ 4 ] Вернувшись в Европу, он с 1987 года до своей смерти занимал должность профессора оркестровки и композиции Парижской консерватории . [ 1 ] [ 4 ] а также проводит многочисленные семинары по композиции во Франции (Центр Акантес, Лион, Париж) и за рубежом (Дармштадт, Фрайбург, Милан, Реджо-Эмилия, Осло, Хельсинки, Мальмё, Гетеборг, Лос-Анджелес, Стэнфорд, Лондон, Москва, Мадрид и т. д.) [ нужна ссылка ] Для выдающихся учеников См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от G до J # Жерар Гризи .
Жерар Гризи умер в возрасте 52 лет в Париже 11 ноября 1998 года из-за разрыва аневризмы . [ 4 ]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Музыку Гризи часто относят к жанру призрачной музыки , основателем которого ему приписывают вместе с коллегой-композитором Тристаном Мюраилом, хотя позже он отрекся от этого лейбла в интервью и статьях. По словам британского журналиста Тома Сервиса , «его достижения часто сводились к еще одному фетишистскому ярлыку новой музыки, «спектрализму» - категории, которую Гризи отверг к концу своей жизни». [ 5 ]
Тем не менее, большую часть своей карьеры он провел, исследуя спектр цветового тона между гармоническими обертонами и шумом. Кроме того, его увлекали музыкальные процессы, которые разворачиваются медленно, и он сделал музыкальное время основным элементом многих своих произведений. Он выразил мнение, что: «Мы музыканты, и наша модель — звук, а не литература, звук, а не математика, звук, а не театр, изобразительное искусство, квантовая физика, геология, астрология или акупунктура». [ 6 ]
Работы (хронологические)
[ редактировать ]- Passacaglia Pour Madame Darrow , для аккордеона (1966)
- Échanges , для подготовленного фортепиано и контрабаса (1968)
- Мегалиты для 15 духовых музыкантов (1969)
- Шарм , для кларнета соло (1969)
- Перихорез , для 3-х инструментальных групп (1969–1970)
- «Посвящение » для баритона, тромбона и контрабаса (1970)
- Волны, дорожки, дыхание , для кларнета с оркестром (1970–72)
- D'eau et de pierre , для 2-х инструментальных групп (1972)
- Дерив , для двух оркестровых групп (1973–74)
- Акустические пространства – II – Периоды , для флейты, кларнета, тромбона, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (1974)
- Акустические пространства – III – Partiels , для 18 музыкантов (1975)
- «Манифестации» для молодежного оркестра (1976)
- Акустические пространства - I - Пролог , для альта и дополнительной живой электроники (1976)
- Акустические пространства – IV – Модуляции , для оркестра (1976–77)
- Выход навстречу дневному свету , для электрооргана и 14 музыкантов (1978)
- Jour, contre-jour , для электрооргана, 14 музыкантов и кассеты (1978–79)
- Tempus ex machina , для 6 перкуссионистов (1979)
- Акустические пространства – V – Transitoires , для большого оркестра (1980)
- Соло для двоих , для кларнета и тромбона (1981)
- Анубис-Нут , для контрабас-кларнета B ♭ (1983), записанная Эрнесто Молинари, [ 7 ] Фи Схоутен, [ 8 ] Карл Росман [ 9 ]
- Les chants de l'amour , для 12 голосов и кассеты (1982–1984)
- Акустические пространства – VI – Эпилог , для 4 валторн соло и большого оркестра (1985)
- Талеа , для скрипки, виолончели, флейты, кларнета и фортепиано (1986)
- Время и пена , для 4 перкуссионистов, 2 синтезаторов и камерного оркестра (1988–89)
- Утраченные аккорды: Пять миниатюр для 2-х валторн (1989)
- The Black of the Star , для шести перкуссионистов, кассеты и концертной электроники (1989–90)
- Anubis et Nout , для бас-саксофона или баритон-саксофона (1990)
- Парадоксальная икона (Посвящение Пьеро делла Франческа) для 2 женских голосов и 2 оркестровых групп (1992–94).
- Стель , для двух перкуссионистов (1995)
- Vortex temporum , для фортепиано, кларнета (бас, Bb и A), флейты (бас, C и пикс.), скрипки, альта и виолончели (1994–96)
- Четыре песни, чтобы переступить порог , для сопрано и пятнадцати инструментов (1997–98)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Андерсон 1998 .
- ^ Анон. 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д Анон. нд .
- ^ Jump up to: а б с д и Андерсон 2001 .
- ^ Сервис 2013 .
- ^ Файнберг 2006 , с. 105.
- ^ «ЖЕРАР ГРИЗИ: Соло на двоих» . КАЙРОС . 2 июля 2015 г. Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ "Орех" . Попробуйте Тон . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ «Гризей: Анубис, Ноут | Ансамбль Музыкфабрик» . Проверено 17 августа 2022 г.
Источники
- Андерсон, Джулиан . 1998. « Некрологи: Джерард Гризи ». «Индепендент» (24 ноября). Проверено 17 июля 2018 г.
- Андерсон, Джулиан. 2001. «Гризи, Жерар». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Анон. (2019). «Жерар Гризи (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Анон. и « Гризи, Жерар ». Веб-сайт Universal Music Publishing Classical (по состоянию на 18 июля 2018 г.).
- Файнберг, Джошуа . 2006. Классическая музыка, зачем беспокоиться?: Слушая мир современной культуры ушами композитора . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-97174-8 ; ISBN 978-0-415-97174-4 .
- Сервис, Том . 2013. « Путеводитель по музыке Жерара Гризи ». The Guardian (18 марта, по состоянию на 18 июля 2018 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аррелл, Крис . 2002. «Раздвигая границы: искусство и наука в музыке Жерара Гризи» . Докторская дисс. Итака: Корнельский университет.
- Аррелл, Крис. 2008. «Музыка звука: анализ партий Жерара Гризи ». В книге «Спектральная мировая музыка: материалы Стамбульской конференции по спектральной музыке » под редакцией Роберта Рейгла и Пола Уайтхеда (стр. 318–332). Стамбул: Пан Яинджилик. ISBN 9944-396-27-3 .
- Байе, Жером. 2000. Жерар Гризи, Основы письма . Париж: L'Harmattan.
- Браун, Джеффри Арло. 2023. Жизнь и музыка Жерара Гризе: Бред и форма . Бойделл и Брюэр.
- Кэгни, Лиам. Жерар Гризи и спектральная музыка , Cambridge University Press, ноябрь 2023 г.
- Коэн-Левинас, Даниэль (редактор). 2004. «Жерар Гризе, или красота звуковых теней. Париж: L'Harmattan / Маршрут.
- Гризи, Жерар. 2008. «Сочинения или изобретение спектральной музыки», под редакцией Гая Лелонга и Анн-Мари Реби. Последствия. Париж: Музыка Фальса. ISBN 978-2-915794-31-1 .
- Гризи, Жерар и Тристан Мюрай . 1989. А тем временем №8. [ нужна полная цитата ] .
- Эрве, Жан-Люк. 2001. «В головокружении от продолжительности (Vortex Temporum Жерара Гризи)», Париж: L'Harmattan.
- Леви, Фабьен. 2001. «Жерар Гризи, новая грамматология феномена звука». , Берлинский фестиваль новой музыки «20 лет изобретений» под редакцией И. Байрера/DAAD, [ нужна страница ] Берлин: Пфау Верлаг. [ нужна полная цитата ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография и список композиций , Casa Ricordi
- Интервью с Гризи
- Отрывки из звуковых архивов. Архивировано 18 июля 2011 года в Wayback Machine произведений Гризи.
- 1946 года рождения
- 1998 смертей
- Музыканты из Бельфора
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Микротональные композиторы
- Выпускники Парижской нормальной школы музыки
- Академический состав Парижской консерватории
- Калифорнийский университет, факультет Беркли
- Ученики Анри Дютийе
- Ученики Карлхайнца Штокхаузена
- Французские композиторы XX века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века