Горациу Радулеску
Горациу Рэдулеску (англ. Румынское произношение: [hoˈrat͡sju rəduˈlesku] ; 7 января 1942 — 25 сентября 2008) — румынско - французский композитор, наиболее известный благодаря спектральной технике композиции.
Жизнь
[ редактировать ]Рэдулеску родился в Бухаресте , где он учился игре на скрипке в частном порядке у Нины Александреску , ученицы Джордже Энеску и Жака Тибо . [ 1 ] а позже изучал композицию в Бухарестской музыкальной академии (MA 1969), где его учителями были Стефан Никулеску , Тибериу Олах и Аурел Строе , одни из ведущих деятелей зарождающегося авангарда . [ 2 ] После окончания учебы в 1969 году Рэдулеску уехал из Румынии на запад и поселился в Париже, став гражданином Франции в 1974 году. После этого он несколько раз возвращался в Румынию с визитами, начиная с 1991 года, когда он поставил спектакль « Юбири» , первое публичное исполнение любое из его зрелых произведений в родной стране. (Тем не менее Рэдулеску заметил, что за это время он посвятил многие из своих работ «виртуальной и сублимированной» Румынии). [ 3 ]
Одним из первых произведений, завершенных в Париже (хотя идея пришла к нему в Румынии), было «Кредо» для девяти виолончелей, первое произведение, в котором использовалась его спектральная техника. Эта техника «включает в себя переменное распределение спектральной энергии, синтез глобальных источников звука, микро- и макроформ как звукового процесса, четыре одновременных слоя восприятия и скорости, а также спектральные скордатуры, то есть ряды неравных интервалов, соответствующие гармоническим весы». [ 4 ] Эти приемы получили значительное развитие в его музыке последующих десятилетий. В начале 1970-х годов он посещал занятия Кейджа , Лигети , Штокхаузена и Ксенакиса на летних курсах в Дармштадте , а также Феррари и Кагеля в Кёльне. Он представлял свою музыку в классах Мессиана в Парижской консерватории в 1972–73; Рэдулеску вспоминал, что, хотя сам Мессиан отнесся к нему сочувственно, позже назвав его «одним из самых оригинальных молодых музыкантов нашего времени», [ 5 ] некоторые из студентов были более сдержанными, не понимая «красочных, мечтательных, мистических» наклонностей его музыки. [ 6 ]
С начала 1970-х годов произведения Рэдулеску стали исполняться на ведущих фестивалях современной музыки, среди которых Gaudeamus ( «Таароа» , 1971; in ko’tro – mioritic space , 1972), Дармштадт ( «Потоп для истоков вечных» , 1972), «Роян» ( фонтаны) . моего неба , 1973; «Ламенто ди Джезу» , 1975), Мец ( «Wild Incantesimo» для девяти оркестров, 1978; «Византийская молитва» , 1988) и Донауэшинген. С 1979 по 1981 год он изучал компьютерную композицию и психоакустику в IRCAM , хотя в его работе относительно мало используются электронные средства производства звука.
В 1983 году он основал в Париже ансамбль European Lucero для исполнения своих собственных произведений, вариативный ансамбль, состоящий из солистов, специализирующихся на техниках, необходимых для его музыки. В 1991 году он основал фестиваль Лусеро.

В середине 1980-х годов Рэдулеску обосновался во Фрайбурге , Германия, хотя в течение многих лет сохранял адрес в Версале . В 1988 году он жил в Берлине по стипендии DAAD, а в 1989–90 годах проживал в Сан-Франциско и Венеции как лауреат стипендии Виллы Медичи hors les murs. В середине 1990-х он переехал в Швейцарию, поселившись сначала в Кларенсе , а затем в Веве . Он умер от рака в Париже 25 сентября 2008 года. [ 7 ] и нашел свое последнее пристанище на кладбище Кларанс.
Музыкальный стиль и техника
[ редактировать ]С самого начала музыкальные концепции Рэдулеску и методы, которые он изобрел для их реализации, были нетрадиционными. Для выпускных экзаменов в Бухаресте он сочинил оркестровое произведение «Таароа» , названное в честь полинезийского бога; это не понравилось его учителям, которые находили эту идею «мистической» и «империалистической»; [ 8 ] единственным преподавателем, который его поддержал, был композитор Анатол Виеру .
Спектральные техники Рэдулеску, развивавшиеся на протяжении 1970-х годов и позже, совершенно отличаются от техник его французских современников Жерара Гризе и Тристана Мюраля . Его композиционная цель, изложенная в его книге «Звуковая плазма». [ 9 ] заключалась в том, чтобы обойти исторические категории монофонии , полифонии и гетерофонии и создать музыкальные текстуры , в которых все элементы находятся в постоянном движении. Центральное место в этом занимало исследование гармонического спектра , а также изобретение новых техник игры с целью выявить, а иногда и изолировать верхние части сложных звуков, на основе которых можно было бы построить новые спектры.
На этих спектрах и на явлениях суммы и разности тонов основаны гармонические отношения в его музыке . Например, вступительная звучность его четвертого струнного квартета (1976–87) основана на частичных 21, 22 и 43 низкой основной тональности до ; это пример того, что Рэдулеску называл «самогенерирующими функциями». [ нужна ссылка ] в его музыке частичные 21 и 22 дают в сумме 43, а в разности 1 — основное. (Что касается основной тональности C, то ноты 21, 22 и 43 — это разные, микротонально разные разновидности F, причем 21-я парциальная на 29 центов ниже, чем темперированная фа, частичная 22 — на 51 цент выше, а частичная 43 — на 12 центов выше.) Большая часть его в музыке для струнных используется «спектральная скордатура », при которой открытые струны перенастраиваются, часто имитируя части одной гармоники. спектр. Например, в Lux Animae (1996/2000) для соло виолончели или альта открытые струны перенастраиваются на 3-ю, 4-ю, 7-ю и 11-ю части низкой ми.
Многие из более поздних произведений Рэдулеску черпают свое поэтическое вдохновение из « Дао Дэ Цзин» Лао -цзы , особенно в английской версии Стивена Митчелла 1988 года : названия его второй, третьей, четвертой, пятой и шестой фортепианных сонат, а также пятой и шестой фортепианных сонат. шестые струнные квартеты взяты из этого источника. В фортепианных сонатах, а также в его фортепианном концерте «The Quest» (1996) и других более поздних произведениях используются народные мелодии из его родной Румынии, объединяющие их с его призрачными техниками.
Избранные работы
[ редактировать ]- Таароа (1969) для оркестра
- Кредо для 9 клеток (1969)
- Flood for the Eternal's Origins (1970) для глобальных источников звука
- Everlasting Longings (1972) для 24 струн
- in ko 'tro - Mioritic Space (1973) для 11 ректоров, струнного оркестра, электроники и звука природы
- Ностальгические сверчки Козерога (1972/1980) для семи одинаковых деревянных духовых инструментов.
- Иерофания (1973) декламация на 42 языках с 42 детьми.
- Wild Incantesimo (1978) для 9 оркестров, 162 музыкантов
- Lamento di Gesù (1973–75) для большого оркестра и 7 гуслей.
- A Doini (1974) для 17 исполнителей со звуковыми символами (смычковые вертикальные концертные рояли, спектрально перенастроенные)
- Thirteen Dreams Ago (1978) для струн 11 × 3 - 11 концертов с двумя предварительными записями (или 33 концерта)
- Доруинд (1976) для 48 голосов в 7 группах
- Do Emerge Ultimate Silence (1974/84) для 34 детских голосов в группах с 34 спектрально настроенными монохордами
- Четвертый струнный квартет - «бесконечное быть не может быть бесконечным, бесконечное анти-быть может быть бесконечным» (1976–87) для 9 струнных квартетов, то есть 8 (спектральная скордатура из 128 струн) вокруг публики и одного в центре.
- Outer Time (1980) для 23 флейт, или 42 гонгов, или трио бассо, или двух роялей со спектральной перенастройкой, или 8 духовых духовых инструментов - 4 труб и 4 тромбонов
- Inner Time (1983) для кларнета соло; Inner Time II (1993) для 7 кларнетов
- Юбири (Amours) (1980/1) для 16 игроков и звуковых значков (если жив, еще 3 игрока)
- Клепсидра (1983) для 16 игроков со звуковыми значками
- Das Andere (1983) для альта соло или соло виолончели, соло скрипки или соло контрабаса, настроенного на идеальные квинты
- Astray (1983/84) для двух дуэтов: в каждом по одному игроку с 6 саксофонами и по одному игроку со значком звука – оценка на цветных слайдах.
- Пробуждение бесконечности (1983) для большого ансамбля из 25 игроков.
- Frenetico il longing di amore (1984) для басового голоса, октобасовой флейты, звуковой иконы
- Dizzy Divinity I (1985) для (бас, альт или большая) флейты
- Sensual Sky (1985) для ансамбля: фл соль мажор, кл., альт-саксофон, тромбон, звуковая икона, скрипка, альт, виолончель, контрабас
- Intimate Rituals (1985) для 4 звуковых икон с другими солистами или без них
- «Предчувствие» воспоминания (1985) для 14 одинаковых голосов
- Крист Элисон (1986) для органа
- Mirabilia Mundi – музыка для Шпейерской базилики (1986) для 7 больших групп – до 88 игроков
- Византийская молитва (1988) для 40 флейтистов с 72 флейтами
- Алмазная гора доктора Кая Хонга (1991) для 61 призрачного гонга и солистов
- Вторая соната для фортепиано – «Бытие и небытие создают друг друга» (1991)
- Animae morte carent (1992/95) для гобоя д'амур и спектрального фортепиано
- Третья соната для фортепиано – «Ты будешь терпеть вечно» (1992/99)
- Angolo Divino (1993/94) для большого оркестра
- Аминь (1993/94) для органа
- Пятый струнный квартет - «до рождения Вселенной» (1990/95)
- Фортепианный концерт «В поисках» (1996)
- Шестой струнный квартет «Практикуя вечность» (1992)
- Четвертая соната для фортепиано «Как колодец... старше Бога» (1993)
- Amor medicabilis nullis herbis (1996) для сопрано, кларнета и виолончели
- Свет души для виолончели (1996) или альта (2000)
- l'exil interieur (1997) соната для виолончели и фортепиано
- Пятая соната для фортепиано «Утряси пыль, это первобытная идентичность» (2003)
- Cinerum (2005) для четырех голосов и ансамбля старинных инструментов
- Шестая соната для фортепиано «Возвращение к источнику света» (2007)
Дискография
[ редактировать ]- Интимные ритуалы . Sub Rosa , 2006. Содержит Das Andere, Agnus Dei, Lux Animae II, Intimate Rituals XI . Винсент Ройе , альт, с Жераром Коссе, Петрой Юнкен и Горациу Рэдулеску.
- Сонаты Лао-цзы . cpo , 2004. Содержит сонаты для фортепиано №№. 2 ( бытие и небытие создают друг друга ), 3 ( вы будете существовать вечно ) и 4 ( как колодец... старше Бога ). Ортвин Штюрмер, фортепиано.
- Штрейхквартет №. 4 (бесконечное быть не может быть бесконечным, бесконечное анти-быть может быть бесконечным) опус 33 . Издание RZ, 2001. Квартет Ардитти .
- В поисках : Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 90-й CPO, 1998. Ортвин Штюрмер, фортепиано, Симфонический оркестр радио Франкфурта под управлением Лотара Загросека.
- Чувственное небо , соч. 62; Юбири , Op.43. Адес, 1996. Ансамбль «Полихромия» под управлением Нварта Андреасяна.
- Внутреннее время II , соч. 42. Аувидис, 1994. Арманд Ангстер , «Система кларнета».
- Горацю Рэдулеску . Адда, 1993. Содержит Dizzy Divinity I, Byzantine Prayer, Frenetico Il Longing di Amare, Capricorn's Nostalgic Crickets II . Пьер-Ив Арто , флейта, Оркестр Франсэ де Флютес под управлением Горациу Рэдулеску при содействии Пьера-Алена Биже.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ИРКАМ .
- ^ Туп 2001 .
- ^ Рэдулеску, цитируется по Krafft 2001 , 47.
- ^ Радулеску 1993 .
- ^ Радулеску 1993 , 199.
- ^ Рэдулеску цитируется в Krafft 2001 , 48.
- ^ Джервасони, Пьер (2 октября 2008 г.). «Горацио Радулеску, композитор-авангардист» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Рэдулеску, цитируется Крафтом 2001 , 47.
- ^ Радулеску 1975 .
Источники
- «Горациу Рэдулеску (биография, произведения, ресурсы)» (на французском языке). ИРКАМ
- К[раффт], Н[атали]. 2001. «Горацио Радулеску: композиция из облаков». Мир музыки 255 (июнь): 46–49.
- Радулеску, Горациу. 1975. Звуковая плазма — музыка будущего . Мюнхен: Издание Модерн.
- Радулеску, Горациу. 1993. Аннотации к Горациу Радулеску (Адда, 1993: см. Дискографию).
- Туп, Ричард . 2001. «Рэдулеску, Горацю». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Догерти, Уильям . 2014. «О 5-м струнном квартете Горациу Радулеску («Прежде чем родилась Вселенная»), соч. 89. Темп 68 (268) (апрель): 34–45.
- Гилмор, Боб . 2003. «Дикий океан: интервью с Горациу Радулеску». Обзор современной музыки 22, вып. 1–2 (март – июнь): 105–122.
- Мёллер, Хартмут. 2001. «Пытаясь понять струнный квартет Горациу Рэдулеску, соч. 33:« Бесконечное быть не может быть бесконечным; бесконечное анти-быть может быть бесконечным » ». В книге Ratio: документация симпозиума Ratio, Королевская консерватория, Гаага, 14–16 декабря 1992 г. , под редакцией Кларенца Барлоу . Кёльн: Студия обратной связи.
- Вудворд, Роджер (2014). «Горациу Рэдулеску». За пределами черного и белого . ХарперКоллинз. стр. 334–352. ISBN 9780733323034
- Радулеску, Горациу. 1985. "Музыка мира". Молчание 1:51–56.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- "Звуковой иконоборец" [узурпировал] Мена Марк Ханна, The Oxonian Review , выпуск 8.7, 9 марта 2009 г.
- Интервью Гая Ливингстона, Paris Transatlantic , 4 сентября 2007 г.
- Записи , Last.fm
- 1942 года рождения
- смертей в 2008 г.
- Румынские композиторы
- Французы румынского происхождения
- Музыканты из Бухареста
- Спектральная музыка
- Выпускники Национального университета музыки Бухареста
- Ученики Карлхайнца Штокхаузена
- Румынские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские музыканты ХХ века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века