Йорк Хеллер
Йорк Хёллер (англ. Немецкое произношение: [ˌjɔʁk ˈhœlɐ] ; родился 11 января 1944) — немецкий композитор и профессор композиции Кельнского университета музыки .
Биография
[ редактировать ]Хёллер родился в Леверкузене . В период с 1963 по 1970 год он учился в Кёльнском музыкальном университете: композиция у Иоахима Блюма и Бернда Алоиса Циммермана , фортепиано у Эльзы Шмитц-Гор и Альфонса Контарского , а также оркестровое дирижирование у Вольфганга фон дер Намера . Параллельно с этим он изучал музыковедение и философию в Кёльнском университете . Далее он учился музыке в Internationale Ferienkurs für Neue Musik в Дармштадте у Пьера Булеза , а в 1967 году сдал экзамен по музыкальному образованию.
Хёллер некоторое время работал репетитором в Государственном театре Бонна . [ нужны разъяснения ] В Студии электронной музыки WDR в 1971–72 годах он «продолжил обучение у Карлхайнца Штокхаузена ». [ 1 ] или, альтернативно, «получил возможность по приглашению Штокхаузена реализовать свои собственные произведения». [ 2 ] В любом случае, техника, которую он разработал в это время — форма расширенного сериализма старого композитора , которую он называет «гештальт-композицией» — имеет сходство с формулой композиции : [ 3 ] [ 4 ] свою оркестровую работу «Черные полуострова» . а в 1982 году Хёллер посвятил Штокхаузену [ 5 ] Своими работами он быстро завоевал международное признание. С середины 1970-х годов Хеллер также сочинял в парижском научно-исследовательском институте IRCAM , куда его пригласил Пьер Булез, а в 1989 году его оперы «Мейстер и Маргарита» (по одноименному роману Михаила Булгакова в Большой опере состоялась премьера ). .
С 1986 по 1990 год Хеллер преподавал анализ и теорию музыки в Кёльнской музыкальной школе. Впоследствии он сменил Штокхаузена на посту художественного руководителя Студии электронной музыки WDR с 1990 по 1999 год. В 1993 году он принял вызов в Высшую школу музыки Ханнса Эйслера в Берлине в качестве профессора композиции. В качестве преемника Ханса Вернера Хенце он перешел в 1995 году в том же качестве в Кельнскую музыкальную школу. Кроме того, Хеллер читал лекции и проводил курсы композиции во многих европейских и американских колледжах.
С 1991 года Хеллер является членом Академии художеств Берлина .
Почести
[ редактировать ]Хёллер получил множество наград:
- Премия Бернда Алоиза Циммермана города Кельна
- Förderpreis земли Северный Рейн-Вестфалия
- Премия Международного форума композиторов ЮНЕСКО.
- Премия Рольфа Либермана для оперных композиторов
- Орден искусств и литературы в 1986 году вручен министром культуры Франции.
- Гравемейера 2010 года Премия Университета Луисвилля за музыкальную композицию за оркестровое произведение Sphären. [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]Композиции
[ редактировать ]- Пять пьес для фортепиано (1964)
- Диафония , для двух фортепиано (1965, ред. 1974)
- Три пьесы для струнного квартета (1966)
- Господи, пора (текст: Райнер Мария Рильке ), для сопрано, флейты, арфы, клавесина, челесты и струнного квартета (1966)
- Тема , для большого оркестра (1967)
- Informelle сонаты , для фортепиано (1968)
- Соната, для виолончели соло (1968)
- Эпитафия Яну Палаху , для скрипки и фортепиано (1969)
- Фортепианный концерт №. 1, для фортепиано с оркестром (1970)
- Горизонт , электронная музыка (1971–72, ред. 1975)
- Деколлаж , для двух говорящих хоров, электрогитары, виолончели с электрическим усилителем, электронного органа и кассеты (1972)
- Тангенс , для виолончели, электрогитары, фортепиано, электрооргана и двух аналоговых синтезаторов (1973)
- Chroma , для большого оркестра и живой электроники (1972–74)
- Клангжиттер , для виолончели, фортепиано, синтезатора и кассеты (1975–76)
- Антифон (Струнный квартет № 1), для струнного квартета и струнного квартета с электронным преобразованием на пленке (1976, ред. 1984)
- Arcus , для 15 инструментов, перкуссии и кассеты (1978)
- Музыкальные моменты , для флейты и фортепиано (1979)
- Мифы , тональная поэма для 13 инструментов, ударных и электронных звуков (1979–80)
- Умбра , для большого оркестра и кассеты (1979–80)
- Résonance , для оркестра и записанных на пленку компьютерных звуков (1981)
- Шварце Хальбинзельн , для большого оркестра, с записанным на пленку вокалом и электроникой (1982)
- Па де труа , для альта, виолончели и контрабаса (1982)
- Traumspiel (текст: Август Стриндберг ), для сопрано, большого оркестра и электроники (1983)
- Magical Sound Shape , для большого оркестра (1984)
- Импровизация на имя Пьера Булеза , для 16 инструменталистов (1984)
- Соната для фортепиано No. 2 ( Посвящение Ференцу Листу ) (1986)
- «Мастер и Маргарита» , опера в двух действиях по роману Михаила Булгакова (1984–89).
- Фанал , для трубы с оркестром (1989)
- Аура , для большого оркестра (1992, ред. 1996)
- Pensées (Фортепианный концерт № 2) для фортепиано, оркестра и электроники (1993)
- Па-де-де , для виолончели и фортепиано (1993)
- Tagträume , для скрипки, виолончели и фортепиано (1994)
- Countersounds , для 18 инструментов (1996)
- Дубль , для оркестра (1996)
- Партита, для двух фортепиано (1996)
- Струнный квартет нет. 2 (1997)
- Начало , для фортепиано (1998)
- Видершпиль , для двух фортепиано и большого оркестра (1996–99, ред. 2009 г.)
- Движение , для большого оркестра (1998–99)
- Осенний день (текст: Райнер Мария Рильке , для меццо-сопрано, флейты, арфы, клавесина, челесты и струнного квартета (1999)
- Ветвление , для фортепиано (1999)
- Ауфбрух , для оркестра (1999)
- Ex tempore , для флейты, гобоя, кларнета (контрабас-кларнета), ударных, скрипки, альта, виолончели, арфы и фортепиано (2001)
- Триас , для альт-саксофона, ударных и фортепиано (2001)
- Der ewige Tag , для хора, оркестра и электроники (2001)
- Монограмма , для фортепиано (1998–2003)
- Klangzeichen , для духового квинтета и фортепиано (2003)
- Скан , для флейты соло (2003)
- Фейерверк , для 17 инструменталистов (2004)
- Fluchtpunkte , для флейты, английского рожка, кларнета, фортепиано и ударных (2006)
- Сферы , для оркестра (2001–06)
- Фортепианный квинтет, две формы (2007)
- Доппельшпиль для фортепиано (в две или четыре руки) (2006–09)
- Движения для виолончели и фортепиано (2009), позже расширенные до Концерта для виолончели.
- Концерт для виолончели (2010–11)
- Соната для фортепиано No. 3 (2010–11)
- Aufschwung con tener , для кларнета, альта и фортепиано (2012)
- Crossing , для ансамбля и электроники (2012–13)
- Путешествие для оркестра (2013–14)
- Концерт для альта с оркестром (2016–17)
Сочинения (выборочный список)
[ редактировать ]- 1982. Гештальт-композиция или построение органического . В Ежегоднике Нейланда II, 1981/82 , под редакцией Герберта Хенка, 140–43. Бергиш-Гладбах: новая территория.
- 1989. «Состав гештальта, или создание организма». Перевод Найджела Осборна. Обзор современной музыки 1, вып. 1 («1984: Музыкальная мысль в IRCAM»): 35–40.
- 1989. « Резонанс : композиция сегодня». Перевод Найджела Осборна. Обзор современной музыки 1, вып. 1 («1984: Музыкальная мысль в IRCAM»): 67–76.
- 1994. Прогресс или тупик? Критические размышления о раннем сериализме . Саарбрюккен: Пфау-Верлаг.
- 2004. Кланггештальт – Цайтгештальт. Тексты и комментарии 1964–2003 гг . Музыка времени 10 под редакцией Рейнхольда Дузеллы. Берлин: Бузи и Хоукс (текст) ISBN 3-7931-1697-2 и Bote und Bock (музыка) ISMN M-2025-2231-8
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стенцль 1991 , 12.
- ^ Лихтенфельд 2001 .
- ^ Стенцль 1991 , 12–15.
- ^ О'Салливан 1992 .
- ^ Блюмрёдер 1983 , 15/30.
- ^ Анон. 2010 .
Источники
[ редактировать ]- Анон. 2010. « Природа, любовь вдохновляет произведение, отмеченное премией Гравемейера ». Веб-сайт Grawemeyer Awards (по состоянию на 27 января 2010 г.).
- Блюмредер, Кристоф фон . 1983. «Йорк Хеллер: Черные полуострова ». В сопроводительном буклете к пластиночному изданию « Современная музыка в Федеративной Республике Германия» , т. 10: 1970–1980, стр. 14–15 [немецкий], 30–31 [английский]. Бонн: Немецкий музыкальный совет .
- Лихтенфельд, Моника. 2001. «Хеллер, Йорк (Георг)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- О'Салливан, Финбар. 1992. [Письмо в редакцию]. Темп новой серии, нет. 181 (июнь): 68.
- Стенцль, Юрг . Йорка Хёллера 1991. « Мастер и Маргарита : немецкая опера», перевод Сью Роуз. Темп новой серии, нет. 179 (декабрь): 8–15.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенолиэль, Бернар. Йорка Хёллера 1982. " Мифы ". Темп новой серии нет. 141 (июнь): 39–40.
- Конен, Герман. 1985. «Интервью с Йорком Хёллером», Tempo новая серия , вып. 152 (март): 2–6.
- Элерт, Ральф Герхард. 1999. « Использование электронных звуков в музыке Йорка Хёллера ». Магистерская диссертация. Кельн: Кельнский университет. Переработанный отрывок, опубликованный как « Горизонт - электроакустическая прелюдия Йорка Хёллера» в журнале Compositional Stations of the 20th Century. Дебюсси, Веберн, Мессиан, Булез, Кейдж, Лигети, Штокхаузен, Хеллер, Бэйль подают сигналы из Кельна. Вклады в музыку того времени 7 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 172–185. Мюнстер: Лит-Верлаг, 2004.
- Хейнс, Стэнли. 1989. «Отчет о реализации Arcus Йорка Хёллера ». Обзор современной музыки 1, № 1 («1984: Музыкальная мысль в IRCAM»): 41–66. Перепечатано на немецком языке как «Отчет о реализации Arcus Йорка Хёллера ». В York Höller: Klanggestalt — Zeitgestalt — Texts and Commentaries 1964–2003 , под редакцией Рейнхольда Дузеллы, 45–69. Музыка времени 10. Берлин: Бузи и Хоукс, 2004. ISBN 978-3-7931-1697-4 .
- Моравска-Бюнгелер, Мариетта. 1988. Качающиеся электроны: документальный фильм о студии электронной музыки Westdeutscher Rundfunk в Кельне, 1951–1986 годы . Кельн-Роденкирхен: PJ Tonger Musikverlag.
- Роде-Брейманн, Сюзанна . 1992. «Текст и музыкальная структура в опере Йорка Хёллера «Мастер и Маргарита» : «Не успокаивайся, Маргарита. Все правильно. На этом держится мир». В мировом театре, мистерии, ритуальном театре: «От рая через мир в ад» - сборник лекций Зальцбургского симпозиума 1991 г. , Слово и музыка: Зальцбургские академические вклады 15, под редакцией Юргена Кюнеля, Ульриха Мюллера, Освальда Панагля, Петера Чобади. , Гернот Грубер и Франц Виктор Шпехтлер, 611–20. Аниф, Австрия: Мюллер-Шпейзер.
- Уиттолл, Арнольд . 1998. «Взгляд на Йорка Хёллера: все противоречия примирены?» Музыкальные Таймс 139, вып. 1864 г. (осень): 11–19.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Йорк Хеллер , Бузи и Хоукс
- «Йорк Хёллер (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Живые люди
- 1944 года рождения
- Немецкие композиторы-классики
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Люди из Леверкузена
- Выпускники Кёльнского университета музыки и танца
- Академический состав Берлинского музыкального университета имени Ганса Эйслера
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Ученики Карлхайнца Штокхаузена
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие композиторы XX века
- Немецкие композиторы XXI века