Джуро Живкович
![]() |
Джуро Живкович , также известный как Джуро Живкович ( сербская кириллица : Джуро Живкович; род. 1975), — сербско-шведский композитор и скрипач. С 2000 года живет в Стокгольме , Швеция.
Биография
[ редактировать ]Живкович родился в Белграде , где учился игре на скрипке и композиции в Музыкальной академии . Позже он учился в Королевском музыкальном колледже в Стокгольме у Пэра Линдгрена .
Его музыкальный стиль характеризуется фантастическим повествованием, виртуозной инструментовкой и стилистическим, высокопрофильным звучанием. Он разработал разнообразные композиционные приемы, такие как полиритмическая импровизация, специальные гармонические гаммы, микротоны , послойная полифония и гетерофония . Его техника «гармонического поля», включающая в себя гармонизацию разностных тонов, а также древний лад, стала темой академического исследования в Университете музыки и исполнительских искусств в Граце в Австрии. [ 1 ] и его можно найти в нескольких его работах, в том числе «Le Cimetière Marin» и «Белый ангел». Он написал широкий спектр произведений, включая камерную, оркестровую и вокальную музыку, музыку для сольных инструментов и хоровую музыку.
Живкович также является профессиональным скрипачом и альтистом , исполняющим новую музыку, а также импровизатором на скрипке и фортепиано. За свою работу он получил множество международных стипендий и премий, в том числе премию Гравемейера в 2014 году. [ 2 ] Он работал преподавателем композиции , теории музыки и слухового тренинга, а также игры на скрипке и камерной музыки.
Музыка Живковича регулярно заказывается и исполняется по всему миру такими группами, как Нью-Йоркский филармонический оркестр, Королевский концертгебау в Амстердаме, Чикагский симфонический оркестр, Сиднейский симфонический оркестр, Сиэтлский симфонический оркестр, Klangforum Wien, Asko|Schönberg и Ensemble Modern. [ 3 ]
В мае 2021 года Живкович был одним из 10 новых членов, избранных в Шведскую королевскую музыкальную академию , наряду с Марикой Филд, Катариной Карнеус , Йонасом Кнутссоном, Стеном Сэнделлом, Ричардом Спарксом , Кейко Абэ , Джанкарло Андреттой, Стефаном Дором и Куинси Джонсом . [ 4 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]Метафизическая поэма (1997–1998)
[ редактировать ]Соната для скрипки и фортепиано представляет собой монолитную речь в пяти частях продолжительностью 37 минут. Соната названа метафизической, подчеркивая тем самым потребность композитора в метауровнях в музыке и его мышлении. Все движения исполняются атакующе, и у обоих инструментов очень мало времени на отдых. Соната представляет собой шаг вперед по сравнению со своими предшественниками (Бартоком или Шостаковичем) как по звучанию, так и по технике, и действительно является очень серьезным и сложным произведением молодого Живковича. Последняя часть, «Изон», основана на ранних фортепианных импровизациях Живковича, куда он добавил сюда партию скрипки. Соната была написана во время учебы Живковича в Музыкальной академии в Белграде в классе Властимира Трайковича.
Белый ангел (2006)
[ редактировать ]Эмоциональность и экспрессия музыки чрезвычайно необычны и оригинальны, поскольку она никоим образом не намекает на человеческие эмоции или что-либо созданное природой. Вздохи, звуковые фразы, широкое вибрато, глиссандо... все в этой музыке находится в функции какой-то необыкновенной увлекательности, духовно-интуитивной звукоподражания и смелого отождествления с миром ангелов. Кажется, что Живкович находит правильную тему для музыки, в которой он долго находится, но прежде всего - она дала сильный оригинальный термин для своего необычного и сверхъестественного вдохновения, стоящего почти особняком в своей сверхчувственной красоте.
Партитура «Белого ангела» представляет собой музыкальное оформление элементов динамики, излучения, кинетики и других категорий, которые на самом деле объясняют энергию, любовь и движение — три характеристики ангельского существования. «Белый ангел», вдохновленный фреской Милешево, по сути является духовно-нравственной, эстетической и технической композиционной сублимацией всех прежних замыслов и интересов композитора. Сформированная в четкой форме, не подавляющей чистую энергию музыки, длительность находится в балансе содержания и, можно сказать, хорошо размеренна (13 мин.) и представляет собой ценное достижение сербского, шведского и европейского музыка XXI века. По крайней мере, мы не смогли найти ничего подобного и ничего сравнимого в современной музыке, которую мы знаем. (отзыв Милорада Маринковича)
Морское кладбище (2008)
[ редактировать ]Одноименное стихотворение Поля Валери вдохновило Живковича на создание пьесы, заказанной и посвященной знаменитому меццо-сопрано Анне Ларссон и камерному ансамблю «Сонанца», давшему ее премьеру. Произведение записано на лейбле "Phono Suecia" среди других произведений шведских композиторов и получило Шведскую премию Грэмми как лучший классический компакт-диск 2009 года.
На страже сердца (2011)
[ редактировать ]Книга «На страже сердца» была написана по заказу Das Klangforum Wien и посвящена ей. Премьеру вел британский дирижер Клемент Пауэр . Произведение представляет собой высшее достижение Живковича в его композиционной технике, сложности и музыкальной доступности. он был награжден премией Гравемейера 2014 года в области музыкальной композиции . За эту работу [ 5 ]
Живкович предлагает утопию новой стабильности и порядка, которую в условиях социального хаоса можно найти только в «антиподе» общества: в индивидууме. Однако «информация» об их собственных глубинах, в которые они якобы спускаются, передается индивидуумам через произведение искусства, феномен, чья онтологическая и феноменологическая основа опирается на институциональную поддержку и социальную активность – иными словами, она проистекает из места. оно занимает в производственной структуре общества. Кроме того, знание «глубины сердца» исходит от композитора, который освоил эту технику и вряд ли будет использовать все эти фантазии, чтобы вывести публику из летаргии и поставить перед ней текущие проблемы. Напротив, устраняя неопределенность, он побуждает нас «спуститься» куда-то, где «вечность» побеждает текущие проблемы, и это место он называет «сердцем» «духовного». Таким образом, Живкович как творец выстраивает образ хранителя традиций, который благодаря своим техническим навыкам преодолевает национальные границы, доказывая «уместность» и «вневременность» своего построения сербского наследия, которое, если оно адекватно опосредованное, продемонстрирует свою ценность близостью к универсальным «истинам». [ 6 ]
Аскетический дискурс (2012)
[ редактировать ]По заказу и посвящению Карине Винке (меццо-сопрано), Новому европейскому ансамблю (Нидерланды) и Кристиану Карлсену (дирижер). Произведение было удостоено премии Мокраньяца 2012 года. Комитет по наградам пишет следующее:
«Аскетический дискурс», кантата для меццо-сопрано и камерного ансамбля, представляет собой щедро оформленную и существенно разнообразную музыку, характеризующуюся разнонаправленной связью как с современными тенденциями, так и с древними, традиционными источниками вдохновения и музыкальной мысли. Текст отца Филимона, взятый из старинного византийского сборника духовных текстов «Добротолюбие», глубоко определил его красочную, нежную, новаторскую и эмоционально-испытанную музыку. Джуро Живкович властно владеет современными композиционными и музыкальными приемами, которые глубоко соответствуют функции его творческой индивидуальности, обладающей законченным эстетическим стилем. «Аскетический дискурс» — это музыкальное произведение, которое делает шаг вперед в новую и аутентичную сербскую и современную европейскую музыку. [ 7 ]
Непрестанные молитвы (2013)
[ редактировать ]Концерт для виолончели с оркестром по заказу Шведского радио. Премьеру дали виолончелистка Ханна Дальквист и дирижер Ши-Ён Сун совместно с Симфоническим оркестром Мальмё . Музыка вдохновлена книгой «Путь странника», русским произведением XIX века, повествующим о путешествии рассказчика в качестве нищего паломника по России во время исполнения Иисусовой молитвы. Музыкальные элементы, которые Живкович включает в концерт: многочисленные повторы, простое пение русского севера, церковные колокола, сирийская православная церковная песня и т. д. Произведение прочно связано с «Аскетическим дискурсом», из которого берет свое начало концерт. Первая часть называется «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» как духовное воспоминание о хоральной прелюдии Баха BWV 639.
Концерт получил премию Лиллы Крист Джонсон в 2019 году от Шведской королевской музыкальной академии.
Мистическая жертва (2016)
[ редактировать ]Часть более крупного страстного проекта для сольного тенора, хора и оркестра; заказано и написано для Королевского оркестра Концертгебау, премьера которого состоялась в апреле 2017 года, с Джеффри Ллойд-Робертсом (тенор), хором Нидерландского радио и Мартином Браббинсом (дирижер). Произведение поется на церковно-славянском языке и основано на православной пасхальной литургии, в которой ключевым моментом является прощение и искупление. «Мистическая жертва» охватывает окончание «страсти» Страстной пятницей и субботой. Живкович планирует завершить всю страстную неделю, включая воскресение.
Bogoluchie (2018)
[ редактировать ]Литургическая драма для сольного голоса, соло-гитары, монашеского хора и большого ансамбля. Произведение выполнено по заказу общества новой музыки KammarmusikNU и посвящено дирижеру Кристиану Карлсену, осуществившему премьеру. В произведении используются различные инструментальные и вокальные типы, включая хор православных монахов, усиленный и с добавленными эффектами акустической гитары (соло), вокальный солист, играющий на ударных инструментах, многочисленные дублирования, включая большое количество колоколообразных инструментов. Идея работы Живковича состоит в том, чтобы создать пространство и время между ритуалом и концертом, чтобы не было регулярных аплодисментов. Премьеру произведения поставил Алекси Барьер . Иерофей прокомментировал концерт такими словами:
Драматический сюжет и мощная композиторская выразительность сделали высокоэмоциональным переживание и созерцание зрителями священных текстов Симеоновских песнопений, которые исполнялись и восхвалялись на греческом, английском и церковнославянском языках вокальной солисткой Кариной Винке и хором монастыря Ковилж. Эта литургическая драма, задуманная прежде всего как музыкально-драматическое произведение, преодолела свои художественные рамки, проникнув порой в сферу истинного церковного богослужения. И о том, что «Боголучье» действительно удалось быть таковым, свидетельствует завершение драмы, закончившейся без обычных аплодисментов. Будучи впечатлены и затронуты чудесным синтезом современных мелодий и древней церковной музыки, во все времена наполнявшей молитвы и проповеди преподобного Симеона, пропитанные покаянием и плачем, но и надеждой вновь увидеть Лик Божий, зрители и слушатели этой литургической и общечеловеческой драмы покидали церковь Нюкиркен в священном молчании, продолжая переживать и проживать ту же драму даже за пределами своего божественного пространства.
Древний режим
[ редактировать ]Древний лад — это композиционная техника, основанная на синтетической гамме под названием «античная гамма», построенная и используемая композитором Джуро Живковичем в своих произведениях с 2004 года. Таким образом, лад — это техника, а гамма — это питч-класс. Первый пример можно найти в его « Сложной прелюдии № 1» для фортепиано соло. Из-за его вибрирующего, красочного звука и того, как Живкович развил его в своей музыке, он назвал его «древним».
Строительство
[ редактировать ]Древняя гамма построена вокруг центрального тона, создавая таким образом «зеркальную» гамму:
Шкала аналогична второму ладу Мессиана , однако древняя гамма имеет девять тонов с плотными полушагами вокруг центрального тона. Центральный тон не является «finalis» и не тоникой, он просто построен таким особым образом.
Масштаб можно транспонировать 12 раз. Для модуляции можно использовать принципы тональной гармоники, такие как диатоническая, хроматическая или энгармоническая модуляция между этими режимами. Самая дальняя модуляция может быть достигнута на расстоянии большой терции (E – Ab – C).
Качество
[ редактировать ]Древняя гамма имеет чрезвычайно разнообразные аккордовые возможности. Он включает в себя множество тональных ассоциаций и может создавать группы, минорные и мажорные аккорды, пентатонику, уменьшенные и увеличенные аккорды, а также почти дополнять мажорную и минорную гамму. По сравнению со всеми ладами, которые можно получить, используя сочетание 7, 8 или 9 тонов в пределах октавы (всех возможных их комбинаций), древний лад имеет наименьшую разностно-тоновую целостность. [ 8 ]
Целостность разностных тонов означает, что древний лад порождает множество разностных тонов вне себя; мы могли бы также сказать, что это феноменологическое богатство референций. Наивысшую целостность разностного тона имеет третий лад Мессиана, который представляет собой противоположную установку: он сильно отсылает к самому себе. В пределах 8 тональных гамм второй Мессиан также имеет низкую разностную целостность. Исследование классов гамм с 7 тонами показывает, что мажор (и родственные ему) имеют наибольшую целостность разностного тона, что противоположно древнему ладу. Таким образом, наименьшая разностная целостность древнего лада может быть причиной его вибрирующего звучания. [ 8 ]
Ancient Mode в музыке Живковича
[ редактировать ]Живкович разработал высокоразвитые методы в рамках Древнего режима (далее АМ) с несколькими поразительными ограничениями. Эти ограничения включают в себя:
- хроматический древний лад
- обратите внимание на движение
- построение аккордов
- масштабная фильтрация
- последовательности аккордов
Награды
[ редактировать ]- Eclat de larme - приз за композицию на первом конкурсе предискусства в Швейцарии, 2005 г.
- Le Cimetière Marin - Шведская премия Грэмми (Grammis) на компакт-диске Sonanza Unheard of Again - 2009
- Аскетический дискурс - Премия Мокраняца, Государственная премия Сербии за лучшее произведение года - 2012 г.
- На страже сердца — Премия Гравемейера за музыкальную композицию , 2014 г.
- Непрестанные молитвы - номинация на премию Фонда принца Пьера Монако - музыкальная композиция, 2015 г.
- Премия Карин Мальмлёф-Форсслингс Шведской королевской музыкальной академии, 2018 г.
- Премия Лиллы Крист Джонсон за непрекращающиеся молитвы Шведской королевской музыкальной академии, 2019 г.
- Премия Общества Сальтё за Цитадель любви , полученная Шведской королевской музыкальной академией, 2020 г.
- Премия шведских музыкальных издателей за Цитадель любви , полученная шведскими музыкальными издателями, 2021 г.
Другие гранты
[ редактировать ]- Общество исполнительских прав, Швеция
- Комитет по художественным грантам, Швеция
- Институт Ирино, Япония
- Королевская музыкальная академия, Швеция
- Пятилетний композиторский грант (2014–18) от Konstnärsnämnden, Швеция.
Деятельность
[ редактировать ]- Лекция в Музыкальной школе Питео Технологического университета Лулео (Швеция) 2021.
- Семинар и мастер-классы в Музыкальной школе Гётеборгского университета (Швеция) 2019
- Лекция в Манхэттенской музыкальной школе (США) 2017 г.
- Мастер-классы в Mise-En Space в Нью-Йорке (США) 2017г.
- Лекция в Музыкальной школе Чикагского университета (США) 2017 г.
- Лекция в Королевском музыкальном колледже Стокгольма (Швеция) 2015, 2021 гг.
- Лекция в обществе композиторов (Сербия) 2015 г.
- Член жюри конкурса оперной оперы «5 минут» на Музыкальной биеннале в Загребе (Хорватия) 2015 г.
- Семинар и мастер-классы в Музыкальной школе Университета Луисвилля (США) 2014 г.
- Семинар и мастер-классы в Музыкальной Академии Университета Ингесунд Карлстад (Швеция) 2014 г.
- Член жюри премии Гравемейера в области музыкальной композиции (США) 2014 г.
- Лекция в Институте Ирино (Япония) 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Модели интуиции – ТОЧКА» . point.kug.ac.at . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ админ (декабрь 2013 г.). «Живкович получает музыкальную премию Гравемейера – Grawemeyer Awards» . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ «Дьюро Живкович | Ассоциация композиторов Сербии» . композиторы.рс . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ «Десять новых участников» . Королевский Музыкальная академия . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ «Живкович получает музыкальную премию Гравемейера – Grawemeyer Awards» . Декабрь 2013.
- ^ Отрывок из: М. Милойкович: Новый звук: Международный музыкальный журнал; 2012, выпуск 39, стр. 81.
- ^ Премия Стевана Мокраньяца композитору Журе Живковичу композиторы.rs
- ^ Jump up to: а б Живкович, Джуро; Майер, Дэниел; Нирхаус, Герхард (2015), Нирхаус, Герхард (редактор), «Дьюро Живкович/Различные тона» , Модели интуиции , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 231–255, номер домена : 10.1007/978-94-017-9561-6_11 , ISBN. 978-94-017-9560-9 , получено 27 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1975 года рождения
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Живые люди
- Выпускники Королевского музыкального колледжа Стокгольма
- Сербские классические скрипачи
- Сербские классические альтисты
- Сербские композиторы
- Шведские композиторы-классики
- Шведские композиторы-классики мужского пола
- Шведские классические скрипачи
- Мужские классические скрипачи
- Шведские классические альтисты
- Классические скрипачи XXI века
- Шведские музыканты-мужчины 20-го века
- Шведские музыканты-мужчины XXI века
- Альты 20-го века
- Альты 21 века