Тени Земли
Maan varjot ( «Тени Земли ») — произведение для органа соло с оркестром финского композитора Кайи Саариахо . Работа была выполнена по совместному заказу Монреальского симфонического оркестра , Национального оркестра Лиона , Центра Саутбэнк и Филармонического оркестра . Впервые оно было исполнено в Монреале 29 мая 2014 года органистом Оливье Латри и Монреальским симфоническим оркестром под управлением Кента Нагано . [ 1 ]
Состав
[ редактировать ]Маан варджот длится около 15 минут и состоит из трех пронумерованных частей . Саариахо описал работу в примечаниях к партитурной программе, написав:
Орган и оркестр соседствуют друг с другом как два богатых и мощных «инструмента» с несколькими общими факторами, которые позволяют легко создавать связи между ними. Но больше, чем общие черты, меня интересуют аспекты, которые разделяют инструменты и придают им особую индивидуальность. Например, оркестр обладает большой гибкостью, обусловленной способностью создавать микротональности, глиссандо, богатые текстуры с инструментальными шумами или деликатную многослойную динамику. С другой стороны, орган способен воспроизводить богатые и очень точные текстуры, контролируемые только одним музыкантом, а также длинные устойчивые ноты без ограничений дыхания или длины смычка. В отличие от некоторых других инструментов, органу не нужно бороться, чтобы подняться над оркестром; он может сделать это в любое время, без особых усилий. Но мне не хотелось устраивать дуэль децибел, и я не считаю это произведение органным концертом. Скорее, это произведение с ярко выраженной сольной органной партией, своего рода плодотворное и вдохновляющее общение, в котором две сильные, но цивилизованные личности могут сосуществовать, не слишком борясь за место под солнцем. [ 1 ]
Название пьесы взято из стихотворения Перси Биши Шелли 1821 года «Адонаис» (элегии Джону Китсу ) и было выбрано в память об отце композитора. [ 1 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение исполнено для органа соло и оркестра в составе пикколо , двух флейт (2-я двойная альтовая флейта ), двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов , кларнета ми-бемоль , двух фаготов , четырех валторн , двух труб , трех тромбонов , тубы , литавры , три перкуссиониста, арфа и струнные . [ 1 ]
Прием
[ редактировать ]Маан варджот получил положительные отзывы музыкальных критиков. Марк Свед из Los Angeles Times писал: «Возможно, это не совсем возвращение к ее органным корням, но электрическая энергия, которую она привносит в тембр органа, а также в оркестр, является напоминанием не только о том, где откуда она родом, но и то, как далеко она зашла». Он добавил: «Центральная часть содержала самые земные цвета, серые и коричневые оттенки металлических элементов и почвы. Пышная мелодия обрела голос. Но в финальной части снова поднялось сияние, мираж звуковых эффектов». [ 2 ] Ханна Непил из Financial Times также похвалила эту статью, написав: « Маан варджот — это утонченный пример работы Саариахо; его мерцающие текстуры и скользящие гармонии, кажется, пришли из галактики, далеко за пределами нашей, вызывая в памяти ряд кинематографических изображений. части, мы могли бы оказаться на дне океана, в мире ряби, загадочных форм и теней. Затем мы поднимаемся на воздух, чтобы услышать то, что звучит так, как будто части пропущены Мессиана Симфонии Турангалилы через блендер. орган издал настоящий рев, момент, который Латри смаковал». [ 3 ] Джим Фарбер из San Francisco Classical Voice назвал его «превосходным примером» музыки Саариахо, заявив: «Иногда орган сливается с оркестровой тканью, создавая грохочущее, пульсирующее, рычащее присутствие. он разражается взрывными крещендо полноголосой силы, вызывая тектонические сдвиги в оркестровом ландшафте». [ 4 ]
Напротив, Эндрю Клементс из The Guardian назвал произведение «любопытным произведением» и заметил: «Три части то появляются, то теряются в фокусе, а соло, кажется, отсылает к столетнему органному репертуару от Франка через Регера до Мессиан и Лангле . Даже клиническая акустика Фестивального зала не могла по-настоящему решить меняющуюся звучность вступительной части, а двусмысленность между микротональным письмом оркестра и хорошо темперированными звуками органа на самом деле не ощущается. они должны». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Саариахо, Кайя (2013). «Тени Земли» . G. Schirmer Inc. Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Швед, Марк (27 октября 2014 г.). «Обзор Блестящее начало резидентуры Эсы-Пекки Салонена в Лос-Анджелесе Phil» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Непил, Ханна (29 июня 2014 г.). «Филармонический оркестр/Салонен, Королевский фестивальный зал, Лондон – обзор» . Файнэншл Таймс . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Фарбер, Джим (25 октября 2014 г.). Премьера "Earth Shadows Pipes" в Лос-Анджелесе Phil . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Клементс, Эндрю (27 июня 2014 г.). «Обзор Филармонии/Салонена – любопытный Саариахо и равнодушный Сибелиус» . Хранитель . Проверено 15 января 2016 г.