Матьяш Зайбер

Матьяш Зайбер | |
---|---|
Рожденный | 4 мая 1905 г. |
Умер | 24 сентября 1960 г. |
Гражданство | Венгрия Великобритания |
Занятие | Композитор |
Матьяш Дьёрдь Зайбер (англ.) Венгерский: [ˈmaːcaːʃ ˈʃaibɛr] , [ 1 ] иногда называют Маттисом Сейбером ; 4 мая 1905 — 24 сентября 1960) — британский композитор венгерского происхождения, живший и работавший в Великобритании с 1935 года. Его творчество соединило множество разнообразных музыкальных влияний, от венгерской традиции Бартока и Кодая до Шенберга и серийной музыки , до джаза, народных песен и легкой музыки.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Зайбер родился в Будапеште. Его мать, Берта Патай, была известной пианисткой и педагогом, поэтому молодой Зайбер сначала приобрел значительные навыки игры на этом инструменте. В десять лет он начал учиться играть на виолончели. После посещения гимназии, где он считался «выдающимся» по математике и латыни согласно альманахам Музыкальной академии Ференца Листа , он изучал игру на виолончели и композицию с 1918 по 1925 год, а также композицию у Золтана Кодая с 1921 по 1925 год. Для получения степени он написал струнный квартет № 1 (ля минор). Произведения, написанные в это время, такие как Серенада для шести духовых инструментов 1925 года, показывают, что он сочетает традиционные венгерские народные мелодии с формами западной художественной музыки. [ 2 ] Зайбер представил свою «Серенаду» на конкурс композиции в Будапеште вскоре после его завершения. Когда произведение не выиграло, несмотря на настойчивость члена жюри Белы Бартока в его превосходстве над конкурентами, знаменитый композитор в знак протеста покинул жюри. [ 3 ] Зайбер совершил поездку по Венгрии с Золтаном Кодаем, собирая народные песни и опираясь на исследования Кодая и Белы Бартока. Он также проявил интерес к средневековому простому пению .
Карьера
[ редактировать ]В 1925 году Зайбер принял должность преподавателя в частной музыкальной школе. В 1926 году он устроился играть на виолончели в оркестре корабля, направлявшегося в Северную и Южную Америку. Здесь он познакомился с джазом .
В 1928 году он стал директором джазового факультета консерватории Хоха во Франкфурте, которая открыла первые в мире курсы академического джаза. [ 4 ] [ 5 ] Его учебник Schule für Jazz-Schlagzeug был написан в 1929 году как практическое изложение его теоретических требований. Две его очень важные статьи были опубликованы в журнале Melos : «Jazz als Erziehungsmittel» (1928) и «Jazz-Instrumente, Jazz-Klang und Neue Musik» (1930). джазовое отделение было закрыто нацистами , После того, как в апреле 1933 года Зайбер покинул Германию. Он вернулся в Венгрию, но не поселился там.
Зайбер эмигрировал в Англию в 1935 году и поселился в Лондоне. Он стал гражданином Великобритании только после войны. [ 6 ] Зайбер в частном порядке преподавал композицию и игру на виолончели, работая консультантом в дочерней компании Schott Music в Лондоне и сочиняя музыку для фильмов. Майкл Типпет пригласил его стать профессором композиции в Морли-колледже в Лондоне, и с 1942 года он работал там штатным сотрудником; он стал преподавателем композиции , музыкальной эстетики и теории музыки. Среди его многочисленных учеников были Дон Бэнкс , Джон Экстон , Питер Расин Фрикер , Алан Гиббс, [ 7 ] Энтони Гилберт , Стэнли Глассер , Майкл Граубарт , Барри Грей , Карел Яновицкий , Ингвар Лидхольм , Малкольм Липкин , Дэвид Ламсдейн , Джон Маккарти , Джон Майер , Энтони Милнер , Питер Шэт , Уолли Стотт (который позже стал Анджелой Морли ) и Хью Вуд . В этот период он создал и обучил свой хор Dorian Singers.
Его дружба и рабочие объединения охватывали многих солистов, в том числе Тибора Варгу , Денниса Брэйна , Норберта Брэйнина , гитаристов Джулиана Брима и Джона Уильямса , перкуссиониста Джимми Блейдса , фолк-певца Берта Ллойда , Макса Ростала и тенора Питера Пирса . [ 8 ]
Он был одним из основателей Общества содействия новой музыке , активно продвигая новую музыку на протяжении всей своей жизни.
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1946 году Зайбер женился на современной танцовщице Лилле Бауэр (1912–2011), еще одной венгерской эмигрантке. [ 9 ] [ 10 ] Она преподавала в Голдсмитском колледже в Лондоне. Они переехали из Лондона в Катерхэм -Суррей в 1949 году. У них осталась дочь Джулия Сейбер Бойд. [ 11 ]
В 1960 году Зайбера пригласили провести лекционный тур в Южную Африку, но он погиб там, в национальном парке Крюгера, в результате автомобильной катастрофы. Кодай посвятил свое хоровое произведение под названием Media vita in morte sumus памяти своего бывшего ученика.
Музыка
[ редактировать ]Музыка Зайбера эклектична по стилю, демонстрируя влияние Бартока , Кодая , Шёнберга , сериализма , джаза и венгерской народной песни, а его произведения включают фильмы и легкую музыку. [ 12 ] Часто в отдельных произведениях используется комбинация этих влияний. Например, две Jazzolettes для духовых и ударных инструментов (1929 и 1932 годы, написанные во Франкфурте) широко используют джазовые эффекты и ритмы, которые смещают тактовые линии, но также демонстрируют его первые исследования техники двенадцати нот. Его концертная фантазия военного времени для скрипки с оркестром, премьера которой состоялась в 1945 году и записанная Андре Гертлером , а также более поздняя работа Permutationi a Cinque (1948) для духового ансамбля, иллюстрируют очень свободное использование Зайбером сериализма. [ 13 ] Permutationi a Cinque явно использует перестановки мотивов, которые в конечном итоге объединяются, образуя серию из двенадцати тонов, но все это сделано с легкостью и юмором. [ 2 ]
Вокальное творчество Зайбера включает крупномасштабную кантату « Улисс» (1947) на слова Джеймса Джойса , еще одно произведение, связанное с Джойсом, « Три фрагмента из «Портрета художника в юности»» и хоровые обработки венгерских и югославских народных песен. Он также написал одну оперу « Ева говорила с Пуппеном» (1934). [ 14 ] и балет «Приглашение» . Другие произведения включают две оркестровые сюиты Бесардо , [ 13 ] Концертино для кларнета, три струнных квартета и партитуры к анимационным фильмам производства Halas & Batchelor , включая «Скотный двор» (1954). [ 15 ] Большая Соната для скрипки и фортепиано, созданная по заказу Челтнемского фестиваля, была завершена незадолго до его смерти в 1960 году.
Две комические оперы, «Палаги Пекек» и «Балатон» , были написаны для венгерского театра в Лондоне «Londoni Pódium». «Паладьи Пекек » (либретто, Дьёрдь Майкс) (1943) был первым совместным произведением Матьяша Зайбера и Джорджа Майкса . «Балатон » (либретто, Дьёрдь Микеш) (1944), как сообщил Джордж Микеш , транслировался во время войны на BBC, а после окончания войны даже добрался до Будапешта. [ 16 ] Действие шотландского «поэта и трагика» Уильяма МакГонагалла произведения «Знаменитый тайский кит» было написано для второго музыкального фестиваля Джерарда Хоффнунга в 1958 году.
Зайбер использовал псевдоним для своих джазовых произведений и популярной музыки: GS Mathis или George Mathis (перестановка его имени с использованием англизированных форм). [ 17 ] В 1957 году он был награжден премией Ivor Novello за лучшую песню в музыкальном и текстовом плане за песню «By the Fountains of Rome», которая стала хитом того года в британских чартах синглов и вошла в двадцатку лучших. (Слова написал Норман Ньюэлл , а исполнил Дэвид Хьюз ). [ 18 ]
Композиции (выбрано)
[ редактировать ]Композиции Зайбера в Schott Music [ 19 ] и Британская библиотека. [ 20 ]
Оркестровый
[ редактировать ]- Симфониетта для струнного оркестра (1925/1964) (из струнного квартета № 1, в переложении для струнного оркестра Антала Дорати ; Шотта)
- Бесардо-Сюита № 1 (1940)
- Бесардо-Сюита № 2 для струнных (1942; 14 мин.; Шотт; БЛ)
- Концертная фантазия для скрипки и струнного оркестра (1943; 17 мин.; Ars Viva Verlag, Майнц; Шотт; BL)
- Notturno для валторны и струнного оркестра (1944) (8,5 мин.; Шотт; БЛ)
- Концертино для кларнета и струнного оркестра (1951; 15 мин.; Шотт)
- Элегия для альта и малого оркестра (1954; 8 мин.; Шотт)
- Тре Пецци для виолончели с оркестром (1957; 20 мин.; Шотт; БЛ)
- Импровизации для джаз-бэнда и оркестра (с Джоном Данкуортом) (1959; 10 мин.; Шотт; БЛ)
Инструментальная и камерная музыка
[ редактировать ]- Дивертисмент для кларнета и струнного квартета (1925; Шотт)
- Серенада для шести духовых инструментов (1925; Вильгельм Хансен, Копенгаген; БЛ)
- Струнный квартет № 1 (1925; 18 мин.; БЛ)
- Две джазолетты для двух саксофонов, трубы, тромбона, фортепиано, баса и ударных (1929 и 1932; Вильгельм Хансен, Копенгаген; БЛ)
- Струнный квартет № 2 (1935; 22 мин.; БЛ)
- Соната да Камера (ок. 1948, 15 мин.)
- Струнный квартет № 3, Лирический квартет (1951; 23 мин.; Шотт; БЛ)
- Концертная пьеса для скрипки и фортепиано (1954; 8 мин.; Шотт; БЛ)
- Фантазия для флейты, валторны и струнного квартета (1956; Edizioni Suvini Zerboni, Милан)
- Permutazioni a Cinque для духового квинтета (1958; 6,5 мин.; Шотт; БЛ)
- Соната для скрипки и фортепиано (1960; 20 мин.; Шотт; БЛ)
- Интродукция и Аллегро , первоначально для виолончели и аккордеона, в переложении для кларнета, виолончели и фортепиано (Шотт) [ 21 ]
Вокальные работы с оркестром
[ редактировать ]- «Улисс» , кантата для тенора, смешанного хора и оркестра (1947; 45 мин.; Шотт; БЛ)
- Кантата Светская: Времена года для смешанного хора и оркестра (текст из Кармина Бурана ) (1949-1952; 20 мин.; Шотт; БЛ)
- Три фрагмента из «Портрета художника в юности» Джеймса Джойса: камерная кантата для оратора, смешанного хора и инструментального ансамбля (18 мин.; Шотт; БЛ)
Хоровая музыка а капелла
[ редактировать ]- Мисса Бревис (1924, переработка 1950; 14 минут; Карвен; BL)
- Три бессмысленные песни (слова Эдварда Лира; 1956)
Песни для сольного голоса/хора и сопровождения
[ редактировать ]- Три песни Моргенштерна (1929) для голоса и кларнета
- «К поэзии» для голоса и фортепиано (1952; 18 мин.; БЛ)
- Знаменитый тайский кит (текст Уильяма МакГонагалла) (BL)
- Четыре греческие народные песни для высокого голоса и струнного оркестра или струнного квартета (11 мин.; Шотт)
- Четыре французские народные песни для высокого голоса и гитары (7 мин.; Шотт)
- Четыре средневековые французские песни для голоса, виолы д'амур (или альта), виолы да гамба (или виолончели) и гитары (Шотт)
- Песни Петефи (4 венгерские народные песни) (12 мин.)
- Смешанный хор югославских народных песен (SATB) а капелла (Boosey & Hawkes / Schott)
- Три венгерские народные песни
- Сова и кошечка (1957) для голоса и фортепиано (Шотт)
Сцена/балет
[ редактировать ]- Ева играет в куклы (1934)
- Приглашение для оркестра (1960; Шотт, БЛ)
Распоряжения
[ редактировать ]Композиции и аранжировки Зайбера под именем GS Mathis и GB Mathis. [ 22 ]
- Осенняя мелодия - Рэпли, Фелтон. Аранжировка Г.С. Матиса (1938; BL)
- Деревенский каприз - Смит, Эрик Артур. Аранжировка Г.С. Матиса (1938; BL)
- Танец карликов - Смит, Эрик Артур. Аранжировка Г.С. Матиса (1939; BL)
- Легкие танцы - Сборник новых танцевальных ритмов в аранжировке для фортепианного аккордеона Г.С. Матиса (1937; BL)
- Цыганское рондо Гайдна - Гайдн, Йозеф. Переложение для аккордеона Г.С. Матиса (БЛ)
- Менуэт ре мажор - Моцарт, Вольфганг Амадей. Переложение для фортепианного аккордеона Г.С. Матиса (БЛ)
- Ноктюрн ми-бемоль - Шопен, Фредерик. Аранжировка для фортепианного аккордеона Г.Б. Матиса (BL)
- Выбор – Леонкавалло, Руджеро. Аранжировка (для оркестра фортепиано-аккордеона) Г.С. Матиса (БЛ)
- Севильский цирюльник - Россини, Джоаккино. Аранжировка увертюры (для оркестра аккордеона) в упрощенной форме Г.С. Матиса в 3-х частях, с дополнительными партиями баса и ударных (BL)
- Турецкий марш - Моцарт, Вольфганг Амадей. Переложение для фортепианного аккордеона Г.С. Матиса (БЛ)
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Фигурная голова (1952, короткометражный фильм)
- Подделка (1953)
- Скотный двор (1954)
- Бриллиант (1954)
- Город, похожий на Алису (1956)
- Ограбление под оружием (1957)
- Погоня за кривой тенью (1958)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Матиас Зайбер: Биография — Классический кот» .
- ^ Jump up to: а б Матьяс Зайбер - Путешественник между мирами , Концерт Королевского музыкального колледжа, 11 ноября 2020 г.
- ^ «Матьяс Зайбер — путешественник между мирами» .
- ^ «На самом деле это была первая академическая программа по изучению джаза в мире». Кэтрин Смит Бауэрс, «Восток встречается с Западом. Вклад Матьяша Зайбера в джаз в Германии». Джаз и немцы (редактор Майкла Дж. Баддса), Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press, 2002, ISBN 978-1576470725 , С. 122.
- ^ См. Статью и ссылки здесь: Хронология джазового образования.
- ^ Флориан Шединг (18 сентября 2017 г.). «Проблематические тенденции: композиторы-эмигранты в Лондоне, 1933–1945» . п. 253 . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Биография | Матьяш Зайбер Траст» .
- ^ «Шотт Мьюзик» .
- ^ «Биография | Матьяш Зайбер Траст» .
- ^ Лилла Бауэр, Национальная портретная галерея
- ^ «Джулия Сейбер Бойд» .
- ^ Вуд, Хью и Кук, Мервин. «Сейбер, Матьяш (Дьёрдь)» в Grove Music Online
- ^ Jump up to: а б «Зайбер: Оркестровые произведения». Hanssler HC21043 (2021 г.), рецензия на MusicWeb International
- ^ Оперное стекло
- ↑ Столетие Сейбера: 2005 г. и далее, Джулия Сейбер Бойд Интернет-журнал ICSM, 9 августа 2005 г.
- ^ Фэрклаф, Полина (17 февраля 2016 г.). Музыка и политика двадцатого века: Очерки памяти Нила Эдмундса под редакцией Полины Фэйркло, стр. 226, 222, 225 . Рутледж. ISBN 9781317005803 .
- ^ https://bll01.primo.exlibrisgroup.com/discovery/search?query=any,contains,G.%20S.%20Mathis&tab=LibraryCatalog&search_scope=Not_BL_Suppress&vid=44BL_INST:BLL01&lang=en&offset=0 [ только URL ]
- ^ Сейбер Бойд, Джулия. «Столетие Зайбера: 2005 и последующие годы» , «Подавленная музыка» , 9 августа 2005 г.
- ^ «Результаты поиска по запросу: 'Mátyás%20%20Seiber' » .
- ^ https://bll01.primo.exlibrisgroup.com/discovery/search?query=any,contains,Mátyás%20Seiber&tab=LibraryCatalog&search_scope=Not_BL_Suppress&vid=44BL_INST:BLL01&lang=en&offset=0 [ только URL ]
- ^ Записано на Adrift , Delphine Trio, TRPTK TTK0113 (2024).
- ^ https://bll01.primo.exlibrisgroup.com/discovery/search?query=any,contains,G.%20S.%20Mathis&tab=LibraryCatalog&search_scope=Not_BL_Suppress&vid=44BL_INST:BLL01&lang=en&offset=0 [ только URL ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Волосы, Грэм . « Импровизации Матьяса Зайбера для джаз-бэнда и симфонического оркестра ». Веб-сайт n -ISM (Сеть междисциплинарных исследований в области науки, технологий и музыки) (по состоянию на 26 января 2019 г.).
- Кароли, Отто . Современная британская музыка: Второй британский музыкальный ренессанс, от Элгара до П. Максвелла Дэвиса . Associated University Press, 1994.
- Лич, Джеральд. Профили британских композиторов. Биографический словарь и хронология бывших британских композиторов 1800–1979 годов . Британское музыкальное общество, 1980.
- Лайман, Дэррил. Великие евреи в музыке . Джей Ди Паблишерс, 1986.
- Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove , Лондон: Macmillan Publishers, 1980.
- Список композиторов-эмигрантов в Великобритании
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Матьяш Зайбер на IMDb
- Онлайн-записи музыки Матьяша Зайбера (Британская библиотека)
- Веб-сайт столетия Матьяша Зайбера, 2005 г.
- Ранний прием джаза в Германии: Матьяш Зайбер и джазовый оркестр консерватории Хоха в радиозаписи 1931 года.
- Первый урок теории джаза в консерватории Хоха во Франкфурте, Германия.
- 1905 рождений
- 1960 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Британские композиторы музыки к фильмам
- Британские композиторы-мужчины к фильмам
- Венгерские композиторы музыки к фильмам
- Композиторы музыки к анимационным фильмам
- Британские композиторы-классики
- Венгерские композиторы-классики
- Венгерские композиторы-мужчины-классики
- Собиратели венгерских народных песен.
- Венгерские евреи
- Британские джазовые композиторы
- Британские джазовые композиторы-мужчины
- Еврейские композиторы-классики
- Британские оперные композиторы
- Венгерские оперные композиторы
- Британские оперные композиторы-мужчины
- Британские композиторы балета
- Композиторы из Будапешта
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий в Южной Африке
- Британские композиторы XX века
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Венгерские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Евреи, иммигрировавшие в Великобританию, спасаясь от нацизма