Jump to content

Матьяш Зайбер

Матьяш Зайбер

Матьяш Зайбер
Рожденный 4 мая 1905 г.
Умер 24 сентября 1960 г.
Гражданство Венгрия
Великобритания
Занятие Композитор

Матьяш Дьёрдь Зайбер (англ.) Венгерский: [ˈmaːcaːʃ ˈʃaibɛr] , [ 1 ] иногда называют Маттисом Сейбером ; 4 мая 1905 — 24 сентября 1960) — британский композитор венгерского происхождения, живший и работавший в Великобритании с 1935 года. Его творчество соединило множество разнообразных музыкальных влияний, от венгерской традиции Бартока и Кодая до Шенберга и серийной музыки , до джаза, народных песен и легкой музыки.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Зайбер родился в Будапеште. Его мать, Берта Патай, была известной пианисткой и педагогом, поэтому молодой Зайбер сначала приобрел значительные навыки игры на этом инструменте. В десять лет он начал учиться играть на виолончели. После посещения гимназии, где он считался «выдающимся» по математике и латыни согласно альманахам Музыкальной академии Ференца Листа , он изучал игру на виолончели и композицию с 1918 по 1925 год, а также композицию у Золтана Кодая с 1921 по 1925 год. Для получения степени он написал струнный квартет № 1 (ля минор). Произведения, написанные в это время, такие как Серенада для шести духовых инструментов 1925 года, показывают, что он сочетает традиционные венгерские народные мелодии с формами западной художественной музыки. [ 2 ] Зайбер представил свою «Серенаду» на конкурс композиции в Будапеште вскоре после его завершения. Когда произведение не выиграло, несмотря на настойчивость члена жюри Белы Бартока в его превосходстве над конкурентами, знаменитый композитор в знак протеста покинул жюри. [ 3 ] Зайбер совершил поездку по Венгрии с Золтаном Кодаем, собирая народные песни и опираясь на исследования Кодая и Белы Бартока. Он также проявил интерес к средневековому простому пению .

В 1925 году Зайбер принял должность преподавателя в частной музыкальной школе. В 1926 году он устроился играть на виолончели в оркестре корабля, направлявшегося в Северную и Южную Америку. Здесь он познакомился с джазом .

В 1928 году он стал директором джазового факультета консерватории Хоха во Франкфурте, которая открыла первые в мире курсы академического джаза. [ 4 ] [ 5 ] Его учебник Schule für Jazz-Schlagzeug был написан в 1929 году как практическое изложение его теоретических требований. Две его очень важные статьи были опубликованы в журнале Melos : «Jazz als Erziehungsmittel» (1928) и «Jazz-Instrumente, Jazz-Klang und Neue Musik» (1930). джазовое отделение было закрыто нацистами , После того, как в апреле 1933 года Зайбер покинул Германию. Он вернулся в Венгрию, но не поселился там.

Зайбер эмигрировал в Англию в 1935 году и поселился в Лондоне. Он стал гражданином Великобритании только после войны. [ 6 ] Зайбер в частном порядке преподавал композицию и игру на виолончели, работая консультантом в дочерней компании Schott Music в Лондоне и сочиняя музыку для фильмов. Майкл Типпет пригласил его стать профессором композиции в Морли-колледже в Лондоне, и с 1942 года он работал там штатным сотрудником; он стал преподавателем композиции , музыкальной эстетики и теории музыки. Среди его многочисленных учеников были Дон Бэнкс , Джон Экстон , Питер Расин Фрикер , Алан Гиббс, [ 7 ] Энтони Гилберт , Стэнли Глассер , Майкл Граубарт , Барри Грей , Карел Яновицкий , Ингвар Лидхольм , Малкольм Липкин , Дэвид Ламсдейн , Джон Маккарти , Джон Майер , Энтони Милнер , Питер Шэт , Уолли Стотт (который позже стал Анджелой Морли ) и Хью Вуд . В этот период он создал и обучил свой хор Dorian Singers.

Его дружба и рабочие объединения охватывали многих солистов, в том числе Тибора Варгу , Денниса Брэйна , Норберта Брэйнина , гитаристов Джулиана Брима и Джона Уильямса , перкуссиониста Джимми Блейдса , фолк-певца Берта Ллойда , Макса Ростала и тенора Питера Пирса . [ 8 ]

Он был одним из основателей Общества содействия новой музыке , активно продвигая новую музыку на протяжении всей своей жизни.

Личная жизнь

[ редактировать ]

В 1946 году Зайбер женился на современной танцовщице Лилле Бауэр (1912–2011), еще одной венгерской эмигрантке. [ 9 ] [ 10 ] Она преподавала в Голдсмитском колледже в Лондоне. Они переехали из Лондона в Катерхэм -Суррей в 1949 году. У них осталась дочь Джулия Сейбер Бойд. [ 11 ]

В 1960 году Зайбера пригласили провести лекционный тур в Южную Африку, но он погиб там, в национальном парке Крюгера, в результате автомобильной катастрофы. Кодай посвятил свое хоровое произведение под названием Media vita in morte sumus памяти своего бывшего ученика.

Музыка Зайбера эклектична по стилю, демонстрируя влияние Бартока , Кодая , Шёнберга , сериализма , джаза и венгерской народной песни, а его произведения включают фильмы и легкую музыку. [ 12 ] Часто в отдельных произведениях используется комбинация этих влияний. Например, две Jazzolettes для духовых и ударных инструментов (1929 и 1932 годы, написанные во Франкфурте) широко используют джазовые эффекты и ритмы, которые смещают тактовые линии, но также демонстрируют его первые исследования техники двенадцати нот. Его концертная фантазия военного времени для скрипки с оркестром, премьера которой состоялась в 1945 году и записанная Андре Гертлером , а также более поздняя работа Permutationi a Cinque (1948) для духового ансамбля, иллюстрируют очень свободное использование Зайбером сериализма. [ 13 ] Permutationi a Cinque явно использует перестановки мотивов, которые в конечном итоге объединяются, образуя серию из двенадцати тонов, но все это сделано с легкостью и юмором. [ 2 ]

Вокальное творчество Зайбера включает крупномасштабную кантату « Улисс» (1947) на слова Джеймса Джойса , еще одно произведение, связанное с Джойсом, « Три фрагмента из «Портрета художника в юности»» и хоровые обработки венгерских и югославских народных песен. Он также написал одну оперу « Ева говорила с Пуппеном» (1934). [ 14 ] и балет «Приглашение» . Другие произведения включают две оркестровые сюиты Бесардо , [ 13 ] Концертино для кларнета, три струнных квартета и партитуры к анимационным фильмам производства Halas & Batchelor , включая «Скотный двор» (1954). [ 15 ] Большая Соната для скрипки и фортепиано, созданная по заказу Челтнемского фестиваля, была завершена незадолго до его смерти в 1960 году.

Две комические оперы, «Палаги Пекек» и «Балатон» , были написаны для венгерского театра в Лондоне «Londoni Pódium». «Паладьи Пекек » (либретто, Дьёрдь Майкс) (1943) был первым совместным произведением Матьяша Зайбера и Джорджа Майкса . «Балатон » (либретто, Дьёрдь Микеш) (1944), как сообщил Джордж Микеш , транслировался во время войны на BBC, а после окончания войны даже добрался до Будапешта. [ 16 ] Действие шотландского «поэта и трагика» Уильяма МакГонагалла произведения «Знаменитый тайский кит» было написано для второго музыкального фестиваля Джерарда Хоффнунга в 1958 году.

Зайбер использовал псевдоним для своих джазовых произведений и популярной музыки: GS Mathis или George Mathis (перестановка его имени с использованием англизированных форм). [ 17 ] В 1957 году он был награжден премией Ivor Novello за лучшую песню в музыкальном и текстовом плане за песню «By the Fountains of Rome», которая стала хитом того года в британских чартах синглов и вошла в двадцатку лучших. (Слова написал Норман Ньюэлл , а исполнил Дэвид Хьюз ). [ 18 ]

Композиции (выбрано)

[ редактировать ]

Композиции Зайбера в Schott Music [ 19 ] и Британская библиотека. [ 20 ]

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Симфониетта для струнного оркестра (1925/1964) (из струнного квартета № 1, в переложении для струнного оркестра Антала Дорати ; Шотта)
  • Бесардо-Сюита № 1 (1940)
  • Бесардо-Сюита № 2 для струнных (1942; 14 мин.; Шотт; БЛ)
  • Концертная фантазия для скрипки и струнного оркестра (1943; 17 мин.; Ars Viva Verlag, Майнц; Шотт; BL)
  • Notturno для валторны и струнного оркестра (1944) (8,5 мин.; Шотт; БЛ)
  • Концертино для кларнета и струнного оркестра (1951; 15 мин.; Шотт)
  • Элегия для альта и малого оркестра (1954; 8 мин.; Шотт)
  • Тре Пецци для виолончели с оркестром (1957; 20 мин.; Шотт; БЛ)
  • Импровизации для джаз-бэнда и оркестра (с Джоном Данкуортом) (1959; 10 мин.; Шотт; БЛ)

Инструментальная и камерная музыка

[ редактировать ]
  • Дивертисмент для кларнета и струнного квартета (1925; Шотт)
  • Серенада для шести духовых инструментов (1925; Вильгельм Хансен, Копенгаген; БЛ)
  • Струнный квартет № 1 (1925; 18 мин.; БЛ)
  • Две джазолетты для двух саксофонов, трубы, тромбона, фортепиано, баса и ударных (1929 и 1932; Вильгельм Хансен, Копенгаген; БЛ)
  • Струнный квартет № 2 (1935; 22 мин.; БЛ)
  • Соната да Камера (ок. 1948, 15 мин.)
  • Струнный квартет № 3, Лирический квартет (1951; 23 мин.; Шотт; БЛ)
  • Концертная пьеса для скрипки и фортепиано (1954; 8 мин.; Шотт; БЛ)
  • Фантазия для флейты, валторны и струнного квартета (1956; Edizioni Suvini Zerboni, Милан)
  • Permutazioni a Cinque для духового квинтета (1958; 6,5 мин.; Шотт; БЛ)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1960; 20 мин.; Шотт; БЛ)
  • Интродукция и Аллегро , первоначально для виолончели и аккордеона, в переложении для кларнета, виолончели и фортепиано (Шотт) [ 21 ]

Вокальные работы с оркестром

[ редактировать ]
  • «Улисс» , кантата для тенора, смешанного хора и оркестра (1947; 45 мин.; Шотт; БЛ)
  • Кантата Светская: Времена года для смешанного хора и оркестра (текст из Кармина Бурана ) (1949-1952; 20 мин.; Шотт; БЛ)
  • Три фрагмента из «Портрета художника в юности» Джеймса Джойса: камерная кантата для оратора, смешанного хора и инструментального ансамбля (18 мин.; Шотт; БЛ)

Хоровая музыка а капелла

[ редактировать ]
  • Мисса Бревис (1924, переработка 1950; 14 минут; Карвен; BL)
  • Три бессмысленные песни (слова Эдварда Лира; 1956)

Песни для сольного голоса/хора и сопровождения

[ редактировать ]
  • Три песни Моргенштерна (1929) для голоса и кларнета
  • «К поэзии» для голоса и фортепиано (1952; 18 мин.; БЛ)
  • Знаменитый тайский кит (текст Уильяма МакГонагалла) (BL)
  • Четыре греческие народные песни для высокого голоса и струнного оркестра или струнного квартета (11 мин.; Шотт)
  • Четыре французские народные песни для высокого голоса и гитары (7 мин.; Шотт)
  • Четыре средневековые французские песни для голоса, виолы д'амур (или альта), виолы да гамба (или виолончели) и гитары (Шотт)
  • Песни Петефи (4 венгерские народные песни) (12 мин.)
  • Смешанный хор югославских народных песен (SATB) а капелла (Boosey & Hawkes / Schott)
  • Три венгерские народные песни
  • Сова и кошечка (1957) для голоса и фортепиано (Шотт)

Сцена/балет

[ редактировать ]
  • Ева играет в куклы (1934)
  • Приглашение для оркестра (1960; Шотт, БЛ)

Распоряжения

[ редактировать ]

Композиции и аранжировки Зайбера под именем GS Mathis и GB Mathis. [ 22 ]

  • Осенняя мелодия - Рэпли, Фелтон. Аранжировка Г.С. Матиса (1938; BL)
  • Деревенский каприз - Смит, Эрик Артур. Аранжировка Г.С. Матиса (1938; BL)
  • Танец карликов - Смит, Эрик Артур. Аранжировка Г.С. Матиса (1939; BL)
  • Легкие танцы - Сборник новых танцевальных ритмов в аранжировке для фортепианного аккордеона Г.С. Матиса (1937; BL)
  • Цыганское рондо Гайдна - Гайдн, Йозеф. Переложение для аккордеона Г.С. Матиса (БЛ)
  • Менуэт ре мажор - Моцарт, Вольфганг Амадей. Переложение для фортепианного аккордеона Г.С. Матиса (БЛ)
  • Ноктюрн ми-бемоль - Шопен, Фредерик. Аранжировка для фортепианного аккордеона Г.Б. Матиса (BL)
  • Выбор – Леонкавалло, Руджеро. Аранжировка (для оркестра фортепиано-аккордеона) Г.С. Матиса (БЛ)
  • Севильский цирюльник - Россини, Джоаккино. Аранжировка увертюры (для оркестра аккордеона) в упрощенной форме Г.С. Матиса в 3-х частях, с дополнительными партиями баса и ударных (BL)
  • Турецкий марш - Моцарт, Вольфганг Амадей. Переложение для фортепианного аккордеона Г.С. Матиса (БЛ)

Избранная фильмография

[ редактировать ]
  1. ^ «Матиас Зайбер: Биография — Классический кот» .
  2. ^ Jump up to: а б Матьяс Зайбер - Путешественник между мирами , Концерт Королевского музыкального колледжа, 11 ноября 2020 г.
  3. ^ «Матьяс Зайбер — путешественник между мирами» .
  4. ^ «На самом деле это была первая академическая программа по изучению джаза в мире». Кэтрин Смит Бауэрс, «Восток встречается с Западом. Вклад Матьяша Зайбера в джаз в Германии». Джаз и немцы (редактор Майкла Дж. Баддса), Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press, 2002, ISBN   978-1576470725 , С. 122.
  5. ^ См. Статью и ссылки здесь: Хронология джазового образования.
  6. ^ Флориан Шединг (18 сентября 2017 г.). «Проблематические тенденции: композиторы-эмигранты в Лондоне, 1933–1945» . п. 253 . Проверено 16 ноября 2020 г.
  7. ^ «Биография | Матьяш Зайбер Траст» .
  8. ^ «Шотт Мьюзик» .
  9. ^ «Биография | Матьяш Зайбер Траст» .
  10. ^ Лилла Бауэр, Национальная портретная галерея
  11. ^ «Джулия Сейбер Бойд» .
  12. ^ Вуд, Хью и Кук, Мервин. «Сейбер, Матьяш (Дьёрдь)» в Grove Music Online
  13. ^ Jump up to: а б «Зайбер: Оркестровые произведения». Hanssler HC21043 (2021 г.), рецензия на MusicWeb International
  14. ^ Оперное стекло
  15. Столетие Сейбера: 2005 г. и далее, Джулия Сейбер Бойд Интернет-журнал ICSM, 9 августа 2005 г.
  16. ^ Фэрклаф, Полина (17 февраля 2016 г.). Музыка и политика двадцатого века: Очерки памяти Нила Эдмундса под редакцией Полины Фэйркло, стр. 226, 222, 225 . Рутледж. ISBN  9781317005803 .
  17. ^ https://bll01.primo.exlibrisgroup.com/discovery/search?query=any,contains,G.%20S.%20Mathis&tab=LibraryCatalog&search_scope=Not_BL_Suppress&vid=44BL_INST:BLL01&lang=en&offset=0 [ только URL ]
  18. ^ Сейбер Бойд, Джулия. «Столетие Зайбера: 2005 и последующие годы» , «Подавленная музыка» , 9 августа 2005 г.
  19. ^ «Результаты поиска по запросу: 'Mátyás%20%20Seiber' » .
  20. ^ https://bll01.primo.exlibrisgroup.com/discovery/search?query=any,contains,Mátyás%20Seiber&tab=LibraryCatalog&search_scope=Not_BL_Suppress&vid=44BL_INST:BLL01&lang=en&offset=0 [ только URL ]
  21. ^ Записано на Adrift , Delphine Trio, TRPTK TTK0113 (2024).
  22. ^ https://bll01.primo.exlibrisgroup.com/discovery/search?query=any,contains,G.%20S.%20Mathis&tab=LibraryCatalog&search_scope=Not_BL_Suppress&vid=44BL_INST:BLL01&lang=en&offset=0 [ только URL ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fb7a45083c79647371dce756b9e8ebd__1724204400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/bd/7fb7a45083c79647371dce756b9e8ebd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mátyás Seiber - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)