Хенрик Понтоппидан
Хенрик Понтоппидан | |
---|---|
Рожденный | Фредерисия , Дания | 24 июля 1857 г.
Умер | 21 августа 1943 г. Шарлоттенлунд , Дания | (86 лет)
Национальность | датский |
Жанр | писатель-реалист |
Заметные награды | Нобелевская премия по литературе 1917 год совместно с Карлом Гьеллерупом. |
Подпись | |
Хенрик Понтоппидан (англ. Датский: [ˈhenˀʁek pʰʌnˈtsʰʌpitæn] ; 24 июля 1857 г. - 21 августа 1943 г.) [1] был датским писателем- реалистом , который вместе с Карлом Гьеллерупом получил Нобелевскую премию по литературе в 1917 году за «достоверные описания современной жизни в Дании». Романы и рассказы Понтоппидана, наполненные стремлением к социальному прогрессу, но отчаявшимся в более позднем возрасте от его реализации, представляют необычайно полную картину его страны и его эпохи. Как писатель он был интересной фигурой, дистанцировавшейся как от консервативной среды, в которой он вырос, так и от своих современников и друзей-социалистов. Он был самым молодым и во многих отношениях самым оригинальным и влиятельным участником Modern Break-Through .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Сын ютландского викария и принадлежавший к старинной семье викариев и писателей, Понтоппидан оставил образование инженера, работал учителем начальной школы и, наконец, стал внештатным журналистом и писателем, дебютировавшим в 1881 году.
Первая фаза его работы представляет собой мятежную социальную критику и, как таковая, также была бунтом против его собственного привилегированного семейного происхождения. В известной цитате Хенрик Понтоппидан высмеивал историческую латинизацию своей собственной фамилии Понтоппидан от ее первоначального датского корня Броби. [2]
В содержательных рассказах он беспощадно описывает жизнь крестьян и сельских пролетариев , с которыми жил в тесном контакте. Возможно, он был первым датским прогрессивным писателем, порвавшим с идеализированным изображением фермеров. Сказки этой эпохи собраны в Ландсбибилледере («Деревенские картинки», 1883) и Фра Хиттерне («Из хижин», 1887). Важной частью является его политический сборник рассказов 1890 года «Скайер» («Облака»), едкое описание Дании в условиях авторитарной полудиктатуры консерваторов, одновременно осуждающее угнетателей и презирающее отсутствие недовольства датчан. После этого периода он все больше концентрировался на психологических и натуралистических проблемах, не отказываясь от своей общественной деятельности. Обзор Понтоппидана 1889 года «Мессиас» и статья 1890 года «Den gamle Adam» были анонимно опубликованы и вызвали споры после того, как были признаны кощунственными . Издатель, редактор газеты Эрнст Брандес , был оштрафован на 300 крон за «Мессию» в декабре 1891 года и совершил самоубийство в 1892 году.
Семья
[ редактировать ]Его первой женой была Метте Мари Хансен, женщина из фермерской семьи в северной Зеландии, от которой у него было трое детей, один из которых умер в молодом возрасте. Пара рассталась в 1889 году, после того как Понтоппидан встретил Антуанетту Кэролайн Элизу Кофоед. Он женился на Кофоеде в 1892 году, и у них родились дочь и сын. Кофоед, страдавший от плохого здоровья, умер в 1928 году. Понтоппидану пришлось содержать две семьи, что представляло множество трудностей. Оба его сына эмигрировали: один в США, другой в Бразилию. [3]
Основные работы
[ редактировать ]Три романа, которые обычно считаются основными произведениями Понтоппидана, были написаны примерно с 1890 по 1920 год. В этих произведениях он на своих собственных условиях создал датскую версию романа «широкого описания общества» в традициях Бальзака и Золя . Сосредоточенный на герое, он рисует картину Дании в эпоху конституционной борьбы между консерваторами и либералами, растущей индустриализации, культурных конфликтов и пробуждения революционных движений.
- Det forjættede Land (I-III 1891–95, английский перевод тома I-II «Земля обетованная» 1896 г.) описывает фантаста и его мечту стать проповедником в стране, которая ведет к самообману и безумию.
- Частично автобиографический «Люкке-Пер» (1898–1904) ( «Счастливчик Пер» ), возможно, самый известный его роман, повествует о самоуверенном, богато одаренном человеке, который порывает со своей религиозной семьей, чтобы стать инженером и завоевателем, свободным от наследие и среда. Однако на пике его успеха они наконец догоняют его, и он бросает карьеру, чтобы оказаться в одиночестве.
- Горькая драма «Де додес Риге » (1912–16, «Царство мертвых») показывает Данию после очевидной победы демократии в 1901 году, общество, в котором политические идеалы разлагаются, капитализм шагает вперед, а пресса и искусство проституированы, все В центре внимания безнадежная любовь и планы реформ молодого прогрессивного сквайра, страдающего от болезни.
Другие работы
[ редактировать ]Последний большой роман Понтоппидана «Мандс Химмериг » (1927, «Человеческий рай») представляет собой почти отчаянное описание кризиса датского интеллектуала во время начала Первой мировой войны .
Понтоппидан также написал множество коротких романов и повестей, в которых обсуждал политические, психологические и сексуальные темы.
Исбьёрнен (1887, «Белый медведь») описывает противостояние между откровенным викарием из Гренландии и его недалекими датскими провинциальными священнослужителями.
«Мимозер» (1886, англ. пер. «Дочери аптекаря» , 1890) — иронично-трагическая повесть о преувеличенной нетерпимости к неверности.
Наттевагт (1894, «Ночной дозор») рассказывает о мужественном и революционном художнике, который, тем не менее, потерпел неудачу в качестве мужа. Понтоппидан использовал жизнь своего друга художника Л. Ринга для портрета художника Торкильда Дрелинга, Ринг счел это предательством доверия и разорвал дружбу. [4]
Den gamle Adam (1894, «Старый Адам») посвящен страху мужчин как перед женщинами , так и перед сексуальностью в целом.
Орнефлюгт (1899, «Полет орлов») представляет собой прямой комментарий к Ганса Христиана Андерсена «Гадкому утенку» с противоположным моральным духом. Орел, воспитанный на скотном дворе, жиреет и в конце концов умирает, приземлившись в навозную кучу. Мораль такова, что вы вполне можете родиться в орлином яйце, но это не имеет значения, если вы выросли на скотном дворе.
«Боргмистер Хек ог Хустру» (1905, англ. перевод «Бургомистр Хёк и его жена» , 1999) изображает трагический брак, в котором доминируют ревность мужа и неприязнь к радости жизни жены.
Центральной темой большинства этих рассказов являются трудности, связанные с новой толерантностью, непредубежденностью и демократизацией, которые привносятся как переходным обществом, так и литературой. Другая тема – конфликт между интровертной и закрытой мужской натурой и жизненной силой женщины. За всем этим стоит классическая натуралистическая тема наследия и среды, против которой человек должен восстать, не отрицая при этом их существования. В своих более поздних работах он иногда кажется смесью бича общества и пророка гибели.
Между 1933 и 1943 годами Понтоппидан написал две разные версии своих «Мемуаров» , в которых попытался определить собственный взгляд на свое личное развитие. Несмотря на то, что в более позднем возрасте он стал инвалидом из-за слепоты и глухоты, он продолжал интересоваться политикой и культурной жизнью до последних лет своей жизни.
Литературное и культурное влияние
[ редактировать ]Как стилист Понтоппидан был описан как прирожденный натуралист . [ нужна ссылка ] Его язык выглядит простым, простым и легким, но часто наполнен символами и тайными намеками, скрытой иронией и «объективными» описаниями. Он часто пересматривал предыдущие работы, упрощая их, но также меняя сюжет или обостряя их отношение.
Несмотря на то, что Понтоппидан хорошо известен как человек с позициями и взглядами, он остается одним из самых обсуждаемых современных датских писателей. Отчасти это связано с его личным характером. Понтоппидан был человеком многих парадоксов: явный либерал своего времени, но суровый патриот, антиклерикальный пуританин, разочаровавшийся в борьбе, сотрудничавший с социалистами, но всегда с независимой и индивидуалистической позиции. Но отчасти это связано и с его стилем, который часто считался двусмысленным и непонятным; его смесь пристрастия и объективности часто смущала как читателей, так и критиков, и на самом деле либералы, радикалы, консерваторы, правые и социалисты - все пытались отразить свои собственные идеалы в его работах. Его считали одновременно абсолютным антагонистом Георга Брандеса и его самым близким учеником.
Среди всех авторов «Современного прорыва» Понтоппидан, вероятно, является самым влиятельным и долгоживущим. Его социальные критические сочинения отмечают его как пионера датской литературы ХХ века. Культурные консерваторы были вдохновлены его критикой модернизма после Первой мировой войны. Наконец, он установил стандарт «романов об обществе», который остается актуальным. Удивительно, но, поскольку он получил международную известность и получил Нобелевскую премию, современные английские переводы его романов были недоступны до публикации в 2010 году книги « Счастливчик Пер» в переводе Наоми Лебовиц , переизданной в 2019 году в Everyman's Library» серии «Современная классика .
английские переводы
[ редактировать ]- Эмануэль, или Дети почвы (роман), Дж. М. Дент, Лондон, 1896 г., из Archive.org.
- Lucky Per , (Роман), перевод Наоми Лебовиц , Питера Лэнга, 2010.
- Дочери аптекаря (Роман), Британская библиотека, 2010.
- Удачливый человек (Lykke Per, роман), перевод Пола Ларкина, University of Chicago Press, 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернард С. Шлезингер; Джун Х. Шлезингер (1991). Кто есть кто среди лауреатов Нобелевской премии 1901–1990 годов . Орикс Пресс. п. 60. ИСБН 978-0-89774-599-4 .
- ^ Хенрик Понтоппидан . e-poke.dk (на датском языке)
- ^ «Понтоппидан, Хенрик» . Энциклопедия.com . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Финн, Терман, Фредериксен. 2007. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ: Некоторые художественно-исторические последствия отношений Лос-Анджелеса Ринга с Йоханной Уайльд. Выход.Печать том 8:1. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 1 августа 2013 г. Проверено 27 января 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Премьер-министр Митчелл: Хенрик Понтоппидан . Бостон, 1979 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Хенрика Понтоппидана в Project Gutenberg
- Список работ
- Хенрик Понтоппидан на Nobelprize.org
- Петри Люкконен. «Хенрик Понтоппидан» . Книги и писатели .
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .