Отелло (персонаж)
Отелло | |
---|---|
Отелло персонаж | |
![]() Отелло и Дездемона в Венеции Теодора Шассерио (1819–1856) | |
Создано | Уильям Шекспир |
На основе | «Мавританский капитан» из оперы Чинтио « Гекатоммити ». |
Информация во вселенной | |
Псевдоним | Мавр |
Занятие | Солдат |
Принадлежность | Венецианская республика |
Супруг | Дездемона |
Религия | католик ; ранее ислам |
Источник | Африка или Аравия |
Отелло ( / ɒ ˈ θ ɛ l oʊ / , oh- THELL -oh ) — персонаж шекспировского « Отелло » (ок. 1601–1604). Происхождение персонажа восходит к сказке «Un Capitano Moro» в Gli Hecatommithi Джованни Баттисты Джиральди Чинтио . Там его называют просто Мавром.
Отелло впервые упоминается в отчете Revels за 1604 год, когда пьеса была поставлена 1 ноября во дворце Уайтхолл с Ричардом Бербеджем, почти наверняка первым переводчиком Отелло. Современные известные исполнители этой роли включают Пола Робсона , Орсона Уэллса , Ричарда Бертона , Джеймса Эрла Джонса , Лоуренса Фишберна , Лоуренса Оливье и Эйвери Брукса .
Роль
[ редактировать ]Отелло – венецианский генерал. После пребывания в Венеции Отелло назначается генералом венецианской армии . Его офицер Яго обманом заставляет его поверить, что у его жены Дездемоны роман с его лейтенантом Майклом Кассио . Отелло убивает свою жену из ревности, задушив ее, только для того, чтобы понять, что его жена была верна после того, как Эмилия раскрывает правду, после чего он кончает жизнь самоубийством.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]


Окончательного консенсуса относительно этнической принадлежности Отелло нет; будь то магрибского происхождения, как в общепринятом определении «мавр», или выходца из Африки к югу от Сахары .
EAJ Хонигманн, редактор шекспировского издания Arden , пришел к выводу, что этническое происхождение Отелло неоднозначно. «Представления о маврах в эпоху Возрождения были расплывчатыми, разнообразными, непоследовательными и противоречивыми. Как установили критики, термин «мавр» относился к темнокожим людям в целом и использовался взаимозаменяемо с такими же двусмысленными терминами, как «африканец», «эфиопский» и «африканец». даже «индейец» для обозначения человека из Африки (или за ее пределами)». [3] [4] Различные варианты использования слова «черный» (например, «Наверное, я черный») не являются достаточным доказательством для какой-либо точной расовой классификации, утверждает Хонигманн, поскольку «черный» для елизаветинцев мог просто означать «смуглый». В 1911 году Джеймс Велтон утверждал, что больше доказательств указывает на то, что он был жителем Сахары, хотя намерения Шекспира неизвестны. [5] Он цитирует описание Брабанцио «закопченной груди» Отелло, расового стереотипа того времени, и контраст Отелло между его «загрязненными» чертами лица и чистотой богини Дианы . Он утверждает, что интерпретации, пытающиеся изменить Отелло с «черного на коричневого», были вызваны расовыми предрассудками во время Реконструкции в США , и отмечает, что Отелло описывается языком, похожим на язык Аарона в « Тите Андронике» . [6] Вирджиния Мейсон Воган предполагает, что расовая принадлежность персонажа Отелло более четко соответствует человеку из Африки к югу от Сахары, чем из Северной Африки (Барбарии), поскольку североафриканцев легче принять в общество. Она утверждает, что к 1604 году сообщения об Отелло как о пришедшем с юга уже не были редкостью. [7] Она отмечает, что описание Родриго Отелло с «толстыми губами» было расовым стереотипом, который использовали исследователи 16-го века для африканцев к югу от Сахары. [8] Современные читатели и театральные режиссеры отклоняются от североафриканской мавританской интерпретации. [9] но текстовые ссылки Шекспира неясны. Яго дважды использует слово «Варвар» или «Варвар» по отношению к Отелло, по-видимому, имея в виду берберийское побережье, населенное «рыжевато-коричневыми» маврами. Родриго называет Отелло «толстогубым», что, по-видимому, относится к европейским концепциям физиогномики стран Африки к югу от Сахары, но Хонигманн возражает, что, поскольку все эти комментарии задуманы как оскорбления со стороны персонажей, их не следует понимать буквально. [10]
Майкл Нил, редактор оксфордского издания Шекспира , отмечает, что самые ранние известные критические ссылки на цвет лица Отелло ( Томасом Раймером критика пьесы Николаса Роу 1693 года и гравюра 1709 года в издании Шекспира ) предполагают, что он чернокожий мужчина, а самая ранняя известная североафриканская интерпретация появилась только в Эдмунда Кина в 1814 году. постановке [11] Было высказано предположение, что Абд эль-Уахед бен Мессауд бен Мохаммед Анун , посол короля Марокко при королеве Елизавете I в 1600 году, возможно, послужил источником вдохновения для Отелло. Он пробыл со своей свитой в Лондоне на несколько месяцев и вызвал много дискуссий и, таким образом, мог вдохновить Шекспира на написание пьесы, написанной всего несколько лет спустя. Точная дата написания «Отелло» неизвестна, хотя источники указывают, что оно было написано между 1601 и 1610 годами, где-то после мавританской делегации. Однако Хонигманн подвергает сомнению мнение, что Бен Мессауд вдохновил Отелло. [12]

Отелло упоминается как «варварская лошадь» (1.1.113), «похотливый мавр» (1.1.127) и «дьявол» (1.1.91). В III.III он осуждает предполагаемый грех Дездемоны как «черный, как мое лицо». В остальном физическая белизна Дездемоны противопоставляется темной коже Отелло; V.II «эта ее кожа белее снега». Яго говорит Брабанцио, что «старый черный баран / пасет твою белую овцу» (1.1.88). В елизаветинском дискурсе слово «черный» могло означать различные понятия, выходящие за рамки физического цвета кожи, включая широкий спектр негативных коннотаций. [13] [14]
Ира Олдридж стала пионером в роли чернокожих актеров, начиная с 1825 года в Лондоне. [15] Отелло также часто исполнялся в образе арабского мавра в XIX веке. В прошлом Отелло часто изображал белый актер в театральном гриме. Чернокожий американский актер Поль Робсон играл эту роль с 1930 по 1959 год. Среди последних актеров, которые решили «зачернить», были Лоуренс Оливье (1965) и Орсон Уэллс. Чернокожий английский актер Уил Джонсон , известный своими ролями в фильмах «Пробуждение мертвецов» и «Эммердейл» , сыграл Отелло на сцене в 2004 году. имеют политический подтекст. [16] Патрик Стюарт сыграл роль в труппы Шекспировского театра в 1997 году. постановке пьесы [17] [18] и Томас Тиме, также белый, сыграл Отелло в мюнхенской «Каммершпиле» 2007 года в Королевском Шекспировском театре ; оба играли без блэкфейса, их выступления были высоко оценены критиками. [19] [20]
Отеллос 20-го века
[ редактировать ]
Самой заметной американской постановкой, пожалуй, является постановка Маргарет Вебстер 1943 года с Полем Робсоном в роли Отелло и Хосе Феррером в роли Яго. Эта постановка была первой в Америке, в которой чернокожий актер играл Отелло с актерским составом, в остальном полностью белым (раньше спектакли были полностью черными). В нем было представлено 296 представлений, что почти вдвое больше, чем в любой другой шекспировской пьесе, когда-либо поставленной на Бродвее . [21] Хотя фильм так и не был снят, это было первое почти полное исполнение пьесы Шекспира, выпущенное на пластинках. Робсон сыграл Отелло в трех отдельных постановках между 1930 и 1959 годами. Впервые он сыграл его с актерским составом, в который входили Пегги Эшкрофт в роли Дездемоны и Ральф Ричардсон в роли Родриго, и вернулся к нему в 1959 году в Стратфорде на Эйвоне . [21]
Американский актер Уильям Маршалл исполнил главную роль как минимум в шести постановках. Его Отелло был назван Гарольдом Хобсоном из лондонской Sunday Times «лучшим Отелло нашего времени». [22] продолжая: «Благороднее, чем Тирл , более воинственный, чем Гилгуд , более поэтичный, чем Валк . С первой записи он стройный и великолепно высокий, обрамленный высокой византийской аркой, одетый в белую парчу, мистический, чудесный, образ арабской романтики и изящества. До последнего удара ножа в живот мистер Маршалл ехал, не нарушая грандиозной риторики пьесы, и в конце дом поднялся перед ним». [23] Маршалл также сыграл Отелло в джазовой музыкальной версии « Поймай мою душу » с Джерри Ли Льюисом в роли Яго в Лос-Анджелесе в 1968 году. [24] Его Отелло был запечатлен на пленку в 1964 году с Джеем Робинсоном в роли Яго и на видео в 1981 году с Роном Муди в роли Яго. 1982 года В бродвейской постановке Джеймс Эрл Джонс сыграл Отелло и Кристофер Пламмер сыграл Яго.
Когда Лоуренс Оливье дал свою знаменитую постановку «Отелло» в Королевском национальном театре (Великобритания) в 1964 году, у него развился страх перед сценой, который был настолько глубоким, что, когда он оставался на сцене один, Фрэнку Финли (игравшему Яго) приходилось встаньте за сценой, чтобы Оливье мог его видеть, чтобы успокоить нервы. [25] Это представление было полностью записано на пластинку и снято по многочисленным просьбам в 1965 году (согласно биографии Оливье, билеты на постановку было очень трудно достать). Киноверсия до сих пор является рекордсменом по количеству номинаций на «Оскар» за актерскую игру, когда-либо присужденных фильму Шекспира: Оливье, Финли, Мэгги Смит (в роли Дездемоны) и Джойс Редман (в роли Эмилии, жены Яго) были номинированы на премию «Оскар» .
Начиная с девятнадцатого века, актеры чередовали роли Яго и Отелло в постановках, чтобы вызвать интерес зрителей. Двумя наиболее яркими примерами этой смены ролей были Уильям Чарльз Макриди и Сэмюэл Фелпс в Друри-Лейн (1837 г.) и Ричард Бертон и Джон Невилл в театре Олд Вик (1955 г.). Когда Эдвина Бута турне по Англии в 1880 году не привлекло большого количества посетителей, Генри Ирвинг предложил Буту чередовать с ним роли Отелло и Яго в Лондоне. Этот трюк возобновил интерес к туру Бута. Джеймс О'Нил также чередовал роли Отелло и Яго с Бутом.
Белые актеры продолжали исполнять эти роли. В их число входят британские исполнители Пол Скофилд в Королевском национальном театре в 1980 году, Энтони Хопкинс в телевизионной постановке BBC «Шекспир» (1981) и Майкл Гэмбон в постановке в Скарборо, поставленной Аланом Эйкборном в 1990 году. В 1997 году Патрик Стюарт. роль взял на себя с труппой Шекспировского театра (Вашингтон, округ Колумбия) в революционном спектакле, в «фотонегативной» постановке белого Отелло с полностью черным актерским составом. Стюарт хотел сыграть главную роль с 14 лет, поэтому он и режиссер Джуд Келли перевернули пьесу, так что Отелло стал комментарием о вхождении белого человека в чернокожее общество. [17] [18] две индийские Выпущены адаптации «Отелло». В 1997 году «Калияттам» в малаяламской экранизации сыграл Суреш Гопи роль Отелло в роли Каннана Перумалайана. В 2006 году в «Омкаре» , болливудской версии « Отелло» , Отелло, урожденная Омкара «Оми» Шукла, сыграл Аджай Девган . В 2016 году баритон и актер Дэвид Сереро сыграл роль в марокканской адаптации в Нью-Йорке. [26] [27]
История выступлений
[ редактировать ]- Ира Олдридж
- Эдвин Бут
- Эйвери Брукс
- Ричард Бербедж
- Ричард Бертон
- Кейт Гамильтон Кобб
- Билли Крудап (в роли Неда Кинастона, играющего Отелло в «Красавице на сцене »)
- Аджай Девгн (в роли Омкары Шуклы в «Омкаре »)
- Чиветел Эджиофор
- Лоуренс Фишберн
- Колин Макфарлейн
- Марк Холден
- Джонстон Форбс-Робертсон
- Суреш Гопи (в роли Каннана Перумалайана в «Калияттаме »)
- Мозес Ганн
- Джон Гилгуд
- Пол Харрис (в роли Аврелия Рекса в фильме «Всю ночь напролет »)
- Ленни Генри
- Энтони Хопкинс
- Эмиль Дженнингс
- Уил Джонсон
- Джеймс Эрл Джонс
- Патерсон Джозеф
- Рауль Хулиа
- Яфет Котто
- Адриан Лестер
- Арт Малик
- Уильям Маршалл
- Джон Невилл
- Кирилл Нри
- Джеймс О'Нил
- Лоуренс Оливье
- Мекхи Файфер (в роли Одина в O )
- Хью Куарши
- Пол Робсон
- Томмазо Сальвини
- Пол Скофилд
- Роковой Холдбрук-Смит
- Патрик Стюарт
- Имонн Уокер
- Дензел Вашингтон
- Орсон Уэллс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вирджиния Мейсон Воган, Исполнение черноты на английских сценах, 1500-1800 гг ., Cambridge University Press, 2005, стр. 59.
- ^ Том Верде. «Человек двух миров» . Мир Армако . Архивировано из оригинала 13 января 2010 года . Проверено 11 декабря 2011 г. Январь/февраль 2008 г.
- ^ Эмили К. Бартельс, Делая больше мавра: Аарон, Отелло и изменения расы в эпоху Возрождения .
- ^ «Мавр, n2», Оксфордский словарь английского языка , 2-е изд.
- ^ Джеймс Велтон, Психология образования , Калифорнийский университет, 1911, с. 403.
- ^ Велтон, Психология образования (1911), с. 404.
- ^ Вирджиния Мейсон Воган, Отелло: Контекстуальная история , Издательство Кембриджского университета: 1996, стр. 51–52.
- ^ Лео Африканский, «Жители чрезвычайно черные, с огромными носами и болтливыми губами». История и описание Африки , Робертипони Браун, изд. Пер. Джон Пори, 3 тома (Лондон: Общество Хаклюта, 1896), стр. 830.
- ^ EAJ Хонигманн, изд. Отелло . Лондон: Томас Нельсон, 1997, с. 17.
- ^ Хонигманн, с. 15.
- ^ Майкл Нил, изд. Отелло (Издательство Оксфордского университета), 2006, стр. 45–47.
- ^ Хонигманн, стр. 2-3.
- ^ Дорис Адлер, «Риторика черного и белого в Отелло», Shakespeare Quartertly , 25 (1974).
- ^ Оксфордский словарь английского языка , «Черный», 1c.
- ^ Гейтс, Генри Луи (31 марта 2014 г.). «Кто был первым черным Отелло?» . Корень . п. 2. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ Тейлор, Пол (10 января 1996 г.). «Хитрый двойной акт» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 20 октября 2010 г. Цитируется в Хьюз, Джеффри (2009). Политкорректность: история семантики и культуры (Языковая библиотека) . Оксфорд, Англия: Уайли-Блэквелл. п. 231. ИСБН 978-1-4051-5279-2 .
- ^ Перейти обратно: а б «Вопрос расы и Отелло» . Занавес поднят, округ Колумбия . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отелло» Уильяма Шекспира в постановке Джуда Келли . Труппа Шекспировского театра. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 20 сентября 2008 г.
- ^ Майкл Биллингтон , «Черное или белое? Кастинг может быть серой зоной» , The Guardian (театральный блог), 5 апреля 2007 г.
- ↑ Майкл Биллингтон, «Отелло» (Театральный обзор), The Guardian , 28 апреля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гэри Джей Уильямс, Шекспир в «Сейбле: история черных шекспировских актеров» Эррола Хилла (обзор), Shakespeare Quarterly , Vol. 37, № 2 (лето 1986 г.), стр. 276–278; Библиотека Фолджера Шекспира и Университет Джорджа Вашингтона .
- ^ Журнал Jet , 30 июня 2003 г.
- ↑ The Independent (Лондон), 6 июля 2003 г.
- ^ Кристгау, Роберт. Любой старый способ, который вы выберете , ISBN 0-8154-1041-7
- ^ Лоуренс Оливье, «Исповедь актера» , Саймон и Шустер (1982), с. 262.
- ^ «ДЭВИД СЕРЕРО сыграет главную роль в роли ОТЕЛЛО в марокканском стиле в июне этого года в Нью-Йорке» , The Culture News , 3 мая 2016 г.
- ^ «Сефардский ОТЕЛЛО откроется в июне в Центре еврейской истории» , Broadway World , 17 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Отелло, в Wikiquote
- ^ Мьосет, Кристер (1 ноября 2018 г.). «Хорошее и плохое – эпилепсия в кино и литературе» . Журнал Норвежской медицинской ассоциации . 132 (6): 680–3. дои : 10.4045/timeskr.12.0151 . ISSN 0029-2001 . ПМИД 22456154 .
- Литературные персонажи, представленные в 1603 году.
- Вымышленные самоубийства
- Вымышленные генералы
- Вымышленные итальянцы в литературе
- Вымышленные арабы
- Мужские шекспировские персонажи
- Отелло
- Вымышленные уксорициды
- Вымышленные принцы
- Вымышленные персонажи, страдающие эпилепсией и припадками
- Вымышленные ветераны войны
- Споры, связанные с расой, в театре