Jump to content

Гео Богза

Гео Богза
Рожденный Георге Богза
( 1908-02-06 ) 6 февраля 1908 г.
Блеой , уезд Прахова , Королевство Румыния
Умер 14 сентября 1993 г. (14 сентября 1993 г.) (85 лет)
Бухарест , Румыния
Занятие поэт, эссеист, журналист
Национальность румынский
Альма-матер Военно-морская академия
Период 1928–1993
Жанр лирика , свободный стих , проза , репортаж , сатира
Литературное движение Авангард
Сюрреализм
Социалистический реализм
Родственники Александру Богза [ ro ] ( отец )
Раду Тудоран ( брат )
Подпись

Гео Богза ( Румынское произношение: [ˈd͡ʒe.o ˈboɡza] ; урожденный Георге Богза ; 6 февраля 1908 — 14 сентября 1993) — румынский теоретик авангарда , поэт и журналист, известный своими левыми и коммунистическими политическими убеждениями. В молодости в межвоенный период он был известен как бунтовщик и был одним из самых влиятельных румынских сюрреалистов . Несколько его спорных стихотворений дважды привели к его тюремному заключению по причине непристойности , и он стал участником конфликта между молодыми и старыми румынскими писателями, а также конфронтации между авангардом и крайне правыми . На более позднем этапе Богза получил признание за свои многочисленные и совершенные репортажи , став одним из первых, кто культивировал этот жанр в румынской литературе и использовал его как площадку для социальной критики .

После создания коммунистической Румынии Богза адаптировал свой стиль к социалистическому реализму и стал одним из самых важных литературных деятелей, служивших правительству. Со временем он стал тонким критиком режима, особенно во время правления Николае Чаушеску , когда он занял диссидентскую позицию. Начиная с конца 1960-х годов, он публиковал свое неудобное отношение как подтекст к явно невинным статьям и эссе. Редактор журналов Viata Românească и România Literară , Гео Богза был одним из руководителей Союза румынских писателей и членом Румынской академии .

Он был старшим братом Раду Тудорана , известного писателя, чей политический выбор резко контрастировал с политическим выбором Гео Богзы и сделал Тудорана объектом коммунистического преследования. Богза на протяжении всей жизни имел контакты с некоторыми представителями румынского авангарда, среди них Виктором Браунером , Максом Блехером , Сесто Палсом , Сашей Панэ и Паулем Пауном , и дружил, среди прочих, с эссеистом и богословом Николае Стейнхардтом , диссидентом Георге Урсу и режиссер Мирча Сэукан .

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы и авангард

[ редактировать ]

Гео Богза родился в Блехое , уезд Прахова . В какой-то момент, в конце 1930-х годов, Богза был раздражен, прочитав статью, написанную одним из его фашистских противников, Александру Ходошем (позже членом Железной гвардии ). Ходош намекнул, что Богза не был этническим румыном , что побудило последнего уточнить свое происхождение и имя. [ 1 ] [ 2 ] Богза опроверг обвинение, указав, что его отец был родом из села Богзешти, в Секуень , уезд Нямц , и что его мать (урожденная Георгеску) была дочерью румынского трансильванского активиста, бежавшего из Австро-Венгрии в Королевство Румыния . [ 1 ] [ 2 ] Происхождение было подтверждено литературным критиком Джорджем Кэлинеску в коротком биографическом эссе. [ 3 ]

Гео Богза, который сообщил, что он был крещен в румынской православной церкви , также подчеркнул, что его имя Георге было преобразовано в лицемерное Гео, когда он был еще ребенком, и что он стал предпочитать сокращенную форму. [ 1 ] [ 2 ] Известно, что на ранних этапах своей карьеры он подписывал произведения именем Джордж Богза ( Джордж - вариант Георге ). [ 1 ] [ 2 ]

Богза посещал школу в Плоешти и учился на моряка в Военно-морской академии в Констанце , но никогда не искал работу в румынских военно-морских силах . [ 1 ] До 28 лет часть своего дохода он зарабатывал матросом на торговом судне. [ 3 ] Он вернулся в свой родной уезд Прахова , жил в Буштенари и в конце концов поселился в Бухаресте .

В 1927 году он дебютировал в поэзии, написав для модернистского журнала Câmpina в Прахове , который редактировал поэт Александру Тудор-Миу . [ 1 ] [ 2 ] В следующем году он сотрудничал с Саши Панэ авангардным журналом «Уну» (также известным как «Уну» ), редактировал недолговечный сюрреалистический и антибуржуазный журнал , черпавший вдохновение из Урмуза (и названный в честь этого писателя), [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] и опубликовано в Тюдора Аргези «Bilete de Parrotgal» . [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] Аргези восхищался молодым писателем, и ему приписывают то, что он предложил название «Урмуз» . журналу [ 1 ]

В этот период Гео Богза стал одним из самых узнаваемых молодых бунтарских авторов, в эту категорию также входили, среди прочих, Марчел Аврамеску , Герасим Лука , Пол Паун , Константин Нисипяну и Сесто Палс . [ 6 ] [ 7 ] Со временем он стал известным автором левой и социалистической прессы и одним из самых уважаемых румынских авторов репортажной прозы. В одной из его статей- манифестов говорилось: «У меня всегда было неприятное впечатление, что любая красота может войти в сознание буржуа только на четвереньках (курсив в оригинале)». [ 1 ] [ 2 ] В своей статье для «Урмуза » он осудил условности как «ложное солнце» и «интеллектуальную акробатику», описав свой журнал как «плетку, которая хлещет разум». [ 4 ]

Завоевав похвалу своих коллег, молодых авторов Стефана Ролла и Иларии Воронка , [ 8 ] его раскритиковал видный литератор Джордже Кэлинеску, обвинивший его в « приапизме », [ 3 ] [ 8 ] Богзы основанный на непочтительном тоне и эротических образах . Также в конце 1920-х годов Богза начал путешествовать по долине Прахова , став внимательным наблюдателем местной жизни в тени нефтяной промышленности. [ 1 ] У него произошел конфликт с Тюдор-Миу в августе 1928 года, после того как последний изменил стихотворение, которое Богза отправил для публикации в Кампине - позже в том же году они помирились, а позже написали специальное стихотворение к его годовщине. [ 1 ] Его сотрудничество с Панэ, Роллом, Ионом Винеа , Симионом Стольнику определил и другими привело к созданию специальной литературной группы, которую писатель и критик Камил Петреску как «революционеров из Кампины » (в честь города, где Богза проводит много времени). своего времени). [ 1 ] Среди других писателей, присоединившихся к Богзе в публикации пяти выпусков « Урмуза», были Воронка и дадаист Тристан Цара . [ 4 ]

Он также установил дружбу и сотрудничество с фотографом Иосифом Берня. [ 9 ] и художник Виктор Браунер , [ 4 ] и был близок к писателю и будущему православному отшельнику Николаю Штейнгардту . [ 10 ] После 1930 года он участвовал в полемике с молодыми авторами-традиционалистами, включая поэтессу Отилию Казимир (которую он обвинял в «лицемерии») и членов эклектической группировки, известной как «Критерий» (которые, как он утверждал, были виновны в «насмешках и оппортунизме »). "). [ 1 ] Его отношения с Аргези также стали более отдаленными после того, как Богза выразил неодобрение решению Аргези в 1930 году сотрудничать с Румынским радио - Гео Богза обратил внимание на предыдущие публичные заявления своего старшего коллеги, в которых он критиковал национальную радиостанцию ​​по различным причинам. [ 1 ]

В начале своей юности, находясь в Буштенари, Гео Богза встретил и влюбился в Элизабету (также известную как Банти), на которой вскоре женился. [ 3 ] [ 8 ] Их роман отметил друг Богзы Николае Цоне , который также заявил, что она «жила просто и без всякого волнения в его тени». [ 8 ] Первоначально пара жила в бухарестском доме Саши Панэ, а затем некоторое время в штаб-квартире unu . [ 1 ] В старости он отзывался об одном из этих квартир как о «антисанитарном чердаке, где можно либо задохнуться от жары, либо умереть с голоду от холода». [ 11 ]

Суды и тюремные сроки

[ редактировать ]

Работа Богзы оказалась в центре скандалов 1930-х годов: он был впервые арестован по обвинению в производстве порнографии в 1930 году для своего «Секс-дневника» и временно содержался в тюрьме Вэкэрешть , пока не был оправдан . [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] [ 8 ] Тогда он отреагировал на враждебную атмосферу, опубликовав в unu статью , в которой были слова «АКАДЕМИКИ, БРЕТЬ СВОИ МОЗГИ! [в оригинале заглавные буквы]». [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] [ 8 ] (также переводится как «продезинфицировать свои мозги!»). [ 4 ] По поводу суда над ним журнал unu написал: «Богзу предстанут перед судом и понесут наказание за то, что он по неосторожности не дал себя размозжить «должным поведением», за то, что окунул руки в фекалии, за то, что поднял их вверх. к его носу, нюхая их, а затем обрызгивая всех тех, кто баловался своими ноздрями, не замечая его раздраженного характера». [ 1 ] [ 2 ] Другая положительная реакция на его произведения, в частности, включала реакцию учителей средней школы в Плоешти, которые пригласили его присутствовать на празднике, посвященном началу учебного года . [ 1 ]

Как сообщается, Богза попросил, чтобы его защищал Ионел Теодореану , известный писатель, имеющий юридическое образование, но в конечном итоге его интересы представлял Ионел Джиану . [ 6 ] После успеха в суде он выпустил визитные карточки с надписью: «ГЕО БОГЗА/ОПРАВДАН/28 НОЯБРЯ 1932 ГОДА [заглавные буквы в оригинале]». [ 6 ] В конце 1933 года он редактировал новый журнал под названием Viaa Imediată («Непосредственная жизнь»), из которого был опубликован только один номер. [ 12 ] На обложке была фотография группы заброшенных рабочих (она называлась Melacolia celor şezând pe lângă ziduri , «Меланхолия сидящих у стен»). [ 12 ]

В том же году он был взят под стражу во второй раз после публикации своего оскорбительного стихотворения , в котором описывался его сексуальный контакт с служанкой. [ 13 ] — и был приговорен к шести дням тюремного заключения; в 1937 году, одновременно с Х. Бончу , Богза снова отсидел срок за «Наступательную поэму» , [ 6 ] [ 8 ] [ 14 ] после того, как этот вопрос был поднят Иоаном Александру Брэтеску-Войнешти от имени Румынской академии . [ 8 ] [ 14 ] Аналогичные требования о наказании озвучили историк Николае Йорга и поэт и фашистский политик Октавиан Гога . [ 8 ] Йорги Богза часто подвергался нападкам со стороны националистического журнала Cuget Clar . [ 15 ] В тот же период его друзья и коллеги-сюрреалисты Лука и Палс также были заключены в тюрьму по аналогичным обвинениям после того, как Йорга разоблачил их. [ 6 ] [ 7 ] [ 16 ] Среди других молодых авторов, заключенных в тюрьму на таких основаниях, были Паун, Аурел Баранга и Жюль Перахим . [ 6 ]

В статье для журнала «Ази» , рецензии под редакцией Захарии Станку , Богза отверг обвинение как прикрытие роста авторитаризма , поскольку король Карол II пытался конкурировать с фашистской « Железной гвардией» . [ 17 ] Пресса последнего приветствовала этот шаг и, используя резкие антисемитские высказывания, побудила власти вмешаться в аналогичные случаи предполагаемой непристойности , которые она считала характерными как для сюрреализма, так и для еврейско-румынских авторов, связанных с Богзой. [ 18 ]

В 1934 году, посещая Брашов в компании своей жены, Богза встретил Макса Блехера , молодого человека, который был прикован к постели болезнью Потта и начал работу над романом, позже известным как Întâmplări din irealitatea imediată («События в непосредственной нереальности»). [ 19 ] Эти трое стали хорошими друзьями, и Богза призвал его продолжать писать. [ 19 ]

Принятие коммунизма и официального статуса

[ редактировать ]

Его растущая симпатия к коммунизму и его связи с запрещенной Румынской коммунистической партией (ПКР) сделали Богзу объектом слежки властей. Sigurança Statului вела на него досье, в котором содержались регулярные сообщения неизвестных информаторов. Секретная служба страны [ 20 ] Один из них утверждает: «Учитывая, что он был коммунистом, [Богза] прикрывал половое созревание своего творчества маской социального бунта». [ 20 ]

В конце 1937 года Гео Богза отправился в Испанию в качестве военного корреспондента во время Гражданской войны , поддерживая республиканскую сторону . [ 2 ] [ 13 ] [ 20 ] [ 21 ] Его позицию того времени можно было сравнить с позицией других левых интеллектуалов, которые проводили кампании против националистических сил или боролись с ними , включая У. Х. Одена и Джорджа Оруэлла . [ 21 ] В этом путешествии его сопровождал Константин Лукреция Вылчану, который мечтал стать писателем и которого Богза попросил внести свой вклад в так и не законченный роман, вдохновленный войной. [ 20 ] Вскоре после их возвращения Вылчану, что было неожиданным жестом, отделился от левого лагеря и объединился с Железной гвардией. [ 20 ]

Писатель сблизился с ПКР, но их отношения испортились c. 1940 год, когда Богза узнал о том, что Советский Союз и нацистская Германия подписали пакт о ненападении . [ 20 ] Врач Г. Брэтеску , который поддерживал контакты с Сашей Панэ и другими деятелями румынского авангарда и, как и он, был тогда боевиком Коммунистической партии, зафиксировал, что к 1943 году между Панэ и Богзой появился намек на напряженность. [ 12 ] Богза, однако, не разорвал связей с сюрреализмом и был одним из немногих, кто был знаком с литературой своего друга Сесто Палса, которую он позже помогал продвигать внутри страны и за рубежом. [ 16 ]

После Второй мировой войны и установления коммунистического режима писатель перенял и включил в свои произведения темы соцреализма , [ 22 ] и был удостоен ряда наград. [ 23 ] В 1950-е годы он много путешествовал по Советскому Союзу. [ 24 ] и Латинская Америка , написав несколько работ на такие темы, как деколонизация . [ 25 ] В 1955 году Богза стал действительным членом Румынской академии.

Историк Владимир Тисмэняну указал, что он был одним из немногих подлинных левых интеллектуалов, связанных с режимом в 1950-е годы - наряду с Анатолием Баконским , Овидием Крохмэлничану , Гео Думитреску , Петру Думитриу , Полом Георгеску , Георге Хауптом , Евгением Джебеляну , Михаилом Петровяну и Николай Тертуллиан . [ 26 ] По словам Тисмэняну, эта группа смогла интерпретировать культурную политику, одобренную румынским лидером Георге Георгиу-Дежем после того, как Венгерская революция 1956 года угрожала разрушить коммунизм в соседних странах, когда режим обратился против сторонников либерализации, таких как Мирон Константинеску и Михаил Давидоглу. , Александру Яр и Ион Витнер . [ 26 ] Комментируя это, Тисмэняну отметил, что Гео Богза и все остальные не смогли дистанцироваться от новых репрессивных настроений, и что молчание группы косвенно помогло главному идеологу Леонте Рэуту и ​​его подчиненному Михаю Бенюку восстановить эффективный контроль над Союзом румынских писателей . [ 26 ]

Богза, однако, скептически относился к целям ПКР, и его поддержка со временем значительно сократилась. Историк литературы Юджин Симион рассказал о попытках писателя смягчить масштабы культурных репрессий и включил его в число «порядочных людей», сделавших это. [ 27 ] Брат Богзы Раду Тудоран , антикоммунист , которому в конце 1940-х годов грозило тюремное заключение после попытки бежать из страны, был осужден коммунистической прессой и жил в относительной безвестности. [ 28 ]

В 1958 году сам Гео Богза подвергся официальной критике в официальной газете Коммунистической партии « Scînteia» , которая утверждала, что он и другие писатели подверглись « буржуазным тенденциям» и « космополитизму », больше не заботясь о «желаниях румынского народа». люди". [ 29 ] Эта тема привлекла внимание в Социалистической Федеративной Республике Югославии , стране, которая при Иосипе Броз Тито встала на независимый путь и критиковала страны Восточного блока за их приверженность сталинизму ( см. Титоизм ). В статье, которую он написал для Borba , югославский писатель Марко Ристич , который говорил о румыне как о «моем друге [...], ностальгическом, одаренном и верном Гео Богзе», воспринял кампанию Скинтеи как доказательство того, что режим Георгиу-Дежа все еще напоминало Иосифа Сталина . [ 29 ] Ристич, опасавшийся цели и последствий таких нападок на румынскую культуру , отмечал, что Богза «напрасно сделал все возможное, пытаясь приспособиться к обстоятельствам, не выдать себя, даже в тот период, когда один Сталин [. ..] решал эстетические задачи, оценивал художественные произведения и задавал тон в своем известном методе». [ 29 ]

В феврале 1965 года, когда Георгиу-Деж скончался от рака, конференция Союза писателей способствовала беспрецедентной атаке на социалистический реализм. [ 30 ] В этом споре писатели напали на президента Союза Бенюка, которого отождествляли со сталинизмом - в результате конфронтации, что стало ранним признаком либерализации, Бенюк был уволен со своего поста и заменен Захарией Станку . [ 30 ] [ 31 ] По словам историка литературы Валериу Рыпяну , Богза, присутствовавший на конференции, дошел до того, что потребовал сжечь кресло Бенюка. [ 31 ]

В оппозиции Чаушеску

[ редактировать ]

Член руководства Союза писателей после 1965 года, редактор влиятельного литературного журнала « Viaa Românească» . [ 32 ] Несмотря на свой официальный статус, сам Богза критически относился к использованию националистических тем в официальном дискурсе после прихода к власти Николае Чаушеску в 1960-х годах. [ 33 ] Новая доктрина, в конечном итоге освященная в «Июльских тезисах» Чаушеску , показала, что он занял противоположную сторону: в начале 1970-х годов Богза публиковал статьи, в которых выражал скрытую критику новой политики. [ 34 ] Тисмэняну назвал его одним из самых важных интеллектуалов различного происхождения, сделавших это, в классе, в который также входят члены группы Онирика , а также деятели культуры Джебеляну, Ион Карайон , Штефан Огюстен Дойнаш , Дан Хауликэ , Николае Манолеску , Александру Палеологу. и Мирча Зачу . [ 34 ] Его нонконформистскую позицию сравнивали с позицией его коллеги по поколению, венгерского поэта и видного члена Союза писателей Йожефа Мелиуша . [ 32 ] В 1976 году Богза обсуждал проблему разочарования, заявив: «Жизнь не похожа на турнир, а на простое отключение. От первого до последнего дня». [ 35 ] Что касается такого отношения, которое, как считалось, было связано с политическим контекстом, литературный критик и писатель Б. Элвин , сам бывший левый и диссидент, видел в Богзе символ «вертикальности, отказа, презрения». [ 35 ]

Тем не менее Богза часто был двусмысленным в отношениях с властями, а его публичные высказывания колебались между скрытой сатирой и открытой похвалой. [ 5 ] С 1966 по 1973 год он был сотрудником журнала Contemporanul и был хорошо известен в Румынии благодаря регулярным публикациям в этом журнале коротких эссе. [ 5 ] [ 32 ] (некоторые из них также были прочитаны по национальному радио ). [ 5 ] Богза также вел постоянную колонку во влиятельном журнале «Румыния Литерара» . [ 36 ] Его жесты неповиновения включают в себя демонстрацию поддержки Люсиана Пинтилие , режиссера, работа которого подвергалась цензуре . В 1968 году, только что посмотрев подрывной фильм Пинтилие «Реконструкция» незадолго до его запрета, Богза нацарапал на снегу, установленном на машине режиссера, слова: «Да здравствует Пинтилие! Скромный Гео Богза»; Заявление с тревогой записали агенты румынской тайной полиции Секуритате , ставшие свидетелями инцидента. [ 37 ]

В 1970-х годах Богза и несколько его коллег по Союзу писателей оказались вовлечены в ожесточенный конфликт с националистическим журналом «Сэптамана» , которым руководил писатель Евгений Барбу (который также был одним из лиц, курировавших цензуру в коммунистической Румынии). В 1979 году România Literară опубликовала доказательства того, что в своих произведениях Барбу занимался плагиатом произведений русской литературы . Поползли слухи, что скандал организовал Гео Богза после того, как ему была предъявлена ​​инициатива преобразовать Союз в «Союз писателей-коммунистов». [ 38 ] Последняя инициатива была зафиксирована Секуритате, которая в отчете 1978 года приписала ее Барбу и поэту Адриану Пэунеску . [ 38 ] Согласно различным предположениям, высказанным с тех пор, Богза связался с одним из бывших протеже Барбу, который признался, что ранее копировал тексты разных авторов для выборочного включения в романы Ойгена Барбу. [ 38 ]

Осенью 1980 года Секуритате была встревожена его предполагаемым намерением осудить чиновников страны за то, что они позволили антисемитизму выражаться в прессе. Это произошло после того, как поэт-националист Корнелиу Вадим Тудор подписал статью в газете «Сэптамана» , которая возмутила представителей еврейской общины . Румынии Главный раввин заявил Мозес Розен , что произведение Тюдора является свидетельством « фашизма » и уголовного преследования за « подстрекательство к расовой ненависти ». [ 39 ] В заметке Секуритате, опубликованной журналом Ziua в 2004 году, утверждалось, что Розен готовился вынести на обсуждение проблему антисемитизма в румынском обществе, и изображалось Богза, наряду с Джебеляну и Дэном Дешлиу , как «оказывающее влияние» на раввина, чтобы заставить его «публично потребовать разоблачения «антисемитизма» в Социалистической Р[республике] Румыния». [ 39 ]

Конец коммунизма и последние годы

[ редактировать ]

Богза был также близок к откровенному диссиденту Георгию Урсу (который в 1985 году был забит до смерти по приказу Секуритате), а также к кинорежиссеру Мирче Сэукану , который сам был противником коммунистического режима. [ 40 ] Одна из версий связывает насильственную смерть Урсу с тем, что он отказался свидетельствовать против своих друзей-писателей во время допросов — среди тех, чья деятельность могла заинтересовать следователей, были Богза, Нина Кассиан и Иордан Чимет . [ 41 ]

В конце марта 1989 года, за десять месяцев до того, как румынская революция свергла коммунизм, Богза вместе с Палеологу, Дойнашем, Хаулицэ, Октавианом Палером , Михаилом Шора и Андреем Плешу подписали « Письмо семи» , адресованное Думитру Раду Попеску (главе Румынской революции). Союз писателей) в знак протеста против Динеску Мирчи домашнего ареста поэта Секуритате. [ 42 ] [ 43 ] Йосеф Говрин , занимавший в то время пост посла Израиля в Румынии, так прокомментировал документ, который был разослан членам дипломатического корпуса и другим кругам: «Несмотря на сдержанный стиль, в письме Союз писателей резко обвинялся в за отсутствие защиты своих членов и за широко распространенное отчуждение между румынской культурой и ее темами». [ 42 ]

На заключительном этапе своей жизни Гео Богза дал серию интервью журналистке Диане Туркони, которая опубликовала их под названием Eu sunt cinta («Я — цель»). [ 1 ] Он умер в Бухаресте после непродолжительной госпитализации в местную больницу Элиас.

Авангардная эстетика

[ редактировать ]

Пожизненное, но неравномерное участие Гео Богзы в сюрреализме остается предметом интереса и, по мнению многих, привело к созданию некоторых из его лучших произведений. Искусствовед С.А. Мансбах определил Богзу как «самого скандального из румынских поэтов-авангардистов, редактора и автора множества радикальных публикаций», а «Секс-дневник» назвал «пробным камнем зарождающегося румынского сюрреалистического авангарда». ". [ 4 ] В 1992 году американский авангардный журнал Exquisite Corpse сопроводил некоторые из его ранних стихов замечанием: «Мы любим Богзу-младшего». [ 13 ]

Большая часть творчества Богзы связана с социальной критикой , отражающей его политические убеждения. Так было во многих его репортажных и сатирических произведениях. Говоря об этой черте, Михуляк заметил, что 20-летний Богза был в некотором смысле предшественником более поздних поколений протестующих, таких как американские битники и » Соединенного Королевства « разгневанные молодые люди . [ 5 ] В 1932 году Богза заявил: «Мы пишем не потому, что хотим стать писателями, а потому, что мы обречены писать, так же как мы были бы обречены на безумие, на самоубийство». [ 1 ]

Юный Богза сделал непристойность своим эстетическим кредо. Вскоре после оправдания он писал: «Чтобы достичь новой формы дворянства, необходимо предварительно привить свою душу грязью». [ 2 ] Он уточнил: «Слово должно быть очищено от елейных смыслов, которые оседают на нем. Очищено от пепла. Пламя внутри зажгется, поскольку введение слов, как и у женщин, является [в настоящее время] привилегией, отведенной для крупные землевладельцы». [ 1 ] [ 2 ] Гео Богза выступил в защиту табуированных слов, таких как căcat («дерьмо») и âă («синица»), утверждая, что первоначальная откровенность румынской ненормативной лексики была испорчена современным обществом. [ 1 ] Одно из его обычных и весьма противоречивых стихотворений того периода гласило:

В юности он распространил свой протест на культурные учреждения в целом: во время посещения средней школы в Плоешти , где он должен был обратиться к коллективу, он напал на местные учебные заведения за то, что они «заботились о кастрации [...] железы любого прямого утверждения», и за сходство с « Бастилией ». [ 1 ] [ 2 ] В своих ранних стихах в прозе Богза обращался к работникам нефтяной промышленности в своей родной Прахове, заявляя, что определяет себя по отношению к их работе (при этом все еще апеллируя к образам грязи). определил этот сериал Критик Константин Стэнеску как стихи, «реабилитирующие, среди прочего, скомпрометированный «жанр» социальной поэмы». [ 2 ] В одном из таких произведений, опубликованном в 1929 году и озаглавленном Poem cu erou («Поэма с героем»), задокументирована необычная смерть хулигана по имени Николае Илие, который сгорел после того, как его одежда загорелась. [ 1 ] [ 2 ] Инцидент обсуждался в прессе того времени, и поэту приписывают личный вклад в его огласку. [ 1 ] Богза аллегорически говорил о ощущении « запаха цуйки и тыквы» фекалий Николае Илие «каждый раз, когда я подношу ко рту буханку хлеба или кружку молока». [ 2 ] Он написал:

Он распространил обращение к нефтяникам, в котором отождествляет нефть с грязью и с самим собой:

В другом из своих ранних поэтических произведений ( Destrămări la ore fixe , «Разгадки в заранее созванные часы») Гео Богза подробно остановился на теме меланхолии и утраты:

Репортаж и агитпроп

[ редактировать ]

одним из первых и самых известных авторов репортажей в румынской литературе назвал Богзу Журналист Кэтэлин Михуляк , создав и «облагородив» этот жанр. [ 5 ] Его иногда цитируют вместе с его современником Ф. Брунеа-Фоксом , чьи столь же известные репортажи были менее художественными и больше имели отношение к журналистским расследованиям . [ 44 ] Михуляк, отметивший, что Богза был «пугающе талантливым», также заявил, что «румынская журналистика обязана Гео Богзе больше, чем кому-либо другому». [ 5 ]

Также, по словам Михуляка, Богза претерпел радикальные изменения примерно в 1935 году, когда его писательство стало профессиональным, а его сюжеты превратились из «самого себя» в «толпу». [ 5 ] Эти сочинения в конечном итоге были разделены на две основные серии: Cartea Oltului («Книга реки Олт ») и ări de pîtăr, de foc, de pămătă («Земли камня, огня, земли»). [ 5 ] [ 45 ] Писатель путешествовал по стране в поисках сюжетов, и результаты этих исследований были оценены по силе предположения и наблюдения. [ 5 ] [ 45 ]

В одном из его репортажей того периода особенно обсуждалась широко распространенная бедность, с которой он столкнулся во время своего путешествия в восточную провинцию Бессарабия , и он назывался «Басарабия: tară de pământ» («Бессарабия: Земля почвы»). [ 46 ] В нем писатель рассказал о том, что большинство портных местные жители почти всегда нанимали не для изготовления новой одежды, а для починки старой (в то время, когда большая часть семейных доходов в регионе тратилась на еду и одежду). [ 46 ] Он совершил поездку по бедным районам Бухареста , записывая действия вокруг городской свалки и жизнь ловцов собак , которые травили своих жертв газом и превращали их в дешевое мыло. [ 5 ]

Джордж Кэлинеску предположил, что, «хотя и написанные в самом обычном синтаксисе», его произведения по-прежнему связаны с авангардными стилями, такими как сюрреализм и дадаизм , и отвечают на призыв Пола Стериана из жизнь Университета искать в ее самом чистом виде. . [ 3 ] Параллельно, утверждал Кэлинеску, путь Богзы отражал путь итальянских футуристов , таких как Арденго Соффичи и Филиппо Томмазо Маринетти, а также путь французских гусардов лидера Поля Морана . [ 3 ] Репортаж, написанный после посещения Богзой города Мизил, также являлся исследованием экспериментальной литературы . [ 47 ] Названный «175 минут ла Мизил» («175 минут в Мизиле»), он был охарактеризован как «банальное приключение», и вместе с сатирическим эскизом его предшественника Иона Луки Караджале считается, что он помог произвести впечатление на публику. Имидж Мизила как места, где никогда не происходит ничего важного. [ 47 ] Точно так же в своих путешествиях по Бессарабии он изображал Хотина как воплощение пустынных мест, а Бельцы - как источник «зловонного зловония». [ 48 ]

В одной из своих сатирических статей Богза высмеивал румынскую Почту, казалось бы, чрезмерными правилами, согласно которым письменные принадлежности должны быть доступны публике, но закреплены веревкой:

«Миллион держателей для ручек, украденных в Румынии, был бы почти актом культуры. И [следовательно] можно было бы забыть об унизительном зрелище людей, пишущих с помощью прикованных держателей для ручек. Какое значение имела бы любая потеря по сравнению с красотой держателей для ручек, освобожденных на свободу ?" [ 5 ]

Следующий этап литературной карьеры Богзы Михуляк охарактеризовал как «неловкий». [ 5 ] Это имело отношение к его усвоению коммунистических принципов и его готовности воздать хвалу официальным героям истории Коммунистической партии, таким как Василе Роайтэ (участник забастовки Гривица 1933 года ). [ 5 ] В одной из таких статей Богза утверждал, что был свидетелем пролетариев , которые жили в «новых, выкрашенных в белый цвет домах» и изготавливали для себя визитные карточки , с гордостью рекламируя свою квалификацию в области труда и должности в государственных органах власти. фабрика. [ 5 ]

Еще более спорным оказался его агитационный материал 1950 года « Începutul epopeii» («Начало эпоса»). В тексте восхвалялся режим за проектирование и начало работ на канале Дунай-Черное море , который на самом деле должен был оказаться одним из самых суровых мест для каторжных работ тысячи политических заключенных . , где должны были быть убиты [ 49 ] Историк Адриан Чорояну назвал этот репортаж, наряду с Петру Думитриу и « Бараном Фреса Пульбере» другими произведениями того времени, примером «мобилизующе-почтительной литературы». [ 49 ] Он резюмировал содержание таких текстов как утверждение, что они изображают «последнюю битву мифологического масштаба между старой и новой Румынией, предлагая [...] четкий прогноз относительно того, кто победит». [ 49 ]

Тонкое несогласие

[ редактировать ]

В годы правления Чаушеску Богза выработал уникальный стиль, который под прикрытием внешне незначительных и послушных метафор скрывал подрывные послания. [ 5 ] По словам Михуляка, писатель критически относился к своей позиции по отношению к Коммунистической партии и объяснял ее компромиссом - он считал, что этот посыл очевиден в стихотворении Богзы « Тресеам » («Я проходил»):

Таким образом, он написал статью под названием «Бау Бау» ( по-румынски « Бугимен »), в которой рассказывается о том, как его родители поощряли его бояться вещей, наблюдающих за ним из-за окна, чтобы гарантировать, что он будет вести себя прилично, пока они отсутствуют - подтекст был интерпретирован журналист Виктор Фрунзэ как аллегория политики Чаушеску антисоветской (который пытался предотвратить оппозицию, среди прочего, намекая на угрозу советской интервенции). [ 50 ] В какой-то момент во второй половине 1969 года Гео Богза вместо своей обычной колонки прислал для публикации рисунок трех тополей с подписью, которая гласила:

«Линия тополей выше призвана подчеркнуть не только красоту этой осени, но и мою симпатию ко всему, что имеет определенную высоту и вертикальность». [ 5 ]

Метафора тополя была одной из любимых Богзой: он впервые использовал ее по отношению к себе еще в 1931 году в интервью Саше Панэ . [ 1 ] Ему грозил тюремный срок за скандальные стихи, и он говорил о дереве как о символе отчужденности и своей собственной судьбы. [ 1 ]

Его тонкая техника, как и аналогичные техники, разработанные другими сотрудниками România Literară , время от времени обнаруживалась режимом. Так, секретный отчет Секуритате 1984 года, ставший доступным десять лет спустя, гласил: «Нынешний состав журнала România Literară характеризуется разрывом между политическим содержанием его редакционных статей (полностью соответствующим [и] тому, как декларации приверженность государственной и партийной политике) и содержание журнала, которое, конечно, отличается [...] критика содержания, которая обсуждается на [ România Literară] первой странице , становится эстетизирующей; через остальную часть журнала». [ 51 ]

Наследие

[ редактировать ]
Богза на марке Румынии 2018 года

В литературе

[ редактировать ]

Центральная фигура румынской литературы на протяжении большей части своей жизни, Богза проявлял особый интерес к произведениям других писателей и способствовал укреплению их репутации. В ранний период своего пребывания в Урмузе он активно поощрял различные авангардные течения, а его эклектичные интересы, а также призывы к интеллектуальному бунту сыграли важную роль в формировании творчества и деятельности как конструктивистов , так и сюрреалистов. [ 4 ] Среди наиболее известных писателей, которым он помогал свободно выражать свои мысли, были его соавторы Тристан Цара , Стефан Ролл и Илария Воронка . [ 4 ] он также был известен как первый, кто опубликовал » Урмуза « Фуксиаду (через несколько лет после того, как ее автор покончил жизнь самоубийством). [ 1 ] Макс Блехер также выразил благодарность Гео и Екатерине Богза за помощь в завершении и публикации «Событий из непосредственной нереальности» . [ 19 ]

Его роль критика, покровителя и пропагандиста искусства продолжалась и при коммунистическом режиме, и он сохранял живой интерес к рецензированию литературы всех видов. После 1960-х годов он участвовал в возрождении румынского авангарда и вместе с Полем Пауном и Марселем Аврамеску ранее неопубликованные работы Сесто Палса . помог представить международной аудитории [ 7 ] [ 16 ] В 1978 году он также переиздал свои самые ранние стихи для «Урмуза » в рамках нового тома «Орион» . [ 1 ] [ 2 ] Его положение также позволило ему обеспечить определенную степень защиты литераторам, преследуемым властями. По словам Евгения Симиона , в 1950-е годы по совместной инициативе Богзы и философа Тудора Виану была предпринята попытка спасти академика и публициста Д. Д. Панайтеску из коммунистического заключения. [ 27 ] Антони Пламэдялэ , политический узник коммунистического режима и будущий румынский православный митрополит Трансильвании , выразил благодарность Богзе и писателю и богослову Гале Галактион за то, что они обеспечили признание его дебютному роману, несмотря на политические препятствия. [ 52 ]

Релевантность инакомыслия Богзы, как и аналогичная позиция Евгения Джебеляну , Марина Преды и других, тем не менее, обсуждалась писателем Георге Григорку , который назвал это «оппозицией в кофейне». [ 53 ] Григорку, который подчеркнул близость между этими писателями и несогласными, но высокопоставленными активистами Коммунистической партии, такими как Георге Рэдулеску и Джордже Маковеску , обратил внимание на тот факт, что Богза отказался поставить свою подпись под призывом к радикальным переменам, подготовленным писатель Поль Гома в 1977 году. [ 53 ] Сообщается, что, столкнувшись с массовым движением в Гоме, Гео Богза спросил: «Кто этот человек из Гомы?» [ 53 ]

Богза в своих стихах часто упоминал реальные события и людей. Наряду с Николае Илие и его смертью, его ранние стихи прямо отсылают к Александру Тудор-Миу , поэтам Симиону Стольнику и Вергилию Георгиу , а также к жене Воронки, Коломбе. [ 1 ] На том же этапе своей карьеры Гео Богза посвятил небольшой отрывок писателю XIX века Михаю Эминеску , чьим грустным стихам он объяснил свое кратковременное юношеское побуждение покончить жизнь самоубийством. [ 1 ] - будучи стариком, он возлагал цветы к статуе Эминеску перед Румынским Атенеумом каждое 15 января (день рождения поэта). [ 11 ] В коротком эссе, которое он написал в конце жизни, под названием «Огарии» («Борзые»), было проведено сравнение породы, рассматриваемой как образец элегантности, и эксцентричного -символиста автора Матейу Караджале . [ 5 ]

Инновационные репортажи, которые он написал в более позднем возрасте, установили руководящие принципы и открыли дорогу для ряда известных авторов, среди которых были Пол Ангел , Траян Т. Кошовей , Иоан Григореску и Илие Пуркару . [ 44 ] Корнел Нистореску , обозреватель и автор репортажей, также считается одним из Богзы и Ф. Брунеа-Фокса . учеников [ 54 ] Критики отметили потенциальное влияние его ранней поэзии на постмодернистскую литературу в Румынии. [ 2 ] [ 55 ] [ 56 ] Несколько комментаторов, в том числе Николае Манолеску , проследили связь между его стихами 1920-х и 1930-х годов и многими из стихов, написанных Флорианом Яру в период с 1982 по начало 2000-х годов. [ 55 ] [ 56 ]

В отличие от своего статуса бывшего политзаключенного и новообретенной христианской веры, Николае Стейнхардт продолжал ценить вклад Богзы и в 1981 году написал эссе, посвященное его работе и их дружбе. [ 10 ] [ 57 ] Названный Гео Богза – поэт впечатлений, экзальтации, величия, торжественности, изобилия и патетизма («Гео Богза – поэт впечатлений, экзальтации, величия, торжественности, изобилия и патетизма») под редакцией писателя Мирчи Сынтимбреану , [ 57 ] охарактеризовал его литературный критик Ион Богдан Лефтер как « восхваление [...] их общей молодости, рассматриваемой как рай свободы». [ 10 ] Г. Брэтеску , который сам участвовал в редактировании и утверждал, что помогал в публикации тома Стейнхардта, вспоминал, что был «очарован» как «дерзостью» Богзы, так и «искусством Стейхардта доказывать такую ​​дерзость». [ 12 ]

Сесто Палс также является автором Epitaf pentru Geo Bogza («Эпитафия Гео Богза»), впервые опубликованной Николае Цоне в 2001 году. [ 16 ] Писатель также стал героем одного из Б. Элвина эссе , собранного под названием Datoria de a ezita («Долг колебаться») и впервые опубликованного в 2003 году. [ 35 ] В том же году его переписка с различными трансильванскими писателями была опубликована под названием Rânduri cătretinerii scriitori ardeleni («Письма молодым трансильванским писателям»). [ 1 ] Отношения между Богзой и Мирчей Сэуканом послужили основой для небольшого художественного произведения, которое последний написал и продиктовал в рамках сборника интервью 2007 года. [ 40 ]

Другие дань уважения

[ редактировать ]
Мемориальная доска в Бухаресте

Богза стал героем портрета, написанного его другом Виктором Браунером , что само по себе стало предметом скандала. [ 4 ] Произведение, определенное С.А. Мансбахом как одно из «наиболее полно реализованных сюрреалистических полотен Браунера [начала 1930-х годов]», изображало обнаженного субъекта с отрубленной головой и удлиненными половыми органами (символы, которые, вероятно, намекали на элементы, присутствующие в собственных текстах Богзы). ). [ 4 ]

Повесть Богзы, Sfârşitul lui Iacob Onisia («Конец Якоба Онисии»), послужила основой для фильма 1988 года « Якоб» (в переводе на английский язык как «Джейкоб» , или, полностью, «Несчастья золотодобытчика – Джейкоб» ). [ 58 ] [ 59 ] История о жестоких рабочих, ведущих жалкую жизнь и искушенных воровать, чтобы заработать себе на жизнь. Она была адаптирована для экрана и поставлена ​​Мирчей Даниелюком , а сыграл Дорел Вишан в главной роли (в число других актеров входят Сесилия Бирбора , Ион Фискутяну и Дину Апетрей ). . [ 58 ] [ 59 ] В статье для The New York Times американский критик Винсент Кэнби назвал постановку «нехарактерной и мрачной». [ 58 ] Тем не менее, румынские критики сочли постановку Даниелюка законченной подрывной деятельностью, утверждая, что режиссер использовал предлог социалистического реализма, чтобы прокомментировать конфликт между режимом Чаушеску и шахтерами долины Жиу ( см. Забастовку шахтеров долины Жиу в 1977 году ). [ 59 ] Суд над Богзой стал темой эпизода сериала « Бухарест, строгая секретность » («Бухарест, совершенно секретно»), снятого писателем и политологом Стелианом Тэнасе и показанного на канале Realitatea TV в 2007 году. [ 60 ]

В честь Богзы были названы школы в Бухаресте и одна в Бэлане , а также дом культуры и улица в Кампине . Мемориальная доска была установлена ​​на улице Штирбей Водэ в центре Бухареста, в доме, где он жил с 1977 по 1993 год. [ 61 ] В Кампине также проводится ежегодный театральный фестиваль Гео Богза.

Избранные работы

[ редактировать ]

Сборник стихов

[ редактировать ]
  • Jurnal de sex («Секс-дневник»), 1929 г.
  • Poemul invectivă («Оскорбительная поэма» или «Презрительная поэма»), 1933 г.
  • Иоана Мария: 17 стихотворений («Иоана Мария: 17 стихотворений»), 1937 г.
  • Песня бунта, любви и смерти («Песня бунта, любви и смерти»), 1947 г.
  • Орион , 1978 год.

Сборник журналистики

[ редактировать ]
  • Cartea Oltului («Книга Олта»), 1945 г.
  • Lands of Stone, Fire, Earth («Земли камня, огня, земли»), 1939 г.
  • Люди и уголь в долине Цзю , 1947 год.
  • Три путешествия в сердце земли («Три путешествия в сердце земли»), 1951 г.
  • Tablou Geografic («Географический обзор»), 1954 г.
  • Годы тьмы , 1955.
  • Советские меридианы («Советские меридианы»), 1956 г.
  • Сегодня в Румынии: книга радиорепортажей («Сегодня в Румынии: книга радиорепортажей»), 1972 г.
  • Статуи на Луне («Статуи на Луне»), 1977 г.
  • Конец Якоба Онисии («Конец Якоба Онисии»), 1949 год; новелла
  • Я цель: Гео Богза в диалоге с Дианой Туркони («Я цель: Гео Богза взял интервью у Дианы Туркони»), 1994 г.
  • Письма молодым трансильванским писателям («Письма молодым трансильванским писателям»), 2003 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также Мирча Попа, «Гео Богза, повстанец», в Familia , Vol. В, номер. 11–12 (480–481), ноябрь – декабрь 2005 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Константин Стэнеску , «Журнал. Гео Богза, повстанец», в CulturA , №6, стр.32.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кэлинеску, стр.891
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к С.А. Мансбах, «Иностранность» классического современного искусства в Румынии», в The Art Bulletin , сентябрь 1998 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с (на румынском языке) Кэтэлин Михуляк , «Добро пожаловать в лагерь принудительного чтения». Архивировано 22 мая 2011 г. в Wayback Machine , в Адевэруле , 11 апреля 2004 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час (на румынском языке) Лео Бутнару , «Заметки о румынском авангарде». Архивировано 7 января 2008 г. в Wayback Machine , в Контрафорте , 6 (140), июня 2006 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Пауль Чернат , «Sesto Pals, avangardistul subteran». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today , в Observator Culture , Nr. 179, июль – август 2003 г.; получено 21 ноября 2007 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Даниэла Шонтика, «Между поэзией и тюрьмой» (с расшифровкой скандального стихотворения 1933 года), в Jurnalul National , 10 октября 2005 г.
  9. ^ Открытие фотовыставки Иосифа Бермана «Человек с тысячей глаз». Архивировано 15 марта 2007 г. в Wayback Machine , на сайте румынской еврейской общины ; получено 20 ноября 2007 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Ион Богдан Лефтер , «Дебют с Н. Стейнхардтом». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today (рецензия Джорджа Арделяну, Николае Стейнхардта. Монография, комментируемая антология, критический прием ), в Observator Culture ; получено 20 ноября 2007 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Диана Туркони, «Город дымовых силуэтов I» , в журнале 22 , № 1. 828, январь 2006 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Брэтеску, стр.40
  13. ^ Перейти обратно: а б с Ранние стихи Богзы в переводе Джулиана Семилиана и биографическая справка. Архивировано 3 октября 2006 г. в Wayback Machine , в Exquisite Corpse , ноябрь/декабрь 1992 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Орнеа, стр.450
  15. ^ Брэтеску, стр.73
  16. ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) «Sesto Pals. Repere biografice». Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine , в Observator Culture , Nr. 320, май 2006 г.; получено 20 ноября 2007 г.
  17. ^ Орнеа, стр.450-451.
  18. ^ Орнеа, стр.451, 457.
  19. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Алина Андрей, «Руководство по фотографии: фотографии Блехера» , в издательстве «ЛитерНет» ; получено 21 ноября 2007 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж (на румынском языке) Пауль Чернат , «Политическое подполье румынского авангарда» (обзор Стелиана Тэнасе, Румынский авангард в архивах безопасности). Архивировано 17 мая 2011 г. в Wayback Machine , в Observator Culture . № 417, апрель 2008 г., получено 23 апреля 2008 г.;
  21. ^ Перейти обратно: а б Михай Дину Георгиу, Лючия Драгомир, Литература и символическая сила. Конференция состоялась в Бухаресте (Румыния) 30 и 31 мая 2003 г. , Maison des Sciences de l'homme , Editura Paralela 45 , Париж, 2005 г., стр. 240. ISBN   2-7351-1084-2
  22. ^ Хаммонд, стр.70, 72.
  23. ^ Лист, стр.252
  24. ^ Брэтеску, стр.222
  25. Богза, «Конгресс Сантьяго», переиздано в Jurnalul Nacial , 8 октября 2006 г.; Хаммонд, стр.72
  26. ^ Перейти обратно: а б с Тисмэняну, стр.187
  27. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Евгений Симион , «Годовщины, поминки, люстрации» , в Зиуа , 21 октября 2006 г.
  28. ^ (на румынском языке) Диана Туркони, «Город дымовых силуэтов II». Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine , в Revista 22 , No. 837, март 2006 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Станкович, «Отношения югославско-советского блока — взгляд со стороны» , Исследование Радио «Свободная Европа» , 19 июня 1958 г., в Архиве открытого общества Блинкена , получено 8 сентября 2021 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Тисмэняну, стр.342
  31. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Валериу Рапяну , «Какой роман, жизнь Захарии Станку». Архивировано 20 декабря 2007 г. в Wayback Machine , в журнале «Исторический журнал» , сентябрь 1998 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с «Национальная конференция румынских писателей» , Исследование Радио «Свободная Европа» , 15 июня 1972 г., в Архиве Открытого общества Блинкена , получено 8 сентября 2021 г.
  33. ^ Лист, стр.460; Тисмэняну, стр.353
  34. ^ Перейти обратно: а б Тисмэняну, стр.353
  35. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Моника Гец, «Как не стать тем, кем я не являюсь». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today , в Observator Culture , No. 178, июль 2003 г.; получено 23 ноября 2007 г.
  36. ^ Талашман Чиореан, стр.124
  37. ^ (на румынском языке) Эмиль Бердели, «Почему служба безопасности преследует тебя, Мифик? Из страха, монстр». Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine , в Гардиануле , 12 мая 2008 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Люсия Драгомир, «Слухи и месть». Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Old Dilema , Vol. III, No. 121, 19 мая 2006 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Рэзван Савалюк, «лидер ФРМ, преследуемый в 80-е годы за антисемитизм». Архивировано 12 ноября 2007 г. в Wayback Machine , в Зиуа , 12 января 2004 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Юлия Блага, Призраки и правда. Книга с Мирчей Сэуканом , LiterNet, Бухарест, 2007, стр. 104–105, 140–143, 149–151, 300, 353. ISBN   978-973-7893-65-9
  41. ^ (на французском языке) Габриэла Блебеа Николае, «Проблемы идентичности: исследование проблемы идентичности в посткоммунистический период в Румынии» , в «Этнологии », Vol. 25, № 1/2003 (размещено на сайте Érudit.org ); получено 20 ноября 2007 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б Йосеф Говрин , Израильско-румынские отношения в конце эпохи Чаушеску: наблюдения посла Израиля в Румынии, 1985–89 , Routledge , Лондон, стр.75. ISBN   0-7146-5234-2
  43. ^ Детлеф Поллак, Ян Вильгос, Инакомыслие и оппозиция в коммунистической Восточной Европе , Ashgate Publishing, Лондон, 2004, стр.157. ISBN   0-7546-3790-5
  44. ^ Перейти обратно: а б Лисей, стр.99
  45. ^ Перейти обратно: а б Кэлинеску, стр.891-892.
  46. ^ Перейти обратно: а б Кристина Петреску, «Контрастные/конфликтующие идентичности: бессарабцы, румыны, молдаване», в книге «Построение нации и оспариваемые идентичности: тематические исследования Румынии и Венгрии». Архивировано 20 августа 2007 г. в Wayback Machine , Regio Books, Polirom , Будапешт и Яссы, 2001 г. , с.161, 175. ISBN   963-00-8714-6
  47. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Пол Чернат , «Мизилеец, который «имеет значение»» , в Observator Culture , No. 222, июнь 2004 г.; получено 20 ноября 2007 г.
  48. ^ Кэлинеску, стр.892
  49. ^ Перейти обратно: а б с Адриан Чорояну , На плечах Маркса. Введение в историю румынского коммунизма , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2005, стр.305. ISBN   973-669-175-6
  50. ^ Лист, стр.460
  51. ^ Талашман Чиореан, стр.138-139.
  52. ^ «Праздник Вознесения», в Jurnalul Nacialal , 9 июня 2005 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Георге Григорку , «Что означает неуклюжий писатель». Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine , в «Литературных беседах» , апрель 2002 г.
  54. ^ (на румынском языке) Роксана Лупу, «Устаревший литературный жанр?!» (интервью с Корнелом Нистореску). Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Old Dilema , Vol. III, нет. 140, 29 сентября 2006 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Сорин Александреску, «Ретроспектива Николае Манолеску (V)». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today , в Observator Culture , No. 93, декабрь 2001 г.; получено 23 ноября 2007 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Иоан Холбан, «Я схожу с ума, и мне очень жаль» , в Evenimentul , 15 октября 2005 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б Брэтеску, стр.366-367
  58. ^ Перейти обратно: а б с Винсент Кэнби , «Обзор/фильм; На работе и дома, трудная жизнь», в The New York Times , 3 октября 1988 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Дуанель Тронару, «Якоб Онисия готовится умереть» , первоначально опубликовано в România Liberă (февраль 2003 г.); в издательстве «ЛитерНет» ; получено 21 ноября 2007 г.
  60. ^ (на румынском языке) Магдалена Попа Булук, «История - это не ящик с хламом с чердака, это что-то очень живое» (интервью со Стелианом Тэнасе). Архивировано 9 ноября 2007 г. в Wayback Machine , в Адевэруле , 11 июля. 2007 год
  61. ^ (на румынском языке) Важная инициатива USR Мемориальные доски румынским писателям. Архивировано 11 ноября 2007 г. в Wayback Machine , на сайте Союза румынских писателей ; получено 21 ноября 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c58cb544cbde8e84e550e7c1342c4354__1722742140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/54/c58cb544cbde8e84e550e7c1342c4354.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Geo Bogza - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)