Гео Богза
Гео Богза | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Георге Богза 6 февраля 1908 г. Блеой , уезд Прахова , Королевство Румыния |
Умер | 14 сентября 1993 г. Бухарест , Румыния | (85 лет)
Занятие | поэт, эссеист, журналист |
Национальность | румынский |
Альма-матер | Военно-морская академия |
Период | 1928–1993 |
Жанр | лирика , свободный стих , проза , репортаж , сатира |
Литературное движение | Авангард Сюрреализм Социалистический реализм |
Родственники | Александру Богза ( отец ) Раду Тудоран ( брат ) |
Подпись | |
![]() |
Гео Богза ( Румынское произношение: [ˈd͡ʒe.o ˈboɡza] ; урожденный Георге Богза ; 6 февраля 1908 — 14 сентября 1993) — румынский теоретик авангарда , поэт и журналист, известный своими левыми и коммунистическими политическими убеждениями. В молодости в межвоенный период он был известен как бунтовщик и был одним из самых влиятельных румынских сюрреалистов . Несколько его спорных стихотворений дважды привели к его тюремному заключению по причине непристойности , и он стал участником конфликта между молодыми и старыми румынскими писателями, а также конфронтации между авангардом и крайне правыми . На более позднем этапе Богза получил признание за свои многочисленные и совершенные репортажи , став одним из первых, кто культивировал этот жанр в румынской литературе и использовал его как площадку для социальной критики .
После создания коммунистической Румынии Богза адаптировал свой стиль к социалистическому реализму и стал одним из самых важных литературных деятелей, служивших правительству. Со временем он стал тонким критиком режима, особенно во время правления Николае Чаушеску , когда он занял диссидентскую позицию. Начиная с конца 1960-х годов, он публиковал свое неудобное отношение как подтекст к явно невинным статьям и эссе. Редактор журналов Viata Românească и România Literară , Гео Богза был одним из руководителей Союза румынских писателей и членом Румынской академии .
Он был старшим братом Раду Тудорана , известного писателя, чей политический выбор резко контрастировал с политическим выбором Гео Богзы и сделал Тудорана объектом коммунистического преследования. Богза на протяжении всей жизни имел контакты с некоторыми представителями румынского авангарда, среди них Виктором Браунером , Максом Блехером , Сесто Палсом , Сашей Панэ и Паулем Пауном , и дружил, среди прочих, с эссеистом и богословом Николае Стейнхардтом , диссидентом Георге Урсу и режиссер Мирча Сэукан .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы и авангард
[ редактировать ]Гео Богза родился в Блехое , уезд Прахова . В какой-то момент, в конце 1930-х годов, Богза был раздражен, прочитав статью, написанную одним из его фашистских противников, Александру Ходошем (позже членом Железной гвардии ). Ходош намекнул, что Богза не был этническим румыном , что побудило последнего уточнить свое происхождение и имя. [ 1 ] [ 2 ] Богза опроверг обвинение, указав, что его отец был родом из села Богзешти, в Секуень , уезд Нямц , и что его мать (урожденная Георгеску) была дочерью румынского трансильванского активиста, бежавшего из Австро-Венгрии в Королевство Румыния . [ 1 ] [ 2 ] Происхождение было подтверждено литературным критиком Джорджем Кэлинеску в коротком биографическом эссе. [ 3 ]
Гео Богза, который сообщил, что он был крещен в румынской православной церкви , также подчеркнул, что его имя Георге было преобразовано в лицемерное Гео, когда он был еще ребенком, и что он стал предпочитать сокращенную форму. [ 1 ] [ 2 ] Известно, что на ранних этапах своей карьеры он подписывал произведения именем Джордж Богза ( Джордж - вариант Георге ). [ 1 ] [ 2 ]
Богза посещал школу в Плоешти и учился на моряка в Военно-морской академии в Констанце , но никогда не искал работу в румынских военно-морских силах . [ 1 ] До 28 лет часть своего дохода он зарабатывал матросом на торговом судне. [ 3 ] Он вернулся в свой родной уезд Прахова , жил в Буштенари и в конце концов поселился в Бухаресте .
В 1927 году он дебютировал в поэзии, написав для модернистского журнала Câmpina в Прахове , который редактировал поэт Александру Тудор-Миу . [ 1 ] [ 2 ] В следующем году он сотрудничал с Саши Панэ авангардным журналом «Уну» (также известным как «Уну» ), редактировал недолговечный сюрреалистический и антибуржуазный журнал , черпавший вдохновение из Урмуза (и названный в честь этого писателя), [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] и опубликовано в Тюдора Аргези «Bilete de Parrotgal» . [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] Аргези восхищался молодым писателем, и ему приписывают то, что он предложил название «Урмуз» . журналу [ 1 ]
В этот период Гео Богза стал одним из самых узнаваемых молодых бунтарских авторов, в эту категорию также входили, среди прочих, Марчел Аврамеску , Герасим Лука , Пол Паун , Константин Нисипяну и Сесто Палс . [ 6 ] [ 7 ] Со временем он стал известным автором левой и социалистической прессы и одним из самых уважаемых румынских авторов репортажной прозы. В одной из его статей- манифестов говорилось: «У меня всегда было неприятное впечатление, что любая красота может войти в сознание буржуа только на четвереньках (курсив в оригинале)». [ 1 ] [ 2 ] В своей статье для «Урмуза » он осудил условности как «ложное солнце» и «интеллектуальную акробатику», описав свой журнал как «плетку, которая хлещет разум». [ 4 ]
Завоевав похвалу своих коллег, молодых авторов Стефана Ролла и Иларии Воронка , [ 8 ] его раскритиковал видный литератор Джордже Кэлинеску, обвинивший его в « приапизме », [ 3 ] [ 8 ] Богзы основанный на непочтительном тоне и эротических образах . Также в конце 1920-х годов Богза начал путешествовать по долине Прахова , став внимательным наблюдателем местной жизни в тени нефтяной промышленности. [ 1 ] У него произошел конфликт с Тюдор-Миу в августе 1928 года, после того как последний изменил стихотворение, которое Богза отправил для публикации в Кампине - позже в том же году они помирились, а позже написали специальное стихотворение к его годовщине. [ 1 ] Его сотрудничество с Панэ, Роллом, Ионом Винеа , Симионом Стольнику определил и другими привело к созданию специальной литературной группы, которую писатель и критик Камил Петреску как «революционеров из Кампины » (в честь города, где Богза проводит много времени). своего времени). [ 1 ] Среди других писателей, присоединившихся к Богзе в публикации пяти выпусков « Урмуза», были Воронка и дадаист Тристан Цара . [ 4 ]
Он также установил дружбу и сотрудничество с фотографом Иосифом Берня. [ 9 ] и художник Виктор Браунер , [ 4 ] и был близок к писателю и будущему православному отшельнику Николаю Штейнгардту . [ 10 ] После 1930 года он участвовал в полемике с молодыми авторами-традиционалистами, включая поэтессу Отилию Казимир (которую он обвинял в «лицемерии») и членов эклектической группировки, известной как «Критерий» (которые, как он утверждал, были виновны в «насмешках и оппортунизме »). "). [ 1 ] Его отношения с Аргези также стали более отдаленными после того, как Богза выразил неодобрение решению Аргези в 1930 году сотрудничать с Румынским радио - Гео Богза обратил внимание на предыдущие публичные заявления своего старшего коллеги, в которых он критиковал национальную радиостанцию по различным причинам. [ 1 ]
В начале своей юности, находясь в Буштенари, Гео Богза встретил и влюбился в Элизабету (также известную как Банти), на которой вскоре женился. [ 3 ] [ 8 ] Их роман отметил друг Богзы Николае Цоне , который также заявил, что она «жила просто и без всякого волнения в его тени». [ 8 ] Первоначально пара жила в бухарестском доме Саши Панэ, а затем некоторое время в штаб-квартире unu . [ 1 ] В старости он отзывался об одном из этих квартир как о «антисанитарном чердаке, где можно либо задохнуться от жары, либо умереть с голоду от холода». [ 11 ]
Суды и тюремные сроки
[ редактировать ]Работа Богзы оказалась в центре скандалов 1930-х годов: он был впервые арестован по обвинению в производстве порнографии в 1930 году для своего «Секс-дневника» и временно содержался в тюрьме Вэкэрешть , пока не был оправдан . [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] [ 8 ] Тогда он отреагировал на враждебную атмосферу, опубликовав в unu статью , в которой были слова «АКАДЕМИКИ, БРЕТЬ СВОИ МОЗГИ! [в оригинале заглавные буквы]». [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] [ 8 ] (также переводится как «продезинфицировать свои мозги!»). [ 4 ] По поводу суда над ним журнал unu написал: «Богзу предстанут перед судом и понесут наказание за то, что он по неосторожности не дал себя размозжить «должным поведением», за то, что окунул руки в фекалии, за то, что поднял их вверх. к его носу, нюхая их, а затем обрызгивая всех тех, кто баловался своими ноздрями, не замечая его раздраженного характера». [ 1 ] [ 2 ] Другая положительная реакция на его произведения, в частности, включала реакцию учителей средней школы в Плоешти, которые пригласили его присутствовать на празднике, посвященном началу учебного года . [ 1 ]
Как сообщается, Богза попросил, чтобы его защищал Ионел Теодореану , известный писатель, имеющий юридическое образование, но в конечном итоге его интересы представлял Ионел Джиану . [ 6 ] После успеха в суде он выпустил визитные карточки с надписью: «ГЕО БОГЗА/ОПРАВДАН/28 НОЯБРЯ 1932 ГОДА [заглавные буквы в оригинале]». [ 6 ] В конце 1933 года он редактировал новый журнал под названием Viaa Imediată («Непосредственная жизнь»), из которого был опубликован только один номер. [ 12 ] На обложке была фотография группы заброшенных рабочих (она называлась Melacolia celor şezând pe lângă ziduri , «Меланхолия сидящих у стен»). [ 12 ]
В том же году он был взят под стражу во второй раз после публикации своего оскорбительного стихотворения , в котором описывался его сексуальный контакт с служанкой. [ 13 ] — и был приговорен к шести дням тюремного заключения; в 1937 году, одновременно с Х. Бончу , Богза снова отсидел срок за «Наступательную поэму» , [ 6 ] [ 8 ] [ 14 ] после того, как этот вопрос был поднят Иоаном Александру Брэтеску-Войнешти от имени Румынской академии . [ 8 ] [ 14 ] Аналогичные требования о наказании озвучили историк Николае Йорга и поэт и фашистский политик Октавиан Гога . [ 8 ] Йорги Богза часто подвергался нападкам со стороны националистического журнала Cuget Clar . [ 15 ] В тот же период его друзья и коллеги-сюрреалисты Лука и Палс также были заключены в тюрьму по аналогичным обвинениям после того, как Йорга разоблачил их. [ 6 ] [ 7 ] [ 16 ] Среди других молодых авторов, заключенных в тюрьму на таких основаниях, были Паун, Аурел Баранга и Жюль Перахим . [ 6 ]
В статье для журнала «Ази» , рецензии под редакцией Захарии Станку , Богза отверг обвинение как прикрытие роста авторитаризма , поскольку король Карол II пытался конкурировать с фашистской « Железной гвардией» . [ 17 ] Пресса последнего приветствовала этот шаг и, используя резкие антисемитские высказывания, побудила власти вмешаться в аналогичные случаи предполагаемой непристойности , которые она считала характерными как для сюрреализма, так и для еврейско-румынских авторов, связанных с Богзой. [ 18 ]
В 1934 году, посещая Брашов в компании своей жены, Богза встретил Макса Блехера , молодого человека, который был прикован к постели болезнью Потта и начал работу над романом, позже известным как Întâmplări din irealitatea imediată («События в непосредственной нереальности»). [ 19 ] Эти трое стали хорошими друзьями, и Богза призвал его продолжать писать. [ 19 ]
Принятие коммунизма и официального статуса
[ редактировать ]Его растущая симпатия к коммунизму и его связи с запрещенной Румынской коммунистической партией (ПКР) сделали Богзу объектом слежки властей. Sigurança Statului вела на него досье, в котором содержались регулярные сообщения неизвестных информаторов. Секретная служба страны [ 20 ] Один из них утверждает: «Учитывая, что он был коммунистом, [Богза] прикрывал половое созревание своего творчества маской социального бунта». [ 20 ]
В конце 1937 года Гео Богза отправился в Испанию в качестве военного корреспондента во время Гражданской войны , поддерживая республиканскую сторону . [ 2 ] [ 13 ] [ 20 ] [ 21 ] Его позицию того времени можно было сравнить с позицией других левых интеллектуалов, которые проводили кампании против националистических сил или боролись с ними , включая У. Х. Одена и Джорджа Оруэлла . [ 21 ] В этом путешествии его сопровождал Константин Лукреция Вылчану, который мечтал стать писателем и которого Богза попросил внести свой вклад в так и не законченный роман, вдохновленный войной. [ 20 ] Вскоре после их возвращения Вылчану, что было неожиданным жестом, отделился от левого лагеря и объединился с Железной гвардией. [ 20 ]
Писатель сблизился с ПКР, но их отношения испортились c. 1940 год, когда Богза узнал о том, что Советский Союз и нацистская Германия подписали пакт о ненападении . [ 20 ] Врач Г. Брэтеску , который поддерживал контакты с Сашей Панэ и другими деятелями румынского авангарда и, как и он, был тогда боевиком Коммунистической партии, зафиксировал, что к 1943 году между Панэ и Богзой появился намек на напряженность. [ 12 ] Богза, однако, не разорвал связей с сюрреализмом и был одним из немногих, кто был знаком с литературой своего друга Сесто Палса, которую он позже помогал продвигать внутри страны и за рубежом. [ 16 ]
После Второй мировой войны и установления коммунистического режима писатель перенял и включил в свои произведения темы соцреализма , [ 22 ] и был удостоен ряда наград. [ 23 ] В 1950-е годы он много путешествовал по Советскому Союзу. [ 24 ] и Латинская Америка , написав несколько работ на такие темы, как деколонизация . [ 25 ] В 1955 году Богза стал действительным членом Румынской академии.
Историк Владимир Тисмэняну указал, что он был одним из немногих подлинных левых интеллектуалов, связанных с режимом в 1950-е годы - наряду с Анатолием Баконским , Овидием Крохмэлничану , Гео Думитреску , Петру Думитриу , Полом Георгеску , Георге Хауптом , Евгением Джебеляну , Михаилом Петровяну и Николай Тертуллиан . [ 26 ] По словам Тисмэняну, эта группа смогла интерпретировать культурную политику, одобренную румынским лидером Георге Георгиу-Дежем после того, как Венгерская революция 1956 года угрожала разрушить коммунизм в соседних странах, когда режим обратился против сторонников либерализации, таких как Мирон Константинеску и Михаил Давидоглу. , Александру Яр и Ион Витнер . [ 26 ] Комментируя это, Тисмэняну отметил, что Гео Богза и все остальные не смогли дистанцироваться от новых репрессивных настроений, и что молчание группы косвенно помогло главному идеологу Леонте Рэуту и его подчиненному Михаю Бенюку восстановить эффективный контроль над Союзом румынских писателей . [ 26 ]
Богза, однако, скептически относился к целям ПКР, и его поддержка со временем значительно сократилась. Историк литературы Юджин Симион рассказал о попытках писателя смягчить масштабы культурных репрессий и включил его в число «порядочных людей», сделавших это. [ 27 ] Брат Богзы Раду Тудоран , антикоммунист , которому в конце 1940-х годов грозило тюремное заключение после попытки бежать из страны, был осужден коммунистической прессой и жил в относительной безвестности. [ 28 ]
В 1958 году сам Гео Богза подвергся официальной критике в официальной газете Коммунистической партии « Scînteia» , которая утверждала, что он и другие писатели подверглись « буржуазным тенденциям» и « космополитизму », больше не заботясь о «желаниях румынского народа». люди". [ 29 ] Эта тема привлекла внимание в Социалистической Федеративной Республике Югославии , стране, которая при Иосипе Броз Тито встала на независимый путь и критиковала страны Восточного блока за их приверженность сталинизму ( см. Титоизм ). В статье, которую он написал для Borba , югославский писатель Марко Ристич , который говорил о румыне как о «моем друге [...], ностальгическом, одаренном и верном Гео Богзе», воспринял кампанию Скинтеи как доказательство того, что режим Георгиу-Дежа все еще напоминало Иосифа Сталина . [ 29 ] Ристич, опасавшийся цели и последствий таких нападок на румынскую культуру , отмечал, что Богза «напрасно сделал все возможное, пытаясь приспособиться к обстоятельствам, не выдать себя, даже в тот период, когда один Сталин [. ..] решал эстетические задачи, оценивал художественные произведения и задавал тон в своем известном методе». [ 29 ]
В феврале 1965 года, когда Георгиу-Деж скончался от рака, конференция Союза писателей способствовала беспрецедентной атаке на социалистический реализм. [ 30 ] В этом споре писатели напали на президента Союза Бенюка, которого отождествляли со сталинизмом - в результате конфронтации, что стало ранним признаком либерализации, Бенюк был уволен со своего поста и заменен Захарией Станку . [ 30 ] [ 31 ] По словам историка литературы Валериу Рыпяну , Богза, присутствовавший на конференции, дошел до того, что потребовал сжечь кресло Бенюка. [ 31 ]
В оппозиции Чаушеску
[ редактировать ]Член руководства Союза писателей после 1965 года, редактор влиятельного литературного журнала « Viaa Românească» . [ 32 ] Несмотря на свой официальный статус, сам Богза критически относился к использованию националистических тем в официальном дискурсе после прихода к власти Николае Чаушеску в 1960-х годах. [ 33 ] Новая доктрина, в конечном итоге освященная в «Июльских тезисах» Чаушеску , показала, что он занял противоположную сторону: в начале 1970-х годов Богза публиковал статьи, в которых выражал скрытую критику новой политики. [ 34 ] Тисмэняну назвал его одним из самых важных интеллектуалов различного происхождения, сделавших это, в классе, в который также входят члены группы Онирика , а также деятели культуры Джебеляну, Ион Карайон , Штефан Огюстен Дойнаш , Дан Хауликэ , Николае Манолеску , Александру Палеологу. и Мирча Зачу . [ 34 ] Его нонконформистскую позицию сравнивали с позицией его коллеги по поколению, венгерского поэта и видного члена Союза писателей Йожефа Мелиуша . [ 32 ] В 1976 году Богза обсуждал проблему разочарования, заявив: «Жизнь не похожа на турнир, а на простое отключение. От первого до последнего дня». [ 35 ] Что касается такого отношения, которое, как считалось, было связано с политическим контекстом, литературный критик и писатель Б. Элвин , сам бывший левый и диссидент, видел в Богзе символ «вертикальности, отказа, презрения». [ 35 ]
Тем не менее Богза часто был двусмысленным в отношениях с властями, а его публичные высказывания колебались между скрытой сатирой и открытой похвалой. [ 5 ] С 1966 по 1973 год он был сотрудником журнала Contemporanul и был хорошо известен в Румынии благодаря регулярным публикациям в этом журнале коротких эссе. [ 5 ] [ 32 ] (некоторые из них также были прочитаны по национальному радио ). [ 5 ] Богза также вел постоянную колонку во влиятельном журнале «Румыния Литерара» . [ 36 ] Его жесты неповиновения включают в себя демонстрацию поддержки Люсиана Пинтилие , режиссера, работа которого подвергалась цензуре . В 1968 году, только что посмотрев подрывной фильм Пинтилие «Реконструкция» незадолго до его запрета, Богза нацарапал на снегу, установленном на машине режиссера, слова: «Да здравствует Пинтилие! Скромный Гео Богза»; Заявление с тревогой записали агенты румынской тайной полиции Секуритате , ставшие свидетелями инцидента. [ 37 ]
В 1970-х годах Богза и несколько его коллег по Союзу писателей оказались вовлечены в ожесточенный конфликт с националистическим журналом «Сэптамана» , которым руководил писатель Евгений Барбу (который также был одним из лиц, курировавших цензуру в коммунистической Румынии). В 1979 году România Literară опубликовала доказательства того, что в своих произведениях Барбу занимался плагиатом произведений русской литературы . Поползли слухи, что скандал организовал Гео Богза после того, как ему была предъявлена инициатива преобразовать Союз в «Союз писателей-коммунистов». [ 38 ] Последняя инициатива была зафиксирована Секуритате, которая в отчете 1978 года приписала ее Барбу и поэту Адриану Пэунеску . [ 38 ] Согласно различным предположениям, высказанным с тех пор, Богза связался с одним из бывших протеже Барбу, который признался, что ранее копировал тексты разных авторов для выборочного включения в романы Ойгена Барбу. [ 38 ]
Осенью 1980 года Секуритате была встревожена его предполагаемым намерением осудить чиновников страны за то, что они позволили антисемитизму выражаться в прессе. Это произошло после того, как поэт-националист Корнелиу Вадим Тудор подписал статью в газете «Сэптамана» , которая возмутила представителей еврейской общины . Румынии Главный раввин заявил Мозес Розен , что произведение Тюдора является свидетельством « фашизма » и уголовного преследования за « подстрекательство к расовой ненависти ». [ 39 ] В заметке Секуритате, опубликованной журналом Ziua в 2004 году, утверждалось, что Розен готовился вынести на обсуждение проблему антисемитизма в румынском обществе, и изображалось Богза, наряду с Джебеляну и Дэном Дешлиу , как «оказывающее влияние» на раввина, чтобы заставить его «публично потребовать разоблачения «антисемитизма» в Социалистической Р[республике] Румыния». [ 39 ]
Конец коммунизма и последние годы
[ редактировать ]Богза был также близок к откровенному диссиденту Георгию Урсу (который в 1985 году был забит до смерти по приказу Секуритате), а также к кинорежиссеру Мирче Сэукану , который сам был противником коммунистического режима. [ 40 ] Одна из версий связывает насильственную смерть Урсу с тем, что он отказался свидетельствовать против своих друзей-писателей во время допросов — среди тех, чья деятельность могла заинтересовать следователей, были Богза, Нина Кассиан и Иордан Чимет . [ 41 ]
В конце марта 1989 года, за десять месяцев до того, как румынская революция свергла коммунизм, Богза вместе с Палеологу, Дойнашем, Хаулицэ, Октавианом Палером , Михаилом Шора и Андреем Плешу подписали « Письмо семи» , адресованное Думитру Раду Попеску (главе Румынской революции). Союз писателей) в знак протеста против Динеску Мирчи домашнего ареста поэта Секуритате. [ 42 ] [ 43 ] Йосеф Говрин , занимавший в то время пост посла Израиля в Румынии, так прокомментировал документ, который был разослан членам дипломатического корпуса и другим кругам: «Несмотря на сдержанный стиль, в письме Союз писателей резко обвинялся в за отсутствие защиты своих членов и за широко распространенное отчуждение между румынской культурой и ее темами». [ 42 ]
На заключительном этапе своей жизни Гео Богза дал серию интервью журналистке Диане Туркони, которая опубликовала их под названием Eu sunt cinta («Я — цель»). [ 1 ] Он умер в Бухаресте после непродолжительной госпитализации в местную больницу Элиас.
Работа
[ редактировать ]Авангардная эстетика
[ редактировать ]Пожизненное, но неравномерное участие Гео Богзы в сюрреализме остается предметом интереса и, по мнению многих, привело к созданию некоторых из его лучших произведений. Искусствовед С.А. Мансбах определил Богзу как «самого скандального из румынских поэтов-авангардистов, редактора и автора множества радикальных публикаций», а «Секс-дневник» назвал «пробным камнем зарождающегося румынского сюрреалистического авангарда». ". [ 4 ] В 1992 году американский авангардный журнал Exquisite Corpse сопроводил некоторые из его ранних стихов замечанием: «Мы любим Богзу-младшего». [ 13 ]
Большая часть творчества Богзы связана с социальной критикой , отражающей его политические убеждения. Так было во многих его репортажных и сатирических произведениях. Говоря об этой черте, Михуляк заметил, что 20-летний Богза был в некотором смысле предшественником более поздних поколений протестующих, таких как американские битники и » Соединенного Королевства « разгневанные молодые люди . [ 5 ] В 1932 году Богза заявил: «Мы пишем не потому, что хотим стать писателями, а потому, что мы обречены писать, так же как мы были бы обречены на безумие, на самоубийство». [ 1 ]
Юный Богза сделал непристойность своим эстетическим кредо. Вскоре после оправдания он писал: «Чтобы достичь новой формы дворянства, необходимо предварительно привить свою душу грязью». [ 2 ] Он уточнил: «Слово должно быть очищено от елейных смыслов, которые оседают на нем. Очищено от пепла. Пламя внутри зажгется, поскольку введение слов, как и у женщин, является [в настоящее время] привилегией, отведенной для крупные землевладельцы». [ 1 ] [ 2 ] Гео Богза выступил в защиту табуированных слов, таких как căcat («дерьмо») и âă («синица»), утверждая, что первоначальная откровенность румынской ненормативной лексики была испорчена современным обществом. [ 1 ] Одно из его обычных и весьма противоречивых стихотворений того периода гласило:
Соберитесь на первом меридиане секса |
Собрались на первом меридиане секса |
В юности он распространил свой протест на культурные учреждения в целом: во время посещения средней школы в Плоешти , где он должен был обратиться к коллективу, он напал на местные учебные заведения за то, что они «заботились о кастрации [...] железы любого прямого утверждения», и за сходство с « Бастилией ». [ 1 ] [ 2 ] В своих ранних стихах в прозе Богза обращался к работникам нефтяной промышленности в своей родной Прахове, заявляя, что определяет себя по отношению к их работе (при этом все еще апеллируя к образам грязи). определил этот сериал Критик Константин Стэнеску как стихи, «реабилитирующие, среди прочего, скомпрометированный «жанр» социальной поэмы». [ 2 ] В одном из таких произведений, опубликованном в 1929 году и озаглавленном Poem cu erou («Поэма с героем»), задокументирована необычная смерть хулигана по имени Николае Илие, который сгорел после того, как его одежда загорелась. [ 1 ] [ 2 ] Инцидент обсуждался в прессе того времени, и поэту приписывают личный вклад в его огласку. [ 1 ] Богза аллегорически говорил о ощущении « запаха цуйки и тыквы» фекалий Николае Илие «каждый раз, когда я подношу ко рту буханку хлеба или кружку молока». [ 2 ] Он написал:
Я молюсь за тебя, Николае Илие, |
Молю тебя, Николае Илие, |
Он распространил обращение к нефтяникам, в котором отождествляет нефть с грязью и с самим собой:
Я, злой и жестокий, |
Я, черный и уродливый, |
В другом из своих ранних поэтических произведений ( Destrămări la ore fixe , «Разгадки в заранее созванные часы») Гео Богза подробно остановился на теме меланхолии и утраты:
Большие и маленькие, мы заботимся об одной и той же программе; |
Как большие, так и маленькие, нам суждена одна и та же программа; |
Репортаж и агитпроп
[ редактировать ]одним из первых и самых известных авторов репортажей в румынской литературе назвал Богзу Журналист Кэтэлин Михуляк , создав и «облагородив» этот жанр. [ 5 ] Его иногда цитируют вместе с его современником Ф. Брунеа-Фоксом , чьи столь же известные репортажи были менее художественными и больше имели отношение к журналистским расследованиям . [ 44 ] Михуляк, отметивший, что Богза был «пугающе талантливым», также заявил, что «румынская журналистика обязана Гео Богзе больше, чем кому-либо другому». [ 5 ]
Также, по словам Михуляка, Богза претерпел радикальные изменения примерно в 1935 году, когда его писательство стало профессиональным, а его сюжеты превратились из «самого себя» в «толпу». [ 5 ] Эти сочинения в конечном итоге были разделены на две основные серии: Cartea Oltului («Книга реки Олт ») и ări de pîtăr, de foc, de pămătă («Земли камня, огня, земли»). [ 5 ] [ 45 ] Писатель путешествовал по стране в поисках сюжетов, и результаты этих исследований были оценены по силе предположения и наблюдения. [ 5 ] [ 45 ]
В одном из его репортажей того периода особенно обсуждалась широко распространенная бедность, с которой он столкнулся во время своего путешествия в восточную провинцию Бессарабия , и он назывался «Басарабия: tară de pământ» («Бессарабия: Земля почвы»). [ 46 ] В нем писатель рассказал о том, что большинство портных местные жители почти всегда нанимали не для изготовления новой одежды, а для починки старой (в то время, когда большая часть семейных доходов в регионе тратилась на еду и одежду). [ 46 ] Он совершил поездку по бедным районам Бухареста , записывая действия вокруг городской свалки и жизнь ловцов собак , которые травили своих жертв газом и превращали их в дешевое мыло. [ 5 ]
Джордж Кэлинеску предположил, что, «хотя и написанные в самом обычном синтаксисе», его произведения по-прежнему связаны с авангардными стилями, такими как сюрреализм и дадаизм , и отвечают на призыв Пола Стериана из жизнь Университета искать в ее самом чистом виде. . [ 3 ] Параллельно, утверждал Кэлинеску, путь Богзы отражал путь итальянских футуристов , таких как Арденго Соффичи и Филиппо Томмазо Маринетти, а также путь французских гусардов лидера Поля Морана . [ 3 ] Репортаж, написанный после посещения Богзой города Мизил, также являлся исследованием экспериментальной литературы . [ 47 ] Названный «175 минут ла Мизил» («175 минут в Мизиле»), он был охарактеризован как «банальное приключение», и вместе с сатирическим эскизом его предшественника Иона Луки Караджале считается, что он помог произвести впечатление на публику. Имидж Мизила как места, где никогда не происходит ничего важного. [ 47 ] Точно так же в своих путешествиях по Бессарабии он изображал Хотина как воплощение пустынных мест, а Бельцы - как источник «зловонного зловония». [ 48 ]
В одной из своих сатирических статей Богза высмеивал румынскую Почту, казалось бы, чрезмерными правилами, согласно которым письменные принадлежности должны быть доступны публике, но закреплены веревкой:
«Миллион держателей для ручек, украденных в Румынии, был бы почти актом культуры. И [следовательно] можно было бы забыть об унизительном зрелище людей, пишущих с помощью прикованных держателей для ручек. Какое значение имела бы любая потеря по сравнению с красотой держателей для ручек, освобожденных на свободу ?" [ 5 ]
Следующий этап литературной карьеры Богзы Михуляк охарактеризовал как «неловкий». [ 5 ] Это имело отношение к его усвоению коммунистических принципов и его готовности воздать хвалу официальным героям истории Коммунистической партии, таким как Василе Роайтэ (участник забастовки Гривица 1933 года ). [ 5 ] В одной из таких статей Богза утверждал, что был свидетелем пролетариев , которые жили в «новых, выкрашенных в белый цвет домах» и изготавливали для себя визитные карточки , с гордостью рекламируя свою квалификацию в области труда и должности в государственных органах власти. фабрика. [ 5 ]
Еще более спорным оказался его агитационный материал 1950 года « Începutul epopeii» («Начало эпоса»). В тексте восхвалялся режим за проектирование и начало работ на канале Дунай-Черное море , который на самом деле должен был оказаться одним из самых суровых мест для каторжных работ тысячи политических заключенных . , где должны были быть убиты [ 49 ] Историк Адриан Чорояну назвал этот репортаж, наряду с Петру Думитриу и « Бараном Фреса Пульбере» другими произведениями того времени, примером «мобилизующе-почтительной литературы». [ 49 ] Он резюмировал содержание таких текстов как утверждение, что они изображают «последнюю битву мифологического масштаба между старой и новой Румынией, предлагая [...] четкий прогноз относительно того, кто победит». [ 49 ]
Тонкое несогласие
[ редактировать ]В годы правления Чаушеску Богза выработал уникальный стиль, который под прикрытием внешне незначительных и послушных метафор скрывал подрывные послания. [ 5 ] По словам Михуляка, писатель критически относился к своей позиции по отношению к Коммунистической партии и объяснял ее компромиссом - он считал, что этот посыл очевиден в стихотворении Богзы « Тресеам » («Я проходил»):
Я проходил среди тигров |
Я проходил среди тигров |
Таким образом, он написал статью под названием «Бау Бау» ( по-румынски « Бугимен »), в которой рассказывается о том, как его родители поощряли его бояться вещей, наблюдающих за ним из-за окна, чтобы гарантировать, что он будет вести себя прилично, пока они отсутствуют - подтекст был интерпретирован журналист Виктор Фрунзэ как аллегория политики Чаушеску антисоветской (который пытался предотвратить оппозицию, среди прочего, намекая на угрозу советской интервенции). [ 50 ] В какой-то момент во второй половине 1969 года Гео Богза вместо своей обычной колонки прислал для публикации рисунок трех тополей с подписью, которая гласила:
«Линия тополей выше призвана подчеркнуть не только красоту этой осени, но и мою симпатию ко всему, что имеет определенную высоту и вертикальность». [ 5 ]
Метафора тополя была одной из любимых Богзой: он впервые использовал ее по отношению к себе еще в 1931 году в интервью Саше Панэ . [ 1 ] Ему грозил тюремный срок за скандальные стихи, и он говорил о дереве как о символе отчужденности и своей собственной судьбы. [ 1 ]
Его тонкая техника, как и аналогичные техники, разработанные другими сотрудниками România Literară , время от времени обнаруживалась режимом. Так, секретный отчет Секуритате 1984 года, ставший доступным десять лет спустя, гласил: «Нынешний состав журнала România Literară характеризуется разрывом между политическим содержанием его редакционных статей (полностью соответствующим [и] тому, как декларации приверженность государственной и партийной политике) и содержание журнала, которое, конечно, отличается [...] критика содержания, которая обсуждается на [ România Literară] первой странице , становится эстетизирующей; через остальную часть журнала». [ 51 ]
Наследие
[ редактировать ]
В литературе
[ редактировать ]Центральная фигура румынской литературы на протяжении большей части своей жизни, Богза проявлял особый интерес к произведениям других писателей и способствовал укреплению их репутации. В ранний период своего пребывания в Урмузе он активно поощрял различные авангардные течения, а его эклектичные интересы, а также призывы к интеллектуальному бунту сыграли важную роль в формировании творчества и деятельности как конструктивистов , так и сюрреалистов. [ 4 ] Среди наиболее известных писателей, которым он помогал свободно выражать свои мысли, были его соавторы Тристан Цара , Стефан Ролл и Илария Воронка . [ 4 ] он также был известен как первый, кто опубликовал » Урмуза « Фуксиаду (через несколько лет после того, как ее автор покончил жизнь самоубийством). [ 1 ] Макс Блехер также выразил благодарность Гео и Екатерине Богза за помощь в завершении и публикации «Событий из непосредственной нереальности» . [ 19 ]
Его роль критика, покровителя и пропагандиста искусства продолжалась и при коммунистическом режиме, и он сохранял живой интерес к рецензированию литературы всех видов. После 1960-х годов он участвовал в возрождении румынского авангарда и вместе с Полем Пауном и Марселем Аврамеску ранее неопубликованные работы Сесто Палса . помог представить международной аудитории [ 7 ] [ 16 ] В 1978 году он также переиздал свои самые ранние стихи для «Урмуза » в рамках нового тома «Орион» . [ 1 ] [ 2 ] Его положение также позволило ему обеспечить определенную степень защиты литераторам, преследуемым властями. По словам Евгения Симиона , в 1950-е годы по совместной инициативе Богзы и философа Тудора Виану была предпринята попытка спасти академика и публициста Д. Д. Панайтеску из коммунистического заключения. [ 27 ] Антони Пламэдялэ , политический узник коммунистического режима и будущий румынский православный митрополит Трансильвании , выразил благодарность Богзе и писателю и богослову Гале Галактион за то, что они обеспечили признание его дебютному роману, несмотря на политические препятствия. [ 52 ]
Релевантность инакомыслия Богзы, как и аналогичная позиция Евгения Джебеляну , Марина Преды и других, тем не менее, обсуждалась писателем Георге Григорку , который назвал это «оппозицией в кофейне». [ 53 ] Григорку, который подчеркнул близость между этими писателями и несогласными, но высокопоставленными активистами Коммунистической партии, такими как Георге Рэдулеску и Джордже Маковеску , обратил внимание на тот факт, что Богза отказался поставить свою подпись под призывом к радикальным переменам, подготовленным писатель Поль Гома в 1977 году. [ 53 ] Сообщается, что, столкнувшись с массовым движением в Гоме, Гео Богза спросил: «Кто этот человек из Гомы?» [ 53 ]
Богза в своих стихах часто упоминал реальные события и людей. Наряду с Николае Илие и его смертью, его ранние стихи прямо отсылают к Александру Тудор-Миу , поэтам Симиону Стольнику и Вергилию Георгиу , а также к жене Воронки, Коломбе. [ 1 ] На том же этапе своей карьеры Гео Богза посвятил небольшой отрывок писателю XIX века Михаю Эминеску , чьим грустным стихам он объяснил свое кратковременное юношеское побуждение покончить жизнь самоубийством. [ 1 ] - будучи стариком, он возлагал цветы к статуе Эминеску перед Румынским Атенеумом каждое 15 января (день рождения поэта). [ 11 ] В коротком эссе, которое он написал в конце жизни, под названием «Огарии» («Борзые»), было проведено сравнение породы, рассматриваемой как образец элегантности, и эксцентричного -символиста автора Матейу Караджале . [ 5 ]
Инновационные репортажи, которые он написал в более позднем возрасте, установили руководящие принципы и открыли дорогу для ряда известных авторов, среди которых были Пол Ангел , Траян Т. Кошовей , Иоан Григореску и Илие Пуркару . [ 44 ] Корнел Нистореску , обозреватель и автор репортажей, также считается одним из Богзы и Ф. Брунеа-Фокса . учеников [ 54 ] Критики отметили потенциальное влияние его ранней поэзии на постмодернистскую литературу в Румынии. [ 2 ] [ 55 ] [ 56 ] Несколько комментаторов, в том числе Николае Манолеску , проследили связь между его стихами 1920-х и 1930-х годов и многими из стихов, написанных Флорианом Яру в период с 1982 по начало 2000-х годов. [ 55 ] [ 56 ]
В отличие от своего статуса бывшего политзаключенного и новообретенной христианской веры, Николае Стейнхардт продолжал ценить вклад Богзы и в 1981 году написал эссе, посвященное его работе и их дружбе. [ 10 ] [ 57 ] Названный Гео Богза – поэт впечатлений, экзальтации, величия, торжественности, изобилия и патетизма («Гео Богза – поэт впечатлений, экзальтации, величия, торжественности, изобилия и патетизма») под редакцией писателя Мирчи Сынтимбреану , [ 57 ] охарактеризовал его литературный критик Ион Богдан Лефтер как « восхваление [...] их общей молодости, рассматриваемой как рай свободы». [ 10 ] Г. Брэтеску , который сам участвовал в редактировании и утверждал, что помогал в публикации тома Стейнхардта, вспоминал, что был «очарован» как «дерзостью» Богзы, так и «искусством Стейхардта доказывать такую дерзость». [ 12 ]
Сесто Палс также является автором Epitaf pentru Geo Bogza («Эпитафия Гео Богза»), впервые опубликованной Николае Цоне в 2001 году. [ 16 ] Писатель также стал героем одного из Б. Элвина эссе , собранного под названием Datoria de a ezita («Долг колебаться») и впервые опубликованного в 2003 году. [ 35 ] В том же году его переписка с различными трансильванскими писателями была опубликована под названием Rânduri cătretinerii scriitori ardeleni («Письма молодым трансильванским писателям»). [ 1 ] Отношения между Богзой и Мирчей Сэуканом послужили основой для небольшого художественного произведения, которое последний написал и продиктовал в рамках сборника интервью 2007 года. [ 40 ]
Другие дань уважения
[ редактировать ]
Богза стал героем портрета, написанного его другом Виктором Браунером , что само по себе стало предметом скандала. [ 4 ] Произведение, определенное С.А. Мансбахом как одно из «наиболее полно реализованных сюрреалистических полотен Браунера [начала 1930-х годов]», изображало обнаженного субъекта с отрубленной головой и удлиненными половыми органами (символы, которые, вероятно, намекали на элементы, присутствующие в собственных текстах Богзы). ). [ 4 ]
Повесть Богзы, Sfârşitul lui Iacob Onisia («Конец Якоба Онисии»), послужила основой для фильма 1988 года « Якоб» (в переводе на английский язык как «Джейкоб» , или, полностью, «Несчастья золотодобытчика – Джейкоб» ). [ 58 ] [ 59 ] История о жестоких рабочих, ведущих жалкую жизнь и искушенных воровать, чтобы заработать себе на жизнь. Она была адаптирована для экрана и поставлена Мирчей Даниелюком , а сыграл Дорел Вишан в главной роли (в число других актеров входят Сесилия Бирбора , Ион Фискутяну и Дину Апетрей ). . [ 58 ] [ 59 ] В статье для The New York Times американский критик Винсент Кэнби назвал постановку «нехарактерной и мрачной». [ 58 ] Тем не менее, румынские критики сочли постановку Даниелюка законченной подрывной деятельностью, утверждая, что режиссер использовал предлог социалистического реализма, чтобы прокомментировать конфликт между режимом Чаушеску и шахтерами долины Жиу ( см. Забастовку шахтеров долины Жиу в 1977 году ). [ 59 ] Суд над Богзой стал темой эпизода сериала « Бухарест, строгая секретность » («Бухарест, совершенно секретно»), снятого писателем и политологом Стелианом Тэнасе и показанного на канале Realitatea TV в 2007 году. [ 60 ]
В честь Богзы были названы школы в Бухаресте и одна в Бэлане , а также дом культуры и улица в Кампине . Мемориальная доска была установлена на улице Штирбей Водэ в центре Бухареста, в доме, где он жил с 1977 по 1993 год. [ 61 ] В Кампине также проводится ежегодный театральный фестиваль Гео Богза.
Избранные работы
[ редактировать ]Сборник стихов
[ редактировать ]- Jurnal de sex («Секс-дневник»), 1929 г.
- Poemul invectivă («Оскорбительная поэма» или «Презрительная поэма»), 1933 г.
- Иоана Мария: 17 стихотворений («Иоана Мария: 17 стихотворений»), 1937 г.
- Песня бунта, любви и смерти («Песня бунта, любви и смерти»), 1947 г.
- Орион , 1978 год.
Сборник журналистики
[ редактировать ]- Cartea Oltului («Книга Олта»), 1945 г.
- Lands of Stone, Fire, Earth («Земли камня, огня, земли»), 1939 г.
- Люди и уголь в долине Цзю , 1947 год.
- Три путешествия в сердце земли («Три путешествия в сердце земли»), 1951 г.
- Tablou Geografic («Географический обзор»), 1954 г.
- Годы тьмы , 1955.
- Советские меридианы («Советские меридианы»), 1956 г.
- Сегодня в Румынии: книга радиорепортажей («Сегодня в Румынии: книга радиорепортажей»), 1972 г.
- Статуи на Луне («Статуи на Луне»), 1977 г.
Другой
[ редактировать ]- Конец Якоба Онисии («Конец Якоба Онисии»), 1949 год; новелла
- Я цель: Гео Богза в диалоге с Дианой Туркони («Я цель: Гео Богза взял интервью у Дианы Туркони»), 1994 г.
- Письма молодым трансильванским писателям («Письма молодым трансильванским писателям»), 2003 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также Мирча Попа, «Гео Богза, повстанец», в Familia , Vol. В, номер. 11–12 (480–481), ноябрь – декабрь 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Константин Стэнеску , «Журнал. Гео Богза, повстанец», в CulturA , №6, стр.32.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кэлинеску, стр.891
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к С.А. Мансбах, «Иностранность» классического современного искусства в Румынии», в The Art Bulletin , сентябрь 1998 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с (на румынском языке) Кэтэлин Михуляк , «Добро пожаловать в лагерь принудительного чтения». Архивировано 22 мая 2011 г. в Wayback Machine , в Адевэруле , 11 апреля 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час (на румынском языке) Лео Бутнару , «Заметки о румынском авангарде». Архивировано 7 января 2008 г. в Wayback Machine , в Контрафорте , 6 (140), июня 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Пауль Чернат , «Sesto Pals, avangardistul subteran». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today , в Observator Culture , Nr. 179, июль – август 2003 г.; получено 21 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Даниэла Шонтика, «Между поэзией и тюрьмой» (с расшифровкой скандального стихотворения 1933 года), в Jurnalul National , 10 октября 2005 г.
- ^ Открытие фотовыставки Иосифа Бермана «Человек с тысячей глаз». Архивировано 15 марта 2007 г. в Wayback Machine , на сайте румынской еврейской общины ; получено 20 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Ион Богдан Лефтер , «Дебют с Н. Стейнхардтом». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today (рецензия Джорджа Арделяну, Николае Стейнхардта. Монография, комментируемая антология, критический прием ), в Observator Culture ; получено 20 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Диана Туркони, «Город дымовых силуэтов I» , в журнале 22 , № 1. 828, январь 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брэтеску, стр.40
- ^ Перейти обратно: а б с Ранние стихи Богзы в переводе Джулиана Семилиана и биографическая справка. Архивировано 3 октября 2006 г. в Wayback Machine , в Exquisite Corpse , ноябрь/декабрь 1992 г.
- ^ Перейти обратно: а б Орнеа, стр.450
- ^ Брэтеску, стр.73
- ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) «Sesto Pals. Repere biografice». Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine , в Observator Culture , Nr. 320, май 2006 г.; получено 20 ноября 2007 г.
- ^ Орнеа, стр.450-451.
- ^ Орнеа, стр.451, 457.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Алина Андрей, «Руководство по фотографии: фотографии Блехера» , в издательстве «ЛитерНет» ; получено 21 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж (на румынском языке) Пауль Чернат , «Политическое подполье румынского авангарда» (обзор Стелиана Тэнасе, Румынский авангард в архивах безопасности). Архивировано 17 мая 2011 г. в Wayback Machine , в Observator Culture . № 417, апрель 2008 г., получено 23 апреля 2008 г.;
- ^ Перейти обратно: а б Михай Дину Георгиу, Лючия Драгомир, Литература и символическая сила. Конференция состоялась в Бухаресте (Румыния) 30 и 31 мая 2003 г. , Maison des Sciences de l'homme , Editura Paralela 45 , Париж, 2005 г., стр. 240. ISBN 2-7351-1084-2
- ^ Хаммонд, стр.70, 72.
- ^ Лист, стр.252
- ^ Брэтеску, стр.222
- ↑ Богза, «Конгресс Сантьяго», переиздано в Jurnalul Nacial , 8 октября 2006 г.; Хаммонд, стр.72
- ^ Перейти обратно: а б с Тисмэняну, стр.187
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Евгений Симион , «Годовщины, поминки, люстрации» , в Зиуа , 21 октября 2006 г.
- ^ (на румынском языке) Диана Туркони, «Город дымовых силуэтов II». Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine , в Revista 22 , No. 837, март 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Станкович, «Отношения югославско-советского блока — взгляд со стороны» , Исследование Радио «Свободная Европа» , 19 июня 1958 г., в Архиве открытого общества Блинкена , получено 8 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тисмэняну, стр.342
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Валериу Рапяну , «Какой роман, жизнь Захарии Станку». Архивировано 20 декабря 2007 г. в Wayback Machine , в журнале «Исторический журнал» , сентябрь 1998 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Национальная конференция румынских писателей» , Исследование Радио «Свободная Европа» , 15 июня 1972 г., в Архиве Открытого общества Блинкена , получено 8 сентября 2021 г.
- ^ Лист, стр.460; Тисмэняну, стр.353
- ^ Перейти обратно: а б Тисмэняну, стр.353
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Моника Гец, «Как не стать тем, кем я не являюсь». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today , в Observator Culture , No. 178, июль 2003 г.; получено 23 ноября 2007 г.
- ^ Талашман Чиореан, стр.124
- ^ (на румынском языке) Эмиль Бердели, «Почему служба безопасности преследует тебя, Мифик? Из страха, монстр». Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine , в Гардиануле , 12 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Люсия Драгомир, «Слухи и месть». Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Old Dilema , Vol. III, No. 121, 19 мая 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Рэзван Савалюк, «лидер ФРМ, преследуемый в 80-е годы за антисемитизм». Архивировано 12 ноября 2007 г. в Wayback Machine , в Зиуа , 12 января 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б Юлия Блага, Призраки и правда. Книга с Мирчей Сэуканом , LiterNet, Бухарест, 2007, стр. 104–105, 140–143, 149–151, 300, 353. ISBN 978-973-7893-65-9
- ^ (на французском языке) Габриэла Блебеа Николае, «Проблемы идентичности: исследование проблемы идентичности в посткоммунистический период в Румынии» , в «Этнологии », Vol. 25, № 1/2003 (размещено на сайте Érudit.org ); получено 20 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Йосеф Говрин , Израильско-румынские отношения в конце эпохи Чаушеску: наблюдения посла Израиля в Румынии, 1985–89 , Routledge , Лондон, стр.75. ISBN 0-7146-5234-2
- ^ Детлеф Поллак, Ян Вильгос, Инакомыслие и оппозиция в коммунистической Восточной Европе , Ashgate Publishing, Лондон, 2004, стр.157. ISBN 0-7546-3790-5
- ^ Перейти обратно: а б Лисей, стр.99
- ^ Перейти обратно: а б Кэлинеску, стр.891-892.
- ^ Перейти обратно: а б Кристина Петреску, «Контрастные/конфликтующие идентичности: бессарабцы, румыны, молдаване», в книге «Построение нации и оспариваемые идентичности: тематические исследования Румынии и Венгрии». Архивировано 20 августа 2007 г. в Wayback Machine , Regio Books, Polirom , Будапешт и Яссы, 2001 г. , с.161, 175. ISBN 963-00-8714-6
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Пол Чернат , «Мизилеец, который «имеет значение»» , в Observator Culture , No. 222, июнь 2004 г.; получено 20 ноября 2007 г.
- ^ Кэлинеску, стр.892
- ^ Перейти обратно: а б с Адриан Чорояну , На плечах Маркса. Введение в историю румынского коммунизма , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2005, стр.305. ISBN 973-669-175-6
- ^ Лист, стр.460
- ^ Талашман Чиореан, стр.138-139.
- ^ «Праздник Вознесения», в Jurnalul Nacialal , 9 июня 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Георге Григорку , «Что означает неуклюжий писатель». Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine , в «Литературных беседах» , апрель 2002 г.
- ^ (на румынском языке) Роксана Лупу, «Устаревший литературный жанр?!» (интервью с Корнелом Нистореску). Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Old Dilema , Vol. III, нет. 140, 29 сентября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Сорин Александреску, «Ретроспектива Николае Манолеску (V)». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today , в Observator Culture , No. 93, декабрь 2001 г.; получено 23 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Иоан Холбан, «Я схожу с ума, и мне очень жаль» , в Evenimentul , 15 октября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брэтеску, стр.366-367
- ^ Перейти обратно: а б с Винсент Кэнби , «Обзор/фильм; На работе и дома, трудная жизнь», в The New York Times , 3 октября 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Дуанель Тронару, «Якоб Онисия готовится умереть» , первоначально опубликовано в România Liberă (февраль 2003 г.); в издательстве «ЛитерНет» ; получено 21 ноября 2007 г.
- ^ (на румынском языке) Магдалена Попа Булук, «История - это не ящик с хламом с чердака, это что-то очень живое» (интервью со Стелианом Тэнасе). Архивировано 9 ноября 2007 г. в Wayback Machine , в Адевэруле , 11 июля. 2007 год
- ^ (на румынском языке) Важная инициатива USR Мемориальные доски румынским писателям. Архивировано 11 ноября 2007 г. в Wayback Machine , на сайте Союза румынских писателей ; получено 21 ноября 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- (на румынском языке) Studia Universitas Babeş-Bolyai Ephemerides , LII, 1, 2007 г. , в Университете Бабеш-Бойяи в Клуж-Напоке :
- Михай Лисей, «Габриэль Гарсиа Маркес и романул-репортаж», с. 99–104
- Клаудия Талашман Чиореан, «Пропаганда мифа о Новой Эре в период 1989–2000 годов через Литературную Румынию », стр. 121–150.
- Г. Брэтеску , Что должно было быть. Автобиографические заметки , Humanitas , Бухарест, 2003. ISBN 973-50-0425-9
- Джордже Кэлинеску , История румынской литературы от истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986 г.
- Виктор Фрунзэ, История сталинизма в Румынии , Humanitas, Бухарест, 1990 г.
- Эндрю Хаммонд, Балканы и Запад , Ashgate Publishing , Лондон, 2004. ISBN 0-7546-3234-2
- З. Орнеа , Тридцатые годы. Румынские крайне правые , Издательство Румынского культурного фонда , Бухарест, 1995. ISBN 973-9155-43-Х
- Владимир Тисмэняну , Сталинизм на вечность , Полиром , Яссы, 2005. ISBN 973-681-899-3 (перевод книги «Сталинизм на все времена: политическая история румынского коммунизма» , University of California Press , Беркли, 2003). ISBN 0-520-23747-1 )
- 1908 рождений
- 1993 смертей
- Люди из Блежуа
- Политики Коммунистической партии Румынии
- Румынские авторы эротики
- Румынские эссеисты
- Румынские юмористы
- Румынские литературные критики
- Редакторы румынских журналов
- Основатели румынского журнала
- Румынский народ гражданской войны в Испании
- Румынские поэты-мужчины
- Румынские радиоведущие
- Румынские моряки
- Румынские писатели рассказов мужского пола
- Румынские писатели рассказов
- Румынские писатели-сюрреалисты
- Румынские писатели-путешественники
- Румынские военные корреспонденты
- Писатели соцреализма
- Цензура в Румынии
- Споры о непристойности в литературе
- Титульные члены Румынской Академии
- Члены Румынской Православной Церкви
- Кавалеры Ордена Звезды Румынской Социалистической Республики.
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские эссеисты-мужчины
- Авторы рассказов XX века
- эссеисты 20-го века
- Заключенные тюрьмы Вэкэрешть