Шестой приятель
Шестой приятель (Симион Шестопали) | |
---|---|
Рожденный | 1912 или 1913 год Одесса |
Умер | 27 октября 2002 г. (89 или 90 лет) Tel Aviv |
Псевдоним | Д. Отпечаток пальца |
Занятие | поэт, философ, инженер, рисовальщик |
Национальность | Румыния , Израиль |
Период | 1930–2002 |
Жанр | лирика , белый стих , стихотворение в прозе , хайку , эссе |
Литературное движение | уну , Экспрессионизм , Сюрреализм |
Сесто Палс , псевдоним Симиона (также Симона , Семена ) Шестопали (урожденный Шестопал, также переводимый как S(h)estopal , Sestopaly или Sestopali ; ок. 1912 — 27 октября 2002), был русского происхождения румыном и израильтянином . писатель. Прежде всего поэт-философ, он также заслужил признание как художник-график. Впервые он стал известен в подростковом возрасте, когда как друг и соратник Герасима Луки выпустил рецензию «Алге» . Его авангардная эстетика и испытание цензуры привели к их судебному преследованию. В то время как Лука оставался публичным интеллектуалом и основателем румынской сюрреалистической ячейки, Пальс стал отшельником.
Забытый широкой публикой, подвергшийся антисемитским, а затем и коммунистическим преследованиям, он продолжал писать для себя и близкого круга друзей. Он сделал успешную карьеру в гражданском и железнодорожном строительстве, но политическое нонконформизм привело к его маргинализации на протяжении части 1960-х годов.
Переехав в Хайфу в 1970 году, Пальс был заново открыт последующими поколениями румынских и израильских читателей, известных им умеренным сюрреализмом его поэзии и прозы и, в меньшей степени, своим взглядом на гегелевскую философию . Его редакционный дебют состоялся, когда ему было за 80, когда Палс уже был прикован к постели и размышлял о смерти. Это привело к его повторному открытию как автора румынской и израильской литературы .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Симион "Сения" [ 1 ] Шестопал, отпрыск украинской еврейской семьи, родился в Одессе официально 18 сентября 1913 года, но, скорее всего, 5 сентября 1912 года. [ 2 ] [ 3 ] Отец писателя, позже известный как «Эманойл Шестопали», [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] был стамбулиотским евреем , принявшим итальянское гражданство . [ 7 ] По мнению историка литературы Овидия Крохмэлничану , собственное знакомство поэта с еврейской мифологией и ивритом можно рассматривать как ключ к тому, что он был зачислен в хедер . [ 8 ] С. Сфарти, работавший с поэтом-инженером в 1950-х годах, отмечает, что его имя было необычным в приемной ему Румынии, из-за чего его этническую принадлежность было трудно определить, и что оно никогда не обсуждалось в его офисе. [ 9 ] Фамилия, вероятно, произошла от русского прозвища «шесть пальцев» или «шесть пальцев на ногах», и Симион хвастался, что сам унаследовал дополнительный палец на ноге . [ 10 ]
Симион жил в Одессе со своими родителями и братом Фимой до 1920 года, когда они были изгнаны из страны революционной войной . [ 4 ] Его отец продолжал пользоваться защитой итальянской дипломатической миссии, прежде чем переехать с семьей в Румынию и официально изменить свое имя. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В 1922 году трибунал округа Ковурлуй зарегистрировал его отказ от итальянского гражданства. [ 7 ] Мать Симиона, Берта, урожденная Берман, позже организовала переселение своих родственников в новую страну. [ 6 ] Они жили в Галаце , где Симион и Фима начали свое обучение, до 1923 года, затем переехали в Бухарест ; [ 3 ] [ 4 ] в 1930-х годах их домашний адрес был дом № 6 по улице Брынковяну. [ 7 ]
Симион поступил в среднюю школу Матей Басараб , где был коллегой поэта Герасима Луки. Сидя за партой, они стали близкими друзьями. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Они также связались с Аурелом Барангой , который учился в той же школе, но немного моложе. [ 3 ] В их круг также входили женщины-коллеги и поклонницы, среди них Генриетта Якобсон, будущая жена карикатуриста Сола Стейнберга , и Амелия Павел , позже эссеистка и историк искусства. Павел, отдыхавший с Симионом в Соватах летом 1930 года, запомнил его как «милого и воспитанного юношу». [ 10 ] Тем не менее, все трое молодых людей взяли за привычку высмеивать культурные условности: Пальса чуть не исключили из школы, когда он рассмеялся во время лекции о поэте-лауреате Василе Александри . [ 3 ] В 1930 году, идя в ногу с западноевропейским и румынским авангардом, Лука основал радикальный молодежный журнал Alge («Водоросли») при сотрудничестве с Шестопали (номинальным «главным редактором»), [ 3 ] Баранга и Жюль Перахим ; Позже к ним присоединился Пол Паун . Шестопали экспериментировал с литературными псевдонимами, иногда подписывая свои работы для Алге как Д. Ампрент. [ 1 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 11 ] а затем, впервые, Sesto Pals . Квази-анаграмма его румынского имени и инициала, в более поздних ссылках иногда исправлялась на «Шесто Палс» , но поэт всегда подписывал свои произведения без диакритических знаков. [ 12 ]
Скандал с непристойностью
[ редактировать ]Из-за недостаточного финансирования Алдж выпустил в этом выпуске 1930 года всего шесть или семь выпусков. [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] К февралю 1932 года Палс основал свой собственный одновыпускной журнал под названием Muci («Сопли»), который бесплатно распространялся на одной из художественных выставок Перахима. [ 3 ] [ 4 ] Как Паун и другие люди из Алжи , он также был принят в работу в unu , более авторитетном авангардном журнале, но у него была напряженная встреча с его редактором Сашей Панэ . [ 3 ] Тем не менее, unu разместил несколько стихотворений в прозе Палса, в том числе стихотворение, в котором искусство Перахима насмешливо рекламировалось как «ужасное преступление» против государства. [ 3 ] Помимо написания стихов, он интересовался точными науками, получив с отличием степень бакалавра по физике. [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] Он едва сдал общий экзамен после того, как снова раскритиковал работу Александри в своей работе по румынской литературе. [ 3 ]
В 1933 году Лука переиздал «Алге» в более распущенном издании и бросил вызов культурному истеблишменту, отправив копию Николае Йорге , националистическому историку и политическому деятелю. Последовало пресечение их деятельности: все известные участники были задержаны в ходе полицейского расследования, а в доме Палса был произведен обыск в поисках компрометирующих улик. Несмотря на то, что Палс больше не участвовал в работе (и чувствовал себя отчужденным из-за левой воинственности Пауна и Баранги), он был замешан в этом из-за своего номинального редакционного вклада. [ 3 ] [ 6 ] В конце концов он был арестован в середине июля 1933 года. [ 13 ] и отправлен в тюрьму Вэкэрешть , куда были задержаны и его коллеги. Позже Пальс вспоминал, что его подверг тщательному допросу следственный судья и он находился в одной камере с известным коммунистом. Следуя инструкциям Йорги, коронер заявил, что Шестопали сами были коммунистами, присланными из Советского Союза с целью подрыва румынского общества. [ 3 ] [ 6 ] Семье грозило изгнание. [ 3 ]
Родители писателей в итоге добились освобождения. [ 4 ] с Эманойлом, умоляющим своего сына изменить свой образ жизни. [ 1 ] [ 3 ] [ 6 ] Суд вынес решение против группы Alge и приговорил их к двум годам условно. Это запятнало их судебную репутацию, в результате чего Палс подвергся преследованиям. [ 3 ] [ 6 ] Пальс был травмирован всем этим опытом и больше не беспокоился о поступлении в колледж. [ 4 ] хотя его оценки позволили ему поступить в Бухарестский политехнический институт . [ 1 ] [ 3 ] [ 6 ] В 1934 году, когда он и его семья были натурализованы румынами , [ 3 ] [ 7 ] В конце концов Пальс поступил в Политехнический институт по специальности горное дело и металлургия . [ 4 ] Он держался в стороне от литературной жизни. Когда в 1939 году Лука вернулся из Парижа убежденным сюрреалистом , Пальса пригласили присутствовать на заседаниях его бухарестского сюрреалистического кружка. Время от времени он делал это, встречаясь с новыми рекрутами, такими как Дольфи Трост и Геллу Наум , но, как отмечает биограф Палса Михаэль Финкенталь, «курил постоянно [и] молчал». [ 2 ] Сам Палс позже утверждал: «Я никогда не «исчезал» из поля зрения, я всегда был вне поля зрения». [ 12 ] [ 14 ]
Антисемитские преследования и коммунистическое угнетение
[ редактировать ]Пальс окончил учебу в 1940 году, как раз тогда, когда Фронта национального возрождения диктатура запретила евреям работать в большинстве областей, включая техническую. [ 4 ] [ 6 ] [ 5 ] Вытесненный из литературной жизни, Пальс открыл для себя философию и стал заядлым читателем Гегеля . [ 1 ] [ 6 ] Финкенталь отмечает, что его «довольно навязчивой озабоченностью» было «количественное определение качественных ценностей», «странная смесь гегельянства и абстрактной арифметики». [ 6 ] Затем, в разгар Второй мировой войны, Шестопали стали подвергаться преследованиям по ужесточенным расовым законам. Брат Пальса Фима бежал в Палестину . [ 15 ] Пальса отправили на принудительные работы и отправили работать «еврейским инженером» на Государственные железные дороги . [ 2 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 15 ] По его собственным словам, после 1942 года он работал там наемным рабочим. [ 16 ] Время от времени возвращаясь в Бухарест, [ 15 ] у него был любовный роман с Люсией «Люси» Метш, художницей буковинского еврейского происхождения, получившей образование в Париже. Она чудом избежала айнзацгрупп и работала в Барашеуме . [ 6 ]
Палс искал полную работу после антифашистского переворота 1944 года и в 1945 году был направлен для наблюдения за строительством железнодорожных туннелей в округе Клуж . [ 4 ] Позже в том же году он вернулся в Бухарест, присоединившись к Институту городского планирования в качестве основателя и президента его инженерно-геологического отдела. [ 4 ] [ 5 ] Он продолжал профессионально развиваться после установления коммунистического режима . Примерно в 1955 году его работа заключалась в проверке конструкций новых железнодорожных мостов; как вспоминает Сфарти, его инженерные отчеты были «всегда безупречны». [ 9 ] Профсоюзная газета « Мунка » похвалила его за изобретение метода бурения и зондирования для исследования подземных сооружений. до 2,5 миллионов леев . Как отметил этот источник, к январю 1956 года его изобретение было использовано на пятнадцати новых мостах и позволило сэкономить на строительстве [ 17 ]
В 1946 году инженер Шестопали расстался с Люсей и женился на Валентине Берман. Это вызвало споры: Валентина была двоюродной сестрой Пальса и младше его на 15 лет. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Она также пережила Холокост и только что вернулась из концентрационного лагеря в в Березовке Приднестровье . [ 6 ] [ 18 ] Хотя он по-прежнему воздерживался от открытого сотрудничества, Пальс продолжал навещать Луку и сюрреалистов, знакомя с ними свою жену. [ 2 ] Его сводная невестка, Мура Влад, была писательницей и переводчицей с русского. [ 19 ] Брак вскоре распался: Пальс был отсутствующим мужем, и Валентине было трудно справляться с трудностями жизни в коммунистической Румынии. [ 6 ] Работала машинисткой государственной регистрации, 1956 г. [ 16 ] она познакомилась с поэтом Ионом Караионом , став его поклонницей, музой и возлюбленной. [ 1 ] [ 6 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Пальс смирился с неофициальным расставанием, возобновив роман с Люси Метч. [ 1 ] [ 20 ] который теперь работал художником-декоратором в Sahia Film . [ 4 ] Он становился все более замкнутым и обеспокоенным, посвятив себя написанию целого корпуса литературных и философских работ, которые он не публиковал. [ 4 ] [ 20 ]
В течение этого десятилетия Шестопали вступили в конфликт с коммунистическим режимом. стихов Карайона В 1957 году началось расследование самиздатских , которые содержали резкую критику режима и которые Валентина помогала распространять. Рискуя оговорить себя, Пальс вернулся в свой семейный дом и защитил свою бывшую жену. [ 1 ] [ 20 ] В середине 1958 года Валентина была арестована Секуритате , а затем фигурировала в суде над Караионом за подстрекательство к мятежу. Она отвергла возможность осудить Караиона в обмен на свободу. [ 18 ] и был приговорен к 15 годам каторжных работ. [ 1 ] [ 19 ] [ 21 ] Сам Пальс написал заявление, в котором разоблачил Валентину и Караиона, обвинив последнего в том, что он соблазнил и обольстил свою жену. Он обвиняет Карайона в связях с крайне правыми элементами антикоммунистического подполья , в частности с « Железной гвардией» ; он утверждал, что Караион цинично использовал Валентину для поддержки движения, которое было «ответственно за [ее] прошлые страдания». [ 16 ]
В 1962 году Палс подал заявление на выездную визу и эмиграцию в Израиль ; [ 4 ] как отмечает Сфари, для него это стало неожиданностью. [ 9 ] Этот мятежный жест также привел к понижению Палса в должности с понижением заработной платы и его переезду в отдаленный город Деж . [ 4 ] Валентина, освобожденная из тюрьмы по всеобщей амнистии, развелась с ним в 1963 году, а позже вышла замуж за Караиона. [ 4 ] [ 6 ] Палс также женился на Люси в 1965 году и, начиная с 1967 года, вновь занял свою должность в Бухарестском институте планирования. [ 4 ] [ 6 ] Он заслужил уважение в инженерном сообществе и имел на своем счету несколько профессиональных наград. [ 1 ] [ 5 ] одновременно работая в частном порядке над серией эссе, в которых стремилась примирить гегельянство с экзистенциализмом и феноменологией . [ 20 ]
Эмиграция
[ редактировать ]В 1969 году Панэ курировал антологию авангардной литературы межвоенного периода, в которой выделил место своим друзьям из Алге , в том числе Пальсу. [ 22 ] По его собственным словам, последний до 1970 года жил тихой и исключительно насыщенной жизнью: днем, занятый работой, по ночам он занимался написанием литературы и воссоединялся со своими друзьями-авангардистами. [ 4 ] Он по-прежнему воздерживался от публичности, хотя двое его близких друзей, бывшие писатели-авангардисты Баранга и Гео Богза , пользовались большим уважением режима и могли заключить с ним издательскую сделку. [ 1 ] Его больше заботило открытие (по его словам) «тайны существования через собственное существование». [ 4 ] Этот интервал подошел к концу в 1970 году, когда ему и его жене разрешили эмигрировать. Их проводил в самолет Богза, несогласный коммунист. [ 3 ] Власти заставили Палса оставить свои объемистые рукописи в Румынии; он разделил их на пучки и спрятал в разных местах. [ 4 ] Иону и Валентине Караион вместе с дочерью Мартой в 1981 году разрешили уехать в Лозанну . [ 23 ]
Караион, который согласился сотрудничать с Секуритате в обмен на свободу, неоднократно подвергался шантажу со стороны своих бывших начальников. [ 21 ] [ 24 ] Во время негативной реакции, последовавшей за его уходом, в апреле 1982 года национально-коммунистический еженедельник «Сэптамина» опубликовал заявления Сестопали против Караионов в рамках серии под названием «Ион Караион глазами его семьи». [ 16 ] К тому времени Палс возобновил свою профессиональную карьеру в Хайфе , где он руководил рытьем инженерных туннелей . [ 5 ] Он выехал за пределы страны, чтобы встретиться с Лукой, который жил в Париже. [ 2 ] Однако его здоровье резко ухудшилось, и в 1982 году он был вынужден уйти на пенсию. [ 4 ] Он страдал от рака желудочно-кишечного тракта и лечился в Медицинском центре Рабина . [ 25 ]
Работая дома, в маленькой квартире в Бней-Браке , [ 1 ] Пальс полностью сосредоточился на философских эссе, которые он писал на французском языке. [ 26 ] и новый набор произведений визуальной поэзии . Он неохотно согласился на публикацию образцов этих работ в журналах румынской диаспоры Караиона , включая «Дон Кихот» Александру Лунгу и «Арго» . [ 4 ] [ 5 ] [ 12 ] [ 14 ] В 1985 году из Гонолулу изгнанник Штефан Бачу посвятил ему специальный выпуск своего MELE поэтического бюллетеня . В него вошли произведения, посвященные его старым друзьям Пауну и Богзе. [ 4 ] [ 5 ] [ 12 ] [ 27 ] В интервью о своей работе журналисту Соло Хар-Эреску в 1993 году Пальс уклончиво ответил: «Я не в состоянии отвечать, поскольку моя голова наполнена этими змеиными вопросами, которые отравляют мои ответы, пожирают их по мере того, как они [... ] кусают свои собственные хвосты, из-за чего трудно понять, где начинается хвост и заканчивается голова». Единственной причиной его написания было «внутреннее побуждение», поскольку уже существовали «гораздо лучшие стихи», которые все еще «бесполезны для читающей публики». [ 14 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]Поэт Сесто Палс был заново открыт в Румынии только после революции 1989 года : в 1998 году Николае Цоне опубликовал сборник своих стихов в издательстве Editura Vinea под названием Omul ciudat («Причудливый человек»). Только в это время бывшие коллеги Пальса по Бухарестскому плановому институту обнаружили, что он тот же поэт-авангардист, о чем Сфарти признался в письме в редакцию. [ 1 ] [ 9 ] «Омуль сьюдат» имел небольшой тираж и, по словам критика Рэзвана Вонку , был популярен только среди «ценителей авангарда». [ 20 ] Книга принесла Пальсу премию Бенджамина Фондана , присуждаемую Ассоциацией румынских писателей в Израиле. [ 4 ] Состояние здоровья Пальса ухудшалось до такой степени, что его пришлось нести на эту церемонию; к 1999 году он был прикован к постели и находился на искусственном вскармливании , но в полном сознании и совершенствовал стихи, которые должны были передать миру его последнее послание. [ 4 ]
Палс все еще работал над этим 17 октября 2002 года, когда его пришлось доставить в больницу. [ 4 ] Он умер в Тель-Авиве 27 октября 2002 года. [ 11 ] [ 28 ] Всего за несколько дней до того, как это произошло, румынское издание Tribuna опубликовало три его последних стихотворения. [ 4 ] Последняя работа Палса была напечатана месяцем позже в Ultima Oră , тель-авивской румынско-еврейской газете. [ 4 ] Переработанное издание Omul ciudat вышло в Editura Paideia с иллюстрациями Марианы Макри, дочери друга Палса Ионатана X. Урана . [ 5 ] Большую часть значительного состояния Пальс завещал Медицинскому центру Рабина, основав исследовательское подразделение «для раннего выявления и профилактики рака желудочно-кишечного тракта». [ 25 ]
У Палса остались Люси, умершая в 2006 году, и Валентина Караион, которые оба участвовали в попытках восстановить и отредактировать его работу. [ 1 ] продолжение Omul ciudat под названием Întuneric şi lumină («Тьма и свет»). Хотя большинство текстов Палса остались неопубликованными и недостаточно исследованными, в 2007 году в Румынии было выпущено [ 11 ] [ 20 ] Его столетие в 2013 году отмечалось в Румынии под эгидой Музея румынской литературы. [ 2 ] и книжная ярмарка Gaudeamus . [ 29 ] Интерес к творчеству и личности Пальса поддерживал философ-физик Михаэль Финкенталь, который также собрал некоторые из менее известных прозаических произведений в антологию 2014 года. [ 20 ] Художественное изображение Палса как «причудливого поэта» можно найти в романе Вирджила Дуды 2011 года Un cetăñean al lumii («Гражданин мира»). [ 30 ]
Работа
[ редактировать ]В 1969 году, комментируя антологию Панэ, литературный критик Николае Манолеску высказал мнение, что Пальс, как Григоре Куглер и Филип Корса , принадлежал к самой нерелевантной с художественной точки зрения части румынского авангарда, и предположил, что его имя не стоит упоминать в каких-либо более крупных произведениях. панорама румынской литературы . [ 22 ] Различные другие экзегеты пришли к противоположному выводу, что поэзия Палса в Алге опережает свое время и контекст, что является одним из наиболее заметных вкладов во вторую волну авангарда в Румынии. Поль Сернат описывает столкновение видений между «пророческими» амбициями Алге и персонажем Палса, «уязвимого интроверта, напуганного шаткостью человеческого существования». [ 5 ] По словам Иона Попа , некоторые из этих стихотворений выделяются среди «чисто неловких упражнений» молодости как «безумные» экспрессионистские произведения, пришедшие на смену стихотворениям Адриана Маниу и Жюля Лафорга . [ 31 ] Другие, более скромные изделия были вдохновлены герметическим Ионом Барбу. [ 11 ] и основной модернист Тудор Аргези . [ 5 ] Несколько стихотворений Крохмэлничану выделил как библейские и явно апокалиптические, в то время как другие являются «социально вдохновленными», «единанимистическими» и «братскими» и адресованы «тем людям, которых я встречаю в трамвае». [ 32 ]
К середине 1950-х годов, когда он остановился на формате белого стиха и хайку , Палс был склонен к философским размышлениям и гораздо глубже исследовал лирические темы. Как утверждал Финкенталь, эта перемена была вызвана его разлукой с Валентиной: «Отныне поэт оказывается запертым в мире, где все происходит, все меняется, где уже нет места никакому прибежищу в любви или мудрости». [ 33 ] По мнению Вонку, существовал еще один культурный слой: подобно Геллу Науму и другим опоздавшим на авангардную сцену Палс отходил от явного негатива Алге и пытался вместо этого построить постфилософский сюрреализм . [ 20 ] Чернат считает, что сюрреализм Пальса имеет «знакомое лицо» с катренами классического формата , такими как катрены Тристана Цары , Х. Бончу и Жака Превера . [ 5 ]
Некоторые стихи Пальса, предположительно датированные 1958 годом, как бы намекают на арест Валентины коммунистами и всю волну политических репрессий. [ 1 ] [ 20 ] Такие мрачные и задумчивые работы и Финкенталь, и Вонку считают доказательством того, что Караион и Палс напрямую влияли друг на друга, несмотря на их эротическое соперничество. [ 20 ] Один фрагмент изображает молчаливую борьбу между коварными рыбаками и их уловом, подразумевая, что у рыб все еще есть угасающая надежда:
Но ночью, когда луна больше не светит |
Но ночью, когда луна осталась во мраке, |
В стихотворениях в прозе 1960-х годов чувствуется влияние Франца Кафки или Урмуза . [ 6 ] Палс усилил свое недоумение по поводу состояния человечества. Тем не менее, пишет Финкенталь, сама серия его лирических стихов намекает на «истины, недоступные простым смертным». [ 28 ] Он примирился с идеей времени, отрицая ее конкретность, но провел грань между общим временем и «временем творения». Последнее допускало будущее, а потому давало простор «утверждению и забвению». [ 14 ] Это означало, что «как только он поставит себя на кон, художнику придется раствориться в своем собственном утверждении». [ 12 ] Умирающие приятели набросали причудливое пророчество:
Смотри... они скоро придут |
Смотрите здесь... скоро придет |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Sesto Pals в год благодати 1958 (I)» , в «Апострофе» , No. 10/2006
- ^ Jump up to: а б с д и ж г (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Герасим Лука и Сесто Палс, дружба на границах сюрреалистического авангарда» , в Observator Culture , No. 668, апрель 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v (на румынском языке) Михаэль Финкенталь: «Что случилось с «алгиистами» в 1933 году?» , в Апострофе , №. 1/2007
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в (на румынском языке) Люси Шестопали, «Биографические вехи» , в Observator Culture , No. 320, май 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н (на румынском языке) Пауль Чернат , «Sesto Pals, авангардистское подполье» , в Observator Culture , Nr. 179, июль – август 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Sesto Pals, диалоги между тьмой и светом» , в Viaa Românească , No. 11-12/2009
- ^ Jump up to: а б с д «Министерские релизы и циркуляры. Комиссия по натурализации», в Monitorul Oficial , выпуск 54/1934, стр. 1431–1432.
- ^ Кромэлничану (2001), с. 171
- ^ Jump up to: а б с д «Почта», в Минимуме , Том. XVII, выпуск 193, апрель 2003 г., стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Амелия Павел , «Друзья из 30-х» , в «Литературной Румынии» , № 1. 30/2003
- ^ Jump up to: а б с д Поп, с. 41
- ^ Jump up to: а б с д и (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Поэзия - это трансцендентальный опыт (II)» , в журнале Observator Culture , No. 599, ноябрь 2011 г.
- ^ «Новости и полемика. Арестованы торговцы порнографией», в Viitorul , 16 июля 1933, с. 3
- ^ Jump up to: а б с д (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Поэзия — это трансцендентальный опыт (I)» , в журнале Observator Culture , No. 597, октябрь 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Михаэль Финкенталь, «Герасим Лука, теоретик сюрреализма?», в Mozaicul , No. 11-12/2013, стр. 7-8
- ^ Jump up to: а б с д «Ион Караион из семьи», в Саптамине , выпуск 591, апрель 1982 г., стр. 7.
- ^ «Исследование фундаментов мостов путем бурения механическим устройством», в работе , 26 января 1956 г., стр. 2.
- ^ Jump up to: а б с Овидий Крохмэлничану , Замаскированные воспоминания , Издательство Немира , Бухарест, 1994, стр. 135. ISBN 973-9144-49-7
- ^ Jump up to: а б с Сипош, с. 6
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к (на румынском языке) Рэзван Вонку , «Сесто Палс и тайны авангарда» , в «Литературной Румынии» , № 1. 26/2014
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Даниэль Кристя-Энаке , «Черный Джон» , в «Литературной Румынии» , № 1. 2/2007
- ^ Jump up to: а б Николае Манолеску , «Литературная хроника. Саша Панэ, Антология авангардной румынской литературы », в журнале Contemporanul , выпуск 41, октябрь 1969 г., стр. 3.
- ^ (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Европейское пересечение» , в Observator Culture , No. 345, ноябрь 2006 г.
- ^ Сипош, стр. 6, 7.
- ^ Jump up to: а б Щедрый шаг на пути к профилактике , Пресс-секретарь Медицинского центра Рабина , 25 ноября 2007 г.; получено 29 декабря 2014 г.
- ^ (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Барабанная нота» , в Observer Culture , Nr. 351, декабрь 2006 г.
- ^ Кромэлничану (2001), стр. 172, 200.
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Послание о теле» , в «Апострофе », No. 5-6/2006
- ^ (на румынском языке) «Международная ярмарка Gaudeamus. Программа на субботу, 23 ноября (I)» , в Ziarul Financiar , 15 ноября 2013 г.
- ^ (на румынском языке) Пол Чернат , «Связи без границ» , в журнале 22 , № 1. 1139, январь 2012 г.
- ^ Поп, стр. 41, 43.
- ^ Кромэлничану (2001), стр. 171-172.
- ^ (на румынском языке) Михаэль Финкенталь, «Sesto Pals в год благодати 1958 (II)» , в «Апострофе» , No. 12/2006
Ссылки
[ редактировать ]- Овид Крохмэлничану , Евреи в румынском авангардном движении , Издательство Hasefer , Бухарест, 2001. ISBN 973-8056-52-7
- Ион Поп , «Странный человек: Сесто Палс», в Стяуа , № 1. 7–8/2009, стр. 41–43.
- Мариана Сипош, «'Rămâne-o lacrimă naucă' — беседа с Валентиной Карайон», в Jurnalul Literar , No. 7-10/1999, стр. 6–7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1910-е годы рождения
- 2002 смертей
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские поэты XXI века
- Израильские поэты ХХ века
- Израильские поэты XXI века
- Румынские поэты-мужчины
- Израильские поэты-мужчины
- Еврейские румынские писатели
- Еврейские украинские поэты
- Поэты-экспрессионисты
- Румынские писатели-сюрреалисты
- эссеисты 20 века
- Румынские эссеисты
- Румынские философы ХХ века
- Румынские научные писатели
- Философы науки
- Гегелевские философы
- Еврейские экзистенциалисты
- Румынские писатели на французском языке
- Редакторы румынских журналов
- Основатели румынского журнала
- Румынские иллюстраторы
- Израильские иллюстраторы
- Писатели, иллюстрировавшие свои произведения
- Выпускники Политехнического университета Бухареста
- Румынские инженеры 20-го века
- Румынские горные инженеры
- Инженеры-геотехники
- Румынские металлурги
- Румынские изобретатели XX века
- Машинисты поездов
- Одесские евреи
- Румынский народ украинско-еврейского происхождения
- Израильтяне украинско-еврейского происхождения
- Румынский народ турецко-еврейского происхождения
- Израильтяне турецко-еврейского происхождения
- Эмигранты из Российской империи в Румынию
- Еврейские беженцы
- Советские эмигранты в Румынии
- Натурализованные граждане Румынии
- Споры о непристойности в литературе
- Румынские пленные и задержанные
- Заключенные и задержанные Румынии
- Заключенные тюрьмы Вэкэрешть
- Сотрудники Румынских железных дорог
- Цензура в Румынии
- Румынский народ Второй мировой войны
- Румынские эмигранты в Израиле
- Румынские евреи в Израиле
- Смертность от рака желудка в Израиле