История евреев в Стамбуле
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на иврите . (Октябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Стамбул центров мира стал одним из важнейших еврейских в 16-17 веках. [ 1 ] В отличие от евреев в Европе , османским евреям было разрешено работать по любой профессии, а также они могли войти в османский двор . Османские евреи в Стамбуле преуспели в коммерции и торговле и стали доминировать в медицинской профессии. [ 2 ] Несмотря на то, что они составляли всего 10% населения города, в 1600 году евреи составляли 62% лицензированных врачей. [ 1 ]
История
[ редактировать ]1453–1700 гг.
[ редактировать ]До 1453 года в Стамбуле уже действовали караимов и романиотов общины . До 1688 года община романиотов составляла большинство в городе (55,6% всех евреев в 1608 году, 57% в 1623 году и 27,8% в 1688 году). [ 3 ] Структура османского еврейского общества изменилась с волнами иммиграции ашкенази , сефардов и итальянских евреев , которые создали отдельные и автономные общины. В 16-17 веках при финансовой поддержке Грасии Мендес Наси анусимов из Португалии , поселившихся в Стамбуле, было основано значительное количество общин под названием «Сеньора». [ 3 ] Евреи-ашкенази продолжали селиться в Стамбуле в 15, 16, 17, [ 3 ] и 20-го века, и, несмотря на то, что в 1608 году они составляли лишь 5,9% всех евреев в городе, они медленно ассимилировались среди евреев-сефардов, которые к 1688 году составили большинство евреев в Стамбуле. [ 3 ]
В этот период было много евреев, пришедших к османскому двору . [ 4 ] Например, Хеким Якоб сначала вошел в османский двор в качестве личного врача Мехмеда II , а позже стал его финансовым советником, переводчиком, дипломатом в Венеции, казначеем и визирем. [ 5 ] [ 4 ] В результате этой выдающейся службы Мехмед II предоставил освобождение от налогов Хекиму Якобу и его потомкам в Османской империи. [ 4 ] Используя свои политические связи, османские еврейские общины также оказывали политическое давление на зарубежные страны. [ 4 ] Например, реагируя на сожжение анусима в Анконе в 1555 году, Грасия Мендес Наси и Джозеф Наси убедили османский двор запретить торговлю с Анконой и перевести османских торговых представителей в город Пезаро . [ 4 ]
с 17:00 до 18:00
[ редактировать ]В 18 веке османские евреи Стамбула столкнулись с экономическими трудностями из-за растущей экономической конкуренции с поддерживаемыми Европой христианами. [ 6 ] которые могли конкурировать несправедливо благодаря ряду особых преимуществ, предоставленных им в результате капитуляции Османской империи. [ 7 ] Например, французские поселенцы в городе имели множество дополнительных экономических прав. [ 6 ] находились под защитой иностранных послов, [ 7 ] а также пользовались льготными налоговыми ставками. [ 7 ]
Несмотря на экономический упадок общины, местные евреи по-прежнему занимали видные позиции. К 1800 году османские евреи составляли 5% населения города и 27% всех лицензированных врачей Стамбула. [ 8 ] В 1700-х годах с помощью печатного станка книги стали издаваться на испанском и ладино . [ 9 ]
1800–1923 гг.
[ редактировать ]В XIX веке между евреями и турками царила общая атмосфера толерантности. [ 10 ] Однако отношения еврейской общины с христианами обычно были плохими. После смерти греческого патриарха трое еврейских врачей, которые ухаживали за ним, были линчеваны, а в результате последовавших за этим греческих беспорядков пострадало около 5000 евреев. В 1856 году произошло дело о кровавом навете в Балате . [ 11 ] где толпа греков и армян начала нападать на евреев и грабить еврейские предприятия. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Османской империи
- История евреев в Турции
- Синагоги в Стамбуле
- Дом Камондо
- Константинопольские караимы
- Еврейский музей Турции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эпштейн, Марк А. (1980). Османские еврейские общины . ISBN 978-3-879-97077-3 .
- ^ Борнштейн-Маковецкий, Лия (1989). «Еврейские брокеры в Константинополе в 17 веке согласно еврейским документам». В Тоаффе, Ариэль; Шварцфукс, Саймон; Горовиц, Эллиот С. (ред.). Средиземноморье и евреи: Банковское дело, финансы и международная торговля (XVI-XVIII вв.) . Издательство Университета Бар-Илан. стр. 75–104. ISBN 978-9-652-26099-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Мантран, Роберт (1962). Стамбул во второй половине 17 века .
- ^ Jump up to: а б с д и Арбель, Бенджамин (1 сентября 1995 г.). Торговые нации: евреи и венецианцы в период раннего Нового времени . Издательство «Брилл» . стр. 13–28. ISBN 978-9-004-10057-2 .
- ^ Леви, Авигдор (1992). Сефарды в Османской империи . Дарвин Пресс. ISBN 978-0-878-50088-8 .
- ^ Jump up to: а б Родриг, Арон (22 сентября 1990 г.). Французские евреи, турецкие евреи . Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-35021-3 .
- ^ Jump up to: а б с Иссави, Чарльз (1980). Экономическая история Турции, 1800–1914 гг . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-608-09410-6 .
- ^ Маккарти, Дж. (1994). Леви, Авигдор (ред.). Евреи Османской империи . стр. 380, 387. ISBN. 978-0-878-50090-1 .
- ^ Насси, Гад, изд. (2001). Еврейская журналистика и типографии в Османской империи и современной Турции . Исис Пресс. ISBN 978-9-754-28149-1 .
- ^ Саул, М. (2001). Тютюнджю, Мехмет (ред.). Турецко-еврейская встреча . стр. 129–167.
- ^ Финдли, CV (1982). Христиане и евреи в Османской империи . стр. 344–365.
- ^ Вароль, Мари-Кристин (1989). Балат, еврейский пригород Стамбула . Исис Пресс. ISBN 978-9-754-28012-8 .