Владимир Ильич Ленин (стихотворение)
Автор | Владимир Маяковский |
---|---|
Оригинальное название | Владимир Ильич Ленин |
Язык | Русский |
Жанр | Поэма |
Дата публикации | 1924 |
Место публикации | Советский Союз |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Владимир Ильич Ленин (русский: Владимир Ильич Ленин ) — эпическая поэма Владимира Маяковского, написанная в 1923–1924 годах. феврале 1925 года он вышел отдельным изданием ленинградского Госиздата Первые фрагменты его появились в октябре 1924 года во многих советских газетах, а в . [1] [2]
Фон
[ редактировать ]Ленинский цикл из четырех стихотворений Маяковского начался в апреле 1920 года с «Владимира Ильича!» издана в дни, когда Владимира Ленина по всей стране отмечалось 50-летие . Затем в 1923 году вышел «Не верим!» (Мы не верим!), написанная после известия о смертельной болезни Ленина. Именно тогда родился замысел эпической поэмы о русском революционном вожде. » (№ 2 и 3 ) было опубликовано стихотворение «Комсомольская песня» В начале 1924 года, вскоре после смерти Ленина, в « Молодой гвардии (№ 2 и 3), в котором содержался ставший вскоре вездесущим припев: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин жив». жить вечно». [3] из 22 стихотворений Все трое позже были включены в цикл «Революция» . [2]
22 января Маяковский присутствовал на заседании XI Всероссийского съезда Советов , где Михаил Калинин сообщил делегатам о смерти Ленина 21 января в 18:30. 27 января он присутствовал на похоронах Ленина на Красной площади . Оба события произвели на поэта глубокое впечатление. [4] Старшая сестра Маяковского Людмила вспоминала: «Смерть Ленина Володя воспринял очень близко к сердцу. Для него это было как потеря родного, близкого человека. Он верил в него. Он любил его с тех первых дней работы в революционном подполье. Настолько он был потрясен. он этой смертью не мог найти в себе силы выразить свои чувства [письменно]… [Маяковский] всю жизнь возвращался к памяти и идеям Ленина. Потому что это была борьба Ленина за светлые идеалы. Коммунизм , который Владимир считал смыслом своей жизни». [5]
История
[ редактировать ]Маяковский начал работать над стихотворением, первоначально называвшимся просто «Ленин», вскоре после похорон, затем взял перерыв. Работы возобновились в апреле 1925 года и продолжались до сентября. В первых числах октября работы были закончены. 3 октября Маяковский подписал издательский договор с Госиздатом. 20 октября рукопись поступила в издательство. До этого в прессе не было сообщений о работе автора над стихотворением, а также публикаций его фрагментов. [4] Первым об этом упомянул журнал «Жизнь искусства». «Маяковский только что закончил большую поэму о Ленине. По грандиозности она далеко превосходит все, что он написал раньше», — информировал читателей номер 43 этого журнала за 1924 год. [4] В середине октября фрагменты стихотворения появились в «Рабочей Москве» , «Вечерней Москве» , ряде провинциальных газет. Были выступления с сольными концертами в Московском Доме печати (18 октября) и Красном зале штаб-квартиры Московской компартии 21 октября, перед публикой партийного актива.
На мероприятии в Доме печати большую часть аудитории составили провинциальные журналисты, приехавшие на съезд со всей страны. Писатель и критик Корнелий Зелинский в своих мемуарах 1955 года вспоминал:
Средняя часть стихотворения, изображающая Ленина на фоне международного рабочего движения, была принята с некоторым напряжением, некоторые просили Маяковского читать помедленнее... Последние слова стихотворения потонули в восторженных, проникновенных аплодисментах. Маяковский подошел к столу и, все еще дрожащими руками, принялся перебирать записи. Один конкретный листок бумаги, видимо, тронул его больше всего, и он сказал громким голосом: "Вот один товарищ хочет знать, зачем мне писать этот политпросветительский стих. Для тех, кто политически необразован, таков был бы мой ответ". ." Возмущенные некоторые из присутствующих взорвались: «Разве не грубо задавать такие вопросы?» Но Маяковский отмахнулся от этих протестов и заявил своим взволнованным сторонникам, что вопрос вполне законен. И что, работая над стихотворением, он вполне осознавал опасность попасть в ловушку плоской политической публицистики. «Я подошел к этому стихотворению как поэт. И это было трудно сохранить, товарищи», — добавил он исповедальным тоном. [2]
Рецензия на концерт в Красном зале появилась в номере газеты «Рабочая Москва» от 23 октября . В статье под названием «Стихотворение Владимира Ильича Ленина глазами партийного актива» говорилось:
Зал был переполнен. Стихотворение вызвало бурные овации. В начале дискуссии некоторые выступавшие высказали мнение, что то, что они только что услышали, было самым сильным произведением, когда-либо написанным о Ленине. Подавляющее большинство согласилось, что стихотворение вполне «наше», что Маяковский оказал пролетарскому делу огромную услугу. После спора Маяковский ответил на вопросы оппонентов. Он сказал, в частности, что его общим намерением было представить мощную фигуру Ленина на фоне революционной истории в целом». [2]
В автобиографии «Я сам» (глава «1924») Маяковский писал: « Ленин закончен . Читал [стихотворение] на многочисленных рабочих собраниях. Были опасения по поводу этого стихотворения, ибо здесь легко было прибегнуть к простому политический нарратив, но реакция рабочих воодушевила меня, убедила, что стихотворение действительно актуально». [1]
В октябре Маяковский также читал стихотворение на некоторых частных встречах, в частности, в Валериана Куйбышева кабинете кремлевском и в Анатолия Луначарского доме . В своих мемуарах 1963 года Наталья Луначарская-Розенель вспоминала:
Мы все собрались в одиннадцать вечера... [Маяковский] привел с собой большую компанию: Сергея Третьякова , Гроссмана-Рощина, Лили и Осипа Брикс, Малкина, Штеренберга , еще каких-то людей... Вместо того, чтобы провести сольный концерт в небольшой кабинет по плану, пришлось пойти в зал и переместить туда все стулья из столовой. Мы все сбились в тесный круг... Вот Ленин - для Анатолия Васильевича он был вождем, учителем, другом... Я смотрел на [его] лицо и видел, как при словах о "плачущих большевиках" как его очки пенсне затуманились... Когда концерт закончился, наступила минута молчания, которая для автора дороже любой овации... и вдруг с галереи наверху раздались бурные аплодисменты и возгласы: «Спасибо!» ! Спасибо, Владимир Владимирович! Оказалось, что артистическая молодежь, собравшаяся в комнате моей младшей сестры на антресоли, молча прокралась в галерею и незаметно подслушивала оттуда. Это «нашествие» незваных гостей было так искренне и трогательно... Маяковский поднялся на лестницу, обнял «незваных гостей» и за их руки потащил их вниз». [4]
Критический прием
[ редактировать ]Хотя газеты сообщали об весьма успешных публичных выступлениях, советские литературные критики отнеслись к поэме с осторожностью. Один безоговорочно положительный отзыв поступил из «Нового мира» (№ 9, 1925 г.). «Из всего, что есть у него теперь в русской поэзии о Ленине, стихотворение Маяковского выделяется как самое значительное... Автор совершенно сознательно ввел в свою поэзию политическую публицистику и, несомненно, сумел оправдать этот прием художественно. В своем стихотворении Ильич живет везде, в каждом отдельном событии», — высказал мнение анонимный рецензент. [6]
Поэт и критик Г. Лелевич в «Печати и революции» («Печать и революция», № 1, 1926) высказал свои замечания:
«Конечно, стихотворение написано мастерски, но пропасть между мозгом и сердцем здесь болезненна. Есть некоторые эмоционально заряженные, заразительные моменты, но в целом это стихотворение — результат «холодных размышлений ума»… Это трагедия в том, что ультраиндивидуалистические стихи « об этом » поразительно искренни у Маяковского, тогда как стихотворение «Ленин», за некоторыми исключениями, не является церебральным и риторическим, ни воспевает революцию посредством абстрактной логики, ни эксплуатирует богемные и индивидуалистические мотивы. старый годится как основа для дальнейшего развития огромного таланта Маяковского. Ему действительно нужно переступить через себя... Стихотворение "Ленин" - неудачная, но значительная и многообещающая попытка сделать именно это. [6]
Критик Виктор Перцов (в то время активист ЛЭФ) в своей статье 1925 года «Пересмотр политики левого фронта в современном русском искусстве» писал: «Стихотворение «Владимир Ильич Ленин» — это чрезвычайно странная, противоречивая вещь. С одной стороны, скорбь по поводу этой огромной утраты выражена в таких словах, которые не преминут возбудить ни одно из будущих поколений. Их сгущенная горечь является вечным боевым кличем не только для будущего, но и для настоящего. С другой стороны, несколькими страницами ранее мы видим невыносимую многословность, пугающую наивность и неуклюжесть в описаниях жизни Ленина, а также [истории] рабочего класса. Может быть, потому, что... гений Ленина настолько огромен, что Маяковскому следовало бы держаться подальше. это историческое повествование, которое оказалось столь ограничивающим его конструктивный кругозор». [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Макаров В., Захаров А., Косован И. Комментарии к книге «Об этом». Сочинения Владимира Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том. II, стр. 570.
- ^ Jump up to: а б с д Arutcheva, V., Paperny, Z. "Commentaries to Vladimir Ilyich Lenin" . The Complete V.V.Mayakovsky in 13 volumes. Khudozhestvennaya Literatura. Moscow, 1957. Vol. 6 . Retrieved 2015-01-13 .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Произведения… в 6 томах, 1973. Том I, стр.490.
- ^ Jump up to: а б с д Катанян, Василий (1985). «Хронология жизни и творчества, 1893-1930. Год 1924» . Москва, Советский Писатель (5-е издание) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Mayakovskaya, L. On Vladimir Mayakovsky. From His Sister’s Memoirs // О Владимире Маяковском. Из воспоминаний сестры. Moscow. Detskaya Literatura Publishers. 1968. Pp. 228, 230
- ^ Jump up to: а б с Катанян, Василий. Хронология жизни и творчества, 1893-1930 гг. Год 1925 . Москва. Советский Писатель (5-е издание).