150 000 000
![]() Обложка издания 1921 года. «Товарищу Владимиру Ильичу с нашим комФутовым приветом. Владимир Маяковский». Also signed by Lilya and Osip Brik , Boris Kushner, B. Malkin, David Shterenberg and Nathan Altman . | |
Автор | Владимир Маяковский |
---|---|
Язык | Русский |
Жанр | Поэма |
Издатель | Госиздат (GIZ) |
Дата публикации | 1921 |
Место публикации | Советская Россия |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
«150 000 000 » (русский: «Сто пятьдесят миллионов» ) — стихотворение Владимира Маяковского, написанное в 1919–1920 годах и впервые опубликованное в апреле 1921 года издательством ГИЗ (Госиздат) первоначально анонимно. Стихотворение, восхваляющее миссию 150-миллионного русского народа в начале мировой революции (представленное здесь как аллегорическая битва русского Ивана и американского президента Вудро Вильсона , воплощения капиталистического зла), не произвело впечатления на советского революционера. лидер Владимир Ленин, который, по-видимому, видел в этом не что иное, как претенциозный футуристический эксперимент. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Маяковский задумал и начал писать стихотворение в первой половине 1919 года и завершил его в марте 1920 года. Среди его рабочих названий были «Воля миллионов», «Сказка об Иване» (Былина об Иване) и «Иван Былина. Революционная эпопея» (Иван Былина. Эпос революции). [ 3 ]
5 марта 1920 года Маяковский прочитал отрывки из стихотворения на мероприятии, посвященном открытию клуба Всероссийского союза поэтов в Москве . Полностью он прочитал его 4 и 20 декабря того же года в Петроградском Доме искусств и Политехническом музее в Москве соответственно. [ 4 ]
Впервые стихотворение во фрагментах появилось в . октябрьском номере журнала «Художественное слово» за 1920 год Отдельным изданием оно вышло в апреле 1921 г. и было опубликовано Госиздатом (ГИЗ) без указания имени автора. Причина этой анонимности была объяснена в первых двух строфах стихотворения: «150 миллионов — имя мастера этого стихотворения / Пуля — это ритм, пламя — рифма, перескакивающая от дома к дому. / 150 миллионов говорят моими устами / Массы маршируют по Бумага-ступенька — это офсетная копировальная машина, печатающая эти страницы // Кто будет спрашивать Луну и Солнце о том, что заставляет их творить день и ночь, кто потребует имя гения-творца / То же самое и с этим? стихотворение: у него нет одного автора». [ 5 ]
"Выполнил 150 миллионов. Опубликовал анонимно, чтобы каждый мог что-то добавить и улучшить. Никто этого не делал, все равно все знали имя автора. Ну и как угодно. Теперь оно выходит с моим именем", - прокомментировал Маяковский в I, Моя автобиография (глава «1920 год»). [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]
Публичные концерты Маяковского в Москве и Петрограде имели большой успех, однако в высших кругах публикация вызвала споры. Владимир Ленин, для которого Маяковский был всего лишь «одним из тех футуристов» (которых он поносил), был возмущен тем, что Госиздат напечатал 5 тысяч экземпляров стихотворения, которое он нашел «претенциозным и изворотливым». [ 6 ]
6 мая 1921 года в ходе одного из заседаний советского правительства Ленин направил Луначарскому записку : «Вам должно быть стыдно за то, что вы поддержали печать 5 тысяч экземпляров « 150 миллионов экземпляров» Маяковского . Это бессмысленно, в высшей степени глупо и претенциозно. Я считаю, что не более 1 из 10 книг такого рода следует издать и максимум в 1500 экземплярах для библиотек и чудаков, которые любят такое читать. Вас, Луначарского, за ваш футуризм надо высечь.
На оборотной стороне листа письменный ответ Луначарского: «Лично меня эта вещь мало привлекает. Но – 1) не меньший поэт, чем Брысов, выразил восторг и потребовал напечатать 20 000 [экземпляров], 2) стихотворение в прочтении его автора имело большой успех — заметьте, у рабочей аудитории». [ 7 ] Действительно, в августе 1920 года Брюсов направил письмо руководству Госиздата: «Правление Литературно-издательского отдела (ЛИТО) Наркомпроса , получив рукопись « 150 миллионов » К(омрада) Маяковского , нашло стихотворение чрезвычайно важным с пропагандистской точки зрения. точку зрения и предлагает опубликовать ее как можно скорее». [ 8 ]
Ленин, явно недовольный ответом Луначарского, направил директору Госиздата М. Н. Покровскому аналогичную ноту, требуя прекратить публикацию произведений «этих футуристов». Записка заканчивалась вопросом: «Можно ли нам найти надежных антифутуристов?» [ 7 ]
Однако есть свидетельства того, что Ленин все же проявлял некоторый интерес к поэзии Маяковского, по крайней мере время от времени. По данным советского историка литературы Е. Наумова, существует «еще неопубликованный дословный отчет об одном из споров под председательством Луначарского, касающихся Левого фронта искусств (ЛЕФ). Директор Госиздата Н. Л. Мещеряков, отдав должное писателям ЛЕФа, поддерживая революцию, добавил: «Я вспоминаю один любопытный эпизод. После того, как стихотворение разошлось тиражом 150 000 000 , Маяковский взял один экземпляр, написал на обложке: «Товарищу Владимиру Ильичу с нашим ComFut приветом, Владимир Маяковский» и отправил его. Ленин, живой, открытый и любопытный человек, прочитав ее, прокомментировал: «Но это, знаете ли, интригующая литература. Она представляет собой особую разновидность коммунизма. Это хулиганский коммунизм». [ 7 ]
Сюжет
[ редактировать ]
Движимые голодом, яростью и ненавистью к враждебному внешнему миру, россияне покидают свои дома и маршируют по всей земле, присоединяясь к животным, машинам и даже целым губерниям , сливаясь в одну неудержимую силу, намереваясь «сделать это старое романтическое мир внутри».
В Чикаго , чудовищно богатом чудо-городе, злейший враг мировой революции Вудро Вильсон обитает в гигантском отеле, нося котелок «выше Сухаревой башни ». Среди его слуг Аделина Патти , Федор Шаляпин и Илья Мечников примечательны .
Слух о шторме, идущем с Тихого океана, распространяется среди жителей Чикаго, загорающих на океанском пляже. Вскоре выясняется, что причина катаклизма – приближение таинственного Ивана, идущего по воде. Уилсон принимает решение противостоять врагу лицом к лицу, с помощью волшебной мази превращает весь свой жир в мышцы и вооружается револьверами и саблей с 70 лезвиями.
Мир разделяется на две части: половина его присоединяется к Ивану (фактически сливается с ним физически), другая половина убегает под защиту Уилсона. Иван выходит на пляж, не замочив ног, и бросает вызов Уилсону, теперь одетому в арсенал, на поединок. «Финал чемпионата мира по борьбе» проходит на центральной площади Чикаго. Вильсон наносит удар первым и полосает безрукого Ивана, но из раны вместо крови начинают литься народы, машины, губернии и т. д., чтобы напасть на старый мир.
Вильсон, осажденный в своем дворце, сеет голод, болезни и, что хуже всего, «идеи», чтобы отогнать врага, но безуспешно. Он умирает, «сгорает», и ликующий мир марширует в Будущее, управляемый «гениальным Каином ». Прошло сто лет, и все (включая приезжих марсиан Революции ) празднуют победу, вспоминая «кровавую Илиаду ». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Владимир Маяковский. Биография» . Новая Литературная сеть. Архивировано из оригинала 30 января 2014 г. Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Маяковский, В.В. Биография» . Литра . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Комментарии к 150 000 000» . Полное собрание сочинений В.В.Маяковского в 13 томах. Москва, 1955 год . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Makarov, V., Zakharov, A., Kosovan, I. Commentaries to 150 000 000. The Works by Vladimir Mayakovsky in 6 volumes. Ogonyok Library. Pravda Publishers. Moscow, 1973. Vol.II, p. 567
- ^ Jump up to: а б 150 000 000 . Сочинения В.В.Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том II, с.119-168.
- ^ Lunacharsky, A.V. Lenin and Arts. P. 10 - «…Сто пятьдесят миллионов Маяковского Владимиру Ильичу определенно не понравились. Он нашел эту книгу вычурной и штукарской».
- ^ Jump up to: а б с Наумов Е.И. "Ленин о Маяковском. Новые материалы" . feb-web.ru / Литературная интернет-энциклопедия . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Полное собрание сочинений В.В.Маяковского, 1939, т. VI, с. 352—353.