Jump to content

Артур Онеггер

(Перенаправлено с Онеггера )

Артур Онеггер в 1928 году

Артур Онеггер (англ. Французский: [aʁtyʁ ɔnɛɡɛːʁ] ; 10 марта 1892 — 27 ноября 1955) — швейцарский композитор, родившийся во Франции и проживший большую часть своей жизни в Париже. [ 1 ] Член Les Six , его самая известная работа, вероятно, Pacific 231 .

Биография

[ редактировать ]
Мемориальная доска в доме Онеггеров в Гавре

родился Оскар-Артур Онеггер в семье швейцарцев в Гавре , Франция. Первоначально он изучал гармонию у Роберта-Шарля Мартена (которому он посвятил свою первую опубликованную работу). [ 2 ] ) и скрипка в Гавре. Затем он переехал в Швейцарию, где провел два года (сентябрь 1909 — июнь 1911) в Цюрихской консерватории, где его преподавали Лотар Кемптер и Фридрих Хегар . В 1911 году он поступил в Парижскую консерваторию с 1911 по 1918 год (за исключением короткого периода зимой 1914-1915 годов, когда он был мобилизован в Швейцарии), обучаясь у Шарля-Мари Видора , Люсьена Капета , Андре Гедальжа и Винсента д' «Инди . [ 3 ] Гедалге призвал его сочинять, и Онеггер объявил о своем решении стать композитором в письме родителям от 28 апреля 1915 года. Затем он похвалил своего учителя Гедалге и его «Трактат о фуге» (1904), «наиболее полное произведение, когда-либо написанное на тему фуги». предмет". Гедальге обучал своих учеников этому ремеслу, уважая их идеи и личности, продолжил он и добавил, что, хотя некоторые учителя хорошо готовили своих учеников к успеху на соревнованиях, «самыми продвинутыми музыкантами с точки зрения современного духа были ученики Гедалжа». [ 4 ]

Среди его известных ранних работ - « Шесть стихотворений Аполлинера» (стихи из « Алкоголей »), премьера которых состоялась в 1916 и 1918 годах; «Посвящение Равелю» из Трех пьес для фортепиано (1915); Четыре стихотворения Х. 7 (1914–1916); [ 5 ] «Три стихотворения Поля Форта» (1916); его та самая дебюссианская прелюдия для Аглавайн и Селизетты (вдохновленная пьесой Мориса Метерлинка : премьера прелюдии состоялась в оркестровом классе в 1917 году, а публичная премьера - в 1920 году); Le Dit des Jeux du monde , заказанный в апреле 1918 года бельгийским поэтом Полем Мералем [ fr ] , премьера которого состоялась Вальтером Страрамом в Театре Джейн Батори в Старом Коломбье в декабре 1918 года (Состоит из тринадцати коротких пьес, которые временами напоминают Шенберга). Эта работа, посвященная Фернану Оксе , «вызвала скандал, сравнимый во всех отношениях с те из «Весны священной» или «Парада » [ 6 ] ); «Песнь нигамона» (1918, публичная премьера оркестра Пасделу в 1920 году: его первая симфоническая пьеса, вдохновленная Гюстава Эмара приключенческим романом «Сурике» на индейские темы (благодаря Жюльена Тьерсо » «Музыкальным запискам ); первый струнный квартет, «первый полностью завершенный шедевр композитора» (Halbreich 1992, с. 311) премьера состоялась в 1919 году в Quatuor Capelle, а в 1920-1921 годах — « Pastorale d’été » Владимира Гольшмана ;

Во время учебы в консерватории Онеггер подружился с Жаком Ибером , затем с Мийо , а затем встретил Тайлефера , а позже Орик познакомился с пианистом Андре Вобуром . Некоторые из них позже стали известны как « Les Six », которые хотели создать свежий французский стиль композиции. Онеггер был далек от того, чтобы сливаться с группой, поскольку его стиль был несколько более серьезным («У меня нет культа уличных ярмарок или мюзик-холлов», - писал он в письме Полу Ландорми ) и сложным. Тем не менее, это сотрудничество сыграло важную роль в установлении его репутации на парижской музыкальной сцене. Онеггер сотрудничал с другими участниками Les Six только в 1920 году (с короткой «Сарабандой» для L'Album des Six ) и 1921 году (с «Marche funèbre» для Les mariés de la Tour Eiffel ) и, наконец, в 1952 году (с «Токката» для «Гирланды де Кампра» ).

Соната Онеггера для виолончели и фортепиано H.32, написанная в 1920 году, была впервые представлена ​​в 1921 году Дираном Алексанианом и Андре Варабуром: она «должна быть частью репертуара каждого виолончелиста» (Halbreich 1992, стр. 330). Он также написал Danse de la chèvre (1921), который стал основным элементом репертуара флейты. Произведение посвящено Рене Ле Руа и написано для флейты соло. [ 7 ]

Также в 1921 году Эрнест Ансерме дирижировал авангардной музыкой балета-пантомимы «Орас Викторье» в Лозанне (в концертной версии). Он напоминает битву Горациев и Куриациев и заканчивается смертью Камиллы. Также в 1921 году Рене Моракс поручил Онеггеру написать «Короля Давида» : он закончил свою партитуру за два месяца, и 11 июня «драматичный псалом» (написанный как музыкальное сопровождение) был триумфально принят. 13 марта 1924 года Онеггер прославился, когда переработанная для большого оркестра французская версия « Короля Давида» была исполнена в Париже под управлением Роберта Сиохана . Он до сих пор находится в хоровом репертуаре. «Превращение «Короля Давида» в ораторию [или «симфоническую симфонию»] — одно из ключевых событий в музыкальной жизни первой половины ХХ века», — написал музыковед Матье Фере в буклете к записи « Короля Давида». Дэниел Ройсс (Mirare). В этой версии устные голоса заменены рассказчиком, но инструментарий остается прежним: произведение написано для семнадцати инструментов, имеющихся в Театре дю Жора: никаких струнных, кроме контрабаса, духовых, перкуссии, фортепиано, фисгармонии. и челеста. Его провел Жорж Мартен Витковски в Лионе в январе 1923 года, его играют и записывают до сих пор.

В 1922 году Онеггер стал одним из первых крупных композиторов (после Камиля Сен-Санса), написавших музыку специально для фильмов. Его партитура (от которой осталась только «Увертюра») к немому фильму « Руга » (1923) Абеля Ганса положила начало его длительному увлечению музыкой для кино. Он снова работал на Ганса в 1927 году на Наполеона и в 1943 году на капитана Фракасса .

В 1923 году Онеггер сочинил небольшое произведение, которое впоследствии стало одним из наиболее часто записываемых произведений: [ 8 ] Pacific 2.3.1 для концертов Кусевицкого в Парижской опере в мае 1924 года, хотя Серж Кусевицкий уже был музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра . Музыка привлекает внимание обычного меломана, поскольку она имитирует звуки и движение паровоза. Онеггер сказал: «Я всегда страстно любил локомотивы. Для меня они живые существа…», но для композитора главным было то, чтобы «создавать [е] впечатление математического ускорения ритма, в то время как само движение замедляется». [ 9 ] "

Песня Ронсара Х.54 (на тему Ронсара «Чем больше ты знаешь, что я горю для тебя», [ 10 ] сочиненный к 450-летию со дня рождения поэта, существует в версии для голоса и фортепиано (премьера Клэр Круаза, 1924 г.) и, прежде всего, для голоса, флейты и струнного квартета (Режин де Лормуа, 1925 г.).

Другой значимой работой стала «Юдифь» по пьесе Рене Моракса, которая продолжила его интерес к религиозной тематике. Премьера как библейская драма состоялась в декабре 1924 или январе 1925 года в Театре дю Жора , затем была переработана в «Серийную оперу» (1926, Монте-Карло) и, наконец, стала ораторией (1927, Роттердам). Он посвящен Клэр Круаза (матери его сына Жан-Клода, 1926–2003), исполнившей партию Жюдит в первой версии. Хальбрех (стр. 550) говорит, что «Юдит полна чудесной, вдохновенной музыки, хотя все произведение несовершенно».

В 1922 году Онеггер написал очень короткую музыкальную пьесу к Жана Кокто по «Антигоне» мотивам трагедии Софокла. Затем композитор разработал его между 1924 и 1927 годами для оперы «Антигона» , премьера которой состоялась 28 декабря 1927 года в Королевском театре де ла Монне с декорациями, разработанными Пабло Пикассо , и костюмами Коко Шанель . Он посвящен «Вауре»: Андре Вобур .

В 1926 году он женился на Андре Вобур, пианистке и однокурснице Парижской консерватории , при условии, что они будут жить в отдельных квартирах, поскольку ему требовалось уединение для сочинения музыки. Андре жила со своей матерью, и Онеггер каждый день приходил к ним на обед. [ 11 ] Они жили раздельно на протяжении всего брака, за исключением одного года с 1935 по 1936 год после травмы Вобура в автокатастрофе и последнего года жизни Онеггера, когда он был недостаточно здоров, чтобы жить один. У них была дочь Паскаль, родившаяся в 1932 году.

В 1928 году Онеггер сочинил новое симфоническое движение под названием «Регби», вдохновленное этим видом спорта. По словам самого композитора, музыка отражает «атаки и контратаки игры, ритм и колорит матча на стадионе Коломба». [ 12 ] La Tempête , музыкальная композиция к пьесе Шекспира, была написана между 1923 и 1929 годами, а премьера состоялась в 1929 году.

В декабре 1930 года в Театре Буфф-Парижан первая из трех оперетт Онеггера, «Приключения королевской паузоли» , раскрывающая полного юмора Онеггера, имела огромный успех: по словам Хальбрайха, было представлено не менее 800 представлений (стр. 671). Композитор признался, что у него здесь три модели: Моцарт, Шабрие и Мессажер. (с. 671). В 1932 году «Крис дю мира» , оратория на текст Рене Бизе (1887-1947), вдохновленная (в общих чертах) сонетом Джона Китса «К одиночеству», выразила великий пессимизм Онеггера: это было предостережение против «всего, что способствует потеря души и смерть личности» [ 13 ] включая загрязнение окружающей среды, шум, массовую культуру и т. д.

Премьера Симфонии № 1 , написанной в 1929–1930 годах, состоялась в Бостоне, а затем в Париже в 1931 году. Гарри Хальбрейх описывает ее как «написанную языком, более грубым и менее скупым, чем последующие, несмотря на прекрасно освоенную форму». , на стыке молодости и зрелости». [ 14 ]

Начиная с 1925 года ( L'Impératrice aux rochers с очень фореанскими пассажами) покровительница Ида Рубинштейн (бывшая танцовщица Русского балета) финансировала несколько произведений Онеггера, который сотрудничал с Полем Валери для «Амфиона» (1931), а также балет Семирамида (1934), созданная Идой Рубинштейн в Опере. композитора Первую лучше всего помнят по «Прелюдии, фуге и постлюдии» (впервые исполненной в 1948 году).

Онеггер также сотрудничал с Сержем Лифарем в «Икаре» (1935) для ударных и контрабаса, затем в «Le Cantique des cantiques» , премьера которого состоялась в 1938 году. По этому случаю хореограф опубликовал свой манифест «La Danse et la Musique» ( Revue Musicale , март 1938), в котором он заявлял о превосходстве танцоров и хореографов в концепции балета.

«Эглон» , лирическая драма (на либретто Анри Каена по пьесе Эдмона Ростана 1900 года «Эглон ») о жизни Наполеона II , была написана в сотрудничестве с Жаком Ибером в 1936 году, премьера состоялась в 1937 году. Кент Нагано выпустил хорошую запись на компакт-диске с ней в 2016 году. С тем же композитором (Ибертом) Онеггер написал оперетта Les Petites Cardinal в том же духе, что и Le Roi Pausole (Bouffes-Parisiens, 1938). [ 15 ] Он также написал очень короткую пьесу для фортепиано с оригинальным названием на английском языке « Живописная железная дорога» в 1937 году, премьера которой состоялась в 1938 году. Это был его вклад в совместную работу « Парк аттракционов - Экспо». 1937: Посвящение Маргарите Лонг . [ 16 ] Он продолжал активно работать в области музыки для фильмов, в частности, написав музыку к фильмам Раймона Бернара « Отверженные » (1934), «Мятежи Эльзенёра» (1936) и «Пигмалион» (1938).

Квартет , «несомненно , № 3 вершина его камерной музыки» Жака Чамкертена [ фр ] [ 17 ] также был написан в 1936-37 годах; Премьера состоялась в октябре 1937 года квартетом Pro Arte . Его заказала Элизабет Спрэг Кулидж . После этой работы Онеггер перестал писать камерную музыку, за небольшим исключением.

По новому заказу Иды Рубинштейн он написал «драматическую ораторию » « Жанна д'Арк в Бушере » на либретто Поля Клоделя , премьера которой состоялась у Поля Захера в Базеле в 1938 году. Она считается одним из лучших его произведений. [ 18 ] сочетание устного слова, музыки и хоровых элементов, чтобы рассказать историю Жанны д'Арк . Это остается одним из наиболее часто исполняемых его произведений. Существует DVD-версия, записанная Доном Кентом.

Для Le Chant du Monde он гармонизировал несколько французских народных песен, записанных под руководством Дезормьера: La femme du marin (CdM 513, май 1938 г.) и Les trois Princesses au Pommier Sweet (CdM 520, октябрь 1938 г.), и были записаны две его работы: снова Дезормьер: Jeunesse , записанная Chorale de la jeunesse с оркестром под управлением Роже Дезормьера (CdM 501, февраль 1938) и «Маленькая сюита в трех частях» с Альбертом Локателли, скрипка; Гастон Хамельн (1884–1951), кларнет; Фернан Ломм, саксофон; Жан Мануэль, фортепиано; и Марсель Мойз и его сын Луи Мойз , флейты. (CdM. 519, май 1938 г.).

Не все было радужно в 1930-е годы: в 1932 году Онеггер опубликовал статью «Pour prendre congé», в которой жаловался, что его музыку не понимают, он чувствует, что зашел в тупик. Когда Гитлер пришел к власти, произведения Онеггера были запрещены (в Германии, а затем и в аннексированных странах). В 1934 году Ваура серьезно пострадал в автокатастрофе – Онеггер отделался серьезными травмами. Прежде всего, политический климат в Европе становился все более напряженным. В 1937 году Онеггер написал Jeunesse для Fédération musice populaire: это была песня, прославляющая пение завтрашнего дня после успеха Front Populaire . Тексты песен написал Поль Вайан-Кутюрье , журналист L'Humanité , который пытался привлечь внимание людей к реалиям гитлеровского режима и основал первый Дом культуры [ fr ] (в который входила Народная музыкальная федерация) во Франции. Онеггер занял четкую позицию против нацистского режима в июньском номере журнала Clarté за 1939 год : [ 19 ] «Тот, кто творит, не может совместить свое достоинство художника с порабощением, которое навязывает фашизм». [ 20 ] В 1931 году Онеггер, как и многие музыканты и интеллектуалы, уже выразил свою поддержку манифесту мира, опубликованному в Notre temps. [ 21 ] В заключение говорилось: «Поэтому важно, чтобы эта страна [Франция], столь богатая своими прошлыми достижениями, осмелилась провозгласить, что новая Европа и франко-германское согласие, которое является ее краеугольным камнем, могут возникнуть только в результате добровольных соглашений». вступило в силу их умиротворенное население». [ 22 ]

Артур Онеггер в исполнении Сержа Иваноффа , Париж, 1944 год.

Во время Второй мировой войны Онеггер, хотя и был швейцарцем, решил остаться в Париже, который находился под нацистской оккупацией с 14 июня 1940 года по 24 августа 1944 года. Онеггер сначала бежал на юг, но вернулся в Париж в конце октября 1940 года. Тем не менее, ему разрешили продолжать свою работу без особого вмешательства и даже несколько раз выезжать за границу в годы войны, в основном для дирижирования своей музыкой - только дважды в Швейцарию, причем без семьи.

В марте 1940 года в Базеле Захер представил священную ораторию «Танец смерти» , либретто которой было написано Полем Клоделем (и основано на Библии), и она имела большой успех. [ 23 ] . Он был заказан Полем Захером, а музыка была написана в период с июля по ноябрь 1938 года. В апреле 1940 года была показана первая из трех радиоспектаклей для «Радио Лозанны», основанных на тексте актера Уильяма Аге [ фр ] : «Кристоф Colomb», партитура которого датируется 1940 годом (и которую можно услышать на английском языке на Youtube). В тех же условиях были написаны еще две радиоспектакли: «Батманс дю монд» (1944) и «Святой Франсуа д'Ассиз» (1949). Премьера сочиненной в 1938-39 годах и намеченной в Цюрихе премьеры «Никола Флюэ» наконец состоялась в Золотурне, недалеко от Берна, в октябре 1940 года. Оратория, написанная во славу покровителя Швейцарии Николая Флюэ , основанный на произведении Дени де Ружмона , был вдохновлен эйфорией, вызванной (первоначально) Мюнхенскими соглашениями, - которая пробуждала пацифистские чувства композитора. «Онеггер преуспел в этих масштабных фресках, требующих мощного дыхания. Поднимаясь очень высоко, сохраняя приличествующий им народный характер, он умел вложить в них столько же поэзии, сколько фамильярного величия», — писал критик Мир [ 24 ] . К тому же периоду относится композиция Сонаты для скрипки соло, премьера которой позже состоялась Кристианом Феррасом (запись Decca 1953 года на Youtube).

В 1941 году Онеггер стал музыкальным критиком журнала Comœdia [ fr ] , от его первого до последнего выпуска от 5 августа 1944 года (его статьи стали нерегулярными после выпуска от 16 октября 1943 года, возможно, из-за его исключения из Национального фронта музыкантов). Comœdia был журналом культурной информации, более или менее зависимым от оккупационных властей. Некоторое время спустя Онеггер присоединился к Национальному фронту музыкантов , организации сопротивления, основанной внутри Коммунистической партии: позже он считал, что его кооптировали, потому что он писал в Comœdia для защиты французской музыки.

В 1941 году состоялась премьера « Трех стихотворений Клоделя» (написанных в 1939-1940 годах) Пьера Бернака и Пуленка, «вершины всего мелодического творчества композитора» (Н358)», сочинения « Маленький курс морали» на отрывки из романа «Сюзанна». «Et le Pacifique» Жана Жироду, премьера которого состоялась в 1942 году и позже; все написание второй симфонии.

Композитор вернулся к эпизодической музыке с двумя небольшими произведениями, премьера которых состоялась 2 апреля 1941 года: «Мандрагора» (к пьесе Макиавелли «Мандрагора» ) и «Прелюдия и постлюдия для 'L'Ombre de la Ravine'» (к пьесе Синджа «В тени долины» ).

Позднее Онеггера критиковали за то, что он принял приглашение Третьего рейха присутствовать на праздновании в Вене 150-летия со дня смерти Моцарта, но именно по этому случаю он привез из Франции партитуру своей второй симфонии (написанной в 1941-1942 гг.). ), который был заказан покровителем и в то же время дирижером Паулем Захером и премьера которого состоялась в Цюрихе в 1942 году под руководством Захера. Симфония № 2 представляет собой произведение для струнных и трубы и отражает мрачную и гнетущую атмосферу военных лет, но атмосфера меняется в финальной части и, наконец, дает проблеск надежды с появлением трубы - около одного минута до конца симфонии. Хальбрех считает ее «высшим шедевром композитора» и добавляет, что это одно из его наиболее часто записываемых произведений, наряду с «Pacific 231». [ 25 ] .

3 февраля 1942 года произошло еще одно событие, за которое его позже упрекали: он присутствовал на приеме в отеле «Ритц», организованном Хайнцем Шмидтке, главой секции Propaganda-Abteilung Frankreich [ fr ] в честь Хайнца Древеса » и приняли участие различные деятели парижского музыкального мира" [ 26 ] . Древес был главой X отдела (отвечающего за музыку) Рейхсминистериума по народному зрению и пропаганде . Некоторые подозревали, что Онеггер воспользовался ситуацией для продвижения своих интересов, но Хальбрейх несерьезно относится к этому обвинению. [ 27 ] .

Среди работ этого года - « Три псалма» , завершенные в январе 1941 года и премьера которых состоялась в апреле 1942 года. В то же время он работал над своими «Страстями по Зельцаху» , основанными на либретто его соотечественника Цезаря фон Аркса . Работа, начатая в 1938 году, возобновленная в 1940-41 годах, а затем снова в 1942 и декабре 1944 года, в конце концов ни к чему не привела, но Онеггер повторно использовал часть своей работы в « Кантате де Ноэль» .

В мае 1942 года Пауль Захер дирижировал премьерой Второй симфонии в Цюрихе. В июне 1942 года состоялся целый ряд концертов, посвященных пятидесятилетию композитора. Особо следует отметить концерт, на котором Шарль Мюнх дирижировал французской премьерой Второй симфонии , после чего на костре выступила Жанна д'Арк . В октябре он написал музыку, которую просил боец ​​сопротивления Пьер Бланшар для своего фильма «Секреты» . написал партитуру Un seul amour [ fr ] Он снова сотрудничал с Бланшаром, когда следующим летом .

Среди важных событий 1943 года была запись « Жанны д'Арк в Бушере» на диске Лодевейка де Вохта [ nl ] и премьера «Антигоны» в Парижской опере. Онеггер также написал небольшие пьесы для Анри де Монтерлана пьесы «Пасифаэ» Клоделя (1936), «Ле Сулье де Сатин» , а также несколько очень коротких произведений для шести тромбонистов и ударных инструментов « Содом и Гоморра » для пьесы Жироду «Содом и Гоморра» .

Премьерная запись его Концерта для виолончели (сочиненного в 1929 году, премьера которого состоялась в 1930 году) также была сделана в 1943 году посвященным и премьерным исполнителем Морисом Марешалем под управлением композитора. [ 28 ] .

Кроме того, Онеггер написал музыку к фильму «Мермоз», основанную на жизни авиатора Жана Мермоза (май 1943 г.), и извлек из нее две оркестровые сюиты, «одну из самых красивых партитур, когда-либо написанных Онеггером для кино». [ 29 ] . Абеля Ганса Он также сочинял для «Капитана Фракасса» незадолго до того, как Гансу пришлось бежать в Испанию в августе 1943 года. Партитура для фортепиано была записана Жаном-Франсуа Антониоли, но полная оркестровая партитура, похоже, утеряна. Он также написал музыку к «Каллисто, маленькая нимфа Дианы мультфильму » Андре Эдуарда Марти в сотрудничестве с Роландом-Мануэлем .

Наконец, он написал музыку к балету «Прибор горы» , премьера которого состоялась только в июле 1945 года.

Онеггер был исключен из Национального фронта музыкантов в 1943 году, возможно, в сентябре или октябре, предположительно потому, что его считали слишком близким к врагу. Писательство в Comœdia (теперь считающееся слишком коллаборационистским) теперь работало против него…

С января 1944 года Онеггер сочинил музыку для радиоспектакля «Battements du monde» и написал несколько коротких пьес для «Шарля Ле Темера» ( «Шарль Смелый »), премьера которого состоялась в Театре дю Жора в мае. Он написал третью и четвёртую песни Quatre chansons pour voix Grave . Песни № 2 (текст Уильяма Аге [ фр ] ), № 3 (на тему «Un grand sommeil noir» Поля Верлена ) и № 4 (на песню Пьера де Ронсара «La terre les eaux va buvant») Премьера состоялась в мае 1944 года Жинетт Гийма (1911–1999) и Пьером Санканом в Зале консерватории. Первая песня, на текст Аршага Чобаняна, была написана только в декабре 1945 года. Затем была композиция «Пролог» к «Жанне о Бюшер» — премьера произведения с прологом состоялась только в феврале 1946 года, в Брюсселе. Другим музыкальным событием года стало завершение в марте записи Симфонии № 2 его другом Шарлем Мюнхом ; первая часть записи состоялась в октябре 1942 года.

Произошло еще два значительных события: во-первых, смерть его друга Макса Якоба , арестованного гестапо в феврале и переведенного в лагерь для интернированных Дранси . Он умер до того, как следующий конвой отправился в Освенцим. Затем, всего за несколько дней до освобождения Парижа, Луиза и Фернан Оксе были арестованы в Каннах, в июле. Когда их отвезли в Дранси, Онеггер сделал для них все, что мог, но тщетно.

После освобождения Парижа и Франции Онеггер, гражданин Швейцарии, не был « эпюре » (испытанным). Хотя официально его ни в чем не упрекали, так случилось, что его произведения исчезли из концертных программ. [ 30 ] .

Во время войны он также преподавал композицию в Парижской нормальной школе музыки , где среди его учеников был Ив Раметт . Однако война его сильно угнетала. Между его вспышкой и смертью он написал свои последние четыре симфонии (номера со второй по пятую), которые входят в число самых сильных симфонических произведений ХХ века. третья, имеющая подзаголовок «Литургическая симфония» с тремя частями, напоминающими Реквиемную мессу ( Dies irae , De profundis clamavi и Dona nobispacem Из них, вероятно, наиболее известна ). Написанная в 1946 году, сразу после окончания войны, она имеет параллели с » Бенджамина Бриттена 1940 « Симфонией да Реквием года. Контрастом этому произведению является лирическая, ностальгическая Симфония № 4 с подзаголовком «Deliciae Basilienses» («Наслаждения»). Базеля»), написанный как дань уважения дням отдыха, проведенным в этом швейцарском городе во время войны.

Онеггер был широко известен как энтузиаст поездов и однажды сказал: «Я всегда страстно любил локомотивы. Для меня они живые существа, и я люблю их, как другие любят женщин или лошадей». Его «Симфоническое движение» Pacific 231 (изображение паровоза) принесло ему раннюю известность в 1923 году.

Многие произведения Онеггера поддерживал его давний друг Жорж Ципин , который дирижировал премьерными записями некоторых из них ( Cris du Monde оратория , Николя де Флюэ ). [ 31 ]

В 1953 году он написал свою последнюю композицию «Рождественская кантата» . После продолжительной болезни он умер дома в Париже от сердечного приступа 27 ноября 1955 года и был похоронен на кладбище Сен-Винсент в квартале Монмартр . Французское правительство устроило ему государственные похороны, хотя он оставался гражданином Швейцарии и никогда не принимал французское гражданство. [ 32 ]

Основными элементами стиля Онеггера являются контрапункт Баха . [ 33 ] движущие ритмы, мелодическая амплитуда, высококолористические гармонии, импрессионистическое использование оркестровых звучаний и забота о формальной архитектуре. Его стиль более весомый и торжественный, чем у его коллег по Les Six . Зрелые работы Онеггера не только не реагируют на немецкий романтизм, как это делали другие участники Les Six, но и демонстрируют явное его влияние. Несмотря на различия в их стилях, он и его коллега по Les Six Дариус Мийо были близкими друзьями, вместе учились в Парижской консерватории (как и у Тайлефера). Мийо посвятил свой четвертый струнный квинтет памяти Онеггера, а Франсис Пуленк аналогичным образом посвятил свою Сонату для кларнета .

Разнообразие музыки Онеггера на самом деле отражает творческий путь, последовательность которого проистекает из глубокого убеждения в том, что музыка является истинным средством общения с публикой. Хальбрейх отмечает, что после «Антигоны » «необходимость общения взяла верх над всеми остальными, и в своей свободно избранной миссии «музыканта в городе мужчин» Онеггер считал поддержание эзотерического и авангардного языка нарциссической роскошью, противоречащей его гуманистические требования, даже если эстеты искусства ради искусства страдали и не одобряли его выбор. Его единственная последующая попытка оперы, «Эглон» , была нацелена. при немедленном (и, как считалось, возможно, эфемерном) одобрении огромной народной аудитории, а не гипотетического и элитарного потомства». [ 34 ] Именно по этой причине Онеггер часто стремился к музыке, свободной от слишком большого формализма, слишком большого соблазна и, прежде всего, вообще от музыкальных привычек. Всю жизнь он опасался опасности культурных привычек, разных форм коллективного сознания ( «Cris du monde» , 1931, предметом которого является «бунт личности против давящей его толпы», по мнению Онеггера, «Планы » [ фр .] , декабрь 1931 г.). Этот страх был оправдан его идеологией аутентичной и прежде всего осмысленной музыки, способной нести послание, иногда даже философское, как в его Симфонии № 3 1945 года, которая, по мнению композитора, «музыкально изображает борьбу в сердце человека между преданностью слепым силам, порабощающим его, и инстинктом счастья, миролюбием, чувством божественного прибежища». [ 35 ]

Поэтому легко понять разнообразие его произведений: то, что каждое из них должно было сказать по-новому, требовало, по его мнению, нового языка. Таким образом, он исследовал различные жанры и техники, проявляя равный интерес к Клода Дебюсси и Габриэля Форе . гармонии [ 36 ] Игоря Стравинского Ритм , бетховенская форма, [ 37 ] Арнольда Шенберга Гений – исключая сериализм – в «Le Dit des Jeux du Monde» . [ 38 ] Он также использовал новые инструменты или инструменты, используемые по-новому: пилу в «Антигоне» (1927), там-там ( «Тихий океан 231» и многие другие пьесы), три саксофона в «Жанна д'Арк в Бушере» , бутейлофон (бутылки, наполненные с разным количеством воды) для № 7 Dit des Jeux du Monde , пьесы для ударных соло; и даже электронные инструменты, такие как волны Мартено «Жанна д'Арк в Бушере» , которую сыграл сам Морис Мартено на премьере в 1938 году, но уже использовались в таких фильмах, как Бертольда Бартоша » «Идея , 1934).

Кажущаяся простота некоторых отрывков его музыки маскирует работу, которую он проделал над каждым отрывком своих основных произведений, в смысле объективности, то есть строго музыкальной связности произведения: от этого зависит все, в том числе и сложность техник, которые, по его мнению, толкать следует только в случае необходимости, как в случае с Орасом Викторье (1921, «его самый радикальный и смелый шедевр», [ 39 ] или в его симфониях. Сложность и, прежде всего, интерес его основных сочинений заключается в относительной объективности произведения. Он часто играл на размахе тем, которыми занимался. Он стремился достичь глубокого и универсального измерения человечества. Вот почему его религиозные произведения (он был протестантом) выходят за рамки строгих рамок религии и достигают более универсального и человеческого измерения. успех Жанны д'Арк на костре Этим объясняется , например, . Это не мешало ему иногда быть более озабоченным реакцией на культуру своего времени, как, например, в Pacific 231 (1923), где Онеггер, тем не менее, был осторожен, чтобы не впасть в анекдот шумовой музыки . [ 40 ]

Наследие

[ редактировать ]

Онеггер был изображен на швейцарской банкноте в двадцать франков (восьмая серия), выпущенной в октябре 1996 года и замененной в 2017 году.

Симфоническое движение Онеггера «Регби» было записано под его управлением Парижским симфоническим оркестром в электрической записи 1929 года. [ 41 ] Многие записи Онеггера как дирижера его музыки были переизданы на компакт-дисках Перл и Даттон. [ 42 ]

Хоккеист Дуг Онеггер - его внучатый племянник. [ 43 ]

Известные композиции

[ редактировать ]

Номера опусов взяты из полного каталога Гарри Халбрейха . Более длинный список композиций см. в разделе «Список композиций Артура Онеггера» . Список избранных записей можно найти в дискографии Артура Онеггера .

  • Оркестровая музыка :
Симфонии :
1930: H 75 Первая симфония
1941: H 153 Вторая симфония для струнных и трубы ре мажор.
1946: H 186 Третья симфония ( Литургическая симфония )
1946: H 191 ля ля Четвертая симфония
1950: H 202 Пятая симфония ре мажор ( Di tre re )
Симфонические движения:
1923: H 53 Pacific 231 (Симфоническая часть № 1)
1928: H 67 Регби (Симфоническое движение № 2)
1933: Симфоническая часть H 83 № 3
Концерты :
1924: H 55 Концертино для фортепиано с оркестром ми мажор.
1929: H 72 Концерт для виолончели с оркестром до мажор.
1948: H 196 Concerto da camera , для флейты, английского рожка и струнных.
Другие:
1917: H 16 Песня Нигамона
1920: H 31 Летняя пастораль
1923: H 47 Chant de joie (Песня радости)
1951: H 204 Однодольный
1921: H 37 Le roi David Либретто (Царь Давид) Рене Моракса , версия для оркестра 1923 года.
1935: H 99 Жанна д'Арк на костре , либретто Поля Клоделя , версия с прологом 1941 года.
1938: H 131 La danse des morts , (Танец мертвых), либретто Поля Клоделя .
1953: H 212 кантата Рождественская
  • Оперы :
1903: Филиппа , без оркестровки, исполнения и публикации.
1904: Сигизмунд проиграл
1907: «Эсмеральда » по роману Виктора Гюго « Горбун из Нотр-Дама» , незаконченная и неопубликованная.
1918: La mort de Sainte Alméenne , либретто М. Жакоба, неопубликовано, оркестрована только Интерлюдия.
1925: «Юдит» , либретто Рене Моракса , премьера состоялась в Опере Монте-Карло 13 февраля 1925 года.
1927: H 65 Antigone , либретто Жана Кокто по мотивам Софокла , премьера состоялась в Ла Монне 28 декабря 1927 года.
1925: H 108 L'Aiglon , написано в соавторстве с Жаком Ибером ; либретто к 2–4 действиям Г. Каина по мотивам Э. Ростана, либретто к 1 и 5 действиям Иберта, Опера Монте-Карло, 10 марта 1937 г.
1930: Приключения короля Паузоле , либретто А. Виллемеца по мотивам П. Луиса, премьера 12 декабря 1930 года, Париж, Буфф-Парижский.
1931: Красавица Мудон , либретто Рене Моракса, Мезьер, Жора, Швейцария, 30 мая 1931 года, неопубликовано.
1937: Les petits cardinal , либретто Виллемца и П. Браха по мотивам Л. Галеви, Париж, Буфф-Парижан, 13 февраля 1938 г.
  • Балеты :
1918: H 19 История мировых игр
1921: H 38 Гораций Победоносец , мимическая симфония
1917: Струнный квартет № 1 H 15 до минор
1929: Соната H 28 для альта и фортепиано
1935: Струнный квартет H 103 № 2 ре мажор
1937: Струнный квартет H 114 № 3 ми мажор
1945: H 181 Падуана для виолончели соло
1947: H 193 Intrada для трубы до мажор и фортепиано
  • Сольные произведения для фортепиано 1910: Три пьесы (Скерцо, Юмореска, Адажио)
1916: Токката и вариация
1915–9: Три пьесы (Прелюдия, Посвящение Равелю, Танец)
1919–20: Семь коротких пьес.
1920: Сарабанда (для альбома de Six)
1923–4: Ле Каье Роман
1928–9 Посвящение Альберту Русселю.
1932: Прелюдия, Ариозо и Фугетта на имя БАХа.
1941: В Petits Airs появился знаменитый бас.
1943–4: Два наброска
  1. ^ «Артур Онеггер» . Оксфордский справочник .
  2. ^ Мейлан, Пьер (1970). Артур Онеггер . Эпоха человека. ISBN  978-2-8251-3235-7 .
  3. ^ «Артур Онеггер» . 29 ноября 1955 г.
  4. ^ Халбрейх 1992, с. 35-36
  5. ^ Quatre Poèmes на стихи Андре Фонтенаса , Жюля Лафорга , Фрэнсиса Жамса и Аршага Чобаняна
  6. ^ Халбрейх 1992, с. 65
  7. ^ «Танец козла Артур Онеггер — ProQuest» . www.proquest.com . Проверено 20 июня 2024 г.
  8. ^ Халбрейх 1992, с. 781
  9. ^ Халрейх 1992, с. 430. В книге это подробно анализируется на стр. 429-432.
  10. ^ «Тем больше ты знаешь, что я горю за тебя | LiederNet» .
  11. ^ Стивенсон, Лесли (2002). Дон Вид (ред.). Симфония мечты: дирижер и меценат Пауль Захер . Пугало Пресс. п. 208. ИСБН  978-3-907625-10-1 .
  12. ^ Цитируется Халбрейхом 1992, с. 433
  13. ^ Халбрейх 1992, с. 507
  14. ^ Халбрейх, 1992, стр. 378
  15. ^ «Артур Онеггер» . 29 ноября 1955 г.
  16. ^ Участники Parc d'Attractions - Expo. В 1937 году все были усыновлены французами: Александр Черепнин, Богуслав Мартину, Федерико Момпу, Витторио Риети, Эрнесто Хальфтер, Александр Тансман, Марсель Михалович, Тибор Харшаньи и, конечно же, Онеггер.
  17. ^ буклет к альбому Abeille Musique из 4 компакт-дисков Honegger: Chamber music (c2004)
  18. ^ Деполис, Жак (1994). Поль Клодель и Ида Рубинштейн: непростое сотрудничество . Литературные летописи Университета Франш-Конте, том. 517 (на французском языке). Прессы Университета Франш-Конте, стр. 72–73
  19. ^ Ясность , [1], стр. 1367.
  20. ^ Цитируется по Halbreich 1992, стр. 196-197.
  21. ^ «Наше время: Издается каждый месяц / Режиссер Жан Люшер; главный редактор Жак Шабанн» . 4 января 1931 года.
  22. ^ Карин Ле Бэйл, Музыка в ногу. Быть музыкантом во время оккупации . Издания CNRS, 2016 г., стр. 173
  23. ' ^ Le Monde : [2]
  24. ^ Le Monde : [3]
  25. ^ Халбрейх 1992, с. 384 и с. 781
  26. ^ Le Matin , 6 февраля 1942 г.: [архив "Dr%20Drewes".zoom]
  27. ^ Халбрейх 1992, с. 205-206
  28. ^ Компакт-диск Honegger Conducts Honegger содержит записи 1930-1931 годов: Pacific 2.3.1, Rugby, Prelude to The Tempest, Pastorale d'été, Les Aventures du roi Pausole (отрывки) и запись 1943 года Концерта для виолончели, записанную в Зал консерватории, октябрь 1943 года, автор Морис Марешаль. для ЭМИ.
  29. ^ Халбрейх 1992, с. 472
  30. ^ Более подробная информация об этом в «Письме Дариуса Мийо к Александру Тансману», 1945, цитируется, а затем прокомментируется Эрин К. Махер: Дариус Мийо в Соединенных Штатах, 1940-71: Трансатлантические конструкции музыкальной идентичности (докторская диссертация, Часовня) Хилл, 2016), с. 108 и далее. Онлайн (pdf): https://cdr.lib.unc.edu/downloads/pc289j467 [архив]) Статью Онеггера о «Палестрине» Пфизнера см. в Comœdia от 4 апреля 1942 г.; для Эгка о Пер Гюнте , выпуск от 9 октября 1943 года. Французская версия страницы А. Онеггера содержит подробную информацию о статьях Онеггера для Comœdia.
  31. ^ Мишель Тиббо (15 июля 2005 г.). «Жорж Ципин интерпретирует Онеггера» . www.resmusica.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года.
  32. ^ Стивенсон 2002 , с. 211.
  33. ^ Халбрейх 1992, с. 728
  34. ^ Халбрейх 1992, с. 552
  35. ^ Халбрейх 1992, с. 392
  36. ^ Халбрейх 1992, с. 730
  37. ^ «Бетховенское в музыке Онеггера, помимо мужественной энергии дискурса и силы тематических профилей, сосуществование пылкой романтической субъективности и солидной архитектуры, которая в своей образцовой лаконичности может выдержать любое испытание», согласно Хальбреху, 1992. , с. 728-729
  38. ^ Халбрейх 1992, с. 450
  39. ^ Халбрейх 1992, с. 455
  40. ^ Халбрейх 1992, с. 431
  41. ^ Артур Онеггер, Регби (Симфоническое движение № 2), записано на YouTube в 1929 году.
  42. ^ «Онеггер дирижирует: компакт-диски и винил» . Амазонка . Проверено 10 июля 2023 г.
  43. ^ Рето Кирххофер (19 декабря 2010 г.). «Дебют двойного гражданства» . Berner Zeitung (на немецком языке) . Проверено 10 декабря 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Биографом Онеггера был Марсель Ландовски , французский композитор и деятель искусств, находившийся под сильным влиянием Онеггера. Биография его появилась в 1978 году ( ISBN   2-02-000227-2 ), хотя он еще не переведен на английский язык.
  • Гарри Халбрейх. Артур Онеггер , переведенный на английский язык Роджером Николсом. Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1992. Рассматривает жизнь и творчество Онеггера. При содействии дочери Онеггера Паскаль; Хальбрейх полностью задокументировал жизнь Онеггера с детства. Рассмотрены все работы, подробно проанализированы наиболее значимые. ISBN   1-57467-041-7 (1999).
  • Джеффри Спратт. Музыка Артура Онеггера . Издательство Коркского университета, 1987. Спратт также написал статью в Grove Music Online (2001).
  • Вилли Таппет. Артур Онеггер . Цюрих: Атлантис Верлаг, 1954.
  • Артур Онеггер, Incantation aux ископаемых (Заклинание окаменелостей), Editions d'Ouchy (Лозанна), 1948 г. (Некоторые из его статей в Comœdia, продвигающих современную французскую музыку). Галлика: [4] (на французском языке).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35e9496a8b5c9c63175c4ba584080c38__1723753740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/38/35e9496a8b5c9c63175c4ba584080c38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arthur Honegger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)