Артур Онеггер

Артур Онеггер (англ. Французский: [aʁtyʁ ɔnɛɡɛːʁ] ; 10 марта 1892 — 27 ноября 1955) — швейцарский композитор, родившийся во Франции и проживший большую часть своей жизни в Париже. [ 1 ] Член Les Six , его самая известная работа, вероятно, Pacific 231 .
Биография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |

родился Оскар-Артур Онеггер в семье швейцарцев в Гавре , Франция. Первоначально он изучал гармонию у Роберта-Шарля Мартена (которому он посвятил свою первую опубликованную работу). [ 2 ] ) и скрипка в Гавре. Затем он переехал в Швейцарию, где провел два года (сентябрь 1909 — июнь 1911) в Цюрихской консерватории, где его преподавали Лотар Кемптер и Фридрих Хегар . В 1911 году он поступил в Парижскую консерваторию с 1911 по 1918 год (за исключением короткого периода зимой 1914-1915 годов, когда он был мобилизован в Швейцарии), обучаясь у Шарля-Мари Видора , Люсьена Капета , Андре Гедальжа и Винсента д' «Инди . [ 3 ] Гедалге призвал его сочинять, и Онеггер объявил о своем решении стать композитором в письме родителям от 28 апреля 1915 года. Затем он похвалил своего учителя Гедалге и его «Трактат о фуге» (1904), «наиболее полное произведение, когда-либо написанное на тему фуги». предмет". Гедальге обучал своих учеников этому ремеслу, уважая их идеи и личности, продолжил он и добавил, что, хотя некоторые учителя хорошо готовили своих учеников к успеху на соревнованиях, «самыми продвинутыми музыкантами с точки зрения современного духа были ученики Гедалжа». [ 4 ]
Среди его известных ранних работ - « Шесть стихотворений Аполлинера» (стихи из « Алкоголей »), премьера которых состоялась в 1916 и 1918 годах; «Посвящение Равелю» из Трех пьес для фортепиано (1915); Четыре стихотворения Х. 7 (1914–1916); [ 5 ] «Три стихотворения Поля Форта» (1916); его та самая дебюссианская прелюдия для Аглавайн и Селизетты (вдохновленная пьесой Мориса Метерлинка : премьера прелюдии состоялась в оркестровом классе в 1917 году, а публичная премьера - в 1920 году); Le Dit des Jeux du monde , заказанный в апреле 1918 года бельгийским поэтом Полем Мералем , премьера которого состоялась Вальтером Страрамом в Театре Джейн Батори в Старом Коломбье в декабре 1918 года (Состоит из тринадцати коротких пьес, которые временами напоминают Шенберга). Эта работа, посвященная Фернану Оксе , «вызвала скандал, сравнимый во всех отношениях с те из «Весны священной» или «Парада » [ 6 ] ); «Песнь нигамона» (1918, публичная премьера оркестра Пасделу в 1920 году: его первая симфоническая пьеса, вдохновленная Гюстава Эмара приключенческим романом «Сурике» на индейские темы (благодаря Жюльена Тьерсо » «Музыкальным запискам ); первый струнный квартет, «первый полностью завершенный шедевр композитора» (Halbreich 1992, с. 311) премьера состоялась в 1919 году в Quatuor Capelle, а в 1920-1921 годах — « Pastorale d’été » Владимира Гольшмана ;
Во время учебы в консерватории Онеггер подружился с Жаком Ибером , затем с Мийо , а затем встретил Тайлефера , а позже Орик познакомился с пианистом Андре Вобуром . Некоторые из них позже стали известны как « Les Six », которые хотели создать свежий французский стиль композиции. Онеггер был далек от того, чтобы сливаться с группой, поскольку его стиль был несколько более серьезным («У меня нет культа уличных ярмарок или мюзик-холлов», - писал он в письме Полу Ландорми ) и сложным. Тем не менее, это сотрудничество сыграло важную роль в установлении его репутации на парижской музыкальной сцене. Онеггер сотрудничал с другими участниками Les Six только в 1920 году (с короткой «Сарабандой» для L'Album des Six ) и 1921 году (с «Marche funèbre» для Les mariés de la Tour Eiffel ) и, наконец, в 1952 году (с «Токката» для «Гирланды де Кампра» ).
Соната Онеггера для виолончели и фортепиано H.32, написанная в 1920 году, была впервые представлена в 1921 году Дираном Алексанианом и Андре Варабуром: она «должна быть частью репертуара каждого виолончелиста» (Halbreich 1992, стр. 330). Он также написал Danse de la chèvre (1921), который стал основным элементом репертуара флейты. Произведение посвящено Рене Ле Руа и написано для флейты соло. [ 7 ]
Также в 1921 году Эрнест Ансерме дирижировал авангардной музыкой балета-пантомимы «Орас Викторье» в Лозанне (в концертной версии). Он напоминает битву Горациев и Куриациев и заканчивается смертью Камиллы. Также в 1921 году Рене Моракс поручил Онеггеру написать «Короля Давида» : он закончил свою партитуру за два месяца, и 11 июня «драматичный псалом» (написанный как музыкальное сопровождение) был триумфально принят. 13 марта 1924 года Онеггер прославился, когда переработанная для большого оркестра французская версия « Короля Давида» была исполнена в Париже под управлением Роберта Сиохана . Он до сих пор находится в хоровом репертуаре. «Превращение «Короля Давида» в ораторию [или «симфоническую симфонию»] — одно из ключевых событий в музыкальной жизни первой половины ХХ века», — написал музыковед Матье Фере в буклете к записи « Короля Давида». Дэниел Ройсс (Mirare). В этой версии устные голоса заменены рассказчиком, но инструментарий остается прежним: произведение написано для семнадцати инструментов, имеющихся в Театре дю Жора: никаких струнных, кроме контрабаса, духовых, перкуссии, фортепиано, фисгармонии. и челеста. Его провел Жорж Мартен Витковски в Лионе в январе 1923 года, его играют и записывают до сих пор.
В 1922 году Онеггер стал одним из первых крупных композиторов (после Камиля Сен-Санса), написавших музыку специально для фильмов. Его партитура (от которой осталась только «Увертюра») к немому фильму « Руга » (1923) Абеля Ганса положила начало его длительному увлечению музыкой для кино. Он снова работал на Ганса в 1927 году на Наполеона и в 1943 году на капитана Фракасса .
В 1923 году Онеггер сочинил небольшое произведение, которое впоследствии стало одним из наиболее часто записываемых произведений: [ 8 ] Pacific 2.3.1 для концертов Кусевицкого в Парижской опере в мае 1924 года, хотя Серж Кусевицкий уже был музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра . Музыка привлекает внимание обычного меломана, поскольку она имитирует звуки и движение паровоза. Онеггер сказал: «Я всегда страстно любил локомотивы. Для меня они живые существа…», но для композитора главным было то, чтобы «создавать [е] впечатление математического ускорения ритма, в то время как само движение замедляется». [ 9 ] "
Песня Ронсара Х.54 (на тему Ронсара «Чем больше ты знаешь, что я горю для тебя», [ 10 ] сочиненный к 450-летию со дня рождения поэта, существует в версии для голоса и фортепиано (премьера Клэр Круаза, 1924 г.) и, прежде всего, для голоса, флейты и струнного квартета (Режин де Лормуа, 1925 г.).
Другой значимой работой стала «Юдифь» по пьесе Рене Моракса, которая продолжила его интерес к религиозной тематике. Премьера как библейская драма состоялась в декабре 1924 или январе 1925 года в Театре дю Жора , затем была переработана в «Серийную оперу» (1926, Монте-Карло) и, наконец, стала ораторией (1927, Роттердам). Он посвящен Клэр Круаза (матери его сына Жан-Клода, 1926–2003), исполнившей партию Жюдит в первой версии. Хальбрех (стр. 550) говорит, что «Юдит полна чудесной, вдохновенной музыки, хотя все произведение несовершенно».
В 1922 году Онеггер написал очень короткую музыкальную пьесу к Жана Кокто по «Антигоне» мотивам трагедии Софокла. Затем композитор разработал его между 1924 и 1927 годами для оперы «Антигона» , премьера которой состоялась 28 декабря 1927 года в Королевском театре де ла Монне с декорациями, разработанными Пабло Пикассо , и костюмами Коко Шанель . Он посвящен «Вауре»: Андре Вобур .
В 1926 году он женился на Андре Вобур, пианистке и однокурснице Парижской консерватории , при условии, что они будут жить в отдельных квартирах, поскольку ему требовалось уединение для сочинения музыки. Андре жила со своей матерью, и Онеггер каждый день приходил к ним на обед. [ 11 ] Они жили раздельно на протяжении всего брака, за исключением одного года с 1935 по 1936 год после травмы Вобура в автокатастрофе и последнего года жизни Онеггера, когда он был недостаточно здоров, чтобы жить один. У них была дочь Паскаль, родившаяся в 1932 году.
В 1928 году Онеггер сочинил новое симфоническое движение под названием «Регби», вдохновленное этим видом спорта. По словам самого композитора, музыка отражает «атаки и контратаки игры, ритм и колорит матча на стадионе Коломба». [ 12 ] La Tempête , музыкальная композиция к пьесе Шекспира, была написана между 1923 и 1929 годами, а премьера состоялась в 1929 году.
В декабре 1930 года в Театре Буфф-Парижан первая из трех оперетт Онеггера, «Приключения королевской паузоли» , раскрывающая полного юмора Онеггера, имела огромный успех: по словам Хальбрайха, было представлено не менее 800 представлений (стр. 671). Композитор признался, что у него здесь три модели: Моцарт, Шабрие и Мессажер. (с. 671). В 1932 году «Крис дю мира» , оратория на текст Рене Бизе (1887-1947), вдохновленная (в общих чертах) сонетом Джона Китса «К одиночеству», выразила великий пессимизм Онеггера: это было предостережение против «всего, что способствует потеря души и смерть личности» [ 13 ] включая загрязнение окружающей среды, шум, массовую культуру и т. д.
Премьера Симфонии № 1 , написанной в 1929–1930 годах, состоялась в Бостоне, а затем в Париже в 1931 году. Гарри Хальбрейх описывает ее как «написанную языком, более грубым и менее скупым, чем последующие, несмотря на прекрасно освоенную форму». , на стыке молодости и зрелости». [ 14 ]
Начиная с 1925 года ( L'Impératrice aux rochers с очень фореанскими пассажами) покровительница Ида Рубинштейн (бывшая танцовщица Русского балета) финансировала несколько произведений Онеггера, который сотрудничал с Полем Валери для «Амфиона» (1931), а также балет Семирамида (1934), созданная Идой Рубинштейн в Опере. композитора Первую лучше всего помнят по «Прелюдии, фуге и постлюдии» (впервые исполненной в 1948 году).
Онеггер также сотрудничал с Сержем Лифарем в «Икаре» (1935) для ударных и контрабаса, затем в «Le Cantique des cantiques» , премьера которого состоялась в 1938 году. По этому случаю хореограф опубликовал свой манифест «La Danse et la Musique» ( Revue Musicale , март 1938), в котором он заявлял о превосходстве танцоров и хореографов в концепции балета.
«Эглон» , лирическая драма (на либретто Анри Каена по пьесе Эдмона Ростана 1900 года «Эглон ») о жизни Наполеона II , была написана в сотрудничестве с Жаком Ибером в 1936 году, премьера состоялась в 1937 году. Кент Нагано выпустил хорошую запись на компакт-диске с ней в 2016 году. С тем же композитором (Ибертом) Онеггер написал оперетта Les Petites Cardinal в том же духе, что и Le Roi Pausole (Bouffes-Parisiens, 1938). [ 15 ] Он также написал очень короткую пьесу для фортепиано с оригинальным названием на английском языке « Живописная железная дорога» в 1937 году, премьера которой состоялась в 1938 году. Это был его вклад в совместную работу « Парк аттракционов - Экспо». 1937: Посвящение Маргарите Лонг . [ 16 ] Он продолжал активно работать в области музыки для фильмов, в частности, написав музыку к фильмам Раймона Бернара « Отверженные » (1934), «Мятежи Эльзенёра» (1936) и «Пигмалион» (1938).
Квартет , «несомненно , № 3 вершина его камерной музыки» Жака Чамкертена [ 17 ] также был написан в 1936-37 годах; Премьера состоялась в октябре 1937 года квартетом Pro Arte . Его заказала Элизабет Спрэг Кулидж . После этой работы Онеггер перестал писать камерную музыку, за небольшим исключением.
По новому заказу Иды Рубинштейн он написал «драматическую ораторию » « Жанна д'Арк в Бушере » на либретто Поля Клоделя , премьера которой состоялась у Поля Захера в Базеле в 1938 году. Она считается одним из лучших его произведений. [ 18 ] сочетание устного слова, музыки и хоровых элементов, чтобы рассказать историю Жанны д'Арк . Это остается одним из наиболее часто исполняемых его произведений. Существует DVD-версия, записанная Доном Кентом.
Для Le Chant du Monde он гармонизировал несколько французских народных песен, записанных под руководством Дезормьера: La femme du marin (CdM 513, май 1938 г.) и Les trois Princesses au Pommier Sweet (CdM 520, октябрь 1938 г.), и были записаны две его работы: снова Дезормьер: Jeunesse , записанная Chorale de la jeunesse с оркестром под управлением Роже Дезормьера (CdM 501, февраль 1938) и «Маленькая сюита в трех частях» с Альбертом Локателли, скрипка; Гастон Хамельн (1884–1951), кларнет; Фернан Ломм, саксофон; Жан Мануэль, фортепиано; и Марсель Мойз и его сын Луи Мойз , флейты. (CdM. 519, май 1938 г.).
Не все было радужно в 1930-е годы: в 1932 году Онеггер опубликовал статью «Pour prendre congé», в которой жаловался, что его музыку не понимают, он чувствует, что зашел в тупик. Когда Гитлер пришел к власти, произведения Онеггера были запрещены (в Германии, а затем и в аннексированных странах). В 1934 году Ваура серьезно пострадал в автокатастрофе – Онеггер отделался серьезными травмами. Прежде всего, политический климат в Европе становился все более напряженным. В 1937 году Онеггер написал Jeunesse для Fédération musice populaire: это была песня, прославляющая пение завтрашнего дня после успеха Front Populaire . Тексты песен написал Поль Вайан-Кутюрье , журналист L'Humanité , который пытался привлечь внимание людей к реалиям гитлеровского режима и основал первый Дом культуры (в который входила Народная музыкальная федерация) во Франции. Онеггер занял четкую позицию против нацистского режима в июньском номере журнала Clarté за 1939 год : [ 19 ] «Тот, кто творит, не может совместить свое достоинство художника с порабощением, которое навязывает фашизм». [ 20 ] В 1931 году Онеггер, как и многие музыканты и интеллектуалы, уже выразил свою поддержку манифесту мира, опубликованному в Notre temps. [ 21 ] В заключение говорилось: «Поэтому важно, чтобы эта страна [Франция], столь богатая своими прошлыми достижениями, осмелилась провозгласить, что новая Европа и франко-германское согласие, которое является ее краеугольным камнем, могут возникнуть только в результате добровольных соглашений». вступило в силу их умиротворенное население». [ 22 ]

Во время Второй мировой войны Онеггер, хотя и был швейцарцем, решил остаться в Париже, который находился под нацистской оккупацией с 14 июня 1940 года по 24 августа 1944 года. Онеггер сначала бежал на юг, но вернулся в Париж в конце октября 1940 года. Тем не менее, ему разрешили продолжать свою работу без особого вмешательства и даже несколько раз выезжать за границу в годы войны, в основном для дирижирования своей музыкой - только дважды в Швейцарию, причем без семьи.
В марте 1940 года в Базеле Захер представил священную ораторию «Танец смерти» , либретто которой было написано Полем Клоделем (и основано на Библии), и она имела большой успех. [ 23 ] . Он был заказан Полем Захером, а музыка была написана в период с июля по ноябрь 1938 года. В апреле 1940 года была показана первая из трех радиоспектаклей для «Радио Лозанны», основанных на тексте актера Уильяма Аге : «Кристоф Colomb», партитура которого датируется 1940 годом (и которую можно услышать на английском языке на Youtube). В тех же условиях были написаны еще две радиоспектакли: «Батманс дю монд» (1944) и «Святой Франсуа д'Ассиз» (1949). Премьера сочиненной в 1938-39 годах и намеченной в Цюрихе премьеры «Никола Флюэ» наконец состоялась в Золотурне, недалеко от Берна, в октябре 1940 года. Оратория, написанная во славу покровителя Швейцарии Николая Флюэ , основанный на произведении Дени де Ружмона , был вдохновлен эйфорией, вызванной (первоначально) Мюнхенскими соглашениями, - которая пробуждала пацифистские чувства композитора. «Онеггер преуспел в этих масштабных фресках, требующих мощного дыхания. Поднимаясь очень высоко, сохраняя приличествующий им народный характер, он умел вложить в них столько же поэзии, сколько фамильярного величия», — писал критик Мир [ 24 ] . К тому же периоду относится композиция Сонаты для скрипки соло, премьера которой позже состоялась Кристианом Феррасом (запись Decca 1953 года на Youtube).
В 1941 году Онеггер стал музыкальным критиком журнала Comœdia , от его первого до последнего выпуска от 5 августа 1944 года (его статьи стали нерегулярными после выпуска от 16 октября 1943 года, возможно, из-за его исключения из Национального фронта музыкантов). Comœdia был журналом культурной информации, более или менее зависимым от оккупационных властей. Некоторое время спустя Онеггер присоединился к Национальному фронту музыкантов , организации сопротивления, основанной внутри Коммунистической партии: позже он считал, что его кооптировали, потому что он писал в Comœdia для защиты французской музыки.
В 1941 году состоялась премьера « Трех стихотворений Клоделя» (написанных в 1939-1940 годах) Пьера Бернака и Пуленка, «вершины всего мелодического творчества композитора» (Н358)», сочинения « Маленький курс морали» на отрывки из романа «Сюзанна». «Et le Pacifique» Жана Жироду, премьера которого состоялась в 1942 году и позже; все написание второй симфонии.
Композитор вернулся к эпизодической музыке с двумя небольшими произведениями, премьера которых состоялась 2 апреля 1941 года: «Мандрагора» (к пьесе Макиавелли «Мандрагора» ) и «Прелюдия и постлюдия для 'L'Ombre de la Ravine'» (к пьесе Синджа «В тени долины» ).
Позднее Онеггера критиковали за то, что он принял приглашение Третьего рейха присутствовать на праздновании в Вене 150-летия со дня смерти Моцарта, но именно по этому случаю он привез из Франции партитуру своей второй симфонии (написанной в 1941-1942 гг.). ), который был заказан покровителем и в то же время дирижером Паулем Захером и премьера которого состоялась в Цюрихе в 1942 году под руководством Захера. Симфония № 2 представляет собой произведение для струнных и трубы и отражает мрачную и гнетущую атмосферу военных лет, но атмосфера меняется в финальной части и, наконец, дает проблеск надежды с появлением трубы - около одного минута до конца симфонии. Хальбрех считает ее «высшим шедевром композитора» и добавляет, что это одно из его наиболее часто записываемых произведений, наряду с «Pacific 231». [ 25 ] .
3 февраля 1942 года произошло еще одно событие, за которое его позже упрекали: он присутствовал на приеме в отеле «Ритц», организованном Хайнцем Шмидтке, главой секции Propaganda-Abteilung Frankreich в честь Хайнца Древеса » и приняли участие различные деятели парижского музыкального мира" [ 26 ] . Древес был главой X отдела (отвечающего за музыку) Рейхсминистериума по народному зрению и пропаганде . Некоторые подозревали, что Онеггер воспользовался ситуацией для продвижения своих интересов, но Хальбрейх несерьезно относится к этому обвинению. [ 27 ] .
Среди работ этого года - « Три псалма» , завершенные в январе 1941 года и премьера которых состоялась в апреле 1942 года. В то же время он работал над своими «Страстями по Зельцаху» , основанными на либретто его соотечественника Цезаря фон Аркса . Работа, начатая в 1938 году, возобновленная в 1940-41 годах, а затем снова в 1942 и декабре 1944 года, в конце концов ни к чему не привела, но Онеггер повторно использовал часть своей работы в « Кантате де Ноэль» .
В мае 1942 года Пауль Захер дирижировал премьерой Второй симфонии в Цюрихе. В июне 1942 года состоялся целый ряд концертов, посвященных пятидесятилетию композитора. Особо следует отметить концерт, на котором Шарль Мюнх дирижировал французской премьерой Второй симфонии , после чего на костре выступила Жанна д'Арк . В октябре он написал музыку, которую просил боец сопротивления Пьер Бланшар для своего фильма «Секреты» . написал партитуру Un seul amour Он снова сотрудничал с Бланшаром, когда следующим летом .
Среди важных событий 1943 года была запись « Жанны д'Арк в Бушере» на диске Лодевейка де Вохта и премьера «Антигоны» в Парижской опере. Онеггер также написал небольшие пьесы для Анри де Монтерлана пьесы «Пасифаэ» Клоделя (1936), «Ле Сулье де Сатин» , а также несколько очень коротких произведений для шести тромбонистов и ударных инструментов « Содом и Гоморра » для пьесы Жироду «Содом и Гоморра» .
Премьерная запись его Концерта для виолончели (сочиненного в 1929 году, премьера которого состоялась в 1930 году) также была сделана в 1943 году посвященным и премьерным исполнителем Морисом Марешалем под управлением композитора. [ 28 ] .
Кроме того, Онеггер написал музыку к фильму «Мермоз», основанную на жизни авиатора Жана Мермоза (май 1943 г.), и извлек из нее две оркестровые сюиты, «одну из самых красивых партитур, когда-либо написанных Онеггером для кино». [ 29 ] . Абеля Ганса Он также сочинял для «Капитана Фракасса» незадолго до того, как Гансу пришлось бежать в Испанию в августе 1943 года. Партитура для фортепиано была записана Жаном-Франсуа Антониоли, но полная оркестровая партитура, похоже, утеряна. Он также написал музыку к «Каллисто, маленькая нимфа Дианы мультфильму » Андре Эдуарда Марти в сотрудничестве с Роландом-Мануэлем .
Наконец, он написал музыку к балету «Прибор горы» , премьера которого состоялась только в июле 1945 года.
Онеггер был исключен из Национального фронта музыкантов в 1943 году, возможно, в сентябре или октябре, предположительно потому, что его считали слишком близким к врагу. Писательство в Comœdia (теперь считающееся слишком коллаборационистским) теперь работало против него…
С января 1944 года Онеггер сочинил музыку для радиоспектакля «Battements du monde» и написал несколько коротких пьес для «Шарля Ле Темера» ( «Шарль Смелый »), премьера которого состоялась в Театре дю Жора в мае. Он написал третью и четвёртую песни Quatre chansons pour voix Grave . Песни № 2 (текст Уильяма Аге ), № 3 (на тему «Un grand sommeil noir» Поля Верлена ) и № 4 (на песню Пьера де Ронсара «La terre les eaux va buvant») Премьера состоялась в мае 1944 года Жинетт Гийма (1911–1999) и Пьером Санканом в Зале консерватории. Первая песня, на текст Аршага Чобаняна, была написана только в декабре 1945 года. Затем была композиция «Пролог» к «Жанне о Бюшер» — премьера произведения с прологом состоялась только в феврале 1946 года, в Брюсселе. Другим музыкальным событием года стало завершение в марте записи Симфонии № 2 его другом Шарлем Мюнхом ; первая часть записи состоялась в октябре 1942 года.
Произошло еще два значительных события: во-первых, смерть его друга Макса Якоба , арестованного гестапо в феврале и переведенного в лагерь для интернированных Дранси . Он умер до того, как следующий конвой отправился в Освенцим. Затем, всего за несколько дней до освобождения Парижа, Луиза и Фернан Оксе были арестованы в Каннах, в июле. Когда их отвезли в Дранси, Онеггер сделал для них все, что мог, но тщетно.
После освобождения Парижа и Франции Онеггер, гражданин Швейцарии, не был « эпюре » (испытанным). Хотя официально его ни в чем не упрекали, так случилось, что его произведения исчезли из концертных программ. [ 30 ] .
Во время войны он также преподавал композицию в Парижской нормальной школе музыки , где среди его учеников был Ив Раметт . Однако война его сильно угнетала. Между его вспышкой и смертью он написал свои последние четыре симфонии (номера со второй по пятую), которые входят в число самых сильных симфонических произведений ХХ века. третья, имеющая подзаголовок «Литургическая симфония» с тремя частями, напоминающими Реквиемную мессу ( Dies irae , De profundis clamavi и Dona nobispacem Из них, вероятно, наиболее известна ). Написанная в 1946 году, сразу после окончания войны, она имеет параллели с » Бенджамина Бриттена 1940 « Симфонией да Реквием года. Контрастом этому произведению является лирическая, ностальгическая Симфония № 4 с подзаголовком «Deliciae Basilienses» («Наслаждения»). Базеля»), написанный как дань уважения дням отдыха, проведенным в этом швейцарском городе во время войны.
Онеггер был широко известен как энтузиаст поездов и однажды сказал: «Я всегда страстно любил локомотивы. Для меня они живые существа, и я люблю их, как другие любят женщин или лошадей». Его «Симфоническое движение» Pacific 231 (изображение паровоза) принесло ему раннюю известность в 1923 году.
Многие произведения Онеггера поддерживал его давний друг Жорж Ципин , который дирижировал премьерными записями некоторых из них ( Cris du Monde оратория , Николя де Флюэ ). [ 31 ]
В 1953 году он написал свою последнюю композицию «Рождественская кантата» . После продолжительной болезни он умер дома в Париже от сердечного приступа 27 ноября 1955 года и был похоронен на кладбище Сен-Винсент в квартале Монмартр . Французское правительство устроило ему государственные похороны, хотя он оставался гражданином Швейцарии и никогда не принимал французское гражданство. [ 32 ]
Основными элементами стиля Онеггера являются контрапункт Баха . [ 33 ] движущие ритмы, мелодическая амплитуда, высококолористические гармонии, импрессионистическое использование оркестровых звучаний и забота о формальной архитектуре. Его стиль более весомый и торжественный, чем у его коллег по Les Six . Зрелые работы Онеггера не только не реагируют на немецкий романтизм, как это делали другие участники Les Six, но и демонстрируют явное его влияние. Несмотря на различия в их стилях, он и его коллега по Les Six Дариус Мийо были близкими друзьями, вместе учились в Парижской консерватории (как и у Тайлефера). Мийо посвятил свой четвертый струнный квинтет памяти Онеггера, а Франсис Пуленк аналогичным образом посвятил свою Сонату для кларнета .
Разнообразие музыки Онеггера на самом деле отражает творческий путь, последовательность которого проистекает из глубокого убеждения в том, что музыка является истинным средством общения с публикой. Хальбрейх отмечает, что после «Антигоны » «необходимость общения взяла верх над всеми остальными, и в своей свободно избранной миссии «музыканта в городе мужчин» Онеггер считал поддержание эзотерического и авангардного языка нарциссической роскошью, противоречащей его гуманистические требования, даже если эстеты искусства ради искусства страдали и не одобряли его выбор. Его единственная последующая попытка оперы, «Эглон» , была нацелена. при немедленном (и, как считалось, возможно, эфемерном) одобрении огромной народной аудитории, а не гипотетического и элитарного потомства». [ 34 ] Именно по этой причине Онеггер часто стремился к музыке, свободной от слишком большого формализма, слишком большого соблазна и, прежде всего, вообще от музыкальных привычек. Всю жизнь он опасался опасности культурных привычек, разных форм коллективного сознания ( «Cris du monde» , 1931, предметом которого является «бунт личности против давящей его толпы», по мнению Онеггера, «Планы , декабрь 1931 г.). Этот страх был оправдан его идеологией аутентичной и прежде всего осмысленной музыки, способной нести послание, иногда даже философское, как в его Симфонии № 3 1945 года, которая, по мнению композитора, «музыкально изображает борьбу в сердце человека между преданностью слепым силам, порабощающим его, и инстинктом счастья, миролюбием, чувством божественного прибежища». [ 35 ]
Поэтому легко понять разнообразие его произведений: то, что каждое из них должно было сказать по-новому, требовало, по его мнению, нового языка. Таким образом, он исследовал различные жанры и техники, проявляя равный интерес к Клода Дебюсси и Габриэля Форе . гармонии [ 36 ] Игоря Стравинского Ритм , бетховенская форма, [ 37 ] Арнольда Шенберга Гений – исключая сериализм – в «Le Dit des Jeux du Monde» . [ 38 ] Он также использовал новые инструменты или инструменты, используемые по-новому: пилу в «Антигоне» (1927), там-там ( «Тихий океан 231» и многие другие пьесы), три саксофона в «Жанна д'Арк в Бушере» , бутейлофон (бутылки, наполненные с разным количеством воды) для № 7 Dit des Jeux du Monde , пьесы для ударных соло; и даже электронные инструменты, такие как волны Мартено (в «Жанна д'Арк в Бушере» , которую сыграл сам Морис Мартено на премьере в 1938 году, но уже использовались в таких фильмах, как Бертольда Бартоша » «Идея , 1934).
Кажущаяся простота некоторых отрывков его музыки маскирует работу, которую он проделал над каждым отрывком своих основных произведений, в смысле объективности, то есть строго музыкальной связности произведения: от этого зависит все, в том числе и сложность техник, которые, по его мнению, толкать следует только в случае необходимости, как в случае с Орасом Викторье (1921, «его самый радикальный и смелый шедевр», [ 39 ] или в его симфониях. Сложность и, прежде всего, интерес его основных сочинений заключается в относительной объективности произведения. Он часто играл на размахе тем, которыми занимался. Он стремился достичь глубокого и универсального измерения человечества. Вот почему его религиозные произведения (он был протестантом) выходят за рамки строгих рамок религии и достигают более универсального и человеческого измерения. успех Жанны д'Арк на костре Этим объясняется , например, . Это не мешало ему иногда быть более озабоченным реакцией на культуру своего времени, как, например, в Pacific 231 (1923), где Онеггер, тем не менее, был осторожен, чтобы не впасть в анекдот шумовой музыки . [ 40 ]
Наследие
[ редактировать ]Онеггер был изображен на швейцарской банкноте в двадцать франков (восьмая серия), выпущенной в октябре 1996 года и замененной в 2017 году.
Симфоническое движение Онеггера «Регби» было записано под его управлением Парижским симфоническим оркестром в электрической записи 1929 года. [ 41 ] Многие записи Онеггера как дирижера его музыки были переизданы на компакт-дисках Перл и Даттон. [ 42 ]
Хоккеист Дуг Онеггер - его внучатый племянник. [ 43 ]
Известные композиции
[ редактировать ]Номера опусов взяты из полного каталога Гарри Халбрейха . Более длинный список композиций см. в разделе «Список композиций Артура Онеггера» . Список избранных записей можно найти в дискографии Артура Онеггера .
- Оркестровая музыка :
- Симфонии :
- 1930: H 75 Первая симфония
- 1941: H 153 Вторая симфония для струнных и трубы ре мажор.
- 1946: H 186 Третья симфония ( Литургическая симфония )
- 1946: H 191 ля ля Четвертая симфония
- 1950: H 202 Пятая симфония ре мажор ( Di tre re )
- Симфонические движения:
- 1923: H 53 Pacific 231 (Симфоническая часть № 1)
- 1928: H 67 Регби (Симфоническое движение № 2)
- 1933: Симфоническая часть H 83 № 3
- Концерты :
- 1924: H 55 Концертино для фортепиано с оркестром ми мажор.
- 1929: H 72 Концерт для виолончели с оркестром до мажор.
- 1948: H 196 Concerto da camera , для флейты, английского рожка и струнных.
- Другие:
- 1917: H 16 Песня Нигамона
- 1920: H 31 Летняя пастораль
- 1923: H 47 Chant de joie (Песня радости)
- 1951: H 204 Однодольный
- Оратории :
- 1921: H 37 Le roi David Либретто (Царь Давид) Рене Моракса , версия для оркестра 1923 года.
- 1935: H 99 Жанна д'Арк на костре , либретто Поля Клоделя , версия с прологом 1941 года.
- 1938: H 131 La danse des morts , (Танец мертвых), либретто Поля Клоделя .
- 1953: H 212 кантата Рождественская
- Оперы :
- 1903: Филиппа , без оркестровки, исполнения и публикации.
- 1904: Сигизмунд проиграл
- 1907: «Эсмеральда » по роману Виктора Гюго « Горбун из Нотр-Дама» , незаконченная и неопубликованная.
- 1918: La mort de Sainte Alméenne , либретто М. Жакоба, неопубликовано, оркестрована только Интерлюдия.
- 1925: «Юдит» , либретто Рене Моракса , премьера состоялась в Опере Монте-Карло 13 февраля 1925 года.
- 1927: H 65 Antigone , либретто Жана Кокто по мотивам Софокла , премьера состоялась в Ла Монне 28 декабря 1927 года.
- Оперетты :
- 1925: H 108 L'Aiglon , написано в соавторстве с Жаком Ибером ; либретто к 2–4 действиям Г. Каина по мотивам Э. Ростана, либретто к 1 и 5 действиям Иберта, Опера Монте-Карло, 10 марта 1937 г.
- 1930: Приключения короля Паузоле , либретто А. Виллемеца по мотивам П. Луиса, премьера 12 декабря 1930 года, Париж, Буфф-Парижский.
- 1931: Красавица Мудон , либретто Рене Моракса, Мезьер, Жора, Швейцария, 30 мая 1931 года, неопубликовано.
- 1937: Les petits cardinal , либретто Виллемца и П. Браха по мотивам Л. Галеви, Париж, Буфф-Парижан, 13 февраля 1938 г.
- Балеты :
- 1918: H 19 История мировых игр
- 1921: H 38 Гораций Победоносец , мимическая симфония
- 1917: Струнный квартет № 1 H 15 до минор
- 1929: Соната H 28 для альта и фортепиано
- 1935: Струнный квартет H 103 № 2 ре мажор
- 1937: Струнный квартет H 114 № 3 ми мажор
- 1945: H 181 Падуана для виолончели соло
- 1947: H 193 Intrada для трубы до мажор и фортепиано
- Сольные произведения для фортепиано 1910: Три пьесы (Скерцо, Юмореска, Адажио)
- 1916: Токката и вариация
- 1915–9: Три пьесы (Прелюдия, Посвящение Равелю, Танец)
- 1919–20: Семь коротких пьес.
- 1920: Сарабанда (для альбома de Six)
- 1923–4: Ле Каье Роман
- 1928–9 Посвящение Альберту Русселю.
- 1932: Прелюдия, Ариозо и Фугетта на имя БАХа.
- 1941: В Petits Airs появился знаменитый бас.
- 1943–4: Два наброска
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Артур Онеггер» . Оксфордский справочник .
- ^ Мейлан, Пьер (1970). Артур Онеггер . Эпоха человека. ISBN 978-2-8251-3235-7 .
- ^ «Артур Онеггер» . 29 ноября 1955 г.
- ^ Халбрейх 1992, с. 35-36
- ^ Quatre Poèmes на стихи Андре Фонтенаса , Жюля Лафорга , Фрэнсиса Жамса и Аршага Чобаняна
- ^ Халбрейх 1992, с. 65
- ^ «Танец козла Артур Онеггер — ProQuest» . www.proquest.com . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Халбрейх 1992, с. 781
- ^ Халрейх 1992, с. 430. В книге это подробно анализируется на стр. 429-432.
- ^ «Тем больше ты знаешь, что я горю за тебя | LiederNet» .
- ^ Стивенсон, Лесли (2002). Дон Вид (ред.). Симфония мечты: дирижер и меценат Пауль Захер . Пугало Пресс. п. 208. ИСБН 978-3-907625-10-1 .
- ^ Цитируется Халбрейхом 1992, с. 433
- ^ Халбрейх 1992, с. 507
- ^ Халбрейх, 1992, стр. 378
- ^ «Артур Онеггер» . 29 ноября 1955 г.
- ^ Участники Parc d'Attractions - Expo. В 1937 году все были усыновлены французами: Александр Черепнин, Богуслав Мартину, Федерико Момпу, Витторио Риети, Эрнесто Хальфтер, Александр Тансман, Марсель Михалович, Тибор Харшаньи и, конечно же, Онеггер.
- ^ буклет к альбому Abeille Musique из 4 компакт-дисков Honegger: Chamber music (c2004)
- ^ Деполис, Жак (1994). Поль Клодель и Ида Рубинштейн: непростое сотрудничество . Литературные летописи Университета Франш-Конте, том. 517 (на французском языке). Прессы Университета Франш-Конте, стр. 72–73
- ^ Ясность , [1], стр. 1367.
- ^ Цитируется по Halbreich 1992, стр. 196-197.
- ^ «Наше время: Издается каждый месяц / Режиссер Жан Люшер; главный редактор Жак Шабанн» . 4 января 1931 года.
- ^ Карин Ле Бэйл, Музыка в ногу. Быть музыкантом во время оккупации . Издания CNRS, 2016 г., стр. 173
- ' ^ Le Monde : [2]
- ^ Le Monde : [3]
- ^ Халбрейх 1992, с. 384 и с. 781
- ^ Le Matin , 6 февраля 1942 г.: [архив "Dr%20Drewes".zoom]
- ^ Халбрейх 1992, с. 205-206
- ^ Компакт-диск Honegger Conducts Honegger содержит записи 1930-1931 годов: Pacific 2.3.1, Rugby, Prelude to The Tempest, Pastorale d'été, Les Aventures du roi Pausole (отрывки) и запись 1943 года Концерта для виолончели, записанную в Зал консерватории, октябрь 1943 года, автор Морис Марешаль. для ЭМИ.
- ^ Халбрейх 1992, с. 472
- ^ Более подробная информация об этом в «Письме Дариуса Мийо к Александру Тансману», 1945, цитируется, а затем прокомментируется Эрин К. Махер: Дариус Мийо в Соединенных Штатах, 1940-71: Трансатлантические конструкции музыкальной идентичности (докторская диссертация, Часовня) Хилл, 2016), с. 108 и далее. Онлайн (pdf): https://cdr.lib.unc.edu/downloads/pc289j467 [архив]) Статью Онеггера о «Палестрине» Пфизнера см. в Comœdia от 4 апреля 1942 г.; для Эгка о Пер Гюнте , выпуск от 9 октября 1943 года. Французская версия страницы А. Онеггера содержит подробную информацию о статьях Онеггера для Comœdia.
- ^ Мишель Тиббо (15 июля 2005 г.). «Жорж Ципин интерпретирует Онеггера» . www.resmusica.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года.
- ^ Стивенсон 2002 , с. 211.
- ^ Халбрейх 1992, с. 728
- ^ Халбрейх 1992, с. 552
- ^ Халбрейх 1992, с. 392
- ^ Халбрейх 1992, с. 730
- ^ «Бетховенское в музыке Онеггера, помимо мужественной энергии дискурса и силы тематических профилей, сосуществование пылкой романтической субъективности и солидной архитектуры, которая в своей образцовой лаконичности может выдержать любое испытание», согласно Хальбреху, 1992. , с. 728-729
- ^ Халбрейх 1992, с. 450
- ^ Халбрейх 1992, с. 455
- ^ Халбрейх 1992, с. 431
- ^ Артур Онеггер, Регби (Симфоническое движение № 2), записано на YouTube в 1929 году.
- ^ «Онеггер дирижирует: компакт-диски и винил» . Амазонка . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Рето Кирххофер (19 декабря 2010 г.). «Дебют двойного гражданства» . Berner Zeitung (на немецком языке) . Проверено 10 декабря 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биографом Онеггера был Марсель Ландовски , французский композитор и деятель искусств, находившийся под сильным влиянием Онеггера. Биография его появилась в 1978 году ( ISBN 2-02-000227-2 ), хотя он еще не переведен на английский язык.
- Гарри Халбрейх. Артур Онеггер , переведенный на английский язык Роджером Николсом. Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1992. Рассматривает жизнь и творчество Онеггера. При содействии дочери Онеггера Паскаль; Хальбрейх полностью задокументировал жизнь Онеггера с детства. Рассмотрены все работы, подробно проанализированы наиболее значимые. ISBN 1-57467-041-7 (1999).
- Джеффри Спратт. Музыка Артура Онеггера . Издательство Коркского университета, 1987. Спратт также написал статью в Grove Music Online (2001).
- Вилли Таппет. Артур Онеггер . Цюрих: Атлантис Верлаг, 1954.
- Артур Онеггер, Incantation aux ископаемых (Заклинание окаменелостей), Editions d'Ouchy (Лозанна), 1948 г. (Некоторые из его статей в Comœdia, продвигающих современную французскую музыку). Галлика: [4] (на французском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Публикации Артура Онеггера и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки.
- Бесплатные партитуры Артура Онеггера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Сайт Артура Онеггера – Официальный сайт композитора; двуязычный (французский и английский)
- Раскрытие тайны Онеггера
- Музыка Холокоста - обсуждает противоречие о роли Онеггера в Сопротивлении.
- Обзор концерта для виолончели
- Библейская лирическая драма «Юдифь» (аудио онлайн и скачать).
- Артур Онеггер. Архивировано 20 августа 2013 года в Wayback Machine - биография композитора.
- Франтишека Сламы. Архив Архивировано 14 сентября 2019 года в Wayback Machine . Подробнее об истории Чешской филармонии 1940-х и 1980-х годов: Дирижеры
- 1892 рождения
- 1955 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские оперные композиторы
- Французские композиторы музыки к фильмам
- Французские композиторы-мужчины для фильмов
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Швейцарские классические композиторы
- Швейцарские оперные композиторы
- Швейцарские композиторы музыки к фильмам
- Швейцарские композиторы ХХ века
- Композиторы балета
- Швейцарские оперные композиторы-мужчины
- Неоклассические композиторы
- Композиторы оратории
- Академический состав Парижской нормальной школы музыки
- Выпускники Парижской консерватории
- Выпускники Цюрихского университета искусств
- Великие офицеры Почетного легиона
- Шесть
- Музыканты из Гавра
- Ученики Винсента д'Инди