Марсель Мойзе
Марсель Мойзе | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | 17 мая 1889 г. Сент-Амур , Франция |
Умер | 1 ноября 1984 г. Брэттлборо, Вермонт | ( 95 лет
Жанры | Классический |
Род занятий | Солист, виртуоз, педагог |
Инструмент(ы) | Флейта |
Марсель Мойс ([mɔiz]; [1] 17 мая 1889, Сент-Амур , Франция — 1 ноября 1984, Брэттлборо, Вермонт , США ) — французский флейтист . Мойзе учился в Парижской консерватории , был учеником Филиппа Гобера , Адольфа Эннебена и Поля Таффанеля ; все они в свое время были виртуозами флейты. [2] Мойс играл на основной флейте в различных парижских оркестрах, широко выступал в качестве солиста и сделал множество записей. Его фирменный тон был чистым, гибким, проникающим и контролируемым быстрым вибрато. Это была характеристика «французского стиля» игры на флейте, которая повлияла на современные стандарты флейтистов во всем мире. [3]
Мойс преподавал на факультете Музыкальной консерватории Квебека в Монреале и был основателем музыкальной школы Мальборо и фестиваля в Вермонте. Мойс стремился научить своих учеников «не играть на флейте, а создавать музыку». Среди его учеников были Джеймс Голуэй , Паула Робисон , Тревор Уай , Уильям Беннетт , Кэрол Винсенк , Бернард Голдберг , Роберт Эйткен , Артур Китти, Карен Рейнольдс, Сентябрь Пейн и Джулия Богорад . [4] Мойс является автором многих исследований флейты, в том числе «Де ла Сонорит» и «Развитие тона через интерпретацию» , опубликованных McGinnis & Marx . [5]
Парижская консерватория [ править ]
Марсель Мойс переехал в Париж в 1904 году, чтобы жить со своим дядей Джозефом Мойзе. Живя со своим дядей, Марсель воочию наблюдал жизнь среднестатистического профессионального музыканта. Жозеф играл в секции виолончели в оркестре Ламуре, или Concerts Lamoureux, весьма уважаемом музыкальном учреждении, основанном в 1881 году Шарлем Ламуре . Марсель зависел от своего дяди, который интерпретировал парижскую жизнь и помогал ему определить свое место в ней. Джозеф разработал план для своего племянника, призванный привести его в норму в социальном и интеллектуальном плане. В первый месяц Марсель мог заниматься тем, что ему заблагорассудится: ходить на концерты, посещать музеи, гулять по улицам. Марсель сказал своему дяде, что хочет стать скульптором, поэтому Джозеф записал его в класс рисования в Ecole Boule, однако Джозеф также намеревался найти для него учителя игры на флейте. [6]
С помощью Альфреда Мойза Джозеф купил для Марселя новую флейту и сразу же назначил ему несколько ежедневных занятий по сорок пять минут каждое, перемежающихся пятнадцатью минутами чтения из его обширной личной библиотеки. [7] Наряду с этим обширным изучением игры на флейте Джозеф водил Марселя на репетиции и концерты, чтобы дать Марселю представление о том, что возможно в будущем. В мае 1904 года Жозеф представил Марселя Адольфу Эннебену . Хеннебенс положительно отозвался о способностях мальчика и принял его в ученики, и это решение сделало Марселя на один гигантский шаг ближе к консерватории. [8]
Всего через несколько месяцев обучения у Хеннебена Мойс добился с ним быстрого прогресса и был приглашен на прослушивание занятий Поля Таффанеля в Парижской консерватории . [9] На Таффанеля смотрели очень высоко, и хотя к тому времени, когда Мойс взял его учителем, Таффанэлю было шестьдесят, и он ушел из игры, время, проведенное Мойсом с Таффанэлем, было неоценимо. [10] Мойс сразу усвоил стандартный репертуар, необходимый для поступления в консерваторию. Под руководством Эннебена и с одобрения Таффанеля Мойз прошел прослушивание и получил место в классе флейты в Парижской консерватории осенью 1905 года. [11] В 1906 году, проучившись всего лишь один год в консерватории, Мойс исполнил недавно написанную экзаменационную пьесу «Ноктюрн и аллегро скерзандо» Филиппа Гобера . Если Мойс и нервничал, то он не выдал этого в своем исполнении: тянущаяся мелодия ноктюрна и скачущие причудливые обороты скерцо были прекрасным средством выражения его выразительного тона и ловкой техники. В семнадцать лет Мойс получил первую премию и был признан готовым к профессиональной карьере. [12]
Мойс стал одним из немногих флейтистов в истории консерватории, получивших первую премию за один год, но его игре не хватало совершенства, и он это знал. Вскоре после окончания школы он обратился к Хеннебенсу за дополнительными уроками, но его бывший учитель отказал ему, заявив, что восемнадцатилетний парень уже был опытным художником. Поэтому Мойзе обратился к Филиппу Гоберу, который тогда играл в Опере и Société des Concerts. Гобер, который был впечатлен сольным выступлением Мойза на конкурсе, был рад принять его в качестве частного студента каждую пятницу в пять часов вечера. [13] Мойс оставался с Гобером около четырех лет. «Гобер был инстинктивным музыкантом», - вспоминал Мойс. «Он играл так же естественно, как кто-то ходит, выступая то левой ногой, то правой, избегая всех препятствий. Музыкальный инстинкт Гобера был подобен инстинкту тела — музыка, не задумываясь о ней». [14]
Карьера [ править ]
Усердная практика, дополнительное обучение и растущее количество возможностей для выступлений в сезоне 1906–07 полностью поглотили Мойса. После обучения в классе камерной музыки Люсьена Капета он продолжал самостоятельно работать над репертуаром для скрипки соло и, в конце концов, добавил к своим занятиям литературу по игре на виолончели, «чтобы попытаться развить богатый звук, как это делал мой дядя на своей виолончели. " [15]
В 1913 году Мойс гастролировала по Соединенным Штатам с оперным сопрано Нелли Мельба на ее личном поезде. Вскоре после этого началась Первая мировая война, и Мойс был отвергнут армией из-за рецидивирующей пневмонии. Это было очень трудное время в его жизни, особенно потому, что Мойс медленно пытался восстановить свое здоровье.
С 1916 по 1918 год Надя Буланже приглашала Мойза играть на своих занятиях по музыкальному анализу. Мойзе был главным солистом на флейте в парижской Комической опере и одновременно, чтобы проявить себя, подал заявку на позицию флейты соло в Парижской опере . Несмотря на то, что ему предложили эту должность, он отказался от нее, поскольку это мешало его частым визитам домой в Сент-Амур. Карьера Мойса продолжала процветать, и он стал первым флейтистом оркестра Общества концертов консерватории . [16]
В 1931 году Мойзе преподавал в Женеве, когда флейтист Оркестра Романской Швейцарии Марсель Уэлш покончил жизнь самоубийством. Баха Бранденбургский концерт № 5 Уэлш должен был сыграть с оркестром ; именно Бланш Онеггер предложила Мойса на замену. Это было началом знаменитого Трио Мойзе: Марсель – основатель и руководитель – играл на флейте; Бланш, играющая на скрипке и альте; и его сын Луи, играющий на флейте и фортепиано. С момента своего создания в 1934 году Трио Мойзе выступало и записывалось в течение следующих 20 лет. [17]
В 1932 году Мойзе сменил Филиппа Гобера на посту профессора Парижской консерватории и, кроме того, был назначен профессором Женевской консерватории с 1933 по 1949 год, что повлекло за собой еженедельную поездку в Женеву. Поскольку Женева находилась довольно близко к Сен-Амуру, это означало более частые посещения деревни, где он родился и которую любил. Он никогда не упускал возможности навестить свою приемную мать, когда проходил мимо Сен-Амура. [18]
К 1936 году он был на вершине мира. Он стал кавалером Почетного легиона за свой творческий вклад в качестве музыканта и много путешествовал, выступая в большинстве крупных европейских городов, включая несколько выступлений и записей в Лондоне. В 1938 году его пригласили выступить на фестивале в Тэнглвуде, проходившем в США в течение двух недель; также пригласил трио и Бланш, и Луи пошли с ним, поскольку Артуро Тосканини выступить на радио NBC в Нью-Йорке. [19]
Конец эпохи [ править ]
В более поздние годы, когда он сам едва мог играть на флейте, он каждый год путешествовал на родину, в Сен-Амур, вместе с несколькими своими учениками. Они остановились в отеле «Дю Коммерс», где Мойс давал им уроки игры на флейте. Сегодня площадь перед отелем называется Place Marcel Moyse.
В последние годы жизни Мойса его беспокоили различные проблемы со здоровьем, которые потребовали множества операций и госпитализаций. Марсель Мойс умер 1 ноября 1984 года в возрасте 95 лет и был кремирован в Браттлборо, штат Вермонт. Его прах был захоронен на кладбище церкви Св. Амура в Юре, Франция, в августе 1985 года. [20]
Конец его жизни ознаменовал завершение эпохи. Поколения как выдающихся, так и менее выдающихся флейтистов находились под глубоким влиянием его игры и его преподавания. Было несколько дань уважения Мойзу, в частности, мемориальный концерт, состоявшийся в Королевском Элизабет-Холле в Лондоне 6 января 1985 года, и вскоре после концерта «Памяти Марселя Мойса», состоявшегося в Браттлборо, штат Вермонт, 3 февраля 1985 года. В 1989 году, к столетнему юбилею Мойса, с 17 по 20 мая в Мальборо и Браттлборо, штат Вермонт, состоялось «Празднование столетия Марселя Мойза». В то же время в Лондоне был организован «Праздник флейты», посвященный великому флейтисту и учителю в день его рождения, 17 мая. В мировой флейтовой прессе было много памятников и воспоминаний о Мойзе, а процветающий Марсель Мойзе Общество образовалось в США [21]
Публикации [ править ]
- Технические занятия и учения (1921)
- Ежедневные упражнения (1922)
- 24 Этюды виртуозности по Черни (1927)
- Механизм-хроматизм для флейты (1927); Издания Альфонс Ледюк
- Школа артикуляции (1927); Издания Альфонс Ледюк
- 25 мелодических этюдов (вар) (1928)
- 12 этюдов большой виртуозности по Шопену (1928); Издания Альфонс Ледюк
- 20 этюдов по Крейцеру (1928)
- 100 простых и прогрессивных этюдов Крамера (1928); 2 тома
- 24 Маленьких мелодических этюда (Вар) (1928)
- 48 Этюды по виртуозности; 1-я тетрадь; Издания Альфонс Ледюк (1933)
- 48 Этюды по виртуозности; 2-я тетрадь; Издания Альфонс Ледюк (1935)
- Звука (1934)
- 25 ежедневных этюдов (Op-53) Суссман
- Гаммы и арпеджио; Издания Альфонс Ледюк
- Начинающий флейтист (1935)
- 24 каприса-этюда: Бём, соч. 26 (1938).
- Развитие тона посредством интерпретации
- 20 упражнений и исследований о великих связях
Записи [ править ]
- Полное собрание сочинений великого флейтиста - бокс-сет из пяти компакт-дисков с отреставрированными и обновленными записями, включая его собственные этюды и этюды Андерсена, соло на флейте и камерную музыку. Обратите внимание, что это не является окончательным
- Фэнтезийная флейта
- Блестящая фантазия для флейты и фортепиано на тему «Кармен» Бизе
- Карнавал животных: Лебедь
- Мелодия для флейты и фортепиано
- Мадригал для флейты и фортепиано
- Сувенир из Гента
- Меланхоличная фантазия, соч.
- Сюита для оркестра № 2 си минор, BWV 1067: Полонез
- Сюита для оркестра № 2 си минор, BWV 1067: Badinerie
- Пасторальное Анданте и Шерцеттино
- Сиринкс
- Пасторальное Анданте и Шерцеттино
- Венгерская пасторальная фантазия для флейты и фортепиано, соч.
- Арлезианка: Сюита № 1: 2-я часть, Менуэт
- Концертные вариации на тему Венецианского карнавала.
- Орфей и Эвридика: Елисейские поля
- У ручья
- Квартет для струнных № 1 ре мажор, соч. 11: 2-я часть, Andante cantabile
- Фантазия для флейты и фортепиано
- Марсель играет Моцарта – Концерт для флейты и арфы, Концерт ре мажор и соль и Соната для флейты и скрипки И.С. Баха
- Марсель Мойс и выпускники Мальборо - очень редкий компакт-диск, на котором Мойс дирижирует Серанаду Моцарта № 10 в б-флате (Большая партита) для 13 духовых инструментов.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Луи Мойс, основатель музыкальной школы, умер в 94 года» . Нью-Йорк Таймс . 9 августа 2007 года . Проверено 9 мая 2016 г.
- ^ Маккатчан, стр. 49
- ^ Доржей, стр. 104
- ^ Общество Марселя Мойзе
- ^ Общество Марселя Мойзе
- ^ Маккатчан, стр. 47
- ^ Маккатчан, стр. 46
- ^ Маккатчан, стр. 46
- ^ Маккатчан, стр. 55
- ^ Маккатчан, стр. 56
- ^ Маккатчан, стр. 57
- ^ Маккатчан, стр. 67
- ^ Маккатчан, стр. 72
- ^ Маккатчан, стр. 74
- ^ Маккатчан, стр. 74
- ^ Уай, стр. 4
- ^ Уай, стр. 5
- ^ Уай, стр. 5
- ^ Уай, стр. 5
- ^ Уай, стр. 7
- ^ Уай, стр. 8
Ссылки [ править ]
- Общество Марселя Мойзе. «О Марселе Мойсе». По состоянию на 3 декабря 2014 г. [1] .
- Маккатчан, Энн. Марсель Мойзе: голос флейты . Портленд, или: Amadeus Press, 1994.
- Доржей, Клод. Французская школа флейты в Лондоне: Бингхэм, 1986.
- Эдвард Блейкман. «Мойс, Марсель». Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. Он играл на основной флейте в различных парижских оркестрах, особенно в Комической опере с 1913 по 1938 год, широко выступал в качестве солиста и сделал множество записей Oxford University Press, по состоянию на 17 ноября 2014 г., http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/ статья/роща/музыка/19264 .
- Уай, Тревор. Марсель Мойс, выдающийся человек: музыкальная биография . Айова: Winzer Press, 1993.
Архивы [ править ]
- Документы Марселя Мойса хранятся в музыкальном отделе Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств в Нью-Йорке. В коллекцию вошли: редкие фотографии; письма Мойзе от известных музыкантов, таких как Гобер, Ибер, Рампал; рукописи неопубликованных учебных пособий; аудио- и видеозаписи уроков и мастер-классов.
Внешние ссылки [ править ]
- 1889 рождений
- 1984 смертей
- Академический состав Парижской консерватории
- Академический состав Консерватории музыки Квебека в Монреале
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские классические флейтисты
- Музыканты из Вермонта
- Жители Брэттлборо, Вермонт
- Люди из Юры (департамент)
- Классические музыканты 20-го века
- Флейтисты 20-го века