Jump to content

Марсель Мойзе

Марсель Мойзе
Справочная информация
Рожденный 17 мая 1889 г.
Сент-Амур , Франция
Умер 1 ноября 1984 г. ) ( 1984-11-01 ) ( 95 лет
Брэттлборо, Вермонт
Жанры Классический
Род занятий Солист, виртуоз, педагог
Инструмент(ы) Флейта

Марсель Мойс ([mɔiz]; [1] 17 мая 1889, Сент-Амур , Франция — 1 ноября 1984, Брэттлборо, Вермонт , США ) — французский флейтист . Мойзе учился в Парижской консерватории , был учеником Филиппа Гобера , Адольфа Эннебена и Поля Таффанеля ; все они в свое время были виртуозами флейты. [2] Мойс играл на основной флейте в различных парижских оркестрах, широко выступал в качестве солиста и сделал множество записей. Его фирменный тон был чистым, гибким, проникающим и контролируемым быстрым вибрато. Это была характеристика «французского стиля» игры на флейте, которая повлияла на современные стандарты флейтистов во всем мире. [3]

Мойс преподавал на факультете Музыкальной консерватории Квебека в Монреале и был основателем музыкальной школы Мальборо и фестиваля в Вермонте. Мойс стремился научить своих учеников «не играть на флейте, а создавать музыку». Среди его учеников были Джеймс Голуэй , Паула Робисон , Тревор Уай , Уильям Беннетт , Кэрол Винсенк , Бернард Голдберг , Роберт Эйткен , Артур Китти, Карен Рейнольдс, Сентябрь Пейн и Джулия Богорад . [4] Мойс является автором многих исследований флейты, в том числе «Де ла Сонорит» и «Развитие тона через интерпретацию» , опубликованных McGinnis & Marx . [5]

Парижская консерватория [ править ]

Марсель Мойс переехал в Париж в 1904 году, чтобы жить со своим дядей Джозефом Мойзе. Живя со своим дядей, Марсель воочию наблюдал жизнь среднестатистического профессионального музыканта. Жозеф играл в секции виолончели в оркестре Ламуре, или Concerts Lamoureux, весьма уважаемом музыкальном учреждении, основанном в 1881 году Шарлем Ламуре . Марсель зависел от своего дяди, который интерпретировал парижскую жизнь и помогал ему определить свое место в ней. Джозеф разработал план для своего племянника, призванный привести его в норму в социальном и интеллектуальном плане. В первый месяц Марсель мог заниматься тем, что ему заблагорассудится: ходить на концерты, посещать музеи, гулять по улицам. Марсель сказал своему дяде, что хочет стать скульптором, поэтому Джозеф записал его в класс рисования в Ecole Boule, однако Джозеф также намеревался найти для него учителя игры на флейте. [6]

С помощью Альфреда Мойза Джозеф купил для Марселя новую флейту и сразу же назначил ему несколько ежедневных занятий по сорок пять минут каждое, перемежающихся пятнадцатью минутами чтения из его обширной личной библиотеки. [7] Наряду с этим обширным изучением игры на флейте Джозеф водил Марселя на репетиции и концерты, чтобы дать Марселю представление о том, что возможно в будущем. В мае 1904 года Жозеф представил Марселя Адольфу Эннебену . Хеннебенс положительно отозвался о способностях мальчика и принял его в ученики, и это решение сделало Марселя на один гигантский шаг ближе к консерватории. [8]

Всего через несколько месяцев обучения у Хеннебена Мойс добился с ним быстрого прогресса и был приглашен на прослушивание занятий Поля Таффанеля в Парижской консерватории . [9] На Таффанеля смотрели очень высоко, и хотя к тому времени, когда Мойс взял его учителем, Таффанэлю было шестьдесят, и он ушел из игры, время, проведенное Мойсом с Таффанэлем, было неоценимо. [10] Мойс сразу усвоил стандартный репертуар, необходимый для поступления в консерваторию. Под руководством Эннебена и с одобрения Таффанеля Мойз прошел прослушивание и получил место в классе флейты в Парижской консерватории осенью 1905 года. [11] В 1906 году, проучившись всего лишь один год в консерватории, Мойс исполнил недавно написанную экзаменационную пьесу «Ноктюрн и аллегро скерзандо» Филиппа Гобера . Если Мойс и нервничал, то он не выдал этого в своем исполнении: тянущаяся мелодия ноктюрна и скачущие причудливые обороты скерцо были прекрасным средством выражения его выразительного тона и ловкой техники. В семнадцать лет Мойс получил первую премию и был признан готовым к профессиональной карьере. [12]

Мойс стал одним из немногих флейтистов в истории консерватории, получивших первую премию за один год, но его игре не хватало совершенства, и он это знал. Вскоре после окончания школы он обратился к Хеннебенсу за дополнительными уроками, но его бывший учитель отказал ему, заявив, что восемнадцатилетний парень уже был опытным художником. Поэтому Мойзе обратился к Филиппу Гоберу, который тогда играл в Опере и Société des Concerts. Гобер, который был впечатлен сольным выступлением Мойза на конкурсе, был рад принять его в качестве частного студента каждую пятницу в пять часов вечера. [13] Мойс оставался с Гобером около четырех лет. «Гобер был инстинктивным музыкантом», - вспоминал Мойс. «Он играл так же естественно, как кто-то ходит, выступая то левой ногой, то правой, избегая всех препятствий. Музыкальный инстинкт Гобера был подобен инстинкту тела — музыка, не задумываясь о ней». [14]

Карьера [ править ]

Усердная практика, дополнительное обучение и растущее количество возможностей для выступлений в сезоне 1906–07 полностью поглотили Мойса. После обучения в классе камерной музыки Люсьена Капета он продолжал самостоятельно работать над репертуаром для скрипки соло и, в конце концов, добавил к своим занятиям литературу по игре на виолончели, «чтобы попытаться развить богатый звук, как это делал мой дядя на своей виолончели. " [15]

В 1913 году Мойс гастролировала по Соединенным Штатам с оперным сопрано Нелли Мельба на ее личном поезде. Вскоре после этого началась Первая мировая война, и Мойс был отвергнут армией из-за рецидивирующей пневмонии. Это было очень трудное время в его жизни, особенно потому, что Мойс медленно пытался восстановить свое здоровье.

С 1916 по 1918 год Надя Буланже приглашала Мойза играть на своих занятиях по музыкальному анализу. Мойзе был главным солистом на флейте в парижской Комической опере и одновременно, чтобы проявить себя, подал заявку на позицию флейты соло в Парижской опере . Несмотря на то, что ему предложили эту должность, он отказался от нее, поскольку это мешало его частым визитам домой в Сент-Амур. Карьера Мойса продолжала процветать, и он стал первым флейтистом оркестра Общества концертов консерватории . [16]

В 1931 году Мойзе преподавал в Женеве, когда флейтист Оркестра Романской Швейцарии Марсель Уэлш покончил жизнь самоубийством. Баха Бранденбургский концерт № 5 Уэлш должен был сыграть с оркестром ; именно Бланш Онеггер предложила Мойса на замену. Это было началом знаменитого Трио Мойзе: Марсель – основатель и руководитель – играл на флейте; Бланш, играющая на скрипке и альте; и его сын Луи, играющий на флейте и фортепиано. С момента своего создания в 1934 году Трио Мойзе выступало и записывалось в течение следующих 20 лет. [17]

В 1932 году Мойзе сменил Филиппа Гобера на посту профессора Парижской консерватории и, кроме того, был назначен профессором Женевской консерватории с 1933 по 1949 год, что повлекло за собой еженедельную поездку в Женеву. Поскольку Женева находилась довольно близко к Сен-Амуру, это означало более частые посещения деревни, где он родился и которую любил. Он никогда не упускал возможности навестить свою приемную мать, когда проходил мимо Сен-Амура. [18]

К 1936 году он был на вершине мира. Он стал кавалером Почетного легиона за свой творческий вклад в качестве музыканта и много путешествовал, выступая в большинстве крупных европейских городов, включая несколько выступлений и записей в Лондоне. В 1938 году его пригласили выступить на фестивале в Тэнглвуде, проходившем в США в течение двух недель; также пригласил трио и Бланш, и Луи пошли с ним, поскольку Артуро Тосканини выступить на радио NBC в Нью-Йорке. [19]

Конец эпохи [ править ]

В более поздние годы, когда он сам едва мог играть на флейте, он каждый год путешествовал на родину, в Сен-Амур, вместе с несколькими своими учениками. Они остановились в отеле «Дю Коммерс», где Мойс давал им уроки игры на флейте. Сегодня площадь перед отелем называется Place Marcel Moyse.

В последние годы жизни Мойса его беспокоили различные проблемы со здоровьем, которые потребовали множества операций и госпитализаций. Марсель Мойс умер 1 ноября 1984 года в возрасте 95 лет и был кремирован в Браттлборо, штат Вермонт. Его прах был захоронен на кладбище церкви Св. Амура в Юре, Франция, в августе 1985 года. [20]

Конец его жизни ознаменовал завершение эпохи. Поколения как выдающихся, так и менее выдающихся флейтистов находились под глубоким влиянием его игры и его преподавания. Было несколько дань уважения Мойзу, в частности, мемориальный концерт, состоявшийся в Королевском Элизабет-Холле в Лондоне 6 января 1985 года, и вскоре после концерта «Памяти Марселя Мойса», состоявшегося в Браттлборо, штат Вермонт, 3 февраля 1985 года. В 1989 году, к столетнему юбилею Мойса, с 17 по 20 мая в Мальборо и Браттлборо, штат Вермонт, состоялось «Празднование столетия Марселя Мойза». В то же время в Лондоне был организован «Праздник флейты», посвященный великому флейтисту и учителю в день его рождения, 17 мая. В мировой флейтовой прессе было много памятников и воспоминаний о Мойзе, а процветающий Марсель Мойзе Общество образовалось в США [21]

Публикации [ править ]

  • Технические занятия и учения (1921)
  • Ежедневные упражнения (1922)
  • 24 Этюды виртуозности по Черни (1927)
  • Механизм-хроматизм для флейты (1927); Издания Альфонс Ледюк
  • Школа артикуляции (1927); Издания Альфонс Ледюк
  • 25 мелодических этюдов (вар) (1928)
  • 12 этюдов большой виртуозности по Шопену (1928); Издания Альфонс Ледюк
  • 20 этюдов по Крейцеру (1928)
  • 100 простых и прогрессивных этюдов Крамера (1928); 2 тома
  • 24 Маленьких мелодических этюда (Вар) (1928)
  • 48 Этюды по виртуозности; 1-я тетрадь; Издания Альфонс Ледюк (1933)
  • 48 Этюды по виртуозности; 2-я тетрадь; Издания Альфонс Ледюк (1935)
  • Звука (1934)
  • 25 ежедневных этюдов (Op-53) Суссман
  • Гаммы и арпеджио; Издания Альфонс Ледюк
  • Начинающий флейтист (1935)
  • 24 каприса-этюда: Бём, соч. 26 (1938).
  • Развитие тона посредством интерпретации
  • 20 упражнений и исследований о великих связях

Записи [ править ]

  • Полное собрание сочинений великого флейтиста - бокс-сет из пяти компакт-дисков с отреставрированными и обновленными записями, включая его собственные этюды и этюды Андерсена, соло на флейте и камерную музыку. Обратите внимание, что это не является окончательным
  • Фэнтезийная флейта
  1. Блестящая фантазия для флейты и фортепиано на тему «Кармен» Бизе
  2. Карнавал животных: Лебедь
  3. Мелодия для флейты и фортепиано
  4. Мадригал для флейты и фортепиано
  5. Сувенир из Гента
  6. Меланхоличная фантазия, соч.
  7. Сюита для оркестра № 2 си минор, BWV 1067: Полонез
  8. Сюита для оркестра № 2 си минор, BWV 1067: Badinerie
  9. Пасторальное Анданте и Шерцеттино
  10. Сиринкс
  11. Пасторальное Анданте и Шерцеттино
  12. Венгерская пасторальная фантазия для флейты и фортепиано, соч.
  13. Арлезианка: Сюита № 1: 2-я часть, Менуэт
  14. Концертные вариации на тему Венецианского карнавала.
  15. Орфей и Эвридика: Елисейские поля
  16. У ручья
  17. Квартет для струнных № 1 ре мажор, соч. 11: 2-я часть, Andante cantabile
  18. Фантазия для флейты и фортепиано
  • Марсель играет Моцарта – Концерт для флейты и арфы, Концерт ре мажор и соль и Соната для флейты и скрипки И.С. Баха
  • Марсель Мойс и выпускники Мальборо - очень редкий компакт-диск, на котором Мойс дирижирует Серанаду Моцарта № 10 в б-флате (Большая партита) для 13 духовых инструментов.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «Луи Мойс, основатель музыкальной школы, умер в 94 года» . Нью-Йорк Таймс . 9 августа 2007 года . Проверено 9 мая 2016 г.
  2. ^ Маккатчан, стр. 49
  3. ^ Доржей, стр. 104
  4. ^ Общество Марселя Мойзе
  5. ^ Общество Марселя Мойзе
  6. ^ Маккатчан, стр. 47
  7. ^ Маккатчан, стр. 46
  8. ^ Маккатчан, стр. 46
  9. ^ Маккатчан, стр. 55
  10. ^ Маккатчан, стр. 56
  11. ^ Маккатчан, стр. 57
  12. ^ Маккатчан, стр. 67
  13. ^ Маккатчан, стр. 72
  14. ^ Маккатчан, стр. 74
  15. ^ Маккатчан, стр. 74
  16. ^ Уай, стр. 4
  17. ^ Уай, стр. 5
  18. ^ Уай, стр. 5
  19. ^ Уай, стр. 5
  20. ^ Уай, стр. 7
  21. ^ Уай, стр. 8

Ссылки [ править ]

  • Общество Марселя Мойзе. «О Марселе Мойсе». По состоянию на 3 декабря 2014 г. [1] .
  • Маккатчан, Энн. Марсель Мойзе: голос флейты . Портленд, или: Amadeus Press, 1994.
  • Доржей, Клод. Французская школа флейты в Лондоне: Бингхэм, 1986.
  • Эдвард Блейкман. «Мойс, Марсель». Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. Он играл на основной флейте в различных парижских оркестрах, особенно в Комической опере с 1913 по 1938 год, широко выступал в качестве солиста и сделал множество записей Oxford University Press, по состоянию на 17 ноября 2014 г., http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/ статья/роща/музыка/19264 .
  • Уай, Тревор. Марсель Мойс, выдающийся человек: музыкальная биография . Айова: Winzer Press, 1993.

Архивы [ править ]

  • Документы Марселя Мойса хранятся в музыкальном отделе Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств в Нью-Йорке. В коллекцию вошли: редкие фотографии; письма Мойзе от известных музыкантов, таких как Гобер, Ибер, Рампал; рукописи неопубликованных учебных пособий; аудио- и видеозаписи уроков и мастер-классов.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 940f65667d0a453c6d06df67d56389c1__1698411840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/c1/940f65667d0a453c6d06df67d56389c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcel Moyse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)