Генри де Монтерлан
Генри де Монтерлан | |
---|---|
Рожденный | Генри Мари Жозеф Фредерик Экспедит Миллон де Монтерлан 20 апреля 1895 г. Париж , Франция |
Умер | 21 сентября 1972 г. Париж , Франция | ( 77 лет
Национальность | Французский |
Период | Начало-середина 20 века |
Подпись | |
Генри Мари Жозеф Фредерик Экспедит Миллон де Монтерлан ( Французский: [mɔ̃tɛʁlɑ̃] ; 20 апреля 1895 — 21 сентября 1972) — французский публицист , прозаик и драматург . [1] Он был избран членом Французской академии в 1960 году.
Биография
[ редактировать ]Родившийся в Париже, потомок аристократической (но малоизвестной) семьи Пикардов , он получил образование в лицее Янсона де Сайи и школе-интернате Сент-Круа в Нейи-сюр-Сен . Отец Генри был жестким реакционером (до такой степени, что он презирал армию после дела Дрейфуса как слишком подчиненную республике и отказывался провести электричество или телефон в своем доме). Его мать, в прошлом активная светская львица, из-за тяжелых родов заболела, большую часть времени была прикована к постели и умерла в молодом возрасте 43 лет.
С семи-восьми лет Генри увлекся литературой и начал писать. В 1905 году чтение Quo Vadis Генрика Сенкевича вызвало у него всю жизнь увлечение Древним Римом и сильный интерес к латыни . Он также с энтузиазмом относился к школьному товариществу, спорту и корриде . Когда ему было 15 лет, родители отправили его одного в Испанию, где он стал посвященным в корриду , убив двух молодых быков. Он также был талантливым рисовальщиком и после 1913 года начал нанимать уличных молодых людей для моделирования обнаженной натуры.
5 апреля 1912 года, когда ему было почти семнадцать, Генри был исключен из католической школы Сент-Круа де Нейи за то, что он «развратил души». Вместе с другими пятью молодыми людьми он основал группу под названием «La Famille» («Семья»), своего рода рыцарский орден, члены которого были связаны клятвой верности и взаимопомощи. Членом этой группы был Филипп Жан Жикель (1897–1977), «особый друг» Монтерлана, младшего на два года, в которого он был безумно влюблен, хотя любовь так и не переросла в физическую. По словам Монтерлана, эта «особая дружба» вызвала яростное и ревнивое сопротивление со стороны аббата де Ла Серра, которому удалось добиться исключения старшего мальчика. Этот инцидент (и Жикель) стал навязчивой идеей Монтерлана на всю жизнь, который изобразил его в пьесе 1952 года «Вилле не принц - ребенок» и в своем романе «Гарсоны» 1969 года . Позже, уже во взрослом возрасте, он возобновит платоническую дружбу с Жикелем, который предложит писателю стать крестным отцом его дочери Мари-Кристин. [2]
После смерти отца и матери в 1914 и 1915 годах он переехал жить к любящей бабушке и эксцентричным дядям. [3] Мобилизованный в 1916 году, был ранен и награжден. Отмеченный своим военным опытом, он написал автобиографический роман Songe («Сон»), а также свою «Chant funèbre pour les morts de Verdun» ( «Похоронное песнопение по мертвым в Вердене »), оба из которых являются восхвалением героизма во время Великой войны . Его работы были частью литературного конкурса искусств на летних Олимпийских играх 1924 года . [4]
Монтерлан впервые добился критического успеха с романом 1934 года «Les Célibataires» и продал миллионы экземпляров своей тетралогии « Les Jeunes Filles» , написанной с 1936 по 1939 год. В эти годы Монтерлан, зажиточный наследник, много путешествовал, в основном по Испании ( где он познакомился и работал с тореадором Хуаном Бельмонте ), Италии и Алжира , дав волю своей страсти к сексуальному насилию над уличными мальчиками. Во время Второй мировой войны после падения Франции в 1940 году он остался в Париже и продолжал писать пьесы, стихи, эссе, работал военным корреспондентом. На пике своей славы, когда разразилась война (он был удостоен Гран-при престижной Французской академии в 1934 году), он первоначально описал победу Германии как свидетельство превосходства мужественной, победоносной расы. Тем не менее, после Освобождения с ним не обращались так сурово, как с теми, кто открыто и с энтузиазмом сотрудничал; Комитет по очистке писателей приговорил его в 1945 году лишь к одному году воздержания от публикаций. В 1960 году он был избран на пожизненную должность во Французской академии. [5]
По словам Роджера Пейрефита , где-то в 1968 году [6] Возле кинотеатра в Париже 72-летний Монтерлан подвергся нападению и избиению со стороны группы молодых людей за то, что он нащупал младшего брата одного из них. В результате Монтерлан был серьезно ранен и ослеп на один глаз. [3] Британский писатель Питер Квеннелл , редактировавший сборник переводов своих произведений, вспоминал, что вместо этого Монтерлан приписал травму глаза «падению»; и в подтверждение упоминает, что Монтерлан страдал головокружением . [7]
В последние годы своей жизни он почти ослеп и стал мишенью таких насмешников, как Пейрефит, Монтерлан умер в 1972 году от нанесенного самому себе огнестрельного ранения в голову, после проглатывания капсулы с цианидом . [8] Его прах был развеян Жан-Клодом Бара и Габриэлем Мацневом в Риме, на Форуме, среди храма Портуна и в Тибре.
Его стандартная биография была написана Пьером Сиприо и опубликована в двух томах (1982 и 1990), раскрывая всю степень сексуальных привычек Монтерлана.
Работает
[ редактировать ]Его ранними успехами стали такие произведения, как «Les Célibataires» ( «Холостяки» ) в 1934 году и резко антифеминистская тетралогия «Les Jeunes Filles» ( «Молодые девушки» ) (1936–1939), которая была продана миллионами экземпляров и переведена на 13 языков. [3] Его поздний роман «Хаос и ночь» был опубликован в 1963 году. Романы получили высокую оценку таких разных писателей, как Арагон , Бернанос и Мальро . Монтерлан был хорошо известен своими антифеминистскими и женоненавистническими взглядами, примером чего является, в частности, «Девочки» . Симона де Бовуар подробно рассмотрела его отношение к женщинам в книге «Второй пол» .
Он написал такие пьесы, как «Пасифаэ» (1936), «Смертельная королева» (1942, первая из серии исторических драм), «Малатеста» (1946), «Мэтр Сантьяго» (1947), «Пор-Рояль» (1954) и «Кардинал д' Испания (1960). Его особенно помнят как драматурга. В своих пьесах, как и в романах, он часто изображал героических персонажей, демонстрирующих исповедуемые им моральные нормы, и исследовал «иррациональность и непредсказуемость человеческого поведения». [9]
Он также работал эссеистом. В сборнике «Сентябрьское равноденствие» (1938) он выразил сожаление по поводу посредственности современной Франции, а в «Июньском солнцестоянии» (1941) он выразил свое восхищение Вермахтом и заявил, что Франция была справедливо побеждена и завоевана в 1940 году . Как и многие отпрыски старой аристократии, он ненавидел Третью республику , особенно после дела Дрейфуса . Он участвовал в «круглом столе» французских и немецких интеллектуалов, которые встречались в отеле «Жорж V» в Париже в 1940-х годах, в том числе писатели Эрнст Юнгер , Поль Моран и Жан Кокто , издатель Гастон Галлимар и нацистский ученый-юрист Карл. Шмитт . [10] Монтерлан писал статьи для парижского еженедельника La Gerbe , которым руководил пронацистский романист и католический реакционер Альфонс де Шатобриан . [11] Таким образом, после войны его считали коллаборационистом и наказали ограничением на публикации на один год.
педераст Закрытый , [ нужна ссылка ] Монтерлан затрагивал педерастические темы в своих работах, в том числе в пьесе «La Ville dont le Prince est un enfant» (1952) и романе «Les Garçons» («Мальчики»), опубликованном в 1969 году, но написанном четырьмя или пятью десятилетиями ранее. Он поддерживал частную и зашифрованную переписку с коллегой-педерастом Роджером Пейрефиттом — автором книги «Les Amitiés particulières» («Особая дружба», 1943), также посвященной отношениям между мальчиками в римско-католической школе-интернате. Позже Пейрефит безжалостно высмеивал Монтерлана и раскрывал его педерастию в своем романе 1970 года «Французские» (под псевдонимом «Лионель де Босеан») и в своих мемуарах « Секреты предложения» (1977). [ нужна ссылка ]
Монтерлана запомнили афоризмом «Счастье пишет белыми чернилами на белой странице». [12] часто цитируется в более короткой форме: «Счастье пишет белым». [13]
Почести и награды
[ редактировать ]Les célibataires был удостоен Гран-при Французской академии литературы в 1934 году и премии английского Нортклиффа . В 1960 году Монтерлан был избран членом Французской академии , заняв место, принадлежавшее Андре Зигфриду , политическому писателю. [14] Он был кавалером французского Национального ордена Почётного легиона .
Упоминаются «Молодые девушки» в двух фильмах западногерманского режиссера Райнера Вернера Фассбиндера : «Кляйн Хаос» (1967) и «Сатансбратен» (1977). [15] В короткометражном фильме « Das kleine Chaos» персонаж, которого играет сам Фассбиндер, читает вслух немецкий перевод « Les Jeunes Filles» в мягкой обложке , который, как он утверждает, украл.
Переводы и адаптации
[ редактировать ]Теренс Килмартин , наиболее известный благодаря редактированию Монкриффом , переведенного перевода Пруста , перевел некоторые романы Монтерлана на английский язык, в том числе издание 1968 года четырех томов « Les Jeunes Filles» , на английском языке названное просто «Девочки» .
В 2009 году New York Review Books вернула Монтерланту в печать на английском языке, выпустив перевод Килмартина «Хаос и ночь » (1963) с новым предисловием Гэри Индианы .
Кристоф Малавой снялся в телевизионной экранизации 1997 года « Вилле, который принц — ребенок» .
Иллюстрированные работы
[ редактировать ]Некоторые произведения Анри де Монтерлана были опубликованы в иллюстрированных изданиях и сегодня имеют высокие цены на книжных аукционах и у книжных специалистов. [ нужна ссылка ] Примеры включают «Пасифэ», иллюстрированное Анри Матиссом , «Молодые девушки», иллюстрированное Мариетт Лидис , и другие, иллюстрированные Жаном Кокто , Робертом Ками , Эдуардом Жоржем Мак-Эвоем и Пьером-Ивом Тремуа .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Анри де Монтерлан | Французский писатель» . Британская энциклопедия . 17 сентября 2023 г.
- ^ «Анри де Монтерлан» . Статьи о Монтерлане (не для прессы) > 73. Филипп Жикель, принц воздуха, Кристиан Лансон. www.monterlant.be .
- ^ Jump up to: а б с Луи Бегли (18 июля 2007 г.). «Безжалостная вселенная Монтерлана» . Нью-Йорк Сан . Архивировано из оригинала 22 июня 2015 года . Проверено 1 октября 2008 г.
- ^ «Анри де Монтерлан» . Олимпия . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Хеджес, Инес (2021). Постановка истории от Холокоста до Палестины: три пьесы и очерки о Первой мировой войне и ее последствиях . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 80–81. ISBN 978-3-030-84009-9 .
- ^ Des Français , Flammarion, Париж, 1970 (стр. 119) и Propos secrets , Альбин Мишель, Париж, 1977 (стр. 73).
- ^ Квеннелл, Питер (1980). Бессмысленная погоня (Первое изд.). Лондон: Коллинз. ISBN 0-00-216526-0 .
- ^ «Анри де Монтерлан > Биография > 6. Смерть Монтерлана» . www.monterlant.be .
- ^ Новый Оксфордский справочник по литературе на французском языке, OUP 1995, стр.544.
- ^ Юнгер, Эрнст (2019). Немецкий офицер в оккупированном Париже . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. xvi. ISBN 9780231127400 .
- ^ Вердикт по Виши , стр. 236, Майкл Кертис, Вайденфельд и Николсон, 2002 г.
- ^ «Счастье, написанное белыми чернилами на белых страницах». ( Дон Жуан II, IV, 1048 г.)
- ^ «В погоне за счастьем: письмо в журнал Томаса Джефферсона», статья Лили Артель; Свободный запрос , Том. 24 июня 2004 г.
- ^ См. его речь на сайте Французской академии, http://www.academie-francaise.fr/node/2541.
- ^ Тётеберг, Михаэль: Райнер Вернер Фассбиндер Ровольт Ташенбух Верлаг, Райнбек под Гамбургом, 2002. стр.23
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Х. Перрюшо - Монтерлан (французские и европейские публикации) ISBN 0320056090 ), 1963 г.
- Дж. Крукшанк - Монтерлант (Оливер и Бойд) ISBN 0050014315 ), 1964 г.
- И. Хеджес, Постановка истории от Холокоста до Палестины: три пьесы и очерки о Второй мировой войне и ее последствиях (ISBN 978-3-030-84009-9), 2021, стр. 80–81.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1895 рождений
- Самоубийства 1972 года
- Французские драматурги и драматурги XX века.
- Французские романисты XX века
- Французские драматурги и драматурги-мужчины
- Французские романисты-мужчины
- Французские военнослужащие Первой мировой войны
- Французское безымянное дворянство
- Французские драматурги и драматурги ЛГБТ
- Французские ЛГБТ-романисты
- ЛГБТ-дворянство
- Выпускники лицея Янсон-де-Сайи
- Французские эссеисты-мужчины
- Члены Французской академии
- Офицеры Почетного легиона
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия во Франции
- Писатели из Парижа
- Французские эссеисты XX века
- Французские писатели-мужчины XX века
- Олимпийские участники художественных конкурсов
- Военные корреспонденты Второй мировой войны.
- Французские военные корреспонденты
- 1972 смертей
- Французские ЛГБТ 20-го века