Утфон
Утфон Утумпхон | |
---|---|
Король Аюттайи | |
Король Сиама | |
Царствование | 1 мая 1758 – 1758 (3 месяца) 1759/1760 – 1762 [1] |
Предшественник | Бороммакот |
Преемник | Эккатхат |
Вице-король Сиама | |
Срок владения | 1757 – 1758 |
Назначитель | Бороммакот |
Предшественник | Тамматибет |
Преемник | Интрафитак (как вице-король Тонбури ) |
Рожденный | в. 1733 г. [2] Королевство Аютия |
Умер | 1796 г. (около 63 лет) Мандалай , Конбаунг |
Похороны | |
Супруг | Тао Той |
Дом | Династия Бан Плу Луанг |
Отец | Бороммакот |
Мать | Пифитмонтри |
Утумпхон ( тайский : Утумпхон ; [3] Бирманский : ဥဒုမ္ဗရ ) Маха Таммарачатират III или Утумфон Махафон Финит ( тайский : Утумпон Махафон Финит ; ок. 1733 г.) [4] — 1796) — 32-й и предпоследний монарх Королевства Аюттхая , правивший в 1758 году около трёх месяцев. Столкнувшись с различными претендентами на трон, Утумфон был наконец вынужден отречься от престола и принять монашество . Его предпочтение быть монахом, а не сохранять трон, принесло ему прозвище «Кхун Луанг Ха Ват». [3] ( тайский : Кхун Луанг Ха Ват ), или «король, живущий в храме». [5] : 298–300
Его мемориальная могила находится на кладбище Линь Зин Гон (Коне) в Амарапуре, примерно в 500 метрах к северо-востоку от моста У Бейн.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Утумфон родился в 1730 году. [6] во время правления его дяди короля Таисы . Отец Утумфона, принц Фон, был младшим братом короля Тайсы и Вангны. [7] или вице-король Переднего дворца королевский , предполагаемый наследник . Матерью Утумфона была принцесса-консорт Плап, одна из двух главных супруг принца Фона, дочери Чаопрайи Бамро Пхуторн ( тайский : เจ้าพระยาบำเรอภูธร ), видного дворянина во время правления короля Фетрачи . Незадолго до рождения Утумфона его отец принц Фон мечтал увидеть цветы Удумбары или буддийского священного инжира . Поскольку цветы Удумбары случаются редко, их появление подразумевает значительное событие. Принц Фон их назвал своего новорожденного сына принцем Утумфоном (от Удумбхары ) или Док Ма Дуэа («цветок инжира»). [6] [8] или Докдуэа .
Утумфон был младшим ребенком [8] родился у его матери принцессы-консорта Флапа и был более чем на десять лет моложе своего старшего брата Эккатата . У Утумфона также было пять старших сестер, у которых была одна мать.
После борьбы за престол в 1733 году на трон взошел принц Фон, отец Утумфона, как король Бороммакот . [7] Принцесса-консорт Пхап, мать Утумфона, стала королевой Кромма Луанг Пхипхитмонтри ( тайский : Кром Луанг Пхипхитмонтри ). Стремясь предотвратить будущие династические конфликты, Бороммакот контролировал распределение рабочей силы между своими сыновьями, королевскими принцами, путем создания Кромов . [7] или княжеские кадровые полки. Принц Утумфон или принц Докдуа позже получил кром с титулом Кромма Кхун Фонфинит ( тайский : Кромма Кхун Фонфинит ).
Три сына Бороммакота; Тамматибет , Эккатхат и Утумфон, рожденные от двух его главных цариц, получили высший ранг Кромма Кхун , что означало, что они могли назначать своих чиновников и слуг в ранг Кхун . Между тем, четыре других сына Бороммакота, рожденные от его младших второстепенных супруг, получили низший ранг Кромма Муэн , [7] это означало, что они могли назначать своих слуг только в ранг Муэн .
Принц Тамматибет, старший сын Бороммакота и сводный брат Утумфона, был назначен Упаратом. [7] или Вангна , или вице-король Переднего дворца в 1741 году, формально как предполагаемый наследник. После смерти главного министра Чаопрайи Чамнана Борирака в 1753 году сиамский королевский двор погрузился в княжеские конфликты. Образовались две фракции, [7] в состав которого входят три высших принца Тамматибет, Эккатхат и Утумпхон с одной стороны, а также три второстепенных сына Бороммакота, принцы Кромма Муен Читсунторн, Кромма Муен Сунторнтхеп и Кромма Муен Сеппхакди, [7] известные под общим названием Чао Сэм Кром ( тайский : Чао Сэм Кром ) или Три принца, на противоположной стороне.
В 1756 году Три князя назначили некоторых своих слуг в ранг хун , превышающий предел их княжеских чинов. Принц Тамматибет из Переднего дворца серьезно отнесся к этому нарушению княжеских рангов. Тамматибет послал свои войска арестовать принца Сунторнтхепа. [7] один из Трех Принцев. Принц Сунторнтхеп сбежал, чтобы рассказать об инциденте своему отцу, королю Бороммакоту. Король Бороммакот вызвал Тамматибета для инквизиции, но Тамматибет посетил своего отца-короля с мечом в руке. [7] Затем Боромакот заключил Тамматибета в тюрьму и подверг его допросу. Выяснилось, что Тамматибет находился в тайных романтических отношениях с двумя второстепенными супругами Бороммакота и планировал мятеж. [7] Принц Тамматибет, королевский наследник и принц Переднего дворца, был избит сто восемьдесятю ударами ротанговой трости и умер от ран в апреле 1756 года. [7]
Принц Переднего дворца
[ редактировать ]Смерть Тамматибета , сводного брата Утумфона, в 1756 году оставила должность Упарата или Вангны вакантной. В 1757 году принц Кромма Муен Тепфифит , один из второстепенных сыновей Бороммакота и наполовину старший брат Утумфона, вместе с другими видными министрами Чатусадома , включая Чаопрайю Афаирачу, Самуха Найок , или главного министра, и Чаопрайю Калахома Клонгклеба, военного министра, предложил короля Бороммакота. сделать принца Утумпона или принца Фонфинита новым Упаратом или предполагаемым наследником . Утумфон сначала отказался, заявив, что у него есть старший брат принц Эккатат или принц Кромма Кхун Анурак Монтри. Король Бороммакот, однако, заявил, что Экка некомпетентен и наверняка принесет катастрофу королевству. [7] и Утумфон был выбран в качестве вице-короля и потенциального наследника: « Я вижу только, что Кромма Кхун Фонфинит обладает мудростью и умен, имея право сохранять белый зонтик, чтобы править и продолжать царство » ( тайский : изучить); Коп с умом и смекалкой. должен быть в состоянии сохранить королевскую корону и защитить землю навсегда ). [9]
При поддержке видных министров Утумфон наконец согласился на желание своего отца. Утумфон прошел церемонию Упараджабхисекха , чтобы быть посвященным в качестве нового Упарата или принца Переднего дворца и формально предполагаемого наследника своего отца Бороммакота в 1757 году. Утумфон также получил свою сводную племянницу, дочь покойного принца Тамматибета, в качестве его супруги, но пара так и не родила детей. Утумфон не переехал в Передний дворец или дворец Чанбаворн в северо-восточном углу Аюттхая из-за своего положения, но продолжал оставаться в своей резиденции в павильоне Суан Кратай, граничащем с храмом Ват Пхра Си Санфет на западе. Король Бороммакот также заставил принца Эккатхата, старшего брата Утумфона, побрить голову, чтобы стать буддийским монахом в храме Ват Ламут на северо-востоке Аюттхаи, чтобы предотвратить борьбу Эккатата с Утумфоном за трон в будущем.
Тем временем к западу от Сиама король Алаунгпайя из восходящей новой бирманской династии Конбаунг в 1757 году завоевал королевство Хантавадди народа мон в Нижней Бирме . [10] объединение Верхней и Нижней Бирмы под своим новым режимом.
Три принца
[ редактировать ]В пятый убыль шестого месяца, [9] В 1120 году эры Куласакараджа король Бороммакот тяжело заболел. Боромакот, чтобы обеспечить мирную преемственность, призвал Трех Принцев принести присягу и верность новому королю Утумфону перед Бороммакотом. Принц Эккатхат , старший брат Утумфона, который был сослан, чтобы стать буддийским монахом в храме Ват Ламут, вернулся в Аюттхая, чтобы поддержать Утумфона. Процарствовав двадцать пять лет, король Бороммакот умер в этот день, 29 апреля 1758 года. [7] После смерти короля Бороммакота Три принца не сдержали свою клятву и боролись с Утумфоном за королевский сан.
Королевские регалии Аюттхая были переданы Утумфону в его резиденцию, павильон Суан Кратай. Три принца, в свою очередь, завладели королевскими мечами и огнестрельным оружием в тронном зале Баньонг Раттанат. Новый король Утумфон призвал всех принцев и чиновников присягнуть ему в павильоне Суан Кратай, в который не пришли Три принца. Узнав об этом движении Трех Принцев, Эккатат приказал принцу Кромме Муен Тепфифиту отнести все огнестрельное оружие из Королевской Оружейной палаты во дворец Суан Кратай, чтобы запугать Трех Принцев. Три принца в ответ послали войска, чтобы ворваться в Регулярную оружейную палату и захватить все огнестрельное оружие.
Поскольку в Аюттхае надвигалась гражданская война, Утумпхон и Экка разработали план по подчинению Трех Принцев. Утумфон спросил пять старших буддийских прелатов во главе с Пхра Тхепмуни, настоятелем храма Ват Кудидао : [11] убедить Трех Принцев мирно сдаться. Затем пять добродетельных монахов посетили Трех Принцев, чтобы умолять их прекратить воинственные действия. Неделю спустя, на одиннадцатом убывании шестого месяца [9] (2 мая 1758 г.) Три принца посетили Утумпхон и Эккатат в павильоне Суан Кратай, чтобы якобы сдаться. Утумфон, однако, тайно направил несколько полицейских сил для ареста Трех принцев. Три принца по незнанию попали в ловушку и были арестованы.
На тринадцатом убывающем, [9] два дня спустя, 4 мая 1758 года, Утумфон в конце концов вынес смертный приговор Трем принцам. Перед смертью принц Сепхакди, один из Трех принцев, сказал: « Рожденный под великим королевским белым зонтиком, тот когда-либо умрет мирной смертью». ? » ( Тайский : Родиться в Махапраюн Светрачатре – это нормально. Кому достанется хорошая смерть ? [9] Три принца; Чицунторн, Сунторнтхеп и Секпхади были казнены традиционным методом, чтобы не допустить попадания княжеской крови на землю, путем забивания до смерти сандаловой дубинкой. Гражданская война в Аюттхае была предотвращена быстрыми действиями Утумпхона и Эккатата.
Кратковременное правление и отречение
[ редактировать ]Новый король Утумфон, подчинивший своих соперников, Трех Принцев, наконец был возведен на трон на церемонии Праптабхишекха шестого числа седьмого месяца. [9] (12 мая 1758 г.). Праптабхисекха — это особое название церемонии возведения на престол Раджабхисекхи сиамского монарха, который должен был победить врагов перед восхождением на трон.
Эккатат , старший брат Утумфона, который все еще был в монашеских одеждах и жил в той же резиденции, что и Утумфон, решил побороться с Утумфоном за трон. Эккатат переехал в тронный зал Сурият Амарин, великолепный королевский павильон, вместо того, чтобы вернуться в храм Ват Ламут в качестве буддийского монаха, чтобы оказать политическое давление на Утумпхон. Утумфон был чувствителен к тому, что его старший брат предъявлял претензии на трон.
Утумфон наконец сдался. Утумфон лично отправился навестить Эккатата в тронном зале Сурият Амарин, чтобы передать свой трон своему старшему брату. 1 июня 1758 г. [7] всего через десять дней на троне Утумфон отрекся от престола и покинул королевский дворец Аюттхаи. Утумфон отправился на королевской барже к храму Ват Айотхая на северо-восточной окраине Аюттхая, чтобы совершить церемонию посвящения в буддийские монахи. Отрекшийся от престола король Утумфон, тогдашний король-монах, отправился на королевской барже, чтобы вернуться в Аюттхая, и остановился в храме Ват Праду. [12] от восточной стены цитадели Аюттхая. Отречение Утумфона и вступление в буддийскую религию Тхеравадина принесли ему прозвище Кхун Луанг Ха Ват ( тайский : Кхун Луанг Ха Ват ) или Король, который искал храм.
Восстание принца Тепфифита
[ редактировать ]После отречения Утумфона Эккатат оставил монашество, чтобы занять трон в качестве последнего короля Аюттхая. Эккатат провел церемонию возведения на престол Раджабхишекхи в начале восьмого месяца. [9] (начало июня 1758 г.). Однако Эккатат нашел меньшую поддержку при королевском дворе, поскольку видные министры Чатусадома , которые предлагали сделать Утумпхона Упаратом до 1757 года, в основном поддерживали Утумфона. Принц Кромма Муен Тепфифит , лидер предложения 1757 года, побрил голову, чтобы стать буддийским монахом в храме Ват Крачом, чтобы избежать политических последствий со стороны нового короля Эккатхата.
Из-за ограниченной политической поддержки при королевском дворе Эккатат привел к власти при королевском дворе своих шуринов Пина и Чима, которые были братьями двух супруг Эккатата. Эккатат назначил своих шуринов Пина и Чима на высокие должности в рядах королевских пажей. Пим и Хим были вознаграждены доступом и влиянием на нового царя Эккатата. Братья также оскорбили некоторых высокопоставленных министров, которые поддерживали Утумфона. Вдовствующая королева Пифитмонтри, мать Утумпона и Эккатата, умерла 14 декабря 1758 года. [7]
В двенадцатом месяце 1120 года [9] В декабре 1758 года высокопоставленные министры, которые поддерживали Утумпхона, в том числе Чаопрайя Афаирача Самуха Найок или главный министр и Прайя Йоммарадж, глава полиции, решили, что доминирование зятя Эккатата в дальнейшем не следует терпеть. Министры, поддерживающие Утумфон, отправились навестить принца Тепфифита, который был буддийским монахом в храме Ват Крачом, чтобы попросить Тепфифита возглавить восстание с целью свержения Эккатата в пользу Утумпхона. Тепфифит с радостью принял это приглашение возглавить восстание против Эккатата.
Принц Тепфифит возглавил заговорщиков, поддерживающих Утумпхона, посетить Утумфон в храме Ват Праду. [12] спрашивая согласие и разрешение. Утумфон, предпочитавший религиозную жизнь, не хотел участвовать в какой-либо политической борьбе. Утумфон сказал, что, как буддийскому монаху, ему не разрешалось вмешиваться в мирские политические дела, и заговорщики должны делать все, что им заблагорассудится. Тепфифит и заговорщики приняли речь Утумфона за одобрение и продолжили реализацию своего плана.
Утумфон предположил, что, если Тепфифиту удастся свергнуть Эккатата, Тепфифит сам займет трон, а не восстановит Утумфона. Утумпхон и Экка встретили жестокий конец. Утумфон решил навестить своего старшего брата, короля Эккатата, в королевском дворце и рассказать королю [7] о крамольном замысле князя Тепфифита. Утумфон просил короля не казнить заговорщиков. [12] в обмен на эту информацию. Заговорщики были арестованы. Высокопоставленных министров Чаопрайю Афаирачу, Прайю Йоммараджа и других заговорщиков пытали, допрашивали, избивали ротанговыми ударами и заключали в тюрьму. [12] пожизненно, но не казнён. Принц Тепфифит бежал на запад, но в конце концов был пойман. Эккатат сослал Тепфифита вместе со всей своей семьей на голландском корабле через Индийский океан в шри-ланкийское королевство Канди или Цейлон. [7]
Бирманское вторжение 1760 года
[ редактировать ]Из-за бирманско-сиамского спора по поводу французского корабля, на борту которого находились повстанцы Мон, [13] воспринимал поддержку Сиама народу Мон бирманского короля против Бирмы и Чакравартина [14] экспансионистская идеология универсального правителя, в декабре 1759 г. [13] Король Алаунгпая из новой бирманской династии Конбаунг отправился с 30 000 бирманско-шанских мужчин вторгнуться в Сиам. После захвата удерживаемого сиамцами Мерги на побережье Тенассерим , Алаунгпайя и его бирманские контингенты вошли в Сиам через перевал Сингкхон в марте 1760 года, быстро пройдя через западно-сиамские города и в конце марта 1760 года достигнув Супханбури , примерно в пятидесяти километрах к западу от Аюттайи.
Королевский двор и население Аюттайи запаниковали, поскольку бирманские захватчики не подходили так близко с 1586 года или около двух столетий назад. Командирам Эккатата до сих пор не удалось ни остановить, ни дать отпор бирманцам. Жители Аюттайи, как элита, так и простолюдины, умоляли Утумфона, который был буддийским монахом в храме Ват Праду и которого считали более способным стать королем, оставить монашество, чтобы принять на себя военное командование против вторгшихся бирманцев и спасти королевство. По популярному требованию Утумфон, царь храма, снял свои желтые монашеские одежды. [6] и вернулся в королевский дворец, чтобы возобновить полномочия и командование. Старший брат Утумфона, царь Экка, был вынужден разделить королевскую власть с Утумфоном.
Первым шагом Утумпона было освобождение заговорщиков восстания в декабре 1758 года, в том числе Чаопрайя Афаирача, бывшего главного министра, бывшего Прайя Йоммараджа и других проутумфонских чиновников, которые считались более способными, чем чиновники Эккатата, и которые были заключены в тюрьму за свою деятельность. предыдущая неудачная попытка сместить Эккатата с престола была восстановлена на прежних должностях. Утумфон также провел чистку среди сторонников Эккатата, включая непопулярных зятей Эккатата Пина и Чима. Пин и Чим были заключены в тюрьму, допрошены, подвергнуты пыткам и избиты пятьюдесятью ударами ротанговой палки. Пин умер от травм, но Чим выжил.
Утумфон, приняв на себя военное командование, послал Чаопрайю Калахома Клонгклеба, сиамского военного министра, возглавить сиамские силы численностью 20 000 человек. [9] занять позицию у реки Талан к северо-западу от Аюттхая для защиты от наступающих бирманцев из Супханбури. Король Алаунгпайя в Супханбури послал своего сына, принца Тири Дамаязу из Мьеду (будущего короля Синбюшина ) и своего друга детства Минкхаунга Наврату, чтобы возглавить авангард, чтобы приблизиться к Аюттхае. Бирманский авангард столкнулся с обороняющимися сиамскими войсками у реки Талан, что привело к битве при Талане в марте 1760 года. Несмотря на первоначальную неудачу бирманцев, бирманцы в конечном итоге одержали победу. [15] а сиамские обороняющиеся силы были уничтожены и рассеяны. Чаопрайя Калахом, военный министр, был убит бирманцами при отступлении с поля боя. Сиамские командиры попали в плен к бирманцам [15] а затем выпустили. Бывший Прайя Йоммарадж, который поддерживал Утумпхона, был заключен в тюрьму за попытку восстания против Эккатата, а затем освобожден, был тяжело ранен в битве и вскоре умер.
Поражение Сиама при Талане позволило бирманцам достичь северо-западной окраины и приблизиться к Аюттайе. Сам Алаунгпая занял позицию в Бан Куме. [15] (в современном районе Бангбан ), в километрах к северо-западу от Аюттхая, в то время как Минхаунг Наврата, командир авангарда, подошел к северным стенам Аюттхая. Чаопрайя Афайрача, главный министр Сиама, посоветовал Утумфону и Экке, что им не следует посылать аюттайские войска противостоять бирманцам в открытом поле, а лучше стоять в «грозной» цитадели Аюттхая, ожидая наступления сезона дождей. [15] в результате чего бирманцы будут вынуждены отступить. Утумфон согласился с этой стратегией и принял пассивную защиту от бирманцев. 16 апреля 1760 года бирманцы направили свои пушки к храму Ват На Прамен , чтобы обстрелять Аюттхаю, вызвав большую панику в городе. Чтобы поднять общий боевой дух населения, Утумфон проехал в большой королевской процессии вдоль городских стен, чтобы воодушевить защитников Аюттхаи выстоять.
В тот же день, 16 апреля 1760 года, король Алаунгпая в Бан Куме внезапно заболел. Из-за болезни бирманского короля и маловероятного успеха кампании 17 апреля 1760 года бирманцы отступили. [13] Бирманский король Алаунгпая в конце концов умер на обратном пути в Бирму в мае 1760 года. [10] Таким образом, Аютия была спасена от бирманского завоевания в последний раз, а окончательное падение Аюттайи было отложено на семь лет.
Второй вход в храм
[ редактировать ]После отступления бирманцев Утумфон и его старший брат Эккатхат , два короля Аюттайи, какое-то время, казалось, мирно сосуществовали при королевском дворе. Чтобы уменьшить влияние двух супруг Эккатата, Утумфон приказал своей сводной сестре принцессе Маенгмао, дочери короля Бороммакота со второй супругой, которая была буддийской монахиней, покинуть свой женский монастырь и стать новой супругой Эккатата в 1760 году. Экка сделал принцессу Маенгмао своей главной королевой с титулом Кромма Кхун Вимонпхат.
В один день на исходе восьмого месяца, [9] В 1122 году эры Куласакараджа (конец июня 1760 г.) Утумфон посетил своего брата Эккатата в резиденции Эккатата, тронном зале Сурият Амарин. Утумфон обнаружил, что у Экки на коленях лежит обнаженный меч, что является демонстрацией недовольства и враждебности к Утумфону. Утумфон был разочарован жестом своего брата Эккатата, который косвенно подразумевал, что Утумфон, поскольку бирманская угроза утихла, должен вернуться в свой храм.
Затем Утумфон отказался от своей королевской власти и снова стал буддийским монахом, на этот раз навсегда. Утумфон сел на королевскую баржу и поплыл вверх по течению реки Чаопрайя от Аюттхая до павильона Кмьят . [9] примерно в сорока километрах к северо-западу от Аюттхая, в современном районе Пхотхонг , провинция Анг Тонг , чтобы совершить церемонию посвящения в буддийский монах. Утумфон, тогда снова король храма, вернулся, чтобы поселиться в своем бывшем храме, храме Ват Праду у восточной стены Аюттхая. Большое количество политических союзников Утумфона также выразили свою лояльность Утумфону, последовав за ним в монашество, оставив королевское правительство на усмотрение фракции, поддерживающей Эккату, чтобы она могла вернуться к власти.
Падение Аюттайи
[ редактировать ]Утумфон оставался буддийским монахом в храме Ват Праду недалеко от восточной стены Аюттхая около пяти лет до января 1766 года, когда бирманские вторгшиеся силы снова окружили Аюттхая . Эккатату пришлось уступить все территории за пределами городских стен Аюттхая бирманским осаждающим. Утумфону вместе с другими буддийскими монахами было предложено переехать и остаться в пределах городских стен. Утумфон остановился в храме Ват Ратчапрадит, примыкающем к северной стене Аюттхая. Внутри Аюттхаи Утумфон, будучи буддийским монахом, продолжал свой обычный обход милостыни . Аюттайцы, считавшие Утумфона более способным к лидерству, чем Эккатат, написали послания и положили их в чашу для подаяний Утумфона, призывая Утумфона оставить монашество и взять на себя лидерство и командование, как он это сделал ранее в 1760 году. Однако Утумфон оставался в желтых одеждах, а не в желтых одеждах. повторение того же действия, возможно, чтобы избежать политической конфронтации со своим старшим братом Эккататом.
После четырнадцати месяцев осады 7 апреля 1767 года Аюттхая наконец пала перед бирманцами. Победившие бирманцы без разбора истребили жителей Аюттхая. Королевские дворцы, храмы и другие сооружения были разрушены и сожжены. Утумпхон, царь храма, в возрасте тридцати семи лет, как младший брат Экки, что последний король Аюттайи, умерший во время падения Аюттайи, был схвачен бирманцами и депортирован в Верхнюю Бирму. [6] вместе с другими членами династии Аюттхаян Бан Плу Луанг, включая сводных сестер Утумфона принцессу Монгкут и принцессу Кунтон, супругов, сыновей и дочерей Эккатата, [15] принцы и принцессы династии и около 30 000 жителей Аюттхая.
Ссылка в Бирме
[ редактировать ]Примерно через два месяца после падения Аюттхая, 6 июня 1767 года (9-е наступление Найона 1129 года ME), [15] Немио Тихапате, верховный бирманский командующий, покинул Аюттайю со своей великой свитой юттхайских пленников. Утумфон и другие члены королевской семьи Аюттхая последовали за Немио Тихапате по северному сухопутному маршруту в Утайтани , где они повернули на запад, пройдя через лесной перевал в современном заповеднике дикой природы Тхунг Яй Наресуан через Умпханг , чтобы достичь Мартабана . Из Мартабана окружение каким-то образом добралось до реки Иравади , возможно, через Пегу и Рангун . Утумфон был частью бирманского победного шествия, плывя вверх по течению Иравади через Проме, чтобы в конечном итоге достичь бирманской столицы Авы . Немио Тихапате достиг Авы и вернулся в Аву в августе 1767 года. [15] и Утумфон должен прибыть вскоре после этого.
Утумпхон был переселен недалеко от Авы вместе с другими бывшими дворянами Аюттхая, насчитывающими более 2000 принцев и принцесс и их окружения, а также более 800 королев, носивших титулы. [5] : 357 [6] В Аве история, правительство и церемонии двора Аюттиана были задокументированы в хронике на бирманском языке , называемой « Хроники Йодая» . [6] Позже « Хроники Йодая» были переведены обратно на тайский язык под названием «Аюттхаянские показания» , или «Свидетельство короля, вошедшего в ват», хотя нет никаких доказательств того, что Утумфон внес свой вклад в показания. [6]
Утумфон, будучи буддийским монахом, оставался в Аве около пятнадцати лет до 1783 года, когда новый бирманский король Бодавпая перенес королевскую столицу Бирмы в Амарапуру . Утумфон и его последователи Йодаян переехали в новую бирманскую королевскую резиденцию Амарапура, поселившись в деревне Явахенг или Рахаенг. [6] Утумфон провел еще тринадцать лет в Амарапуре до своей смерти в 1796 году. [6] примерно в возрасте шестидесяти шести лет. После своей смерти Утумфон был похоронен в чеди на кладбище Линзин-Хилл на берегу озера Таунгтаман в Мандалай региона поселке Амарапура , примерно в 500 метрах (1600 футов) к северо-западу от моста У-Бейн . [17]
Наследие
[ редактировать ]29 июня 2013 года власти Бирмы и Таиланда объявили, что место мемориальной гробницы Утумфона будет отремонтировано и превращено в исторический парк. [18] С февраля 2013 года совместная бирманско-тайская группа археологов обнаружила кости и фрагменты монашеских одежд в позолоченной стеклянной мозаичной чаше для подаяний, содержащей кости и одежды. [18] Ожидается, что тайская реставраторская группа потратит на этот проект 3,23 миллиона долларов США . [18] В конце 2013 года археологи обнаружили кирпичное строение, предположительно принадлежавшее монастырю, на котором когда-то хранились каменные надписи. [19] Команда разработала план создания мемориальной территории площадью 3,95 акра (1,60 га) и добивается разрешения местных властей на создание там центра культурного наследия, включая восстановление комплекса королевского кладбища, стоимостью не менее 39 миллионов бат ( 1,23 миллиона долларов США ). [20]
Родословная
[ редактировать ]Предки Утумпона |
---|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Считается, что на портрете изображен либо Утумфон, либо Эккатат.
- ^ Вуд, ВОЙНА (1924). История Сиама . Т. Фишер Анвин. стр. 241–242.
- ^ «Король Утумпорн с жителями Айодхьи в Бирме» . Youtube (на тайском языке) . Получено 29 марта 2022 г. .
1:14:01.
- ^ Jump up to: а б Пиярат 2002 .
- ^ «Король Утумпорн с жителями Айодхьи в Бирме» . Youtube (на тайском языке) . Получено 29 марта 2022 г. .
1:14:06.
- ^ Jump up to: а б Раджанубхаб, Д., 2001, Наши войны с бирманцами, Бангкок: White Lotus Co. Ltd., ISBN 9747534584
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Артаюкти, Ворафат; Ван Рой, Эдвард (2012). «Наследие через границы: погребальный памятник королю Утумфону» (PDF) . Журнал Сиамского общества .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Руангсилп, Бхаван (2007). Купцы Голландской Ост-Индской компании при дворе Аюттхая: голландские представления о Тайском королевстве, C.1604-1765 . Брилл.
- ^ Jump up to: а б «ВАТ ДЖАО ФА ДОК ДУА» . История Аюттайи .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Королевские хроники Сомдета Пхра Фоннарата, Ват Пхра Четуфон. Проверьте оплату по письменному документу (на тайском языке, 2015 г.).
- ^ Jump up to: а б Харви, GE (1983). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 г. Начало английского завоевания . Тейлор и Фрэнсис (опубликовано в 2019 г.).
- ^ «ВАТ КУДИ ДАО» . История Аюттайи .
- ^ Jump up to: а б с д «ВАТ ПРАДУ СОНГТХАМ» . История Аюттайи .
- ^ Jump up to: а б с Тан Тун (1985). Королевские ордена Бирмы, 1598–1885 гг. н.э.; Часть третья, 1751–1781 гг . н.э. Киото: Центр исследований Юго-Восточной Азии Киотского университета.
- ^ Тан Мьинт-У (2011). Река потерянных шагов . Фабер и Фабер.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фрайсон Саларак (Тьен Субинду), Луанг (1916). Половой акт между Бирмой и Сиамом, зафиксированный в Хманнане Язавиндауги . Бангкок.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Артаюкти, Ворафат; Ван Рой, Эдвард (13 сентября 2012 г.). «Наследие через границы: погребальный памятник королю Утумфону» (PDF) . Сиамское общество .
- ^ Чем Хтике Оо 2012 .
- ^ Jump up to: а б с Пхё Вай Кьяу 2013 .
- ^ Пхё Вай Чжо и Хлаинг Чжо Со, 2013 .
- ^ Фатаранавик 2013 .
Ссылки
[ редактировать ]- Фатаранавик, Фатаравади (29 июля 2013 г.). «Спасение пропавшего короля» . Нация . Проверено 22 ноября 2013 г.
- Пхё Вай Чжо (7 июля 2013 г.). «Могила тайского короля станет историческим парком» . Мьянма Таймс . Проверено 22 ноября 2013 г.
- Пхё Вай Кьяу; Хлаинг Чжо Со (10 ноября 2013 г.). «Раскопки гробницы привели к новому открытию» . Мьянма Таймс . Проверено 22 ноября 2013 г.
- Пиярат (2002). «Имена королей периода Аюттхая [Монархи Аюттхая]» . Королевский институт языке). Архивировано (на тайском 3 декабря 2013 года . Проверено 22 ноября 2013 года .
- Тан Хтике Оо (12 октября 2012 г.). «Тайцы исследуют гробницу короля в Мандалае» . Иравади . Проверено 12 октября 2012 г.