Кьянситта
Кьянситта Остальные солдаты | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король Бирмы | |||||
Царствование | 21 апреля 1084 г. - 1112/13 г. | ||||
Предшественник | Пила Лу | ||||
Преемник | Он не человек | ||||
Рожденный | 21 июля 1030 г. Вторник, 5-е убывающее число Вагаунга 392 ME. Пайеймма, Сагайн | ||||
Умер | 1112/13 (82-83 года) 474 МЕ Языческий | ||||
Супруга | И обезьяны Не принимайте близко к сердцу Хин Тан в Манисе | ||||
Проблема | Шве Эйнти Язакумар | ||||
| |||||
Дом | Языческий | ||||
Отец | Анаврахта | ||||
Мать | Пьинса Калаяни | ||||
Религия | Тхеравада Буддизм |
Кьянситта ( бирманский : оставшийся солдат , произносится [tɕàɰ̃sɪʔθá] ; также пишется Кьянзитта или Хти-Хлаинг Мин ; [1] 21 июля 1030 — 1112/13) — король языческой династии Бирмы . (Мьянмы) с 1084 по 1112/13, считается одним из величайших бирманских монархов Он продолжил социальные, экономические и культурные реформы, начатые его отцом, королем Анаврахтой . Пэган стал всемирно признанной державой за время своего 28-летнего правления. Бирманский язык и культура продолжали укреплять свои позиции.
В молодости Кьянситта был популярным и успешным генералом, который руководил крупными военными кампаниями Анаврахты, которые основали Языческую Империю. Он был дважды сослан в 1070-х и 1080-х годах за роман с королевой Манисандой . Кьянситта взошел на языческий трон в 1084 году после подавления крупного восстания мон, в результате которого погиб король Со Лу . [2]
Его правление было в основном мирным. Большой поклонник культуры Мон, он проводил примирительную политику по отношению к Монам юга и продолжал покровительствовать языку и культуре Мон при своем дворе. Именно в его правление синтез бирманских , монских, пью и буддийских практик в бирманскую культурную традицию начал достигать уровня зрелости. Бирманское письмо стало использоваться наряду с Пью , Мон и Пали . Мирный язычник разбогател благодаря сельскому хозяйству и торговле, и началось масштабное строительство храмов. Анаврахты Кьянситта завершил строительство пагоды Швезигон и построил свое главное достижение — храм Ананды . Паган стал крупным центром буддийского обучения. Буддизм Тхеравады продолжал набирать силу, хотя многие практики Ари , Махаяны и Брахмана продолжали распространяться. Язычество стало крупной державой наряду с Кхмерской империей в Юго-Восточной Азии , признанной суверенным королевством китайской династией Сун и индийской династией Чола .
Кьянситта — один из самых известных монархов в истории Бирмы . Истории его жизни и подвигов до сих пор пересказываются в бирманской литературе , театре и кино .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Большая часть ранней жизни Кьянситты, как и большая часть ранней языческой истории, окутана легендами. Многие из историй, приведенных в бирманских хрониках, приписываемых Кьянситте, представляют собой легенды с сильным оттенком литературного изящества.
Отцовство
[ редактировать ]Согласно хроникам, Кьянситта родился у принцессы Пьинсы Калаяни Ветхали и Анаврахты , тогда старшего принца при дворе короля Соккате . Он вырос вдали от двора Анаврахты после того, как Анаврахта изгнал свою мать, которая была беременна им, в сельскую местность, потому что Анаврахту заставили поверить, что она не принадлежала к королевской крови. В хрониках также предполагается, что настоящим отцом Кьянситты мог быть не Анаврахта, а Язатаман, языческий чиновник, который охранял Пьинсу Калаяни во время ее путешествия в Пэган. [3] Тем не менее, хроники признают, что он был законным сыном Анаврахты согласно обычному праву Бирмы, согласно которому ребенок, рожденный в браке, считается рожденным мужем. [4] Во всяком случае, каменная надпись в пагоде Хледаук в Таунгбёне гласит, что она была подарена Кьянситтхой, сыном Анаврахты. [5]
Дата рождения
[ редактировать ]Летописи не сходятся во мнениях относительно дат его жизни и правления. В таблице ниже перечислены даты, указанные в четырех основных летописях. [6]
Хроники | Рождение–Смерть | Возраст | Царствование | Продолжительность правления |
---|---|---|---|---|
Затадавбон Язавин | 1030–1111 | 80 | 1084–1111 | 27 |
Маха Язавин | 1004–1088 | 84 | 1063 [примечание 1] –1088 | 25 |
Язавин Тит | 1032–1093 | 61 | 1064–1093 | 29 |
Хманнан Язавин | 1021–1092 | 71 | 1064–1092 | 28 |
Более того, согласно Зате , считающейся наиболее точной летописью дат самых известных языческих царей и авских царей, [7] Кьянситта родился 21 июля 1030 года и был примерно на 19 лет старше Со Лу . Маха Язавин говорит, что Кьянситта был примерно на четыре года старше, но в двух более поздних хрониках Язавин Тит и Хманнан говорится, что Кьянситта был примерно на год моложе Лу. Если Хманнан прав относительно возраста Кьянситты на момент смерти, Кьянситта родился в 1041 году. [примечание 2]
Непоследовательные летописные повествования
[ редактировать ]Кроме того, летописные повествования наполнены множеством нестыковок. Хроники утверждают, что Анаврахта уже был царем, когда был послан Пьинса Калаяни. Но Анаврахта стал королем только в 1044 году. Кьянситта родился по крайней мере с 1030 года. Более того, маловероятно, чтобы правитель Ветхали отправил бы свою дочь Анаврахте, который до 1044 года был принцем, а не самому Соккате, королю. В хрониках также утверждается, что царь Анаврахта пытался убить всех младенцев в год рождения Кьянситты, потому что его астрологи предсказали, что новорожденный станет королем. Опять же, Анаврахта не был царем.
Значение имени Кьянситта.
[ редактировать ]Имя при рождении Кьянситты затеряно в истории. Согласно надписям пагоды Швезигон, посвященным самому Кьянситте, имя Кьянситта - это титул, данный Анаврахтой. Король дал ему титул Кьянситта, что означает «оставшийся/последний выживший солдат» из-за его умения выживать на поле битвы. [8] Но, по мнению историка Джорджа Коедеса , это искажение палийского слова kalan cacsa , что означает «солдат-чиновник». [9]
Военная карьера (1057–1070-е гг.)
[ редактировать ]Кьянситта рос в относительной безвестности, пока Анаврахта не вспомнил о своем сыне позже (вероятно, когда он был подростком). При дворе Анаврахты он был второстепенным принцем под тенью своего старшего сводного брата Со Лу и служил королевским кадетом в языческой армии. Анаврахта вскоре осознал способности своего сына. Согласно традиции, в начале 1057 года король сделал своего сына-подростка одним из четырех ведущих командиров во время вторжения в королевство Татон . (Назначение Анаврахтой Кьянситты командующим в столь раннем возрасте указывает на то, что Анаврахта считал Кьянситту своим отпрыском. В эпоху бирманской империи только членам королевской семьи разрешалось занимать руководящие должности в армии в раннем возрасте. Простолюдинам, которым приходилось зарабатывать эта привилегия за годы службы никогда не была такой молодой.) Войска Пэгана захватили Татон после трехмесячной осады в мае 1057 года. Кьянситта прославился как один из четырех паладинов . [10] [11]
Более поздние исследования историка Майкла Аунг-Твина признают завоевание Анаврахтой Нижней Бирмы, но утверждают, что хроническое повествование о завоевании Татона является постязыческой легендой. [12]
Анаврахта основал Языческую империю (также известную как Первая Бирманская империя), расширяющую свою власть во всех направлениях: северный Аракан на западе, Шанские холмы на севере и востоке и Тенассерим на юге. Кьянситта принимал участие во всех экспедициях Анаврахты, включая экспедицию в королевство Наньчжао , а в некоторых случаях (например, кампания Тенассерима против Кхмерской империи ) возглавлял их. Вскоре после завоевания Татона Кьянситта вместе с тремя другими своими «паладинами» был отправлен взять под свой контроль Тенассерим. Четыре паладина разгромили кхмерскую армию, и с тех пор Тенассерим стал частью Языческой Империи. [11]
В начале 1070-х годов Кьянситта был призван на службу для защиты Пегу (Баго) от набегов со стороны Чиангмая . Языческая армия легко прогнала налетчиков. Правитель Пегу, которому Анаврахта позволил остаться наместником за его сотрудничество в завоевании Татона в 1057 году, послал свою маленькую дочь, леди Кхин У , драгоценности и реликвии для волос в качестве подарков Анаврахте. По пути в Пэган Кхин У несли в занавешенных носилках, а Кьянситта ехала рядом с ней. Во время долгого путешествия они так сильно влюбились друг в друга, что об этом пришлось сообщить Анаврахте. Это был конец карьеры Кьянситты. Он был отправлен в ссылку королем. [13]
- Бирманские хроники сообщают о его изгнании с оттенком литературного расцвета. Кьянситту привели связанного, и Анаврахта какое-то время насмехался над ним, пока в нарастающем гневе он не метнул свое волшебное копье Ареиндаму. Но час Кьянситты еще не пришел. Копье промахнулось, задев его кожу и разорвав веревки, связывавшие его. Он подобрал знаменитое копье и убежал, чтобы никогда не вернуться. Его полет над холмами и долинами до сих пор остается любимой темой бирманского театра. [13]
Годы ссылки (1070–1082 гг.)
[ редактировать ]Кьянситта бежал на запад и одно время зарабатывал на жизнь уходом за лошадьми. В конце концов он поселился в Каунгбю (вероятно, в районе Сагаинг ) и женился на Танбуле , племяннице главного настоятеля местного монастыря. Ему было около 30 лет. Он жил там до конца правления Анаврахты до 1077 года.
В апреле 1077 года Анаврахта умер, и престол наследовал его сын Лу. Лу, который всегда рассматривал Кьянситту как соперника, неохотно отозвал Кьянситту Пэгану по настоянию Шина Арахана , примаса Пэгана, чтобы тот помог управлять королевством. Кьянситта оставил беременную Танбулу в Каунгбю. В Пагане он вскоре возобновил свой роман с Кхин У (теперь с титулом Манисанды), которая теперь была королевой Лу. Кьянситту снова тут же сослали, на этот раз гораздо дальше, в Далу (современный Янгон). [14]
Восстание Пегу (1082–1084)
[ редактировать ]В 1082 году Со Лу столкнулся с серьезным восстанием своего друга детства Яманкана , которого он назначил губернатором Пегу. Король отозвал Кьянситту, чтобы подавить восстание. В битве при Магве Лу был взят в плен в ноябре 1082 года (Натдо 444 года ME). [15] Министры предложили Кьянситте корону. Но он отказался. Вместо этого он лично попытался спасти Лу, ворвавшись ночью во вражеский лагерь. Сидя на плечах Кьянситты и направляясь в безопасное место, Лу думал, что Кьянситта похищает его, чтобы убить. В конце концов, он никогда не обращался с Кьянситтой хорошо и не мог поверить, что Кьянситта рискнет своей жизнью, чтобы спасти кого-то, кто плохо с ним обращался. Яманкан, с другой стороны, был его другом детства и сыном кормилицы.
- Лу крикнул: «Кьянситта крадет меня!»
- Кьянситта, воскликнув: «Тогда умри, дурак, умри смертью собаки от рук этих подонков», бросил его на землю и побежал, спасая свою жизнь. Он переплыл Иравади и в конце концов вернулся в безопасное место.
Яманкан немедленно казнил Лу и двинулся в Пэган. Не имея возможности блокировать укрепленные стены Пагана, его армия двинулась на север, к современной Аве (Инве).
Кьянситта отправился в регион Кьяуксе, житницу Пэгана, чтобы собрать армию. Он получил верность от вождя Хтихлаинга, который помогал ему воспитывать людей. Со своей армией Кьянситта изгнал Яманкана. Армия Яманкана бежала на юг, а Яманкан бежал на барже, полной золота и драгоценных камней, которые он награбил по Иравади. Кьянситта и его армия преследовали отступающие силы пегуанцев. На полпути к стране Пегу передовые силы Кьянситты догнали Яманкана возле Мьингьяна . Яманкан, слепой на один глаз, был убит стрелой, пронзившей оставшийся здоровый глаз. [16]
Согласно хронике Затадавбон Язавин , Кьянситта и Яманкан сразились в битве ок. Апрель 1083 г. (Касон 445 г. н. э.). [примечание 3] Эта битва, возможно, не будет последней битвой, в которой был убит Яманкан, поскольку Затадавон говорит, что Со Лу умер в 1084 году после семи лет правления. Однако в других хрониках ( Хманнан и Язавин Тит ) говорится, что он правил всего пять лет, после чего последовало междуцарствие, которое длилось до 1084 года, подразумевая, что Со Лу умер в конце 1082 или начале 1083 года. [6] Во всяком случае, согласно надписи Мьязеди , Кьянситта пришел к власти в 1084 году .
Присоединение
[ редактировать ]В Пагане Кьянситта однажды был провозглашен королем 21 апреля 1084 года. [17] Церемония коронации могла состояться два года спустя, в 1086 году. [18] Он взошел на трон с титулом Шри Трибхуванадитья Дхаммараджа . [19] Значение названия — «Счастливый буддийский король, Солнце трёх миров». [20] К нему присоединились три его королевы:
- Апейадана , его первая жена, от которой у него родилась дочь Шве Эйнси.
- Кхин Тан , дочь вождя Хтихлаинга
- Манисанда , женщина Кхин У, из-за которой он дважды терпел изгнание.
Его жены из его первого изгнания Танбулы не было. Позже она придет навестить его с их сыном Язакумаром .
Царствование
[ редактировать ]Правление языческой империи
[ редактировать ]Кьянситта укрепил основы языческой империи, которую построил Анаврахта. Хотя он и подавил восстание Монов, он проводил примирительную политику по отношению к Монам. Проведя семь лет в стране Мон в изгнании, король питал искреннее уважение к культуре Мон и держал ученых Мон при своем дворе. Язык большинства его эпиграфов — мон (вероятно, потому, что бирманское письмо все еще набирало силу). Язык мон широко использовался среди правящей элиты, а язык пью также продолжал оставаться культурной силой. [21]
Его политика оказалась эффективной. До конца его правления восстаний на юге больше не было. В остальном тоже было в основном мирно. (Он действительно отправил экспедицию в северный Аракан, потому что подчиненное королевство на западе подверглось нападению со стороны лорда южного Аракана. Его войска отразили нападение, но не смогли поймать лорда.) [22]
Сила Пэгана не осталась незамеченной. Кхмерская империя, другая держава Юго-Восточной Азии, прекратила набеги на южные языческие территории. Когда в 1106 году Пэган отправил посольство ко двору китайской династии Сун , китайцы встретили бирманских послов с соблюдением всех обрядов, присущих только суверенным королевствам. [22]
Постепенный рост бирманского языка
[ редактировать ]Использование бирманского языка продолжало набирать силу среди населения, хотя оно все еще уступало более устоявшимся языкам пью и мон. ( Пали уже заменил санскрит в качестве богослужебного языка с 1057 года.) Самым ранним свидетельством более устоявшегося бирманского письма была надпись Мязеди , посвященная ему в 1112 году, когда король находился на смертном одре. Использование Пью начало сокращаться. [23]
Первое в истории упоминание слова «Мьянма» (литературное название бирманцев ( бамар)) появилось в эпиграфе его нового дворца, построенного в период с декабря 1101 по апрель 1102 года.
Религиозные дела
[ редактировать ]Кьянситта под руководством Шина Арахана продолжил политику Анаврахты по реформированию языческого буддизма, который представлял собой смесь буддизма Ари , буддизма Махаяны , буддизма Тхеравады и индуизма . Он предоставил убежище буддистам, бежавшим из Индии (которая только что перешла под власть мусульман). Король в течение трех месяцев развлекал восемь ученых индийских монахов, слушая их истории. Очарованный описанием великого пещерного храма Ананты на холмах Удаягири в Ориссе , король заказал храму Ананды . подражание [22] Он также завершил строительство пагоды Швезигон , начало которой положил Анаврахта.
Тем не менее, историки утверждают, что даже реформированная религия Шин Арахана, Анаврахты, Кьянситты и других языческих королей все еще находилась под сильным влиянием индуизма по сравнению с более поздними, более ортодоксальными (18 и 19 века) стандартами. [24] Действительно, с одобрения примаса Шина Арахана Кьянситта считал, что Вишну был его покровителем. [23]
Преемственность
[ редактировать ]Кьянситта назначил своего внука Ситху (позже Алаунгситху) наследником, потому что думал, что у него нет сына. Оказалось, что он забыл беременную жену, которую оставил в Каунгбю, когда впервые вернулся в Пэган в 1078 году. Танбула родила мальчика и не сразу узнала о восхождении Кьянситты на престол. Когда она наконец пришла к Пагану, чтобы встретиться с Кьянситтой с их сыном, король не захотел отступить от своего слова. Вместо этого он назначил мальчика титульным правителем Аракана с титулом Язакумар (пали: Раджакумар, букв. Сын короля). Алаунгситу сменил его.
Смерть
[ редактировать ]Кьянситта умер либо в 1112, либо в 1113 году после продолжительной болезни. [примечание 4] Ему было то ли 82, то ли 83.
Наследие
[ редактировать ]Кьянситта считается одним из величайших бирманских монархов, спасших зарождающуюся Языческую империю и сделавших ее сильнее. Продолжение его социальной, экономической и религиозной политики Анаврахты превратило королевство в крупную региональную державу. Его правление обычно понимают как время, когда ассимиляция различных культурных традиций (мон, пью и бирманская) начала сливаться в общую бирманскую культурную традицию, которая стала доминировать в долине Иравади. [21]
В популярной культуре
[ редактировать ]Кьянситту помнят как романтического короля-воина. Он был популярен на протяжении всего своего правления и после него. Истории его жизни и подвигов до сих пор пересказываются в бирманской литературе , театре и кино .
- В Mobile Legends: Bang Bang , MOBA от Moonton , персонаж Минситтар основан на Кьянситте. [25]
Памятники
[ редактировать ]- Команда Кьянситта — одна из четырех студенческих команд, в которые объединены все учащиеся каждой начальной и средней школы Бирмы. Остальные три команды названы в честь величайших бирманских героев: Байиннаунг , Алаунгпая и Бандула .
- UMS Kyan Sittha — ВМС Мьянмы. фрегат
Примечания
[ редактировать ]- ^ (Маха Язавин, том 1, 184–185): Со Лу умер в 423 году нашей эры (1061–1062 годы нашей эры), и за его смертью последовало двухлетнее междуцарствие. Кьянситта унаследовал трон только в 425 г. н. э. (1063–1064 гг. Н. Э.).
- ^ (Hmannan Vol. 1 2003: 286) говорит, что он пришел к власти в возрасте 43 лет (на 44-м году жизни). Поскольку Кьянситта пришел к власти в 446 г. н.э. (1084/1085 г. н.э.), согласно надписи Мязеди и Зата , это означает, что он родился в 403 г. н.э. (1041/1042 г. н.э.).
- ^ (Зата 1960: 84): Битва произошла в Касоне 445 ME (с 21 марта 1083 г. по 19 апреля 1083 г.). Но поскольку день нового года 445 года ME пришелся на 26 марта 1083 года (6-е прибывание Кейсона 445), Касон 445 начался только 6-го прибывания Кейсона. Таким образом, битва произошла с 26 марта по 19 апреля 1083 года.
- ↑ Хотя Затадавбон Язавин говорит, что он умер в 473 году нашей эры (с марта 1111 по март 1112 года нашей эры), надпись Мязеди, написанная в 474 году нашей эры (с марта 1112 по март 1113 года), подтверждает, что король был на смертном одре, но все еще был жив во время надпись. (Хтин Аунг 1970: 41): Согласно Гордону Люсу , в «менее достоверной надписи Ранней Авы» говорится, что преемник Кьянситты Ситу I находился на троне 37 лет в 1151 году н.э., то есть Ситу I пришел к власти в 1114 году нашей эры. Люси берет середину 1112 и 1114 годов, указывает год смерти как 1113. Хтин Аунг крайне скептически относится к этой оценке, поскольку Люси придала значение несовременной надписи, которая, по собственному признанию Люси, «менее надежна» [Люси кавычки].
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Капитан в отставке Хла Шве (2012 г.). Общие знания и примечания . Янгон, Бирма: Книжный дом «Золотая семья». п. 68.
- ^ Коэдес 1968: 155–157.
- ^ Харви 1925: 23–24.
- ^ Хтин Аунг 1970: 32
- ^ Хманнан Том. 1 2003: xxvii–xxviii, в предисловии Сань Туна 1963 года.
- ^ Jump up to: а б Маха Язавин Том. 1 2006: 348
- ^ Аунг-Твин 2005: 121–123.
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 233
- ^ Кодес 1966: 114.
- ^ Харви 1925: 27.
- ^ Jump up to: а б Хтин Аунг 1967: 33
- ^ Аунг-Твин 2005: 104–118.
- ^ Jump up to: а б Харви 1925: 31–32.
- ^ Харви 1925: 34.
- ^ (Зата 1960: 83): 9-й месяц (Натдав) 444 года ME = с 23 октября 1082 г. по 20 ноября 1082 г.
- ^ Харви 1925: 37.
- ^ (Язавин Тит Том 1 2012: 111, сноска 2): Полнолуние 446 г. ME = 21 АПРЕЛЯ 1084 г.
- ^ Тан Тун 1964:
- ^ Тау, Благден 1911: 216.
- ^ Хтин Аунг 1967: 44
- ^ Jump up to: а б Тарлинг 1999: 166.
- ^ Jump up to: а б с Харви 1925: 38–44.
- ^ Jump up to: а б Хтин Аунг 1967: 41
- ^ Либерман 2003: 115–116.
- ^ «Минситтар, герой-боец Mobile Legends, сокрушающий противников» . Восточная трибуна (на индонезийском языке). 20 ноября 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кодес, Джордж (1966). Становление Юго-Восточной Азии . Издательство Калифорнийского университета.
- Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Хтин Аунг, Маунг (1970). История Бирмы до 1287 года: защита хроник . Оксфорд: Общество Ашоки.
- Кала, У (1724 г.). Маха Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7 .
- Маха Ситу (1798 г.). Мьинт Све; Чжо Вин; Тейн Хлаинг (ред.). Язавин Тит (на бирманском языке). Том. 1–3 (2012, 2-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Королевские историки Бирмы (ок. 1680 г.). У Хла Тин (Хла Тхамейн) (ред.). Затадавбон Язавин (изд. 1960 г.). Управление исторических исследований Бирманского Союза.
- Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Тарлинг, Николас (1999). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: от ранних времен до ок. 1500 . ISBN 9780521663694 .
- Тау, Сейн Ко; Благден, Колорадо (1911). «Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии: 209–216. JSTOR 25189843 .
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.