Затадавбон Язавин
![]() | |
Автор | Придворные историки |
---|---|
Оригинальное название | История гороскопа |
Язык | бирманский |
Ряд | Бирманские хроники |
Жанр | Хроника , История |
Дата публикации | 13-19 веков |
Затадавбон Язавин ( бирманский язык : история гороскопов , произносится [zàdàdɔ̀bòʊɰ̃ jàzəwɪ̀ɰ̃] ; также пишется Зататавпон ; горит. « Хроника королевских гороскопов » ) — самая ранняя из дошедших до нас хроник Бирмы . Летопись в основном охватывает даты царствования королей, а также гороскопы избранных королей от языческого периода до периода Конбаунг . Что касается лет правления, хроника считается «наиболее точной из всех бирманских хроник, особенно в отношении самых известных языческих королей и королей Авы, даты многих из которых подтверждены эпиграфикой». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Летопись постоянно обновлялась и передавалась придворными историками из поколения в поколение. [ 2 ] Учитывая письменно подтвержденные даты правления языческих царей XI века, ведение списка дат царствования, вероятно, началось по крайней мере с XI века, если не раньше. Самые ранние части хроники, по-видимому, были написаны где-то в конце 13 или начале 14 века. Первоначальный автор неизвестен, но, судя по внутреннему тексту, он был современником Шин Дита Памаука , дипломата и монаха, который возглавлял языческую делегацию при монгольском дворе в 1286–1287 годах. Более того, внутренние данные указывают на то, что первоначальный автор впервые написал хронику в поздний языческий период, период Мьинсаинг или Пинья (конец 13 - начало 14 веков). [ 3 ] Первоначальный автор, очевидно, имел доступ к более ранним записям, ныне утерянным для истории, которые он обозначил как язавин мхат-чет акьин («резюме и примечания хроник»). [ 4 ]
Однако в последующие столетия на первоначальную, простую хронику списков царей стала наслаиваться (и заполняться) религиозная история (и мифология). Во время правления короля Минье Кьяутина (1673–1698 гг.) появилась большая часть нынешней формы хроник. [ 5 ] хотя более поздние историки продолжали обновлять даты правления следующих королей вплоть до последнего бирманского монарха Тибау . [ 4 ]
Организация
[ редактировать ]Затадавбон - лишь одна из двух сохранившихся бирманских хроник (наряду с Язавин Тхит ), организованных по династиям и периодам, тогда как все остальные были организованы строго в соответствии с линейным порядком королей. [ 6 ] Его критерием «периодизации» является взлет и падение династий, а критерием их обозначения — столица. Таким образом, династии Тагаунг, Шри Кшетра, Паган, Пинья, Сагаинг и Ава названы в честь столиц династий. [ 7 ]
Летопись состоит из пяти общих разделов. [ 4 ]
- Начало мировой системы согласно буддийской мифологии , ее эпоха и многочисленные устроения Будды.
- От первого короля мира Маха Самматы , принца Сиддхаттхи , который стал историческим Буддой , до правления короля Ашоки прямо перед началом бирманской истории. Также включена история королей Шри-Ланки. Первые два раздела взяты из стандартных буддийских текстов Тхеравады, таких как Махавамса , Дипавамса и Буддхавамса .
- Легендарное и историческое происхождение Бирмы (Мьянмы), начиная с Королевства Тагаунг , и списки царств последующих династий. В царственный список вошли все короли королевств Шри Кшетра , Паган , Мьинсаинг , Пинья , Сагаинг , Ава , а также династия Таунгу , закончившаяся королем Наравара в 1671 году.
- В этом разделе представлены гороскопы, а также диаграммы и цифры, 36 избранных королей королевств Язычество, Сагаинг и Ава. Некоторые из королей в списке из 36 — второстепенные/менее известные короли, такие как Соккате . Позже историки Конбаунга добавили к первоначальному списку из 36 гороскопы королей Конбаунгов, вплоть до последнего бирманского монарха Тибау. В раздел также включены астрологические расчеты основания крупных городов, дворцов, образцовых храмов и важных событий, таких как первый раз Монголы отправили посольство в Паган (Баган).
- В пятом разделе представлены различные статистические диаграммы и данные, такие как «великие буддийские города Джамбудипа», «16 великих стран», «19 великих столиц». Он также включает список городов Бирмы (вероятно, в Королевстве Ава (1364–1555 гг.)), которые были обязаны снабжать воинов и кавалеристов, списки губернаторов крупных городов, уровни налогообложения различных регионов и т. д.
Значение
[ редактировать ]Что касается лет правления, хроника считается «наиболее точной из всех бирманских хроник, особенно в отношении самых известных языческих королей и королей Авы, даты многих из которых подтверждены эпиграфикой». [ 4 ] Это можно увидеть в следующем сравнении дат царствования ранних языческих царей (из Пьинбья , укрепителя Пагана, согласно хроникам), как сообщается в трех летописях. [ 8 ] (Обратите внимание, что, хотя Зата была доступна более поздним летописцам, в том числе хронистам двух стандартных хроник, Маха Язавина (1724 г.) и Хманнана Язавина (1832 г.), более поздние летописцы не следовали датам Заты . Даты Маха Язавина отклоняются по крайней мере на несколько В течение десятилетия, по большей части, и Хманнан также не был таковым до конца правления Ситу I (1167 г.), когда летописцы Хманнана попытались синхронизировать его с написанной , надписью Заты в 1112 году и вновь открытой в 1887 году. подтвердил точность Заты и опровергнул даты, указанные в Маха Язавине и Хманнане, для царей Анаврахты и Кьянситты .)
Имя | Царствование по Затадавбону Язавину | Царствование по Маха Язавину | Царствование по Язавину Титу | Царствование Хманнана Язавина | Царствование за стипендию |
---|---|---|---|---|---|
Пьинбья | 846/47–876/77 | 846/47–858/59 | 846/47–878/79 | 846/47–878/79 | |
Таннет | 876/77–904/05 | 858/59–876/77 | 878/79–906/07 | 878/79–906/07 | |
Продажа Нгахкве | 904/05–934/35 | 876/77–901/02 | 906/07–915/16 | 906/07–915/16 | |
Тейнко | 934/35–956/57 | 901/02–917/18 | 915/16–931/32 | 915/16–931/32 | |
Ресторан Курица | 956/57–1001/02 | 917/18–950/51 | 931/32–964/65 | 931/32–964/65 | |
Кунсо Кьяунгпю | 1001/02–1021/22 | 950/51–971/72 | 964/65–986/87 | 964/65–986/87 | |
Глаз | 1021/22–1038/39 | 971/72–977/78 | 986/87–992/93 | 986/87–992/93 | |
Соккате | 1038/39–1044/45 | 977/78–1002/03 | 992/93–1017/18 | 992/93–1017/18 | |
Анаврахта | 1044–1077 | 1002–1035 | 1017–1059 | 1017–1059 | 1044–1077 |
Пила Лу | 1077–1084 | 1035–1061 | 1059–1064 | 1059–1064 | 1077–1084 |
Кьянситта | 1084–1111 | 1063–1088 [ примечание 1 ] | 1064–1093 | 1064–1092 | 1084–1112/1113 |
Ситу I | 1111–1167 | 1088–1158 | 1093–1168 | 1092–1167 | 1112/1113–1167 |
Нарату | 1167–1170 | 1158–1161 | 1168–1171 | 1167–1171 | 1167–1170 |
Наратейнха | 1170–1173 | 1161–1164 | 1171–1174 | 1171–1174 | 1170–1174 |
Ситу II | 1173–1210 | 1164–1197 | 1174–1211 | 1174–1211 | 1174–1211 |
Хтиломинло | 1210–1234 | 1197–1219 | 1211–1234 | 1211–1234 | 1211–1235 |
Кьясва | 1234–1249 | 1219–1234 | 1234–1250 | 1234–1250 | 1235–1249 |
Лечь | 1249–1254 | 1234–1240 | 1250–1255 | 1250–1255 | 1249–1256 |
Наратихапате | 1254–1287 | 1240–1284 | 1255–1286 | 1255–1286 | 1256–1287 |
Красивый Вассал монголов (1297 г.) |
1287–1300 | 1286–1300 [ примечание 2 ] | 1286–1298 | 1286–1298 | 1289–1297 |
Пила Хнит Вассал Мингсаинга/Пиньи |
1300–1331 | 1300–1322 | 1298–1330 | 1298–1325 | ? |
Узана II Вассал Пиньи и Авы |
1331–1368 | 1322–1365 | 1330–1368 | 1325–1368 | ? |
Примечания
[ редактировать ]- ^ (Маха Язавин, том 1, 184–185): Со Лу умер в 423 году нашей эры (1061–1062 годы нашей эры), и за его смертью последовало двухлетнее междуцарствие. Кьянситта унаследовал трон только в 425 г. н. э. (1063–1064 гг. Н. Э.).
- ^ (Маха Язавин, том 1, 2006: 252): Кьясва пришел к власти после двух лет междуцарствия.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл А.; Майтрий Аунг-Твин (2012). История Мьянмы с древних времен (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-1-86189-901-9 .
- Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение: буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Хтин Аунг, Маунг (1970). История Бирмы до 1287 года: защита хроник . Оксфорд: Общество Ашоки.
- Кала, У (1724 г.). Маха Язавин Джи (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Королевские историки Бирмы (ок. 1680 г.). У Хла Тин (Хла Тхамейн) (ред.). Затадавбон Язавин (изд. 1960 г.). Управление исторических исследований Бирманского Союза.