Jump to content

Затадавбон Язавин

Затадавбон Язавин
Автор Придворные историки
Оригинальное название История гороскопа
Язык бирманский
Ряд Бирманские хроники
Жанр Хроника , История
Дата публикации
13-19 веков

Затадавбон Язавин ( бирманский язык : история гороскопов , произносится [zàdàdɔ̀bòʊɰ̃ jàzəwɪ̀ɰ̃] ; также пишется Зататавпон ; горит. « Хроника королевских гороскопов » ) — самая ранняя из дошедших до нас хроник Бирмы . Летопись в основном охватывает даты царствования королей, а также гороскопы избранных королей от языческого периода до периода Конбаунг . Что касается лет правления, хроника считается «наиболее точной из всех бирманских хроник, особенно в отношении самых известных языческих королей и королей Авы, даты многих из которых подтверждены эпиграфикой». [ 1 ]

Летопись постоянно обновлялась и передавалась придворными историками из поколения в поколение. [ 2 ] Учитывая письменно подтвержденные даты правления языческих царей XI века, ведение списка дат царствования, вероятно, началось по крайней мере с XI века, если не раньше. Самые ранние части хроники, по-видимому, были написаны где-то в конце 13 или начале 14 века. Первоначальный автор неизвестен, но, судя по внутреннему тексту, он был современником Шин Дита Памаука , дипломата и монаха, который возглавлял языческую делегацию при монгольском дворе в 1286–1287 годах. Более того, внутренние данные указывают на то, что первоначальный автор впервые написал хронику в поздний языческий период, период Мьинсаинг или Пинья (конец 13 - начало 14 веков). [ 3 ] Первоначальный автор, очевидно, имел доступ к более ранним записям, ныне утерянным для истории, которые он обозначил как язавин мхат-чет акьин («резюме и примечания хроник»). [ 4 ]

Однако в последующие столетия на первоначальную, простую хронику списков царей стала наслаиваться (и заполняться) религиозная история (и мифология). Во время правления короля Минье Кьяутина (1673–1698 гг.) появилась большая часть нынешней формы хроник. [ 5 ] хотя более поздние историки продолжали обновлять даты правления следующих королей вплоть до последнего бирманского монарха Тибау . [ 4 ]

Организация

[ редактировать ]

Затадавбон - лишь одна из двух сохранившихся бирманских хроник (наряду с Язавин Тхит ), организованных по династиям и периодам, тогда как все остальные были организованы строго в соответствии с линейным порядком королей. [ 6 ] Его критерием «периодизации» является взлет и падение династий, а критерием их обозначения — столица. Таким образом, династии Тагаунг, Шри Кшетра, Паган, Пинья, Сагаинг и Ава названы в честь столиц династий. [ 7 ]

Летопись состоит из пяти общих разделов. [ 4 ]

  1. Начало мировой системы согласно буддийской мифологии , ее эпоха и многочисленные устроения Будды.
  2. От первого короля мира Маха Самматы , принца Сиддхаттхи , который стал историческим Буддой , до правления короля Ашоки прямо перед началом бирманской истории. Также включена история королей Шри-Ланки. Первые два раздела взяты из стандартных буддийских текстов Тхеравады, таких как Махавамса , Дипавамса и Буддхавамса .
  3. Легендарное и историческое происхождение Бирмы (Мьянмы), начиная с Королевства Тагаунг , и списки царств последующих династий. В царственный список вошли все короли королевств Шри Кшетра , Паган , Мьинсаинг , Пинья , Сагаинг , Ава , а также династия Таунгу , закончившаяся королем Наравара в 1671 году.
  4. В этом разделе представлены гороскопы, а также диаграммы и цифры, 36 избранных королей королевств Язычество, Сагаинг и Ава. Некоторые из королей в списке из 36 — второстепенные/менее известные короли, такие как Соккате . Позже историки Конбаунга добавили к первоначальному списку из 36 гороскопы королей Конбаунгов, вплоть до последнего бирманского монарха Тибау. В раздел также включены астрологические расчеты основания крупных городов, дворцов, образцовых храмов и важных событий, таких как первый раз Монголы отправили посольство в Паган (Баган).
  5. В пятом разделе представлены различные статистические диаграммы и данные, такие как «великие буддийские города Джамбудипа», «16 великих стран», «19 великих столиц». Он также включает список городов Бирмы (вероятно, в Королевстве Ава (1364–1555 гг.)), которые были обязаны снабжать воинов и кавалеристов, списки губернаторов крупных городов, уровни налогообложения различных регионов и т. д.

Значение

[ редактировать ]

Что касается лет правления, хроника считается «наиболее точной из всех бирманских хроник, особенно в отношении самых известных языческих королей и королей Авы, даты многих из которых подтверждены эпиграфикой». [ 4 ] Это можно увидеть в следующем сравнении дат царствования ранних языческих царей (из Пьинбья , укрепителя Пагана, согласно хроникам), как сообщается в трех летописях. [ 8 ] (Обратите внимание, что, хотя Зата была доступна более поздним летописцам, в том числе хронистам двух стандартных хроник, Маха Язавина (1724 г.) и Хманнана Язавина (1832 г.), более поздние летописцы не следовали датам Заты . Даты Маха Язавина отклоняются по крайней мере на несколько В течение десятилетия, по большей части, и Хманнан также не был таковым до конца правления Ситу I (1167 г.), когда летописцы Хманнана попытались синхронизировать его с написанной , надписью Заты в 1112 году и вновь открытой в 1887 году. подтвердил точность Заты и опровергнул даты, указанные в Маха Язавине и Хманнане, для царей Анаврахты и Кьянситты .)

Имя Царствование по Затадавбону Язавину Царствование по Маха Язавину Царствование по Язавину Титу Царствование Хманнана Язавина Царствование за стипендию
Пьинбья 846/47–876/77 846/47–858/59 846/47–878/79 846/47–878/79
Таннет 876/77–904/05 858/59–876/77 878/79–906/07 878/79–906/07
Продажа Нгахкве 904/05–934/35 876/77–901/02 906/07–915/16 906/07–915/16
Тейнко 934/35–956/57 901/02–917/18 915/16–931/32 915/16–931/32
Ресторан Курица 956/57–1001/02 917/18–950/51 931/32–964/65 931/32–964/65
Кунсо Кьяунгпю 1001/02–1021/22 950/51–971/72 964/65–986/87 964/65–986/87
Глаз 1021/22–1038/39 971/72–977/78 986/87–992/93 986/87–992/93
Соккате 1038/39–1044/45 977/78–1002/03 992/93–1017/18 992/93–1017/18
Анаврахта 1044–1077 1002–1035 1017–1059 1017–1059 1044–1077
Пила Лу 1077–1084 1035–1061 1059–1064 1059–1064 1077–1084
Кьянситта 1084–1111 1063–1088 [ примечание 1 ] 1064–1093 1064–1092 1084–1112/1113
Ситу I 1111–1167 1088–1158 1093–1168 1092–1167 1112/1113–1167
Нарату 1167–1170 1158–1161 1168–1171 1167–1171 1167–1170
Наратейнха 1170–1173 1161–1164 1171–1174 1171–1174 1170–1174
Ситу II 1173–1210 1164–1197 1174–1211 1174–1211 1174–1211
Хтиломинло 1210–1234 1197–1219 1211–1234 1211–1234 1211–1235
Кьясва 1234–1249 1219–1234 1234–1250 1234–1250 1235–1249
Лечь 1249–1254 1234–1240 1250–1255 1250–1255 1249–1256
Наратихапате 1254–1287 1240–1284 1255–1286 1255–1286 1256–1287
Красивый
Вассал монголов (1297 г.)
1287–1300 1286–1300 [ примечание 2 ] 1286–1298 1286–1298 1289–1297
Пила Хнит
Вассал Мингсаинга/Пиньи
1300–1331 1300–1322 1298–1330 1298–1325 ?
Узана II
Вассал Пиньи и Авы
1331–1368 1322–1365 1330–1368 1325–1368 ?

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ (Маха Язавин, том 1, 184–185): Со Лу умер в 423 году нашей эры (1061–1062 годы нашей эры), и за его смертью последовало двухлетнее междуцарствие. Кьянситта унаследовал трон только в 425 г. н. э. (1063–1064 гг. Н. Э.).
  2. ^ (Маха Язавин, том 1, 2006: 252): Кьясва пришел к власти после двух лет междуцарствия.
  1. ^ Аунг-Твин 2005: 121–123.
  2. ^ Хтин Аунг 1970: 41
  3. ^ Аунг-Твин 2005: 121
  4. ^ Jump up to: а б с д Аунг-Твин 2005: 122–123.
  5. ^ Аунг-Твин и Аунг-Твин 2012: 151
  6. ^ Аунг-Твин 2005: 142–144.
  7. ^ Аунг-Твин 2005: 357
  8. ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 346–349.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аунг-Твин, Майкл А.; Майтрий Аунг-Твин (2012). История Мьянмы с древних времен (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-1-86189-901-9 .
  • Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение: буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
  • Хтин Аунг, Маунг (1970). История Бирмы до 1287 года: защита хроник . Оксфорд: Общество Ашоки.
  • Кала, У (1724 г.). Маха Язавин Джи (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
  • Королевские историки Бирмы (ок. 1680 г.). У Хла Тин (Хла Тхамейн) (ред.). Затадавбон Язавин (изд. 1960 г.). Управление исторических исследований Бирманского Союза.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 489d858854859072d6a98ef262bb4888__1720593180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/88/489d858854859072d6a98ef262bb4888.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zatadawbon Yazawin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)