Хадия (исторический регион)
Хадия, также известная как Адея или Хадия, была средневековым мусульманским государством в южной части своего царства, расположенным к югу от Швы и к западу от Шархи . Мусульманское государство Хадия в основном состоит из собственно кушитских хадийя , халаба , кебена, а также семитских силте и других языков, родственных языку харари . Хадия исторически была вассальным государством федерации Адал , а затем стала автономной провинцией Абиссинии в четырнадцатом веке, оставаясь при этом членом союза Зейла . [ 1 ] [ 2 ] В 1600-х годах Хадия восстановила свою независимость, и ее возглавил Гарад . [ 3 ] К 1850 году Хадия располагалась к северо-западу от озер Звай и Лангано, но все еще между этими территориями. [ 4 ]
Хадия была описана в середине четырнадцатого века арабским историком Шихабом аль-Умари как имеющая расстояние восемь дней пути на девять, что, по оценкам Ричарда Панкхерста, составляло 160 на 180 километров. Несмотря на небольшой размер, Хадия была богата фруктами и зерном, богата лошадьми, а ее жители использовали куски железа в качестве валюты. Он мог собрать армию в 40 000 кавалеристов и как минимум в два раза больше пехотинцев. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Хадия, вероятно, была частью владений султаната Шева и была связана с Харлой . [ 6 ] языческого королевства Дамот До вторжения во главе с Сидамой . [ 7 ] Группа говорящих под названием Хадия-Сидама развивалась, сохраняя исламскую идентичность и позже создав Султанат Хадия. [ 8 ] По словам старейшин Хадия, династию положили потомки Харарского эмира Абадира , который женился на Сидаме. Самое раннее сохранившееся упоминание о Хадии содержится в Кебра Нагаст (гл. 94), что указывает на то, что королевство существовало к 13 веку. [ 9 ]
Еще одно раннее упоминание содержится в рукописи, написанной на островном монастыре на озере Хайк , в которой говорится, что после завоевания Дамота император Амда Сейон I проследовал в Хадию и взял ее под свой контроль, используя армии Гура из современной Эритреи , которая позже станет регионом Гураге . [ 10 ] [ 11 ] Позже, во время правления Амды Сейона, король Хадии Амано отказался подчиниться императору Эфиопии. В этом Амано поддержал мусульманский «пророк тьмы» по имени Белам. Амда Сейон впоследствии отправился в Хадию, где он «убил жителей страны острием меча», убив многих жителей и поработив других. [ 12 ] Несмотря на такие карательные меры, многие из хадия служили в воинских частях Амда Сейон. [ 5 ]
По словам профессора Лаписо Делебо, в четырнадцатом веке государство Хадия, которое он называет «Султанатом Хадия-Харла», содержало одну из крупнейших армий в регионе, состоящую из 80 000 пехоты и 40 000 кавалерии. [ 13 ] Арабский историк Ибн Фадлаллах аль-Умари отмечает, что Хадия, как и все другие мусульманские княжества в этом районе, находились под властью «короля Амхары». Они также испытывали явное почтение к правителю Ифата и в определенных обстоятельствах оказывали ему поддержку. [ 14 ]
Во время правления Зара Якоба , Гарада или султана Хадии, Махико, сын Гарада Мехмада, повторил действия своего предшественника и отказался платить дань эфиопскому императору. Однако с помощью одного из последователей Махико Гараад был свергнут в пользу его дяди Бамо. Затем Гараад Махико искал убежища при дворе султаната Адал . Позже он был убит преследовавшим его военным контингентом Адалом Мабраком. В хрониках записано, что Адал Мабрак отправил голову и конечности Махико Заре Якобу в качестве доказательства его смерти. [ 15 ] Зара Якоб отвернулась от политики экспансии и обратилась к политике консолидации уже достигнутого. Он организовал управление империей, назначив на высшие посты своих родственников. Он инициировал политику назначения христиан на периферийных мусульманских территориях, он ввел практику обращения и женитьбы на принцессах Хадия, в первую очередь Элени Эфиопской , что осуждалось мусульманами в регионе. [ 16 ] В ответ Адаль попытался вторгнуться в Эфиопию, однако кампания закончилась катастрофой и привела к гибели султана Бадлая ибн Саад ад-Дина в битве при Гомите . [ 17 ]
Позже Хадию посетил португальский путешественник Франсиско Альварес . Он описал ее как «очень лесистую», настолько, что «невозможно путешествовать, не вырубая деревья и не прокладывая дороги». Он утверждает, что здесь производилось большое количество скота, которым он платил дань императору Давиту II . Несмотря на то, что его жители были мусульманами, он описал их как «очень мирных» и подчиненных Императору. Лебна Денгель в своем письме Мануэлю I Португальскому называет его частью своего королевства. [ 18 ]
Следующий раз Хадия упоминается в « Футух аль-Хабаса» , истории завоеваний имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази . Незадолго до прибытия в провинцию неназванный губернатор обратился к имаму и заявил: «Я мусульманин, как и вы, я буду подчиняться вашим приказам». Сообщается, что имам был встречен теплым приемом и гостеприимством со стороны мусульманского населения. Затем жители сообщили имаму о притеснениях, которые их народу пришлось пережить при императоре: «Он был сильнее нас; он запретил нам носить защитное оружие, держать мечи или ездить на оседланных лошадях, позволяя нам ездить только без седла; он наложил мы обязаны давать ему каждый год молодую девушку, что мы и делаем из страха, что он убьет нас и разрушит наши мечети». Имам сказал жителям Хадии больше не бояться и призвал их присоединиться к его борьбе против христиан. Пробыв в Хадии пять дней, имам покинул провинцию, забрав с собой губернатора и его брата. [ 19 ] Позже правитель Хадии отдал свою дочь Мурейас имаму, который умер через 3 месяца. [ 20 ]
Император Сарса Денгель подавил восстание лидера Хадии Гарада Азе в битве при Хадии . [ 21 ]
В 1600-х годах Гарад Хадия Сиди Мухаммед разгромил войска императора Сусениоса I, таким образом защитив свою границу от абиссинской аннексии на следующие триста лет. [ 22 ] В конце шестнадцатого века некоторые части региона Хадия были захвачены экспансией оромо , поэтому сегодня арси оромо заявляют о своем происхождении от хадия. [ 23 ] Однако мусульманское кластерное государство Хадия существовало до абиссинского вторжения при Менелике II в 1800-х годах. [ 24 ]
Государство Кабина имама Умара Баксы капитулировало перед без прямой сопротивления из-за Хадия опасений оккупации абиссинцами под руководством [ 25 ] В последующие годы Хасан расширил свои владения на всю Хадию, некоторую часть территории Гураге и Оромо . Однако Хасан потерпел поражение в 1889 году в битве при Джабду-Меде, что привело к аннексии абиссинцами государств Дарственной собственности. [ 26 ] За исключением Халаба Хадия под командованием их вождя Барре Кагау, которые продолжали сопротивление до 1893 года, когда абиссинцы воспользовались голодом, поразившим регион, и привели к завоеванию их территории. [ 27 ]
Личность
[ редактировать ]Историческое определение народа хадия включает ряд эфиопских этнических групп, которые в настоящее время известны под другими названиями, по словам этнолога Ульриха Браукемпера, который во время своего исследования жил в различных частях южно-центральной Эфиопии более четырех лет. [ 28 ] [ 29 ] В своей книге под названием «История Хадия в Южной Эфиопии» он установил связи с древним королевством Хадия. В настоящее время хадия не является однородной этнической группой, а скорее разделена на ряд этнонимов, частично имеющих разные языки и культурную принадлежность. Первоначально все они были жителями единого политического образования - Султаната, который в IV веке после его распада стал чрезвычайно разнообразным. [ 30 ] Либиду (Марако), Леемо, Сооро, Шаашого и Баадаввааччо остались языковой единицей и сохранили идентичность единства, собственно хадия. Термин Хадия специально обозначает людей , принадлежащих к собственности . Другие этнические группы, такие как Силте , Вулбарег, Азарнат, Барбаре, Вуриро, Волане и Гадабано, называют семь кланов Хадия. Древние хадияне отличаются своим мусульманским наследием, однако в последующие столетия их численность сократилась. [ 31 ] есть много кланов хадийского происхождения, В Велайте а также потомков старого слоя хадия, живущих с и сидама . оромо [ 32 ] [ 28 ] Хадия связаны с Харари . [ 33 ]
Известные участники
[ редактировать ]- Элени из Эфиопии
- Гарад Азе
- Гарад Сиде Мохаммед
- Гарад Хасан Энджамо
- Знай Амано
- Граад Мехмед
- Умный Махико
- Ты знаешь Бамо
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ подарков История Эфиопская энциклопедия.
- ^ Хадия (Эфиопия ) Блестящий. 4 мая
- ^ Линдал, Бернхард. Местная история Эфиопии (PDF) . Институт Северной Африки. п. 9.
- ^ «Местная история в Эфиопии». Архивировано 27 февраля 2008 г. на Wayback Machine (pdf). Веб-сайт Института Северной Африки (по состоянию на 25 января 2008 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Панкхерст, Пограничье Эфиопии (Лоуренсвилль: Red Sea Press, 1977), с. 79
- ^ Хассен, Мохаммед. Оромо Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 137.
- ^ Бунга, Айда (2014). «Королевство Дамот: исследование политической и экономической власти на Африканском Роге (13 век)» . Анналы Эфиопии . 29 : 262. дои : 10.3406/ethio.2014.1572 .
- ^ БРАУКЕМПЕР, УЛЬРИХ (1973). «Корреляция устных традиций и исторических записей в Южной Эфиопии: пример прошлого Хадия/Сидамо». Журнал эфиопских исследований . 11 (2): 29–50. JSTOR 41988257 .
- ^ Впервые идентифицировано Энрико Черулли , согласно Дэвиду Аллену Хаббарду, «Литературные источники Кебра Нагаст » (Сент-Эндрюс, 1954), стр. 397 н. 71.
- ^ Издательство «Научный» (1977). Ориенталия из фольги . стр. 134.
- ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 77
- ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 78
- ^ Дилебо, Лаписо (2003). Введение в историю Эфиопии от эпохи мегалитизма до республики, примерно с 13000 г. до н.э. по 2000 г. н.э. Коммерческое полиграфическое предприятие. п. 40. ОСЛК 318904173 .
- ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 74
- ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , стр. 143f.
- ^ Хассен, Мохаммед. Регион Гибе в Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 22.
- ^ Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии (Оксфорд: Джеффри Камберледж для University Press, 1952), стр. 75.
- ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 148
- ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 208
- ^ Арабфаких, Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Абд аль-Кадир; Панкхерст, Ричард (2003). Завоевание Абиссинии: 16 век. Издатели и дистрибьюторы писателей. п. 312. ИСБН 978-0-9723172-6-9 .
- ^ Черулли, Эрнеста (2017). Народы Юго-Западной Эфиопии Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-315-30797-8 .
- ^ Арегей, Мерид. Южная Эфиопия и христианское королевство 1508-1708 гг. с особым упором на миграции галлов и их последствия . Лондонский университет. стр. 438–439. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Эфиопские заметки . Мичиганский государственный университет. 1977. с. 28.
- ^ Воланская этнография . Эфиопская энциклопедия.
- ^ Линдал, Бернхард. Местная история Эфиопии (PDF) . Институт Северной Африки. стр. 4–5.
- ^ Маркус, Гарольд (1994). Новые тенденции в эфиопских исследованиях: гуманитарные науки и человеческие ресурсы . Красное Море Пресс. п. 712. ИСБН 978-1-56902-013-5 .
- ^ Абдель Карим, Амин. ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ШАВАН-АМХАРСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ РЕГИОНОВ ОРОМО И СИДАМАРЕ В ЮЖНОЙ ЭФИОПИИ 1865-1865 гг. Хартумский университет. п. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Ульрих, Браукэмпер (2012). История Хадия в Южной Эфиопии: перевод с немецкого Джеральдин Краузе Висбаден, Германия: Отто Харрасовиц. ISBN 978-3447068048 .
- ^ Д'Аббади, AT (1890). Магнитные узнавания. Анналы Бюро долгот, Готье-Виллар, Париж, 4, b1-b62.
- ^ Панкхерст, Ричард. Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века. Красное Море Пресс, 1997.
- ^ Дар этнографии . Эфиопская энциклопедия.
- ^ Этнография Валана . Эфиопская энциклопедия.
- ^ Браукампер, Ульрих. История Хадия в Южной Эфиопии . Университет Гамбурга. п. 9.
Ссылки
[ редактировать ]- Браукэмпер, Ульрих. (1980), История хадия Южной Эфиопии: от истоков до революции 1974 года , Висбаден: Франц Штайнер Верлаг (Исследования по культурным исследованиям 50).
- Браукэмпер, Ульрих. (2005), «Этнография Хадийя», в: Зигберт Улиг (редактор): Энциклопедия Aethiopica , том. 2: Д-Ха, Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 961–963.
- Браукэмпер, Ульрих. (2005), «Дар султаната», в: Зигберт Улиг (ред.): Энциклопедия Эфиопии , том. 2: Д-Ха, Висбаден: Издательство Harrassowitz. стр. 100-1 963–965.