Jump to content

Хадия (исторический регион)

(Перенаправлено из Королевства Хадия )

Хадия, также известная как Адея или Хадия, была средневековым мусульманским государством в южной части своего царства, расположенным к югу от Швы и к западу от Шархи . Мусульманское государство Хадия в основном состоит из собственно кушитских хадийя , халаба , кебена, а также семитских силте и других языков, родственных языку харари . Хадия исторически была вассальным государством федерации Адал , а затем стала автономной провинцией Абиссинии в четырнадцатом веке, оставаясь при этом членом союза Зейла . [ 1 ] [ 2 ] В 1600-х годах Хадия восстановила свою независимость, и ее возглавил Гарад . [ 3 ] К 1850 году Хадия располагалась к северо-западу от озер Звай и Лангано, но все еще между этими территориями. [ 4 ]

Хадия была описана в середине четырнадцатого века арабским историком Шихабом аль-Умари как имеющая расстояние восемь дней пути на девять, что, по оценкам Ричарда Панкхерста, составляло 160 на 180 километров. Несмотря на небольшой размер, Хадия была богата фруктами и зерном, богата лошадьми, а ее жители использовали куски железа в качестве валюты. Он мог собрать армию в 40 000 кавалеристов и как минимум в два раза больше пехотинцев. [ 5 ]

Средневековая карта народов, королевств и регионов вдоль основных торговых путей в Роге.

Хадия, вероятно, была частью владений султаната Шева и была связана с Харлой . [ 6 ] языческого королевства Дамот До вторжения во главе с Сидамой . [ 7 ] Группа говорящих под названием Хадия-Сидама развивалась, сохраняя исламскую идентичность и позже создав Султанат Хадия. [ 8 ] По словам старейшин Хадия, династию положили потомки Харарского эмира Абадира , который женился на Сидаме. Самое раннее сохранившееся упоминание о Хадии содержится в Кебра Нагаст (гл. 94), что указывает на то, что королевство существовало к 13 веку. [ 9 ]

Еще одно раннее упоминание содержится в рукописи, написанной на островном монастыре на озере Хайк , в которой говорится, что после завоевания Дамота император Амда Сейон I проследовал в Хадию и взял ее под свой контроль, используя армии Гура из современной Эритреи , которая позже станет регионом Гураге . [ 10 ] [ 11 ] Позже, во время правления Амды Сейона, король Хадии Амано отказался подчиниться императору Эфиопии. В этом Амано поддержал мусульманский «пророк тьмы» по имени Белам. Амда Сейон впоследствии отправился в Хадию, где он «убил жителей страны острием меча», убив многих жителей и поработив других. [ 12 ] Несмотря на такие карательные меры, многие из хадия служили в воинских частях Амда Сейон. [ 5 ]

По словам профессора Лаписо Делебо, в четырнадцатом веке государство Хадия, которое он называет «Султанатом Хадия-Харла», содержало одну из крупнейших армий в регионе, состоящую из 80 000 пехоты и 40 000 кавалерии. [ 13 ] Арабский историк Ибн Фадлаллах аль-Умари отмечает, что Хадия, как и все другие мусульманские княжества в этом районе, находились под властью «короля Амхары». Они также испытывали явное почтение к правителю Ифата и в определенных обстоятельствах оказывали ему поддержку. [ 14 ]

Во время правления Зара Якоба , Гарада или султана Хадии, Махико, сын Гарада Мехмада, повторил действия своего предшественника и отказался платить дань эфиопскому императору. Однако с помощью одного из последователей Махико Гараад был свергнут в пользу его дяди Бамо. Затем Гараад Махико искал убежища при дворе султаната Адал . Позже он был убит преследовавшим его военным контингентом Адалом Мабраком. В хрониках записано, что Адал Мабрак отправил голову и конечности Махико Заре Якобу в качестве доказательства его смерти. [ 15 ] Зара Якоб отвернулась от политики экспансии и обратилась к политике консолидации уже достигнутого. Он организовал управление империей, назначив на высшие посты своих родственников. Он инициировал политику назначения христиан на периферийных мусульманских территориях, он ввел практику обращения и женитьбы на принцессах Хадия, в первую очередь Элени Эфиопской , что осуждалось мусульманами в регионе. [ 16 ] В ответ Адаль попытался вторгнуться в Эфиопию, однако кампания закончилась катастрофой и привела к гибели султана Бадлая ибн Саад ад-Дина в битве при Гомите . [ 17 ]

Позже Хадию посетил португальский путешественник Франсиско Альварес . Он описал ее как «очень лесистую», настолько, что «невозможно путешествовать, не вырубая деревья и не прокладывая дороги». Он утверждает, что здесь производилось большое количество скота, которым он платил дань императору Давиту II . Несмотря на то, что его жители были мусульманами, он описал их как «очень мирных» и подчиненных Императору. Лебна Денгель в своем письме Мануэлю I Португальскому называет его частью своего королевства. [ 18 ]

Следующий раз Хадия упоминается в « Футух аль-Хабаса» , истории завоеваний имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази . Незадолго до прибытия в провинцию неназванный губернатор обратился к имаму и заявил: «Я мусульманин, как и вы, я буду подчиняться вашим приказам». Сообщается, что имам был встречен теплым приемом и гостеприимством со стороны мусульманского населения. Затем жители сообщили имаму о притеснениях, которые их народу пришлось пережить при императоре: «Он был сильнее нас; он запретил нам носить защитное оружие, держать мечи или ездить на оседланных лошадях, позволяя нам ездить только без седла; он наложил мы обязаны давать ему каждый год молодую девушку, что мы и делаем из страха, что он убьет нас и разрушит наши мечети». Имам сказал жителям Хадии больше не бояться и призвал их присоединиться к его борьбе против христиан. Пробыв в Хадии пять дней, имам покинул провинцию, забрав с собой губернатора и его брата. [ 19 ] Позже правитель Хадии отдал свою дочь Мурейас имаму, который умер через 3 месяца. [ 20 ]

Император Сарса Денгель подавил восстание лидера Хадии Гарада Азе в битве при Хадии . [ 21 ]

В 1600-х годах Гарад Хадия Сиди Мухаммед разгромил войска императора Сусениоса I, таким образом защитив свою границу от абиссинской аннексии на следующие триста лет. [ 22 ] В конце шестнадцатого века некоторые части региона Хадия были захвачены экспансией оромо , поэтому сегодня арси оромо заявляют о своем происхождении от хадия. [ 23 ] Однако мусульманское кластерное государство Хадия существовало до абиссинского вторжения при Менелике II в 1800-х годах. [ 24 ]

Государство Кабина имама Умара Баксы капитулировало перед без прямой сопротивления из-за Хадия опасений оккупации абиссинцами под руководством [ 25 ] В последующие годы Хасан расширил свои владения на всю Хадию, некоторую часть территории Гураге и Оромо . Однако Хасан потерпел поражение в 1889 году в битве при Джабду-Меде, что привело к аннексии абиссинцами государств Дарственной собственности. [ 26 ] За исключением Халаба Хадия под командованием их вождя Барре Кагау, которые продолжали сопротивление до 1893 года, когда абиссинцы воспользовались голодом, поразившим регион, и привели к завоеванию их территории. [ 27 ]

Личность

[ редактировать ]

Историческое определение народа хадия включает ряд эфиопских этнических групп, которые в настоящее время известны под другими названиями, по словам этнолога Ульриха Браукемпера, который во время своего исследования жил в различных частях южно-центральной Эфиопии более четырех лет. [ 28 ] [ 29 ] В своей книге под названием «История Хадия в Южной Эфиопии» он установил связи с древним королевством Хадия. В настоящее время хадия не является однородной этнической группой, а скорее разделена на ряд этнонимов, частично имеющих разные языки и культурную принадлежность. Первоначально все они были жителями единого политического образования - Султаната, который в IV веке после его распада стал чрезвычайно разнообразным. [ 30 ] Либиду (Марако), Леемо, Сооро, Шаашого и Баадаввааччо остались языковой единицей и сохранили идентичность единства, собственно хадия. Термин Хадия специально обозначает людей , принадлежащих к собственности . Другие этнические группы, такие как Силте , Вулбарег, Азарнат, Барбаре, Вуриро, Волане и Гадабано, называют семь кланов Хадия. Древние хадияне отличаются своим мусульманским наследием, однако в последующие столетия их численность сократилась. [ 31 ] есть много кланов хадийского происхождения, В Велайте а также потомков старого слоя хадия, живущих с и сидама . оромо [ 32 ] [ 28 ] Хадия связаны с Харари . [ 33 ]

Известные участники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ подарков История Эфиопская энциклопедия.
  2. ^ Хадия (Эфиопия ) Блестящий. 4 мая
  3. ^ Линдал, Бернхард. Местная история Эфиопии (PDF) . Институт Северной Африки. п. 9.
  4. ^ «Местная история в Эфиопии». Архивировано 27 февраля 2008 г. на Wayback Machine (pdf). Веб-сайт Института Северной Африки (по состоянию на 25 января 2008 г.).
  5. ^ Перейти обратно: а б Ричард Панкхерст, Пограничье Эфиопии (Лоуренсвилль: Red Sea Press, 1977), с. 79
  6. ^ Хассен, Мохаммед. Оромо Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 137.
  7. ^ Бунга, Айда (2014). «Королевство Дамот: исследование политической и экономической власти на Африканском Роге (13 век)» . Анналы Эфиопии . 29 : 262. дои : 10.3406/ethio.2014.1572 .
  8. ^ БРАУКЕМПЕР, УЛЬРИХ (1973). «Корреляция устных традиций и исторических записей в Южной Эфиопии: пример прошлого Хадия/Сидамо». Журнал эфиопских исследований . 11 (2): 29–50. JSTOR   41988257 .
  9. ^ Впервые идентифицировано Энрико Черулли , согласно Дэвиду Аллену Хаббарду, «Литературные источники Кебра Нагаст » (Сент-Эндрюс, 1954), стр. 397 н. 71.
  10. ^ Издательство «Научный» (1977). Ориенталия из фольги . стр. 134.
  11. ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 77
  12. ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 78
  13. ^ Дилебо, Лаписо (2003). Введение в историю Эфиопии от эпохи мегалитизма до республики, примерно с 13000 г. до н.э. по 2000 г. н.э. Коммерческое полиграфическое предприятие. п. 40. ОСЛК   318904173 .
  14. ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 74
  15. ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , стр. 143f.
  16. ^ Хассен, Мохаммед. Регион Гибе в Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 22.
  17. ^ Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии (Оксфорд: Джеффри Камберледж для University Press, 1952), стр. 75.
  18. ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 148
  19. ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 208
  20. ^ Арабфаких, Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Абд аль-Кадир; Панкхерст, Ричард (2003). Завоевание Абиссинии: 16 век. Издатели и дистрибьюторы писателей. п. 312. ИСБН  978-0-9723172-6-9 .
  21. ^ Черулли, Эрнеста (2017). Народы Юго-Западной Эфиопии Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-315-30797-8 .
  22. ^ Арегей, Мерид. Южная Эфиопия и христианское королевство 1508-1708 гг. с особым упором на миграции галлов и их последствия . Лондонский университет. стр. 438–439. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 14 июля 2023 г.
  23. ^ Эфиопские заметки . Мичиганский государственный университет. 1977. с. 28.
  24. ^ Воланская этнография . Эфиопская энциклопедия.
  25. ^ Линдал, Бернхард. Местная история Эфиопии (PDF) . Институт Северной Африки. стр. 4–5.
  26. ^ Маркус, Гарольд (1994). Новые тенденции в эфиопских исследованиях: гуманитарные науки и человеческие ресурсы . Красное Море Пресс. п. 712. ИСБН  978-1-56902-013-5 .
  27. ^ Абдель Карим, Амин. ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ШАВАН-АМХАРСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ РЕГИОНОВ ОРОМО И СИДАМАРЕ В ЮЖНОЙ ЭФИОПИИ 1865-1865 гг. Хартумский университет. п. 154.
  28. ^ Перейти обратно: а б Ульрих, Браукэмпер (2012). История Хадия в Южной Эфиопии: перевод с немецкого Джеральдин Краузе Висбаден, Германия: Отто Харрасовиц. ISBN  978-3447068048 .
  29. ^ Д'Аббади, AT (1890). Магнитные узнавания. Анналы Бюро долгот, Готье-Виллар, Париж, 4, b1-b62.
  30. ^ Панкхерст, Ричард. Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века. Красное Море Пресс, 1997.
  31. ^ Дар этнографии . Эфиопская энциклопедия.
  32. ^ Этнография Валана . Эфиопская энциклопедия.
  33. ^ Браукампер, Ульрих. История Хадия в Южной Эфиопии . Университет Гамбурга. п. 9.
  • Браукэмпер, Ульрих. (1980), История хадия Южной Эфиопии: от истоков до революции 1974 года , Висбаден: Франц Штайнер Верлаг (Исследования по культурным исследованиям 50).
  • Браукэмпер, Ульрих. (2005), «Этнография Хадийя», в: Зигберт Улиг (редактор): Энциклопедия Aethiopica , том. 2: Д-Ха, Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 961–963.
  • Браукэмпер, Ульрих. (2005), «Дар султаната», в: Зигберт Улиг (ред.): Энциклопедия Эфиопии , том. 2: Д-Ха, Висбаден: Издательство Harrassowitz. стр. 100-1 963–965.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fffbd60fab6905d9e12a46e90a13b064__1722193320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/64/fffbd60fab6905d9e12a46e90a13b064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hadiya (historical region) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)