Элени из Эфиопии
В этом году | |
---|---|
![]() Элени Хадия, императрица-консорт, а затем королева-мать Эфиопии | |
Императрица Эфиопии | |
Царствование | ? – 1468 |
Королева-мать | |
Царствование | 1468 – 1478 |
Предшественник | Козья долина |
Преемник | Румыния |
Регент | |
Царствование | 1507 — 1516 |
Рожденный | Подарок , Эфиопская империя |
Умер | апрель 1522 г. Эфиопская империя |
Супруг | Зара Якоб |
Династия | Дом Соломона (по браку) |
Религия | Эфиопская православная Мусульманин (ранее) |
Элени ( геэз : እሌኒ, «Елена»; умерла в апреле 1522 г.), также известная как королева Зейлы . [ 1 ] была императрицей Эфиопии в браке с Зарой Якобом (годы правления 1434–1468) и служила регентом между 1507 и 1516 годами во время несовершеннолетия императора Давида II . При жизни она играла значительную роль в правительстве Эфиопии, выступая де-факто соправителем или советником ряда императоров ; одним из свидетельств этого является рукопись Брюса 88, в которой говорится, что она бывала во дворце трех прославленных императоров: Зары Якоба; его сын от другой жены, Баеды Марьям I (годы правления 1468–1478) и Наода (годы правления 1494–1505). [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Дочь короля Хадии , королевство Элени было захвачено императором Зарой Якоб за отказ платить ежегодную дань, что привело к ее пленению, насильственному обращению в христианство и браку с Зарой Якоб. [ 3 ] Позже правители Хадии обратились за помощью к султанату Адал , что привело к кульминации конфликта в регионе во время эфиопско-адальской войны . Хотя португальский историк Бальтасар Телес писал, что у Элени не было детей, в некоторых рукописях книги Франсиско Альвареша « Пресвитер Иоанн Индийский » родственник мужского пола Лебны Денгел, сбежавший из Амба Гешена , по словам переводчика, описывается как ее сын, но не оригинальный текст [ 4 ]
Политическое влияние
[ редактировать ]После смерти Зары Якоба следующий император, Баэда Марьям I , дал Элени титул королевы-матери, поскольку его собственная мать Цион Могаса была забита до смерти во время правления его отца. Элени оказалась эффективным членом королевской семьи; Пол Б. Хенце комментирует, что она «была практически соправителем» во время его правления. [ 5 ] Когда Эскендер стал преемником своего отца, императрица Элени сначала была отстранена от власти битводедом Амдой Микаэлем. Однако около 1486 года она участвовала в дворцовом перевороте, который привел к его свержению и казни, и после этого Элени играла ведущую роль в правительстве, которое продолжалось до правления императора Наода .
С детства Элени сохраняла осведомленность о мусульманском мире в целом и стремилась достичь примирения с соседней мусульманской империей Адал , способствуя торговым отношениям. [ 6 ]
португальскому миссионеру Франсиско Альваресу рассказал Абуна Маркос , что после смерти императора Наода в бою «он и королева Элени сделали его [Лебну Денгель] королем, потому что в их руках были все великие люди». [ 7 ] Это заявление указывает на власть, которой обладала Элени.
Регентство
[ редактировать ]Понимая растущую угрозу, с которой столкнулась Эфиопия из-за расширяющегося османского влияния в регионе, по совету Перо да Ковильян отправил Матеуса (также известного как Матфей Армянин) в качестве посла к королю Португалии и Папе Римскому. [ 8 ] Судя по всему, португальцы пришли к пониманию характера миссии Матеуса только после прибытия в Эфиопию, что усложнило миссию Д. Родриго да Лимы к эфиопскому императору . [ 9 ] Элени служила главным регентом несовершеннолетней Лебны Денгель вместе со своей матерью, вдовствующей императрицей Наод Могассой , и Расом Дегелханом из Годжама , старшим родственником императора мужского пола.
Альварес также отмечает, что Элени владела обширными поместьями в провинции . Годжам [ 10 ] Другие говорили, что «она совершилась во всем: перед Богом, творя праведность и имея крепкую веру, молясь и причащаясь; в мирском плане она совершилась в приготовлении пищи [к царскому столу], в знакомстве с книг, в знании закона и в понимании государственных дел. За эти качества король очень любил нашу королеву. Элени. Он считал ее своей матерью». [ 11 ]
Смерть
[ редактировать ]Дата смерти Элени не совсем определена. Однако Хенце утверждает, что она умерла в преклонном возрасте в 1520-х годах. [ 12 ] и Бекингем и Хантингфорд подтверждают это, утверждая, что свидетельства в отчете Альвареса дают достаточно информации, чтобы датировать ее смерть апрелем 1522 года. [ 13 ] Альварес ясно дает понять, что она умерла, когда он был в Эфиопии, добавляя, что ее смерть вызвала горе у ее подданных:
При дворе прошел большой слух и разговоры о смерти царицы Елены. Они сказали, что с тех пор, как она умерла, все они умерли, большие и малые, и что пока она жила, все жили и были защищены и защищены; и она была отцом и матерью всего.
-Франческо Альварес, Пресвитер Иоанн Индийский (1520–26; опубликовано в 1540 г.), стр.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браукэмпер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 61. ИСБН 9783825856717 . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Бекингем и Хантингфорд, переводчики, «Престер Джон Индийский» Франсиско Альвареса (Кембридж: Hakluyt Society , 1961), стр. 14 №3
- ^ Хассен, Мохаммед. Регион Гибе в Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 22.
- ^ Франсиско Альварес, Престер Джон , с. 245
- ^ Пол Б. Хенце, Слои времени, История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 75
- ^ Марко, Демикелис. «Оромо и исторический процесс исламизации Эфиопии». . : 231.
- ^ Альварес, Престер Джон , с. 243
- ↑ Когда Матеус отправился в путь, действующим Папой был Папа Юлий II , но Папа Лев X. к моменту прибытия Папой стал
- ^ Бекингем и Хантингфорд, переводчики, Престер Джон , стр.307; перефразируя рассказ Гаспара Коррейи . Очевидно, Альварес так и не узнал об этом, поскольку в своем повествовании он повторяет без объяснения утверждение Лебны Денгель о том, что Маттеусу не хватало полномочий представлять его (например, стр. 283).
- ^ Альварес, Священник Иоанн , стр. 425, 458.
- ^ Жюль Перручон 1893, Хроники Зары Яэкоба и Баэды Марьям. Париж: Bouillon, 175–176, цитируется в Рите Панкхерст, «Праматери Тайту: королева Элени, королева Сэбла Евангелие и Бати Дэл Вамбарра», Материалы 16-й Международной конференции эфиопских исследований, под редакцией Свейна Эге, Харальда Аспена, Бирхану Теферры. и Шиферо Бекеле, 53 года. Тронхейм, Норвегия: Норвежский университет науки и технологий, 2009.
- ^ Хенце, Слои , с. 86 №8
- ^ Бекингем и Хантингфорд обсуждают доказательства на стр. 425 №1 их перевода.