Атронса Марьям
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Атронса Марьям | |
---|---|
![]() Главное церковное здание | |
Религия | |
Принадлежность | Эфиопская православная церковь Тевахедо |
Год освящен | Октябрь 1468 г. |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Легахида , Южный Волло , регион Амхара , Эфиопия |
Географические координаты | 10 ° 45'23 "N 39 ° 16'32" E / 10,756266 ° N 39,275634 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Средневековая эфиопская архитектура |
Основатель | Баеда Марьям I |
Атронса Марьям ( геэз : አትሮንሰ ማርያም, «Трон Святой Марии») — одна из старейших церквей в Южном Волло , регион Амхара , Эфиопия . Церковь расположена на небольшом холме возле могучей реки Валака и примерно в 5 км от города Войн Амба. Первоначальное название этой местности было Келанто. [ 1 ] Он также находится очень близко к знаменитой церкви Мекане Селассие . Церковь была построена императором Баэдой Марьям примерно в 1468 году. [ 2 ] где он также перезахоронит Екуно Амлака . тело [ 3 ]
Строительство
[ редактировать ]Первоначально идея строительства церкви в окрестностях Келанто была инициирована императором Ньюайя Крестосом , также известным как Сайфа Араад (1344-1372). Место, где была построена эта церковь, является частной собственностью императора Нового Крестоса, который купил ее на свои деньги, чтобы построить на ней церковь. К сожалению, он умер прежде, чем построил его. Первоначальное название этого места было Келанто; также назывался Сако Мальза, очевидно, это название района, где находился Келанот. [ 4 ] [ 5 ]
Несколько лет спустя, исполняя амбиции своего деда, император Зера Якоб (1434-1468) отправил на это место табот и построил для нее небольшую часовню. Он назвал его Дабра Параклитос. Как и его предшественники, Зера Якоб не смог завершить работу по строительству церкви и умер, не успев материализовать свою мысль. Следуя первоначальному названию места Келанто, местные жители также называли церковь Дабра Келанто. Считается, что Зера Якоб не несет ответственности за создание самого табота или за выбор места для него. Местная легенда утверждает, что табот Атронсы Марьям был привезен во времена правления Эзаны. [ 6 ] [ 7 ]
Примерно в 1462 году сын императора Зера Якоба, император Баеда Марьям (1468-1478) начал строительство церкви. Оставаясь там, он ускорил ее строительство и сумел построить прекрасную церковь. В октябре 1468 года, через несколько дней после празднования (тизкара) сорокового дня смерти императора Зера Якоба, была открыта церковь Атронаса Марьям. Во время инаугурации император Баэда Марьям переименовал табот и место, где он построил для него церковь, в Атронаса Марьям. Церковь находилась в ведении монастыря Дебре Либанос . сын и преемник императора Баэда Марьям император Эскендер В строительстве церкви, по-видимому, принимал участие (1474-1497). Эскандар, как и император Баеда Марьям, был похоронен в церкви Атронаса Марьям. До сноса Атронсы Марьям в этой церкви был похоронен в общей сложности около 21 царя Абиссинии. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Со временем церковь приобрела известность благодаря своему богатству (сам император Баэда Марьям был ее щедрым спонсором) и тем, что укрыла останки восемнадцати ранних митрополитов и императоров, начиная с Екуно Амлака (1270-1285). В тексте хроники императора Баэда Марьяма говорится, что табот провел 67 лет в «Сако Мельза». Период до позорного 21-го года правления императора Лебны Денгеля (1508-1540). [ 11 ] [ 12 ]
Разрушение
[ редактировать ]Примерно в 1531 году, во время Эфиопско-Адалской войны между мусульманами и христианской Эфиопской империей , один из отрядов Адала под командованием Ваз Ир Нура разграбил ее имущество и сжег церковь вместе с сокровищами, которые они не смогли унести. Придя к церкви Атронса Марьям, они вошли в нее и были поражены ее мастерством. Однако сам табот , предположительно сгоревший вместе с церковью, был перенесен перед нападением. [ 13 ] Эту историю полностью описал автор «Футух-аль-Хабаса» следующим образом:
Затем Имам Константинополе позвал арабов , которые были с ним, и сказал им: «Есть ли в » (Руме), Индии или где-нибудь еще такое здание, как этот дом (Атронаса Марьям), с его картинами и золотом? Они сказали: «Мы не видели и не слышали о подобном ни в Константинополе, ни в Индии, ни в мире». [ 14 ]
Позже табот смогла вернуться на свое прежнее место после «57 лет» изгнания. Считается, что табот провел большую часть своего изгнания в новой церкви, построенной на вершине горы над ущельем Голубого Нила, также названной в ее честь Атронса Марьям. Примерно в 1616 году Хафа Крастос смог восстановить церковь, на что у него ушло около 30 лет. Хафа Крастос был «сыном Хамалмала» и, вероятно, старшим братом императора Сусеньоса I (1607–1632). Табот провел около 94 лет в счастье в новой церкви, отстроенной Хафой Крастосом. Во время второго рейда новая церковь была снова разграблена и разрушена оромо 23 августа 1710 года. На этот раз сама табот была взята в плен. [ 15 ] [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Getatchew Haile , «История табота Атронесы Марьям в Амхаре», Paideuma: Mitteilungen zur Kulturkunde , 34 (1988), p. 15
- ^ Getatchew, «История», с. 14
- ^ «Местная история в Эфиопии». Архивировано 19 декабря 2008 г. на веб-сайте Wayback Machine, Институт Северной Африки (по состоянию на 28 января 2008 г.).
- ^ ИСТОРИЯ ТАБОТА АТРОНАСА МАРЬЯМ В АМХАРЕ. ГЕТАЧЕЮ ХЕЙЛ, 1988 год.
- ↑ Хроники Зары Яэкоба и Баэды Марьям, королей Эфиопии с 1434 по 1478 год. Жюль Перручон, 1893 г.
- ^ ИСТОРИЯ ТАБОТА АТРОНАСА МАРЬЯМ В АМХАРЕ. ГЕТАЧЕЮ ХЕЙЛ, 1988 год.
- ↑ Хроники Зары Яэкоба и Баэды Марьям, королей Эфиопии с 1434 по 1478 год. Жюль Перручон, 1893 г.
- ^ ИСТОРИЯ ТАБОТА АТРОНАСА МАРЬЯМ В АМХАРЕ. ГЕТАЧЕЮ ХЕЙЛ, 1988 год.
- ^ История Эскендера, Амды Сейона II и Наода, королей Эфиопии. Жюль Перрюшон, 1894 год.
- ^ Хроники Зары Яэкоба и Баэды Марьям, королей Эфиопии с 1434 по 1478 год. Жюль Перручон, 1893.
- ^ ИСТОРИЯ ТАБОТА АТРОНАСА МАРЬЯМ В АМХАРЕ. ГЕТАЧЕЮ ХЕЙЛ, 1988 год.
- ↑ Хроники Зары Яэкоба и Баэды Марьям, королей Эфиопии с 1434 по 1478 год. Жюль Перручон, 1893 г.
- ^ ИСТОРИЯ ТАБОТА АТРОНАСА МАРЬЯМ В АМХАРЕ. ГЕТАЧЕЮ ХЕЙЛ, 1988 год.
- ^ Завоевание Абиссинии, стр.335. Фредерик А. Эдвардс.
- ^ ИСТОРИЯ ТАБОТА АТРОНАСА МАРЬЯМ В АМХАРЕ. ГЕТАЧЕЮ ХЕЙЛ, 1988 год.
- ^ Диана Спенсер, «В поисках святого Луки в Эфиопии» , Журнал эфиопских исследований , 10 (1972), стр. 67-95.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гетачев Хайле , «История табота Атронесы Марьям в Амхаре», Paideuma: Mitteilungen zur Kulturkunde , 34 (1988), стр. 13-22 JSTOR 23076467
- Хроники Сусеньоса, короля Эфиопии VII Фрэнсис Мэри Эстевес Перейра (редактор),
- История Эскендера, Амды Сейона II и Наода, королей Эфиопии . Жюль Перрюшон (редактор), 1894 г.
- Хроники Зары Яэкоба и Баеды Марьям, царей Эфиопии с 1434 по 1478 год . Жюль Перрюшон (редактор), 1893 г.
- Диана Спенсер, «Путешествие по Годжаму: вновь открытые иконы Святого Луки и Бранкалеон», Журнал эфиопских исследований , 12 (1974), стр. 107-1. 201-2 JSTOR 41965874
- Завоевание Абиссинии . Фредерик А. Эдвардс. [1]