Фета Негест
Фета Негест ( геэз : ፍትሐ ነገሥት , латинизированный: fətḥa nägäśt , букв. «Справедливость королей») — теократический правовой кодекс , составленный около 1240 года коптским египетским христианским писателем Абуль-Фадаилом ибн аль-Ассалом. на арабском языке . Позже он был переведен на геэз в Эфиопии в 15 веке и дополнен многочисленными местными законами. Ибн аль-Ассаль взял свои законы частично из апостольских писаний, а частично из прежних сводов законов византийских правителей .
Текстовая история
[ редактировать ]Первая часть «Фета Негест» посвящена в основном церковным делам, описывая структуру церковной иерархии, таинства и тому подобное. Он был составлен на основе Библии, сочинений ранних отцов Церкви, в том числе св. Василия и св. Ипполита , а также различных канонов, принятых на Никейском соборе , Антиохийском соборе и других.
Вторая часть, касающаяся вопросов, касающихся мирян, таких как семейное право, долг, гражданское управление и т. д., также основана на этих источниках, но приписывается в значительной степени четырем книгам, называемым «Каноны императоров» (араб. Qawānīn al -мулюк ). Различные ученые определили эти книги как:
- Procheiron ), византийский свод законов , (также известный как Procheiros Nomos принятый императором Василием Македонским между 870 и 878 годами;
- Арабская версия произведения, широко известного как Сиро-римская книга законов , первоначально написанная на греческом языке около 480 г.;
- Арабская версия Эклоги , еще одного византийского свода законов, опубликованного императором Львом III Исаврийцем и его сыном в 726 году;
- Наставления Ветхого Завета — собрание законов Торы с некоторыми христианскими комментариями.
Работа Ибн аль-Ассаля находится под сильным влиянием римского права , причем первые три из этих источников сами находятся под сильным влиянием Кодекса Юстиниана и более ранних сводов законов. Первоначально он назывался «Собрание канонов» , но арабская версия более известна как «Номоканон Ибн аль-Ассаля» . Он предназначался для использования коптскими христианами Египта, которые считали его авторитетным.
Более поздняя история
[ редактировать ]Есть несколько исторических записей, утверждающих, что этот свод законов был переведен на геэз и поступил в Эфиопию около 1450 года, во время правления Зара Якоба . Тем не менее, его первое зарегистрированное использование в качестве конституции ( высшего закона страны) относится к Сарсе Денгелю, начиная с 1563 года. [1]
Это издание геэза, приписываемое Петросу Абда Сайду, представляет собой вольный перевод оригинала Ибн аль-Ассаля и даже существенно расходится в некоторых местах, где у Петроса, очевидно, были некоторые трудности с арабским языком. Ученые заявили, что первый раздел (Церковный закон) уже использовался в Эфиопии до этого времени как часть Сенодоса , и что название Фетха Негест , «Законы королей», относилось ко второй (мирской) части, которая была новичок в Эфиопии.
Фета Негест официально оставался высшим законом в Эфиопии до 1931 года, когда Конституцию современного типа впервые даровал император Хайле Селассие I . Полностью модернизированный уголовный кодекс был введен уже в 1930 году. Ранее, в 1921 году, вскоре после того, как он стал регентом, но до того, как был коронован как император, Хайле Селассие I распорядился о некоторых «жестоких и необычных» наказаниях, предусмотренных Фетой , таких как ампутация конечностей. рук за осуждение за кражу полностью прекратить. Однако карательное порабощение оставалось наказанием за такие преступления, как убийство, изнасилование и неоплаченные долги. Хотя Уголовный кодекс Эфиопии 1930 года заменил уголовные положения Фетха Негест, последний документ стал отправной точкой для кодекса, наряду с несколькими новыми уголовными кодексами. [2]
Влияние
[ редактировать ]Фета Негест оказала большое влияние на Эфиопию. На протяжении веков он был образовательным ресурсом, и в современную эпоху к нему до сих пор обращаются по вопросам права. [3] В 1960 году, когда правительство приняло Гражданский кодекс Эфиопии, оно использовало Фетха Негест как источник вдохновения для комиссии по кодификации. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тегень, Хабтаму (2017). «Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия , Средневековый глобус . 2 (2): 73–114. дои : 10.17302/tmg.2-2.4 . S2CID 133501264 .
- ^ Дамти, Мелессе (2011), «Антропоцентрическая и экоцентрическая версии эфиопского правового режима» , Бердон, Питер (редактор), в книге «Изучение дикого права: философия земной юриспруденции» , Кент Таун, Южная Австралия: Wakefield Press, стр. 159–172, ISBN 978-1-8625-4946-3
- ^ Штраус, Питер Л. (ред.). Фета Нагаст: Закон королей (PDF ) Перевод Цадуа, отец Павел. Аддис-Абеба, Эфиопия: Юридический факультет Университета Хайле Селассие I. п. XXIX.
- ^ Доминик, Негусси Андре (2010). Фетха-нагаст и его экклезиология: значение для современной Эфиопской католической церкви . Европейские университетские исследования 23; Том богословия 910. Берн, Швейцария: Питер Ланг . п. 2. ISBN 978-3-0343-0549-5 . ISSN 0721-3409 .
- Библиография
- «Фетха-Нагаст: Закон королей» (английский перевод с языка геэз Аббы Паулоса Цадуа под редакцией Питера Л. Штрауса) Аддис-Абеба: юридический факультет Университета Хайле Селласси I, 1968.
- Ибн аль-Ассаль, ас-Сафи Абу аль-Фадаил Маджид. Фета Нагаст: Закон королей , 2-е изд. Перевод Паулоса Цадуа ; Под редакцией Паулоса Цадуа, Питера Л. Штрауса и Питера Сэнда. Дарем, Северная Каролина: Каролина Академик Пресс, 2009.