Jump to content

Люди Зарамо

(Перенаправлено с Зарамо )
Зарамо
Зарамос
Общая численность населения
~0,7 миллиона [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Танзания

Регион Дар-эс-Салам

( район Темеке ), ( район Илала ), ( район Убунго ), ( район Кинондони ), ( район Кигамбони )

Прибрежный регион

( район Чалинзе ), ( район Мкуранга ), ( район Кисараве ), ( район Кибаха )
Языки
Зарамо и язык суахили [ 1 ]
Религия
Ислам ( сунниты ) [ 2 ]
Африканская традиционная религия
Родственные этнические группы
Мир , Куту , Брак и другие народы.
Человек Мзаромо
Люди Зарамос
Язык Кизаромо

Народ Зарамо , также известный как Дзаламо или Сарамо ( Вазарамо , на суахили ) — этническая группа банту , проживающая на центрально-восточном побережье Танзании , особенно в Дар-эс-Салам и Пвани . регионах [ 1 ] [ 2 ] Это самая большая этническая группа в Дар-эс-Саламе и его окрестностях , бывшей столице Танзании и седьмом по величине городе Африки. [ 3 ] По оценкам, около 0,7 миллиона человек, более 98% из них — мусульмане . [ 1 ] точнее, шафиитская школа суннитского ислама. Люди Зарамо считаются влиятельными в популярной культуре Танзании, поскольку такие музыкальные жанры, как Сенгели, происходят из их общины в районе Кинондони. [ 4 ] Их культура и история сформировались под влиянием их проживания как в городских, так и в сельских ландшафтах. [ 5 ]

Исходным языком Зарамо, иногда называемым Кидзарамо , является банту , принадлежащий к нигерско-конголезской языковой семье. [ 6 ] Однако в современной Танзании на нем говорят лишь немногие, и большинство из них говорят на суахили как на своем родном языке, поскольку это торговый язык восточноафриканского побережья и национальный язык Танзании. [ 6 ]

Кизарамо до сих пор используется во многих ритуалах Зарамо, таких как обряды мвали , хотя они часто появляются вместе с переводами на суахили. [ 7 ]

Происхождение

[ редактировать ]

По устной традиции, зарамо считаются потомками народа шомви под предводительством воина-героя Пази в начале 19 века. Шомви, торговый клан, живший на территории современного Дар-эс-Салама, подвергся нападению со стороны ответвленной группы народа камба из Кении . Шомви обратились за помощью к воину Пази, жившему во внутренних районах. Когда Пази победил камбу, он попросил взамен соль, ткань и другие предметы роскоши. Когда шомви не смогли удовлетворить его требования, они предложили ему и его семье жить с ними на побережье, где вместо этого они будут получать ежегодную дань. Говорят, что война и ее результаты стали основанием Зарамо. [ 8 ]

Исламизация

[ редактировать ]

Несомненно, после восстания Маджи Маджи наступил период значительной исламской экспансии. До 1914 года народы нгиндо , зарамо и сигуа во внутренних прибрежных районах находились под сильным влиянием ислама. С тех пор регион в первую очередь стал исламским, за исключением масаев, части Бонде (имевших долгую историю миссий) и в меньшей степени Матумби . Последним барьером на пути исламизации диго на севере было устранено уничтожение лютеранских артефактов. Когда на юге началась миссионерская работа после того, как многие мвера и макуа перестали исповедовать христианство, полигамные браки и другие препятствия затруднили возвращение многих новообращенных, что привело к тому, что ислам стал основной религией прибрежной зоны. [ 9 ]

К 1913 году мусульмане составляли половину населения Зарамо. Прозелитизм имел место как на побережье, так и на севере от Руфиджи, где Зарамо следил за церемонией посвящения мальчиков в джандо, которая внесла значительный вклад в распространение ислама. Зарамо начал проводить исламское обрезание. [ 10 ]

Ислам в прибрежном регионе и его внутренних районах обычно затруднял эффективность миссий. Бенедиктинцы перенесли свои операции вглубь страны из-за игнорирования Зарамо. Ресурсы для сопротивления предлагались местными религиозными организациями, такими как Культ Кубандвы и Общество Увуксалы. Однако давнее население не всегда было против христианства. [ 11 ]

Сообщалось, что только одиннадцать из 150–200 валиму в Узарамо могли интерпретировать Коран, а не просто декламировать его в 1912 году, когда утверждалось, что учащиеся коранских школ изучали Коран на арабском языке, не понимая его смысла. Магия и грамотность часто переплетались. Было принято читать весь Коран вслух, чтобы почтить предков или очистить общину. Стандартным оберегом служил отрывок из Корана, а стандартным лекарством — чернила, разведенные в воде. [ 12 ]

Мусульманскому рабочему-иммигранту из Зарамо по имени Абдулрахман Саиди Мбога приписывают внедрение превосходных сортов риса и методов орошения в Южный Паре . [ 13 ]

Проще наметить политическую позицию ислама к 1950-м годам. Оно не только росло почти так же быстро, как христианство, но и мусульмане, похоже, стали более строго придерживаться своей религии, чем раньше. Однако культурное сопротивление продолжалось. Лишь немногие мусульмане Зарамо посещали мечети, а их женские ритуалы оставались в основном неисламскими. Городской ислам иногда был весьма поверхностным, особенно в Дар-эс-Саламе. Даже якобы мусульманские нгиндо редко заключали исламские браки. [ 14 ]

Колониальный период

[ редактировать ]

В британский период в состав членов-основателей Африканской ассоциации входили представители трех наиболее влиятельных африканских общин Дар-эс-Салама в 1920-х годах: Маньема и Зарамо. Эффенди Плантан, бывший глава бывшей общины аскари, воспитал ее секретаря Клейста Сайкса. Мзи Суди, лидер Маньема отделения Бельгийского Конго и сын родителей- рабов , был одним из членов комитета. У него также был значительный дом. Два выдающихся лидера были выходцами из Зарамо: Рамадхани Али, первый вице-президент и торговец, и Али Саиди, инспектор по строительству, который в 1930-е годы работал казначеем ассоциации. [ 15 ]

Оба позже служили лидерами Союза Вазарамо, а Рамадхани Али был королем Марини и одним из самых известных африканцев в Дар-эс-Саламе. У этих людей были совершенно другие интересы и объединяющие принципы, чем у Уоттса или Матолы. На протяжении 1930-х годов организация была расколота между сторонниками территориального союза образованных людей и сторонниками гармонии между различными социальными классами города. [ 16 ]

Африканцы в городе управлялись немцами через ливали . Британцы сначала создали городскую администрацию, состоящую из избранных европейцев и азиатов, а затем экспериментировали с рядом «местных администраций». Город был выделен в отдельный район и разделен на шесть округов, по одному под каждого старейшины. Наконец, в 1941 году администрация городка получила подкомитет по делам коренных народов и его первых африканских членов. Эти меры включали назначение вождя Зарамо главой всего городка, создание совета из шести старейшин, каждый из которых представлял группу племен одного направления, и превращение города в отдельный район. [ 17 ]

Увеличение населения изменило весь характер Дар-эс-Салама. Многие поселения Зарамо, особенно Бугуруни, были включены в состав трущоб, основанных иммигрантами. Плотность населения Магомени более чем вдвое превышала плотность населения Ньямвези, хотя многие Зарамо жили в Бугуруни на крайнем западе, который сливался с окружающим ландшафтом. [ 18 ]

Согласно опросу, проведенному в 1956 году, большинство домов было построено на деньги владельцев малого бизнеса или художников. Также выяснилось, что несколько этнических групп, таких как маньема, яо и маконде, которые были среди первых поселенцев города, владели большим количеством домов. Однако примечательно, что ни у Шомви, ни у Зарамо не было большого количества недвижимости, поскольку бурный рост Дар-эс-Салама, начавшийся со скромного начала, охватил обе группы коренных жителей. Никто не воспринимал Шомви и Зарамо всерьез, когда они оба время от времени утверждали, что «владеют» городом. Шомви были в основном рыбаками, в то время как Зарамо, выходцы из менее развитого образовательного региона, были «очень погружены в воду» - характеристика, которая отличала Дар-эс-Салам от других столиц Восточной Африки. [ 19 ]

Тройные ассоциации 1950-х годов были в значительной степени сосредоточены на улучшении сельской местности в дополнение к благосостоянию городов. Союз Вазарамо был лучшей иллюстрацией. Зарамо не требовалось, чтобы ассоциация хоронила их или заботилась о них, потому что он жил так близко к городу. Однако в Союзе Вазарамо проживало около 3500 из 6500 членов союза племен, которые были зачислены в Дар-эс-Салам в 1955 году. Его главным приоритетом было продвижение сельского Узарамо. [ 20 ]

Целью Союза Заарамо, по словам его секретаря, было создание «ЕДИНСТВА, ЛУЧШЕГО ПОДЪЕМА» Вазарамо и их страны в основных вопросах. С этой целью оно приобрело и эксплуатировало два грузовика для перевозки людей и сельскохозяйственной продукции между городами и сельскими районами, открыло девять филиалов в племенной зоне и провело кампанию против «старых устаревших вакили», признанных правительством, призывая вместо этого Верховный вождь, ведущий Зарамо к прогрессу. Городская этническая принадлежность была не просто средством выживания, но и продуктивным усилием по созданию групп, которые могли бы хорошо работать вместе в колониальном обществе. [ 21 ]

Общество

[ редактировать ]

Термин «Зарамо» в научных исследованиях также отражает макроэтническую группу. Более крупная группа Зарамо состоит из собственно Зарамо, но включает в себя ряд родственных народов, таких как народы кагуру, квере, куту, ками, сагара, лугуру, нгулу и видунда. [ 22 ]

Большинство народов Танганьики жили по отцовской линии , но есть признаки того, что многие из них когда-то были по материнской линии . Некоторые из этих матрилинейных народов, такие как Зарамо, Лугуру, Мвера и Маконде , смогли выжить на юго-востоке, где цеце, возможно, не позволяла мужчинам приобретать скот для передачи своим сыновьям. [ 23 ]

Общество Зарамо исторически подвергалось набегам рабов и работорговле со стороны суахили-арабских торговцев Занзибара . [ 22 ] [ 24 ] Чтобы противостоять этому преследованию, они построили деревни, укрепленные частоколами. [ 22 ] Многие сбежали с побережья и днем ​​возвращались, чтобы заниматься сельским хозяйством и ловить рыбу. [ 24 ] Занзибарские арабы, штаты Уильям Вогер, Нэнси Кларк и Эдвард Альперс, однако, продолжали свои набеги рабов на материк, где они хватали взрослых и детей язычников Зарамо, затыкали им рот, чтобы они не кричали, а затем продавали их торговцам. [ 24 ] в XIX веке Иногда во время голода, например, во время правления Баргаша бин Саида на Занзибаре , отчаявшиеся жители Зарамо закладывали и продавали друг друга, чтобы выжить. [ 24 ] [ 25 ]

Распределение жителей Зарамо (ок.).

На историю общества Зарамо долгое время оказывали влияние прибрежные столкновения арабо-персидского и африканского населения, типичные для Восточной Африки, начиная с 8-го века. [ 26 ] В колониальную эпоху влияние возникло в результате встреч между африканским народом, арабо-суахилискими торговыми посредниками и европейскими державами, но оно в целом заимствовало старую модель социальной стратификации, основанную на рабстве. [ 27 ]

По словам Эльке Стокрайтера, профессора истории, специализирующегося на Африке, рабы, захваченные у людей зарамо и других этнических групп, таких как народы яо, маконде и ньямвези, с материка и привезенные в прибрежный регион Танзании и на Занзибар, стремились к социальной интеграции и пытались уменьшить отношение к ним со стороны рабовладельцев как к неполноценным, поскольку они приняли и адаптировались к исламу в 19 веке. [ 28 ] Обращение в ислам прибрежных жителей Зарамо началось в 19 веке. [ 29 ] Эти исторические события, утверждает Стокрайтер, повлияли на политику и межэтнические отношения в Танзании 20-го века. [ 28 ] [ 30 ]

Инициация

[ редактировать ]

Ритуалы инициации необходимы для того, чтобы молодежь народа Зарамо стала полноправными членами взрослого общества. Эти ритуалы обычно происходят в период полового созревания и первой менструации у женщины. [ 31 ] [ 32 ]

Мужская церемония называется нхулу, или «рост». Процесс инициации происходит в засушливый сезон примерно раз в три года. У каждого новичка, мвали, есть назначенный инструктор, мхунга, который проводит молодежь через процесс обрезания, обучает сексуальным знаниям и практике Зарамо. После мвали обрезания их приводят в хижину для посвящения, кумби, где их учат, а затем не разрешают мыться в течение двух недель. Как только мвали снова разрешают купаться, их матери в деревне устраивают деревенский танец мбига. Еще через восемь дней мвали возвращаются в деревню, и их наставники сжигают кумби и все, что связано с посвящением. Мвали теперь стали людьми общества и празднуют млао, танец становления. [ 32 ]

Женское посвящение начинается с первой менструацией у девочки. [ 32 ] [ 33 ] Ритуалы, связанные с женской инициацией, проводятся для защиты и обогащения женской силы и ее плодовитости. У девочки есть репродуктивный цикл в обществе: он начинается с ее первой менструации, продолжается до инициации, замужества, рождения детей и, наконец, заканчивается половым созреванием ее внуков, и в этот момент ее репродуктивный цикл завершается. Девушка-послушница, которую также называют мвали, уединяется в доме своей матери на срок от двух недель до одного года. В более ранних документах говорится, что этот процесс в прошлом мог занять до пяти лет. [ 31 ] Тетя мвали по отцовской линии обычно назначается ее шангази , или той, кто берет на себя обучение и церемонии мвали . Посвященного учат домашним обязанностям, таким как ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, сексуальное и моральное поведение, а также зрелое взаимодействие в обществе. [ 33 ] Во время уединения мвали не разрешается говорить, работать или выходить на улицу, чтобы символизировать ее смерть и подчеркнуть ее возрождение как символическое рождение. Затем ее относят к дереву мколе, где ее также обрезает оператор, или мнхунга. Затем ее возвращают в семью и отмечают танцем мбвело . [ 31 ]

Фигуры Мвана Хити (относительно Мвали)

[ редактировать ]

Фигурки Мвана Хити также могут называться мвана нья кити, мвана ня нхити или мвана мконго. Эти имена происходят от слов мвана, что означает «ребенок», и нья кити и нья нхити, что означает «дерево» и «стул». Мконго относится к дереву мконго, из которого вырезано множество мвана хити. Все эти имена относятся к мвана хити как к «дитя дерева». Мвана хити может быть представлена ​​и в других формах, помимо фигур, таких как трости, посох, табурет, музыкальные инструменты и могильные столбы. Мвана хити принадлежат не отдельным людям, а семьям и передаются из поколения в поколение, иногда до 40 или 50 лет. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]

Появление

[ редактировать ]

Мвана хити обычно делают из дерева, однако в некоторых традициях Зарамо говорится, что их следует делать из тыкв, поскольку тыквы являются символом плодородия. Размеры мвана хити различаются, в среднем около 10 сантиметров. Это могут быть проекции ребенка, женщины с ребенком или мвали. Мвана хити представляют собой цилиндрические фигуры с изображением головы и туловища относительно одинакового размера и обычно без рук, ног или гениталий. Часто присутствуют грудь и пупок, а также волосы. Черты лица простые и абстрактные, иногда отсутствуют. Эти фигурки можно украсить металлическими (при наличии волос) или белыми бусинами в качестве украшений. [ 33 ] [ 34 ]

Мвали хити призваны пробудить в мвали «заботливое сознание», чтобы вселить желание иметь детей. Они также служат основным средством общения мвали во время ее уединения, измеряя ее навыки будущей матери и обучая ее женским обязанностям (т.е. заботе о себе и детях). [ 33 ] [ 36 ]

Мвали должна относиться к мвана хити как к своему ребенку, купать его, смазывать маслом, укладывать волосы (в том же стиле мвали носят) и кормить его. Если она не сможет выполнить эти материнские задачи, ей могут отказать в деторождении в будущем. В культуре Зарамо ценится рождаемость, поскольку дети рассматриваются как экономическая и культурная цель для процветания и наследия. [ 33 ] [ 34 ]

Если женщина сталкивается с фертильностью после завершения ее инициации, она может решить повторить уединения и мвана хити ритуалы . Это означает, что мвана хити может также использоваться как тамбико , или «жертвоприношение», как средство создания более прочных связей с духовным миром. [ 33 ] [ 36 ]

Создание наемного убийцы

[ редактировать ]

Мужчины — резчики мвана хити , многие из которых создают репутацию благодаря своим востребованным фигуркам. [ 36 ] Мвана хити изготавливаются только по заказу, и одновременно семья может заказать не более одной фигурки. Резчики также не могут создать мвали хити, если он уже есть в семье. Резчик создает мвана хити из одного куска дерева (или тыквы), который он выбирает, хотя любые украшения для волос или украшения должны быть предоставлены семьей. [ 33 ]

Фигура Мвана Хити из Музея слияний в Лионе, Франция.


Контейнер знахаря Зарамо.

Культура и образ жизни

[ редактировать ]

Народ Зарамо заимствовал у общей суахили и некогда оккупированной арабской культуры такие аспекты одежды, как ношение тюбетейки, исламские фестивали и мусульманские обряды, но они продолжают некоторые из своих доисламских традиций, таких как матрилинейное родство, в то время как немногие придерживаются культа плодородия Колело и поклонения своему древнему божеству Мулунгу . [ 37 ] Традиционная практика Мганги , или знахаря, наряду с мусульманскими священнослужителями, предлагающими услуги божественных целителей, остается популярной среди обедневших общин Зарамо. [ 38 ]

Жители Зарамо — это оседлые фермеры, которые также держат скот и рыбу, но они также являются рабочими-мигрантами в столице Танзании и туристических объектах, считая бизнес, или биашару, своей работой. Они живут в пангонах или трущобах деревень. Они производят основные продукты питания, такие как рис, просо, кукуруза, сорго и маниока, а также товарные культуры, такие как кокосы, бобовые, кешью, ананасы, апельсины и бананы. [ 37 ] [ 7 ] Маниока важна для сельского хозяйства Зарамо, потому что она может расти при очень небольшом количестве дождей. [ 7 ]

Для жителей Зарамо, живущих на побережье, рыбалка также популярна как для личного потребления, так и для торговли. Некоторые зарамо также могут зарабатывать на жизнь варкой пива, добычей древесного угля или добычей копала. Те, у кого есть специализированные профессии, мафунди , или целители и прорицатели, мганга , редко работают на этих должностях полный рабочий день, часто работая в сельском хозяйстве в качестве подкрепления. [ 7 ]

Образование Объединенной Республики Танзания (Независимость Танзании)

[ редактировать ]

Независимость Танганьики в 1961 году и Занзибарского архипелага в 1963 году и их последующее образование Объединенной Республики Танзания привели к значительному сдвигу в танзанийской культуре, а также в культуре Зарамо. В 1963 году 132 вождя и главы правительства были отстранены от своих политических должностей в правительстве. Понижение статуса вождей и старост привело к сокращению их численности и связанных с ними традиций. [ 39 ] [ 33 ]

Жители Зарамо относятся к своим умершим с большим уважением и почтением. [ 33 ] [ 32 ] Они верят, что жизнь продолжается и в смерти, в которой духи умерших, мизиму , приносят только несчастья живым. Болезни, смерть, бесплодие и плохое сельское хозяйство – все это можно объяснить злобой мизиму. Тамбико — это погребальный обряд, во время которого семья очищает могилу и предлагает еду и питье друг другу и умершему. Иногда вокруг могилы строят временную хижину, выполняющую роль святыни. После обретения Танзанией независимости в 1960-х годах все большее число жителей Зарамо просили, чтобы их похоронили в их родных деревнях на частной земле или на территории церкви. [ 33 ]

Маркеры могил

[ редактировать ]

Влияние ислама, а также рост урбанизации и грамотности были отмечены как причины упадка традиционных могильных столбов с фигурами Зарамо. Большинство современных надгробий представляют собой плиты с письменными надписями и уведомлениями. Уменьшение доступности земли в Дар-эс-Саламе привело к увеличению количества немаркированных могил, на которых хранятся несколько тел, в результате чего более важное значение придается достаточной разметке могил. [ 33 ] [ 32 ]

Традиционные могильные фигурки Зарамо имеют множество названий: мвана хити (больше не используется в современном использовании), нгузо за макабури (переводится как «могильные столбы»), машахиди ва макабури (переводится как «могильный свидетель»). Эти фигурки считаются свидетелями или представительство умершего. Могильные фигурки мвана хити отделены от фигурок инициации мвана хити и в основном использовались для могил старост или главных могил. Иногда надгробия создаются в виде деревянных марионеток, называемых девизом ва бандия, которые становятся мнемоническими почетными знаками. [ 33 ] [ 35 ]

Престижные посохи

[ редактировать ]

Посохи, помимо использования в качестве опоры для ходьбы, используются в качестве ритуальных вспомогательных средств, титульных символов и символов власти. Определенные посохи обычно обозначают вождей, прорицателей и лингвистов. [ 33 ]

Палочные посохи

[ редактировать ]

Буквально переводится как «маленькая палка», посохи кифимбо — это небольшие посохи, используемые в основном для военной власти. Его либо держат в руке, либо заправляют между плечом и туловищем. Кифимбо не имеют функционального назначения и считаются чисто символическими. [ 33 ] [ 40 ]

Кому Сотрудники

[ редактировать ]

Традиционные посохи комэ — это высокие посохи, сделанные из черного дерева ( мпинго ), на которых вырезаны украшения в виде животных и людей (женщин). Мвана хити были обычными высшими наградами до обретения Танзанией независимости. Сотрудники Коме обычно ассоциируются с властью вождей, и поэтому их уменьшение присутствия напрямую коррелирует с присутствием вождей в Танзании. [ 33 ]

Керамика

[ редактировать ]

Использование

[ редактировать ]

К началу-середине 20 века большая часть керамики Зарамо состояла из внутренних изделий и импорта из Европы, Японии и Индии. Большая часть керамики Зарамо состоит из керамических кувшинов для воды, глиняных горшков и блюд. Керамика обычно изготавливается для использования на кухне, поэтому существует два основных типа/применения: сосуды для жидкости (с узкими краями) и сосуды для приготовления и подачи еды (открытые и изогнутые края). [ 7 ]

Посуда для приготовления пищи может иметь диаметр 5–12 дюймов и высоту 2–3 дюйма, обычно с открытым расширяющимся краем. Обычные кастрюли называются чунгу, а блюда, приготовленные специально для жарки, называются каанго или кикаанго (в зависимости от размера), а миски меньшего размера называются бакули. Четезо или Китезо — это неглубокая посуда, предназначенная для размещения на постаментах святыни для хранения подношений благовоний. [ 7 ]

Мтунги — это большие горшки, иногда достигающие 2 футов в высоту, специально предназначенные для хранения воды для купания и питья; в домашнем хозяйстве обычно есть два таких сосуда, по одному на каждое использование. Иногда мтунги заменяют ведрами или бочками из-под масла, причем изготовленные альтернативы более долговечны, хотя и менее охлаждают воду. Мтунги, как правило, имеют более хрупкие шейки, склонные к растрескиванию и сколам.

Нет большого различия между керамикой для повседневного использования и керамикой для ритуалов, таких как церемониальное омовение мвали , ритуалы исцеления и погребальные подношения. Можно использовать повседневную керамику, хотя для многих церемоний требуется, чтобы сосуд был новым. [ 7 ]

Большинство гончаров в культуре Зарамо — женщины, которых называют фунди ва куфиньянга, или «мастера гончарного дела». Гончарное дело рассматривается как работа, дополняющая сельскохозяйственные и домашние обязанности, возлагаемые на женщин. За исключением большей части Африки, женщины Зарамо не продают свою керамику на рынках, а работают по системе заказ/комиссия. Хотя любая женщина может выбрать занятие гончарным делом, многих женщин учат старшие родственники, когда они мвали , время, когда девочки уединяются дома и обычно изучают домашние навыки. Гончарное дело — это физически тяжелая работа, и это основная причина, по которой женщина может отказаться от этой практики. [ 7 ]

Хорошая глина — самая важная часть керамики Зарамо, и многие гончары предпочитают смешивать несколько типов глины, чтобы добиться максимальной прочности в процессе обжига. Гончарный круг не используется; вместо этого используются методы «пережимающего горшка» (как правило, для сосудов меньшего размера) и методы намотки (как правило, для сосудов большего размера). После формирования керамику оставляют сохнуть на 2–7 дней, а затем обжигают не в печи, а на дровах. Сосуды ставят на огонь, а поверх сосудов кладут еще дров и растительных материалов. Обжиг длится 2–3 часа. Если керамику необходимо покрасить, ее окрашивают непосредственно после обжига. [ 7 ]

Отделка и украшение

[ редактировать ]

Тела сосудов полируют семенами, металлом, камнями или ракушками, а горлышки/ободы заглаживают листьями или бумагой. [ 7 ]

Цвет добавляется сразу после обжига и в основном состоит из красного и черного цветов. Красный пигмент получают либо в результате кипячения растения мзингифури (когда сосуд погружают в пигмент), либо в результате нагревания семян травы китагоймсе (которые превращаются в твердую массу, которую затем натирают на только что обожженный сосуд для переноса пигмент.) Черный пигмент получают из порошка коры дерева (обычно коры манго) и смешивания его с водой или соком цитрусовых. [ 7 ]

Орнамент керамики ценится в культуре Зарамо, но не является неотъемлемой частью. Украшение либо вырезано (с использованием стеблей проса, бамбука или ракушек), либо рисуется. Крышки, или фунико , не надрезаются, а только красятся. Бийки — это инструменты, похожие на гребенки, предназначенные для создания параллельных линий. Все резные украшения называются марембо или мапамбо, но есть особые названия и для других узоров, таких как хуку на хуку (зигзаг), мистари (вертикальные линии) и укумбуо (горизонтальные линии). [ 7 ]

Баскетбольные изделия

[ редактировать ]

Использование

[ редактировать ]

Баскетбольные изделия - очень распространенная практика в культуре Зарамо и Танзании, и ее можно разделить на несколько типов. [ 7 ]

Пакача — это корзины, которые предназначены для использования всего на день или два. Они изготавливаются из свежих пальмовых листьев и часто используются для перевозки небольшого количества предметов/товаров, будь то в путешествии или на рынке. Они одноразовые и изготавливаются простыми людьми, а не специалистами. Тенга — более крупная и прочная версия пакачи. Они предназначены для перевозки тяжелых грузов и поэтому сделаны из бамбука, а не из пальмовых листьев. В унго (подносы для еды и просеивания) и кикота (небольшие сосуды для пива) также используется бамбук, хотя он более плотно сплетен. [ 7 ]

Корзины на рынке Сингиды

Кава — это украшенные крышки для еды, сделанные из диких финиковых пальм, называемых мкинду . Их часто украшают пословицами на суахили, фруктами, овощами и цветами. Подобно каве, есть вееры, называемые випепэо . К типам циновок относятся мкека (большие прямоугольные коврики для сидения), мсала (овальные молитвенные коврики), джамви (большие прочные коврики для покрытия крыльца), витанга (меньшие, овальные варианты джамви ) и кумба (циновки для заборов и стен). ) [ 7 ]

Корзины создаются с использованием в основном бамбука, листьев пальмы двара и листьев финиковой пальмы. Затем из растительных волокон заплетают косы, которые бывают разных типов, например, джичо ла куку (куриный глаз), пача (перекресток) и виньота (звезды). После того, как растительные волокна сплетены в длинные полоски, их сшивают вместе, чтобы создать плетение желаемой формы. Раньше корзины сшивались из кокосового волокна, но сегодня чаще используют шпагат или пластик от пакетов. Многие корзины имеют натуральный цвет, хотя некоторые из них окрашены. Крашение корзин, если оно проводится, обычно производится в черном или красно-оранжевом цвете из корней растения мдаа или ягод мзингефури соответственно. Единственные необходимые инструменты — это нож для очистки овощей и игла или шило. [ 7 ]

Хотя научиться плести плетеные изделия может каждый, обычно этому обучают в семье. Мастеров плетения корзин называют фунди кусука, «мастера плетения». Баскетбольное дело, как и гончарное дело, считается подработкой только на неполный рабочий день. Мужчины обычно занимаются плетением с использованием бамбука, а женщины - плетением с использованием пальмовых листьев. Украшением обычно занимаются мужчины. [ 7 ]

Известные люди наследия Зарамо

[ редактировать ]
  • Кимбамандука (19 век) Танзанийский охотник на слонов, воин, пази (вождь) народа Зарамо.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 572. ИСБН  978-0-19-533770-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Народ Зарамо , Британская энциклопедия
  3. ^ Ллойд В. Суантц (1990). Знахарь среди зарамо Дар-эс-Салама . Институт Северной Африки. стр. 7–8. ISBN  978-91-7106-299-4 .
  4. ^ Рэндалл Л. Пауэлс (2002). Рог и Полумесяц: культурные изменения и традиционный ислам на восточноафриканском побережье, 800-1900 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 116–122. ISBN  978-0-521-52309-7 .
  5. ^ Сванц, Марья Лииса (сентябрь 1979 г.). «Сообщество и исцеление среди Зарамо в Танзании». Социальные науки и медицина. Часть Б: Медицинская антропология . 13 (3): 169–173. дои : 10.1016/0160-7987(79)90031-0 . ISSN   0160-7987 . ПМИД   555565 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Язык сарамо: Танзания , Этнолог
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Пелрин, Дайан Мари. (1991). Искусство Зарамо: исследование форм, контекстов и истории . Международный университет микрофильмов. OCLC   896633399 .
  8. ^ Оуэнс, Греция (1 апреля 2012 г.). «Война Камба: рассказы Фонда, этногенез и изобретение Зарамо в доколониальной Восточной Африке». Этноистория . 59 (2): 353–385. дои : 10.1215/00141801-1536912 . ISSN   0014-1801 .
  9. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 256. ИСБН  9780511584114 .
  10. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 213. ИСБН  9780511584114 .
  11. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 221. ИСБН  9780511584114 .
  12. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 236. ИСБН  9780511584114 .
  13. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 314. ИСБН  9780511584114 .
  14. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 550. ИСБН  9780511584114 .
  15. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 408. ИСБН  9780511584114 .
  16. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 408. ИСБН  9780511584114 .
  17. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 388. ИСБН  9780511584114 .
  18. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 388. ИСБН  9780511584114 .
  19. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 388. ИСБН  9780511584114 .
  20. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 390. ИСБН  9780511584114 .
  21. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 391. ИСБН  9780511584114 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. п. 610. ИСБН  978-0-313-27918-8 .
  23. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 391. ИСБН  9780511584114 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Уильям Х. Вогер; Нэнси Л. Кларк; Эдвард А. Альперс (2010). Африка и Запад: от работорговли к завоеваниям, 1441–1905 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 119–120. ISBN  978-0-19-537348-6 .
  25. ^ Гвин Кэмпбелл (2015). Кабальный труд и долг в странах Индийского океана . Рутледж. стр. 35–37. ISBN  978-1-317-32008-1 .
  26. ^ Бернар Калас (2010). От Дар-эс-Салама до Бонголенда: городские мутации в Танзании . Коллектив африканской книги. стр. 173–175. ISBN  978-9987-08-094-6 .
  27. ^ Бернар Калас (2010). От Дар-эс-Салама до Бонголенда: городские мутации в Танзании . Коллектив африканской книги. стр. 176–178. ISBN  978-9987-08-094-6 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Эльке Штокрайтер (2015). Исламское право, гендерные и социальные изменения на Занзибаре после отмены смертной казни . Издательство Кембриджского университета. стр. 210–212. ISBN  978-1-107-04841-6 .
  29. ^ Неемия Левцион ; Рэндалл Пауэлс (2000). История ислама в Африке Издательство Университета Огайо. стр. 100-1 283–284. ISBN  978-0-8214-4461-0 .
  30. ^ Кроуфорд Янг (1979). Политика культурного плюрализма . Университет Висконсин Пресс. стр. 241–242. ISBN  978-0-299-06744-1 .
  31. ^ Перейти обратно: а б с Сванц, Марья-Лийза. (1995). Кровь, молоко и смерть: символы тела и сила возрождения среди Зарамо в Танзании . Мджема, Саломея., Дикая, Зеня. Вестпорт, Коннектикут: Бергин и Гарви. ISBN  0897893980 . ОСЛК   30811740 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и Бейдельман, Т.О. (Томас О.), 1931- (2017). Материнские народы восточной Танзании: (Зарамо, Лугуру, Кагуру, Нгулу и др.) . Рутледж. ISBN  9781315309613 . OCLC   974669106 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п День, Фадхили Сафиели. Искусство и идентичность народа Зарамо в Танзании . OCLC   45175925 .
  34. ^ Перейти обратно: а б с Хардинг, младший (апрель 1961 г.). «83. Куклы «Мвали» Вазарамо». Мужчина . 61 : 72–73. дои : 10.2307/2797857 . ISSN   0025-1496 . JSTOR   2797857 .
  35. ^ Перейти обратно: а б Хартвиг, Джеральд В. (июль 1978 г.). «Скульптура в Восточной Африке». Африканское искусство . 11 (4): 62–96. дои : 10.2307/3335347 . ISSN   0001-9933 . JSTOR   3335347 .
  36. ^ Перейти обратно: а б с Феликс, Марк Лео. (1990). Мвана хити: жизнь и искусство матрилинейных банту Танзании = Мвана хити: жизнь и искусство матрилинейных банту Танзании . Ф. Ян. OCLC   27677384 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. п. 610. ИСБН  978-0-313-27918-8 .
  38. ^ Ллойд В. Суантц (1990). Знахарь среди зарамо Дар-эс-Салама . Институт Северной Африки. стр. 11–12, 16–17, 24–25, 43–46. ISBN  978-91-7106-299-4 .
  39. ^ Соединенные Штаты. Центральное разведывательное управление. (2003), Танзания. , [Центральное разведывательное управление], OCLC   775999712
  40. ^ Полфлиет, Лео (1989). Сотрудники офиса Кифимбо из Центральной и Восточной Африки . Фред Ян. OCLC   901439254 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35dcd9e9c185b87991e851df47057e76__1717332900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/76/35dcd9e9c185b87991e851df47057e76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zaramo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)